Научная статья на тему 'Электронное правительство Российской Федерации (реализация программы на примере Краснодарского края)'

Электронное правительство Российской Федерации (реализация программы на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
727
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО / E-GOVERNMENT / УНИВЕРСАЛЬНАЯ ЭЛЕКТРОННАЯ КАРТА / UNIVERSAL ELECTRONIC CARD / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ И МУНИЦИПАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / STATE AND MUNICIPAL SERVICES / МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР / УЧЕТНАЯ ЗАПИСЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / THE USER ACCOUNT / MULTI-CENTER

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Зливко А.П., Фролова А.Е.

В статье рассматривается одна из инновационных программ государственной власти электронное правительство Российской Федерации. Проанализирована реализация данной программы и ее функционирование в Краснодарском крае. Рассмотрен процесс получения гражданами государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Проведен анализ статистический данных по реализации электронного правительства в субъектах Российской Федерации, а также частота пользования и получения государственных услуг в электронной форме. Анализируются проблемы развития информационных систем в субъектах России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ELECTRONIC GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (THE DEVELOPMENT OF E-GOVERNMENT IN THE KRASNODAR REGION)

This article describes one of the innovative programs of state power Electronic government of the Russian Federation. Analyzed the implementation of this program and its functioning in the Krasnodar region. The process of obtaining the citizens of state and municipal services in electronic form. The analysis of statistical data on the implementation of e-government in the Russian regions, as well as the frequency of use and obtain public services in electronic form. Analyzes the problems of the development of information systems in the regions of Russia.

Текст научной работы на тему «Электронное правительство Российской Федерации (реализация программы на примере Краснодарского края)»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

А.П. Зливко

канд. юрид. наук, доцент, кафедра «Теории и истории государства и права», ФГБОУ ВПО «Государственная морская академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», г. Новороссийск e-mail: alla_zlivko@mail.ru

А.Е. Фролова

курсант,

ФГБОУ ВПО «Государственная морская академия имени адмирала Ф. Ф. Ушакова», г. Новороссийск e-mail: frolova_anastasiya96@mail. ru

ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Аннотация. В статье рассматривается одна из инновационных программ государственной власти -электронное правительство Российской Федерации. Проанализирована реализация данной программы и ее функционирование в Краснодарском крае. Рассмотрен процесс получения гражданами государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Проведен анализ статистический данных по реализации электронного правительства в субъектах Российской Федерации, а также частота пользования и получения государственных услуг в электронной форме. Анализируются проблемы развития информационных систем в субъектах России.

Ключевые слова: электронное правительство, универсальная электронная карта, государственные и муниципальные услуги, многофункциональный центр, учетная запись пользователя.

A.P. Zlivko, Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk

A.E. Frolova, Admiral Ushakov Maritime State University, Novorossiysk

ELECTRONIC GOVERNMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION (THE DEVELOPMENT OF E-

GOVERNMENT IN THE KRASNODAR REGION)

Abstract. This article describes one of the innovative programs of state power - Electronic government of the Russian Federation. Analyzed the implementation of this program and its functioning in the Krasnodar region. The process of obtaining the citizens of state and municipal services in electronic form. The analysis of statistical data on the implementation of e-government in the Russian regions, as well as the frequency of use and obtain public services in electronic form. Analyzes the problems of the development of information systems in the regions of Russia.

Keywords: e-government, universal electronic card, state and municipal services, multi-center, the user account.

В настоящее время в связи с информационным развитием общества необходима модернизация информационных ресурсов. Информационное общество - это новый этап развития человечества. Создание глобального информационного пространства обеспечивает:

а) эффективное информационное взаимодействие людей;

б) доступность к мировым информационным ресурсам;

в) удовлетворение потребностей населения в информационных продуктах и услугах;

г) интеграция экономической, политической и духовной сфер жизни общества.

В Российской Федерации в наши дни сохраняется неравенство в доступе к информации и коммуникационным технологиям различных слоев населения, субъектов и регионов страны, которое заметно затрудняет процесс социально- экономического развития общества. Развитие информационного общества - государственная задача. Одним из важнейших аспектов деятельности по развитию информационного общества в Российской Федерации является международное сотрудничество, направление которого ориентировано на создание условий для ускорения формирования постиндустриального курса в социально-политической, экономической,

и духовной сферах жизни российского общества.

В связи с административной реформой в Российской Федерации, с 2008 года реализуется формирование и развитие системы «Электронного правительства». Эта инновация представляет новую форму организации деятельности органов государственной власти. Система «электронного правительства» является формой развития информационно-коммуникационных технологий, что позволяет выйти на более новый и качественный уровень взаимодействия общества и государства.

В августе 2009 года Правительство Российской Федерации представило компанию «Ростелеком» как исключительного исполнителя мероприятий программы «Электронная Россия» по проектированию и созданию инфраструктуры электронного правительства. Задача обоснованных мероприятий - обеспечение наиболее тесной связи общества и государства.

Электронное правительство основывается и осуществляет свою работу на таких правовых источниках, как Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и Постановление Правительства России от 24 октября 2011 года № 861 «Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)». Помимо основных вышеперечисленных источников, был создан государственный веб-сайт «Gosuslugi.ru», который осуществляет свою работу, опираясь на:

Постановления Правительства Российской Федерации:

- № 1184 от 28 декабря 2011 г. «О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде»;

- № 861 от 24 октября 2011 г. «О федеральных государственных информационных системах, обеспечивающих предоставление в электронной форме государственных и муниципальных услуг (осуществление функций)»;

- № 977 от 28 ноября 2011 г. «О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»»;

- № 451 от 8 июня 2011 г. «Об инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме»;

- № 697 от 8 сентября 2010 г. «О единой системе межведомственного электронного взаимодействия».

Федеральные законы Российской Федерации:

- Федеральный закон Российской Федерации от 22 ноября 2011 г. № З8З-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 06 апреля 2011 г. № бЗ-ФЗ «Об электронной подписи»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 24 апреля 2011 г. № 69-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»;

- Федеральный закон Российской Федерации от 5 мая 2014 г. № 97-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Возглавляют инновационную программу «Электронное правительство» директор департамента информационных технологий и связи Правительства Российской Федерации Федулов Владислав Викторович и министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Ни-

кифоров Николай Анатольевич.

25 ноября 2009 года был впервые запущен интернет-портал государственных услуг. 1 апреля 2010 года на портале заработал сервис авторизации («личный кабинет»), что позволило пользователям регистрироваться на сайте и отправлять документы на оформление различного вида услуг, так как ранее была доступна только информационная функция интернет-портала. По данным Росстата 16 октября 2012 года, число пользователей веб-сайта превысило З миллиона человек, а пользователей мобильного приложения - более 400 тысяч человек. Развитие инновационной программы прогрессивно развивалось, и уже в мае 2013 года у граждан появилась возможность входа на веб-сайт с использованием Универсальной электронной карты. На 22 февраля 2014 года количество зарегистрированных пользователей превысило 4 миллиона человек. Это демонстрирует успешное внедрение и эффективное функционирование данного нововведения в области оказания государственных услуг и свидетельствует о развитии информационного общества в Российской Федерации.

В настоящее время значительно увеличился, нежели это было ранее, перечень оказываемых государственных услуг. Для того, чтобы ими воспользоваться, необходимо пройти процедуру регистрации пользователя. Она достаточно проста. На «Портале государственных услуг» существует 3 вида учетных записей: упрощённая, стандартная и подтверждённая. Чтобы получить упрощенную учетную запись, необходимо указать номер мобильного телефона или е-таИ. С помощью упрощенной учетной записи пользователь имеет возможность получить справочную или библиографическую информацию и посмотреть нормативно-правовую базу «электронного правительства».

А чтобы расширить свои возможности и получить дополнительную услугу, в «личном кабинете» необходимо ввести фамилию, имя, отчество, дату рождения, паспортные данные и СНИЛС. После данного шага программа проверяет введенные пользователем данные по базам Пенсионного фонда и Федеральной миграционной службы. Далее, после проверки пользовательских данных, открывается доступ к более широкому спектру услуг, таким как, проверка штрафов ГИБДД, подача заявления на получение патента или на регистрацию товарного знака и т.д.

©

Упрощенная учетная запись

©

Стандартная учетная запись

©

Подтвержденная учетная запись.

- статистически информация

- библиографическая информация

- снедения государственным библиотечных фондов

- штрафы ГИЕДД

- получгн «б патента

- регистрация тоэарного знака

- запись к вран/ (ограниченно)

- получение информаиии об оказанных мед Ycпyпa> (ограниченно)

- информации о тиражах печатных СМИ

и другие услуги

- состояние лицевого счета в Пенсионном фонде

- заявление на попуче»Е зафанпас порта

- проверка налоговой задолженности

- подана налоговой декларации

- регистрация ТС а ГИБДД

- проверка задолженности службе с удебньн приставов

и другие услуги

Рисунок 1 - Схематичное представление об учетных записях пользователей

Подтвержденная учётная запись пользователя позволяет воспользоваться наиболее значимыми услугами, такими, например, как подача заявления на получение загранпаспорта, проверка налоговых задолженностей, подача налоговой декларации, регистрация автотранспортного средства в ГИБДД и многое другое. Для получения таких возможностей и для под-

тверждения учетной записи необходимо подтверждение регистрации на портале. И это возможно при:

- личном посещении специализированного центра «Ростелекома»;

- заказе письма по «Почте России» с кодом подтверждения;

- с помощью средства электронной подписи или УЭК.

Воспользоваться порталом может любой человек и гражданин, т.к. Единый портал государственных услуг предоставляет различный перечь государственных услуг для каждого социального уровня граждан:

- физическим лицам;

- юридическим лицам;

- иностранным гражданам;

- предпринимателям.

В настоящее время гражданам предоставляется возможность оплачивать:

- штрафы за нарушение правил дорожного движения (ГИБДД России);

- требования по исполнительным листам (ФССП России);

- государственные пошлины по услугам «государственная регистрация автомототранс-портных средств и прицепов к ним», «приём квалификационных экзаменов и выдача водительских удостоверений» (ГИБДД России);

- жилищно-коммунальные услуги.

Пользователям предоставляется возможность просматривать статус своих платежей.

Для реализации наиболее эффективной и успешной работы «Портала государственных услуг» создано и применяется приложение для мобильного устройства. Приложение «Госуслуги» предназначено для обеспечения доступа граждан Российской Федерации - пользователей ЕПГУ - к наиболее востребованным услугам:

• информирование о наличии штрафов и их оплата (для ОС iOS, Android);

• информирование о налоговой задолженности;

• извещение о состоянии индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде;

• работа с Каталогом федеральных и региональных услуг при наличии или отсутствии сети Интернет (для ОС iOS, Android);

• возможность построения маршрута до места предоставления государственных услуг на карте (для ОС iOS, Android).

В подтверждение развития информационного общества и успешного функционирования данной инновационной программы своё распространение получила функция «быстрого доступа к центру обслуживания пользователей». Для того, чтобы ее получить, необходимо ввести адрес местонахождения и необходимую функцию, которую пользователь желает осуществить. В короткий период времени пользователь получит в электронном виде адреса ближайших пунктов, куда он может лично обратиться с интересующим его вопросом, а также предоставляется возможность выбора удобных для пользователя приемных часов учреждения. Очень немаловажная функция, которую также предоставляет «электронное правительство», - это восстановление доступа к учетной записи. Для этого необходимо обратиться в Центр обслуживания и предъявить паспорт пользователя и СНИЛС.

За 2014 год на едином государственном портале «gosuslugi.ru» было представлено 144 вида новых услуг, некоторыми из них стали: электронная очередь в детские сады, запись в детский сад, прием налоговой декларации, регистрация товарных знаков, получение патента на изобретения и многие другие.

По статистическим данным и по социологическим опросам (2014 г.) можно сделать вывод, что наибольшей популярностью в РФ обладают следующие услуги:

- штрафы ГИБДД;

- подача заявления на получение загранпаспорта;

- получение информации о налоговой задолженности;

- подача заявления на получение загранпаспорта нового образца для лиц моложе 14 лет;

- оплата жилищно-коммунальных услуг;

- получение уведомлений о пенсионных накоплениях;

- регистрация автотранспортного средства;

- подача налоговой декларации;

- запись на прием к врачу.

В 2014 году показатели посещения веб-сайта «gosuslugi.ru» выросли на шесть миллионов человек. Из них упрощённой регистрацией воспользовались 13% пользователей, проверенной - 22%, подтвержденной - 65%. Общее количество зарегистрированных на 31 декабря 2014 года составило 13 миллионов человек.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Благодаря совершенствованию информационного развития государственных учреждений, в скором времени вступит в силу проект «Почта России», в котором все заказные письма и штрафы ГИБДД, а также и другие официальные сообщения граждане будут получать в электронном виде. Согласно программе, в конце 2015 года «Почта России» прекратит свое существование как ФГУП и с 2016 года будет преобразовано в ПАО (Почтовое акционерное общество). Это комфортабельный и эффективный способ информационно-коммуникативного взаимодействия государства и общества, который является новым шагом к инновационному обществу. Однако вопрос о безопасности передачи электронных писем, считаем мы, все же остается пока открытым, так как интернет-сеть легкодоступна, и разработчикам необходимо позаботится о конфиденциальности.

Развитость информационных технологий в регионах разнообразна. Создание электронного правительства в регионах страны достаточно сложный процесс и сопровождается он текущими проблемами, представленными на рисунке 2.

«Цифровоенеравен-ство» ряда субъектов РФ и опережающее развитие отдельных регионов

< >

I

I . Масштаб проекта. До / ' ■ настоящего времени в современной России не реали-зовыюлось настолько крупных И-проектов, но есть проблемы:

!

Нехватка технических решений

< >

4 Проект«Электронное правительство»-социальный проект, реализуемый в масштабах всей страны

А Процессы создания • .: инфраструктуры ЭП разрознены,нет единства и системности в подходах

Д Наблюдаются высокие риски дезинтеграции элементов, невозможности создания общенациональной инфраструктуры, обеспечивающей универсальностьуслугдля каждого гражданина влюбой точке страны

1

Несовершенство нор-

. * мативно-правовой базы

i

Ассоциация проекта Ш в сознании населения с деятельностью федеральной власти

I

', Разнообразие систем, входящих взлектрон-^—Ы ¡юеправительство

1

< >

Сокращение сроков реализации компонент

< >

< >

А

проекта

( Пристальное внима-* , ниек проекту со стороны первыхлиц государства и общественности

1

( >

Основные риски государства - репутацион-ные риски

\ Бурное развитие элементов инфраструктуры электронного правительства в отдельных регионах с различными подходами к обеспечению информационной безопасности

Ж" ■Ж.

Д Различные решения, различныйуровень проработки и реализации платформы ИБ, различныйуровень специалистов

Рисунок 2 - Создание электронного правительства в регионах Российской Федерации

Краснодарский край находится в первой пятерке регионов по уровню внедрения электронного правительства, по сравнению с 2010 годом, когда он был лишь на 70-м месте рейтинга. По критериям оценки внедрения электронного правительства среди регионов Российской Федерации Краснодарский край занимает ныне 3 место в ЮФО и 7 место в России.

Развитие Портала государственных и муниципальных услуг Краснодарского края происходило в течение длительного периода времени, с дополнениями и модернизацией для более успешного функционирования. Инфраструктура электронного правительства Краснодарского края оценивается в 17 баллов (рис. 3).

Липецкая область -5 место по РФ (185,50 баллов)

Краснодарский край - 7 место по РФ (172,50 баллов)

Нижегородская область - 1 место по РФ (246,25 баллов)

Республика Татарстан- 10 место по РФ (146,00 баллов)

Рисунок 3 - Уровень внедрения электронного правительства среди регионов Российской Федерации

Столица Кубани признана лидером среди муниципалитетов Краснодарского края по уровню инновационных, коммуникационных технологий. В настоящее время в Краснодаре действует два многофункциональных центра. В многофункциональном центре доступно около 128 услуг для различных социальных слоев населения. Наибольшей популярностью в Краснодарском крае пользуются следующие государственные услуги:

- оплата штрафов ГИБДД;

- электронная запись к врачу;

- получение сведений о пенсионных накоплениях;

- получение информации о налоговой задолженности;

- подача заявления на оформление и получение загранпаспорта;

- запись в детские сады;

- получение патента на изобретения.

Кроме этого, Краснодарский край находится в числе регионов - лидеров в реализации проекта «Универсальная электронная карта». На сегодняшний день в крае организованно 11 пунктов выдачи УЭК на базе многофункциональных центров и в отделениях банках - партнеров ОАО «Сбербанк России» и ОАО «УралСиб» - в городах: Новороссийск, Армавир, Сочи, Краснодар. За 2014 год 3500 жителей Краснодарского края уже получили УЭК. Около 4000 жителей подали заявление на получение электронной карты. УЭК - полноценный доступ к государственным и муниципальным услугам Единого портала государственных услуг. Для граждан - это ключ ко многим «дверям», который поможет решать насущные проблемы: оплата услуг ЖКХ, проезда, питания школьников, медицинское обслуживание, социальное обеспечение пенсионеров и многие другие возможности.

На официальном портале «gosuslugi» можно получить доступ к департаментам и министерствам Краснодарского края, которые предоставляют услуги своего ведения различным социальным слоям населения.

Итак, внедрение электронного правительства успешно протекает по всем его этапам. Наблюдается эффективное взаимодействие государства и общества, разрабатываются более совершенные программы модернизации России, которые в скором времени начнут успешно функционировать. Создание информационного общества не стоит на месте: по прогнозам, к

2020 году Российская Федерация полностью перейдет на электронное обслуживание населения, вследствие чего, хранение всего документооборота и личных данных граждан будет осуществляться только в электронном виде. Человечество в своем развитии не стоит на месте, а прогрессивно развивается, создавая постиндустриальное общество.

Список литературы:

1. О мерах по обеспечению перехода федеральных органов исполнительной власти и органов государственных внебюджетных фондов на межведомственное информационное взаимодействие в электронном виде: постановление Правительства Российской Федерации № 1184 от 28 декабря 2011 г. // Российская газета. - 2012. - № 5675.

2. О федеральной государственной информационной системе «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме: Постановление Правительства Российской Федерации № 977 от 28 ноября 2011 г. // Российская газета. - 2011. - № 5650.

3. Об электронной подписи в Российской Федерации: федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ // Российская газета. - 2011. - № 5451.

4. Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг: федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4179.

5. Ирхин Ю.В. «Электронное правительство»: теория и практика // Государственная служба. 2008. № 4. С. 163-173.

6. Электронное правительство: рекомендации по внедрению в Российской Федерации / под ред. Дрожжинова В.И., Зиндера Е.З. - М.: Эко-Трендз, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.