Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕЧНИ В XVIII–XIX вв. В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ'

ПРОБЛЕМА ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕЧНИ В XVIII–XIX вв. В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1081
212
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Чечня / тайп / тайповые сою- зы / племя / интерпретации / этнотерриториальная структура / «тукхум / тукхам» / нохчмахкхой / нашхой / аккинцы. / Chechnya / Taipa / taipa unions / tribe / interpretation / ethno-territorial structure / «tukhum / tukhum» / akkins.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Натаев Сайпуди Альвиевич

В статье рассматриваются интер-претации о этнотерриториальной структуреЧечни в XVIII–XIX вв. в исторической литерату-ре. Автором делается попытка исследованияпроблемы этнической карты Чечни в XVIII–XIXвв. Предлагаются пояснения и корректировки внекоторые стандарты и стереотипы относи-тельно этнотерриториальной структуры Чечни,сложившихся в кавказоведческой литературе оЧечне. На основе анализа источников, матери-алов, фольклорных данных и полевых материа-лов выстраивается авторская модель этнотер-риториального деления Чечни в XVIII–XIX вв.Сделан вывод, что горная Чечня была разделе-на не на 9 «тукхумов», как это принято былосчитать в научной литературе, а на 17 этно-территориальных обществ (земель), сложив-шихся в границах речных долин, котловин инагорных плато.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF ETHNO-TERRITORIAL STRUCTURE OF CHECHNYA IN THE XVIII–XIX CENTURIES IN THE HISTORICAL LITERATURE

The article discusses the interpretation of ethno-territorial structure of the Chechen Republic in the XVIII–XIX centuries in the historical literature. The author makes an attempt to study the problems of ethnic maps of Chechnya in the eighteenth and nineteenth centuries, offers explanations and adjustments to some of standards and stereotypes on ethno-territorial structure of the Chechen Republic, established in Caucasus studies literature on Chechnya. Based on the analysis of the sources, materials, folklore data and field materials, the author builds a model of ethnoterritorial division of Chechnya in the eighteenth and nineteenth centuries. The conclusion is made that mountainous Chechnya was not separated on a 9 «tukhums», as it was considered in the scientific literature, but on 17 ethnic and territorial societies (lands), established within the boundaries of the river valleys, hollows and upland plateau.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕЧНИ В XVIII–XIX вв. В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ»

УДК 39(4/9).

Натаев Сайпуди Альвиевич

кандидат исторических наук, доцент кафедры истории народов Чечни Чеченского государственного университета. nataev.s@yandex.ru

Проблема

ЭТНОТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЧЕЧНИ В XVIII-XIX вв.

В ИСТОРИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

Saipudi A. Nataev

candidate of historical Sciences, assistant professor department of history of the peoples of Chechnya Chechen State University nataev.s@yandex.ru

The problem of

ETHNO-TERRITORIAL STRUCTURE OF CHECHNYA IN THE XVIII-XIX CENTURIES IN THE HISTORICAL LITERATURE

Аннотация. В статье рассматриваются интерпретации о этнотерриториальной структуре Чечни в XVIII-XIX вв. в исторической литературе. Автором делается попытка исследования проблемы этнической карты Чечни в XVIII-XIX вв. Предлагаются пояснения и корректировки в некоторые стандарты и стереотипы относительно этнотерриториальной структуры Чечни, сложившихся в кавказоведческой литературе о Чечне. На основе анализа источников, материалов, фольклорных данных и полевых материалов выстраивается авторская модель этнотер-риториального деления Чечни в XVIII-XIX вв. Сделан вывод, что горная Чечня была разделена не на 9 «тукхумов», как это принято было считать в научной литературе, а на 17 этно-территориальных обществ (земель), сложившихся в границах речных долин, котловин и нагорных плато.

Annotation. The article discusses the interpretation of ethno-territorial structure of the Chechen Republic in the XVIII-XIX centuries in the historical literature. The author makes an attempt to study the problems of ethnic maps of Chechnya in the eighteenth and nineteenth centuries, offers explanations and adjustments to some of standards and stereotypes on ethno-territorial structure of the Chechen Republic, established in Caucasus studies literature on Chechnya. Based on the analysis of the sources, materials, folklore data and field materials, the author builds a model of ethno-territorial division of Chechnya in the eighteenth and nineteenth centuries. The conclusion is made that mountainous Chechnya was not separated on a 9 «tukhums», as it was considered in the scientific literature, but on 17 ethnic and territorial societies (lands), established within the boundaries of the river valleys, hollows and upland plateau.

Ключевые слова: Чечня, тайп, тайповые союзы, племя,интерпретации, этнотерриториальная структура, «тукхум / тукхам», нохчмахкхой, нашхой, аккинцы.

Keywords: Chechnya, Taipa, taipa unions, tribe, interpretation, ethno-territorial structure, «tukhum / tukhum», akkins.

В научной литературе к проблеме этнотерри-ториального деления Чечни обращались многие исследователи. В большинстве этих работ господствует теория о патриархальнородовых отношениях у чеченцев в исследуемый период. Регионы горной Чечни рассматриваются, как территориальные объединения родоплеменных групп - племен, а для обозначения этих локальных объединений используется термин нечеченского происхождения «тукхум/тукхам», как синоним племени, который был введен в научный оборот исследователями, не знавшими чеченских реалий. Наша точка зрения, что «тукхум/тукхам», у чеченцев - это не союз тайпов по признаку родства, а этнотерриториальные объединения по ландшафтно-географическому признаку обозначена в ряде статей и работ [1; 2].

При этом надо отметить, что большинство исследователей в своих работах не учитывали ни хронологические рамки, ни пространственные границы этногенетических процессов в Чечне. Предметом

рассмотрения ученых являлись только так называемые «тукхумы» горной Чечни. При моделировании этнотерриториальной структуры Чечни не учитывались такие этнотерриториальные объединения в горной зоне, как Нашаха, М1айста, Хачара, Дишни, Мулка, Хилдехара, Дзумса и предгорноравнинные общества Мичкиз/Мичиг, Качкалык, игравшие историческую роль в этногенезе нахов (чеченцев) в длительный период истории народа.

Проблема этнотерриториального деления Чечни, принадлежность чеченских субэтнических групп Аьккхий, Галай, Орстхой и др. к той или иной нахской народности стала предметом ненаучных измышлений, компиляций, спекуляций в околонаучных изданиях, учебниках, пособиях для школ и высших учебных заведений.

Эта проблема с точки зрения исторической географии и в аспекте этнополитического развития чеченского этносоциума рассмотрена в монографии Я.З. Ахмадова [3].

221

Исследователь Н.Г. Волкова внесла большой вклад в изучение и описание этнических групп Чечни в своем монографическом труде [4]. Но при этом в данной монографии есть положения, которые требуют корректировки и пояснений с учетом новых материалов и современных методологических позиций.

Большую ценность представляют и материалы по топонимии и этнонимике Чечни, собранные в работе А. Сулейманова «Топонимия Чечни» [5].

Нам представляется, что требуют пояснения и корректировки некоторые стандарты и стереотипы в классификации терминов и этнических категорий, сложившихся в кавказоведческой литературе о Чечне. Немаловажным считаем определение границ исторической и этнической географии Чечни в разрезе этнотерриториальных объединений в исследуемый период.

Нами делается попытка исследования проблемы этнической карты Чечни в XVIII-XIX вв. в этнографическом аспекте на основе материалов, источников, которые были ранее опубликованы, а также этнографические материалы, собранные в 20042011 гг. в районах Чечни.

В кавказоведческой литературе, помимо общих этнических названий (чеченцев), известны наименования отдельных чеченских обществ: качкалы-ковцы, ичкеринцы, чебарлоевцы, шибуты (шибу-ды) и др. Появление этих терминов в письменных источниках, в большинстве случаев прослеживаемое не ранее XVI-XVII вв., а иногда и XVIII в., нельзя не связывать с исторической обстановкой тех эпох [4,с.145].

По мнению Н.Г. Волковой, именно с XVI в. в русских источниках появляются названия отдельных вайнахских обществ («горских землиц»). Грузинские источники того же времени не знают отдельных чеченских обществ, однако выявленные в последние годы новые материалы дают возможность предположить, что некоторые из них были известны грузинам еще до XVI-XVII вв. Таково имя мелки, встречающееся в грузинской хронике XIII столетия, которое А.И. Шавхелишвили правомерно связывает с именем Маьлх (Малхиста) - названием общества, пограничного с хевсурами. Этой же точки зрения придерживаются в своей статье В. Б. Виноградов и К. Чокаев. Более обширные сведения о чеченских обществах относятся лишь к XVI-XVII вв. Русские документы этого периода перечисляют более десяти названий вайнахских обществ, часть которых связывается с ингушами, часть - с чеченцами, аккинцами и карабулаками. Кроме упоминаемых выше мичкизов, к чеченской группе, по сведениям источников XVI-XVII вв., относятся шубу-ты (шибуты), мулки (мулкыци), Отчанская земля, тшаиские люди, индили (Индельская земля). Большинство их легко увязывается с более поздними названиями чеченских обществ, что и сделано в названной книге Е.Н. Кушевой [4, с. 146].

По данным источников первой половины XIX столетия, известны чеченские этнонимы, обозначавшие народ, отдельные локальные территориальные объединения и тайпы. В эту группу

входили следующие этнические названия: самоназвание нохчо (нохчи), собирательное имя чеченцы, мичиковцы, кистины, качкалыковцы, ичкеринцы, чеберлоевцы (чарбилоевцы), шато-евцы, шароевцы, шубуты (шубузы), пешхойцы и др. [4, с. 143].

Как мы выше отмечали, в современной научной литературе о чеченцах дефиниция «тукхум» необоснованно используется для обозначения группы населенных пунктов, для которых характерна территориальная общественно-экономическая

общность.

Существуют разные точки зрения о количестве, составе чеченских «тукхумов» - этнотерриториальных объединений Чечни. По А.Г. Авторхано-ву, основных чеченских тайпов 113. Тухумов же всего 6: Малхоевский, Галаевский, Нахчимахко-евский (Ичкерия), Чантоевский, Шатоевский и Чаберловский [6, с. 97].

Эта точка зрения повторяется в энциклопедии «Народы Кавказа», согласно которой в Чечне было шесть тукхумов: Галай, Маьлхий, Нохчмах-кой, Ч!аьнтий, Ч!ебарлой, Шотой [7, с. 143].

В первом издании книги М.А. Мамакаева «Чеченский тайп (род) и процесс его разложения» отмечено, что в концеXVlI в. исторически в Чечне сложилось восемь тукхумов, союз которых составлял чеченское общество: Аьккхий, Маьл-хий, Ч!аьнтий, Ч!еберлой, Шарой, Шотой и Эрст-хой [8, с. 16]. Уже в работе «Чеченский тайп (род) в период его разложения» (Грозный, 1973) М.А. Мамакаев пишет: «Исследованные нами различные источники свидетельствуют, что в XVI-XVII веках в Чечне сложилось девять тукхумов: Нохчмахкхой, Аьккхий, Т!ерлой, Ч!ебар-лой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч!антий и Эршт-хой [9, с. 16].

Этнолог Хасиев С.А. считает, что Нохчийчоь состояло из одиннадцати этнотерриториальных общностей: Аккхий, Нохчмахкхой, Ч!еберлой, М!айстой, Т!ерлой, Шарой, Шотой, Нашхой, Маьлхистой, Галай, Ламаьккхий [10, с. 13].

Исследователь Чокаев К.З. делит чеченцев эт-нотерриториально на девять частей: Нохчмахкхой, Ч!еберлой, Шотой, Шарой, Маьлхий, Аккхий, М!айстой, Галой и Арара нохчий - «равнинные чеченцы» [11, с. 65].

По мнению Ш.Б. Ахмадова, территориальный союз Арштхой состоял из 6 тайпов, Аьккхий - 7, Маьлхий - 12, Нохчмахкхой - 20, Т!ерлой - 4, Ч!аьнтий - 7, Ч!ебарлой - 6, Шарой - 6, Шотой -10 тайпов [12, с. 318].

В современных научных и периодических изданиях количество «тукхумов» (этнотерриториальных

объединений) в Чечне варьируется от семи до тринадцати. Однако, в научной литературе общепринятой является точка зрения М.А. Мамакаева, согласно которой в Чечне было сто тридцать пять тайпов, составлявших чеченское общество в середине XIX в., три четверти из которых (тайпов) были объединены в девяти фратриях (союзах) [9, с. 16].

222

В этнографической литературе о Чечне у иссле-дователей-чеченоведов существуют разные мнения не только по количеству «тукхумов» (эт-нотериториальных объединений), но и по составу каждого из них.

И.М. Сигаури пишет: «Уже сам факт того, что не одно столетие чеченское общественное мнение не может прийти к единству по вопросу о количестве существующих тукхумов, говорит о том, что вплоть до последнего времени продолжается процесс формирования тукхумов из сильно возросших тайпов. Еще больше противоречий возникает при попытках определить круг тайпов, входящих в тот или иной тукхум» [13, с. 308].

Нам представляется, что точка зрения автора не учитывает то обстоятельство, что процессы формирования этнотерриториальных объединений в Чечне завершились с окончанием миграции основной массы чеченцев на равнину в XVIII в. с заселением чеченцами Притеречья (Тер-кйист). И последним актом этого процесса было переселение этнотерриториальной группы чеченцев орстхой в Турцию в 1865 г. и заселение этих земель казачьими станицами. И оставшиеся в Чечне орстхойцы превращаются в дисперсную группу, расселившись во всех обществах Чечни. С этого периода само общество Орстхой теряет общественную значимость и территориальную целостность, и, как нам представляется, на этом периоде завершается процесс формирования «тукхумов» в Чечне.

С тезисом И.М. Сигаури о существующих сложностях при определении тайповой номенклатуры, входивших в тот или иной территориальный союз, мы согласны.

На наш взгляд, из этнотерриториального объединения орстхой/арштхой, надо выделить как отдельное этнолокальное объединение Галай -название которого легло в основу названия Га-лайн-чож (Ущелье галаев), т. е. Галанчожское ущелье. Наша точка зрения заключается в том, что до активной фазы колонизации плоскости Чечни начала XVII в. общества: Цеча, Мержа, Галай, Аьккха, Нашаха и Ялхара были отдельными самодостаточными обществами Галанчож-ского ущелья с четко очерченными границами. Но с началом миграционных процессов с гор на Чеченскую равнину представители вышеуказанных обществ образовывают предгорное общество Арштха/Орстха, своеобразный союз обществ западной части Горной Чечни.

По мнению Н.Г. Волковой, сами орстхойцы и ак-кинцы объединяют под именем орстхой четыре подразделения: собственно орстхой, аккий, мер-жой и цечой. «Мы все орстхой из Акки» - говорят представители этих групп, вполне четко до сих пор сохраняя свое этническое самосознание [4, с. 163]. Точка зрения автора, вероятно, имеет под собой историческую основу, но для более раннего исторического периода, а для изучаемого периода XVIII-XIX вв. не характерна. Территориально горная Аьккха и орстхоевские общества Цеча, Мержа, Галай, Нашаха и Ялхара находились по соседству, но это были самостоятельные этноло-

кальные группы, с четко сложившимися естественно-географическими границами.

Что касается субэтнической группы аьккхий, которая территориально локализовалась на востоке Чечни (ныне северный Дагестан) под названием арара аьккхий (внешние аккинцы), на западе в Горной Чечне - лам-аьккхий (горные аккин-цы) и чоьхьара аьккхий - (внутренние (плоскостные аккинцы), никто из серьезных исследовате-лей-чеченоведов не вычленяет ее из чеченского этносоциума, хотя часть из них (аккинцы-ауховцы) территориально локализована в современном Дагестане, чеченцы-аккинцы имеют чеченское этническое сознание и идентифицируют себя чеченцами. Да и аккинский диалект является составной частью чеченского языка.

На наш взгляд, тайповый союз аккинцы в изучаемый период имеют следующее субэтнотерри-ториальное деление: лам-аьккхий (горные аккинцы), чоьхьара-аькххий (внутренние аккинцы), которые жили в плоскостных аулах на западе Чечни, арара-аьккхий - аккинцы-ауховцы (аькк-хий-овхой), живущие на территории современного Северного Дагестана.

Считаю научно обоснованной, точку зрения С.А. Хасиева, который в своем варианте этно-территориальной структуры Чечни тайповый союз аккинцев делит на Аккхий - аккинцев-ауховцев и Ламаьккхий - горных аккинцев [10, с. 13]. У этого же автора тайповые союзы Галай, Нашхой, М!айстой обозначены, как отдельные этнотерриториальные единицы Чечни.

Нам представляется, что Чечня территориально состояла не из 9 «тукхумов» по Мамакаеву, а было больше отдельных, « автономных» земель(мохк), со своими хозяйственными, территориальными интересами, в определенных географических границах, которые на том или ином историческом этапе возвышались или теряли свое влияние в Чечне. Такими землями или «горскими землицами» по Е.Н. Кушевой, были Нашаха, М!айста, Мулкъа, Хьачара, Дишни-мохк, Хильдехьара, Дзумса.

Предлагаем сжатые историко-этнографические справки по выше указанным историческим землям Чечни.

Нашаха - одно из самых известных исторических обществ Горной Чечни. Большая часть населения Горной Чечни и практически всей Восточной Чечни называет в своих этногенетиче-ских преданиях прародиной Нашаху. Причем предания, записанные главным образом во второй половине XIX-XX вв., относят исход из Нашахи примерно к XV-XVII вв. («400-500 лет назад») [3, с. 153]. Согласно общепринятой точке зрения, нашхоевские тайпы: Ч!армахой,

Моцкъарой (Моц!архой), Хьайбахой, Хижигхой (Пой), Хыйлахой, Т!ийстархой (Арсиелой). Как нам представляется, в этот список можно включить и тайп Мог!устой.

М1айста / Ма1йстой

М!айста граничит на юге с Хевсурами, на западе -с Маьлхи и Кей, на востоке - с Хильдехьара. Изо-

223

лированным природой от основного массива нахских обществ являлось и высокогорное Майстин-ское общество, расположенное в небольшом ущелье с речкой Майстон-эрк (правый приток Чанты-Аргуна). В Майста насчитывалось четыре древних башенных аула: Вассар-кхелл (Фарас-кхелл), Туга, Пуога, Цекхелли. М1айста долгое время был духовным центром Чечни, где заседал Мехк-кхел -Совет Страны. Даже после утверждения ислама в Чечне, когда судопроизводство осуществлялось по шариату, в Майсте существовал Дайн кхел «Суд отцов» - суд по адату. «Майстон-кхелл» («Суд майстинцев») традиционно являлся по всей Чечне последней инстанцией суда по адату.

Некоторые исследователи исключают Майста из «тукхумов» Чечни, хотя даже в XIX в. регион являлся центром адатного права и выполнял функции «кхел» - высшего суда по адату. Вероятно, с усилением миграционных потоков населения в Тушетию, Панкисское ущелье Грузии и на равнину Чечни значение общества Майста ослабло. Была, видимо, и другая причина: с утверждением ислама и шариата в Чечне былые позиции общества Май-ста как судебного центра по адату и центра языческих жрецов утрачиваются.

Дишний-мохк / Дишний

Общество Дишний-мохк (Дишнийская земля) граничило на юге с Хильдехьароевским, на западе - с Ч1аьнтийским и Хьачароевским, на севере - с Ч1уохоевским обществами. Своим духовным центром жители общества Дишни-мохк считали аул Эзи [5, с. 120]. Есть мнение, что в союз дишний входят следующие гары, претендующие на звание тайпа: тусхарой, эзхой, пеж-дорхой, ам-кхаллой, цацхой, ботарчхой, басхой [13, с. 313]. Наша точка зрения, что Дишнийский союз состоял из тайпов: Тусхарой, Амкхаьллой, Австхой, Бечигхой, Цацахой, Юьрдахой, Гучунк-хаьллой/Гучингхой, Эзихой, Пеждорхой, Ботарчхой, Басхой.

Мулкъа / Мулкъой

Общество Мулкъа граничит на западе с Пешха, на севере - с Хьорсана, которая позднее была заселена выходцами из общества Мулкъа, на востоке - с Ч1уо и на юге - с Ч|уо и Т1ерла. Своим духовным центром жители Мулкъа считали Г1езир-Кхелл [5, с. 136].

Считается, что тайповый союз мулкъой состоит из восьми гаров, однако сами мулкъой претендуют на то, что эти гары следует рассматривать как самостоятельные тайпы. басхой, баархой, г1езаркхаллой, медархой, кайштархой, коттой, джейнхой, х1орсанхой [13, с. 312].

Литература:

1. Натаев С.А. Об общественном институте «тукхам» у чеченцев. Махачкала. 2013.

2. Натаев С.А. Чеченские тайпы. Махачкала. 2013.

Хильдехьара / Хильдехархой

Общество Хильдехьара располагалось в бассейне правого притока Ч1аьнтийн-Орга - Ц1ийлахойн-эрк, граничило на востоке с Хьачара, на западе - с М|айста, на севере - с Т1ерла и на юге - с Ц1ово-Тушетией, регионом Грузии. Внутри общества выделялись и отдельные тайпы: керистахой, люнги-хой, пкъиерой, саканхой, ц1ийлахой, хьенгихой. За пределами общества все они представляли себя как хильдехьарой. Хильдехьаройцы самими последними расстались с язычеством и последними приняли новую религию - ислам [5, с. 148].

Хьачара / Хьачарой

Общество состояло из поселений: Шок-кхелла, Ведача, Сиелита, Мазлатане, Калхьада, Гамха, Пхьалгашка, Вазашка, Хьавхара, Пхьакоча, Ат-тин-бовта и др.

В пользу экстерриториальности Хачароевского общества говорит ряд факторов. Вместе с тем, связи Хачароя и во вне могли ориентироваться только в сторону севера и северо-востока Горной Чечни, за отрезанностью общества от границ Грузии [3, с. 127]. Хьачарой делятся на отдельные тайпы: Калхьадой, Гамхой, Хьавхара-рой.

Дзумса / Дзумсой

Аулы общества располагались в среднем и верхнем бассейне речки Дзумсойн-эрк, правого притока Чанты-Аргуна. Фамильные наименования были следующие: каьштой, мехьткхаьллой, энакхаьллой, сесаной, чалхой, доркъулхой, го-жахьехой, самголой, онгучой, амбасой, селетой, чайнарой, хьаркуной, олгузой, гургой, селгуной, муьжеарой и др. [3, с. 129].

На основе анализа источников, материалов, фольклорных данных и полевых материалов нами выстраивается модель этнотерриториаль-ного деления Чечни в XVIII-XIX вв. Чечня состояла из тайповых союзов: Нохчмахкхой, Аьккхий, Т!ерлой, Ч!ебарлой, Шарой, Маьлхий, Шуотой, Ч!антий, Эрштхой, Нашхой, М!айстой, Ламаькк-хий, Мулкъой,Галай, Дзумсой, Хьачарой, Хильдехархой. В нашем варианте общества аккинцев разделены на аккинцев-чеченцев и ламаькк-хий(горных аккинцев) так первые были расселены на востоке Чечни, а вторые на западе Чечни. Нам представляется, что горная Чечня была разделена не на 9 «тукхумов», как это принято было считать в научной литературе, а на 17 эт-нотерриториальных обществ (земель), сложившихся в границах речных долин, котловин и нагорных плато.

Literature:

1. Nataev S.A. Ob obshchestvennom institute «tu-kham» u chechencev. Makhachkala. 2013.

2. Nataev S.A. Chechenskie taipy. Makhachkala, 2013.

224

3. Ахмадов Я.З. Очерк исторической географии и этнополитического развития Чечни в XVI-XVIII вв. М., 2009.

4. Волкова Н.Г. Этнонимы и племенные названия Северного Кавказа. М., 1973.

5. Сулейманов А. Топономия Чечни. Грозный, 2006.

6. Далгат Б.К. Родовой быт и обычное право чеченцев и ингушей. Исследования и материалы. М., 2008.

7. Народы Кавказа. М., 1960. Т. 1.

8. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) и процесс его разложения Грозный, 1962.

9. Мамакаев М.А. Чеченский тайп (род) в период его разложения. Грозный, 1973.

10. Хасиев С.А. Чеченцев древняя земля. СПб., 1994.

11. Чокаев К.З. Вайн мотт - вайн истори. Грозный, 1991.

12. Ахмадов Ш.Б. Чечня и Ингушетия в XVIII -начале XX века (Очерки социально-экономического развития и общественно-политического устройства Чечни и Ингушетии в XVIII - начале XX века). Элиста, 2002.

13. Сигаури И.М. Очерки истории и государственного устройства чеченцев с древнейших времен. М., 2005. Т. 5.

3. Ahmadov Ya.Z. Ocherk istoricheskoi geografii i etnopoliticheskogo razvitiya Chechni v XVI-XVIII vv. M., 2009.

4. Volkova N.G. Etnonimy i plemennye nazvaniya Severnogo Kavkaza. M., 1973.

5. Suleimanov A. Toponomiya Chechni. Groznyi, 2006.

6. Dalgat B.K. Rodovoi byt i obychnoe pravo chechencev i ingushei. Issledovaniya i materialy. M., 2008.

7. Narody Kavkaza. M., 1960. Vol. 1.

8. Mamakaev M.A. Chechenskii taip (rod) i process ego razlozheniya. Grozny, 1962.

9. Mamakaev M.A. Chechenskii taip (rod) v period ego razlozheniya. Grozny, 1973.

10. Khasiev S.A. Chechentsev drevnyaya zemlya. SPb., 1994.

11. Chokaev K.Z. Vain mott - vain istori. Grozny, 1991.

12. Akhmadov Sh.B. Chechnya i Ingushetiya v XVIII -nachale XX veka (Ocherki social'no-ekonomicheskogo razvitiya i obshhestvenno-politicheskogo ustroistva Chechni i Ingushetii v XVIII - nachale XX veka). Elista, 2002.

13. Sigauri I.M. Ocherki istorii i gosudarstvennogo ustroistva chechencev s drevnejshikh vremen. M., 2005. Vol. 5.

225

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.