08.00.05. Экономика и управление народным хозяйством (по отраслям и сферам деятельности)
А.А. Адаменко - профессор кафедры теории бухгалтерского учета, д.э.н., Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
A.A. Adamenko - Professor of the Department of accounting theory, Doctor of Economics, Kuban state agrarian University;
Т.Е. Хорольская - старший преподаватель кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет ([email protected]),
T.E. Khorolskaya - senior lecturer of the Department of accounting theory, Kuban state agrarian University;
И.А. Тетер - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет,
IA. Teter - undergraduate, Kuban state agrarian University.
ПРИБЫЛЬ КАК ЭЛЕМЕНТ ФИНАНСОВЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, ЕЕ ЗНАЧЕНИЕ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ
PROFIT AS AN ELEMENT OF FINANCIAL RESULTS, ITS VALUE, FUNCTIONS AND PLANNING METHODS
Аннотация. В данной статье авторами рассматривается прибыль как элемент финансовой отчетности экономического субъекта, при этом отмечено, что любая коммерческая организация стремится к получению прибыли, однако не всегда извлекает её. В статье обозначена природа возникновения прибыли организации, сформулирована ее сущность, описаны виды прибыли. Авторами отмечено, что без получения прибыли бизнес не выживет в долгосрочной перспективе, а это вызывает необходимость планирования будущей прибыли. В связи с этим особое внимание в статье уделено планированию прибыли коммерческой организации, а именно сформулированы и разъяснены основополагающие принципы ее планирования, детально описаны этапы данного мероприятия. Кроме того, рассмотрены методы планирования: позитивный и нормативный. Обозначены направления распределения прибыли до налогообложения. Сформулированы функции, которые выполняет прибыль в развитии рыночных отношений. Приведены факторы, являющиеся особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений.
Annotation. In this article, the authors consider profit as an element of the financial statements of an economic entity, and it is noted that any commercial organization seeks to make a profit, but does not always extract it. The article indicates the nature of the organization's profits, formulates its essence, describes the types of profits. The authors noted that without profit, business will not survive in the long term, and this necessitates planning future profits. In this regard, special attention is paid in the article to planning the profit of a commercial organization, in particular, the basic principles of its planning were formulated and explained, and the stages of this event were described in detail. In addition, the planning methods are considered: positive and regulatory. Marked the direction of the distribution of profits before tax. The functions that make a profit in the development of market relations are formulated. The factors that are a feature of the formation of civilized market relations are given.
Ключевые слова: прибыль, финансовые результаты, доходы, расходы, планирование прибыли.
Keywords: profit, financial results, income, expenses, profit planning.
Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Любая коммерческая организация стремится к прибыли, но не всегда извлекает ее. Если доход равен себестоимости, то возмещаются только затраты на производство и продажу продукции. Реализация осуществлялась без потерь, но также нет прибыли как источника производства, научного, технического и социального развития. При превышении расходов над доходами организация получает убытки, то есть отрицательный финансовый результат, что ставит ее в довольно сложную финансовую ситуацию, а также не исключает банкротства.
Прибыль отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Результатом соединения факторов производства (труда, капитала, природных ресурсов) и полезной производительной деятельности хозяйствующих субъектов является произведенная продукция, которая становится товаром при условии ее реализации потребителю.
На этапе продажи раскрывается стоимость товара, в том числе стоимость материализованного труда и живого труда. Значение живого труда отражает вновь созданное значение и разбивается на две части. Первая часть - это заработная плата работников, занимающихся производством продукции. Ее величина определяется рядом факторов, вызванных необходимостью воспроизводить рабочую силу. В этом смысле для предпринимателя она представляет собой часть стоимости производства. Вторая часть вновь созданной стоимости отражает чистый доход, который реализуется только в результате продажи продуктов, что означает общественное признание его полезности.
На уровне экономического субъекта, с точки зрения товарно-денежных отношений, чистый доход принимает форму прибыли. На рынке товаров организации рассматриваются как относительно отдельные товаропроизводители. Установив цену продукта, они продают его потребителю, получая доход от тендера, что вовсе не означает получение прибыли. Для определения финансового результата необходимо сравнить выручку с издержками производства и продаж, которые принимают форму себестоимости.
Планирование прибыли и рентабельности организации - это систематический и формализованный подход к определению влияния планов руководства на прибыльность данного хозяйствующего субъекта. Основными ресурсами организации являются люди, капитал и материалы. В свою очередь они связаны с издержками. При этом организация генерирует продукты, услуги и, как правило, некоторые социальные эффекты.
Для осуществления планирования, прогнозирования прибыли организации ее руководство делает прогнозы расходов и доходов на перспективу. После прогнозирования доходов и расходов руководство управляет комбинациями ресурсов, продуктов.
Чтобы заложить прочную основу планирования прибыли в организации, необходимо придерживаться основополагающих принципов, которые наглядно представлены на рисунке 1.
Принципы планирования прибыли
Планирование прибыли это процесс принятия управленческих решений.
По сути, принятие управленческих решений включает в себя задачу управления переменными, которые могут влиять на доходы, затраты и инвестиции.
Ключом к успеху планирования прибыли является компетенция руководства по планированию деятельности организации. Руководство должно обладать абсолютной уверенностью в своей способности устанавливать реалистичные цели и разрабатывать эффективные средства для достижения этих целей организацией.
Комплексная программа планирования прибыли предусматривает участие всех уровней управления. Чтобы грамотно заниматься планированием прибыли, менеджмент, а особенно топ-менеджмент, должен иметь правильное понимание характера и характеристик планирования прибыли, быть уверенным, что
эта конкретная методика управления более предпочтительна для данной ситуации.
Рисунок 1 - Основополагающие принципы планирования прибыли
Планирование прибыли в организации в качестве инструмента принятия решений предполагает создание конкретных товаров, разработку долгосрочных планов и годовых профильных планов на короткие сроки, которые будут подготовлены после разработки плана продаж, плана производства, бюджета административных расходов, бюджета косвенных расходов и т.д.
Задачи планирования прибыли, таким образом, аналогичны задачам комплексного бюджетирования. В нем основное внимание уделяется рациональному подходу к комплексному планированию, в котором, в свою очередь, во главу угла ставится управление целями. Важно отметить, что планирование прибыли, связано не только с функцией учета, но и с другими функциями бизнеса, которые можно рассматривать и использовать независимо от общего процесса управления.
Основные этапы планирования прибыли организации представлены на рисунке 2.
Установление целей
На первом этапе целевая прибыль должна устанавливаться в соответствии со стратегическими планами предприятия. Более того, целевая прибыль предприятия должна быть реалистичной, основанной на возможностях и ресурсах.
Определение ожидаемого объема продаж
Важнейший этап процесса планирования выручки и прибыли предприятия. Предприятию необходимо спрогнозировать объем продаж, чтобы достичь своих целей по прибыли. Ожидается, что объем продаж должен учитывать тенденции рынка, отрасли и результаты проведенного конкурентного анализа. Здесь видно, как связаны планирование доходов и прибыли предприятия.
Оценка расходов
На данном этапе предприятие оценивает свои расходы на запланированный объем продаж. Расходы могут быть определены из данных прошлых периодов. Если предприятие новое, то можно использовать данные по аналогичной организации в той же отрасли.
Определение прибыли
Существуют различные виды прибыли (плановая валовая прибыль, плановая операционная прибыль, плановая чистая прибыль, нераспределенная прибыль) каждая из них рассчитывается по собственной формуле.
Рисунок 2 - Этапы планирования прибыли организации
Позитивная экономическая теория и практика являются объективными, то есть основанными на фактах. Позитивный метод фокусируется на анализе экономической статистики и данных, а также на выводах, основанных на этих показателях (например, позволит ли корпоративный рост увеличить дивиденды акционеров). Позитивный метод лучше всего использовать для объяснения прошлых финансовых событий, а также текущего финансового состояния. Этот метод обычно применяют для создания финансовых документов, балансовых отчетов или отчетов о движении денежных средств.
Нормативный метод субъективен и направлен на то, чтобы определить, каким будет экономическое будущее компании или инвестора. То есть нормативная практика представляет собой форму оценки стоимости, которая может вводить субъективные мнения в учет (например, что будет, если компания повысит процентные ставки для поддержания корпоративного роста). Нормативное планирование касается будущих событий, а не прошлых данных. Нормативный метод лучше всего использовать при выработке будущей экономической политики. Поэтому планы компании или рыночные стратегии, включенные в бизнес-планы, можно рассматривать как нормативные.
Рентабельность является основной целью всех коммерческих организаций. Без рентабельности (а значит, без получения прибыли) бизнес не выживет в долгосрочной перспективе, поэтому очень важно измерять текущую и прошлую рентабельность, а также планировать будущую прибыль.
Рентабельность зависит от доходов и расходов. При этом необходимо отличать доходы от поступления денег в процессе деятельности бизнеса. Например, если выращиваются и продаются сельскохозяйственные культуры и скот, то создается доход. Поступление денег от заимствования - это просто денежная транзакция между бизнесом и кредитором. Погашение кредита, в свою очередь, не является расходом - это денежный перевод между бизнесом и кредитором.
Рентабельность оценивается с помощью «Отчета о финансовых результатах», который, в сущности, является списком доходов и расходов за определенный период времени. Отчета о финансовых результатах традиционно используется для оценки прибыльности бизнеса за прошедший отчетный период. Однако можно составлять плановый «Отчет о финансовых результатах», который будет измерять прогнозируемую доходность бизнеса на предстоящий период. Кроме того, может использоваться бюджет, например, в целях планирования рентабельности конкретного проекта или направления бизнеса.
Для оценки финансового состояния бизнеса можно использовать различные коэффициенты рентабельности. Эти коэффициенты, рассчитанные из данных отчета о финансовых результатах, можно сравнивать с отраслевыми показателями. Кроме того, в течение нескольких лет можно отслеживать тенденции отчета о финансовых результатах для выявления возникающих проблем.
Прибыль компании до налогообложения обычно распределяется на три части (рисунок 3).
Рисунок 3 - Направления распределения прибыли до налогообложения
При этом выплаты собственникам зависят от формы собственности конкретного экономического субъекта. Единственный владелец получает всю прибыль от бизнеса и несет все убытки, которые могут превысить инвестиции собственника в бизнес. В обществах с ограниченной ответственностью прибыль и убытки распределяются между участниками так, как указано в учредительных документах, обычно - пропорционально их взносам. В акционерном обществе прибыль может быть распределена среди акционеров в форме дивидендов или реинвестирована в бизнес.
Прибыль в развитии рыночных отношений выполняет определенные функции.
Во-первых, прибыль характеризует экономический эффект, полученный в результате деятельности экономического субъекта. Но все аспекты данного субъекта с помощью прибыли как единственного индикатора не могут быть оценены. Такого универсального индикатора быть не может. Вот почему система показателей используется при анализе производственной, экономической и финансовой деятельности. Значение прибыли заключается в том, что она отражает окончательный финансовый результат. В то же время на величину прибыли и ее динамику влияют факторы, зависящие и зависящие от усилий экономического субъекта. Практически вне сферы влияния компании существуют рыночные условия, уровень цен на потребляемый материал и сырье и топливно-энергетические ресурсы, нормы амортизации. В какой-то степени компания зависит от таких факторов, как уровень цен на проданную продукцию и заработную плату. К факторам, которые зависят от компании, относятся
Налог на прибыль организаций
ыль Л йыль
уровень управления, компетенция менеджмента и менеджеров, конкурентоспособность продукции, организация производства и труда, ее производительность, состояние и эффективность производства и финансового планирования. Причем эти факторы влияют на прибыль не напрямую, они влияют на объем проданной продукции и стоимость, поэтому для определения окончательного финансового результата необходимо сравнить стоимость объема проданной продукции и стоимости ресурсов, использованных в производстве.
Во-вторых, прибыль имеет стимулирующую функцию. Его содержание заключается в том, что прибыль одновременно является финансовым результатом и основным элементом финансовых ресурсов компании. Реальное положение принципа самофинансирования определяется полученной прибылью. Доля чистой прибыли, остающейся в распоряжении компании после уплаты налогов и других обязательных платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности, научного, технического и социального развития организации, материального поощрения работников.
В-третьих, прибыль является одним из источников пополнения бюджетов разных уровней. Она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с другими потоками доходов используется для финансирования совместных общественных нужд, обеспечения выполнения государственных функций, государственных инвестиционных, производственных, научных, технических и социальных программ.
В рыночной экономике значение прибыли огромно. Стремление к прибыли заставляет товаропроизводителей больше ориентироваться на увеличение объема производства, необходимого потребителю, что снижает издержки производства. С развитой конкуренцией это достигает не только цели предпринимательства, но и удовлетворения социальных потребностей. Для предпринимателя прибыль - это сигнал, указывающий, где можно добиться наибольшего увеличения стоимости, создает стимул для инвестирования в эти области. Их роль играют потери. Они выделяют ошибки и просчеты в направлении фондов, организации производства и сбыта продукции.
В российской практике, в отличие от иностранной, наблюдалась тенденция не показывать потери во внешней отчетности, поскольку, по мнению налоговых органов, убытки вызваны сокрытием прибыли и отходом от налога на прибыль, работой предприятия в теневой экономики. В реальной ситуации потери могут быть вызваны не компетенцией руководства компании, отсутствием работы (в строительстве), повреждением продуктов (в торговле), системой неплатежей, которая сложилась в последние годы в России, и т. д.
Экономическая нестабильность, монопольное положение товаропроизводителей искажает формирование прибыли как чистого дохода, приводит к желанию получать доход в основном за счет повышения цен. Укреплению инфляционного содержания прибыли способствует финансовое оздоровление экономики, развитие механизмов рыночного ценообразования и оптимальная налоговая система. Эти задачи должны выполняться государством в ходе осуществления экономических реформ.
Развитие рыночных отношений повышает ответственность и независимость предприятий в разработке и принятии управленческих решений для обеспечения эффективности их деятельности. Эффективность производственной, инвестиционной и финансовой деятельности предприятия выражается в достигнутых финансовых результатах. Общий финансовый результат - валовая прибыль.
Особенностью формирования цивилизованных рыночных отношений является усиление влияния таких факторов, как:
- строгая конкурентная борьба;
- технологические изменения;
- компьютеризация обработки экономической информации;
- непрерывные инновации в налоговом законодательстве;
- переменные процентные ставки и обменные курсы на фоне продолжающейся инфляции.
Установленные в нашей экономике рыночные отношения предполагают полную независимость организаций в решении ряда проблем, таких как:
- определение производственной программы на основе рыночных исследований;
- ответственность производителей за распоряжение их продуктами и доходами, поскольку неэффективное предприятие, которое несет убытки, не будет финансироваться из бюджета, но будет объявлено банкротом в установленном порядке;
- квалифицированный выбор партнера, как на внутреннем, так и на внешнем рынках, поскольку от этого зависит перспектива будущего сотрудничества. Организации должны быть уверены в экономической жизнеспособности и надежности потенциальных партнеров, поэтому установление рыночных отношений предполагает и требует изучения финансовой отчетности возможных контрагентов для оценки их прибыльности и платежеспособности перед заключением экономического договора.
Варианты решения этих проблем в конечном итоге повлияют на результаты экономической деятельности в виде ряда показателей, отражающих наличие, размещение и использование финансовых результатов.
Консолидированным (интегрирующим) индикатором, характеризующим финансовый результат деятельности организации, является валовая прибыль или убыток.
Конечным результатом деятельности предприятия выступает чистая прибыль или убыток, что является алгебраической суммой результатов, полученных от финансово-хозяйственной деятельности и других сделок.
Прибыль (убыток) от финансово-хозяйственной деятельности представляет собой сумму прибыли (убытка) от продажи товаров, продуктов, работ и услуг, процентов к получению (к оплате), доходов от участия в других организациях, прочих операционных доходов и расходов.
Результатом продажи продуктов (работ, услуг) является разница между выручкой от реализации (без учета налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж) и затрат на производство и продажу продукции (работ, услуг).
Источники:
1. Адаменко А. А. Вхождение России в экономический кризис: тенденции 2015 года, пути выхода / А. А. Адаменко, Т. Е. Хорольская, Е. В. Мостовая // В сборнике: Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы IV международной научной конференции. - Краснодар: Изд-во «Магарин О. Г.», 2016. - С. 644-648.
2. Адаменко А.А. Определение доходов и расходов в отчете о финансовых результатах / А.А. Адаменко, Т.Е. Хорольская, Т.Ш. Анаников // В сборнике: Экономика России: реалии и перспективы развития. Материалы Международной научной конференции молодых ученых и преподавателей вузов. Составители: Ю.И. Сигидов, Н.С. Власова, Г.Н. Ясменко, В.В. Башкатов. - 2018. - С. 118-127.
3. Адаменко А.А. Роль отчета о финансовых результатах в планировании прибыли и рентабельности организации / А.А. Адаменко, Т.А. Анаников // В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы международной научой конференции. - 2017. - С. 153-158.
4. Азиева З.И. Перспективный управленческий анализ в системе формирования финансовых результатов организации / З.И. Азиева, А.А. Адаменко, А.Э. Мкртычан // Экономика и предпринимательство. - № 1-1 (66-1). - 2016. - С.774-777.
5. Полонская О.П. Формирование и использование прибыли в коммерческой организации / О.П. Полонская, Е.Г. Злобова, В.Н. Юник // В сборнике: Экономика и общества в условиях модернизации. Материалы международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 43-52.
6. Попова Д.Р. Особенности признания и оценка доходов организации в соответствии с МСФО / Д.Р. Попова, О.П. Полонская // В сборнике: Новые реалии в инновационном развитии экономической мысли. Сборник научных статей по итогам V Международной научно-практической конференции. - 2017. - С. 90-93.
7. Хорольская Т.Е. Применение системы показателей эффективности деятельности экономического субъекта по данным бухгалтерской отчетности / Т.Е. Хорольская, А.А. Адаменко, Т.Ш. Анаников // Вестник Академии знаний. - 2018. -№ 6 (29). - С. 10-14.
Sources:
1. Adamenko A. A. Russia's entry into the economic crisis: trends in 2015, ways out / A. A. Adamenko, T. E. Khorolskaya, E. V. Mostovaya // In the collection: Information support for the effective management of economic entities. Proceedings of the IV International Scientific Conference. - Krasnodar: Magarin OG publishing house, 2016. - p. 644-648.
2. Adamenko A.A. Determination of income and expenses in the statement of financial performance / А. А. Adamenko, T.E. Khorolskaya, T.Sh. Ananikov // In the collection: The Russian economy: realities and development prospects. Materials of the International Scientific Conference of Young Scientists and University Teachers. Compiled by: Yu.I. Sigidov, N.S. Vlasova, G.N. Yasmenko, V.V. Bashkatov. - 2018. - p. 118-127.
3. Adamenko A.A. The role of the report on financial results in planning profit and profitability of the organization / А.А. Adamenko, T.A. Ananikov // In the collection: Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support. Proceedings of the international scientific conference. - 2017. - p. 153-158.
4. Azieva Z.I. Perspective management analysis in the system of formation of financial results of the organization / Z.I. Azieva, A.A. Adamenko, A.E. Mkrtychan // Economy and Entrepreneurship. - № 1-1 (66-1). - 2016. - p.774-777.
5. Polonskaya O.P. The formation and use of profit in a commercial organization / OP Polonskaya, E.G. Zlobova, V.N. Junik // In collection: Economics and Societies in the Conditions of Modernization. Materials of the international scientific-practical conference. - 2017. - p. 43-52.
6. Popova D.R. Features of recognition and assessment of the income of the organization in accordance with IFRS / D.R. Popova, O.P. Polonskaya // In the collection: New realities in the innovative development of economic thought. Collection of scientific articles on the results of the V International Scientific Practical Conference. - 2017. - p. 90-93.
7. Khorolskaya T.E. The use of a system of indicators of the effectiveness of the economic entity according to the financial statements / T.E. Khorolskaya, A.A. Adamenko, T.Sh. Ananikov // Bulletin of the Academy of Knowledge. - 2018. - № 6 (29). - S. 10-14.
Я.В. Бабаян - преподаватель кафедры МиМП, Южный институт менеджмента ([email protected], 89183588232);
Y. V. Babayan - lecturer Mimp Southern Institute of management.
ОСОБЕННОСТИ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ОКАЗАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ УСЛУГ THE PECULIARITIES OF THE INSTITUTIONAL STRUCTURE OF PROVISION PUBLIC SERVICE
Аннотация. В статье предпринята попытка методологического подхода к функциям субъектов, задействованных в системе оказания государственных услуг, данный вид базируется на тенденции субсидиарное™. В этом случае государство играет роль координатора или модератора совместного диалога, чем организатора и