звуков. Привлечение проговаривания улучшало условия дифференциации звуков, что нашло свое отражение в результатах исследования.
Помимо выраженных нарушений фонетико-фонематических компонентов речи, нами были выявлены специфические отклонения в состоянии грамматического строя дошкольников с ринолалией. В процессе составления связного монологического высказывания у детей отмечались ошибки согласования слов в предложениях. Исследование фонетических условий слухового восприятия морфологических частей слова показало, что при восприятии и различении корневых частей слов ошибки практически не наблюдались. Наибольшие трудности представляла дифференциация и звуковой анализ закорневой части слов: суффиксов и окончаний. Данные нарушения наблюдались у 60 % детей. По-видимому, данные нарушения обусловлены акустической и артикуляционной трудностью слухового восприятия и воспроизведения закорневых частей слов. Данный факт подтверждает положение о первичности фо-нетико-фонематических нарушений в структуре речевого дефекта у детей с ринолалией.
Выявленные в ходе эксперимента речевые нарушения будут положены в основу разработки содержания системы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с ринолалией.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель,
2007.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практ. пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - М.: Владос, 2004.
4. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф. и др. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш и др. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.
5. Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. и др. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1989.
6. Соболева Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. - М.: ACT; Астрель, 2006.
А. В. Рябева
Результаты исследования произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих сверстников не только уровнем речевого развития, но и отклонением от нормы в состоянии нервно-психической сферы [4]. В исследованиях, посвящен-
ных изучению особенностей детей с нарушениями речи (И.Т. Власенко, А. Гермаковска, А.Н. Корнев, Е.М. Мастюкова и др.) отмечается, что у детей с речевой патологией часто имеет место сложное сочетание нарушений речи и познавательной деятельности. В ряде работ указывается, что и у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются нарушения психических процессов, в том числе и внимания.
Внимание является главным компонентом для осуществления познавательных процессов. В отношении речи внимание обладает определенным своеобразием, так как, с одной стороны, обслуживает процесс порождения речи, а с другой - речь сама выступает как средство направления внимания и контроля [1].
Для того чтобы полноценно овладеть речью, у ребенка должно быть сформировано внимание к речи окружающих его людей. При этом важными являются как слуховое, так и зрительное внимание. Благодаря слуховому ребенок усваивает правильное произношение звуков, словоизменение и словообразование, словарь. С помощью зрительного внимания дети могут отмечать особенности произнесения тех или иных звуков. Каждый из видов внимания обладает определенными свойствами, которые также являются очень необходимыми для развития речи. Так, полноценный объем внимания помогает детям понять и усвоить слова и фразы. Концентрация внимания помогает понять основную мысль высказывания, а устойчивость - длительное время воспринимать речь говорящего.
Целью проведенного эксперимента являлось изучение уровня развития произвольного внимания у детей с ОНР старшего дошкольного возраста. За основу методики констатирующего эксперимента были взяты диагностические материалы Р.С. Немова, А.А. Осиповой, Л.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко [2; 3; 5]. Испытуемым контрольной и экспериментальной групп (детям с нормальным речевым развитием и детям с ОНР) было предложено выполнить 12 заданий, с помощью которых изучались особенности и видов (слуховое, зрительное) и свойств (объема, концентрации, распределения, переключения, устойчивости) произвольного внимания. Анализируя результаты экспериментальных данных, можно отметить следующие.
У детей с ОНР старшего дошкольного возраста выявлено недостаточное развитие как свойств, так и видов произвольного внимания. Большинство испытуемых с ОНР выполняли диагностические задания с большим количеством ошибок, реже замечали и исправляли допущенные ошибки, нежели дети без данного речевого нарушения. Особенности произвольного внимания дошкольников с ОНР проявлялись и в частых отвлечениях на внешние раздражители. Испытуемым с ОНР было трудно сосредоточиться на анализе условий заданий, поиске различных способов и средств в ходе их выполнения.
Недостаточность развития свойств произвольного внимания выражалась следующим образом. Так, невысокий уровень объема внимания проявлялся в небольшом количестве объектов, охватываемых вниманием одновременно. Детям было трудно одномоментно воспринять серию предметов, чаще всего ошибки возникали по той причине, что испытуемые заостряли внимание на нескольких из них и не успевали проанализировать остальные. В результате при выполнении заданий дети не могли назвать все те предметы, которые были продемонстрированы экспериментатором.
Распределение внимания испытуемых экспериментальной группы характеризовалось трудностью выполнения двух или более видов деятельности с удержанием на них своего внимания. Дети не сразу понимали инструкцию и что требуется сделать. Некоторые испытуемые начинали выполнять задание верно, а затем переходили на осуществление только одного из необходимых видов деятельности.
При выполнении заданий на исследование уровня развития переключения внимания затруднения испытуемых с ОНР были связаны с произвольным перемещением внимания с одного предмета или действия на другие. Дети сосредотачивались на выполнении какого-либо действия, а когда инструкция менялась и нужно было переключиться на другое задание, то испытуемые могли продолжать осуществлять предыдущее упражнение, либо делать новое, но через некоторое время все равно возвращаясь к выполнению предыдущего.
Недостаточность устойчивости произвольного внимания у испытуемых проявлялась в небольшом количестве времени, в течение которого дети могли поддерживать свое внимание на объекте деятельности. Дошкольники выполняли задание на диагностику данного свойства внимания по-разному. Некоторые делали задание быстро, особо не обдумывая, насколько верно они его выполняют. Другие же, наоборот, делали в медленном темпе, отвлекаясь даже на незначительные зрительные или слуховые внешние раздражители. Затруднения в концентрации внимания у детей с ОНР не позволяли им сосредоточить внимание на нужном предмете среди остальных, не столь важных. Дети не могли проанализировать определенный объект или действие с ним. Чаще всего испытуемые неосознанно переключали свое внимание на менее значимый объект, не возвращаясь к нужному.
При анализе особенностей произвольного внимания нужно учитывать как развитие его свойств, так и видов. При исследовании слухового внимания дети с ОНР к середине выполнения задания утомлялись и переставали сосредоточенно вслушиваться и анализировать сказанное экспериментатором.
Осуществление заданий на исследование зрительного произвольного внимания сопровождалось отвлечениями от задания и переводом взгляда на окружающие объекты или действия.
Стоит отметить, что у части детей контрольной группы также наблюдалось недостаточное развитие свойств и видов внимания. Однако чаще всего ошибки в заданиях были связаны с утомлением детей к концу выполнения задания и, вследствие этого, отвлечениями на внешние раздражители. У детей с ОНР отвлечения и ошибки присутствовали на протяжении всего времени выполнения деятельности.
Наиболее сложными для испытуемых как контрольной, так и экспериментальной групп оказались задания на диагностику распределения внимания. Это может быть связано с тем, что детям данного возраста еще трудно дифференцировать при параллельном выполнении два вида деятельности и делать их одинаково качественно.
По результатам количественного и качественного анализа экспериментальных данных у дошкольников с ОНР и детей без данного нарушения была выявлена неоднородность развития произвольного внимания. В зависимости от степени выраженности и характера его недоразвития среди всех испытуемых было выделено три подгруппы детей.
В первую подгруппу (с условно «низким» по отношению ко всем полученным результатам уровнем развития произвольного внимания) вошли пятеро детей с ОНР. У двоих детей ОНР было обусловлено моторной алалией, у троих детей ОНР проявлялось на фоне стертой дизартрии. Изучение историй развития испытуемых показало наличие осложнений в пренатальном и натальном периодах развития. Выполнение заданий на исследование развития произвольного внимания детьми первой подгруппы показало равномерный характер недоразвития всех свойств видов и внимания. Детям было очень сложно сосредоточиться на выполнении заданий. Обычно испытуемые этой подгруппы начинали выполнять их с интересом, но через небольшой промежуток времени они отвлекались, невнимательно слушали инструкцию и замедляли темп выполнения задания. Детям очень сложно было довести выполнение задания до конца, они ерзали, вставали и в целом вели себя неспокойно. У испытуемых преобладала игровая деятельность и, следовательно, задания, которые были даны в игровой форме, выполнялись лучше. Можно отметить у данных испытуемых и низкий уровень саморегуляции, развитие которой связано с уровнем развития произвольного внимания.
Вторую группу (с условно «удовлетворительным» уровнем развития произвольного внимания) составили семеро детей с дизонтогенети-ческим вариантом ОНР (по Е.М. Мастюковой) и трое детей из контрольной группы. Наибольшие трудности у дошкольников данной подгруппы отмечались при выполнении заданий на диагностику распределения, концентрации и объема произвольного внимания. Недостатки распределения внимания проявлялись в том, что дети путались в последовательности действий при выполнении задания, допускали ошибки. Часть испытуемых к концу задания испытывали утомление и
затруднялись распределять внимание на видах выполняемой деятельности и поэтому переходили к выполнению только одного из них. В ряде случаев дети, наоборот, в начале выполнения задания допускали ошибки, а затем их действия автоматизировались, и они правильно продолжали выполнять его.
Недостаточный уровень объема внимания выражался в том, что дети не успевали охватить вниманием все предметы, представленные экспериментатором, за заданное количество времени. В результате, испытуемые не полностью воспроизводили предъявленные ранее объекты. Задания, предложенные для диагностики концентрации произвольного внимания, также были сложны детям второй подгруппы. Испытуемые не могли сосредоточиться на каком-то определенном объекте, их внимание рассеивалось. Обычно это происходило в конце выполнения задания, так как дети утомлялись и могли переключить внимание на какой-то внешний фактор, а после возвращения к выполнению задания уже не могли сконцентрироваться на нужном объекте. Ошибки при выполнении заданий у детей данной подгруппы отмечались в связи с отвлекаемостью на внешние раздражители, недостатком волевых усилий и утомляемостью к середине или концу выполнения задания.
В третью подгруппу (с условно «высоким» уровнем развития произвольного внимания) вошли девять детей с нормальным речевым развитием. Дети данной подгруппы показали высокие результаты при выполнении всех диагностических заданий. Однако стоит отметить, что у многих детей наблюдались затруднения при выполнении заданий на распределение и устойчивость внимания, которые проявлялись в виде единичных ошибок, связанных с утомляемостью после выполнения нескольких заданий.
Анализируя результаты констатирующего исследования произвольного внимания у детей старшего дошкольного возраста, можно сделать следующие выводы.
Детям с общим недоразвитием речи свойственны особенности произвольного внимания, которые проявляются в недостаточном развитии его видов и свойств.
У детей с более низкими показателями развития внимания наблюдалось и более выраженное недоразвитие речи, что позволяет предположить взаимосвязь в развитии речи и произвольного внимания детей.
Высокий уровень развития произвольного внимания не наблюдался ни у одного ребенка с общим недоразвитием речи.
У детей с ОНР с одинаковым уровнем речевого развития может наблюдаться разный уровень произвольного внимания. Дети, которые не имеют отягощенного анамнеза, демонстрируют более высокий уровень развития внимания. Стоит отметить, что и уровень саморегуляции у таких детей выше.
В целом результаты исследования подтвердили, что детям с ОНР необходимо целенаправленное совершенствование произвольного внимания в структуре логопедического воздействия по преодолению недоразвития речи.
Список литературы
1. Калягин В. А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. -СПб.: КАРО, 2007. - 544 с.
2. Немов Р.С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. -4-е изд. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. - 640 с.
3. Осипова А.А., Малашинская Л.И. Диагностика и коррекция внимания. - М.: ВЛАДОС, 2003 - 245 с.
4. Парамонова Л. Г. Логопедия для всех. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 416 с.
5. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / под ред. Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Речь, 2002. - 694 с.
О. В. Рябова
Нейропсихологический подход в логопедической работе с детьми с ОВЗ в условиях ППМС-центров
Актуальность комплексной диагностики дошкольников и младших школьников доказана с каждым годом возрастающим количеством обращений родителей с детьми, которые испытывают трудности при усвоении дошкольной и школьной образовательных программ.
Первая проблема, которую видят родители и педагоги, это то, что «ребёнок плохо говорит», «пишет с ошибками», «медленно и с ошибками читает». Соответственно логопед оказывается первым специалистом, к которому идёт родитель со своим ребёнком.
Таким образом, перед логопедом ставится задача не только комплексной диагностики, но и определение перспективы (прогноза) развития ребёнка, а также выбор оптимальной коррекционной программы для каждого ребёнка с ОВЗ и не только.
Благодаря исследованиям учёных и активному распространению нейропсихологического подхода в диагностике, профилактике и коррекции трудностей обучения у детей (как школьников, так и дошкольников) мы имеем больше возможностей помочь детям с ОВЗ. Современные ведущие нейропсихологи (Т.В. Ахутина, С.Н. Котягина, Ю.В. Микадзе, Н.Н. Полонская, Н.М. Пылаева, А.В. Семенович, Л.С. Цветкова, Л.В. Яб-локова и др.) разработали различные методики, благодаря которым мы имеем возможность [1]:
- выявить сильные и слабые компоненты ВПФ (высших психических функций) ребёнка;