УДК 377.8
Саитбаева Э.Р.1, Крисковец Т.Н.2, Сидорова В.О.3
1Оренбургский государственный педагогический университет, г Оренбург, Россия 2Военная академия материально-технического обеспечения, г. Санкт-Петербург, Россия 3МДОАУ «Детский сад № 116», г. Оренбург, Россия Email: [email protected] ; [email protected] ; [email protected]
МОДЕЛЬ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Современные обновления российского дошкольного образования (его концептуальных основ, целевых ориентиров, содержания и технологий, оценки качества, управления, финансирования, информатизации) требуют изменений в мышлении и стиле деятельности руководителей в отношении управления системой оценки качества дошкольного образования в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Для этого в дошкольной образовательной организации должны быть созданы соответствующие условия, под которыми в теории и практике управления понимаются ресурсы (нормативно-правовые, мотивационные, кадровые, информационные, научно-методические, финансовые, материально-технические) и способы их применения. Однако в научно-методической литературе отсутствует описание опыта проектирования модели совершенствования системы оценки качества дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении.
Для создания подобной модели нами уточнено понятие «качество дошкольного образования» как комплексной категории, включающей качество основной образовательной программы, условий ее реализации и результатов освоения образовательной программы. Выделены параметры комплексной оценки качества дошкольного образования, а именно: фактическое состояние образовательной программы, условий и достигнутых результатов и их соответствие стандарту и требованиям потребителей. Выявлены организационно-педагогические условия совершенствования системы оценки качества дошкольного образования: разработка локальных документов, регламентирующих систему оценки качества дошкольного образования в дошкольном образовательном учреждении; создание мотивационного ресурса, направленного на поддержку педагогов, совершенствующих систему оценки качества дошкольного образования; организация профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогических и управленческих кадров; создание гуманитарной информационно-образовательной среды. Данные условия апробированы в ходе опытно-экспериментальной работы в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении «Детский сад № 116» г. Оренбурга. Итогом апробации модели стало овладение педагогами знаниями об особенностях новой системы оценки качества дошкольного образования, критериях и показателях оценки качества; освоение ими современных технологий оценки качества дошкольного образования; повышение мотивации и профессиональной готовности к ее внедрению.
В результате проведенного исследования подтвердилось предположение о положительном влиянии разработанной модели совершенствования системы оценки качества дошкольного образования на развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.
Ключевые слова: качество; дошкольное образование; система оценки качества дошкольного образования.
Saitbaeva E.R.1, Kriskovets T.N.2, Sidorova V.O.3
Orenburg State Pedagogical University, Orenburg, Russia 2Military Academy of Logistics, St. Petersburg, Russia 3Kindergarten number 116, Orenburg, Russia E-mail: [email protected]; [email protected]; [email protected]
MODEL FOR IMPROVING THE QUALITY ASSESSMENT OF PRESCHOOL EDUCATION
Modern updates of Russian preschool education (its conceptual foundations, targets, content and technologies, quality assessment, management, financing, informatization) require changes in the thinking and style of activity of leaders in relation to the management of the preschool education quality assessment system in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard of Preschool education. For this, in a preschool educational organization, appropriate conditions must be created, by which in the theory and practice of management are meant resources (regulatory, motivational, personnel, information, scientific and methodological, financial, material and technical) and methods of their use. However, in the scientific and methodological literature there is no description of the experience of designing a model for improving the system for assessing the quality of preschool education in a preschool educational institution.
The authors of the article made an attempt to create a similar model. For this, the concept of "quality of preschool education» has been clarified as a complex category that includes the quality of the main educational program, the conditions for its implementation and the results of mastering the educational program. The parameters of a comprehensive assessment of the quality of preschool education are highlighted, namely: the actual state of the educational program, conditions and results achieved and their compliance with the standard and consumer requirements. The organizational and pedagogical conditions for improving the system of assessing the quality of preschool education have been identified: development of local documents regulating the system for assessing the quality of preschool education in a preschool educational institution; creation of a motivational resource aimed at supporting teachers who improve the system for assessing the quality of preschool education; organization of professional retraining and advanced training of teaching and management personnel; creation of
a humanitarian information and educational environment. These conditions were tested in the course of experimental work in the municipal preschool educational autonomous institution "Kindergarten No. 116» in Orenburg. The result of approbation of the model was the mastering by teachers of knowledge about the features of the new system for assessing the quality of preschool education, criteria and indicators of quality assessment; mastering modern technologies for assessing the quality of preschool education; increasing motivation and professional readiness for its implementation.
As a result of the study, the assumption was confirmed about the positive influence of the developed model of improving the system for assessing the quality of preschool education on the development of professional competencies of teachers in the context of the introduction of the Federal State Educational Standard of Preschool Education.
Key words: quality; preschool education; a system for assessing the quality of preschool education.
Обеспечение современного качества дошкольного образования является одной из ведущих задач государственной образовательной политики Российской Федерации в условиях модернизации, так как именно в период дошкольного детства закладываются основы личности человека. Кроме того данный вид образования был признан в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» уровнем образования и получил статус первого звена в непрерывной системе образования [13].
В последние годы дошкольное образование серьезно реформируется: пересмотрены концептуальные основы; расширены права и возможности участников образовательных отношений; разработан и внедряется Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) [7]. Эти преобразования требуют изменений в мышлении и стиле деятельности руководителей как в отношении управления дошкольной образовательной организацией в целом, так и в отношении управления системой оценки качества дошкольного образования (СОК-ДО). Однако отмечается противоречие между задачами повышения качества и доступности дошкольного образования, заявленными в ФГОС ДО, и отсутствием в дошкольных образовательных учреждениях (ДОУ) современной системы оценки качества дошкольного образования.
В связи с этим нами сформулирована цель исследования - разработать и апробировать организационно-педагогические условия совершенствования системы оценки качества дошкольного образования.
Гипотеза: совершенствование системы оценки качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО будет эффективным, если будут:
- выявлены особенности современной системы оценки качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО;
- разработаны локальные документы, регламентирующие систему оценки качества дошкольного образования в ДОУ;
- создан мотивационный ресурс, направленный на поддержку педагогов, совершенствующих систему оценки качества дошкольного образования;
- организована профессиональная переподготовка и повышение квалификации педагогических и управленческих кадров;
- создана гуманитарная информационно-образовательная среда;
- созданы материально-технический и финансово-экономический ресурсы.
В соответствии с целью и гипотезой сформулированы следующие задачи исследования:
- Выявить особенности современной системы оценки качества дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО.
- Определить предпосылки внедрения современной системы оценки качества дошкольного образования в муниципальном дошкольном образовательном автономном учреждении (МДОАУ) «Детский сад № 116» г. Оренбурга.
- Разработать модель совершенствования системы оценки качества дошкольного образования в ДОУ.
- Опытно-экспериментальным путем проверить эффективность разработанной модели совершенствования СОКДО в МДОАУ «Детский сад № 116» г. Оренбурга.
Методологическую основу исследования составляют аксиологический, социокультурный и компетентностный подходы [4].
Аксиологический подход подразумевает оценку качества образования на основании признания самоценности детской личности, права ребенка на проявление индивидуальных способностей и на развитие, а также исходя из наличия условий для творческой самореализации ребенка.
В соответствии с социокультурным подходом качество образования оценивается исходя из уровня социальной компетентности ребенка в общении со взрослыми и с другими детьми, с культурным миром на всех уровнях.
Компетентностный подход основан на современных представлениях об актуальности ключевых компетентностей для дошкольников. В соответствии с этим подходом оценка определяется исходя из степени владения детьми ком -петентностями ( социальной, физической, интеллектуальной, языковой). Синтез этих подходов делает принципиально разрешимой проблему измерения и оценивания развития детей.
Теоретической основой исследования стали работы в области управления качеством дошкольного образования (Р.Ю. Белоусова, К.Ю. Белая, И.А. Рыбалова, Л.Р. Садыкова, Л.И. Фалюшина и др.) [1], [2], [9], [10], [12].
Методы исследования: анализ философской, психологической и педагогической литературы; разработка и проведение экспериментальной работы; осуществление количественного и качественного анализа полученных данных.
Вопросы качества дошкольного образования не раз поднимались представителями научного сообщества [3], [5], [6], [14], [15]. На основе анализа литературы уточнено понятие «качество дошкольного образования», под которым, вслед за О. А. Сафоновой [4], мы будем понимать комплексную категорию, включающую качество условий, программного обеспечения, кадров, услуг и других составляющих образовательного пространства детского сада, которые способствуют как комфортному пребыванию ребенка в образовательной организации, так и всестороннему развитию его личности, сохранению здоровья, успешному переходу на следующую образовательную ступень. Качество дошкольного образования предполагает, что предоставляемые детским садом образовательные услуги удовлетворяют запросы и ожидания основных потребителей (родителей и детей), государства и общества и при необходимости будут изменяться под воздействием внешних и внутренних факторов.
Государственные гарантии качества дошкольного образования обеспечивает ФГОС ДО [7], под которым понимают совокупность групп требований: к структуре основной образовательной программы; к условиям ее реализации; к результатам освоения образовательной программы. Следовательно, необходима ком -плексная оценка качества дошкольного образования, в качестве параметров которой можно
выделить: образовательную деятельность (качество методического обеспечения и образовательных программ), развивающую среду (качество предметно-развивающей среды ДОУ), психологический комфорт детей (оценка эмоционального благополучия детей), здоровьесберегающая деятельность (качество здоровьесберегающих технологий) и уровень удовлетворения потребностей детей и их семей в услугах ДОУ.
Внутрифирменная система оценки качества дошкольного образования, учитывающая единые требования ФГОС, позволит согласовать работу всех участников образовательного процесса, что, в свою очередь, обеспечит реализацию прав граждан на качественное дошкольное образование [8].
Модель совершенствования СОКДО предполагает создание специальных условий, под которыми мы понимаем ресурсы для внедрения новаций и способы их применения. Прежде чем разработать соответствующую модель, мы провели SWOT-анализ внешней и внутренней среды МДОАУ «Детский сад № 116» г. Оренбурга (табл. 1).
По результатам проведенного анализа намечены направления совершенствования СОКДО в МДОАУ «Детский сад № 116» г. Оренбурга:
- нормативно-правовой ресурс: разработка локальных документов, регламентирующих внедрение современной СОКДО в ДОУ;
- мотивационный ресурс: создание системы поддержки педагогов, предоставляющих потребителю качественные услуги ДО, обеспечивающей полноценную отдачу каждого сотрудника и слаженную работу всего коллектива;
- кадровый ресурс: необходимо как институциональное, так и внутрифирменное повышение квалификации педагогических кадров по проблеме оценки качества ДО, освоение ими современных технологий оценки качества, их максимальное вовлечение в процесс оценки качества;
- научно-методический ресурс: усиление научно-методического сопровождения деятельности педагогов через организацию в ДОУ научно-методической работы;
- информационный ресурс: создание гуманитарной информационно-образовательной среды ДОУ;
- материально-технический ресурс: обогащение развивающей предметно-пространственной
Таблица 1 - 8ШОТ-анализ внешней и внутренней среды МДОАУ «Детский сад № 116» г. Оренбурга
Возможности (О) Угрозы (Т)
Политика
и и ц а Разработаны нормативно-правовые основы системы оценки качества образования: Федеральный закон Российской Федерации № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации»; «Концепция общероссийской системы оценки качества образования», ФГОС ДО и др. Качеству дошкольного образования детей сегодня уделяется меньшее внимание, чем другим уровням образования
к н Экономика
а г р о аЗ д е р Новая система оплаты труда педагогических работников стимулирует их к качественному выполнению образовательных услуг в соответствии с запросом потребителей Заработная плата работников ДО не соответствует интенсивности труда
с Социум
н У части родителей - отношение к дошкольному
ш е К ю Население в целом настроено на получение более качественных образовательных услуг ДО детству как к незначительному периоду жизни ребенка; непонимание необходимости качественного усвоения ребенком образовательной программы ДО
Технологии
Разработаны критерии оценки образовательного процесса в ФГОС ДО; программное обеспечение мониторинга качества образования в некоторых Не все учебно-методические комплексы содержат программное обеспечение мониторинга качества образования
учебно-методических комплексах
Сильные стороны (8) Слабые стороны (Ш)
Мотивационный ресурс
Существуют психологические барьеры на пути
Мотивация педагога повышается в связи с внедрения СОКДО - страх перед трудностями,
переходом на эффективный контракт психологическая неготовность к долговременному ожиданию результатов
Кадровый ресурс
Большинство педагогов прошли повышение квалификации по проблеме оценки качества ДО Результаты институционального повышения квалификации не всегда в полной мере способствует улучшению понимания системы оценки качества ДО
к и Нормативно-правовой ресурс
ц а з к н а г Система оценки качества отдельных направлений ДО отражена в уставе учреждения, положении о мониторинге Разработаны не все локальные акты в области оценки качества ДО
» о Учебно-методический ресурс
а д е а с Наличие плана научно-методической деятельности по проблеме, банка программ, Недостаточная укомплектованность современными научно-методическими источниками по проблеме
« медиатеки оценки качества ДО
ё Информационный ресурс
н е р т ^ к ю Наличие сайта учреждения, создание информационного банка по проблеме оценки качества ДО Недостаточное использование возможностей информирования родителей воспитанников для их вовлечения в образовательный процесс ДОУ и оценку качества
Материально-технический ресурс
Достаточная комплектация профессиональным оборудованием основных направлений деятельности ДОУ; создание рабочих мест Недостаточная комплектация современным техническим оборудованием для введения
педагогов, соответствующих требованиям ФГОС ДО; закупка комплекта оборудования для детей с актуальных технических направлений дошкольного образования.
ОВЗ, в т.ч. инвалидов
Финансово-экономический ресурс
Наличие у учреждения меценатов, поддерживающих инновационную деятельность коллектива Недостаточное использование возможностей предоставления платных образовательных услуг
среды ДОУ для реализации образовательной программы ДО, адаптированных образовательных программ и предоставления платных дополнительных образовательных услуг;
- финансово-экономический ресурс: необходимо внедрение платных дополнительных образовательных программ в ДОУ в целях привлечения дополнительных финансовых средств, которые будут направлены на материально-техническое укрепление базы учреждения и стимулирование персонала к повышению качества ДО.
Модель совершенствования СОКДО представлена на рис. 1.
Для реализации разработанной модели в МДОАУ «Детский сад № 116» г. Оренбурга был разработан план опытно-экспериментальной работы, включающий следующие этапы:
Организационно-подготовительный. Цель: подготовка ДОУ к работе в инновационном режиме; изучение законодательных и нормативных документов и приведение нормативно-правовой базы в соответствие с требованиями действующего законодательства.
Задачи:
- упорядочить нормативно-правовую базу организации, разработать локальные акты;
- разработать СОКДО, в т. ч. критерии и показатели для проведения оценочных процедур;
- подготовить педагогический коллектив к работе в инновационном режиме;
- распределить обязанности при реализации СОКДО, уточнив должностные инструкции;
- подобрать и систематизировать методический материал и инструментарий для оценки качества ДО;
- организовать работу методической службы, мониторинговой службы, рабочих и проектных групп педагогов;
- разработать систему стимулирования педагогов и др.
Практический. Цель: апробация созданной СОКДО.
Задачи:
- разработать циклограмму реализации СОКДО;
- определить оптимальные и эффективные средства проведения процедуры оценки качества;
- обеспечить информационную открытость при реализации СОКДО;
- обеспечить учет полученных результатов для принятия эффективных управленческих решений в области управления качеством ДО.
Итоговый. Цель: анализ результатов реализации проекта.
Задачи:
- осуществить анализ эффективности созданной СОКДО в условиях реализации ФГОС ДО;
- обеспечить диссеминацию опыта работы;
- издать методическое пособие по СОКДО.
В процессе реализации плана опытно-
экспериментальной работы в методическом кабинете ДОУ был создан электронный банк законодательных и нормативных документов федерального и регионального уровня, необходимых для осмысления проблемы оценки качества дошкольного образования. Разработаны: «Положение о внутренней системе оценки качества образования»; «Положение о внутреннем мониторинге качества образования»; приказы и распоряжения, регламентирующие обеспечение СОКДО.
Параллельно были определены основные направления совершенствования и развития системы мотивации персонала образовательного учреждения к внедрению новой СОКДО:
- доработка Положения о доплатах и надбавках сотрудникам ДОУ;
- внедрение нематериальных способов мотивации (взаимооценка образовательного процесса; публичное признание достижений; сокращенный рабочий день, отгул как поощрение за затраченные усилия; вовлечение педагогов в процесс принятия решений, которые касаются их деятельности; праздники и традиции; выдвижение лучших работников на различные посты внутри детского сада и за его пределами);
- применение тренингов в работе с кол -лективом.
Для работы с кадровым ресурсом был разработан план мероприятий внутрифирменного обучения, в ходе реализации которого педагоги изучали нормативную документацию и учебно-методическую литературу по вопросам оценки качества дошкольного образования детей; осваивали новое содержание, технологии и методы оценочной деятельности по основным направлениям работы ДОУ; обменивались опытом организации оценочных процедур, привле-
чения к мониторингу качества родителей воспитанников.
Институциональное повышение квалификации педагогов осуществлялось в Институте непрерывного образования ОГПУ на курсах по проблеме «Современные подходы к оценке качества дошкольного образования: технологии, процедуры, инструменты оценки». Кроме того, более трети педагогов ДОУ прошли дистанционное обучение по программе «Комплексная оценка качества образования в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО» при издательстве «Учитель» (г. Волгоград).
На портале Федерального института развития образования педагоги знакомились с материалами Всероссийской научно-практической конференции «Оценка качества дошкольного образования: стратегия и инструментарий», а административный корпус ДОУ уделил пристальное внимание теме «Вариативные модели управления процессами организации и проведения оценки качества дошкольного образования на региональном уровне».
Результатом совершенствования кадрового ресурса стало овладение педагогами знаниями об особенностях новой СОКДО, критериях и показателях оценки качества (когнитивный ком-
понент); освоение ими современных технологий и инструментов оценки качества дошкольного образования (деятельностный компонент); повышение мотивации и профессиональной готовности к внедрению современной СОКДО (мотивационный компонент) (табл. 2).
Совершенствование научно-методического ресурса включало разработку «Методических рекомендаций по организации и проведению процедуры оценки качества образования в ДОУ», в которых нашли отражение такие вопросы, как: мониторинг условий реализации образовательной программы дошкольного образования, инструментарий для проведения педагогической диагностики воспитанников, особенности проведения педагогического наблюдения; представлены картограммы контроля различных направлений деятельности ДОУ, индивидуальная карта развития ребенка (по всем возрастам), макет индивидуального образовательного маршрута ребенка, карта анализа соответствия развивающей предметно-пространственной среды требованиям ФГОС ДО.
В МДОАУ «Детский сад № 116» реализован проект по созданию гуманитарной информационно-образовательной среды ДОУ через совершенствование сайта образователь-
Стратегическая цель: Создать условия для развития профессиональной компетентности педагога в системе ДПО
Создать Создать Создать качественный Создать Создать качественный Создать качественный Создать
качественный качественный нормативно-правовои качественный научно-методнч ескни материально* качественный
мотнваиионныи кадровый ресурс для ресурс хтлр агент ил информационный ресурс для развития технически»ресурс для финансово-
ресурс ДЛЛ развития развития профессиональной ресурс для развития профессиональной развития экономический
профессиональной профессиональной компетентности про фессионгльнои компетентности професснональной р е сур с для р азвития
компетентности компетентности педагога компетентности педагога компетентности профессиональной
педагога педагога педагога педагога компетентности педагога
1, Уточнить 1, Определить 1. Внести изменения в 1, Открыть на 1. Скорректировать 1 Усовершенствовать 1.
критерии начнеленга потребности Устав ИНО ОГПУ о фицна льном с акт е дополнительные кнфр а стр уктур у У совершенствова ть
стимулирующей методистов и ППС относительно ИНО форум для профессиональные учреждения ДПО. систол получения
части фонда оплаты учреждения ДПО в электронной формы педагогов программы повышения 2. Обновить парк внебюджетных
труда методистов. повышении обучения. о бщеобразовательных квалификации компьютеров и средства ИНО.
ППС и системного квалификации. 2. Сформировать банк школ по актуальным педагоговв программного
администратора 2. Сформировать нормативно -пр авовых проблемам соответствии с обеспечения в ИНО,
учреждения ДПО. социальный заказ на документов, связанных с современного требованиями 3. Закупить
2. Разработать институционально е задач ей развития образования, электронного современное
программу повышение профессиональной 2. Создать на сайте обучения оборудование
мотивации квалификации компетентности ИНО страницы, 2. Разработать т е л екоммуннхационное;
методистов, ППС и методистов и ППС педагога в электронном содержащие программы интерактивное
системного учреждения ДПО. формате. информационно- дистанционных
администратора 3. Организовать 2. Уточнить систему педагогические научно -методических
учр ежд ення ДПО. внутр «фирменно е мониторинга модули о лучшем конференций.
обучение методистов удовлетворенности опыте педагогов
и ППС ч-чреждекня слушателей в системе Оренбуржья.
ДПО. ДПО
4. Назначить
системного
администратора.
Рисунок 1 - Модель совершенствования СОКДО
Таблица 2 - Уровни профессиональной компетентности педагогов в вопросах оценки качества дошкольного
образования (%)
Уровень Компоненты
Когнитивный Деятельностный Мотивационный
До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР До ОЭР После ОЭР
Высокий 18,75 37,5 25 31,25 12,5 37,5
Средний 37,5 43,75 37,5 43,75 37,5 43,75
Низкий 43,75 18,75 37,5 25 50 18,75
ной организации для оптимизации взаимодействия ДОУ с родителями, педагогическим сообществом; повышение ИКТ-компетенций педагогов; внедрение компьютерного мониторинга. Все педагоги в рамках реализованного проекта освоили Электронную унифицированную карту развития детей, научились создавать такую карту для своей группы, работать с ней в системе совместного доступа в облачном хранилище, привлекать к ее заполнению специалистов детского сада, формировать по ней сводные отчеты и аналитические справки.
Укрепление материально-технического ресурса ДОУ может базироваться на привлечении дополнительных финансовых средств за счет реализации платных дополнительных образо-
вательных программ. Для этого разработана Дорожная карта внедрения платных образовательных услуг на базе МДОАУ № 116, подготовлены проект «Положения об оказании платных образовательных услуг» и Учебный план дополнительных платных образовательных услуг.
В результате проведенного исследования подтвердилось предположение о положительном влиянии разработанной модели управления на развитие профессиональных компетенций педагогов в условиях внедрения современной СОКДО. Ее применение будет способствовать достижению позитивных результатов повышения качества дошкольного образования в процессе модернизации региональной системы образования.
01.02.2021
Список литературы:
1. Белоусова, Р.Ю. Управление ДОО в условиях нового законодательства: учебно-методическое пособие / Р. Ю. Белоусова, А. Н. Новоселова, Н. М. Подоплелова. - Москва: Творческий центр Сфера, 2017. - 128 с.
2. Белая, К.Ю. Руководство ДОО: организация внутреннего контроля / К. Ю. Белая. - Москва: Творческий центр Сфера, 2019. -128 с.
3. Бендер, А.Л. Характеристики модели управления качеством дошкольного образовательного учреждения / А.Л. Бендер // Проблемы современной науки и образования. - 2016. - № 9 (51). - С. 101-105.
4. Богуславская, Т.Н. Основные подходы и направления оценки качества современного дошкольного образования / Т.Н. Богуславская // Детский сад: теория и практика. - 2016. - № 10. - С. 16-27.
5. Всероссийская научно-практическая конференция «Современные образовательные технологии в системе дошкольного образования: новые решения и возможности»: сборник научных трудов. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2020. - 243 с.
6. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения / С. Ф. Багаутдинова, Н. Г. Корнещук, Г. Ш. Рубин, А. Н. Старков. - 3-е изд., стер. - Москва : ФЛИНТА, 2020. - 148 с.
7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 № 30384) [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс - надежная правовая поддержка, 2018. - Режим доступа: Ьйр://^^^'. consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_154637/.
8. Реализация ФГОС ДО: проблемы, возможности, опыт и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 12 апреля - 25 мая 2019 г. - Москва; Берлин: Директ-Медиа, 2019. - 168 с.
9. Рыбалова, И. А. Квалитативный подход в подготовке руководителей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования: дисс.... канд. пед. наук: 13.00.08 / И.А. Рыбалова. - Великий Новгород, 2004. - 214 с.
10. Садыкова, Л.Р. Организационно-педагогические условия управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях: дис.... канд. пед. наук: 13.00.01 / Л.Р. Садыкова. - Казань, 2006. - 159 с.
11. Сафонова, О.А. Независимая оценка качества образования в дошкольной образовательной организации / О.А. Сафонова. -Н.Новгород, 2016. - 103 с.
12. Фалюшина, Л.И. Управление качеством в макросистемах дошкольного образования : дисс.... д-ра пед. наук : 13.00.01 / Л.И. Фалюшина. - Москва, 2005. - 343 с.
13. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) / КонсультантПлюс (consultant.ru)
14. Шиян, О.А., Воробьева, Е.В. Новые возможности оценки качества образования: шкалы ECERS-R апробированы в России / О.А. Шиян, Е.В. Воробьева // Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - № 7. - С. 38-49.
15.Яковлева, Г.В. Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС ДО / Г.В. Яковлева, О.Н. Мирошниченко // Евразийский союз ученых. - 2015. - № 8-1 (17). - С. 169-171.
References:
1. Belousova, R.Yu. Management of preschool educational institutions in the context of new legislation: teaching aid / R. Yu. Belousova, A. N. Novoselova, N. M. Podoplelova. - Moscow: Creative Center Sphere, 2017.- - 128 p.
2. Belaya, K.Yu. Leadership of the preschool educational institution: organization of internal control / K. Yu. Belaya. - Moscow: Creative Center Sphere, 2019.- - 128 p.
3. Bender, A.L. Characteristics of the quality management model for a preschool educational institution / A.L. Bender // Problems of modern science and education. - 2016. - No. 9 (51). - S. 101-105.
4. Boguslavskaya, T.N. Basic approaches and directions for assessing the quality of modern preschool education / T.N. Boguslavskaya // Kindergarten: theory and practice. - 2016. - No. 10. - S. 16-27.
5. All-Russian scientific and practical conference "Modern educational technologies in the system of preschool education: new solutions and opportunities»: collection of scientific papers. - Moscow; Berlin: Direct-Media, 2020.- - 243 p.
6. Comprehensive assessment of the quality of the activity of a preschool educational institution / S. F. Bagautdinova, N. G. Korneschuk, G. Sh. Rubin, A. N. Starkov. - 3rd ed., Erased. - Moscow: FLINT, 2020.- - 148 p.
7. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of17.10.2013 No. 1155 "On approval of the federal state educational standard for preschool education» (Registered in the Ministry of Justice of Russia 14.11.2013 No. 30384) [Electronic resource] // ConsultantPlus -reliable legal support, 2018. - Access mode: http://www.consultant.ru/document/Cons_doc_LAW_154637/.
8. Implementation of FSES DO: problems, opportunities, experience and prospects: materials of the III All-Russian scientific and practical conference. Moscow, April 12 - May 25, 2019 - Moscow; Berlin: Direct-Media, 2019.- - 168 p.
9. Rybalova, I.A. Qualitative approach in training the heads of preschool institutions to the organization of monitoring the quality of education: diss.... Cand. ped. Sciences: 13.00.08 / I.A. Rybalov. - Veliky Novgorod, 2004.- - 214 p.
10. Sadykova, L.R. Organizational and pedagogical conditions for managing the quality of education in preschool educational institutions: dis.... Cand. ped. Sciences: 13.00.01 / L.R. Sadykov. - Kazan, 2006.- - 159 p.
11. Safonova, O. A. Independent assessment of the quality of education in a preschool educational organization / O.A. Safonov. - N. Novgorod, 2016.- - 103 p.
12. Falyushina, L.I. Quality management in macrosystems ofpreschool education: diss.... Dr. ped. Sciences: 13.00.01 / L.I. Falyushin. - Moscow, 2005.- - 343 p.
13. Federal Law "On Education in the Russian Federation» of December 29, 2012 N 273-FZ (last edition) / ConsultantPlus (consultant.ru)
14. Shiyan, O.A., Vorobieva, E.V. New possibilities for assessing the quality of education: the ECERS-R scales have been tested in Russia / O.A. Shiyan, E.V. Vorobyova // Modern preschool education. Theory and practice. - 2015. - No. 7. - S. 38-49.
15. Yakovleva, G.V. Internal system for assessing the quality of education in preschool educational institutions as a condition for the implementation of the FSES DO / G.V. Yakovleva, O. N. Miroshnichenko // Eurasian Union of Scientists. - 2015. - No. 8-1 (17). - S. 169-171.
Сведения об авторах:
Саитбаева Эльвира Равильевна, профессор кафедры управления образованием Оренбургского государственного педагогического университета, доктор педагогических наук, профессор E-mail: [email protected], https://orcid.org/0000-0003-1043-2918 460014, г Оренбург, ул. Советская, 19
Крисковец Татьяна Николаевна, заведующий кафедрой иностранного языка ФГКВОУ ВО ВИ (ИТ) ВА МТО им. генерала армии А.В. Хрулева, доктор педагогических наук, доцент E-mail: [email protected] 191123, г. Санкт-Петербург, ул. Захарьевская, д. 22
Сидорова Виктория Олеговна, заместитель заведующего по ВО и МР МДОАУ «Детский сад № 116»
E-mail: [email protected] 460051, г. Оренбург, проезд Промысловый,17 а., тел.: 83532434116