Научная статья на тему 'К вопросу об отборе электронных ресурсов для реализации содержания дисциплины «Электронное правительство»'

К вопросу об отборе электронных ресурсов для реализации содержания дисциплины «Электронное правительство» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — А В. Голанова, Е И. Голикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об отборе электронных ресурсов для реализации содержания дисциплины «Электронное правительство»»

А. В. Голанова, Е. И. Голикова

К вопросу об отборе электронных ресурсов для реализации

содержания дисциплины «Электронное правительство»

Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 7 февраля 2008 г. была утверждена «Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации» [4]. Данная стратегия представляет собой документ, который закрепляет цель, принципы и основные направления государственной политики в области использования и развития информационных и телекоммуникационных технологий (ИКТ), науки, образования и культуры для продвижения страны на пути к информационному обществу.

Одним из основных направлений реализации Стратегии является создание электронного правительства. Концепция электронного правительства была утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2008 г. № 632-р [1].

Электронное правительство - это форма передачи информации, а также организации взаимодействия для предоставления государственных услуг гражданам, бизнес структурам, государственным чиновникам, основанная на применении информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).

Основными задачами электронного правительства являются:

1. Создание единой государственной информационной системы, обеспечивающей следующие виды взаимодействий: между различными ветвями государственной власти; между государством и государственными служащими; между государством и бизнесом; между государством и гражданами.

2. Предоставление гражданам государственных и муниципальных услуг в электронном виде.

В связи с этим актуальной становится проблема подготовки государственных служащих, знакомых с основными сервисами электронного правительства. Это обусловило появление дисциплины «Электронное правительство» в учебном плане магистров по направлению 38.04.04 Государственное и муниципальное управление (профиль Государственное регулирование экономики).

Целью данной дисциплины является получение и систематизация профессиональных знаний по вопросам развития «электронного правительства» и «электронного муниципалитета», межведомственного электронного взаимодействия и организации оказания услуг населению в электронном виде, анализ нормативно-правовой базы в данной сфере.

Содержание дисциплины представлено следующими модулями:

1. Электронное правительство: федеральные целевые программы, законодательная и нормативная правовая база.

2. Сервисы электронного правительства: электронные услуги, многофункциональные центры, универсальные электронные карты.

Изучение содержания дисциплины предполагает выполнение большого объёма аналитической работы, связанной с анализом различных интернет-ресурсов. Перечислим некоторые из них:

1. Портал Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России) [2].

Минкомсвязь России - федеральный орган исполнительной власти, который занимается выработкой и реализацией государственной политики и нормативно-правовым регулированием.

Одним из ведущих направлений деятельности данного органа власти является создание электронного правительства (электронные услуги для граждан и бизнеса (дорожная карта, оптимизация приоритетных федеральных и региональных услуг, электронные платежи, предварительная запись на прием в ведомства, юридически значимые уведомления, досудебное обжалование, единый контактный центр, мониторинг качества госуслуг); инфраструктура электронного правительства (единый портал государственных услуг (ЕПГУ), упрощенная регистрация, система межведомственного электронного взаимодействия (СМЭВ), единая система идентификации и аутентификации (ЕСИА), единая система нормативно-справочной информации (ЕСНСИ)).

Для знакомства с работой портала магистрам предлагается найти следующую информацию: приоритетные направления деятельности Минкомсвязи России, предоставляемые государственные услуги, используемые информационные системы, целевые программы, объёмы финансирования программ, электронные адреса официальных сетевых ресурсов РФ.

2. Портал государственных услуг Российской Федерации [3].

Данный портал обеспечивает:

1) предоставление лицам доступа к информации о государственных и муниципальных услугах учреждений, организаций (у пользователя имеется возможность изучить информацию о предоставляемых услугах; получить доступ к различным видам заявлений и иным документам, с помощью которых осуществляется получение услуг);

2) возможность обращения к органам государственной власти в электронной форме;

3) предоставление услуг в электронной форме, а также возможность получения результатов предоставления услуги в электронной форме;

4) мониторинг хода предоставления услуги;

5) учёт отзывов о качестве предоставленных услуг в электронной форме;

6) реализацию оплаты государственных пошлин, штрафов, а также получение начислений.

Все услуги относятся к конкретному региону Российской Федерации, место получения находится в зависимости от условий предоставления.

В настоящее время на данном портале предоставляются различные виды государственных услуг для следующих категорий пользователей: физических и юридических лиц, предпринимателей, иностранных граждан. Государственные и муниципальные услуги классифицируют по таким признакам, как жизненные ситуации, категории, ведомства, а также по популярности.

Приведём примеры некоторых популярных услуг для различных категорий пользователей:

1) физические лица (получение загранпаспорта, замена паспорта гражданина РФ, запись к врачу, проверка и оплата штрафов ГИБДД и др.);

2) юридические лица (проверка задолженностей судебным приставам, узнай свой ИНН, получение информации о зарегистрированных некоммерческих организациях в бумажном и электронном виде и др.);

3) предприниматели (получение лицензий, регистрация сертификатов соответствия, прием и регистрация расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам, а также по расходам на выплату страхового обеспечения и др.);

4) иностранные граждане (получение иностранным гражданином или лицом без гражданства вида на жительство в Российской Федерации, продление срока вида на жительство РФ и др.).

Для знакомства с работой портала магистрам необходимо зарегистрироваться на портале; определить, какие услуги доступны на разных уровнях идентификации; определить самые популярные услуги, выбрать любые пять услуг и описать их по следующим параметрам (как получить услугу, стоимость и порядок оплаты, сроки оказания услуги, категории получателей, основание для оказания услуги, основания для отказа, результат оказания услуги, документы, необходимые для получения услуги, документы, предоставляемые по завершению оказания услуги).

3. Портал АО «Универсальная электронная карта (УЭК)» [5].

Универсальная электронная карта является аналогом удостоверения личности в электронной среде. Она позволяет идентифицировать пользователя и осуществлять платежи.

На данном портале пользователю предоставляется возможность получить информацию об УЭК, порядке её получения и предоставляемых возможностях.

Для знакомства с работой портала магистрам предлагается найти следующую информацию: персональные данные, содержащиеся на УЭК; операции, разрешенные по УЭК; федеральные и дополнительные электронные приложения, размещенные на УЭК, пополнение карты уЭк, обеспечение безопасности использования УЭК, действия при утрате универсальной электронной карты, валюта счета карты и срок её действия; регистрация и авторизация пользователя УЭК на едином портале государственных услуг (ЕПГУ).

Однако следует отметить, что с 1 января 2017 года на основании Федерального закона от 28.12.2016 №471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [6] приём заявлений на выпуск и выдачу универсальных электронных карт (УЭК) был прекращён. Вместо УЭК с 01.01.2017 планировалась выдача электронных паспортов, которые первоначально будут работать на базе универсальной электронной карты. При этом выданные ранее карты будут действовать параллельно с электронными паспортами. Но начало функционирования электронных паспортов в РФ отложено до начала марта 2018 года. Впоследствии электронный паспорт должен стать основой для новой отечественной платёжной системы «МИР».

Посетив эти порталы и выполнив предложенные задания, будущие магистры познакомятся с основными сервисами электронного правительства и смогут использовать эти сервисы в дальнейшей профессиональной деятельности.

Список литературы

1. Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 632-р) [Электрон. ресурс] // ГАРАНТ.РУ: [информационно-правовой портал]. [2017]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/93274/ (дата обращения: 10.02.2017).

2. Министерство связи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России): [сайт]. [2017]. - URL: http://www.minsvyaz.ru (дата обращения: 10.02.2017).

3. Портал государственных услуг Российской Федерации: [сайт]. [2017]. URL: https://www.gosuslugi.ru (дата обращения: 10.02.2017).

4. Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации от 7 февраля 2008 г. № Пр-212 [Электрон. ресурс] // Рос. газета - Федеральный выпуск № 4591: [сайт]. [1998-2017]. URL: https://rg.ru/2008/02/16/informacia-strategia-dok.html (дата обращения: 10.02.2017).

5. Универсальная электронная карта (УЭК): [сайт]. [2017]. URL: http://www.uecard.ru (дата обращения: 10.02.2017).

238

6. Федеральный закон от 28.12.2016 № 471-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации» [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс: [сайт]. [2017]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_209781/ (дата обращения: 10.02.2017).

А. В. Голанова, Е. И. Голикова

Применение системы компьютерной математики Mathcad для решения задачи исследования функции

Математическое образование является элементом общей культуры и одной из составляющих фундаментальной подготовки выпускника. Поэтому дисциплина «Практикум по решению задач на ЭВМ» является дисциплиной профессионального цикла при подготовке бакалавров по направлению 44.03.05 «Педагогическое образование» и, в первую очередь, направлена на формирование у студентов умения решать задачи школьного курса средствами вычислительной техники, а также выбирать соответствующее программное обеспечение для реализации тех или иных задач. Данная дисциплина предполагает широкое использование умений и навыков, полученных при изучении следующих дисциплин: «Программирование», «Компьютерное моделирование» [1, 2], «Абстрактная и компьютерная алгебра», «Численные методы», «Решение задач ЕГЭ по информатике» [3]. Такой синтезирующий характер дисциплины позволяет повысить практическую ценность знаний студентов, полученных в течение всего процесса обучения, и помогает формированию математической культуры.

В рамках дисциплины рассматриваются самые разнообразные задачи школьного курса: задачи, требующие построения графика функции, заданной явно, неявно, параметрически и в полярных координатах; задачи на элементы математического анализа (элементы исследования функций: нахождение области определения и области значения функции, нулей функции, определение промежутков монотонности, выпуклости/вогнутости функции, исследование функции на четность/нечетность, нахождение асимптот функции); задачи на построение; задачи на составление алгебраических уравнений на примере задач геометрии, алгебры, физики, экономики.

Причем особенное внимание при решении этих задач уделяется реализации их решения в различных программных средах (системах компьютерной математики), сравнению реализаций и выбору наиболее эффективного средства реализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.