Научная статья на тему 'К вопросу об учете возрастных особенностей подросткового возраста в процессе профилактики аддиктивного поведения'

К вопросу об учете возрастных особенностей подросткового возраста в процессе профилактики аддиктивного поведения Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
227
48
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Крылова Н. В.

В статье рассмотрены вопросы профилактики аддиктивного поведения с учетом возрастных особенностей младших и старших подростков. Автор сделал акцент на «психокоррекционные мишени» профилактики аддикций для младшего подросткового возраста (11-12 лет) и для старших подростков (15-16 лет), так это обусловлено как психофизиологическими, так и психосоциальными особенностями двух онтогенетических периодов. Раскрывает понятие психологической готовности к употреблению ПАВ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об учете возрастных особенностей подросткового возраста в процессе профилактики аддиктивного поведения»

К ВОПРОСУ ОБ УЧЕТЕ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ПРОФИЛАКТИКИ АДДИКТИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ

© Крылова Н.В.*

Наркологический диспансер Калининградской области, г. Калининград

В статье рассмотрены вопросы профилактики аддиктивного поведения с учетом возрастных особенностей младших и старших подростков. Автор сделал акцент на «психокоррекционные мишени» профилактики аддикций для младшего подросткового возраста (11-12 лет) и для старших подростков (15-16 лет), так это обусловлено как психофизиологическими, так и психосоциальными особенностями двух онтогенетических периодов. Раскрывает понятие психологической готовности к употреблению ПАВ.

Употребление психоактивных веществ (ПАВ) (веществ, вызывающих зависимость), включая алкоголь и наркотические вещества, является на сегодняшний день одной из наиболее остро стоящих перед обществом проблем.

В подтверждение мы хотим привести выдержки результатов анонимного опроса, проведенного кафедрой психологии ФГОУ ВПРО «Санкт-Петер-бургскго государственного университета» (СПБГУ) в 2009-2010 учебном году, в исследование приняло участие среди 8626 подростков, 1993 года рождения, обучающихся в 10-х классах Муниципальных образовательных учреждений Северо-Западного Федерального округа Российской Федерации. Так подавляющее большинство учащихся в 15-16 лет (91,7 %) имели опыт употребления алкогольных напитков, причем у девочек этот показатель оказался статистически значимо выше, по сравнению с мальчиками (93 % и 90 % соответственно, р < 0,001). Согласно полученным данным, подростков можно разделить на три примерно равные подгруппы: имеющих единичные пробы алкоголя (31 %), пробовавших алкоголь время от времени (30 %) и тех, для кого употребление алкоголя носит регулярный характер (31 %). Средний возраст первой пробы порции алкогольного напитка у опрошенных подростков составил 12,5 лет, обращаем внимание, что за одну порцию принимались следующие количества: пиво не менее 1 кружки (банки); шампанское - не менее одного бокала; газированный алкогольный коктейль - не менее одной банки; вино - не менее одного бокала; крепкий алкогольный напиток - не менее одной рюмки (эти объемы были оговорены в связи с тем, что часто детям дают попробовать один-два маленьких глотка алкоголя, но такая проба не может считаться первой выпивкой) [4].

* Кандидат психологических наук.

В ходе проведенного исследования установлено, что каждый четвертый подросток (24,9 %) хотя бы раз в жизни употреблял те или иные виды наркотиков. Наиболее распространенным наркотиком среди подростков являются препараты, изготавливаемые из конопли - хотя бы один раз в жизни препараты конопли попробовали 23,2 % опрошенных учащихся; 4,8 % учащихся использовали препараты конопли десять и более раз в течение жизни. Второе по распространенности среди учащихся являются ЛСД (5,5 %), третье - галлюциногенные грибы (4,3 %). Обращает на себя внимание сравнительно низкая распространенность популярных «дискотечных» стимуляторов - амфетаминов (4,3 %) и «экстази» (3,7 %), Среди ненаркотических веществ наиболее популярными в данной социальной группе оказались алкоголь в сочетании с таблетками (6,4 %) и ингалянты (5,9 %). Опыт употребления героина, а также инъекционного употребления наркотиков групп опиатов и стимуляторов выявлены лишь у отдельных подростков и не превышают 0,5 % во всей выборке, что сопоставимо с величиной статистической погрешности. Средний возраст первых проб ингалянтов среди подростков составил 13,5 лет, транквилизаторов - 14,5 лет, а препаратов конопли, экстази и амфетаминов - 15 лет [4].

На фоне этих исследовательских данных ни у кого не остается сомнений в значимости профилактической работы, направленной на формирование антинаркотических и антиалкогольных установок у подростков. Но открытым остается вопрос: как это делать эффективно.

Гусева Н.А. отмечает, что исследования отечественных ученых дают основания говорить о наличии определенной установки к употреблению того или иного психоактивного вещества, которая формируется до начала употребления в процессе социализации ребенка и определяет в дальнейшем его поведение. Она определяет установку к употреблению психоактивных веществ как отношение к психоактивным веществам; отношение к изменению состояния человека под воздействием того или иного психоактивного вещества, обычаям и всем атрибутам их употребления, а также сформировавшаяся под влиянием этого отношения готовность вести себя определенным образом в ситуациях, связанных с употреблением того или иного психоактивного вещества. Иными словами, термин «установка в отношении употребления психоактивного вещества» позволяет обозначить комплекс индивидуально-психологических особенностей, определяющих поведение в ситуации, связанной с употреблением ПАВ [1].

Макеева А.Г. выделяет в структуре установки к употреблению психоактивных веществ три компонента: информационный, оценочный и поведенческий. Информационный компонент установки включает несколько блоков: данные о видах наркогенных веществ и их физических свойствах; информацию о нормах и образцах наркогенной субкультуры (осведомленность о способах употребления, о смысле символических действий, представление о

людях, употребляющих психоактивные вещества); система нормативных оценок наркотизма (отношение к его различным проявлениям в ближайшем социальном окружении, в обществе, социальные и юридические аспекты нарко-тизма); данные морально-этического характера. Также информационный компонент установки может содержать опыт переживания измененного состояния. Информация способна вносить свой вклад в регуляцию поведения только тогда, когда становится личностно значимой. Это осуществляется входе формирования оценочного компонента установки. Процесс формирования «личностной значимости» новых объектов А.Г. Макеева, так же как и Э.Е. Бехтель, связывает с характером отношений ребенка к носителю информации о новом объекте. Так, в пьющих семьях ребенок усваивает положительное отношение к алкоголю, если родитель - потребитель алкоголя - является для ребенка объектом любви и уважения. Предполагается, что этот процесс обеспечивается механизмом генерализации или эмоционального переноса: переноса отношения к субъекту на все, что с ним связано (его взгляды, поведение, манеру одеваться, говорить, привычки и так далее). Иными словами, происходит мотивационное опосредование.

На наш взгляд, механизмом формирования установки к употреблению психоактивных веществ, т.е. некоторой мотивационной готовности к употреблению ПАВ, является деструктивное разрешения кризисов личностной идентичности в онтогенезе.

Согласно эпигенетической теории личности Э. Эриксона сформированные в процессе взаимодействия с родителями позитивные личностные качества (доверие к миру, инициативность, трудолюбие и т.д.), в которых заключено положительное отношение ребенка к миру самому себе, связанны с прогрессивным развитием личности и являются факторами защиты от употребления ПАВ.

В свою очередь негативные личностные качества (недоверие к миру, пассивность, чувство вины, стыда и сомнения, чувство неполноценности и т.д.) вызывают отрицательные сдвиги в развитии и служат предикатами формирования чувства утраты идентичности подростка, т.е. деструктивного нарушения структурных единиц личностной идентичности, вследствие чего возникает психологическая готовность к употреблению ПАВ, которая приводит к отклоняющемуся поведению (алкоголизация, наркотизация, гемб-линг, суицид и др.).

Проведенные исследование идентичности подростков-наркоманов (Шней-дер Л.Б., Крылова Н.В., 2000), проходящих лечение и процесс реабилитации, показали, что, поведение подростков, употребляющих наркотики, при недостаточном уровне развития самосознания приводит к недостаточной гибкости поведения, ригидности образа «Я», неспособности реализовать более широкий репертуар поведенческих актов, что в свою очередь приводит к нарушению адаптации и в целом ведет к кризису идентичности. Сви-

детельством кризиса идентичности является склонность проявлять многообразие психологических защит, блокирующих позитивное развитие личности. У подростков-наркоманов выявляется тенденция к интенсивной регрессии, то есть в условиях стресса они склонны к онтогенетическим, более ранним и менее зрелым типам поведения. Происходит замена сложной задачи на более легкую, что приводит к обеднению поведенческих актов.

Также, исходя из полученных данных, можно судить о том, что подобная репрезентация идентичности приводит к пассивному отношению к себе. Для сформированной идентичности личности характерен высокий уровень саморегуляции, который в свою очередь, предполагает включение в поведение индивида компонента самопознания и эмоционально-ценностного отношения. Основой саморегулирования выступает самооценнность. Так как у наших испытуемых уровень самооценности значительно занижен по сравнению со средним значением, это приводит к тому, что расхождение ее с фактическими проявлениями и достижениями человека ведет к конфликтным отношениям в системе миниперсональных отношений. Следовательно, личность не может адаптироваться к ситуации, соразмерить свои реальные силы с требованиями ситуации, что, в свою очередь, порождает, регрессию личности и уход от реальности. Свидетельствует об этом наблюдаемое ад-диктивное поведение, которое предшествует ранней наркотизации и инициирует уход от реальности.

Идентичность, обозначающая твердо усвоенный и личностно принимаемый образ себя во всем богатстве отношений личности к окружающему миру, чувство адекватности и стабильного владения личностью собственным «Я» независимо от изменений «Я» и ситуации; способности к полноценному решению задач, возникающих перед ней на каждом этапе ее развития, - это область психического развития, которая является ключевой для формирования личности ребенка. Подростковый возраст является наиболее важным моментом в формировании «Я» человека, следовательно, проблема личной идентичности у подростков стоит особенно остро.

Проведенная работа показала, что у подростков, употребляющих наркотические вещества, обнаружены существенные отклонения в развитии идентичности, во всех составляющих компонентах - познавательном, эмоционально-целостном, поведенческом. У подростков-наркоманов установлено слабое развитие самопринятия, самоконтроля, самодисциплины, низкая устойчивость к всевозможным неблагоприятным условиям, неумение преодолевать трудности, эмоциональная неустойчивость, высокий уровень внутренней конфликтности, самопривязанности, утраченная самоценность, склонность неадекватно реагировать на фрустрирующие обстоятельства, неумение найти продуктивный выход из психотравмирующей ситуации. Таким образом, у подростков-наркоманов не развит образ «Я» на эмоциональном, когнитивном и поведенческом уровнях, что является индикатором неспособности

человека гармонично функционировать в социальном окружении. Это ведет к кризису и / или утрате идентичности, подросток не понимает себя, (теряет сам себя), не может управлять самим собой, преодолевать трудности, войти во взрослый мир. Личностью подростка утрачивается осознание неповторимой ценности и уникальности своего бытия, что провоцирует уход от реальности в форме использования наркотических веществ.

Исходя из вышесказанного, сутью профилактической работы является предупреждение деструктивного разрешения кризисов идентичности в развитии ребенка. Профилактика проблемного поведения должна осуществятся с раннего возраста, как с детьми, так и с их родителями, т.к. более раннее воздействие факторов риска злоупотребления ПАВ, обуславливает более глубокие изменения в развитии личности, и оказывают влияние на всю перспективу жизни ребенка.

В последнее время в педагогическую и психологическую практику внедряется большое количество отечественных и зарубежных профилактических и психопросветительских программ, направленных на профилактику аддиктивного поведения подростков. Наряду с этим усиливаются мнения о том, что они не имеют большой эффективности, проводимая работа как бы формальна - «для галочки».

Мы полагаем, что эта ситуация обусловлена тем, что в программах профилактики аддикций «слабые места» методологии заключается в недостаточной дифференцации возрастных особенностях подросткового возраста. Несмотря на то, что процесс развития ребенка в подростковом возрасте имеет разные уровни созревания, фиксируемые в последовательных стадиях становления личности. Для нас психопрофилактические программы для младшего подросткового возраста (11-12 лет) и для старших подростков (15-16 лет) имеют различные «психокоррекционные мишени» профилактики аддикций, это обусловлено как психофизиологическими, так и психосоциальными особенностями двух возрастных периодов.

С одной стороны психофизиологические особенности подросткового возраста обусловлены главным физиологическим новообразованием данного этапа онтогенеза, который определяется как формирование репродуктивной функции, или половое созревание [5]. С другой стороны в подростковом возрасте происходит преобразование социализации подростка, смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений с взрослыми, стремление к обособлению своего «Я» и кризис личностной идентичности, на первый план выходит общение со сверстниками. Эльконин Д.Б. подчеркивал, что ведущей деятельностью младшего подростка является интимно-личностное общение, а в старшем подростковом возрасте - учебно-профессиональная деятельность.

Таким образом, методология профилактических программ для младших подростков должна непременно учитывать следующие особенности.

Во-первых, как справедливо отмечает М.Ю. Марютина, у девочек в 810 лет и у мальчиков в 10-13 лет медленное, практически незаметное развитие репродуктивной системы; ведущая роль принадлежит гормонам щитовидной железы и соматотропным гормонам гипофиза, половые органы в этот период развиваются медленно, вторичных половых признаков нет. А вот в 9-12 лет у девочек и в 12-14 лет у мальчиков возникают изменения, которые обусловлены активацией гипофиза: увеличивается секреция гипофи-зарных гормонов (соматотропинов и фоллитропина), которые влияют на скорость роста и появление начальных признаков полового созревания [2]. Эти изменения находят отражение в психике и поведении младшего подростка. Установившийся к 9-10 годам зрелый тип взаимодействия коры и подкорковых структур, в котором кора выполняет ведущую функцию, претерпевает существенные изменения. Значительное повышение активности подкорковых структур приводит к дестабилизации и сдвигам в балансе корково-под-корковых отношений. Баланс корково-подкорковых отношений в данном возрасте изменяется в пользу преобладания возбуждающих влияний подкорки, в результате в этом возрасте, могут наблюдаться некоторая слабость тормозных процессов, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, гиперактивность. Последнее выражается в том, что младшие подростки нередко проявляют двигательную расторможенность, неусидчивость, эмоциональную реактивность и экзальтированность, конфликтность и агрессивность. В связи с ослаблением контрольных функций коры страдает вся система произвольной регуляции психической деятельности и поведения, и это сказывается не только на состоянии произвольной регуляции поведения, но и на протекании когнитивных процессов, в первую очередь на восприятии и внимании. В обеспечении внимания начинает доминировать генерализованная активация, имеющая нередко эмоциональную окраску. Таким образом, в начале полового созревания высокий уровень подкорковой активности приводит к отрицательным сдвигам в работе мозговых систем, ответственным за реализацию когнитивных функций [5].

Во-вторых, психосоциальные особенности младшего подросткового возраста, по мнению Д.И. Фельдштейна, характеризуется тем, что уже на рубеже между 9 и 10 годами появляется тенденция ребенка к самостоятельности и потребность в признании этой его самостоятельности во взрослом мире, и обществе, которое осознается не просто как совокупность знакомых людей, а как социальный организм, где его «Я» выступает наравне с другими. Осознание себя как личности, отличной от других людей, порождает особый интерес ребенка к своим нравственно-психологическим особенностям и потребность в оценке собственных личностных качеств и качеств других людей. Этим, в частности, вызван бурный рост негативных самооценок, отражающих, помимо всего прочего, обостренное понятие ребенком чувства долга. Как отмечает Д.И. Фельдштейн, главное для десяти и одиннадцатилетнего подро-

стка - получить со стороны других людей (знакомых и незнакомых) признание своих новых возможностей, добиться доверия, ибо «я тоже взрослый», «я вместе со всеми». Отсюда поиск конкретных дел, отличающихся реально взрослым характером, поиск таких видов деятельности, которые имеют социальное признание и получают социальную оценку. К 12-13 лет происходит накопление объема разных форм социально признаваемых дел приводит к развертыванию потребности в общественном признании, осознанию не только своих обязанностей, но и прав в обществе, что наиболее полно удовлетворяется в специально задаваемой и социально одобряемой деятельности, потенции которой достигают здесь максимального развития. Данная стадия характеризуется формированием нового уровня самосознания ребенка как осознания себя в системе общественных отношений, осознания себя общественно значимым существом, субъектом [7]. Мудрик А.В. отмечает, что в младшем подростковом возрасте стоит задача познания тех компонентов своего «Я», которые связаны с осознанием своего сходства с другими людьми и отличия от них, особое значение приобретает поиск позиции среди сверстников своего пола - «главное в возрасте от 11 до 14 лет - раствориться в «стае», найти свою «заводь» [3].

Таким образом в младшем подростковом возрасте при организации первичной профилактической деятельности, на наш взгляд, целью является -развитие компонентов самосознания: саморегуляции, самопознания и эмоционально-ценностной сферы личности подростка.

Условно мы выделяем следующие «мишени профилактики» аддиктив-ного поведения в этом онтогенетическом периоде: развитие навыков самонаблюдения, анализа поступков и переживаний, самоконтроля и самообладания, выработка позитивного отношение к себе, развитие эмоционально-ценностной сферы личности, формирование способности реализовать широкий репертуар поведенческих актов, профилактика конфликтных отношений в системе миниперсональных отношений.

Обращаем внимание на то, что в этом возрасте мы категорически не рекомендуем сужать круг профилактических вопросов до обсуждения форм ад-диктивного поведения, свойств психоактивных веществ (ПАВ), причин употребления ПАВ, вреда от ПАВ, способов отказа от употребления ПАВ, т.к. данная информация может иметь антипрофилактический характер в этом возрасте и сформировать интерес «первой пробы».

В свою очередь методология профилактических программ для старших подростков имеют следующую основу. С одной стороны особенности психофизиологии этого онтогенетического периода характеризуются активизацией половых желез, гонадотропные гормоны гипофиза стимулируют половые железы, которые начинают вырабатывать стероидные гормоны (андро-гены и эстрогены). При этом продолжается развитие половых органов и вторичных половых признаков. В 10-13 лет у девочек и 12-16 лет у мальчи-

ков под влиянием гонадотропных гормонов наибольшей активности достигают половые железы (семенники и яичники), продуцирующие мужские (ан-дрогены) и женские (эстрогены) гормоны, продолжается усиление вторичных половых признаков, и некоторые их них достигают на данной стадии дефинитивной формы, у девочек начинается менструация. В нервной системе усиливается активность симпатоадреналовой системы, при этом пик ее активности приходится у мальчиков на 14 лет, а у девочек на 12-13 лет. Временное повышение активности симпатического звена вегетативной регуляции обеспечивает в подростковом возрасте адекватное энергообеспечение и адаптацию различных систем организма к внешним условиям. Это биологически целесообразно в период интенсивного роста и развития. В 11-14 лет у девушек и 15-17 лет у юношей устанавливается сбалансированная обратная связь между гормонами гипофиза и периферическими железами, вторичные половые признаки выражены уже полностью, у девушек устанавливается регулярный менструальный цикл, у юношей завершается оволосенние кожи лица и нижней части живота. В результате снижения избыточных возбуждающих влияний подкорковых структур восстанавливается контрольная функция коры больших полушарий, стабилизируется система корково-подкорковых отношений. На этом этапе полового созревания в корково-подкорковых отношениях вновь начинает доминировать кора больших полушарий. В результате у старших подростков постанавливается и нормализуется произвольная саморегуляция поведения и психической деятельности.

С другой стороны, психосоциальные особенности старшего подросткового возраста характеризуются формированием готовности к функционированию в обществе в 14-15 лет, стремление применить свои возможности, проявить себя, что ведет к осознанию своей социальной приобщенности, активному поиску путей и реальных форм развития предметно-практической деятельности, обостряя потребность растущего человека в самоопределении, самореализации [6]. Мудрик А.В. отмечает, что в старшем подростковом -познания тех компонентов своего «Я», от которых зависят мировоззрение, определение своего места в мире и т.п., что дополняется к 15-17 годам определением своей позиции в отношениях со сверстниками противоположного пола [3].

Центральным моментом, сквозь призму которого Э. Эриксон рассматривается все становление личности в старшем подростковом возрасте, включая и его юношеский этап, является «нормативный кризис идентичности», состоящего из серии социальных и индивидуально-личностных выборов, и идентификацией и самоопределений. Эриксон Э. также подчеркивал важность временной перспективы для формирования идентичности, так как одной из характеристик цельности личности является связь между прошлым (детством) и будущим (взрослостью). Эго-идентиччость либо чувство неопределенности, ролевого смешения, - это основные новообразования подрост-

кового возраста. Марсиа Дж. (1966), который, продолжая традицию Э. Эрик-сона, подразделил «кризис идентичности» на четыре уровня (статуса), формы или варианта: «диффузную идентичность», «предрешенность», «мораторий» и «зрелую идентичность», которые зависят от степени профессионального и идеологического самоопределения молодого человека. Для построения модели используются два параметра: 1) наличие или отсутствие кризиса - состояние поиска идентичности; 2) наличие или отсутствие единиц идентичности - личностно-значимых целей, ценностей, убеждений. Мар-сиа Дж. также отмечает, что идентичность развивается на протяжении всей жизни человека. Он вводит различение двух путей достижения идентичности: 1) постепенное осознание некоторых данных о себе, этот путь ведет к формированию присвоенной, или преждевременной, идентичности; 2) самостоятельное принятие человеком решений относительно того, каким ему быть, - этот путь ведет к формированию конструируемой, или достигнутой, идентичности [8].

Целью профилактики аддикций в работе со старшими подростками является развитие положительной личностной идентичности как фактора защиты от употребления ПАВ.

Мы выделяем более конкретные «профилактические мишени» старших подростков: развить способность самостоятельного принятия решений, формирование положительного психологического представления о своем Я; формирование адаптивных способов интерперсонального взаимодействия на основе осознания основных побудительных мотивов; прояснение ценностно-смысловой сферы; расширение спектра когнитивного, эмоционального и поведенческого реагирования; формирование долгосрочных жизненных целей и побудительных мотивов поведения.

Список литературы:

1. Гусева Н.А. Тренинг предупреждения вредных привычек у детей. Программа профилактики злоупотребления психоактивными веществами / Под науч. ред. Л.М.Шпициной. - СПб.: Речь, 2005. - 256 с.

2. Марютина Т.М., Ермолаева О.Ю. Введение в психофизиологию. - М.: МПСИ «Флинта», 2007. - 399 с.

3. Мудрик А.В. Социальная педагогика: учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. -200 с.

4. Отчет «Изучение употребления психоактивных веществ среди учащихся в возрасте 15-16 лет в Северо-Западном Федеральном округе РФ», выполненного факультетом психологии СПбГУ при технической поддержке УНП ООН в РФ и при финансовой поддержке Правительства Финляндии и Правительства Швеции в 2009-2010 гг. - СПб: ФОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет», 2011. - 64 с.

5. Психология развития: учебник для студ. высш. психол. и пед. учеб. Заведений / Т.М. Марютина, Т.Г. Стефаненко, К.Н. Поливанова и др.; Под ред. Т.Д. Марцинковской. - М.: «Академия», 2001. - 352 с.

6. Психология самосознания. Хрестоматия. Самара: Бахрах. - М, 2000. -672 с.

7. Фельдштейн Д.И. Особенности стадий развития личности на примере подросткового возраста / Хрестоматия по возрастной психологии: учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк; Под ред. Д.И. Фельдштейна. - М.: Институт практической психологии, 1996. - 304 с.

8. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / Пер. с англ. - М.: Флинта, 2006. - 342 с. - (Серия: Библиотека зарубежной психологии).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.