Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
104
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / КОММЕРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ / ENTREPRENEURSHIP / COMPETITIVENESS / COMMERCIAL ACTIVITIES / COMPETITIVENESS MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мусаева Х.М., Дзокаева З.М.

Конкуренция, как элемент рыночного механизма и экономическая категория, вот уже на протяжении многих лет является объектом пристального внимания исследователей. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает вопрос повышения конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность коммерческой организации является относительной характеристикой, выражающей степень отличия развития данной организации от конкурентов, демонстрирующей возможности и динамику ее приспособления к условиям современной рыночной конкуренции. Процесс управления конкурентоспособностью организации нацелен на повышение устойчивости компании в условиях роста конкуренции и изменения условий внешней среды. Для обеспечения конкурентоспособности коммерческие организации вынуждены осуществлять поиск способов согласования как текущих, так и будущих своих интересов. Для эффективного управления конкурентоспособностью коммерческой организации принципиально важно рассматривать как продолжительный по времени процесс, требующий значительной финансовой поддержки, высокого уровня профессионализма менеджмента и специалистов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF MANAGING COMPETITIVENESS TO A COMMERCIAL ORGANIZATION

Competition as an element of the market mechanism and an economic category has been the object of close attention of researchers for many years. In modern market conditions, the issue of increasing the competitiveness of an organization is becoming especially relevant. The competitiveness of a commercial organization is a relative characteristic that expresses the degree to which the development of a given organization differs from competitors, demonstrating the possibilities and dynamics of its adaptation to the conditions of modern market competition. The process of managing the competitiveness of an organization is aimed at increasing the stability of the company in the face of increasing competition and changing environmental conditions. To ensure competitiveness, commercial organizations are forced to search for ways to harmonize both their current and future interests. To effectively manage the competitiveness of a commercial organization, it is fundamentally important to consider it as a long-term process that requires significant financial support, a high level of professionalism of management and specialists.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

6. Jackson M.O. A typology of social capital and associated network measures // Social Choice and Welfare. - 2020. - V.54. -P. 311-366.

7. Бурдье П. Формы капитала // Экономическая социология. - 2002. - Т. 3. - № 5. С. 63.

8. Бурдье П. Поле экономики // Социальное пространство: поля и практики. - СПб.: Алетейя, 2014. С. 129-176.

9. Иванчикова Т. М., Мищук О. Н. Российский рынок искусства: противоречия и тенденции развития // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2017. - № 4 (апрель) // URL: http://e-koncept.ru/2017/170079.htm (дата обращения: 12.11.2020).

10. Арутюнова, А. Арт-рынок в XXI веке: пространство художественного эксперимента [Текст] / Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2015. - 232 с.

11. Degen N. Introduction. Value-Added Art // The Market / еd. by N. Degen. - London: Whitechapel Gallery; Cambridge: MIT Press, 2013. P. 5- 38.

12. Steiner P. La sociologie économique. - Paris: Edition La Découverte, 1999. - 123 p. References:

1. Hanifan, L. J. The Rural School Community Center // Annals of the American Academy of Political and Social Science. -1916. - Vol. 67. - № 1. - P. 130-138.

2. Hanifan L.J. The community center. - Boston: New York Silver, Burdett & Co., 1920. -232 p.

3. Putnam, R. Bowling Alone: america's declining social capital // Journal of Democracy. - 1995. - № 6(1). - Р. 65-78.

4. Patnam R. For democracy to work. Civic traditions in modern Italia.- M.: Ad Marginem, 1996. - 287 p.

5. Yashkova M. Social capital: the evolution of the concept//Inviolable reserve. Debate on politics and culture. - 2018.- No. 3 (119). - P.196-210.

6. Jackson M.O. A typology of social capital and associated network measures // Social Choice and Welfare. - 2020. - V.54. -P. 311-366.

7. Bourdieu P. Forms of capital//Economic sociology. - 2002. - T. 3. - No. 5. P. 63.

8. Bourdieu P. Field of economics//Social space: fields and practices. - St. Petersburg: Aleteia, 2014. S. 129-176.

9. Ivanchikova T. M., Mishchuk O. N. Russian art market: contradictions and trends in development//Scientific and methodological electronic journal "Concept." - 2017. - No. 4 (April ) //URL: http://e-koncept.ru/2017/170079.htm (circulation date: 12.11.2020).

10. Harutyunova, A. Art market in the 21st century: the space of an art experiment [Text ]/National Research University "Higher School of Economics." - M.: Ed. House of the Higher School of Economics, 2015. - 232 p.

11. Degen N. Introduction. Value-Added Art // The Market / еd. by N. Degen. - London: Whitechapel Gallery; Cambridge: MIT Press, 2013. P. 5- 38.

12. Steiner P. La sociologie économique. - Paris: Edition La Découverte, 1999. - 123 p.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10792

Х.М. Мусаева - ассистент кафедры «Экономика и экономическая безопасность отраслей и предприятий», Институт экономики и финансов ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»,

Kh.M. Musaeva - Assistant Lecturer at the Department of Economics and Economic Security of Industries and Enterprises, Institute of Economics and Finance, "Chechen State University";

З.М. Дзокаева - к.э.н., доцент кафедры «Экономика» ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова»,

Z.M. Dzokaeva - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of Economics, Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education "North Ossetian State University named after K.L. Khetagurov".

К ВОПРОСУ ОБ УПРАВЛЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬЮ КОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ON THE QUESTION OF MANAGING THE COMPETITIVENESS OF A COMMERCIAL ORGANIZATION

Аннотация. Конкуренция, как элемент рыночного механизма и экономическая категория, вот уже на протяжении многих лет является объектом пристального внимания исследователей. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает вопрос повышения конкурентоспособности организации. Конкурентоспособность коммерческой организации является относительной характеристикой, выражающей степень отличия развития данной организации от конкурентов, демонстрирующей возможности и динамику ее приспособления к условиям современной рыночной конкуренции.

Процесс управления конкурентоспособностью организации нацелен на повышение устойчивости компании в условиях роста конкуренции и изменения условий внешней среды. Для обеспечения конкурентоспособности коммерческие организации вынуждены осуществлять поиск способов согласования как текущих, так и будущих своих интересов. Для эффективного управления конкурентоспособностью коммерческой организации принципиально важно рассматривать как продолжительный по времени процесс, требующий значительной финансовой поддержки, высокого уровня профессионализма менеджмента и специалистов.

Abstract. Competition as an element of the market mechanism and an economic category has been the object of close attention of researchers for many years. In modern market conditions, the issue of increasing the competitiveness of an organization is becoming especially relevant. The competitiveness of a commercial organization is a relative characteristic that expresses the degree to which the development of a given organization differs from competitors, demonstrating the possibilities and dynamics of its adaptation to the conditions of modern market competition.

The process of managing the competitiveness of an organization is aimed at increasing the stability of the company in the face of increasing competition and changing environmental conditions. To ensure competitiveness, commercial organizations are forced to search for ways to harmonize both their current and future interests. To effectively manage the competitiveness of a commercial organization, it is fundamentally important to consider it as a long-term process that requires significant financial support, a high level of professionalism of management and specialists.

Ключевые слова: предпринимательство, конкурентоспособность, коммерческая деятельность, управление конкурентоспособностью.

Keywords: entrepreneurship, competitiveness, commercial activities, competitiveness management.

Конкуренция, как элемент рыночного механизма и экономическая категория, вот уже на протяжении многих лет является объектом пристального внимания исследователей. В современных рыночных условиях особую актуальность приобретает вопрос повышения конкурентоспособности организации.

Целью любой коммерческой организации является достижение первенства в конкурентной борьбе. Причем эта победа станет закономерным итогом прилагаемых грамотных усилий в развитии организации. Другими словами, конкуренция - это процесс непрекращающейся борьбы организаций друг с другом за потребителей своей продукции. Именно от конкурентоспособности производимых товаров и услуг фирмы, а также от конкурентоспособности самого предприятия, зависит результат этой борьбы.

Конкурентоспособность коммерческой организации является относительной характеристикой, выражающей степень отличия развития данной организации от конкурентов, демонстрирующей возможности и динамику ее приспособления к условиям современной рыночной конкуренции.

Основными факторами конкурентоспособности коммерческого предприятия являются:

- стратегия;

- обеспечение материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами;

- инновационный потенциал;

- и эффективность менеджмента.

В целом факторы конкурентного преимущества организации подразделяются на внешние, проявление которых в незначительной степени зависит от организации, и внутренние, которые практически полностью определяются руководством организации. То есть руководители предприятий вынуждены находиться в постоянном поиске новых инструментов управления предприятиями и рычагов повышения конкурентоспособности.

Внешние факторы конкурентного преимущества коммерческой организации определяются следующими показателями:

- уровнем конкурентоспособности страны;

- уровнем конкурентоспособности региона;

- уровнем конкурентоспособности отрасли;

- государственной поддержкой малого и среднего бизнеса в стране и регионах;

- правовым регулированием функционирования экономики страны и регионов;

- открытостью общества и рынков;

- научным подходом управления экономикой страны и другими системами;

- государственной поддержкой науки и инновационной деятельности;

- качеством информационного обеспечения управления на всех уровнях иерархии;

- налоговыми ставками в стране и регионах;

- наличием доступных природных ресурсов;

- климатическими условиями и географическим положением страны или региона;

- уровнем конкуренции во всех областях деятельности в стране и т.д.

К внутренним факторам конкурентоспособности следует отнести:

- технологии и различные собственные инновационные разработки;

- способность производить качественный продукт;

- эффективные ключевые бизнес-процессы и квалифицированный заинтересованный персонал;

- способность быстро и эффективно реагировать на рыночные изменения;

- а также способность создавать новую продукцию.

Создание некой системы, целью которой является воздействие на элементы и механизмы, обеспечивающие конкурентные преимущества организации и развитие ее конкурентного потенциала, представляет собой процесс управления конкурентоспособностью организации. Он нацелен на повышение устойчивости компании в условиях роста конкуренции и изменения условий внешней среды.

Ряд принципов управления конкурентоспособностью коммерческих организаций представлены на рисунке 1.

Рисунок 1 - Основные принципы управления конкурентоспособностью

коммерческих организаций

Управление конкурентоспособностью заключается в осуществлении деятельности по определению целей организации и выборе способов их реализации, при этом сохраняя и приумножая конкурентные преимущества компании в условиях неопределенности внешней среды. Для обеспечения конкурентоспособности коммерческие организации вынуждены осуществлять поиск способов согласования как текущих, так и будущих своих интересов. Это связано с тем, что гармоничное и эффективное развитие любой организации невозможно при концентрации исключительно на решении текущих проблем и задач, поскольку изменчивость и непредсказуемость внешней среды делает невозможным планирование устойчивости компании. Все эти вышеперечисленные факты показывают особую значимость процесса управления конкурентоспособностью коммерческих организаций как комбинации планирования, предвидения и оперативного адаптивного менеджмента.

Управление конкурентоспособностью необходимо осуществлять в соответствии с некоторыми принципами, основными из которых являются наличие четких целей, связанных с миссией и видением компании, и взаимосвязей с внешней организационной средой.

Все принципы управления предприятиями, в том числе и принципы управления конкурентоспособностью коммерческих организаций, должны удовлетворять следующим требованиям:

- соответствовать законам менеджмента, развития природы и общества;

- объективно отражать сущность происходящих процессов управления организацией;

- соответствовать частной и общей цели функционирования системы;

- четко определять характер взаимосвязей в системе, структуре органов управления, принятия и реализации управленческих решений;

- быть основами, признаваемыми обществом, носить понятный и обоснованный характер.

В системе управления конкурентоспособностью коммерческих организации реализуются следующие функции: техническая, учетная, коммерческая, административная, финансовая и некоторые другие. В рамках каждой из этих функций ставятся конкретные цели, совокупность которых обеспечивает устойчивость предприятий в современных рыночных условиях и ее конкурентоспособность.

Способность организации выполнить все поставленные цели измеряется ее потенциалом. Следовательно, можно сказать, что процесс управления конкурентоспособностью коммерческой организации заключается в процессе управления ее потенциалом.

Создание эксклюзивных конкурентных преимуществ и оперативное эффективное использование возможностей, предоставляемых внешней средой, являются целями стратегического управления конкурентоспособностью организации.

Процесс грамотного управления конкурентоспособностью компании включает множество аспектов, что связано в первую очередь с необходимостью учета интересов потребителей, собственников, инвесторов, партнеров и т.п. И как следствие этого, к управлению конкурентоспособностью применяется комплексный подход, основанный на связи теорий и практик различных сегментов менеджмента. Для построения системы управления конкурентоспособностью организации используются ряд инструментов (рисунок 2).

Рисунок 2 - Инструменты управления конкурентоспособностью коммерческой организации

Внедрение инноваций в производственный процесс в целях усовершенствования производимого продукта или услуги, возможно даже, создания принципиально нового товара или услуги, будут способствовать значительной экономии бюджета и позволит добиться интенсивного роста доходов организации.

Не менее важно участие в производственном процессе высококвалифицированных трудовых ресурсов, поскольку от их знаний, умений, навыков, заинтересованности в результате труда, зависит конечный результат производства. При этом вопросы мотивации и стимулирования персонала, проблемы, которые связанны с созданием благоприятного психологического климата в коллективе, а также мониторинг степени удовлетворения работников результатами своего труда - требуют особого внимания.

Основополагающий принцип системы менеджмента качества организации заключается в том, чтобы обеспечить потребности потребителя. При этом основным показателем ее эффективности будет положительная динамика уровня конкурентоспособности коммерческой организации.

Так же важно обеспечить эффективную логистику, которая включает создание оптимальной системы каналов сбыта произведенной продукции или услуг, рациональное использование всех инструментов маркетинга и формирование путей транспортировки продукции с минимальными затратами. Отдельно стоит отметить совершенствование и расширение номенклатуры и ассортимента производимой продукции и услуг, а также определение и грамотное использование ценовых факторов рыночной конъюнктуры.

Таким образом, управлять конкурентоспособностью коммерческой организации означает следующее:

- повышать качество услуг;

- сокращать издержки и, соответственно, контролировать цены на реализуемую продукцию;

- совершенствовать качество обслуживания.

При этом для эффективного управления конкурентоспособностью коммерческой организации принципиально важно рассматривать как продолжительный по времени процесс, требующий значительной финансовой поддержки, высокого уровня профессионализма менеджмента и специалистов. Отсюда, в основе управления конкурентоспособностью должен быть заложен именно стратегический подход.

Источники:

9. Адаменко А.А. Роль стратегического планирования в развитии предпринимательской деятельности / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Д.В. Петров // Естественно-гуманитарные исследования. - 2020. - № 29 (3). - С. 24-27.

10. Адаменко А.А. Финансовая устойчивость организации как показатель стабильности на финансовом рынке / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, А.А. Тихих // В сборнике: Учетно-аналитическое обеспечение системы управления инновационной деятельности. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. - Краснодар, 2019. - С. 229-235.

11. Власова Н.С. Контроллинг как элемент системы управления организацией / Н.С. Власова, А.А. Мешлок, Е.Ф. Сафонова // Вестник Академии знаний. - 2018. - № 2 (25). - С. 82-86.

12. Говдя В.В. К вопросу о развитии концепции стратегического учета / В.В. Говдя // В сборнике: Современные учетно-аналитические системы в экономике: факты, прогнозы, тенденции развития. Сборник статей по материалам IV международной научно-практической конференции. Кубанский государственный аграрный университет. 2015. - С. 22-29.

13. Гукасян З.О. Оценка эффективности корпоративного управления: теоретические и методические аспекты: монография / Гукасян З.О., Толмачева О.И., Вайкок М.А., Мартынова Т.А., Тишковская С.В., Бжассо А.А., Черминская Л.Г., Рыбянцева М.С., Тхагапсо М.Б., Халяпина О.Г., Галицкая Ю.Н., Арутюнова А.А., Пивень И.Г., Галата Л.В. - Краснодар, 2019. - 171 с.

14. Углова И.А. Современный подход к управлению в малом и среднем бизнесе / И.А. Углова // В сборнике: Социально-экономическое развитие России: актуальные подходы и перспективные решения. Материалы I Международной научно-практической конференции, 2017. - С. 145-150.

15. Хорольская Т.Е. Анализ уровня развития экономики коммерческой организации / Т.Е. Хорольская, Л.В. Папова, И.П. Якубец // Вестник академии знаний. - 2020. - № 4 (39). - С. 354-359.

16. Чернявская С.А. Теоретическое исследование и анализ конкурентоспособности в региональной экономике / С.А. Чернявская, Н.И. Потебняк, Д.А. Архипов // Wschodnioeuropejskie Czasopism o Naukowe. - 2018. - № 4-3(32). -С. 38-42.

References:

9. Adamenko A.A. The role of strategic planning in the development of entrepreneurial activity / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, D.V. Petrov // Natural and humanitarian research. - 2020. - No. 29 (3). - S. 24-27.

10. Adamenko A.A. Financial stability of an organization as an indicator of stability in the financial market / А.А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, A.A. Tikhikh // In the collection: Accounting and analytical support of the innovation management system. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. - Krasnodar, 2019 .- S. 229-235.

11. Vlasova NS Controlling as an element of the organization's management system. Vlasov, A.A. Meshlok, E.F. Safonova // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - No. 2 (25). - S. 82-86.

12. Govdya V.V. On the development of the concept of strategic accounting / V.V. Govdya // In the collection: Modern accounting and analytical systems in the economy: facts, forecasts, development trends. Collection of articles based on materials of the IV international scientific-practical conference. Kuban State Agrarian University. 2015 .-- S. 22-29.

13. Ghukasyan ZO Assessment of the effectiveness of corporate governance: theoretical and methodological aspects: monograph / Ghukasyan Z.O., Tolmacheva O.I., Vaikok M.A., Martynova T.A., Tishkovskaya S.V., Bzhasso A.A., Cherminskaya L.G., Rybyantseva M.S., Tkhagapso M.B., Khalyapina O.G., Galitskaya Yu.N., Arutyunova A.A., Piven I.G., Galata L.V. -Krasnodar, 2019 .-- 171 p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Uglova I.A. Modern approach to management in small and medium business / I.A. Uglova // In the collection: Socio-economic development of Russia: current approaches and promising solutions. Materials of the I International Scientific and Practical Conference, 2017. - pp. 145-150.

15. Khorolskaya T.E. Analysis of the level of development of the economy of a commercial organization / T.E. Khorolskaya, L.V. Papova, I.P. Yakubets // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2020. - No. 4 (39). - S. 354-359.

16. Chernyavskaya S.A. Theoretical research and analysis of competitiveness in the regional economy / S.A. Chernyavskaya, N.I. Potebnyak, D.A. Arkhipov // Wschodnioeuropejskie Czasopismo Naukowe. - 2018. - No. 4-3 (32). - S. 38-42.

DOI: 10.24412/2304-6139-2020-10793

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 20-010-00948 Acknowledgments: The reported study was funded by RFBR, project number 20-010-00948

М.А. Нестеренко - к.э.н., доцент, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (nesterenko09@inbox.ru),

M.A. Nesterenko - candidate of economic sciences, associate professor, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin;

А.А. Дементьева - аспирант, Кубанский государственный аграрный университет им. И.Т. Трубилина (anastasion.dementyeva@mail.ru),

A.A. Dementieva - graduate student, Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin.

КОНЦЕПЦИЯ ИНДУСТРИАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ CONCEPT OF INDUSTRIALIZATION OF THE WASTE PROCESSING SYSTEM

Аннотация. В современном мировом пространстве на сегодня активно развивается концепция биоэкономики как экономики будущего, базирующейся на «каскадном потреблении» ресурсов, то есть многократном их использовании и переработке в различных формах, в том числе в виде отходов. В контексте необходимости решения глобальных проблем территорий развитие биоэкономики представляет собой важный шаг в сторону новой экономической и промышленной революции, что адекватно положениям стратегии социально-экономического развития Краснодарского края. Одной из основных экологических проблем Краснодарского края является проблема обращения с твердыми коммунальными отходами, для решения которой предлагается проект концеп-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.