ПЕДАГОГИКА И ОБРАЗОВАНИЕ (PEDAGOGY & EDUCATION) УДК 373.2
Игнатович И.И.
кандидат педагогических наук, доцент ГАУДПО МО «Институт развития образования» (Россия, г. Мурманск)
К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ МОНИТОРИНГОМ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в данной статье представлены общие подходы к определению качества образования, организационно-управленческие аспекты мониторинга качества дошкольного образования; обоснованы условия объективности оценки качества образования в дошкольной образовательной организации; рассмотрены вопросы понимания педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования.
Ключевые слова: дошкольное образование, качество дошкольного образования, мониторинг качества дошкольного образования, инструментарий оценки качества дошкольного образования.
Проблема развития качества дошкольного образования остается достаточно актуальной в условиях совершенствования системы дошкольного образования. Известно, что ведущей целью федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования выступает «обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования» [2].
Понятие «качество образования» в статье 2 Федерального закона от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» раскрывается как «комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, образовательным стандартам,
федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» [4].
В зарубежных исследованиях качество дошкольного образования зачастую рассматривается сквозь призму двух взаимосвязанных, измеримых компонентов: качество структуры - этот компонент касается структурных индикаторов, таких как отношение ребенок - персонал, и характеристик воспитателя, таких как формальное образование педагогов; качество процесса -этот компонент включает в себя доступность образовательных возможностей для детей, а также взаимодействия ребенок - педагог и ребенок - ребенок внутри образовательного пространства [1].
Процедура оценки качества дошкольного образования во многом связаны с уровнем квалификации педагогического состава образовательной организации. Современные подходы, направленные на повышение качества дошкольного образования, основаны на методах управления образовательными организациями. В связи с этим, важнейшими вопросами являются понимание педагогами дошкольных учреждений существующих проблем и потребностей в мониторинге качества образования; определение актуального уровня владения специалистами дошкольного образования современным инструментарием, используемым при оценке качества образования; совершенствование методов повышения профессиональных компетенций в проведении оценки качества дошкольного образования.
В зарубежной педагогической практике в качестве одного из наиболее валидных и надежных инструментов оценки качества дошкольного образования в мире инструмента оценки качества дошкольного образования применяются «Шкалы комплексной оценки качества образования» (ECERS) (Хармс Т., Клиффорд Р.М., Крайер Д., 2016).
Известно, что задействованы шкалы ECERS в достаточно большом количестве зарубежных кросс-культурных исследований по оценке качества дошкольного образования (Tietze W., Cryer D., Bairrao J., Palacios J., Wetzel G., 1996; Vermeer H.J., van I Jzendoorn M.H., Cárcamo R.A., Harrison L.J., 2016) [3].
В российской системе дошкольного образования качество образования принято рассматривать как степень соответствия совокупности свойств и результатов образования, развития и воспитания детей дошкольного возраста прогнозируемым целям с учетом требований ФГОС дошкольного образования, потребностей и ожиданий участников образовательных отношений. Исходя из данной трактовки, качество образования может рассматриваться как единство важнейших трех составляющих: качество самого образовательного процесса, качество условий осуществления образовательной деятельности и, собственно, качество результатов.
Проектирование современных моделей системы оценки качества дошкольного образования, охватывающей федеральный, региональный, муниципальный уровни, а также уровень образовательного учреждения, остается актуальной и значимой в профессиональной педагогической сфере. В качестве примера, можно привести масштабные исследования в области разработки и апробации концепции и инструментария мониторинга качества дошкольного образования, которые осуществляются на протяжении нескольких лет АНО ДПО «Национальный институт качества образования». Одной из прикладных целей исследования АНО ДПО «НИКО» выступает формирование системы надежных данных о качестве дошкольного образования. Данная система, по мнению исследователей, может рассматриваться как основа для разработки и муниципальной, и региональной, и федеральной систем дошкольного образования.
Бесспорно, общей проблемой мониторинга и диагностики качества дошкольного образования является определение оптимальных критериев и показателей. Анализ получаемой в ходе мониторинговых процедур информации
позволяет контролировать качество дошкольного образования в случае, если определены такие показатели, которые являются информативными, не требующими сложной обработки, значимыми для практической деятельности педагогов и руководителей, для определения дальнейших путей корректировки и совершенствования деятельности образовательной организации.
Ключевыми условиями объективности оценки качества дошкольного образования являются систематичность процедур оценки, соответствие критериев и показателей качества методам сбора и анализа данных.
В основе системы оценки качества дошкольного образования лежат концептуальные положения ФГОС дошкольного образования. Внедрение организованных мониторинговых исследований позволяет своевременно определять уровень созданных в дошкольном учреждении условий, необходимых для реализации требований ФГОС дошкольного образования; оценивать результаты реализации основной образовательной программы; расширять взаимодействия дошкольного учреждения с семьями воспитанников; масштабировать вовлечение интеллектуальных и социокультурных ресурсов в воспитательно-образовательное пространство детского сада; осуществлять подбор наиболее эффективных образовательных технологий и практик воспитания; проектировать вариативные модели развивающей предметно-пространственной среды дошкольной образовательной организации; совершенствовать содержания образовательных программ дополнительного образования детей дошкольного возраста, направленных на достижение современного качества образовательных результатов и результатов социализации.
Внедряя мониторинг качества дошкольного образования с целью дальнейшего планирования результатов важно учитывать координацию интересов всех участников образовательных отношений. Управленческое требование к наличию чрезмерно жесткого алгоритма реализации оценки качества образования в дошкольном учреждении не всегда оправдано, в отличие
от требований к структурированности этапов, ясности и обоснованности применяемых критериев, инструментария, методов интерпретации и анализа результатов, которые являются необходимыми для качественной процедуры любого мониторинга. Кроме того, при реализации мониторинга качества дошкольного образования должны быть четко определены объекты системы оценки качества образования и применяемые диагностические технологии.
На основании результатов мониторинга руководитель дошкольной образовательной организации принимает обоснованное управленческое решение, направленное на улучшение условий для обеспечения полноценного развития, воспитания и образования воспитанников.
Анализ результатов мониторинга качества образования позволяет усовершенствовать систему управления развитием качества, не только по уровню образовательной организации, но и на муниципальном, и региональном уровнях в целом.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Мэннинг М., Гарвис С., Флеминг К., Уонг Г.Т.У. Взаимосвязь квалификации педагога и качества развивающей среды в дошкольном образовании // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2017. - №26. - С.28-45.
Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384). [Электронный ресурс] - Режим
доступа:http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 154637/1ad1a834f260 4827f926f8d5cce7251 c500a26cd/
Реморенко И.М., Шиян О.А., Шиян И.Б., Шмис Т.Г., Ле-ван Т.Н., Козьмина Я.Я., Сивак Е.В. Ключевые проблемы реализации ФГОС дошкольного образования по
итогам исследования с использованием «Шкал для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях (ECERS-R)»: «Москва-36» // Современное дошкольное образование. Теория и практика. -2017. - №2. - С.16-31.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 140174/
Ignatovich I.I.
Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Institute of Education Development (Russia, Murmansk)
THE ISSUE OF MONITORING MANAGEMENT QUALITY OF EDUCATION IN PRESCHOOL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS
Abstract: this article presents general approaches to determining the quality of education, organizational and managerial aspects of monitoring the quality of preschool education; the conditions for the objectivity of assessing the quality of education in a preschool educational organization are substantiated; the issues of understanding by preschool teachers of existing problems and needs in monitoring the quality of education are considered.
Keywords: preschool education, quality of preschool education, monitoring of quality of preschool education, tools for assessing quality ofpreschool education.