Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
УДК 343.3/7.1
К ВОПРОСУ ОБ УГОЛОВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ЗЛОСТНОЕ УКЛОНЕНИЕ ОТ РАСКРЫТИЯ ИЛИ ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ИНФОРМАЦИИ, ОПРЕДЕЛЁННОЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВОМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О ЦЕННЫХ БУМАГАХ
Белгородский
государственный
национальный
исследовательский
университет
e-mail:
И. В. МИРОНЮК
В статье автором даётся комплексная уголовно-правовая характеристика злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах (ст.185.1 УК РФ). При этом, учитывая бланкетность ряда признаков состава данного преступления, исследование проводится как на основании норм уголовного права, так и на основании норм, содержащихся в нормативно-правовых актах иных отраслей права (гражданского и финансового права). Также в действующей редакции указанной статьи выявлен ряд пробелов и, как следствие, в целях оптимизации уголовного законодательства предложены и аргументированы конкретные изменения данной нормы. Проведённый анализ может позволить решить отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Ключевые слова: ценные бумаги, информация, эмитент, инвестор, преступление.
Одной из ключевых задач государства в сфере развития рынка ценных бумаг является повышение уровня информационной прозрачности рынка. Реализация принципа информационной прозрачности может быть достигнута за счет информирования всех заинтересованных лиц о деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг и её результатах. Этому, в частности, должно способствовать чёткое разграничение информации на информацию, являющуюся коммерческой тайной, и не являющуюся таковой или обязательную к предоставлению по любому требованию как отдельных граждан, так и органов государственной власти; ужесточение ответственности за предоставление недостоверной информации, определённому законодательством о ценных бумагах кругу лиц в случаях, когда предоставление или раскрытие такой информации является обязательным (п. 4 раздел III Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации)1. В целях охраны таких общественных отношений законодатель в ст. 185-1 УК РФ предусмотрел соответствующую норму.
В теории уголовного права существуют различные позиции относительно определения объекта злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах: общественные отношения, основанные на принципе добропорядочности субъектов экономической деятельности2; права и законные интересы физических и юридических лиц (инвесторов)3; общественные отношения, обеспечивающие право на получение достоверной информации об эмитенте, его финансово-хозяйственной деятельности и ценных бумагах, сделках и иных операциях с ценными бумагами4.
1 Указ Президента РФ от 01.07.1996 г. № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1996. - № 28. - ст. 3356.
2 Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). - М.: Волтерс Клувер, 2006. - С. 483.
3 Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. - СПб., 2007. - С. 366.
4 Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - С. 118.
Некоторые авторы выделяют в качестве основного объекта указанного преступления - общественные отношения, обеспечивающие законный выпуск ценных бумаг и интересы инвесторов и контролирующих органов; дополнительный объект рассматриваемого посягательства - финансовые отношения (в сфере обращения ценных бумаг) и имущественные отношения (т.к. преступление посягает на имущественные интересы инвесторов и потенциальных инвесторов)5.
И.А. Клепицкий называет непосредственным объектом рассматриваемого посягательства инвестиционные отношения в широком смысле, дополнительными объектами -финансовые отношения (в сфере обращения ценных бумаг) и имущественные отношения (имущественные интересы инвесторов и потенциальных инвесторов)6.
По нашему мнению, основным непосредственным объектом злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах являются охраняемые государством общественные отношения, обеспечивающие порядок раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации. Дополнительным обязательным непосредственным объектом являются имущественные (в том числе, инвестиционные) интересы граждан, организаций или государства.
Большинство учёных рассматривает в качестве предмета указанного посягательства информацию, обязанность раскрытия или предоставления которой установлена за-конодательством7.
Так как под предметом преступления в теории уголовного права обычно понимают вещи материального мира, воздействуя на которые виновный осуществляет посягательство на охраняемые уголовным законом общественные отношения8, т.е. причиняет вред объекту преступления; имеют материальную оболочку и доступны для восприятия извне9, предметом злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, являются документы, содержащие информацию, определённую законодательством Российской Федерации о ценных бумагах для предоставления или раскрытия, которые должны быть представлены в соответствии с законом (в частности, с Федеральным законом «О рынке ценных бумаг») установленному кругу лиц.
По конструкции объективной стороны состав, предусмотренный ст. 185.1 УК РФ, является материальным.
Деяние может выражаться в следующих альтернативных формах: злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах; предоставление заведомо неполной информации; предоставление заведомо ложной информации.
Первая форма рассматриваемого деяния выражается в злостном уклонении от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах. Термин «уклонение» указывает на то, что деяние состоит в смешанном бездействии (т.е. возможна ситуация, при которой субъект для обеспечения бездействия в будущем осуществляет активные действия, например, уничтожает документы, содержащие информацию, определённую законодательством РФ о ценных
5 Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [О.Ш. Петросян и др.]. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - С. 184-185.
6 Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. - М., 2005. - С.212-213.
7 Комментарий к УК РФ / Под ред. С.И. Улезько. - М., 2002. С. 404; Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах / / Юрист. - 2003. - № 1; Лопашенко Н.А. Указ. соч. - С. 484; Галкина В.И. Преступления в сфере эмиссии и обращения ценных бумаг (уголовно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д., 2009. - С. 92-93; Русанов ГА. Указ. соч. - С. 118.
8 Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005. - С. 117-118.
9 Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Под ред. А.И. Марцева. - Омск: Омский юридический институт МВД России, 1998. - С.109.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
бумагах)10. Уголовная ответственность за бездействие наступает в случае, когда лицо было обязано действовать (в силу указания закона, иных нормативно-правовых актов, характера профессии и т.д.), имело возможность действовать и при наличии данных условий бездействовало.
Обязанность по раскрытию или предоставлению информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах закрепляется в первую очередь в Федеральных законах «О рынке ценных бумаг»11, «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»12, «Об акционерных обществах»13, а также Приказом ФСФР «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг»14 и др.
В соответствии с пп. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» под раскрытием информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение её доступности всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения данной информации в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение. Раскрытой информацией на рынке ценных бумаг признается информация, в отношении которой проведены действия по её раскрытию. Общедоступной информацией на рынке ценных бумаг признаётся информация, не требующая привилегий для доступа к ней или подлежащая раскрытию в соответствии с Федеральным законом. Под предоставлением информации на рынке ценных бумаг понимается обеспечение её доступности определённому кругу лиц в соответствии с процедурой, гарантирующей её нахождение и получение этим кругом лиц. Предоставленной информацией на рынке ценных бумаг признаётся информация, в отношении которой проведены действия по её предоставлению определённому кругу лиц.
В соответствии с п. 2.1.1. Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг эмитенты ценных бумаг обязаны осуществлять раскрытие информации на каждом этапе процедуры эмиссии ценных бумаг в порядке, установленном настоящим Положением, в случаях, когда государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг.
Государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией проспекта ценных бумаг в случае размещения эмиссионных ценных бумаг путём открытой подписки или путём закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышает 500. Если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг не сопровождалась регистрацией их проспекта, он может быть зарегистрирован впоследствии (п.п. 2 и 3 ст. 19 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Такая потребность может возникнуть, например, в том случае, если эмитент пожелает вывести свои акции на биржу (публичное обращение). Дело в том, что одним из условий допуска ценных бумаг к публичному обращению является регистрация проспекта ценных бумаг15.
В случае регистрации проспекта ценных бумаг эмитент обязан осуществлять раскрытие информации в форме:
ежеквартального отчёта эмитента эмиссионных ценных бумаг (ежеквартальный
отчёт);
сводной бухгалтерской (консолидированной финансовой) отчётности эмитента;
10 Лопашенко НА. Указ. соч. - С. 490.
11 Федеральный закон от 22.04.1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. - 1996. -№ 17. - ст. 1918.
12 Федеральный закон от 05.03.1999 г. № 46-ФЗ «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. - 1999. - № 10. - ст. 1163.
13 Федеральный закон от 26.12.1995 г. № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. - 1996. -№ 1. - ст. 1.
14 Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 4.
15 Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Новые требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг. Существенные факты // Право и экономика. - 2011. - № 4. - С. 26-33.
сообщений о существенных фактах (п. 4 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
В соответствии с п. 5.1 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг16 обязанность осуществлять раскрытие информации в форме ежеквартального отчёта в порядке, предусмотренном рассматриваемым Положением, распространяется:
а) на эмитентов, в отношении ценных бумаг которых осуществлена регистрация хотя бы одного проспекта ценных бумаг;
б) на эмитентов, государственная регистрация хотя бы одного выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ценных бумаг в случае размещения таких ценных бумаг путём открытой подписки или путём закрытой подписки среди круга лиц, число которых превышало 500;
в) на эмитентов, являющихся акционерными обществами, созданными при приватизации государственных и/или муниципальных предприятий (их подразделений), в соответствии с планом приватизации, утверждённым в установленном порядке и являвшимся на дату его утверждения проспектом эмиссии акций такого эмитента, если указанный план приватизации предусматривал возможность отчуждения акций эмитента более чем 500 приобретателям либо неограниченному кругу лиц;
г) на эмитентов, биржевые облигации которых допущены к торгам на фондовой
бирже.
Необходимо отметить, что ежеквартальный отчёт представляется в регистрирующий орган не позднее чем через 45 дней с даты окончания отчётного квартала (п. 5.6 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг). Формат представляемой на электронном носителе информации, поступающей от эмитентов эмиссионных ценных бумаг в соответствии со Стандартами эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг17, и Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг устанавливается Требованиями к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг18.
Кроме того в срок не более 45 дней с даты окончания соответствующего квартала эмитент обязан опубликовать текст ежеквартального отчёта в сети Интернет. Текст ежеквартального отчета должен быть доступен на странице в сети Интернет в течение не менее 3 лет с даты истечения срока, установленного Положением о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг для его опубликования в сети Интернет, а если он опубликован в сети Интернет после истечения такого срока, - с даты его опубликования в сети Интернет (п. 5.7 Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг)19.
Кроме того, на эмитента возложена обязанность по раскрытию сводной бухгалтерской отчётности п. 12 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»), сообщений о существенных фактах (п. 13 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», Положение о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг, утв. Приказом ФСФР РФ от 10.10.2006 г. № 06-117/пз-н).
Следует отметить, что эмитент, являющийся акционерным обществом, на основании заявления может быть освобождён от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации федеральным органом исполнительной власти по рынку цен-
16 Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 4.
17 Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии: утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 25.
18 Приказ ФСФР РФ от 18.06.2009 № 09-23/пз-н «Об утверждении Требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Рос. газ. - 2009. - № 156.
19 Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2007. - № 4.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
ных бумаг. Такое решение принимается федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг при одновременном соблюдении следующих условий:
1) если решение об обращении в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг с заявлением, предусмотренным настоящей статьей, принято эмитентом в порядке, установленном Федеральным законом «Об акционерных обществах»;
2) если у эмитента отсутствуют иные эмиссионные ценные бумаги, за исключением акций, в отношении которых осуществлена регистрация проспекта таких ценных бумаг;
3) если акции эмитента не включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам на фондовой бирже и (или) ином организаторе торговли на рынке ценных бумаг;
4) если число акционеров эмитента не превышает 500 (ст. 30.1 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Исчерпывающий перечень документов, представляемых эмитентами, являющимися акционерными обществами для принятия федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг решения об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 22 апреля 1996 г. № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», а также порядок рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг заявлений эмитентов об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации устанавливается Приказом ФСФР от 09.12.2010 г. № 10-75/пз-н20.
Обязанность по раскрытию или предоставлению информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, возлагается не только на эмитентов эмиссионных ценных бумаг. Для установления круга таких лиц необходимо обратиться к положениям ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Так в соответствии с п. 18 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, обязано предоставить эмитенту предусмотренные пунктом 14 статьи 30 сведения, касающиеся указанного лица или его финансово-хозяйственной деятельности, а также сведения, необходимые для составления ежеквартального отчёта эмитента, в том числе свою бухгалтерскую (финансовую) отчётность. Сведения, необходимые для составления ежеквартального отчёта, предоставляются эмитенту в сроки, предусмотренные договором с эмитентом, а сведения, предусмотренные пунктом 14 статьи 30, - не позднее дня, следующего за днём, в который лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, узнало или должно было узнать о наступлении соответствующих существенных фактов. Лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, несёт ответственность за убытки, причинённые инвестору и (или) владельцу облигаций вследствие раскрытия или предоставления эмитентом предоставленной ему указанным лицом недостоверной, неполной и (или) вводящей в заблуждение информации.
Участник (акционер) эмитента, обязанного осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», владеющий 5 или более процентами голосующих акций (долей) такого эмитента, обязан предоставить информацию о лице (появлении лица), которое его контролирует, либо о его отсутствии (прекращении оснований такого контроля) (п. 19 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). В ст. 2 данного закона приводятся дефиниции «контролирующего лица» и «подконтрольного лица». И оба этих понятия сформулированы для использования в целях раскрытия и (или) предоставления информации.
Контролирующее лицо - лицо, имеющее право прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) распоряжаться в силу участия в подконтрольной организации и (или) на основании договоров доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерного соглашения, и (или) иного соглашения, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями
20 Приказ ФСФР РФ от 09.12.2010 г. № 10-75/пз-н «Об утверждении Порядка рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2011. - № 7.
(долями) подконтрольной организации, более 50 процентами голосов в высшем органе управления подконтрольной организации либо право назначать (избирать) единоличный исполнительный орган и (или) более 50 процентов состава коллегиального органа управления подконтрольной организации.
Подконтрольное лицо (подконтрольная организация) - юридическое лицо, находящееся под прямым или косвенным контролем контролирующего лица.
Лицо, указанное в подпункте 25 пункта 14 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», обязано предоставить информацию о получении или прекращении права прямо или косвенно (через подконтрольных ему лиц) самостоятельно или совместно с иными лицами, связанными с ним договором доверительного управления имуществом, и (или) простого товарищества, и (или) поручения, и (или) акционерным соглашением, и (или) иным соглашением, предметом которого является осуществление прав, удостоверенных акциями (долями) эмитента, распоряжаться определенным количеством голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал эмитента, обязанного осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии с настоящей статьей, если указанное количество голосов составляет 5 процентов либо стало больше или меньше 5, 10, 15, 20, 25, 30, 50, 75 или 95 процентов общего количества голосов, приходящихся на голосующие акции (доли), составляющие уставный капитал такого эмитента (п. 20 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Далее организация, подконтрольная эмитенту, обязанному осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30, обязана предоставить информацию о приобретении (об отчуждении) голосующих акций (долей) такого эмитента или ценных бумаг иностранного эмитента, удостоверяющих права в отношении голосующих акций такого эмитента. Указанное требование не распространяется на приобретение ценных бумаг подконтрольными эмитенту организациями, если последние являются брокерами и (или) доверительными управляющими и совершили сделку от своего имени, но за счёт клиента, не являющегося эмитентом и (или) подконтрольной ему организацией (п. 21 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Акционер (акционеры) эмитента или иные лица, получившие в соответствии с Федеральным законом «Об акционерных обществах» полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров указанного эмитента, не позднее дня, следующего за днем, когда они узнали или должны были узнать о возложении на них исполнения вступившего в законную силу решения суда о понуждении данного эмитента провести внеочередное общее собрание акционеров, обязаны предоставить информацию о получении указанных полномочий (п. 22 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Необходимо отметить, что лица, указанные в пп. 19-22 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», предоставляют предусмотренную указанными пунктами информацию путём направления уведомления эмитенту и в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг (п. 23 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). Требования к содержанию, форме, сроку и порядку направления такого уведомления устанавливаются нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг21.
Кроме того лицо, приобретающее эмиссионные ценные бумаги открытого акционерного общества на основании предусмотренного главой Х1.1 Федерального закона «Об акционерных обществах» добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения, касающегося приобретения эмиссионных ценных бумаг, обращающихся на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязано в порядке, предусмотренном нормативными правовыми актами федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг, раскрыть:
21 Приказ ФСФР РФ от 04.10.2011 г. № 11-44/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомлений лиц, указанных в пунктах 19 - 22 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», содержащих информацию, предусмотренную пунктами 19 - 22 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
1) информацию о направлении добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг. Указанная информация раскрывается не позднее дня, следующего за днём направления соответствующего предложения в федеральный орган исполнительной власти по рынку ценных бумаг;
2) содержание добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения. Соответствующее предложение раскрывается не позднее дня, следующего за днём истечения срока, предусмотренного для его рассмотрения федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг, если в течение указанного срока федеральным органом исполнительной власти по рынку ценных бумаг не было вынесено предписание о приведении добровольного, в том числе конкурирующего, или обязательного предложения в соответствие с требованиями Федерального закона «Об акционерных обществах» (п. 24 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»).
Помимо указанных лиц обязанность по раскрытию информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах возлагается в определённых случаях и на профессиональных участников рынка ценных бумаг. Профессиональные участники рынка ценных бумаг - юридические лица, которые осуществляют виды деятельности, указанные в главе 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» (ст. 2 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»). К таким видам деятельности относятся: брокерская, дилерская, деятельность по управлению ценными бумагами, деятельность по определению взаимных обязательств (клиринг), депозитарная деятельность, деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг, деятельность по организации торговли на рынке ценных бумаг. Обязанность по предоставлению информации, состав и объём, порядок и сроки её раскрытия и предоставления профессиональным участником на рынке ценных бумаг установлена пп. 2, 3, 4 ст. 6 Федерального закона «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг»22, а также пп. 25, 26 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
Очередным условием уголовной ответственности за уклонение от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах наряду с наличием закреплённой в законе и иных нормативно-правовых актах обязанностью раскрытия или предоставления информации является наличие возможности лица выполнить эту обязанность, злостно от неё уклонившись. Закреплённый в диспозиции ст. 185.1 УК РФ признак злостности носит оценочный характер.
В целях установления указанного признака следует обращать внимание на наличие следующих обстоятельств: истечение продолжительного времени после наступления сроков для предоставления или раскрытия информации, упорное невыполнение этой обязанности, несмотря на неоднократные и настойчивые требования инвестора или контролирующего органа23; создание препятствий для контактов с инвесторами или контролирующим органом; умышленное сокрытие или уничтожение требуемой информации24; неисполнение обязательных предписаний контролирующих органов25; лицу был наложен штраф за такое нарушение26; открытый, дерзкий отказ от предоставления от предос-
22 Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. - 1999. - № 10. - ст. 1163.
23 Комментарий к УК РФ / Под ред. Г.А. Есакова. - М.: Проспект, 2010.
24 Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). - М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 490; Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [О.Ш. Пет-росян и др.]. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - С. 183.
25 Чупрова А. Проблемы обеспечения уголовной ответственности лиц, злостно уклоняющихся от предоставления информации о ценных бумагах / / Уголовное право. - 2006. - № 4; Преступления в сфере экономики / И.С. Васильчиков. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. С. 127; Комментарий к УК РФ / под ред. А.И. Чу-чаева - М.: Инфра-М, 2010; Комментарий к УК РФ / Под ред. А.А. Чекалина. - М.: Юрайт-Издат, 2007.
26 Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах // Юрист. -2003. - № 1; Моисеева И.И. Ответственность за непредставление информации в Федеральную службу по финансовым рынкам // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. - 2011. - № 2. -
С. 87-95.
тавления информации (открытый - явно выраженный, устно или письменно; дерзкий -демонстрирующий пренебрежительное и непочтительное отношение к требованиям инвесторов или контролирующих органов)27.
Второй формой деяния, образующей объективную сторону преступления, предусмотренного ст. 185.1 УК РФ, является предоставление заведомо неполной информации. Следует согласиться с Н.А. Лопашенко, которая полагает, что в этом случае требуемая информация предоставляется инвестору или контролирующему органу не в полном объёме. Часть информации утаивается, скрывается. При этом представленная информация выдаётся за полную28. К тому же относительно качества полноты информации нужно добавить её соответствие в полном объёме рассмотренным нормативно-правовым актам. Предоставленная неполная информация при всём должна быть достоверной, иначе будет иметь место следующая форма объективной стороны состава, предусмотренного ст. 185.1 УК РФ.
Третья форма - предоставление заведомо ложной информации. По-разному в теории уголовного права определяют содержание указанной формы: предоставление информации с полным или частичным искажением29; предоставление фальсифицированной, не соответствующей действительности информации30. Следует согласиться с точкой зрения, согласно которой предоставление заведомо ложной информации - предоставление фальсифицированной, не соответствующей действительности информации в независимости от того, дефектна вся информация или её часть31.
По нашему мнению возможно предоставление одновременно заведомо неполной и ложной информации. Поэтому предлагаем внести соответствующие изменения в диспозицию ст. 185.1 УК РФ.
Как уже отмечалось ранее, состав, предусмотренный ст. 185.1 УК РФ, по конструкции объективной стороны является материальным, т.е. момент окончания законодатель связывает с наступлением последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству, размер которого определяется в примечании к ст. 185 УК РФ.
В теории уголовного права относительно определения субъективной стороны рассматриваемого состава нет единой позиции. Некоторые учёные полагают, что субъективная сторона деяния, предусмотренного ст. 185.1 УК РФ, характеризуется виной в форме прямого умысла32.
Иной точки зрения придерживается И.А. Клепицкий, считающий, что данное преступление может быть совершено и с неосторожной формой вины, указывая на «необычное сочетание обмана, заведомости и неосторожности, которое объясняется тем, что последствия преступления не совпадают с результатом целенаправленной деятельности преступника и не сопутствуют ему с неизбежностью»33.
По нашему мнению, следует согласиться с суждением о том, что субъективная сторона может характеризоваться виной в форме прямого либо косвенного умысла34. Справедливо, на наш взгляд, замечал Б.В. Волженкин, что злостно уклоняясь от предос-
27 Комментарий к УК РФ / Под ред. С.И. Улезько. - М., 2002. - С. 404-405.
28 Лопашенко Н.А. Указ. соч. - С. 490.
29 Уголовное право России. Часть Общая и Особенная: Курс лекций / Под ред. А.И. Рарога. - М., 2005. - С. 213.
30 Лопашенко Н.А. Указ. соч. - С. 490.
31 Лопашенко Н.А. Указ соч. - С. 490; Галкина В.И. Преступления в сфере эмиссии и обращения ценных бумаг (уголовно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. - Ростов-н/Д., 2009. - С. 103.
32 Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах // Юрист. -2003. - № 1; Комментарий к УК РФ / Под ред. Н.А. Громова. - М.: ГроссМедиа, 2007; Комментарий к УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. - М.: Юрайт-Издат, 2007; Комментарий к УК РФ / Под ред. Чучаева А.И. -М.: Инфра-М, 2010; Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [О.Ш. Петросян и др.]. - 2-е изд., перераб и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011. - С. 190.
33 Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005. - С.211-212.
34 Комментарий к УК РФ / отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. - М.: Проспект, 2008; Комментарий к УК РФ / Под ред. А.А. Чекалина. М.: Юрайт-Издат, 2007; Лопашенко Н.А. Указ. соч. - М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 491; Преступления в сфере экономики / И.С. Васильчиков. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - С. 127.
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
тавления соответствующей информации либо предоставляя заведомо неполную или ложную информацию, субъект предвидит если не неизбежность, то хотя бы возможность наступления общественно опасного последствия, и как минимум относится к этому безразлично (сознательно допускает)35.
Таким образом, лицо осознаёт общественную опасность злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах, предоставления заведомо неполной или ложной информации, предвидит возможность или неизбежность наступления общественно опасных последствий в виде крупного ущерба гражданам, организациям или государству и желает причинить такой ущерб или сознательно допускает наступление такого ущерба либо относится к нему безразлично.
Субъект рассматриваемого преступления - физическое вменяемое лицо, осуществляющее функции единоличного исполнительного органа эмитента, его главный бухгалтер (иное лицо, выполняющее его функции), должностное лицо органов исполнительной власти и местного самоуправления, являющихся эмитентом; лицо, предоставившее обеспечение по облигациям эмитента, участник (акционер) эмитента, лицо, указанное в подпункте 25 пункта 14 ст. 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», лицо, осуществляющее управленческие функции в организации, подконтрольной эмитенту, акционер (акционеры) эмитента или иные лица, получившие полномочия, необходимые для созыва и проведения внеочередного общего собрания акционеров, лицо, приобретающее эмиссионные ценные бумаги открытого акционерного общества, лицо, осуществляющее управленческие функции в организации, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг, - обязанные в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о ценных бумагах раскрывать или предоставлять информацию, определённую законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
Необходимо заметить, если диспозиция ст. 185 УК РФ содержит хотя бы один квалифицирующий признак в ч. 2 (те же деяния, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой), то в ст. 185.1 УК РФ они вообще отсутствуют. На наш взгляд, логично было бы предусмотреть квалифицированный состав в ч. 2 ст. 185.1 УК РФ - те же деяния, совершённые группой лиц по предварительному сговору или организованной группой
Как уже отмечалось ранее примечание к ст. 185 УК РФ содержит определение особо крупного ущерба, а диспозиция указанной статьи не содержит соответствующего квалифицирующего признака. При этом действие примечания к ст. 185 УК РФ распространяется и на ст. 185.1 УК РФ, поэтому предлагаем внести изменения уголовного закона: включить квалифицирующий признак - те же деяния, причинившие особо крупный ущерб гражданам, организациям или государству, - не только в диспозицию ст. 185, но и в 185.1 УК РФ.
Следует обратить внимание и на то, что в названии ст. 185.1 УК РФ «Злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах» законодатель не перечислил все формы деяния, отражённые в диспозиции статьи. При этом помимо пассивного обмана в виде злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, диспозиция содержит ещё две формы активного обмана (предоставление заведомо неполной информации или заведомо ложной информации). Таким образом, соглашаясь с суждением, что злостность применительно к данной статье относится только к случаям уклонения от раскрытия или предоставления информации36, необходимо отметить несоответствие между названием ст. 185.1 УК РФ и её диспозицией. Исходя из изложенного, предлагаем внести изменение в название ст. 185.1 УК РФ, изложив в следующей редакции: «Нарушение порядка раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах».
35 Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. - СПб., 2007. - С. 505.
36 Там же. - С. 501.
Таким образом, проведенный анализ может позволить решить отдельные вопросы, возникающие в правоприменительной практике в связи с квалификацией злостного уклонения от раскрытия или предоставления информации, определённой законодательством Российской Федерации о ценных бумагах.
1. Федеральный закон от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» // СЗ РФ. -1996. - № 1. - ст. 1.
2. Федеральный закон от 22.04.1996 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. - 1996. -№ 17. - ст. 1918.
3. Федеральный закон от 05.03.1999 № 46-ФЗ «О защите прав инвесторов на рынке ценных бумаг» // СЗ РФ. - 1999. - № 10. - ст. 1163.
4. Указ Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1008 «Об утверждении Концепции развития рынка ценных бумаг в Российской Федерации» // СЗ РФ. - 1996. - № 28. -ст. 3356.
5. Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении Положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 4 - 22.01.2007.
6. Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов эмиссии: утв. приказом Федеральной службы по финансовым рынкам от 25.01.2007 № 07-4/пз-н // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 25. - 18.06.2007.
7. Приказ ФСФР РФ от 18.06.2009 № 09-23/пз-н «Об утверждении Требований к электронным носителям и формату текстов документов, представляемых эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Рос. газ. - № 156. - 21.08.2009.
8. Приказ ФСФР РФ от 09.12.2010 № 10-75/пз-н «Об утверждении Порядка рассмотрения заявлений эмитентов, являющихся акционерными обществами, об освобождении их от обязанности осуществлять раскрытие или предоставление информации в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 7. - 14.02.2011.
9. Приказ ФСФР РФ от 04.10.2011 № 11-44/пз-н «Об утверждении Положения о требованиях к содержанию, форме, сроку и порядку направления уведомлений лиц, указанных в пунктах 19 - 22 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг», содержащих информацию, предусмотренную пунктами 19 - 22 статьи 30 Федерального закона «О рынке ценных бумаг».
10. Вавулин Д.А., Федотов В.Н. Новые требования к раскрытию информации эмитентами ценных бумаг. Существенные факты // Право и экономика. - № 4. - 2011.
11. Волженкин Б.В. Преступления в сфере экономической деятельности по уголовному праву России. СПб., 2007.
12. Галкина В.И. Преступления в сфере эмиссии и обращения ценных бумаг (уголовно-правовые аспекты): дис. ... канд. юрид. наук. Ростов-н/Д., 2009.
13. Клепицкий И.А. Система хозяйственных преступлений. М., 2005.
14. Комментарий к УК РФ / Под ред. А.А. Чекалина. М.: Юрайт-Издат, 2007.
15. Комментарий к УК РФ / Под ред. В.М. Лебедева. М.: Юрайт-Издат, 2007.
16. Комментарий к УК РФ / Под ред. Г.А. Есакова. М.: Проспект, 2010.
17. Комментарий к УК РФ / Под ред. Н.А. Громова. М.: ГроссМедиа, 2007.
18. Комментарий к УК РФ / Под ред. С.И. Улезько. М., 2002.
19. Комментарий к УК РФ / Под ред. А.И. Чучаева. М.: Инфра-М, 2010.
20. Комментарий к УК РФ / отв. ред. В.И. Радченко, науч. ред. А.С. Михлин, В.А. Казакова. М.: Проспект, 2008.
21. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономики: Авторский комментарий к уголовному закону (раздел VIII УК РФ). - М.: Волтерс Клувер, 2006. С. 483.
22. Моисеева И.И. Ответственность за непредставление информации в Федеральную службу по финансовым рынкам // Актуальные вопросы бухгалтерского учета и налогообложения. -№ 2. - 2011.
23. Преступления в сфере экономики / И.С. Васильчиков. - Ростов н/Д: Феникс, 2007.
24. Русанов Г.А. Преступления в сфере экономической деятельности: учебное пособие. -М.: Проспект, 2011.
25. Тюнин В.И. Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах // Юрист. - № 1. - 2003.
Список литературы
Серия Философия. Социология. Право. 2012. № 20 (139). Выпуск 22
26.Уголовное право России. Общая часть: Учебник / Под ред. В.Н. Кудрявцева, В.В. Лунева, А.В. Наумова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юристъ, 2005.
27. Уголовное право России. Часть Общая и Особенная: Курс лекций / Под ред. А.И. Рарога. М., 2005. С. 213.
28.Уголовное право Российской Федерации. Общая часть. Под ред. А.И. Марцева. Омск: Омский юридический институт МВД России. 1998.
29.Чупрова А. Проблемы обеспечения уголовной ответственности лиц, злостно уклоняющихся от предоставления информации о ценных бумагах // Уголовное право. - № 4. - 2006.
30.Экономические и финансовые преступления: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / [О.Ш. Петросян и др.]. - 2-е изд., перераб и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2011.
TO THE QUESTION OF CRIMINAL RESPONSIBILITY FOR WILFUL REFUSAL TO DISCLOSE OR PROVIDE INFORMATION DEFINED BY THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
ON SECURITIES
Belgorod State National Research University
e-mail:
I. V. MIRONYUK
In the article the author gives the complex criminally-legal characteristic of wilful refusal to disclose or provide information defined by the legislation of the Russian Federation on securities (item 185.4 of the Criminal code of the Russian Federation). Thus, research is spent both on the basis of norms of criminal law, and on the basis of the norms containing in regulatory legal acts of other branches of the right (the civil and financial right). Also in operating edition of specified article a number of blanks is revealed and, as consequence, with a view of optimisation of the criminal legislation concrete changes of the given norm are offered and given reason. The carried out analysis presumes to solve the individual questions arising in practice in connection with qualification of wilful refusal to disclose or provide information defined by the legislation of the Russian Federation on securities.
Keywords: securities, information, issuer, investor, crime.