Научная статья на тему 'БЕНЧМАРКИНГ И РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ'

БЕНЧМАРКИНГ И РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
99
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управленческий учет / инструментарий / бенчмаркинг / конкурентоспособность / мanagement accounting / tools / benchmarking / competitiveness

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.В. Смольнякова, А.Ф. Кузина, В.А. Собянина

В системе управленческого учета использование бенчмаркинга выступает в качестве методической основы повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций. Бенчмаркинг как инновационный инструмент управленческого учета раскрывает внутренние преимущества, базирующиеся на превосходстве организации санаторно-курортной сферы в отношении эффективности (или издержек) производства и управления организацией и продуктом. Разработаны предложения по формированию механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортной организации посредствам бенчмаркинга в системе управленческого учета. Одним из ценных методов анализа конкурентоспособности в системе бенчмаркинга может служить сравнительная оценка конкурентоспособности санаторно-курортной организации, которая дает возможность сравнить силу организации и ее ближайших конкурентов. Внедрение механизма управления конкурентоспособностью в системе управленческого учета посредствам бенчмаркинга, позволит санаторно-курортным организациям оказывать конкурентоспособные услуги, завоевать и закрепить определенную долю рынка в конкретный промежуток времени.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BENCHMARKING AND DEVELOPMENT OF MANAGEMENT ACCOUNTING TOOLS FOR COMMERCIAL ORGANIZATIONS

In the management accounting system, the use of benchmarking serves as a methodological basis for improving the competitiveness of health resort organizations. Benchmarking as an innovative management accounting tool reveals the internal advantages based on the superiority of the organization of the Spa sector in terms of efficiency (or costs) of production and management of the organization and product. Proposals have been developed for the formation of a mechanism for managing the competitiveness of a health resort organization through benchmarking in the management accounting system. One of the valuable methods of analyzing competitiveness in the benchmarking system can be a comparative assessment of the competitiveness of a health resort organization, which makes it possible to compare the strength of the organization and its closest competitors. The introduction of a competitive management mechanism in the management accounting system through benchmarking will allow Spa organizations to provide competitive services, win and consolidate a certain market share in a specific period of time.

Текст научной работы на тему «БЕНЧМАРКИНГ И РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ»

М.В. Смольнякова, - доцент кафедры бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина (marina_888@list.ru),

M.V. Smolnyakova - associate Professor of accounting Department, Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University;

А.Ф. Кузина - доцент кафедры бухгалтерского учета, кандидат экономических наук, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина (AnechkaFedorovna@yandex.ru),

A.F. Kuzina - associate Professor of accounting Department, Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University;

B.А. Собянина - магистрант, Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина (valentina_sobyanina26@mail.ru),

V.A. Sobyanina - undergraduate, Kuban state agrarian University.

БЕНЧМАРКИНГ И РАЗВИТИЕ ИНСТРУМЕНТАРИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

КОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ BENCHMARKING AND DEVELOPMENT OF MANAGEMENT ACCOUNTING TOOLS FOR COMMERCIAL ORGANIZATIONS

Аннотация. В системе управленческого учета использование бенчмаркинга выступает в качестве методической основы повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций. Бенчмаркинг как инновационный инструмент управленческого учета раскрывает внутренние преимущества, базирующиеся на превосходстве организации санаторно-курортной сферы в отношении эффективности (или издержек) производства и управления организацией и продуктом. Разработаны предложения по формированию механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортной организации посредствам бенчмаркинга в системе управленческого учета. Одним из ценных методов анализа конкурентоспособности в системе бенчмаркинга может служить сравнительная оценка конкурентоспособности санаторно-курортной организации, которая дает возможность сравнить силу организации и ее ближайших конкурентов. Внедрение механизма управления конкурентоспособностью в системе управленческого учета посредствам бенчмаркинга, позволит санаторно-курортным организациям оказывать конкурентоспособные услуги, завоевать и закрепить определенную долю рынка в конкретный промежуток времени.

Abstract. In the management accounting system, the use of benchmarking serves as a methodological basis for improving the competitiveness of health resort organizations. Benchmarking as an innovative management accounting tool reveals the internal advantages based on the superiority of the organization of the Spa sector in terms of efficiency (or costs) of production and management of the organization and product. Proposals have been developed for the formation of a mechanism for managing the competitiveness of a health resort organization through benchmarking in the management accounting system. One of the valuable methods of analyzing competitiveness in the benchmarking system can be a comparative assessment of the competitiveness of a health resort organization, which makes it possible to compare the strength of the organization and its closest competitors. The introduction of a competitive management mechanism in the management accounting system through benchmarking will allow Spa organizations to provide competitive services, win and consolidate a certain market share in a specific period of time.

Ключевые слова: управленческий учет, инструментарий, бенчмаркинг, конкурентоспособность.

Keyword: мanagement accounting, tools, benchmarking, competitiveness.

Санаторно-курортный комплекс - это крупнейшая отрасль, которая представляет собой многогранную и сложную систему. Здесь присутствуют все сложности экономической, социальной и политической жизни, и главное в этом вопросе - высокоорганизованное управление всей санаторно-курортной и туристической системой региона. В развитии любого комплекса неотъемлемой частью является организация бухгалтерского финансового и управленческого учета.

В современных условиях функционирования санаторно-курортных организаций ведение управленческого учета является объективной необходимостью.

Бенчмаркинг как инновационный инструмент управленческого учета раскрывает внутренние преимущества, базирующиеся на превосходстве организации санаторно-курортной сферы в отношении эффективности (или издержек) производства и управления организацией и продуктом. Они создают «ценность санаторно-курортного продукта», позволяющего добиться меньшей себестоимости, чем у конкурента. Внутреннее конкурентное преимущество - следствие большей производственной эффективности, которая обеспечивает санаторно-курортной организации рентабельность и устойчивость к снижению цены продаж, навязываемой рынком или конкуренцией.

Современная сложная ситуация в санаторно-курортной сфере складывается под влиянием целого комплекса факторов. Одним из них является то, что далеко не все санаторно-курортные организации готовы вести

конкурентную борьбу в относительно новых условиях хозяйствования. Однако в сегодняшних условиях эффективное функционирование санаторно-курортных организаций невозможно без выработки стратегии конкурентоспособности, отвечающей особенностям рынка в целом и отдельного экономического субъекта в частности, что представляется возможным посредствам бенчмаркинга в системе управленческого учета.

Конкурентоспособность продукта определяется наличием характеристик, дающих возможность для привлечения и сохранения его потребителей. Конкурентоспособным является тот продукт, «комплекс потребительских и стоимостных свойств, которого обеспечивает ему коммерческий успех, то есть позволяет быть прибыльно обмененным на деньги в условиях широкого предложения к обмену других товаров-аналогов».

Как правило, ни одна организация не может иметь преимущества перед конкурентами по всем характеристикам продукта, влияющим на предпочтения потребителей. В связи с этим необходима выработка стратегии, способной обеспечить конкурентное преимущество в долгосрочном аспекте.

Проведенные исследования позволяют сформировать основные предложения по формированию механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортной организации посредствам бенчмаркинга в системе управленческого учета. Данный механизм должен включать в себя следующие элементы:

- определение системы целей, установок, мотивов деятельности и методов управления;

- построение оптимальной организационной структуры управления;

- формирование оценочных показателей;

- анализ внутренних и внешних факторов, оказывающих воздействие на конкурентоспособность;

- периодическую оценку собственной конкурентоспособности, возможностей конкурентов и потребителей;

- разработку конкурентных стратегий действия в изменяющихся рыночных условиях;

- выработку наиболее приемлемых путей повышения конкурентоспособности.

Другими словами, механизм управления конкурентоспособностью санаторно-курортной организации -это разработка целей деятельности, анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность, оценка ее уровня и выработка направлений управляющего воздействия.

Одним из ценных методов анализа конкурентоспособности в системе бенчмаркинга может служить сравнительная оценка конкурентоспособности санаторно-курортной организации, которая дает возможность сравнить силу организации и ее ближайших конкурентов.

Последовательность анализа следующая. Определяются 5-10 наиболее важных для данной отрасли категории конкурентных преимуществ. Для каждого фактора определяется его вес, исходя из значимости. Сумма весов по всем выведенным категориям конкурентных преимуществ равна единице.

Позиция каждого конкурента по отдельному конкурентному преимуществу оценивается экспертным путем. Оценки от 1 до 10, где 1 - самая слабая позиция, а 10 - самая сильная.

Следует отметить, что конкурентное преимущество в соотношении цена/качество услуг является основным в гостиничном хозяйстве.

Далее рассчитывается интегральный показатель конкурентоспособности санаторно -курортных организаций с учетом показателей весомости каждого фактора, которые показывает общий вес конкурентных преимуществ.

Результат сравнения важнейших показателей результативности ООО «КСКК «АКВАЛОО» с лучшими отраслевыми показателями конкурентов приведен на рисунке 1.

Ориентация ф

потребителя

, '

Организация н система

ресурсы

Широта с лея тра услуг

Качество лзгганля

Инло валил]

Соотношение иена качество услуг

Матерзшгьно-тешическая ёаза

Имидж на рынке

\1аркеттшг

К&сторасшнтожение

Качество обслуживания

-Лучшие отраслевые по каратели Еэнь:ур енто в ООО ''КСККАКЕАЛОО''

Рисунок 1 - Результат сравнения важнейших показателей результативности ООО «КСКК «АКВАЛОО» с лучшими отраслевыми показателями конкурентов

в системе бенчмаркинга

Предложенный механизм управления конкурентоспособностью в системе управленческого учета по-средствам бенчмаркинга позволит санаторно-курортным организациям решить две основные задачи:

- оказание конкурентоспособных услуг;

- завоевание и закрепление определенной доли рынка в конкретный промежуток времени.

Управление при этом должно строиться на принципах целевой совместимости, непрерывности и надежности, планомерности, пропорциональности, динамизма, научности и обоснованности принимаемых решений, совместимости личных, коллективных и государственных интересов в управлении, а также непрерывного стратегического управления и максимального отражения специфических условий хозяйствования организации в стратегии конкурентоспособности.

В системе управленческого учета использование бенчмаркинга выступает в качестве методической основы повышения конкурентоспособности санаторно-курортных организаций.

Разработкой и внедрением механизма управления конкурентоспособностью санаторно-курортных организаций в системе управленческого учета должна заниматься специальная служба или отдел. В то же время редкие санатории и пансионаты имеют такую службу, так как создание еще одного структурного подразделения связано со значительными финансовыми затратами. Тем не менее, достижение определенного уровня конкурентоспособности возможно только при решении санаторно-курортными организациями задачи, которая формируется тремя показателями: развитие, рост, прибыль, что достижимо при использовании взаимодействия таких инструментов управленческого учета, как бенчмаркинг и бюджетирование.

Источники:

1. Адаменко, А.А. Системы управленческого учета коммерческих организаций, их свойства и признаки / А.А. Ада-менко, Т.Е. Хорольская, В.С. Зиновьева // Естественно-гуманитарные исследования. - 2018. - № 22. - С. 122-127.

2. Бобрышев, А. Н. Особенности постановки и ведения системы управленческого учета в экономических субъектах сферы туризма / А. Н. Бобрышев, Р. В. Дебелый., А. А Саркисова // Международный бухгалтерский учет, - 2014 -№ 24 - С. 31- 40.

3. Власова, Н.С. Основные аспекты бюджетирования в управленческом учете // Н.С. Власова, А.Б. Колесниченко // В сборнике: Экономическая наука в XXI веке: проблемы, перспективы, информационное обеспечение. Материалы междунар. науч. конф.. 2017. С. 142-146.

4. Говдя, В. В. Развитие управленческого учета в инновационной экономике / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева // Экономика и предпринимательство. 2015. - № 1 (54). - С. 681-685.

5. Говдя, В. В. Развитие методологических основ управленческого учета: научное издание / В. В. Говдя, Ж. В. Дегальцева. - Краснодар: изд-во «Манускрипт», 2013. - 187 с.

6. Еремина, Н.В. Управленческий учет по сегментам деятельности сельхозорганизации / Н.В. Еремина, А.А. Сидя-кова // Современная экономика: проблемы, перспективы, ин-формационное обеспечение: материалы VI междунар. науч. конф. (г. Краснодар, 18-19 нояб. 2016 г.) /- Майкоп: Изд-во ИП Магарин О. Г., 2017. - 657 с. С. 241-244.

7. Кузина, А.Ф. Зарубежные системы управленческого учета / А.Ф. Кузина, А.И. Латыш // В сборнике: Научное обеспечение агропромышленного комплекса сборник статей по материалам 71-й научно-практической конференции студентов по итогам НИР за 2015 год. Министерство сельского хозяйства РФ; ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И.Т. Трубилина». 2016. С. 479-481.

8. Кузина, А. Ф. Современный подход к совершенствованию учета и управлению затратами экономического субъекта / А. Ф. Кузина, Е. А. Павленко // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. 2017. № 6-7. С. 198-200.

9. Кузина, А. Ф., Методика управленческого учета затрат и калькулирования себестоимости продукции / А. Ф. Кузина, А. В. Новикова // Проблемы и перспективы развития России: Молодежный взгляд в будущее : сборник научных статей Всероссийской научной конференции (17-18 октября 2018 года), в 4-х томах, Том 2. Юго-Зап. гос. ун-т., Курск: ЗАО Университетская книга, 2018. - С. 134 - 137.

10. Лукашкина, В.Е. Актуальные вопросы организации управленческого учета на хлебопекарных предприятиях потребительской кооперации Краснодарского края и пути их решения / В.Е. Лукашкина, И.А. Углова // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. 2011. - № 5. - С. 62-65.

11. Папова, Л.В. Проблемы внедрения управленческого учета в организации / Л.В. Папова, Л.А. Тихонова, В.В. Беспалова // Информационное обеспечение эффективного управления деятельностью экономических субъектов. Материалы VII международной научной конференции, посвященной 95-летию Кубанского ГАУ и 15-летию кафедры теории бухгалтерского учета. ФГБОУ ВО «Кубанский государственный аграрный университет имени И. Т. Трубилина». -2017. - С. 55-59.

References:

1. Adamenko, A.A. Management accounting systems of commercial organizations, their properties and characteristics / A.A. Adamenko, T.E. Khorolskaya, V.S. Zinovieva // Natural and humanitarian research. - 2018. - No. 22. - S. 122-127.

2. Bobryshev, A. N. Features of the formulation and maintenance of the management accounting system in economic entities of the tourism sector / A. N. Bobryshev, R. V. Debely., A. A. Sarkisova // International accounting, - 2014 - No. 24 -P. 31-40.

3. Vlasova, N. S. The main aspects of budgeting in management accounting // N.S. Vlasov, A.B. Kolesnichenko // In the collection: Economic science in the XXI century: problems, prospects, information support. Materials of the international scientific. Conf .. 2017. S. 142-146.

4. Govdya, VV Development of management accounting in an innovative economy / VV Govdya, Zh. V. Degaltseva // Economy and entrepreneurship. 2015. - No. 1 (54). - S. 681-685.

5. Govdya, V. V. Development of methodological foundations of management accounting: scientific publication / V.V. Govdya, Zh. V. Degaltseva. - Krasnodar: publishing house "Manuscript", 2013. - 187 p.

6. Eremina, N.V. Management accounting for segments of agricultural organization / N.V. Eremina, A.A. Sidyakova // Modern economics: problems, prospects, information support: materials of the VI international. scientific. conf. (Krasnodar, November 18-19, 2016) / - Maykop: Publishing house of IP Magarin O.G., 2017 .-- 657 p. S. 241-244.

7. Kuzina, A.F. Foreign management accounting systems / A.F. Cousin, A.I. Latvian // In the collection: Scientific support of the agro-industrial complex, a collection of articles based on the materials of the 71st scientific-practical conference of students on the results of research in 2015. Ministry of Agriculture of the Russian Federation; FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after I.T. Trubilin ". 2016.S. 479-481.

8. Kuzina, AF Modern approach to improving accounting and cost management of an economic entity / AF Kuzina, EA Pavlenko // Humanities, socio-economic and social sciences. 2017. No. 6-7. S. 198-200.

9. Kuzina, A.F., Methodology for management accounting of costs and calculating the cost of production / A.F. Kuzina, A.V. Novikova // Problems and prospects of development of Russia: Youth look into the future: collection of scientific articles of the All-Russian scientific conference (17 -18 October 2018), in 4 volumes, Volume 2. South-West. state un-t., Kursk: Universitetskaya kniga, 2018 .-- P. 134 - 137.

10. Lukashkina, V.E. Topical issues of organizing management accounting at bakery enterprises of consumer cooperation in Krasnodar Territory and ways to solve them / V.E. Lukashkina, I.A. Uglova // Fundamental and Applied Research of the Cooperative Sector of the Economy. 2011. - No. 5. - S. 62-65.

11. Papova, L.V. Problems of implementation of management accounting in an organization / L.V. Papova, L.A. Tikhonova, V.V. Bespalova // Information support for effective management of the activities of economic entities. Materials of the VII international scientific conference dedicated to the 95th anniversary of the Kuban State Agrarian University and the 15th anniversary of the department of accounting theory. FSBEI HE "Kuban State Agrarian University named after IT Trubilin". -2017. - S. 55-59.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.