°.Н. Товба, Г.И. Кикалишвили,
Липецкий филиал Воронежского кандидат юридических наук,
института МВД России Волгоградская академия МВД России
УГОЛОВНО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ БОРЬБЫ С ПРЕСТУПНОСТЬЮ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
CRIMINAL LEGAL ASPECTS OF COMBATING CRIME IN SECURITIES MARKET AT PRESENT
В статье отражены уголовно-правовые аспекты борьбы с преступностью на рынке ценных бумаг на современном этапе в свете внесения изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство; проанализированы составы преступлений, предусматривающие ответственность за преступления в сфере выпуска и обращения ценных бумаг.
The article reflects legal criminal aspects in combating crime in the securities market at present in the light of changes in criminal and criminal procedure legislation and analyses elements of crime, envisaging liability for offences in the sphere of securities issue and circulation.
Одна из сложнейших проблем, стоящих пе-ред российским обществом, — это борьба с экономической преступностью.
В качестве приоритетных направлений деятельности системы МВД России и ФМС России в 2010 году определено усиление мер реагирования на изменения криминальной обстановки, вызванные последствиями мирового финансового кризиса, в связи с чем предложено сосредоточить усилия на декриминализации бюджетообразующих отраслей и объектов экономики, выявлении наиболее тяжких экономических преступлений, в том числе представляющих угрозу экономической безопасности и социальной стабильности [1].
Анализ ситуации, сложившейся на рынке ценных бумаг, показывает дальнейшее развитие его криминализации. Открывшиеся возможности совершения преступлений, в том числе хищений значительных денежных средств, сделали сферу оборота ценных бумаг притягательной для преступников [2].
Изучение материалов правоохранительной деятельности в рассматриваемый сфере свидетельствует о высоком уровне латентности таких преступлений. В большинстве регионов России вне поля зрения ОВД остается более 80% уго -ловно наказуемых фактов такого рода. Во многих случаях сами потерпевшие не обращаются в милицию из -за нежелательной для них огласки их финансово-хозяйственной деятельности — нередко полулегальной или вовсе незаконной. В целом можно констатировать, что наблюдается устойчивая закономерность появления качественно новых, более сложных для распознания
способов совершения преступлений в сфере рынка ценных бумаг.
В действующем Уголовном кодексе России имеется ряд статей, специально предусматривающих ответственность за действия, причиняю -щие вред (ущерб) участникам фондового рынка.
Прежде всего к ним следует отнести ст. 185 УК РФ «Злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии)», ст. 185.1 «Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах», ст. 185.2 «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги», ст. 185.3 «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», ст. 185.4 «Воспрепятствование осуществлению или неза -конное ограничение прав владельцев ценных бумаг», 185.5 «Фальсификация решения общего собрания акционеров (участников) хозяйствен -ного общества или решения совета директоров (наблюдательного совета) хозяйственного общества», ст. 186 «Изготовление или сбыт поддель -ных денег или ценных бумаг».
Проведенный анализ позволяет сделать вы -вод о том, что злоупотребления при выпуске ценных бумаг (эмиссии) имеют значительное распространение и вместе с тем высокую степень латентности, что подтверждается несоответствующим реальной действительности малым ко -личеством выявленных преступлений.
Преступления, предусмотренные ст. 185 УК РФ «Злоупотребления при эмиссии ценных бу -маг», по данным официальной статистики, не относятся к распространенным, о чем свиде-
тельствуют следующие статистические данные: в период с 2004 по 2008 год по Центральному федеральному округу (далее — ЦФО) России зарегистрировано всего 1 преступление по дан -ной статье [3].
Статья 185.1 «Злостное уклонение от предоставления инвестору или контролирующему органу информации, определенной законодательством Российской Федерации о ценных бумагах», включенная в УК России в марте 2002 года, практически не применялась, а по ЦФО России за последние 5 лет не было зарегистрировано ни одного преступления данного вида [3].
С 14 ноября 2009 года вступил в силу Феде -ральный закон от 30 октября 2009 г. № 241-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статью 151 Уголовно -процессуального кодекса Российской Федерации». В частности, в главу 22 УК РФ, как отмечалось выше, были введены три новые статьи: ст. 185.2 «Нарушение порядка учета прав на ценные бумаги», ст. 185.3 «Манипулирование ценами на рынке ценных бумаг», 185.4 «Воспрепятствова-ние осуществлению или незаконное ограничение прав владельцев ценных бумаг».
Целью внесения изменений в уголовное законодательство является защита интересов путем установления наказаний за деяния, способные причинить существенный вред правам и ин -тересам граждан и юридических лиц на рынке ценных бумаг, посягающие на основные принципы функционирования финансового рынка, которые обеспечивают справедливое и эффективное ценообразование, равенство участников финансового рынка, охрану прав владельцев ценных бумаг.
Одно из самых распространенных преступлений на рынке ценных бумаг — нарушение правил учета прав на них. Теперь за это преду -сматривается штраф в размере от 300 тысяч до полумиллиона рублей либо лишение свободы на срок до двух лет. Причем это касается как учета акций и облигаций, так и паев паевых инвести -ционных фондов.
А наиболее труднодоказуемое преступление на рынке ценных бумаг — это использование инсайдерской информации и манипулирование ценами.
До сих пор Федеральной службе по финансовым рынкам удалось доказать только два слу -чая манипулирования ценами на рынке ценных бумаг. В одном из них некая кипрская компания выступала одновременно покупателем и продавцом акций одного из российских акционерных обществ. За счет этого котировки ОАО взлетели более чем на 30%. Несмотря на то, что ФСФР признала факт манипулирования, наказания не последовало. В другом доказанном случае за манипулирование ценами все участники спорных сделок «отделались» лишением лицензий.
Административно-правовой запрет не может быть эффективным средством борьбы со злоупотреблениями инсайдеров, необходима уголовноправовая норма, чему есть веские причины:
а) опасность этого деяния — механизм посягательства и причиняемый вред сходны с мошенничеством, причем мошенничеством особо изощренным, поражающим не только имущественные интересы участников рынка ценных бумаг, но и общественное доверие к социально необходимым финансовым ин-ститутам1;
б) типичная выгода от подобных злоупотреблений значительно превышает указанный в КоАП РФ размер штрафа, что делает административно-правовой запрет малоэффективным;
в) серьезные сомнения вызывает возможность установления в производстве по делам об административных правонарушениях при -знаков состава этого правонарушения (напри-мер, факта передачи информации третьим лицам); представляется, что для доказывания главного факта этого злоупотребления необхо -димы оперативно-розыскные и уголовнопроцессуальные мероприятия.
Необходимо отметить тот факт, что в 2008—
2009 году РО ФСФР по Юго-Западному региону по ст.15.21 КоАП РФ «Использование служебной информации на рынке ценных бумаг» не было возбуждено ни одного дела об административном правонарушении.
В соответствии с действующим законодательством в целях правового регулирования использования информации, влияющей на цены эмиссионных ценных бумаг, используется понятие «служебная информация». Однако этот термин является по сравнению с термином «инсайдерская информация» более широким и согласно Гражданско -му кодексу РФ относится не только к финансовому рынку.
Практика показывает, что понятие служебной информации не может служить базой для создания правового механизма защиты инвесто -ров от злоупотреблений на организованном рынке финансовых инструментов и товаров[4]. Су -ществующие в законодательстве определения служебной информации, ее использования на рынке ценных бумаг и лиц, располагающих слу -жебной информацией, не соответствуют сути инсайдерской проблемы, и введение понятия «инсайдерская информация» назрело давно.
Также, по мнению аналитиков, близких к верхним эшелонам власти, отсутствие законо-дательно определенного понятия «инсайдерская
1 В экономически развитых странах санкция нормы, предусматривающей ответственность за такие злоупотребления, обычно устанавливает наказание в виде лишения свободы, например, в ФРГ — до пяти лет (такое же наказание предусмотрено ч. 1 § 263 УК ФРГ за простое мошенничество).
информация» и механизмов, предотвращающих ее использование, а также недостатки в существующих определениях признаков манипулиро-вания рынком позволяют широко использовать недобросовестные практики на финансовых и товарных рынках. Это причиняет существенный вред интересам граждан, юридических лиц, а также интересам общества и экономики в це-лом, подрывая доверие инвесторов и участни-ков торговли к организованным финансовым и товарным рынкам, ухудшая условия для инве-стирования и торговли на них, препятствуя их эффективному развитию и укреплению между -народной конкурентоспособности.
27 июля 2010 года Президент РФ Дмитрий Медведев подписал закон «О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодатель -ные акты РФ», принятый Госдумой 2 июля 2010 г. и одобренный Советом Федерации 14 июля
2010 г. Закон вступит в силу через 6 месяцев после опубликования. Цели закона:
1) обеспечить рыночный механизм ценообразования на организованных рынках финансового инструмента или товара;
2) укрепить доверие инвесторов, обеспечить эффективное развитие указанных рынков и их международной конкурентоспособности;
3) выявлять и пресекать злоупотребления на организованных рынках в форме неправомерного использования инсайдерской информации и манипулирования рынком.
Законопроект об инсайде обсуждался с 1990х годов, разные версии документа многократно вносились в Госдуму, но ни разу не прошли даже первого чтения. Импульс продвижению закона об инсайде дал проект по созданию в России международного финансового центра.
В законе дается определение ряда понятий: «инсайдерская информация», «инсайдеры», «манипулирование рынком», «операции с финансовыми инструментами или товарами», «организатор торговли».
В ст. 2 закона закреплено понятие инсайдерской информации, под которой понимается точная и конкретная информация, которая не была распространена или предоставлена, в том числе сведения, составляющие коммерческую, служебную, банковскую тайну, тайну связи в части ин -формации о почтовых переводах денежных средств и иную охраняемую законом тайну, распространение или предоставление которой может оказать существенное влияние на цены финансовых инструментов, иностранной валюты или товаров, в том числе сведения, касающиеся одного или нескольких эмитентов эмиссионных ценных бумаг, одной или нескольких управляю -щих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных
пенсионных фондов, одного или нескольких хо-зяйствующих субъектов, с долей на рынке в раз -мере более 35% и занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара в географических границах РФ, либо одного или не -скольких финансовых инструментов, иностран-ной валюты или товаров.
Закон определяет конкретные способы манипулирования и устанавливает запрет на со -вершение таких действий. Закреплены правила использования и раскрытия инсайдерской ин -формации. В законе прописывается, что любое лицо, которое неправомерно использовало ин -сайдерскую информацию, распространило заве -домо ложные сведения, не несет ответственно -сти, если оно не знало или не должно было знать, что такая информация является инсайдерской, а распространенные сведения — заве -домо ло жными.
В соответствии с законом о СМИ, главный редактор, журналист обязаны напрямую предоставлять ФСФР сведения об источнике информации, если эта информация была ложной и приве -ла к манипулированию рынком. Редакция СМИ, главный редактор и сотрудники не могут быть привлечены к ответственности, если в публика -ции дословно приводятся цитаты конкретных лиц или материал воспроизведен из публикации другого СМИ.
Также законом предусматривается административная и уголовная ответственность за умышленное неправомерное использование инсайдерской информации. Статьей 21 данного закона внесены изменения в УК РФ и КоАП РФ.
УК РФ будет дополнен ст. 185.6 «Неправомерное использование инсайдерской информации», в новой редакции будет представлена ст. 185.3 УК РФ «Манипулирование рынком» и ст.ст. 15.21 КоАП «Неправомерное использование инсайдерской информации», 15.30 «Манипулирование рынком». Глава 15 КоАП РФ будет дополнена ст. 15.35 «Нарушение требований за -конодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком».
Уголовная ответственность за неправомерное использование информации будет наступать, если такое деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода или избежанием убытков в крупном размере, который превышает 2,5 млн. рублей.
Предусматривается штраф в размере от 300 тыс. рублей до 500 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет. Кроме того, возможно лишение свободы на срок от 2 до 4 лет со штрафом до 50 тыс. рублей или в размере зарплаты или иного дохода осужденного за период до 3 месяцев либо без такового с лишением права
занимать определенные должности либо зани-маться определенной деятельностью на срок до 3 лет или без такового.
За умышленную неправомерную передачу инсайдерской информации другому лицу штраф составит от 500 тыс. рублей до 1 млн. Возможно лишение свободы от 2 до 6 лет со штрафом до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет либо без такового, с лишением права занимать определенные должности либо заниматься определенной деятельностью на срок до 4 лет или без такового.
Однако нормы об административной ответственности буду т применяться по истечении 1 года после опубликования закона, а нормы об уголовной ответственности — через 3 года после опубликования закона.
Закон о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком предусматривает ряд специальных полномочий ФСФР, в частности связанных с представлением технических средств фиксации информации и записи обмена данных, что позволит выявить или получить не -обходимые доказательства [5]. Для эффективно -го осуществления полномочий федерального органа исполнительной власти в области финан -совых рынков вводятся нормы, устанавливаю -щие особенности проведения проверок в отношении инсайдеров в органах государственной власти, органах местного самоуправления, а также в Центральном банке Российской Федерации. В случае необходимости осуществления оперативно-розыскных мероприятий по выявле-нию правонарушений законопроект предусматривает механизм привлечения органов внутрен-них де л [4].
Возможно, нынешний глобальный финансо -вый кризис, поразивший в первую очередь фондовые площадки мира, в том числе и российские, убедил российские власти в необходимости скорейшего принятия закона, направленно -го против инсайдерских атак на фондовый ры-нок страны. На западных рынках инсайдерская торговля и манипулирование признаются самы -ми тяжкими правонарушениями. Принятие это -го закона потребовало широкой публичной работы по формированию таких правил и этики поведения участников рынка ценных бумаг, которые бы исключали возможность манипули -рования ценами, использования инсайдерской информации.
В свою очередь, анализ ст.ст. 185.1 — 185.5 УК РФ позволяет прийти к выводу, что применение их в практической деятельности в представ -ленной редакции может вызвать определенные сложности.
Во-первых, обязательным признаком составов предусмотренных ими преступлений являет-
ся общественно опасное последствие в виде при -чинения гражданам, организациям или государству крупного ущерба либо извлечения дохода в крупном размере, что, как уже было отмечено ранее, повлечет невозможность уголовного преследования рейдеров до тех пор, пока эти последствия не наступят, существенно осложнит процесс истребования выведенного из компании имущества у добросовестного приобретателя прежним собственником.
Во-вторых, за рамками диспозиции этих ста -тей остаются действия, посягающие на права владельцев долей в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью, которые не относятся к категории владельцев ценных бумаг.
В-третьих, как правило, хищение или иное противоправное завладение ценными бумагами, а также внесение иных недостоверных сведений в реестр учета прав на ценные бумаги (например, реестр акционеров) совершается на основании подложных правоустанавливающих документов.
При этом предусмотренный порядок учета прав на ценные бумаги не нарушается, так как регистратор вносит изменения в реестр, формально действуя в соответствии с предусмотренной законом и иными нормативно-правовыми актами процедурой. Он не обязан осуществлять юридическую экспертизу правоустанавливаю -щих документов.
Таким образом, действие ст. 185.2 УК РФ ограничивается случаем непосредственного внесе -ния изменений в реестр в отсутствии правоуста -навливающих документов, которые носят еди-ничный характер.
В-пятых, альтернативные действия, предусмотренные диспозицией ст. 185.4 УК РФ (неза -конный отказ в созыве общего собрания владельцев ценных бумаг или уклонение от его созыва, незаконный отказ регистрировать для участия в общем собрании владельцев ценных бумаг и лиц, имеющих право на участие в общем собрании; проведение общего собрания владельцев ценных бумаг при отсутствии необходимого кворума), сами по себе не могут непосредственно причинить имущественный ущерб или по -влечь извлечение какого -либо дохода.
Следствием указанных действий может быть лишь принятие на общем собрании участников общества выгодного решения, например прекращения полномочий Совета директоров, одобрения крупной сделки и т. д. И лишь опосредованно, в ходе деятельности вновь избранного органа управления обществом, это может причи -нить имущественный ущерб или повлечь извле -чение какого-либо дохода [4].
Уголовное законодательство стран с развитыми и развивающимися фондовыми рынками содержит большое число составов преступлений, совершаемых на рынке ценных бумаг. Основны -ми из них являются:
- использование инсайдерской информации;
- манипулирование ценами;
- деятельность на рынке ценных бумаг без лицензии, если такая лицензия необходима:
- мошенничество на рынке ценных бумаг;
- злоупотребления при эмиссии ценных бумаг;
- незаконное использование средств клиен-тов (в нарушение правил об отдельном хранении и учете средств клиентов брокеров);
- нарушение правил учета прав на ценные бумаги;
- злостное уклонение от раскрытия или предоставления информации.
Некоторые из указанных составов преступлений идентичны составам административных правонарушений. В этих случаях уголовная ответственность устанавливается при условии при -чинения существенного ущерба или при наличии такого признака, как злостность[6].
В настоящее время отмечается рост экономических правонарушений, особенно связанных с манипуляциями ценами на рынке ценных бумаг с использованием инсайдерской информации для незаконного обогащения. Однако привлечь к уголовной ответственности виновных лиц не представляется возможным в связи с отсутстви -ем нормативных правовых актов РФ, опреде-ляющих и устанавливающих такую ответствен -ность. В качестве пробелов в уголовном законодательстве можно назвать отсутствие специаль -ных статей в Уголовном кодексе РФ, диспозици -ей которых предусмотрены специализированные правонарушения, относящиеся к обороту ценных бумаг и фондовому рынку. Кроме того, хотелось бы отметить, что контролирующий орган (Феде -ральная служба по Фондовому рынку России) не наделен правом расчета ущерба, нанесенного гражданам, в результате противоправной дея-тельности субъектов фондового рынка.
Уголовный кодекс России в настоящее время уже содержит шесть специальных составов, предусматривающих ответственность за престу -пления, совершаемые в сфере выпуска и обращения ценных бумаг: ст.ст. 185, 185.1, 185.2 — 185.5 УК РФ. Как мы полагаем, по мере развития правоотношений на фондовом рынке список составов преступлений, касающихся ответственно -сти участников рынка, будет дополняться. Мы солидарны с мнением С.П. Ставило [7] о том, что преступления в сфере выпуска и обращения ценных бумаг следует выделить в самостоятельную главу Уголовного кодекса России, более кон -кретно описав составы и ужесточив санкции, в связи с тем, что рынок капиталов является очень специфической частью экономики, здесь выделя -ется так называемая «беловоротничковая» преступность . По нашему мнению, в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики» необходимо выделить главу «Преступления в сфе-
ре выпуска и обращения ценных бумаг», в кото -рую включить составы преступлений, преду -сматривающие ответственность за противоправ -ные деяние, совершаемые всеми участниками фондового рынка.
ЛИТЕРАТУРА
1. О приоритетных направлениях деятельности ОВД и ВВ МВД России, ФМС России в 2010 году: Директива МВД России № 1 дсп от 26.12.2009 г.
2. Ларичев В.Д., Орлова Е.А., Токаренко В.Н. Преступность на рынке ценных бумаг// Адвокат.
— 2003. — № 10.
3. Статистические данные ГИАЦ МВД России (Ф. 050. КН 55. Январь-декабрь 2004—2008 гг.)
4. Смирнов И.Е. В интересах противодействия махинациям инсайдеров// Управление в кредитной организации. — 2009. — № 4.
5. РИА Новости [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rian.ru/
6. С.В.Новиков. Криминологические проблемы противодействия преступлениям, совершаемым на рынке ценных бумаг // Преступность в СНГ: проблемы предупреждения и раскрытия преступлений: сборник научных трудов. — Во -ронеж: Воронежский институт МВД России, 2009.
7. С.П. Ставило. Криминогенность рынка ценных бумаг как результат экономической политики постсоветского периода: основные детерминанты и перспективы борьбы с преступностью на рынке ценных бумаг. — С.258.