Научная статья на тему 'К вопросу об этническом аспекте института чеченского тайпа'

К вопросу об этническом аспекте института чеченского тайпа Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2673
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЙП / "КОРЕННЫЕ" И "НЕКОРЕННЫЕ" / АССИМИЛЯЦИЯ / ИНТЕГРАЦИЯ" / ЗАКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО"

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Натаев Сайпуди Альвиевич

В исторической литературе по Чечне существует проблема «коренных» и «некоренных» чеченских тайпов, которая не изучена в полной мере. В статье делается попытка анализа этногенетическихпроцессов в период традиционного общества Чечни.С авторской точки зрения,рассматривается процесс формированияэтнического компонента тайповой системы Чечни. В статье прослежен процессформирования и интегрирования тайпов «нечеченского» происхождения в этносоциальную структуру чеченского общества. Сделан вывод о том, что чеченское общество не являлось по своему социальному характеру «закрытым обществом».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об этническом аспекте института чеченского тайпа»

УДК 39(4/9)

Натаев Сайпуди Альвиевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры Истории народов [email protected]

К ВОПРОСУ

ОБ ЭТНИЧЕСКОМ АСПЕКТЕ ИНСТИТУТА ЧЕЧЕНСКОГО ТАЙПА

Saipudi A. Nataev

candidate of historical Sciences, associate professor at the Department of history of the peoples [email protected]

To THE QUESTION ABOUT THE ETHNIC ASPECT OF THE CHECHEN TYPE INSTITUTION

Аннотация. В исторической литературе по Чечне существует проблема «коренных» и «некоренных» чеченских тайпов, которая не изучена в полной мере. В статье делается попытка анализа этногенетическихпроцессов в период традиционного общества Чечни.С авторской точки зрения,рассматривается процесс формированияэтнического компонента тайповой системы Чечни. В статье прослежен процессформирования и интегрирования тайпов «нечеченского» происхождения в этносоциальную структуру чеченского общества. Сделан вывод о том, что чеченское общество не являлось по своему социальному характеру «закрытым обществом».

Ключевые слова: тайп, «коренные» и «некоренные», ассимиляция, интеграция», закрытое общество».

Annotation. In the historical literature on Chechnya there is the issue of «indigenous» and «non-indigenous» Chechen types, which is not studied in full. The article attempts to analyze ethno-genic processes in the period of Chechnya traditional society. The forming process of ethnic component of type system of Chechnya is considered from the author's point of view. The article traces the formation and integration of types of «non- Chechen» origin into the ethnic and social structure of Chechen society. The conclusion is made that according to its social nature the Chechen society was not the «closed society».

Keywords:

indigenous»,

society».

type, «indigenous» and «nonassimilation, integration, «closed

Одним из сложных имало изученных вопро-совв научной литературе очеченском тайле является проблема этнического компонента тайповой системы Чечни. В статье делается попытка рассмотрения процесса формированияэтнического компонента тайповой системы Чечни и интегрирования тайпов «нечеченского» происхождения в этносоциальную структуру чеченского общества.

М. Мамакаев пишет: «Тайпов в Чечне в исследуемый нами период с относительной точностью насчитывается более ста тридцати пяти. Из них более двадцати некоренные, а образовавшиеся от представителей других народов, но уже давно прочно вошедшие в состав чеченского общества. Ассимилировавшиеся в разное время и при различных условиях, одни из них шли в страну вай-нахов сами, в поисках удобных земель, а других приводили сюда сложившиеся исторические обстоятельства, и они вынуждены были перенять чужой для них язык, чужие обычаи и верования. Разумеется, эти люди не имели здесь ни тайпо-вых гор, ни общинных земель, ни каменных склепов (солнечных могил) для похорон умерших своих сородичей. Но по примеру аборигенов этого края они сплотились в кровные родства, оказывали помощь членам своей общины, объявляли кровную месть за убийство своего сородича, придерживались и других общественно-

обязательных принципов тайпизма. Это обстоятельство для нас интересно еще и тем, что оно решительно отвергает «теорию» абсолютно чистого этнического происхождения вайнахов, в частности, чеченцев [1, с. 23].

В Чечне существовал институт усыновления отдельных людей и семей в формепринятия в состав своего тайла посторонних лиц .»Тайп с большим торжеством принимал в свой состав постороннего человека, при этом вступавший был обязан для этого торжества зарезать быка. А поэтому таких лиц еще до сих пор называют «сту бийна хилла вежарий» (букв, «ставшие братьями, зарезав быка»). При этом принятые в тайл не принимали названия тайла, приютившего их, и никто не принуждал их к этому» [1, с. 35].

Фамилия для лиц, принятых в тайл, образовывалась по признакам их этнической принадлежности. Отчество этих лиц, как правило, не произносили. Так, например, Суьйлин Аба (Дагестанец Аба), 1аьндин Исраил (Андиец Исраил), Пумкин Муса (Кумык Муса) и т.д. Фамилия же у аборигенов чеченцев, как правило, образовывалась от имени ближайшего предка. Например, Пабин некъийн Оьздамиран во! Виса. Но были случаи, когда они образовывались и от наименования рода, так, например: Терлоевы, Мержоевы, Гу-ноевы, Дишниевы и др. [1, с. 35] .

186

Вступавший в тайп получал право пользоваться общественной землей, загоном, лесом, покосами, а его частная собственность (пахотная земля и пр.) оставалась ему. Так же принятый в тайп получал защиту и покровительство, что было очень важно в условиях постоянных распрей и междоусобиц из-за малоземелья в горах. Инициатива и право усыновления членов других тай-пов принадлежали кровнородственной группе «цхьана ц1ийна нах», а не тайпу. Покровительство и ответственность за действия принятого в тайп возлагались на эту же кровнородственную группу. Редко, но бывали случаи отказа от приема других лиц в состав тайпа. Это происходило в случае малоземелья тайпа, особенно в горах. Но чаще всего, это распространялось на лиц, которые совершили преступление и были изгнаны из своего тайпа.

И.М. Сигаури пишет: «Среди чеченских тайпов есть определенное количество определяемых разными авторами в качестве «некоренных», «пришлых», «нечеченского происхождения».

Речь идет о тайпах, происходящих, как считается, от представителей других народов. Точное число таких тайпов никто не знает, но обычно считается, что их около двух десятков. При этом, сразу нужно оговориться - нельзя представлять себе дело так, будто весь иноязычный элемент, попадавший в чеченскую среду, аккумулировался в составе «пришлых» тайпов. На самом деле внутри многих чеченских тайпов есть не только отдельные фамилии, но и целые патронимические подразделения, основанные выходцами из других народов. На самом деле, «пришлые тай-пы», образовывались, как правило, группами выходцев из других этносов, которые компактно поселялись в Чечне» [2, с. 326].

Согласно народным преданиям, считается, что «некоренные» тайпы не имели собственной башни. Об этом же говорит А. И. Робакидзе, добавляя, что «пришлый» тайп не имел ни боевой, ни жилой башни. Однако, как убедительно показали исследования других грузинских этнографов, право строительства завершенной боевой башни и среди «коренных» чеченцев имели только господствующие тайпы и патронимии, а зависимые тайпы, безотносительно к их происхождению, таким правом не обладали. Поэтому данный показатель не может быть абсолютным. Многие чеченские авторы полагают, что только «коренные» тайпы имели собственную тайповую территорию, и, в частности, тайповую гору. Но и этот признак не может считаться абсолютным, потому что тайпы часто оказывались вынужденными уступать свою территорию в качестве платы за кровь и по другим причинам [2, с. 327].

Наиболее полный список «коренных» чеченских тайпов содержится в книге «Чеченцы: история и современность». В этом же издании сказано, что в Чечне насчитывается более 135 тайпов, из которых более двадцати являются некоренными. Между тем, в приведенном списке 102 тайпа. Следовательно, остаются не выясненными названия, по меньшей мере, еще десяти коренных тайпов. Обратим внимание также на то, что в этом списке указаны и вторые названия неко-

торых тайпов, например, зумсой перечислены еще и как буг1арой, 1алирой названы еще и куш-бухой. Если такое отождествление правомочно, то реально в списке всего сто коренных тайпов. Заметим также, что к числу коренных отнесен тайп туркой, само название которого («турки»), казалось бы, говорит о пришлом происхождении. На этом основании А.С. Сулейманов не рассматривал данный тайп как коренной чеченский. Так же думал и У. Лаудаев, который считал тайпы туркой, хуркой, хой, парсеной, произошедшими от разрозненных остатков персидского войска Надир-шаха. Нетрудно заметить, что по У. Ла-удаеву, «пришлыми» являются тайпы хьуркой и хой, считающиеся у большинства авторов «коренными» чеченскими [2, с. 328].

На наш взгляд, нет ошибки, когда 1аларой и куш-бухой названы как представители одного тайпа. По информации этнолога С.А. Хасиева, кроме кушбухой, есть и утабухой, и сегабухой, которые относят себя к тайпу 1аларой.

И.М. Сигаури не согласен с точкой зрения о русском происхождении этнонима «орстхой», т.к. даже поверхностного знакомства с орстхоевским диалектом достаточно, чтобы убедиться в древнем нахском происхождении этого тукхума: «Да-уев С. также относит к «пришлым» всех арштхо-евцев без разбора, а заодно с ними и аккинцев. Причем делает это, основываясь на названии, данном этому тукхуму русскими - карабулаки. Вообще если верить этому автору, в горной Чечне практически нет тайпов чеченского происхождения, поскольку якобы именно в горах чеченцы селили всех пришельцев, а сами исконно занимали плодородные равнины» [2,с. 329].

Надо отметить, хотя Дауев С.делит чеченские тайпы на «коренные» и «пришлые», при этом автор пишет: «3 чеченскую нацию входят все этнические группы, общности как чеченского, так и нечеченского происхождения, считающие себя чеченцами. Сюда также следует включить общности дагестанского происхождения, вайнахов, мелхистинцев, акинцев, арштхоевцев, черкази (очеченившиеся черкесы), гумки (очеченившиеся кумыки) и т.д., которые своею судьбой, языком, обычаями, культурой навсегда связаны с чеченским этносом и идентифицируют себя с ним» [3, с. 221-222].Как считает С. Дауев, чеченское племя, по преданию, объединяло более 70 тайпов, входивших в различные географические и кровнородственные союзы. К географическим обществам относятся, например, Нохчмахкхой, Шуотой, Чанти, Пешхой, Нашхой, Терлой.

На наш взгляд, С. Дауев допустил ошибку, вычленив из чеченского этносоциума как «некоренные» этнические группы чеченцев: мелхестинцев, аккинцев, арштхоевцев. Этот его тезис научно неубедителен и противоречит реальности.

К проблеме чеченских тайпов обращался исследователь М. Вачагаев, им была сделана попытка собрать информацию по возможности обо всех чеченских тайпах. Он пишет: «Все знают, что чеченских тукхумов 9, но не все знают, что есть немало тайпов, которые никак не связаны с тук-

187

хумами и на всем протяжении истории существуют вне этой структуры, так случилось. Сегодня чеченское общество - это не только исключительно чеченские тайлы, но и «новые» тайлы, которые сформировались в силу исторических событий, то есть натурализовавшиеся представители соседних народов, и сегодня представляют целую ветвь в чеченском обществе» [4, с. 15-23].

В перечень тайпов М. Вачагаев включил 156 чеченских тайпов, входящих в 9 чеченских тукхумов, отдельно указаны десять тайпов, не входящие в тукхумы. Тайпов грузинского происхождения - 6, дагестанского происхождения - 30, тайпов происхождения от иных народов - 9, и есть еще 19 тайпов, с определением происхождения которых и их принадлежности к определенным чеченским обществам М. Вачагаев затрудняется. Итого в списке тайпов М. Вачагаева, составляющих современное чеченское общество - 220 тайпов.

По мнению исследователя М. Вачагаева, тайпами инородного происхождения, являются следующие тайпы: Абзой - абазины, Гезалой / Пезалой - татары, Жуьгтий - евреи, Ног1ий - ногайцы, Оьрси -русские, Туркой - турки, Ч1ергази - черкесы. [4, с. 17]

Тайпы грузинского происхождения: Ардалой, Бацой, Гуьржи, Мехалой, Чартой,Шой.

Тайпы дагестанского происхождения: Акхшай -«акх» - белые, «шай» - чай, чаевники, Алмак-хой, Андий / 1андий - андийцы, Анцадой, Арга-ной/Арг1аной, Ахтой, Боьртий Гагатлой / Г1аг1ат-лой - выходцы из аула Гагатли Газгумки / Паз-г1умки - лакцы, Пумкий / Пумкий - кумыки, Дану-хой, Жай / Ж1ай , Каготий / Каг1отий , Кардой / Къардой , Куьпчий - куьпчи, Кулинахой,Мерлой -самоназвание аварцев, Никъатой, Саьрхой, Са-гаттой, Суьлий - общее название низших слоев дагестанцев, Таркхой, Тундалхой Х1акарой, Удалой, Цадахрой / Ц1адахьрой - даргинцы, Чанак-хой,Чунгарой - музыканты, Шолардой , Этлой [4, с. 17].

Мы не согласны с мнением М. Вачагаева, когда он считает, что тайп Арселой русского происхождения и когда находит корни грузинского происхождения у тайпов Бацой, Мехалой, Чар-той, Шой. Эти тайпы исторически нахского происхождения, бацой обозначает одну из нахских этнических групп, согласно преданиям, выходцев из крупного чеченского тайпа ваьппий, позднее название одной из нахских народностей ба-цой/бацби - бацбийцы. По своей семантике «бацой» - пастухи, пасущие скот. Чартой - парусники от «чарт, черт» - парус, «четир» - парусиноЛитература:

1. Мамакаев МЛ. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973. 98 с.

2. Сигаури ИМ. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М., 2005. Т. 5. С. 532.

вая палатка. Шой - производители сыра, от слова «шо» - поджелудочная железа молочных ягнят по закваске молока для производства «нахч, нехч, нохч» - брынзы, сыра.

М. Мамакаев писал: «... на языковом и культурном уровне «пришлые» тайпы сегодня практиче-с ки не отличаются от остальных чеченцев. Хотя, конечно же, в период, когда их ассимиляция еще не завершилась, среди «пришлых» тайпов иногда наблюдались обычаи, идущие вразрез с нормами, принятыми в чеченской среде. Так, в то время, когда внутри чеченских патронимий царит строгая экзогамия, в тайпе даргинского происхождения ц1адахьарой наблюдались случаи нарушения этого правила, что вызывало осуждение со стороны общественного мнения всех тайпов» [1, с. 15].

Попадая в чеченскую среду, «иноземцы» перенимали язык, обычаи, традиции, религию местного населения, происходил процесс их ассимиляции. Они не изменяли язык, материальную и духовную культуру чеченцев. Как показывает анализ этнической терминологии чеченцев, в чеченский этносоциум интегрированы представ ител и разных народов, преимущественно это выходцы из северо-кавказских народов, значительный сегмент которого составляют представители дагестанских народов.

По общепринятой точке зрения, тайпы нечен-ского происхождения: Абзой/1абзой - абазины, Арбой/1арбой - арабы, Андий - андийцы, Ардалой - хевсуры, Бацой - бацбийцы (цова-тушины), Гажарий - персы, Газгумкхий - лакцы, Г1апг1ой - ингуши, Г1алг1азкхи - потомки казаков, Г1езалой - татары, Пумкий - кумыки, Гуьржий -грузины, Жуьгтий - евреи, Каьхтуой - кахетинцы-грузины, Къарсири - ассирийцы, Ног1ий - ногайцы, Оьрси - русские, Салой - потомки кумыкских феодалов, Серхой - даргинцы, Туркой - турки, Цадахрой - даргинцы-цадахарцы, Чергазий -черкесы [5, с.222].

По народной традиции их называют тайпами, на наш взгляд, это этнографические группы чеченцев. Некоторые из «пришлых» тайпов по своему социальному типу - «этномаргинальные группы». Эта категория по своему этническому самосознанию еще не оборвала свои корни в материнских обществах и не вросла в чеченскую этническую почву в полной мере. В научной литературе принято считать, что чеченское общество было «закрытым», на самом деле оно было» открытым обществом»и принимало в свой состав людей из внешней среды. Это подтверждает наличие в чеченском этносоциуме тайпов не чеченского происхождения.

Literature:

1. Mamakaev M.A. Chechen type (race) in the period of its decomposition. Grozny, 1973. 98 p.

2. Sigauri I.M. Sketches of history and a state system of Chechens since the most ancient times. M., 2005. V. 5. P. 532.

188

3. Дауев С. Чечня : коварные таинства истории. М., 1999. 241 с.

4. Вачагаев М. Современное чеченское общество: мифы и реальность. Центр.Азия и Кавказ. Lulea, 2003. № 2(26) С. 15-23.Тайпы в Чечне.

5. Натаев С.А. Чеченские тайпы. Махачкала. 2013. 418 с.

3. Dauev S. Chechnya: artful sacraments of history. M., 1999. 241 p.

4. Vachagayev M. Modern Chechen society: myths and reality. // Central Asia and Caucasus. Lulea, 2003. № 2(26). P. 15-23. Types in Chechnya.

5. Nataev S.A. Chechen types. Makhachkala, 2013. 418 p.

189

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.