Научная статья на тему 'СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
51
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / РУКОВОДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО ПЕРСОНАЛА / СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тарасенко В.В.

В статье представлены результаты исследования управленческого персонала образовательных организаций, в ходе которого было выявлено противоречие между потребностью системы образования в руководителях образовательных организаций с актуальным уровнем управленческой компетентности и наличием систематических профессиональных затруднений в деятельности данных руководителей при реализации функций управления. Для разрешения выявленного противоречия автором статьи уточняется сущность понятий «компетенция», «компетентность», «управленческая компетентность руководителя образовательной организации». Разработана структурно-функциональная модель системы управления образовательной организацией как основание для определения содержания управленческих функций и компетентности руководителя образовательной организации. Уточнение управленческих функций в контексте структурно-функциональной модели системы управления позволили определить содержание управленческой компетентности руководителя образовательной организации. В структурно-содержательном отношении управленческая компетентность представлена как взаимопроникновение управленческих знаний, умений, опыта управленческой деятельности, мотивов, ценностей, профессионально–личностных качеств — соответственно, как совокупность когнитивного, деятельностного и мотивационно-личностного компонентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тарасенко В.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-FUNCTIONAL APPROACH TO DETERMINING THE CONTENT OF MANAGERIAL COMPETENCE OF THE HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

The article presents the results of a study of the management staff of educational organizations, in which it was revealed a contradiction between the need for the education system in the heads of educational organizations with the current level of managerial competence and the presence of systematic professional difficulties in the activities of these leaders in the implementation of management functions. To resolve the revealed contradiction, the author clarifi es the essence of the concepts of «competence», «management competence of the head of the educational organization». A structural and functional model of the educational organization management system is developed as a basis for determining the content of management functions and competence of the head of the educational organization. Clarifi cation of management functions in the context of the structural and functional model of the management system allowed to determine the content of the managerial competence of the head of the educational organization. In the structural and content relation managerial competence is presented as interpenetration of administrative knowledge, skills, experience of administrative activity, motives, values, professional and personal qualities; respectively, set of cognitive, activity and motivational–personal components.

Текст научной работы на тему «СТРУКТУРНО-ФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СОДЕРЖАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РУКОВОДИТЕЛЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

структурно-функциональный подход к определению содержания управленческой компетентности руководителя образовательной организации

STRUCTURAL-FUNCTIONAL APPROACH TO DETERMINING THE CONTENT OF MANAGERIAL COMPETENCE OF THE HEAD OF EDUCATIONAL ORGANIZATION

ПОЛУЧЕНО 01.07.18 ОДОБРЕНО 08.07.18 ОПУБЛИКОВАНО 27.08.18 УДК 331.1 DOI 10.12737/article_5b8d05b73858f2.87282676

тарасенко в.в.

Канд. пед. наук, доцент, докторант кафедры управления персоналом, ФГБОУ ВО «Государственный университет управления», г. Москва

TARASENKO V.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Doctoral Candidate of the Department of Personnel Management, State University of Management, Moscow

e-mail: Tarasenko56@mail.ru

Аннотация

В статье представлены результаты исследования управленческого персонала образовательных организаций, в ходе которого было выявлено противоречие между потребностью системы образования в руководителях образовательных организаций с актуальным уровнем управленческой компетентности и наличием систематических профессиональных затруднений в деятельности данных руководителей при реализации функций управления. Для разрешения выявленного противоречия автором статьи уточняется сущность понятий «компетенция», «компетентность», «управленческая компетентность руководителя образовательной организации». Разработана структурно-функциональная модель системы управления образовательной организацией как основание для определения содержания управленческих функций и компетентности руководителя образовательной организации. Уточнение управленческих функций в контексте структурно-функциональной модели системы управления позволили определить содержание управленческой компетентности руководителя образовательной организации. В структурно-содержательном отношении управленческая компетентность представлена как взаимопроникновение управленческих знаний, умений, опыта управленческой деятельности, мотивов, ценностей, профессионально-личностных качеств — соответственно, как совокупность когнитивного, деятельностного и мотивационно-личностного компонентов.

Ключевые слова: образовательная организация, руководитель образовательной организации, управленческая компетентность, развитие управленческого персонала, структурно-функциональный подход.

Abstract

The article presents the results of a study of the management staff of educational organizations, in which it was revealed a contradiction between the need for the education system in the heads of educational organizations with the current level of managerial competence and the presence of systematic professional difficulties in the activities of these leaders in the implementation of management functions. To resolve the revealed contradiction, the author clarifies the essence of the concepts of «competence», «management competence of the head of the educational organization». A structural and functional model of the educational organization management system is developed as a basis for determining the content of management functions and competence of the head of the educational organization. Clarification of management functions in the context of the structural and functional model of the management system allowed to determine the content of the managerial competence of the head of the educational organization. In the structural and content relation managerial competence is presented as interpenetration of administrative knowledge, skills, experience of administrative activity, motives, values, professional and personal qualities; respectively, set of cognitive, activity and motivational-personal components.

Keywords: educational organization, head of educational organization, managerial competence, development of management personnel, structural-functional approach.

Актуальность исследования. Стратегией развития отечественной и зарубежных систем образования в современном обществе является повышение доступности и качества образования, что нашло отражение в Конвенции ООН «О защите прав человека и основных свобод», Декларации тысячелетия ООН, Международных пактах Совета Европы о правах человека, Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», Государственной программе Российской Федерации «Развитие образования» на 2013—2020 гг. Ключевую роль в обеспечении эффективной реализации данной стратегии играет управленческий персонал образовательных организаций, обладающий актуальным уровнем профессиональной (управленческой) компетентности. Этот вывод подтверждается результатами исследований ученых по проблеме управления образовательными системами (М. Барбер, К. Доннелли [10]; Ю.А. Конаржевский [3], Д.А. Новиков [6], М. Фуллан [11, 12], Т.И. Шамова [9] и др.).

Анализ отечественной системы образования позволил прийти к выводу, что значительная доля руководителей образовательных организаций (более 80%) имеют базовое высшее педагогическое образование и профессиональную переподготовку по программе «Менеджмент в образовании». Вместе с тем результаты исследования практики управления образовательными организациями города Москвы и Оренбургской области, а также самооценки управленческого персонала этих организаций, свидетельствуют, что отсутствие базового менеджерского образования у руководителей коррелирует с их профессиональными затруднениями при реализации управленческих функций. У более 60% респондентов отмечаются систематические профессиональные затруднения в процессе исследования требований и потребностей ключевых стейкхолдеров, проектирования стратегии и программы развития образовательной организации, разработки нормативного-методического обеспечения управ-

ления, актуализации внебюджетной деятельности, управления персоналом.

Таким образом, было выявлено противоречие между потребностью системы образования в руководителях образовательных организаций, обладающих актуальным уровнем управленческой компетентности, и наличием систематических профессиональных затруднений в деятельности данных руководителей при реализации функций управления. Необходимость разрешения выявленного противоречия актуализировала потребность в научном обосновании современного содержания управленческой компетентности руководителя образовательной организации как системообразующего элемента (ядра) системы развития управленческого персонала образовательных организаций.

Основные результаты исследования. В соответствии с концепцией компетентностного подхода в управлении персоналом (А.Я. Кибанов, Е.А. Митрофанова, В.Г. Коновалова, О.Л. Чуланова и др.) под термином «компетенции» понимают характеристики личности, которые важны для эффективного выполнения работы на соответствующей позиции и которые могут быть измерены через наблюдаемое поведение [4]. В свою очередь, термин «компетентность», по мнению А.В. Хуторского, целесообразно использовать для фиксирования уже состоявшихся качеств личности, понимая компетентность не только как обладание человеком соответствующей компетенцией, но и его личностное отношение к ней и предмету деятельности [2, с. 56]. Так, по мнению О.М. Атласовой, управленческую компетентность руководителя следует определять как интегральную характеристику, отражающую способности, личностные и профессиональные качества руководителя, а также его готовность к управленческой деятельности в конкретной социально-исторической и образовательной ситуации [1]. По утверждению А.И. Таюрского, управленческая компетентность руководителя образовательной организации характеризуется как готовность и способность руководителя выделять, точно формулировать, целостно и глубоко анализировать проблемы учебного заведения и находить из большего числа альтернативных подходов к их решению наиболее целесообразный и эффективный [8]. Важным для данного исследования является позиция ученых, (В.И. Бондарь, Л.Г. Киселева, В.И. Маслов, В.С. Сапрыкин, А.И. Таюрский и др.), обосновавших обусловленность содержания управленческой компетентности руководителя содержанием его управленческой деятельности/управленческих функций.

Термин «управленческие функции» ввел в научно-прак-тичекий оборот А. Файоль, по мнению которого, управлять — это последовательно предсказывать и планировать, организовывать, распоряжаться, координировать и контролировать. В соответствии с позицией ряда ученых (М. Мес-кона, М. Альберта и Ф. Хедоури [5]), управление образовательной организацией рассматривается как последовательный процесс планирования, организации, мотивации и контроля, ведущий к достижению стратегической цели организации. Таким образом, основываясь на результатах теоретического анализа понятий «компетенция», «компетентность», «управленческие функции» и выводах ранее проведенного исследования [7], под управленческой компетентностью руководителя образовательной организации понимается интегративное качество личности, проявляющееся в способности и готовности руководителя разрабатывать стратегию образовательной организации и осуществлять ее посредством реализации функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля).

Следуя логике исследования, уточним содержание управленческих функций руководителя образовательной организации, которое обуславливает содержание его управленческой компетентности. Методологическим основанием для уточнения содержания функций управления и управленческой компетентности руководителя образовательной организации был определен структурно-функциональный подход (К. Дэвис, М. Леви, Н. Луман, Р. Мертон, Т. Парсонс и др.). Методология структурно-функционального подхода позволила исследовать управление образовательной организацией как структурно расчлененную целостность, в которой каждый элемент имеет свое структурное место и функциональное назначение. С позиции данной подхода, система управления образовательной организацией была представлена в виде 4-х уровневой структуры, состоящей из субъектов управления, полномочных реализовывать персональный набор содержания управленческих функций (рис. 1).

Высший (первый) уровень структурно-функциональной модели системы управления образовательной организацией включает:

- руководителя образовательной организации, целью которого является управление развитием организации как условия достижения стратегической образовательной цели — повышения доступности и качества образования;

[Уровень 1

X

¡Уровень 2

X

¡Уровень 3

•Уровень 4|

Педагогический Совет (Штаб)

(управление качеством образования)

Руководитель

(управление развитием организации)

Управляющий Совет (Штаб)

(стратегическое управление организацией)

< * :>

Функциональный руководитель (управление ресурсами) Линейный руководитель (управление образовательным процессом) Линейный руководитель (управление системой оценки качества образования) Функциональный руководитель (управление социальными процессами)

Л

Руководители службы управления

персоналом и административно-хозяйственных служб

Ц*

V

Руководители учебных подразделений, методических объединений педагогов, службы СМК

*

Ж.

Руководители методических объединений классных руководителей и воспитателей

эфе

Руководители социальной, психологической и библиотечно-информационной служб

о*

Педагоги, воспитатели, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-библиотекарь, иные специалисты

Рис. 1. Структурно-функциональная модель системы управления образовательной организацией

- коллегиальных органов управления образовательной организации (педагогический Совет, управляющий Совет и др.), уставная деятельность которых позволяет характеризовать их как штаб для разработки стратегических решений по ключевым направлениям деятельности образовательной организации.

На втором уровне модели системы управления организацией расположены линейные и функциональные руководители — заместители руководителя образовательной организации, целью которых являются управление ресурсами, образовательным процессом, системой оценки качества образования, социальными процессами. Третий уровень модели системы управления образовательной организацией представлен такими линейно-функциональными субъектами управления как:

- руководители службы управления персоналом и административно-хозяйственных служб;

- руководители учебных подразделений, методических объединений педагогов, службы системы менеджмента качества;

- руководители методических объединений руководителей и воспитателей;

- руководители социальной, психологической и библио-течно-информационной служб.

Четвертый уровень модели системы управления представлен педагогическим и вспомогательным персоналом образовательной организации, деятельность которого прямо или косвенно содержит элементы управленческих функций: это педагоги, воспитатели, педагоги-психологи, социальные педагоги, педагоги-библиотекари и иные специалисты.

Важно отметить, что в соответствии с отечественным законодательством единоличным исполнительным органом образовательной организации является руководитель образовательной организации, который осуществляет текущее руководство деятельностью организации и несет персональную ответственность за ее результаты. В соответствии с данным требованием следует, что управленческая компетентность руководителя должна отражать содержание управленческих функций, характерное для всех уровней системы управления образовательной организацией.

Рассмотрим содержание управленческих функций более подробно.

Планирование представляет собой динамическую систему, совокупность управленческих процессов, в том числе: анализ внешней и внутренней среды организации (PEST-и SWOT-анализы); определение миссии, дерева целей и стратегии образовательной организации, конкретизацию целей в задачах, оценку необходимых для их решения ресурсов, составление программы действий. План как результат планирования содержит перечень того, что должно быть сделано, последовательность, ресурсы и время выполнения работ, необходимых для достижения поставленных целей/задач. Отметим, что планирование требует от каждого субъекта управления не простого исполнения своих обязанностей, а осознания целей своей деятельности, ее связи с целями других членов коллектива, а также с генеральной целью социально-педагогической системы [5].

Для реализации целей и стратегии образовательной организации необходим этап создания организационных отношений, обеспечивающих движение системы, оптимальное взаимодействие ее компонентов, т.е. организации. Организация как управленческая функция включает определение порядка взаимодействия различных ресурсов, построение организационной структуры (т.е. регламент полномочий и ответственности участников деятельности, а также правила их взаимодействия по вертикали и горизонтали). Мотивация

как управленческая функция направлена на создание условий для достижения каждым участником образовательной деятельности целей организации, т.е. принятия им организационных целей как личностно значимых. Мотивирование осуществляется методами управленческой мотивации (экономической, социальной, психологической, властной, моральной мотивации; социально-психологическими методами и пр.) и стимулирования. Назначение контроля — устанавливать степень соответствия принятых решений фактическому состоянию системы управления образовательной организацией, реально достигнутых результатов и целей запланированным, выявлять отклонения и их причины. В свою очередь, функции планирования, организации, мотивации и контроля имеют общие характеристики: все они требуют принятия решений, и для всех необходима коммуникация, чтобы получить информацию для принятия правильного решения и сделать это решение понятным для других.

Уточнение управленческих функций в контексте структурно-функциональной модели системы управления позволило определить содержание управленческой компетентности руководителя образовательной организации. В структурно-содержательном отношении управленческая компетентность представлена взаимопроникновением управленческих знаний, умений, опыта управленческой деятельности, мотивов, ценностей, профессионально-личностных качеств — соответственно, как совокупность когнитивного, деятельност-ного и мотивационно-личностного компонентов (табл. 1).

Мотивационно-личностный компонент управленческой компетентности руководителя образовательной организации характеризуется мотивацией руководителя к успеху и на избегание неудач, мотивацией достижений; ценностными ориентациями на развитие, социальный статус, поведенческий контроль и самоконтроль; такими личностными качествами как: гуманитарность (обращенность к Человеку, его правам и интересам), целеустремленность, системность и критичность мышления, лидерские качества, высокий уровень ригидности, стрессоустойчивость, коммуникабельность, объективность, рефлексивность.

Когнитивный компонент управленческой компетентности руководителя образовательной организации включает совокупность необходимых управленческих знаний, формирующих основу управленческой деятельности, умений планировать, организовывать, мотивировать и контролировать. При реализации функции планирования когнитивный компонент характеризуется знаниями руководителя требований и потребностей ключевых стейкхолдеров образовательной организации, методов исследования и анализа внешней и внутренней среды организации, концепций стратегического и оперативного управления, видов и технологий разработки стратегий, характеристик планов и программ развития в образовательной организации. При реализации функции организации — знанием теорий организации, законов и принципов статической и динамической организации, видов организационных структур и методов их построения, правил командообразования и делегирования полномочий, способов обеспечения организации необходимыми условиями и ресурсами; содержания линейных и функциональных направлений деятельности организации. При реализации функции мотивации — знанием теорий мотивации, методов мотивации и стимулирования, типов потребностей и психологических особенностей целевых аудиторий, порядка построения системы мотивации персонала на основе КР1. При реализации функции контроля — знаниями принципов и видов контроля, этапов контроля и их содержания, методов и форм оценки эффективности и результативности принятых решений.

Таблица 1

Содержание управленческой компетентности руководителя образовательной организации

Функции управления Компоненты управленческой компетентности

Когнитивный (знает...) Деятельностный (умеет, владеет опытом.) Мотивационно-личностный (мотивы, ценностные ориентации, личностные качества)

Планирование Требования и потребности ключевых стейкхолдеров образовательной организации, методы исследования и анализа внешней и внутренней среды организации, концепции стратегического и оперативного управления, виды и технологии разработки стратегий, характеристики планов и программ развития в образовательной организации. Проводить анализ внешней и внутренней среды организации; разрабатывать миссию, дерево целей и стратегию организации; конкретизировать цели в задачи; разработать планы и программы развития организации в соответствии с требованиями ключевых стейкхолдеров, определять Ш организации. Мотивация к успеху и на избегание неудач, мотивация достижений. Ориентация на развитие, социальный статус, диалог; на поведенческий контроль и самоконтроль. Личностные качества: гуманитар-ность, целеустремленность, системность и критичность мышления, лидерские качества, высокий уровень ригидности, стрессоустойчивость, коммуникабельность, объективность, рефлексивность.

Организация Теории организации, законы и принципы статической и динамической организации, виды организационных структур и методы их построения, правила командообразования и делегирования полномочий, способы обеспечения организации необходимыми условиями и ресурсами; содержание линейных и функциональных направлений деятельности организации. Проектировать организационную структуру, создавать и развивать управленческую команду, обеспечивать организацию необходимыми условиями и ресурсами; создавать и поддерживать системность деятельности линейных и функциональных субъектов управления организацией.

Мотивация Теории мотивации, методы мотивации и стимулирования, типы потребностей и психологических особенности целевых аудиторий, порядок построения системы мотивации персонала на основе Ш. Разрабатывать мотивационный профиль персонала, осуществлять систему мотивации и стимулирования персонала на основе Ш, формировать организационную культуру организации и лояльность персонала.

Контроль Принципы и виды контроля, этапы контроля и их содержание, методы и формы оценки эффективности и результативности принятых решений. Проводить самоконтроль, контроль и учет эффективности и результативности деятельности организации, структурных подразделений, основного и вспомогательного персонала.

Деятельностный компонент управленческой компетентности руководителя образовательной организации представлен совокупностью управленческих умений и опыта принимать решения в процессе реализации управленческих функций. Анализ практики управления образовательными организациями позволяет выделить ключевые умения руководителя — умения целеполагания, коммуникационные, организационные и рефлексивные умения. В частности, при реализации функции планирования деятельностный компонент представлен умениями руководителя проводить анализ внешней и внутренней среды организации; разрабатывать миссию, дерево целей и стратегию организации; конкретизировать цели в задачи; разработать планы и программы развития организации в соответствии с требованиями ключевых стейкхолдеров, определять КР1 организации. При реализации функции организации — умениями руководителя проектировать организационную структуру управления организацией, создавать и развивать управленческую команду, обеспечивать организацию необходимыми условиями и ресурсами; создавать и поддерживать системность деятельности линейных и функциональных субъектов управления организацией. При реализации функции мотивации — умениями руководителя разрабатывать мотиваци-онный профиль персонала, осуществлять систему мотивации и стимулирования персонала на основе КР1, формировать организационную культуру организации и лояльность персонала. При реализации функции контроля — умением руководителя проводить самоконтроль, контроль и учет эффективности и результативности деятельности организации, структурных подразделений, основного и вспомогательного персонала.

Выводы исследования. Анализ результатов проведенного исследования позволил:

1) выявить противоречие между потребностью системы образования в руководителях образовательных организаций с актуальным уровнем управленческой компетентности и наличием систематических профессиональных затрудне-

ний в деятельности данных руководителей при реализации функций управления.

2) уточнить сущность понятия «управленческая компетентность руководителя образовательной организации», которое определяется как интегративное качество личности, проявляющееся в способности и готовности руководителя разрабатывать стратегию образовательной организации и осуществлять ее посредством реализации функций управления (планирования, организации, мотивации и контроля).

3) определить современное содержание управленческой компетентности руководителя образовательной организации в контексте управленческих функций и структурно-функциональной модели системы управления образовательной организацией.

Дальнейший этап исследования предполагает разработку научно-обоснованных уровневых характеристик управленческой компетентности руководителя образовательной организации, апробацию диагностического инструментария и оценку уровня сформированности исследуемой компетентности с целью разработки персонифицированной системы развития управленческого персонала образовательных организаций.

литература

1. Атласова О.М. Развитие профессиональной компетентности руководителей школ в процессе повышения квалификации: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук / О.М. Атласова. — Санкт-Петербург: Ин-т образования взрослых, 1995. — 18 с.

2. Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. — М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. — 327 с.

3. Конаржевский Ю.А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю.А. Конаржевский. — М.: Центр «Педагогический поиск», 2000. — 224 с.

4. Кибанов А.Я., Митрофанова Е.А., Коновалова В.Г., Чула-нова О.Л. Концепция компетентностного подхода в управлении персоналом: Монография. — М.: ИНФРА-М, 2016. — 156 с.

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури; пер. с англ. М.А. Майорова, Э.В. Шустер, А.А. Быковский и др. — М.: Знание, 2000. — 288 с.

6. Новиков Д.А. Введение в теорию управления образовательными системами. — М.: Эгвес, 2009. — 156 с.

7. Тарасенко В.В. Управленческая компетентность руководителя образовательной организации как основа эффективности системы управления персоналом / В.В. Тарасенко // Экономика и предпринимательство. — 2015. — № 8. — С. 576-580.

8. Таюрский А.И. Факторы, влияющие на формирование управленческой компетентности руководителей образовательных учреждений всех уровней профессионального образования / А.И. Таюрский // Вестник Томского государственного педагогического университета. — 2009. — № 1. — С. 5-7.

9. Шамова Т.И., Давыденко Т.М., Шибанова Т.Н. Управление образовательными системами. — М.: Academia, 2007. — 384 с.

10. Barber M., Donnelly K., Rizvi S. Oceans of Innovation. The Atlantic, the Pacific, Global Leadership and the Future of Education. London: Institute for Public Policy Research, 2012.

11. Fullan M. Change Leader. San-Francisco: Jossey-Bass, 2011.

12. Fullan M. The Principal. Three Keys to Maximizing Impact. San Francisco: Jossey-Bass, 2014.

references

1. Atlasova O.M. Razvitie professional'noy kompetentnosti ruko-voditeley shkol v protsesse povysheniya kvalifikatsii. Kand. Diss [Development of professional competence of school principals in the process of professional development. Cand. Diss]. St. Petersburg: In-t obrazovaniya vzroslykh Publ., 1995. 18 p.

2. Kompetentsii v obrazovanii: opytproektirovaniya [Competencies in education: design experience]. Moscow: Nauchno-vnedren-cheskoe predpriyatie «INEK» Publ., 2007. 327 p.

3. Konarzhevskiy Yu.A. Menedzhment i vnutrishkol'noe upravlenie [Management and in-school management]. Moscow, Tsentr «Pedagogicheskiy poisk» Publ., 2000. 224 p.

4. Kibanov A.Ya., Mitrofanova E.A., Konovalova V.G., Chula-nova O.L. Kontseptsiya kompetentnostnogopodkhoda v upravlenii personalom [The concept of competence approach in personnel management]. Moscow, INFRA-M Publ., 2016. 156 p.

5. Meskon M.Kh. Osnovy menedzhmenta [Fundamentals of Management]. Moscow, Znanie Publ., 2000. 288 p.

6. Novikov D.A. Vvedenie v teoriyu upravleniya obrazovatel'nymi sistemami [Introduction to the theory of management of educational systems]. Moscow, Egves Publ., 2009. 156 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Tarasenko V.V. Upravlencheskaya kompetentnost' rukovodi-telya obrazovatel'noy organizatsii kak osnova effektivnosti sistemy upravleniya personalom [Managerial competence of the head of the educational organization as a basis for the effectiveness of the personnel management system]. Ekonomika ipredprinimatel'stvo [Economics and Entrepreneurship]. 2015, I. 8, pp. 576-580.

8. Tayurskiy A.I. Faktory, vliyayushchie na formirovanie uprav-lencheskoy kompetentnosti rukovoditeley obrazovatel'nykh uchrezhdeniy vsekh urovney professional'nogo obrazovaniya [Factors influencing the formation of managerial competence of heads of educational institutions of all levels of vocational education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogiche-skogo universiteta [Bulletin of the Tomsk State Pedagogical University]. 2009, I. 1, pp. 5-7.

9. Shamova T.I., Davydenko, TM., Shibanova, G.N. Upravlenie obrazovatel'nymi sistemami [Management of educational systems]. Moscow, Academia Publ., 2007. 384 p.

10. Barber, M., Donnelly, K., Rizvi, S. Oceans of Innovation. The Atlantic, the Pacific, Global Leadership and the Future of Education. London: Institute for Public Policy Research, 2012.

11. Fullan, M. Change Leader. San-Francisco: Jossey-Bass, 2011.

12. Fullan, M. The Principal. Three Keys to Maximizing Impact. San Francisco: Jossey-Bass, 2014.

Джули Стар

лучший коучинг для карьеры. техники, советы, лайфхаки

М.: ИГ «Весь», 2018. — 192 с.

Коучинг признан специалистами как одна из самых эффективных форм обучения — и не случайно. Польза от коучинга видна уже через несколько занятий. Если вы ищете способ отточить свои профессиональные навыки и взобраться по карьерной лестнице (или научить этому своих подчиненных), то книга о коучинге на рабочем месте будет вам отличным помощником. Ее автор Джули Старр тренер и консультант с более чем двадцатилетним опытом работы в этой области. Метод Старр, специально разработанный и испытанный в сфере бизнеса, основан на психологическом консультировании. Автор учит читателя находить взаимопонимание с собеседником и задавать эффективные вопросы, а также раскрывает принцип «концентрированного» внимания и — главное — показывает действие метода в самых распространенных сценариях. Кроме того, в книге приведены техники и лайфхаки, которые помогут вам закрепить полученные знания и в дальнейшем с успехом применять их практике.

Благодаря этой книге вы сможете по-новому взглянуть на знакомые ситуации, в которых принципы коучинга могут оказаться действительно полезными!

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.