ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
КОММЕНТАРИИ К ПОСТАНОВЛЕНИЮ ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ ОТ 10.09.2009 № 722 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ОЦЕНКИ ЗАЯВОК НА УЧАСТИЕ В КОНКУРСЕ НА ПРАВО ЗАКЛЮЧИТЬ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ КОНТРАКТ НА ПОСТАВКИ ПРОДУКЦИИ, ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ, ОКАЗАНИЕ УСЛУГ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ИЛИ МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД»
ЛЕРМОНТОВ Ю. М.,
консультант Минфина России
Согласно п. 1ч. 1ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее — Закон № 94-ФЗ) размещение заказа может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме.
Исходя из ч. 1 ст. 20 Закона № 94-ФЗ под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного или муниципального контракта и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.
В соответствии с п. 14 ч. 4 ст. 22 Закона № 94-ФЗ конкурсная документация должна содержать критерии оценки заявок на участие в конкурсе, устанавливаемые в соответствии с ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ.
На основании ч. 1 ст. 28 Закона № 94-ФЗ конкурсная комиссия осуществляет оценку и сопоставление заявок на участие в конкурсе, поданных участниками размещения заказа, признанными участниками конкурса. Оценка и сопоставление заявок на участие в конкурсе осуществляются конкурсной комиссией в целях выявления лучших условий исполнения государственного или муни-
ципального контракта в соответствии с критериями и в порядке, которые установлены конкурсной документацией. Совокупная значимость таких критериев должна составлять 100% (ч. 2 ст. 28 Закона № 94-ФЗ).
В ч. 4ст. 28 Закона № 94-ФЗ указано, что для определения лучших условий исполнения контракта, предложенных в заявках на участие в конкурсе, конкурсная комиссия должна оценивать и сопоставлять такие заявки по цене контракта (цене единицы товара, услуги в случае размещения заказа на поставку технических средств реабилитации инвалидов, оказание услуг в сфере образования, услуг по санаторно-курортному лечению и оздоровлению для государственных или муниципальных нужд, если конкурсной документацией предусмотрено право заказчика заключить контракт с несколькими участниками размещения заказа; цене запасных частей к технике, к оборудованию и цене единицы работы, услуги, в случае если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на выполнение технического обслуживания и (или) на ремонт техники, оборудования конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена запасных частей к технике, к оборудованию; цене единицы услуги, в случае
если при проведении конкурса на право заключить государственный или муниципальный контракт на оказание услуг связи, юридических услуг конкурсной документацией предусмотрена начальная (максимальная) цена единицы услуги) и иным критериям, указанным в конкурсной документации. При этом критериями оценки заявок на участие в конкурсе помимо цены контракта могут быть:
1) функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара;
1.1) качество работ, услуг и (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг;
2) расходы на эксплуатацию товара;
3) расходы на техническое обслуживание товара;
4) сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;
5) срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;
6) объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг.
Конкурсная комиссия при оценке и сопоставлении заявок на участие в конкурсе в соответствии с критерием, предусмотренным п. 1.1 ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ, вправе оценивать деловую репутацию участника конкурса, наличие у участника конкурса опыта выполнения работ, оказания услуг, наличие у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иные показатели, необходимые для выполнения работ, оказания услуг, являющихся предметом контракта, в том числе квалификацию работников участника конкурса, в случае если это установлено содержащимся в конкурсной документации порядком оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе (ч. 4.1 ст. 28 Закона № 94-ФЗ).
В ч. 7 ст. 28 Закона № 94-ФЗ установлено, что порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается Правительством РФ. При установлении порядка оценки заявок на участие в конкурсе Правительством РФ предусматриваются виды критериев из указанных в ч. 4 данной статьи, их содержание и значимость таких критериев в зависимости от видов товаров, работ, услуг.
В силу ч. 7 ст. 65 Закона № 94-ФЗ до установления Правительством РФ порядка оценки заявок на участие в конкурсе при размещении заказа на поставку определенных видов товаров, выполнение определенных видов работ, оказание определенных видов услуг для государственных или муниципальных нужд порядок оценки заявок на участие в конкурсе устанавливается заказчиком в
соответствии с Законом № 94-ФЗ, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в части, не противоречащей Закону № 94-ФЗ, а при отсутствии таких нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления — самостоятельно в соответствии с Законом № 94-ФЗ. При этом заказчиком в конкурсной документации должны устанавливаться критерии, предусмотренные Законом № 94-ФЗ, их содержание и значимость.
Следовательно, до вступления в силу постановления Правительства РФ от 10.09.2009 № 722 «Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд» (далее — Постановление № 722), порядок оценки заявок на участие в конкурсе как для муниципальных, так и для государственных нужд устанавливался заказчиком в конкурсной документации по его усмотрению. Единственное условие при этом было сформулировано весьма обще: он не должен был противоречить Закону № 94-ФЗ и нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
На практике это зачастую приводило к злоупотреблениям со стороны заказчиков всех уровней: порядок оценки устанавливался «под конкретного исполнителя», так чтобы места по результатам конкурса распределялись именно таким образом, как это нужно было заказчику и заранее определенному «победителю».
Пример
В конкурсной документации установлен следующий критерий оценки срока выполнения контракта: участнику, предложившему наименьший срок исполнения контракта, присваивается 100 баллов, наибольший — 0 баллов.
Указанный порядок оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе не позволяет оценить предложения участников размещения заказов пропорционально и предусматривает возможность присуждения одинакового количества баллов при разных предложениях участников размещения заказа, что является нарушением ч. 2, 8 ст. 28 Закона № 94-ФЗ.
Утвержденными Постановлением № 722 Правилами оценки заявок на участие в конкурсе определен порядок оценки заявок по ряду критериев (далее — Правила), в частности цена контракта, функциональные или качественные характеристики товара, квалификация участника конкурса. В Правилах закреплено, что оценка заявок производится с использованием не менее двух критериев
оценки заявок, одним из которых является критерий «цена контракта» («цена контракта за единицу товара, работы, услуги»), значимость которого не может быть менее 35 % суммы значимостей всех критериев (п. 6 Правил).
Пункт 2 Правил определяет критерии оценки заявок. Данный пункт повторяет положения ч. 4 ст. 28 Закона № 94-ФЗ.
Следует отметить, что максимальная прозрачность оценки достигается в случае применения двух базовых критериев: «цена контракта» и «качество и/или квалификация». Если у заказчика возникает при этом потребность поставки товаров, работ или услуг к определенному сроку, лучше в таком случае в конкурсной документации установить конкретный срок исполнения контракта, например два месяца, и не оценивать заявки по критерию «срок».
Для оценки заявки осуществляется расчет итогового рейтинга по каждой заявке, который рассчитывается путем сложения рейтингов по каждому критерию оценки заявки, установленному в конкурсной документации, умноженных на ихзначимость (п. 11 Правил). Заявке, набравшей наибольший итоговый рейтинг, присваивается первый номер (п. 12 Правил).
В п. 4 Правил закреплено, что рейтинг представляет собой оценку в баллах, получаемую по результатам оценки по критериям. Дробное значение рейтинга округляется до двух десятичных знаков после запятой по математическим правилам округления.
Значимость критериев определяется в процентах. При этом для расчетов рейтингов применяется коэффициент значимости, равный значению соответствующего критерия в процентах, деленному на 100.
В соответствии с п. 13 Правил для определения рейтинга заявки в случае применения критериев оценки заявок «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» или «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг» в конкурсной документации может быть установлено, что если заявка не содержит предложения об обеспечении исполнения условий контракта по указанным критериям, рейтинг заявки по соответствующему критерию равен 0. В случае если заявка содержит предложение об обеспечении исполнения части условий контракта по указанным критериям (обеспечена часть объема гарантии или обеспечена часть срока гарантии), рейтинг заявки по соответствующему критерию рассчитывается только исходя из обеспеченной части предложения участника конкурса.
Предложение участника конкурса в отношении условий исполнения контракта в соответствии
с критерием подлежит оценке только в той части, которая обеспечена в соответствии с требованиями конкурсной документации.
В случае если участником конкурса является бюджетное учреждение, рейтинг по соответствующему критерию присваивается заявке такого участника конкурса независимо от наличия обеспечения исполнения условий контракта по данному критерию. Данное положение обращает на себя внимание, поскольку явно выделяет бюджетные учреждения среди остальных участников размещения заказа.
В отношении обеспечения критерия следует отметить, что заказчик имеет право «добавить уверенности» в исполнении заявленных на конкурсе условий по критериям «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» или «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг».
Если организация — участник размещения предлагает пять лет гарантии, согласно Правилам она должна подтвердить указанный срок (приложить банковскую гарантию). Фактически Правилами заказчику предоставлено право требовать действительно, а не декларативно гарантируемых обязательств.
В Правилах закреплено, что в случае, когда для оценки заявок установлено два критерия («срок предоставления гарантий» и «объем предоставления гарантий»), то оценка заявок по таким критериям не производится, их значимость суммируется со значимостью критерия «цена контракта».
В случае применения для оценки заявок критерия «объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг» критерий «срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг» не применяется (пп. 71—80 Правил). Данные положения сформулированы таким образом по той причине, что невозможно проводить оценку с двумя неизвестными.
Таким образом, в конкурсной документации изначально должен быть установлен либо срок предоставления гарантий, либо объем предоставления гарантий.
Пунктом 16 Правил предусмотрено, что рейтинг, присуждаемый заявке по критерию «цена контракта» («цена контракта за единицу товара, работы, услуги»), определяется по формуле:
Яа = Атах ~ А 100, А
тах
где Яа — рейтинг, присуждаемый /-Й заявке по
указанному критерию;
А — начальная (максимальная) цена кон-
тах 4 /
тракта, установленная в конкурсной доку-
ментации (сумма начальных (максимальных) цен за единицу товара, работы, услуги, установленных в конкурсной документации) в соответствии сп.15 настоящих Правил; А. — предложение 1-го участника конкурса по цене контракта (по сумме цен за единицу товара, работы, услуги). Следует отметить, что данная формула отражает следующий принцип: победителем признается тот, кто предложил лучшие условия исполнения контракта. Формула задана таким образом, чтобы обеспечить оценку наилучшего предложения.
В случае если в конкурсной документации предусмотрены такие критерии, как «функциональные характеристики или качественные характеристики товара», «качестворабот, услуги (или) квалификация участника конкурса при размещении заказа на выполнение работ, оказание услуг», в отношении таких критериев должен быть установлен предмет оценки (например, сколько государственных или муниципальных контрактов исполнил участник размещения заказа, какой персонал у участника размещения заказа, сколько привлекаемых работников имеют высшее образование, научную степень и т.д.).
Правилами предусмотрен такой критерий, как «сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг».
Существенным здесь является то, что для оценки заявок по указанному критерию срок (период) поставки не устанавливается в календарных датах (например до 1 марта 2010г.). В случае если срок (период) поставки либо один из сроков (периодов) поставки устанавливаются в календарной дате, такой срок (период) поставки не может применяться в целях оценки по указанному критерию (п. 54 Правил).
Следовательно, отсчет всех сроков, которые участвуют в оценке заявок, начинается (это устанавливается непосредственно в документации) не с конкретной даты, например с 01.05.2010, а в месяцах, днях и т. д.
Список литературы
1. О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд: Федеральный закон от21.07.2005 № 94-ФЗ.
2. Об утверждении Правил оценки заявок на участие в конкурсе на право заключить государственный или муниципальный контракт на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд: постановление Правительства РФ от 10.09.2009 № 722.