А. А. Корбо
К вопросу об особенностях памяти у детей дошкольного возраста с ОНР
Вопрос развития памяти у детей с общим недоразвитие речи является актуальным, поскольку проблемой развития памяти у дошкольников с речевой патологией занимались немногие отечественные ученые, такие как Л.П. Баданина, В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова, поэтому эта тема недостаточно изучена в настоящее время [1, 3].
Для изучения особенностей памяти детей с ОНР был проведен констатирующий эксперимент, в котором принимали участи 15 дошкольников с ОНР III уровня речевого развития и столько же сверстников с нормальным речевым развитием. Исследование проводилось в 2015 г. на базе ДОУ № 17 «Березка» и ДОУ № 1 «Родничок» в г. Кириши. В методику констатирующего эксперимента вошли задания, направленные на исследование зрительной, слуховой, предметной памяти, использовались разработки Л.А. Головей, А.Р. Лурии, Е.Ф. Рыбалко, Л.С. Цветковой [2, 4, 5].
При анализе результатов исследования было выявлено, что уровни сформированности памяти у детей экспериментальной и контрольной групп существенно различаются.
При исследовании слуховой памяти 70 % испытуемых с нормальным речевым развитием прибегали к проговариванию вслух слов, называемых экспериментатором, что, вероятно, облегчало им выполнение данного задания. В то же время дошкольники с ОНР не пользовались данным приемом, в результате чего большинство испытуемых экспериментальной группы оказались по результатам исследования слуховой памяти на среднем уровне (3 детей), тогда как большая часть дошкольников контрольной группы (13 человек) - на высоком уровне.
Из предложенных на слух 7 слов дети экспериментальной группы называли от 2 до 4 слов, тогда как их сверстники из контрольной группы 5-7 слов. У испытуемых с ОНР встречались ошибки, связанные с повтором уже названных слов, предъявлением новых слов, никак не связанных по смыслу со словами-стимулами, пропусками слова.
Следует отметить, что дошкольники контрольной группы были более мотивированы, сосредоточены, практически не отвлекались, были заинтересованы, в результате, чего нельзя сказать об испытуемых экспериментальной группы.
Результаты исследования зрительной памяти показали, что если дошкольники экспериментальной группы вспоминали от 2 до 4 предметных картинок, то дети контрольной группы - от 5 до 7 изображений. В целом можно отметить, что испытуемые обеих групп справились с данным блоком заданий намного лучше. Этот факт свидетельствует о том,
что зрительная память как в норме, так и при патологии развита лучше, чем слуховая.
Дети обеих групп справились с заданием намного лучше на запоминание предметов, нежели фигур. Возможно, это связано с тем, что большую роль играет семантика в процессе запоминания, ведь известно, что абстрагированный материал запоминается хуже.
По данным проведенного эксперимента можно сделать вывод о том, что у дошкольников с ОНР на более низком уровне сформированности оказались зрительная и особенно слуховая память по сравнению со сверстниками контрольной группы.
Оценивая характер выполнения заданий, можно выделить несколько групп.
В первую группу были включены дети с низким уровнем развития памяти (7 человек). У них наблюдалось снижение всех исследуемых видов памяти. Задание на определение уровня развития слуховой памяти вызвало у детей наибольшие затруднения. Испытуемые не могли полностью назвать все слова, даже после 5 предъявлений. Они придумывали слова, которых нет в задании. Также наблюдался медленный темп выполнения заданий, дети были не сосредоточены, отвлекались, быстро уставали. Дошкольникам было трудно запомнить слова на слух без зрительного подкрепления.
Во вторую группу вошли 5 детей, имеющие уровень развития памяти ниже среднего. Отмечались трудности при исследовании зрительной памяти на фигуры. Они не могли найти все изображения или обводили те, которые не предъявлялись на карточке.
В третью группу вошли дети, имеющие средний уровень развития памяти (3 ребенка). Испытуемые экспериментальной группы были более мотивированы в правильном выполнении заданий.
При обработке результатов мы выявили общие и специфические особенности развития памяти у детей экспериментальной и контрольной групп.
К общим закономерностям развития памяти детей экспериментальной и контрольной групп можно отнести следующее:
1. Испытуемые обеих групп пропускали слова.
2. Лучше всего они справились с заданием, направленным на исследование зрительной памяти.
3. Дети были более успешны при запоминании предметных картинок, по сравнению с предъявлением фигур.
Среди специфических трудностей у испытуемых с ОНР можно выделить следующие:
1. Меньший объем запоминаемого материала (как зрительно, так и на слух).
2. Привнесение новых слов, в том числе семантических далеких, отсутствующих при первоначальном предъявлении стимульного материала.
3. Быстрое истощение при выполнении заданий, связанное с утомлением.
4. Отказ от выполнения заданий (7 % от числа детей экспериментальной группы).
Описанные нами особенности памяти свидетельствуют о необходимости проведения психокоррекционной работы, направленной на развитие произвольной памяти, особенно слуховой.
Список литературы
1. Баданина Л.П. Психология познавательных процессов: учеб. пособие. - М.: Флинта; МПСИ, 2008. - 240 с.
2. Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
3. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. - СПб.: КАРО, 2007. - 544 с.
4. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. - М., 1973.
5. Цветкова Л.С. Методика нейропсихологической диагностики детей. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: Рос. пед. агентство; Когито-центр, 1998. - 128 с.
С. В. Кудрявцева
Развитие речевой активности у детей старшего дошкольного возраста с ТНР
Речь - одна из центральных важнейших психических функций, «зеркало» протекания мыслительных операций, эмоциональных состояний, средство самореализации и вхождения в социум. В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования одним из целевых ориентиров является хорошее владение ребенком устной речью: умение выражать свои мысли и желания, проявлять инициативу в общении, задавать вопросы, делать умозаключения, пересказывать сказки, рассказывать стихи, составлять рассказы по серии сюжетных картинок или по сюжетной картинке, творческие рассказы.
Недостаточное развитие речевых средств и познавательной активности у детей с ОНР ограничивает круг их общения, способствует возникновению замкнутости, безынициативности, нерешительности, стеснительности; порождает специфические черты речевого поведения - неумение устанавливать контакт с собеседником, поддерживать беседу (Ю.Ф. Гаркуша, С.А. Миронова, Л.Г. Соловьева, Е.Г. Федосеева и др.). В свою очередь, низкий уровень общения замедляет темп развития речи и других психических процессов (Л.Г. Галигузова, А.Г. Рузская, Т.В. Сенько, Е.О. Смирнова и др.). Следовательно, гармоничное воспитание личности ребенка не мыслится вне развития его речевой активно-