Научная статья на тему 'К вопросу об «Отдельных» и «Пришлых» тайпах в социальной структуре традиционного общества Чечни'

К вопросу об «Отдельных» и «Пришлых» тайпах в социальной структуре традиционного общества Чечни Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
3279
277
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙП / ТУКХУМ / «ПРИШЛЫЕ» И «ОТДЕЛЬНЫЕ» ТАЙПЫ / ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ / ГОРНЫЕ И ПЛОСКОСТНЫЕ ТАЙПЫ / “ALIEN” AND “INDEPENDENT” TAIPA / TAIPA / TUKKHUM / ETHNO-TERRITORIAL COMMUNITIES / HIGHLAND AND FLATLAND TAIPA

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Натаев Сайпуди Альвиевич

В статье рассмотрены и конкретизированы точки зрения по вопросу «отдельных» и «пришлых» тай-пов в этносоциальной структуре традиционного общества Чечни и определены причины существования отдельно локализованных тайпов вне конкретных этнотерриториальных объединений Чечни (тукхумов). Автор приходит к выводу о том, что этнотерриториальные объединения Чечни не были постоянными величинами по своему количественному и качественному составу и изменялись за счет миграции некоторых тайпов из своих обществ в другие районы Чечни и интегрирования этнических групп нечеченского происхождения в чеченские общества. К отдельным чеченским тай-пам автор относит и тайпы, образовавшиеся по сословно-профессиональному признаку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF “INDEPENDENT” AND “ALIEN” TAIPAS IN THE SOCIAL STRUCTURE OF THE TRADITIONAL SOCIETY OF CHECHNYA

The article discusses the problem of “independent” and “alien” taipas in the ethno-social structure of traditional society of Chechnya. The author considers and specifies various perspectives on the issue, and identifies the reasons for existence of separately localized taipa, out of the concrete (“tukkhum”) ethno-territorial communities of Chechnya. It is concluded that the ethno-territorial communities of Chechnya were not constant in their quantitative and qualitative composition and changed by virtue of the migration of some taipas from their communities to other regions of Chechnya and integration of ethnic groups of non-Chechen origin into the Chechen society. The author attributes the taipas formed on a class-professional basis to the independent Chechen taipas.

Текст научной работы на тему «К вопросу об «Отдельных» и «Пришлых» тайпах в социальной структуре традиционного общества Чечни»

УДК 39(4/9) Натаев Сайпуди Альвиевич

кандидат исторических наук,

доцент кафедры истории народов Чечни

Чеченского государственного университета

К ВОПРОСУ ОБ «ОТДЕЛЬНЫХ» И «ПРИШЛЫХ» ТАЙПАХ В СОЦИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЕ ТРАДИЦИОННОГО ОБЩЕСТВА ЧЕЧНИ

Nataev Saipudi Alvievich

PhD in History, Assistant Professor, Department for History of Chechnya Peoples, Chechen State University

ON THE QUESTION OF "INDEPENDENT" AND "ALIEN" TAIPAS IN THE SOCIAL STRUCTURE OF THE TRADITIONAL SOCIETY OF CHECHNYA

Аннотация:

В статье рассмотрены и конкретизированы точки зрения по вопросу «отдельных» и «пришлых» тай-пов в этносоциальной структуре традиционного общества Чечни и определены причины существования отдельно локализованных тайпов вне конкретных этнотерриториальных объединений Чечни (тукхумов). Автор приходит к выводу о том, что этнотерриториальные объединения Чечни не были постоянными величинами по своему количественному и качественному составу и изменялись за счет миграции некоторых тайпов из своих обществ в другие районы Чечни и интегрирования этнических групп нечеченского происхождения в чеченские общества. К отдельным чеченским тай-пам автор относит и тайпы, образовавшиеся по сословно-профессиональному признаку.

Ключевые слова:

тайп, тукхум, «пришлые» и «отдельные» тайпы, этнотерриториальные объединения, горные и плоскостные тайпы.

Summary:

The article discusses the problem of "independent" and "alien" taipas in the ethno-social structure of traditional society of Chechnya. The author considers and specifies various perspectives on the issue, and identifies the reasons for existence of separately localized taipa, out of the concrete ("tukkhum") ethno-territorial communities of Chechnya. It is concluded that the ethno-territorial communities of Chechnya were not constant in their quantitative and qualitative composition and changed by virtue of the migration of some tai-pas from their communities to other regions of Chechnya and integration of ethnic groups of non-Chechen origin into the Chechen society. The author attributes the taipas formed on a class-professional basis to the independent Chechen taipas.

Keywords:

taipa, tukkhum, "alien" and "independent" taipa, ethno-territorial communities, highland and flatland taipa.

В научной литературе по чеченоведению широко обсуждается проблема «коренных», «некоренных» и «пришлых» тайпов. Распространена точка зрения, согласно которой наличествовали чеченские тайпы, не входившие ни в какие этнотерриториальные объединения Чечни (тук-хумы). В связи с этим представляется, что означенная проблема требует дальнейшего рассмотрения и конкретизации тех или иных положений, определения причин существования отдельно локализованных тайпов вне конкретных этнотерриториальных объединений Чечни. В научной литературе принято считать, что тукхум - это племя (союз тайпов).

По мнению М.А. Мамакаева, в Чечне было 9 тукхумов: Нохчмахкхой, Аьккхий, Т1ерлой, Ч1ебарлой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч1антий и Эрштхой, в состав которых входили все «коренные» чеченские тайпы.

М.А. Мамакаев пишет: «Были в Чечне и такие тайпы, которые не входили в тукхумы и жили самостоятельно. Такие, например, как Зурзакьхой, М1айстой, Пешхой, Садой и т. д.» [1, с. 1].

На наш взгляд, М.А. Мамакаев не учитывал, что М1айстой, Пешхой были отдельными этно-территориальными объединениями в пределах определенных естественно-географических границ, а не тайпами, как он их определял. Общество М1айста до утверждения ислама в Чечне выступало в качестве духовного центра Чечни, да и в последующие времена авторитет майстинцев как знатоков адата и народных лекарей был в Чечне очень высок. Ослабление политического значения и уменьшение численности майстинцев можно объяснить тем, что в силу разных исторических причин часть из них мигрировала в соседнюю Грузию, ассимилировалась среди нахов-бацбийцев, другая часть ушла в Панкисское ущелье Грузии в конце XVIII - начале XIX вв.

Тайп Садой большинство исследователей относят к обществу Чебарлой. Согласно преданиям, садойцы - пришельцы в горы с равнины - вместе с близким им тайпом Орсой не идентифицируют себя с чебарлоевцами, хотя территориально относятся к этому обществу. Этот факт еще раз подтверждает наш тезис о том, что этнотерриториальные объединения Чечни не были постоянными величинами по своему количественному и качественному составу и изменялись за счет миграции некоторых тайпов из своих обществ в другие районы Чечни и интегрирования этнических групп нечеченского происхождения в чеченские общества.

Тайп Зурзакьхой мы относим к военному сословию Орстхой. Территориально этот тайп близок к Шатойскому союзу, и можно привязать его к топониму Зурзакъа в предгорьях Черных гор, в районе с. Улус-Керт.

Кавказовед Н.Г Волкова считала, что чеченские тайпы подразделяются на горные и плоскостные тайпы, и при этом подчеркивала, что существуют отдельные тайпы. К их числу она относила Нохчмохк (Ичкерия), Чеберлой (Чебарлой), Шатой, Шарой, Малхиста и Майсты [2, с. 165].

Здесь надо отметить, что в Чечне в реальности не было деления тайпов на горные и плоскостные. Плоскость Чечни была населена представителями почти всех чеченских тайпов. К концу XVIII в. плоскостной аул Алды был заселен представителями 41 тайпа - выходцами из разных горных обществ Чечни. У чеченцев, как и у других народов Кавказа, существовало разделение на горцев (ламарой) и равнинных жителей (охьаранах), как подчеркивала Н.Г. Волкова [3, с. 165], но не было разделения тайпов по ландшафтно-географическому признаку, то есть на горные или равнинные. Не соответствует истине определение этнотерриториальных объединений Нохчмохк, Чебарлой, Шатой, Шарой, Малхиста и Майсты как отдельных тайпов.

Н.Г. Волкова отмечала, что кроме Нохчмохка, Чебарлоя и Шароя в состав Ламмохка (горной Чечни) входят тайпы, населяющие ущелье Чанты-Аргуна, названия которых прослеживаются по письменным источникам. Тайп Шатой занимает небольшую часть ущелья, несколько выше слияния рек Чанты и Шаро-Аргуна. Между селениями Шатой и Ушкалой находится ряд тайпов, объединяемых по названию местности Ч1иннахой. Здесь же в горах располагается тайп Дзумсой. Выше по Чанты-Аргуну расселен тайп Ч1анти, занимающий территорию от Ушкалоя до Хильдыхароя [4, с. 166].

В работе Н.Г. Волковой высказаны положения, которые требуют корректировки и разъяснения. Кроме вышеуказанных этнолокальных объединений ученый также классифицирует общества Шатой, Ч1иннахой, Дзумсой, Ч1аьнти как тайпы, когда на самом деле они являлись этнотер-риториальными объединениями, включавшими в себя до 10-12 тайпов и имевшими четко очерченные естественно-географические границы.

По мнению К.З. Чокаева, ни в какие тукхумы не входят тайпы Гухой, Кей, Мозг1арой, Мулкъой, Нитхуой, Пешхой, Хильдехьарой, Хьачарой, Чартой, Чунгарой и Шарой [5, с. 77-80].

Как было отмечено выше, общества Кей, Хильдехьарой, Хьачарой, Шарой, Мулкъой, Пешхой мы определяем как этнолокальные группы, в свою очередь делящиеся на отдельные тайпы. Каждое из этих обществ имело территорию, сложившуюся в естественно-географических границах. А тайп Мозг1арой территориально можно относить к обществам Аьккха и Нашаха, так как аул Мозг1ара был пограничным аулом между этими обществами. Тайп Нитхуой - жители прибережья р. Нитхи - исчез с этнической карты Чечни в результате миграции представителей этого тайпа в Турцию. Тайп Гухой мы относим к обществу Ч1уо. Тайпы Чунгарой, Чартой, вероятно, можно отнести к тайпам, образовавшимся по сословно-профессиональным признакам.

Исследователь И.М. Сигаури также считает, что в Чечне были тайпы, которые не входили ни в один из известных союзов обществ. Это тайпы Зурзакъой, М1айстой, Пешхой, Кей, Маскар-хой, Ч1инхой, Нихалой, Гучингхой, Бачингхой, Мулкъой, Дишний, Хуландой, Гухой и т. д. Некоторые авторы считают, что к числу таких тайпов относится и Садой, которого другие причисляют к тукхуму Ч1ебарлой [6, с. 312].

На наш взгляд, Ч1иннаха - отдельное общество, к которому тяготеют Бачингхой, Гучингхой, Нихалой. Относительно тайпа Маскархой можно предположить, что это тайп ремесленников: маска - это название железного дерева и деревянной дощечки (инструмента) для обработки кожи у чеченцев, этот тайп можно отнести не к территориальным, а к профессиональным объединениям. Тайп Хуландой имел ареал расселения на горе Хула (от чечен. хула, хуола -«копна») и территориально был привязан к конкретному обществу Шарой.

По мнению И.М. Сигаури, точка зрения К.З. Чокаева о составе чеченских тукхумов не совпадает с мнением большинства авторов. Например, Шарой общепринято считать отдельным тук-хумом, а К.З. Чокаев рассматривает его как отдельный тайп. Хьачарой и Хильдехарой считаются тайпами, входящими в состав тукхума Ч1аьнтий. А к самостоятельным тайпам можно отнести еще М1айстой, Маскархой, Дишний и т. д.

Интересно, что в качестве отдельного тукхума не рассматривается тайп Ч1инхой, хотя принято считать, что помимо самих ч1инхоевцев существуют еще три тайпа, родственных им. Это тайпы Нихалой, Гучингхой и Бачингхой.

Некоторые сильно разросшиеся тайпы, не входящие ни в один из «классических» тукхумов, в настоящее время претендуют на то, чтобы их также рассматривали в качестве тукхумов. Так, считается, что тайп Мулкъой состоит из восьми гаров, однако сами мулкъой претендуют на то, что эти гары следует рассматривать как самостоятельные тайпы. В этом случае к списку чеченских тайпов добавляются следующие: Басхой, Баархой, Г1езаркхаллой, Медархой, Кайштархой,

Коттой, Джейнхой, Х1орсанхой. Интересно, что у каждого мулкъоевского гара, или тайпа, имелось собственное селение, входящее в Итум-Калинский район [7, с. 312].

Мы согласны с выводом И.М. Сигаури о том, что Шарой - это отдельное общество, а не тайп, однако сомневаемся в правдивости положений о том, что Хьачарой и Хильдехарой считаются тай-пами, входящими в состав тукхума Ч1аьнтий, и что к самостоятельным тайпам можно отнести еще М1айстой и Дишний. По мнению А. Сулейманова, Хьачара и Хильдехьара - отдельные территориальные объединения, не входящие территориально в общество Ч1аьнтий, а М1айста был союзом четырех аулов и выступал в качестве духовного центра Чечни до утверждения ислама в Чечне.

И.М. Сигаури отмечает, что на то, чтобы называться тукхумом, претендует и тайп Дишний, в который входят следующие гары, претендующие на звание тайпа: Тусхарой, Эзхой, Пеждорхой, Ам-кхаллой, Цацхой, Ботарчхой, Басхой. Перечисленные гары также имели собственные гары [8, с. 313].

Нам также представляется, что Дишний был не отдельным тайпом, а локальным этнотер-риториальным объединением, доминировавшим в Чанти-Аргунском регионе на каком-то этапе истории, но впоследствии влияние дишнийского тайпового союза ослабевает. Вероятно, это было связано с изгнанием правителя Уссура и переселением части дишнийцев в Нохчмохк и Джейрах и с позицией дишнийцев, направленной против имама Шамиля. На наш взгляд, Тусхарой, Эзхой, Пеждорхой, Ам-кхаллой, Цацхой, Ботарчхой, Басхой - это не гары тайпа Дишний, а отдельные тайпы, входившие в этнотерриториальное объединение Дишний. Также надо отметить, что общество Дишний состояло из семи тайпов, каждый из которых имел свою гору. Административным центром общества был аул Тусхара, а духовным центром - аул Эзи.

По мнению М. Вачагаева, тайпы, не входящие в тукхумы, это: 1) Гухой, 2) Гучингхой (некоторые относят данный тайп вместе с Чинхой к тукхуму Терлой, другие без Чинхой относят к тук-хуму Шатой), 3) Дзумсой (Буг1арой), 4) Майсты (некоторые ученые выдвигают как тукхум), 5) Мулкъой (Коттой, Жайнхой, Медархой, Бавархой, Басхой, Бенгархой, Кейштрой, Пезир-кхьаллой, Хьуркой), 6) Кей, 7) Нашхой, 8) Пешхой, 9) Хукой, 10) Чинхой.

М. Вачагаев выделяет тайпы, которые он затрудняется отнести к определенному тукхуму: 1амахой, Белхой, Бецахой, Бигахой, Г1арчой, Г1ой, Галой, Гилой, Зурзакъой, К1еганхой, Кхартой, Маршлой, Мерлой, Сахьандой, Сярбалой, Т1улкхой, Хурхой, Цацанхой, Ч1архой [9].

Нам представляется, что М. Вачагаев повторяет ошибку некоторых исследователей, полагавших, что Галай, Дзумсой, Майстой, Мулкъой, Кей, Нашхой, Пешхой, Чинхой были отдельными тайпами, когда на самом деле они являлись этнолокальными группами, в свою очередь делившимися на отдельные тайпы. Что касается тайпов Г1ой, Гилой, Зурзакъой, Сярбалой, Цацанхой, эти тайпы мы относим к военной касте чеченцев Орстхой, и поэтому у исследователей возникают проблемы их территориальной привязки к конкретным чеченским обществам.

Тайп 1амахой имеет семантику «жители приозерья». Подобные привязки имеют и другие тайпы: Бецахой - травники, Г1арчой - металлурги, доменщики, К1еганхой - угольщики, Х1урхой -животноводы-производители семени («х1у»), разводившие племенных быков, баранов и коз. Мы относим эти тайпы к образовавшимся по сословно-профессиональному признаку. Первоначально эти тайпы образовались как профессиональные союзы ремесленников по хозяйственной деятельности, но затем обрели статус поселений ремесленников. Например, аул Ригахой имеет и второе название - Пхьарой-эвла (букв. «мастеров аула»); название тайпа Калхьадой имеет семантику «поселение мастеров». При этом надо отметить, что вышеуказанные тайпы входили в определенные этнотерриториальные объединения: Бецахой - аккинцы (Горная Аьккха), Г1арчой - Орстхой, К1еган-хой - Маьлхий, Х1урхой / Хьурикахой - Мулкъой, Чхьарахой - Мяьлхий. Тайп Гухой мы относим к обществу Ч1ухой, Гучункхьаьллой тяготеет к Чинхоевскому обществу. Как мы выше отмечали, в названиях чеченских тайпов отражены географические и сословно-профессиональные признаки, и все они были привязаны к конкретным этнотерриториальным объединениям.

Это положение не в полной мере относится к тайпам «некоренного» происхождения, то есть к чеченским тайпам, образовавшимся по национальному признаку, но интегрировавшихся в чеченский этносоциум. Часть этих тайпов существовала дисперсно почти во всех чеченских обществах, особенно это касается тайпов дагестанского происхождения: Суьйли - аварцы, 1аьндий - андийцы, Таркхой - кумыки. Также среди крупных чеченских тайпов существуют маргинальные этнические группы инонационального происхождения, которые растворились в местной этнической среде, но не забыли свои этнические корни - это преимущественно аварцы, грузины, евреи, черкесы.

Исследователь М. Вачагаев также определяет тайпы нечеченского происхождения, не входящие ни в какие тукхумы, - 6 тайпов грузинского происхождения, 30 тайпов с дагестанскими корнями и 9 тайпов, происходящих от иных народов.

На основании вышесказанного, мы можем сделать вывод: чеченское общество по своему национальному составу было полиэтничным и не было «закрытым», как это пытаются представить некоторые обществоведы.

В Чечне существовали обычаи, согласно которым, если четыре поколения представителей другой национальности прожили среди чеченцев, то они считались чеченцами. Если представители этномаргинальной группы чеченцев имели родословную восемь поколений, проживших в Чечне, то они обретали статус «оьзда нохчий» - благородные люди.

Таким образом, мы видим, что одни и те же тайпы у различных авторов зачастую оказываются в составе разных этнотерриториальных обществ. Связано это с тем, что в последние двести-триста лет тайпы, принадлежащие к какому-либо из обществ, очень часто оказывались в составе общества, большинство в котором составляли тайпы другого тукхума. Таким образом, «немало тайпов оказалось как бы в двойственном положении: идеологически они оставались связанными со своим тукхумом, в то время как хозяйственные и политические интересы привязывали их к обществу, в котором доминировали тайпы соседнего тукхума», - отмечал И.М. Си-гаури [10, с. 312].

Ссылки:

1. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973.

2. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973. 208 с.

3. Там же.

4. Там же.

5. Чокаев К.З. Вайн мотт - вайн истории. Грозный, 1991. 192 с.

6. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. Т. 5. М., 2005. С. 532.

7. Там же.

8. Там же.

9. Вачагаев М. Чеченский тайп: вчера и сегодня [Электронный ресурс]. URL: http://chechen.org/archives/387 (дата обращения: 06.02.2015).

10. Сигаури И.М. Указ. соч.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.