Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 280.3 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ '

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 280.3 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
42
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
уголовная ответственность / административная ответственность / уголовный закон / дискредитация / Вооруженные Силы Российской Федерации / наказание / ложная информация / criminal responsibility / administrative responsibility / criminal law / discredit / Armed Forces of the Russian Federation / punishment / false information

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Медведева Ольга Алексеевна

Объектом исследования являются вопросы применения норм права, установивших ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Цель исследования-обоснование своевременности и необходимости указанных норм. Задача исследования - выявление особенностей их применения. Основным методом исследования является сравнительный. Результатом исследования является вывод о необходимости установления ответственности должностных лиц за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Медведева Ольга Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF LIABILITY UNDER ARTICLE 280.3 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

The object of the study is the application of legal norms that have established responsibility for public actions aimed at discrediting the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the interests of the Russian Federation and its citizens, maintain international peace and security. The purpose of the study is to substantiate the timeliness and necessity of these norms. The task of the study is to identify the features of their application. The main method of research is comparative. The result of the study is the conclusion that it is necessary to establish the responsibility of officials for public actions aimed at discrediting the use of the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the interests of the Russian Federation and its citizens.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 280.3 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ »

DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_459 УДК 343.3/.7

К ВОПРОСУ ОБ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ПО СТ. 280.3 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ON THE ISSUE OF LIABILITY UNDER ARTICLE 280.3 OF THE CRIMINAL CODE OF THE RUSSIAN FEDERATION

МЕДВЕДЕВА Ольга Алексеевна,

аспирант, АНО ВО «Северо-Кавказский социальный институт», г. Ставрополь. 355012, Россия, Ставропольский край, г. Ставрополь, ул. Голенева, 59А. E-mail: abitur@sksi.ru;

MEDVEDEVA Olga Alekseevna,

postgraduate student ANO VO "North Caucasian Social Institute". 59A Goleneva str., Stavropol, 355012. E-mail: abitur@sksi.ru

Краткая аннотация: Объектом исследования являются вопросы применения норм права, установивших ответственность за публичные действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности. Цель исследования-обоснование своевременности и необходимости указанных норм. Задача исследования- выявление особенностей их применения. Основным методом исследования является сравнительный. Результатом исследования является вывод о необходимости установления ответственности должностных лиц за публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан.

Abstract: The object of the study is the application of legal norms that have established responsibility for public actions aimed at discrediting the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the interests of the Russian Federation and its citizens, maintain international peace and security. The purpose of the study is to substantiate the timeliness and necessity of these norms. The task of the study is to identify the features of their application. The main method of research is comparative. The result of the study is the conclusion that it is necessary to establish the responsibility of officials for public actions aimed at discrediting the use of the Armed Forces of the Russian Federation in order to protect the interests of the Russian Federation and its citizens.

Ключевые слова: уголовная ответственность, административная ответственность, уголовный закон, дискредитация, Вооруженные Силы Российской Федерации, наказание, ложная информация.

Keywords: criminal responsibility, administrative responsibility, criminal law, discredit, Armed Forces of the Russian Federation, punishment, false information.

Для цитирования: Медведева О.А. К вопросу об ответственности по ст. 280.3 Уголовного кодекса Российской Федерации // Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 459-462. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_459.

For citation: Medvedev O.A. On the issue of liability under Article 280.3 of the Criminal Code of the Russian Federation // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 459-462. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_459.

Статья поступила в редакцию: 28.07.2023

В феврале 2014 года, при активном содействии стран Запада на Украине была совершена неконституционная смена власти, а фактически государственный переворот. В ряде регионов Украины с преобладающим русскоязычным населением (юго-восток страны) начались массовые протесты против конституционности действий новой власти Украины, и требований конституционной реформы, в частности проведение федерализации субъектов территорий Украины. Так, в апреле 2014 года, по результатам проведенных референдумов, властями двух субъектов Украины было объявлено о независимости Донецкой Народной Республики и Луганской Народной Республики (далее соответственно - ДНР, ЛНР).

Новая власть Украины, не согласившись с итогами плебисцитов, развернула полномасштабные боевые действия против ДНР и ЛНР. На протяжении восьми лет украинские вооруженные силы и иные силовые структуры проводили боевые действия против вооруженных формирований непризнанных республик и их мирных жителей. При этом упор делался на уничтожение, либо выдавливание с территорий республик русскоязычного населения.

Мировым сообществом были приняты меры по мирному урегулированию конфликта. В частности, при участии России, Франции, Германии стороны конфликта в 2014 и 2015 годах заключили договоренности о согласовании плана мирного урегулирования (так называемые минские соглашения). Основным пунктом соглашений стало требование о проведении Украиной реформы по децентрализации власти и принятие закона об особом статусе Донбасса.

Но руководство Украины, при безусловной поддержке стран Запада, на протяжении восьми лет игнорировало соглашения, продолжая при этом силовое давление на непризнанные республики. Фактически, проводился геноцид русских и пророссийски мыслящих граждан в ДНР и ЛНР.

Более того, страны блока НАТО, подталкивая Украину к подобному поведению, преследовали цель приближения блока к границам России. Данное обстоятельство напрямую угрожало безопасности России.

Исчерпав все возможности мирного разрешения конфликта и обладая информацией о планировании Украиной и блоком НАТО резкой эскалации конфликта, с переходом в полномасштабные боевые действия на территориях ДНР и ЛНР, Российская Федерация приняла решение о признании суверенитета ДНР и ЛНР. С руководством данных республик в конце февраля 2022 заключены договора о дружбе, сотрудничестве и

взаимной помощи (далее -договора). По условиям договоров стороны, в том числе обязывались оказывать друг другу военную помощь.

Президентом Российской Федерации Путиным В. в соответствии с требованиями Устава Организации Объединенных Наций, с соблюдением всех предусмотренных процедур принято решение о проведении специальной военной операции (далее - СВО) с целью защиты указанных республик.

В своем телевизионном обращении от 24 февраля 2022 года Президент России Путин В. объяснил причины и мотивы решения о проведении СВО, указав «что ее цель защита людей, которые на протяжении восьми лет подвергаются издевательствам, геноциду со стороны киевского режима. И для этого мы будем стремиться к демилитаризации и денацификации Украины. А также предать суду тех, кто совершил многочисленные кровавые преступления против мирных жителей, в том числе и граждан Российской Федерации». [8]

С первых же дней проведения СВО, на территории нашей страны активизировались представители несистемной оппозиции, а также злопыхатели разного толка. Их деятельность свелась к огульному «очернению» деятельности Вооруженных Сил России в ходе проведения СВО, распространению разного рода ложной информации об их деятельности.

В складывающейся ситуации государство было вынуждено принять экстренные меры по пресечению распространения указанной ложной информации. Этими мерами, в частности, явилось введение административной и уголовной ответственности за вышеуказанные не законные действия.

Одной из мер явилась необходимость разработки статьи 280. 3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности», которая установлена Федеральным законом от 04.03.2022 № 32-Ф3 «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и статьи 31 и 151 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» в Уголовный кодекс Российской Федерации (далее - УК РФ). Рассматриваемой статьей определена уголовная ответственность за «публичные действия, направленные на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в целях защиты интересов Российской Федерации и ее граждан, поддержания международного мира и безопасности, в том числе публичные призывы к воспрепятствованию использования Вооруженных Сил Российской Федерации в указанных целях». [2]

Федеральным законом от 25 марта 2022 года № 63-Ф3 принята новая редакция статьи 280. 3 УК РФ, вступившая в силу с 05 апреля 2022 года. Статья дополнена положениями об уголовной ответственности за совершение действий «направленных на дискредитацию исполнения государственными органами Российской Федерации своих полномочий за пределами территории Российской Федерации в указанных целях» (далее - дискредитация Вооруженных сил Российской Федерации и государственных органов). [2]

В соответствии с введенными Федеральным законом от 18.03.2023 № 58-ФЗ поправками в УК РФ нормы об ответственности за публичные действия, направленные на дискредитацию ВС РФ, распространены на добровольческие формирования, организации или физических лиц, которые оказывают содействие в выполнении задач, возложенных на Вооруженные Силы. Кроме того, наказание по ч.1 ст. 280.3 УК РФ увеличено с трех до пяти лет. Также выросло наказание по ч.2 ст. 280.3 УК РФ (повторная дискредитация, повлекшая опасные последствия)- с пяти до семи лет лишения свободы.

В свою очередь, ст. 20.3.3 КоАП РФ дополнена ответственностью за дискредитацию добровольческих формирований, организаций или физических лиц, которые выполняют задачи для ВС РФ. Штрафы по данной статье составляют до 50 тыс. рублей для граждан и до 500 тыс. рублей для юридических лиц. [2]

Общественная опасность рассматриваемого преступления состоит в том, что оно может значительно пошатнуть социально-политическую ситуацию в нашем государстве, дезорганизовать общественный порядок, создать угрозу госбезопасности страны.

Объектом рассматриваемого преступления являются отношения, связанные с запретом публичных действий, направленных на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации и государственных органов.

Объективная сторона преступления, предусмотренного ст. 280. 3 УК РФ - совершение активных публичных действий, направленных на дискредитацию Вооруженных сил Российской Федерации и госорганов.

Привлечение к уголовной ответственности по части 1 статьи 280. 3 УК РФ возможно только в том случае, если лицо ранее было привлечено к административной ответственности за подобное деяние и с этого момента не истек один год.

Федеральным законом от 4 марта 2022 года № 31-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» введена статья 20.3.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ), введена ответственность за вышеуказанное правонарушение. [1]. Таким образом, рассматриваемый состав преступления имеет очевидную административную преюдицию - указание на необходимость совершить ранее субъектом административного правонарушения, которое сформулировано непосредственно в диспозиции статьи.

До введения данной нормы, уголовный закон понятия «дискредитация» не содержал. После выработки единой судебной практики будет возможно его толкование. В настоящее время под дискредитацией понимаются «любые умышленные действия, направленные на подрыв авторитета, имиджа, доверия и умаление достоинства». [3]

С момента введения административной ответственности за дискредитацию Вооруженных сил России, только за первый месяц в суды поступило 610 дел по соответствующей статье КоАП, следует из статистики ГАС «Правосудие». [7]

Анализируя случаи привлечения к ответственности по этой статье, полагаю, что их можно условно разделить на несколько видов.

К первому виду относятся дела, относящиеся к показу плакатов, транспарантов, текстов на одежде, асфальте и т.д., заявлений, мнений, высказанных во время проведения протестных акций.

Ко второму виду относятся дела о публичных высказываниях, не связанных с такими акциями.

Третий вид - это дела о реализации печатных агитационных материалов и т.д.

К четвертому виду можно отнести случаи привлечения к ответственности за выражение своей позиции, сделанной в информационной

среде.

Невзирая на то, что объективная сторона данного преступления выражается «в публичных действиях, направленных на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации и государственных органов», представляется, что данное действие возможно при осуществлении только одного из вышеуказанных публичных действий, определяющих это понятие. Для наступления предусмотренной уголовным законом ответственности за действия, направленные "на дискредитацию использования Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных органов", достаточно только одного публичного действия, направленного на дискриминацию Вооруженных сил Российской Федерации, государственных органов при соблюдении требований закона о том, лицо ранее уже наказывалось в административном порядке за подобное деяние.

Наступление уголовной ответственности возможно только при совершении действий публично.

Как признак преступления, публичность трактуется как открытость, общедоступность распространяемых данных, информации, для не-конкретизированного числа лиц. Публичность может состоять в распространении заведомо ложных сведений, либо непосредственно в присутствии публики., либо в такой форме или таким способом, что они становятся или могут стать известными многим людям (например, путем публичной демонстрации надписей, рисунков и др.). Численность же лиц, которым демонстрировали плакаты или надписи не имеет важную роль. Для квалификации играет значение открытость, гласность, в том числе с применением средств техники (интернет), направленность распространяемых сведений для множества лиц. [4, с. 161-163]

Преступление совершается с прямым умыслом. Виновное лицо понимает, что он публично совершает действия, направленные на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных органов, осознает общественно опасный характер этих действий и желает дискредитировать Вооруженные силы Российской Федерации, государственные органы.

На практике, для привлечения к ответственности по ст. 280.3 УК РФ органам следствия предстоит доказать умысел конкретного лица, направленный на дискредитацию Вооруженных Сил Российской Федерации, государственных органов. Это означает необходимость следствия доказать, что лицо своими действиями совершило с прямым умыслом акции, дискредитирующие вооружённые силы нашего государства. То есть в данном случае в ходе сбора доказательств по делу следует документально подтвердить, что лицо обладало сведениями о несоответствии действительности информации, произвело умышленные действия, направленные на доведение ее до иных лиц.

Субъектом преступления является любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста.

Квалифицирующим признаком состава преступления установлено «его совершение, повлекшие по неосторожности смерть, причинение вреда здоровью, имуществу, массовые нарушения общественного порядка и (или) общественной безопасности либо создавшие помехи функционированию или прекращение функционирования объектов жизнеобеспечения, транспортной или социальной инфраструктуры, кредитных организаций, объектов энергетики, промышленности или связи». [2]

Установление усиленной ответственности за указанный способ совершения преступления, прежде всего связано как общей доктриной последних изменений в современном законодательстве, ограничивающих распространение недостоверных сведений о Вооруженных силах Российской Федерации, так и тяжкими последствиями данного преступления.

Первый приговор по ст. 280.3 Уголовного кодекса РФ о «дискредитации» Российской армии, вынесен в Кабардино-Балкарии в отношении Заурбека Ж., который в апреле 2022 года в г. Нальчик дал команду дочери сорвать наклейку с видом изображения «2» с припаркованной возле магазина машины.

Под «дискредитацией» в первый раз суд посчитал его пацифистский комментарий к информации об общечеловеческой помощи из Кабардино-Балкарии в Донбасс и назначил наказание в виде штрафа.

За повторное в течение года совершение аналогичного деяния ему назначено наказание в виде 2 лет лишения свободы условно с отсрочкой приговора на 2 года и штрафом в размере 30000 руб. [6]

Считаю, что параллельно с введением рассматриваемой ответственности, в настоящее время, государству необходимо в первую очередь, сосредоточиться не только на репрессивной практике, но и на цивилизаторской и образовательной работе с гражданами, особое внимание заострив на патриотическом и военно-патриотическом воспитании.

К сожалению, в современной реальности ушло на дальний план такое направление патриотического воспитания как военно-патриотическое воспитание. Как известно, именно оно было наиболее развитым и эффективно функционирующим со времени создания системы военно-патриотического воспитания с середины 60-х годов XX века. Эта система являлась образцом для многих зарубежных государств, в том числе западноевропейских, которые немало заимствовали в тот период из советского опыта при решении проблем военно-патриотического воспитания граждан.

В настоящее время государством проводится определенная работа в сфере военно-патриотического воспитания граждан, действуют

ряд законов и подзаконных нормативных правовых актов.

Тем не менее, проводимая работа нуждается в активизации, она должна быть планомерна, охватывать как можно больше населения и быть направлена на формирование чувства патриотизма у наших граждан, готовности к военной службе и защите государства.

В сети Интернет после принятия закона об уголовной ответственности за данных вид правонарушения появилось множество предложений о дополнениях диспозиции статьи с указанием конкретных организаций и учреждений, подлежащих защите от дискриминации в рассматриваемой сфере (подразделения Войск национальной гвардии и Министерства внутренних дел Российской Федерации). [5, с. 186-190]

Указанные предложения несомненно заслуживают внимания и требуют проработки законодательным органом.

Вместе с тем, полагаю необходимым и актуальным внесение дополнений в ч. 2 статьи 280.3 УК ВФ, предусматривающих квалифицированный состав уголовной ответственности за совершение данного деяния лицом с использованием своего служебного положения.

Учитывая изложенное, предлагаю следующие изменения в редакцию ст. 280.3 УК РФ:

Часть 2 ст. 280.3 УК РФ дополнить абзацем следующего содержания:

а) совершенные лицом с использованием своего служебного положения;

- наказываются...

Библиография:

1. «Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 24.06.2023). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». www.consultant.ru.

2. «Уголовный кодекс Российской Федерации» от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 13.06.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.06.2023). Доступ из справочно-правовой системы «КонсультаwгПлюс»/www.consultantш.

3. Методическое письмо "Об особенностях комплексных психолого-лингвистических судебных экспертиз информационных материалов, связанных с публичной дискредитацией использования Вооруженных сил Российской Федерации", утверждено Научно-методическим советом ФБУ РФЦСЭ при Минюсте России (протокол № 2 от 17.06.2022).

4. Тарчоков Б.А., Шогенов Т.М., Бураева Л.А. Влияние негативных последствий пандемии коронавируса на мировую экономику // В сборнике: ДОСТИЖЕНИЯ ВУЗОВСКОЙ НАУКИ. 2021. Сборник статей XVII Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза, 2021. С. 161-163.

5. Шамаев А.М. Вопросы правоприменительной практики при квалификации деяний, подпадающих под ст. 280.3 УК РФ «Публичные действия, направленные на дискредитацию использования вооруженных сил Российской Федерации» // Образование и право. 2022. № 4. С. 186-190.

6. Открытая газета. «В России вынесен первый уголовный приговор о дискредитации армии» 28.06.2022 г. Режим доступа: https://legal.report/v-

7. Ламова Е. В суды поступило более 600 административных дел по дискредитации армии. Режим доступа:

https://www.rbc.ru/politics/14/04/2022/625535529a79472a2d17b7b8, свободный (дата обращения: 16.07.2023).

8. Путин В.В. Обращение Президента Российской Федерации от 24.02.2022 г. Режим доступа: www/kremlin, свободный (дата обращения:

16.07.2023).

References:

1. "Code of the Russian Federation on Administrative Offences" dated 30.12.2001 No. 195-FZ (as amended on 24.06.2023). Access from the ConsultantPlus legal reference system. www.consultant.ru .

2. "Criminal Code of the Russian Federation" dated 13.06.1996 No. 63-FZ (as amended on 13.06.2023) (with amendments and additions, intro. effective from 06/24/2023). Access from the ConsultantPlus legal reference system/www.consultant.ru .

3. Methodical letter "On the features of complex psychological and linguistic forensic examinations of information materials related to the public discrediting of the use of the Armed Forces of the Russian Federation", approved by the Scientific and Methodological Council of the Federal State Budgetary Institution of the Russian Federation under the Ministry of Justice of Russia (Protocol No. 2 of 17.06.2022).

4. Tarchokov B.A., Shogenov T.M., Buraeva L.A. The influence of negative the impact of the coronavirus pandemic on the global economy // In the collection: ACHIEVEMENTS OF UNIVERSITY SCIENCE. 2021. Collection of articles of the XVII International Research Competition. Penza, 2021. pp. 161-163.

5. Shamaev A. M. Questions of law enforcement practice in the qualification of acts falling under Article 280.3 of the Criminal Code of the Russian Federation "Public actions aimed at discrediting the use of the armed forces of the Russian Federation" // Education and Law. 2022. No. 4. pp. 186-190.

6. Open newspaper. "The first criminal verdict on discrediting the army was passed in Russia" on 06/28/2022. Access mode: https://legal.report/v-rossii-vynesen-pervyj-ugolovnyj-prigovor-o-diskreditaczii-armii/?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop , free (accessed 17.07.2023).

7. Lamova E. The courts have received more than 600 administrative cases on discrediting the army. Access mode: https://www.rbc.ru/politics/14/04/2022/625535529a79472a2d17b7b8 , free (date of address: 16.07.2023).

8. Putin V.V. Address of the President of the Russian Federation dated 24.02.2022. Access mode: www/kremlin, free (date of address: 16.07.2023).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.