Научная статья на тему 'К вопросу об оценке заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара»'

К вопросу об оценке заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
268
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАКУПКИ / ЗАКАЗЧИК / КОНКУРС / ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА / УРОВЕНЬ КАЧЕСТВА / STATE PROCUREMENTS / CUSTOMER / COMPETITION / QUALITY COEFFICIENT / LEVEL OF QUALITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Пружинина Ольга Павловна

статья посвящена проблемным вопросам оценки заявок на участие в открытом конкурсе; предложен метод оценки конкурсных заявок на основе оценки уровня качества товара.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Пружинина Ольга Павловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF APPLICATIONS FOR PARTICIPATION IN THE OPEN COMPETITION «FUNCTIONAL (CONSUMER PROPERTIES) OR QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF THE PRODUCT»

the article is devoted to the problematic issues of evaluation of applications for participation in the open competition. The author suggests a method of evaluation of competition applications based on the evaluation of the level of quality of the goods.

Текст научной работы на тему «К вопросу об оценке заявок на участие в открытом конкурсе по критерию «Функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара»»

УДК 339 ББК 65.41 П85

O.P. PRUZHININA*

EVALUATION OF APPLICATIONS FOR PARTICIPATION IN THE OPEN COMPETITION «FUNCTIONAL (CONSUMER PROPERTIES) OR QUALITATIVE CHARACTERISTICS OF THE PRODUCT»

Аннотация: статья посвящена проблемным вопросам оценки заявок на участие в открытом конкурсе; предложен метод оценки конкурсных заявок на основе оценки уровня качества товара.

Ключевые слова: государственныезакупки, заказчик, конкурс; показатель качества, уровень качества

ОЛЬГА ПАВЛОВНА ПРУЖИНИНА*

К ВОПРОСУ ОБ ОЦЕНКЕ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В ОТКРЫТОМ КОНКУРСЕ ПО КРИТЕРИЮ «ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ (ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЕ СВОЙСТВА) ИЛИ КАЧЕСТВЕННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТОВАРА»

Annotation: the article is devoted to the problematic issues of evaluation of applications for participation in the open competition. The author suggests a method of evaluation of competition applications based on the evaluation of the level of quality of the goods.

Key words: state procurements, customer, competition, quality coefficient, level of quality.

В соответствии с мировой практикой размещения заказов открытый конкурс является наиболее предпочтительной процедурой, позволяющей максимально учесть интересы заказчика и добиться оптимального соотношения параметров «цена - качество» при закупке необходимых ресурсов. Тем не менее российские заказчики практически лишены права выбора между аукционом и конкурсом ведь в соответствии с ч. 4 ст. 10 Федерального закона от 21 июля 2005 г. N° 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о размещении заказов) заказчик обязан проводить аукцион, если предмет закупки включен в перечни товаров, работ, услуг, размещение заказов соответственно на поставки, выполнение, оказание которых осуществляется путем проведения аукциона1. Российский заказчик, в том числе учреждения и органы уголовно-исполнительной системы, открытый конкурс «не любит», считает его громоздким, длительным и сложным. Особенно большие затруднения у заказчика вызывает процедура оценки и сопоставления конкурсных заявок.

В сентябре 2009 г. были приняты Правила оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетного учреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков2. Разработка Правил потребовала от законодателя немалых усилий и времени, ведь приведение совершенно различных критериев оценки к единому знаменателю - задача довольно непростая. В результате заказчики получили вполне четкую инструкцию по при-

* Преподаватель кафедры управления тыловым обеспечением УИС и коммерции (Академия ФСИН России) E-mail: for_me.85@mail.ru.

О

S ï

о §

с

s

менению тех или иных критериев и определению их значений. Рейтинги заявки по критери-3 ям определяются по приведенным в Правилах § формулам, и для того чтобы рассчитать рей-^ тинг, достаточно просто подставить в формулу О значение критерия, указанное в конкурсной за-^ явке. Наличие такого достаточно простого математического способа определения рейтинга заявки позволяет автоматизировать процесс оценки заявок с помощью применения программных средств, например Microsoft Excel. Кроме того, данный способ практически исключает коррупционные риски при оценке и сопоставлении конкурсных заявок, так как значения всех переменных известны как заказчику, так и участнику, и результат оценки можно легко проверить.

Исключение составляют два критерия оценки конкурсных заявок: « функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» и «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг». Рассмотрим подробнее первый из них.

Критерий «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» применяется в случае, если предметом конкурса является поставка товаров или выполнение работ, оказание услуг, в результате которых создается товар. При этом в конкурсной документации должно быть определено содержание данного критерия, включающее в себя перечень функциональных характеристик (потребительских свойств) или качественных характеристик товара либо одну функциональную характеристику (потребительское свойство) или качественную характеристику товара. Иными словами, в соответствии с Правилами заказчик определяет перечень характеристик, по которым будет производиться оценка, а также максимальное значение в баллах для каждой характеристики, при этом сумма максимальных значений всех установленных характеристик (потребительских свойств) должна составлять 100 баллов.

Для получения оценки по критерию (отдельной характеристике) для каждой заявки вычисляется среднее арифметическое оценок в баллах, присвоенных всеми членами конкурсной комиссии по критерию (отдельной характеристике).

В случае применения нескольких характеристик товара рейтинг, присуждаемый i-й заявке по критерию «качество», определяется по формуле:

ЯЬ1 = Б1! + В2 + ... + Бк , (1) где: ЯЬ1 - рейтинг, присуждаемый 1-й заявке по указанному критерию;

Б1к - значение в баллах (среднее арифметическое оценок в баллах всех членов конкурсной комиссии), присуждаемое комиссией 1-й заявке по к-й характеристике (потребительскому свойству), где к - количество установленных характеристик (потребительских свойств).

Номенклатура оцениваемых характеристик зависит от самого товара, его назначения и определяется заказчиком. Распределение максимальных значений в баллах по характеристикам зависит от значимости той или иной его характеристики для заказчика. Чем важнее характеристика для заказчика, тем больше ее доля (значение), которуюона составляет в общем рейтинге по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара».

Основная сложность заключается в том, чтобы определить, каким образом каждый член комиссии должен оценивать предложенные участником в заявке характеристики товара. В Правилах на этот счет не сказано ничего. Сам собой напрашивается метод экспертных оценок, который основан на использовании коллективного мнения экспертов - членов конкурсной комиссии. В связи с этим может возникать ряд рисков, из-за того что не все члены комиссии могут быть экспертами в данной области, способными объективно и квалифицированно оценить функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики того или иного товара, то есть заявка может быть оценена неверно на основании некомпетентного, ошибочного мнения членов комиссии. Прежде всего это касается учреждений уголовно-исполнительной системы, в которых нередко единственным экспертом является сам инициатор контракта. Возникает также коррупционный риск завышения рейтинга заявки определенного «нужного»» участника, тем более что результаты оценки конкурсных заявок по указанному критерию не подлежат проверке со стороны органов, уполномоченныхна осуществление контроля в сфере размещения заказов (ч. 1 ст. 17 Закона о размещении заказов). Это не означает, что нужно полностью отказаться от метода экспертных оценок, ибо иногда он может оказаться единственно возможным, например при оценке эргономических и эстетических показателей качества. Тем не менее для более точной оценки следует использовать математические методы, которые были бы дос-

тупны всем членам комиссии независимо от профессиональной специализации и исключали бы риск субъективной оценки.

Чтобы решить данную проблему, сначала определим, что именно члены комиссии должны оценивать при определении рейтинга заявки по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара».

Потребительское свойство товара - это свойство, проявляющееся при использовании его потребителем в процессе удовлетворенияпотреб-ностей3. Свойство продукции - объективная особенность продукции, которая может проявляться при ее создании, эксплуатации или потреблении4. То есть функциональные характеристики (потребительские свойства) товара представляют собой его объективные особенности, которые определяют его назначение и способность удовлетворить потребности заказчика.

Качество товара (продукции) - совокупность свойств продукции, обусловливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением5.

Для определения качества продукции используются показатели качества, которые представляют собой количественные характеристики одного или нескольких свойств продукции, входящих в ее качество, рассматриваемые применительно к определенным условиям ее создания и эксплуатации или потребления6.

Показатель качества продукции может выражаться в различных единицах, а также быть безразмерным.

Таким образом, для более точной оценки конкурсных заявок по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» следует использовать показатели качества товара, выраженные через количественные характеристики, перечень и значение которых должны быть определены в конкурсной документации. Для определения рейтинга заявки по данному критерию члены конкурсной комиссии должны оценивать уровень качества предлагаемого к поставке товара как относительную характеристику качества продукции, основанную на сравнении значений показателей качества оцениваемой продукции с базовыми значениями соответствующих показателей7. Полученное значение уровня качества по каждому показателю умножается на максимальное значение в баллах для соответствующей характеристики:

ЯЬ1 = В х р + В х р + ... + В х Р , (2)

где ЯЬ1 - рейтинг, присуждаемый 1-й заявке по указанному критерию; Вк - максимальное значение в баллах к-й характеристики (потребительского свойства), установленное в конкурсной документации, где к - количество установленных характеристик (потребительских свойств); Р1к - значение 1-го показателя к-й характеристики (потребительского свойства), указанного в 1-й заявке; Р0к - базовое значение показателя к-й характеристики (потребительского свойства), установленной в конкурсной документации.

Формула (2) используется тогда, когда увеличению значения показателя качества соответствует улучшение качества товара. В иных случаях, когда увеличение значения показателя качества характеризует ухудшение качества товара, например содержание вредных веществ, расход энергоресурсов и рейтинг будет определяться по следующей формуле:

Р° Р3

Rbi =В1 + + " +В1

PL

К

о §

о §

с 2

При этом в документации рекомендуетсяза-давать базовые предельные значения показателей, как минимальное, так и максимальное. Минимальное предельное значение показателя будет отражать минимально достаточное значение параметра товара, которое обусловливает удовлетворение потребности заказчика при его использовании. С целью избежать демпинга со стороны участников конкурса, которые могут намеренно завышать показатели качества предлагаемого к поставке товара в своих заявках, не повышая при этом его цену, заказчику следует установить максимальные предельные значения показателей качества товара. В этом случае формула (2) преобразуется к виду:

(4)

где ЯЬ1 - рейтинг, присуждаемый 1-й заявке по указанному критерию;

В - максимальное значение в баллах к-й характеристики (потребительского свойства), установленное в конкурсной документации, к -количество установленных характеристик (потребительских свойств);

Р1к - значение 1-го показателя к-й характеристики (потребительского свойства), указанного в 1-й заявке;

Рт1Пк - минимальное предельное значение показателя к-й характеристики (потребительского свойства), установленной в конкурсной документации;

ртах к - максимальное предельное значение показателя к-й характеристики (потребительского свойства), установленной в конкурсной документации.

Для показателей качества, с увеличением значения которых качество снижается, наибольшее значение данного показателя будет максимально допустимым, а наименьшее - минимальным предельным. В этом случае формула (3) преобразуется к виду:

в части составления конкурсной документации. От него потребуется не только описание предмета закупки, но и определение диапазона значений показателей качества товара, которые полностью удовлетворяли бы его потребности, а также их значимость в общем рейтинге.

Кроме того, использование предлагаемого метода позволит автоматизировать процесс оценки заявок, что снизит его трудоемкость и

Такой метод по аналогии может быть применим и для оценки конкурсных заявок по критерию «качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг».

Таким образом, применение метода, основанного на оценке уровня качества товара, при определении рейтинга конкурсных заявок по критерию «функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара» позволит не только повысить точность оценки и снизить коррупционные риски, но и сделать сам процесс более прозрачным и легко проверяемым. При этом необходимость определения номенклатуры оцениваемых показателей и их значений будет дисциплинировать заказчика - инициатора заключения контракта

продолжительность. Последнее становится особенно актуальным в условиях оптимизации численности сотрудниковуголовно-исполнительной системы. Как правило, работа в составе комиссии по размещению заказов является дополнительной обязанностью сотрудниковучреждений и органов УИС, и сокращение сроков проведения процедуры оценки и сопоставления заявок не допустит того, чтобы дополнительная нагрузка мешала основной работе.

В заключение следует отметить, что данный метод в итоге сделает конкурс более понятной, менее трудоемкой, а следовательно, более привлекательной для заказчика процедурой, что, безусловно, благоприятно отразится на эффективности размещения заказов, в том числе для нужд уголовно-исполнительной системы.

1 См.: О перечне товаров (работ, услуг), размещение заказов на поставки (выполнение, оказание) которых осуществляется путем проведения аукциона: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 27 февраля 2008 г. №> 236-р.

2 См.: Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт (гражданско-правовой договор бюджетногоучреждения) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков: Постановление Правительства Рос. Федерации от 10 сентября2009 г. №> 722.

3 См.: ГОСТ Р 51303-99 «Торговля Термины и определения».

4 См.: ГОСТ 15467-79 «Управлениекачеством продукции Основные понятия. Термины и определения».

5 См.: Там же.

6 См.: Там же.

7 См.: Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.