Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
95
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Область наук
Ключевые слова
ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / КАЧЕСТВО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Игнатович И. И.

В данной статье представлены общие подходы к определению качества образования, организационно-управленческие аспекты мониторинга качества дошкольного образования, обоснованы условия объективности оценки качества образования в дошкольной образовательной организации, рассмотрены вопросы понимания педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Игнатович И. И.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ISSUE OF MONITORING MANAGEMENT QUALITY OF EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

This article presents general approaches to determining the quality of education, organizational and managerial aspects of monitoring the quality of preschool education, the conditions for the objectivity of assessing the quality of education in a preschool educational organization are substantiated, the issues of understanding by preschool teachers of existing problems and needs in monitoring the quality of education are considered.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 373.2

Игнатович И.И.

кандидат педагогических наук, доцент ГАУДПО МО «Институт развития образования» (Россия, г. Мурманск)

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

Аннотация: в данной статье представлены общие подходы к определению качества образования, организационно-управленческие аспекты мониторинга качества дошкольного образования; обоснованы условия объективности оценки качества образования в дошкольной образовательной организации; рассмотрены вопросы понимания педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования.

Ключевые слова: дошкольное образование, качество дошкольного образования, мониторинг качества дошкольного образования, инструментарий оценки качества дошкольного образования.

Проблема развития качества дошкольного образования остается достаточно актуальной в условиях совершенствования системы дошкольного образования. Известно, что ведущей целью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает «обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования» [2].

Понятие «качество образования» в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам,

федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4].

В зарубежных исследованиях качество дошкольного образования зачастую рассматривается сквозь призму двух взаимосвязанных, измеримых компонентов: качество структуры - этот компонент касается структурных индикаторов, таких как отношение ребенок - персонал, и характеристик воспитателя, таких как формальное образование педагогов; качество процесса -этот компонент включает в себя доступность образовательных возможностей для детей, а также взаимодействия ребенок - педагог и ребенок - ребенок внутри образовательного пространства [1].

Процедура оценки качества дошкольного образования во многом связаны с уровнем квалификации педагогического состава образовательной организации. Современные подходы, направленные на повышение качества дошкольного образования, основаны на методах управления образовательными организациями. В связи с этим, важнейшими вопросами являются понимание педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования; определение актуального уровня владения специалистами дошкольного образования современным инструментарием, используемым при оценке качества образования; совершенствование методов повышения профессиональных компетенций в проведении оценки качества дошкольного образования.

В зарубежной педагогической практике в качестве одного из наиболее валидных и надежных инструментов оценки качества дошкольного образования в мире инструмента оценки качества дошкольного образования применяются «Шкалы комплексной оценки качества образования» (ECERS) (Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д., 2016).

Известно, что задействованы шкалы ECERS в достаточно большом количестве зарубежных кросс-культурных исследований по оценке качества дошкольного образования (Tietze W., Cryer D., Bairrao J., Palacios J., Wetzel G., 1996; Vermeer H.J., van I Jzendoorn M.H., Cárcamo R.A., Harrison L.J., 2016) [3].

В российской системе дошкольного образования качество образования принято рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста прогнозируемым целям с учетом требований ФГОС дошкольного образования, потребностей и ожиданий участников образовательных отношений. Исходя из данной трактовки, качество образования может рассматриваться как единство важнейших трех составляющих: качество самого образовательного процесса, качество условий осуществления образовательной деятельности и, собственно, качество результатов.

Проектирование современных моделей системы оценки качества дошкольного образования, охватывающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, а также уровень образовательного учреждения, остается актуальной и значимой в профессиональной педагогической сфере. В качестве примера, можно привести масштабные исследования в области разработки и апробации концепции и инструментария мониторинга качества дошкольного образования, которые осуществляются на протяжении нескольких лет АНО ДПО «Национальный институт качества образования». Одной из прикладных целей исследования АНО ДПО «НИКО» выступает формирование системы надежных данных о качестве дошкольного образования. Данная система, по мнению исследователей, может рассматриваться как основа для разработки и муниципальной, и региональной, и федеральной систем дошкольного образования.

Бесспорно, общей проблемой мониторинга и диагностики качества дошкольного образования является определение оптимальных критериев и показателей. Анализ получаемой в ходе мониторинговых процедур информации

позволяет контролировать качество дошкольного образования в случае, если определены такие показатели, которые являются информативными, не требующими сложной обработки, значимыми для практической деятельности педагогов и руководителей, для определения дальнейших путей корректировки и совершенствования деятельности образовательной организации.

Ключевыми условиями объективности оценки качества дошкольного образования являются систематичность процедур оценки, соответствие критериев и показателей качества методам сбора и анализа данных.

В основе системы оценки качества дошкольного образования лежат концептуальные положения ФГОС дошкольного образования. Внедрение организованных мониторинговых исследований позволяет своевременно определять уровень созданных в дошкольном учреждении условий, необходимых для реализации требований ФГОС дошкольного образования; оценивать результаты реализации основной образовательной программы; расширять взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников; масштабировать вовлечение интеллектуальных и социокультурных ресурсов в воспитательно-образовательное пространство детского сада; осуществлять подбор наиболее эффективных образовательных технологий и практик воспитания; проектировать вариативные модели развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации; совершенствовать содержания образовательных программ дополнительного образования детей дошкольного возраста, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации.

Внедряя мониторинг качества дошкольного образования с целью дальнейшего планирования результатов важно учитывать координацию интересов всех участников образовательных отношений. Управленческое требование к наличию чрезмерно жесткого алгоритма реализации оценки качества образования в дошкольном учреждении не всегда оправдано, в отличие

от требований к структурированности этапов, ясности и обоснованности применяемых критериев, инструментария, методов интерпретации и анализа результатов, которые являются необходимыми для качественной процедуры любого мониторинга. Кроме того, при реализации мониторинга качества дошкольного образования должны быть четко определены объекты системы оценки качества образования и применяемые диагностические технологии.

На основании результатов мониторинга руководитель дошкольной образовательной организации принимает обоснованное управленческое решение, направленное на улучшение условий для обеспечения полноценного развития, воспитания и образования воспитанников.

Анализ результатов мониторинга качества образования позволяет усовершенствовать систему управления развитием качества, не только по уровню образовательной организации, но и на муниципальном, и региональном уровнях в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Мэннинг М., Гарвис С., Флеминг К., Уонг Г.Т.У. Взаимосвязь квалификации педагога и качества развивающей среды в дошкольном образовании // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №26. - С.28-45.

Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). [Электронный ресурс] - Режим

доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/1ad1a834f260 4827f926f8d5cce7251 c500a26cd/

Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по

итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2017. - №2. - С.16-31.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/

Ignatovich I.I.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Institute of Education Development (Russia, Murmansk)

THE ISSUE OF MONITORING MANAGEMENT QUALITY OF EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

Abstract: this article presents general approaches to determining the quality of education, organizational and managerial aspects of monitoring the quality of preschool education; the conditions for the objectivity of assessing the quality of education in a preschool educational organization are substantiated; the issues of understanding by preschool teachers of existing problems and needs in monitoring the quality of education are considered.

Keywords: preschool education, quality of preschool education, monitoring of quality of preschool education, tools for assessing quality ofpreschool education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.