Научная статья на тему 'Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи'

Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
5919
1052
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи»

3. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. Книга для логопедов. - М.: ВЛАДОС, 1997.

4. Тараканова А.А. Логопедическая работа по формированию мыслительных операций в системе коррекции дисграфии у младших школьников: ав-тореф. дис. канд. пед. наук. - СПб.: ЛГУ, 2001.

5. Цветкова Л.С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление. - М., 1997. - 140 с.

6. Щукин А. В. Интеллектуально-личностные особенности детей с дис-графией в младшем школьном возрасте: автореф. дис. канд. псих. наук. - СПб.: СПбГУ, 2006.

Е. А. Логинова, С. А. Юдина

Особенности развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Невербальные психические функции развиваются в тесном взаимодействии с речью, обеспечивают процесс активного познания мира ребенком, возможность успешного изучения окружающей действительности, преодоление препятствий и решение различных задач. Они активно участвуют в процессе овладения родным языком: накоплении словаря, овладении фонетической системой языка, освоении лексико-грамматического строя речи. В дошкольном возрасте мышление, внимание и память продолжают активно развиваться, и от того насколько полноценным будет это развитие, напрямую зависит качество будущей жизни человека [3, 4].

Вербальные и невербальные психические функции в онтогенезе развиваются взаимосвязанно: как развитие речи влияет на развитие внимания, памяти, мышления, так и развитие неречевых психических функций играет значимую роль в развитии речи. Состояние мышления, внимания и памяти человека неизбежно отражается на состоянии его речи. Этот факт делает необходимым более детальное и всестороннее изучение особенностей невербальных психических функций у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи (ОНР).

В настоящее время ученые отмечают увеличение распространенности и усложнение общего недоразвития речи у дошкольников. Это может быть связано с неблагоприятными воздействиями внешней среды, ослабленным здоровьем матерей, патологией в родах, инфекционными и хроническими заболеваниями малыша, а также отрицательными социальными и психологическими факторами.

Психолого-педагогическое изучение дошкольников с ОНР позволяет рассматривать речевую патологию в тесной взаимосвязи с

208

развитием высших психических функций. Многие исследователи указывают на неоднородность группы детей с ОНР с точки зрения структуры дефекта и степени выраженности дефицита вербальных и невербальных функций. Отклонения в психическом развитии детей с общим недоразвитием речи могут зависеть как от поражения центральной нервной системы, т. е. от той же причины, которой часто определяется и сама речевая патология, также и от самой речевой недостаточности. Последнее определяется тем, какую роль играет речь в психическом развитии ребенка [1,2,5].

Как известно, период дошкольного возраста является наиболее благоприятным для всестороннего развития. При ранней диагностике и оказании коррекционно-педагогической помощи детям с ОНР можно преодолеть у них вторичное психическое недоразвитие до начала систематического обучения в школе.

С целью изучения особенностей развития неречевых психических функций у детей младшего дошкольного возраста с ОНР (второй уровень развития речи) по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием было проведено констатирующее исследование. Анализ результатов исследования позволил сделать следующие выводы.

У большинства обследованных дошкольников с ОНР наблюдалось недостаточное по сравнению с возрастной нормой развитие невербальных психических функций. Так, внимание детей с ОНР характеризовалось недостаточностью устойчивости, распределения, концентрации и объема. Низкая концентрация внимания проявлялась в неспособности удерживать внимание на одном объекте при отвлечении от остальных. Недостаточность распределения внимания выражалась в трудности удержания во внимании нескольких объектов при переключении на другой. Для многих дошкольников с ОНР оказалось невозможным длительное удержание объекта в сфере внимания.

Исследование памяти дошкольников с ОНР показало, что у части детей данной группы недостаточно развиты как слуховая, так и зрительная память. Это проявлялось в недостаточном объеме запоминания и неполноценной структуре процесса запоминания слов и изображений. При выполнении соответствующих заданий дети воспроизводили недостаточное количество слов. Воспроизводимые по памяти изображения отличались большим количеством неточностей. Недостаточное развитие слуховой и зрительной памяти, способности детей к запоминанию и воспроизведению информации усугублялось недостаточным развитием внимания. Следует заметить, что больше всего у детей с ОНР страдает слуховая память.

209

Особенности мышления детей с ОНР, выявленные в процессе исследования, свидетельствуют о его недостаточном развитии. Неполноценным оказалось состояние как наглядно действенного, так и наглядно образного мышления. При выполнении исследовательских заданий дошкольники с ОНР не выделяли общих признаков представленных фигур и не могли разделить их на группы по сходству, не выделяли причинно-следственные связи, не справлялись с задачами на обобщение. Наблюдаемые особенности могли быть связаны с качественным своеобразием мыслительных операций, несформированностью у детей операций анализа, синтеза, сравнения и обобщения.

По результатам проведенного исследования можно предположить, что недостаточное развитие неречевых психических функций приводит к тому, что воспринимаемая детьми с ОНР информация неполноценна по объему и качеству, слабо стимулирует дальнейшее развитие детей и приводит к недостаточному уровню сформи-рованности представлений об окружающей действительности.

По результатам количественного и качественного анализа экспериментальных данных у дошкольников с ОНР была выявлена неоднородность развития неречевых психических функций. В зависимости от степени выраженности недоразвития невербальных психических функций было выделено две подгруппы детей.

Первую подгруппу составили семеро детей, продемонстрировавших наиболее низкий уровень развития памяти, внимания и мышления. Для них в процессе исследования были характерны быстрая утомляемость, возрастание числа ошибок к концу выполнения задания, невнимательность, повышенная отвлекаемость, медлительность. Речь этих детей недостаточно разборчива, отличается особой бедностью лексико-грамматических средств. Это дети, у которых ОНР сочеталось со стертой дизартрией. В их анамнезе отмечено воздействие многочисленных неблагоприятных факторов в раннем периоде развития. Отмечались также неблагоприятные условия окружения и воспитания. Так, двое из семерых детей воспитывались в неполной семье, а в одном случае в семье наблюдался билингвизм. У всех детей была диагностирована перинатальная энцефалопатия, а у большей части детей поставлен диагноз гиперактивность. Большинство детей соматически ослаблены, часто болеют.

Во вторую подгруппу вошло пятеро детей с ОНР. Результаты выполнения экспериментальных заданий на исследование неречевых функций у этих детей были значительно выше, чем у дошкольников из первой подгруппы. Однако у них отмечались более низкие, чем у дошкольников с нормальным речевым развитием, показатели

210

состояния произвольного внимания, памяти и мышления. Речь детей, вошедших во вторую подгруппу, была более разборчива и разнообразна по использованию лексико-грамматических средств. У этих детей наблюдался дизонтогенетический вариант ОНР. Анализ анамнеза и данных медицинских обследований детей, составивших вторую подгруппу, показал, что эти испытуемые не имели выраженных нервно-психических нарушений и поражений ЦНС. В анамнезе не было указаний на выраженные отклонения в протекании беременности и родов.

В целом результаты исследования показали, что контингент младших дошкольников с ОНР (со вторым уровнем развития речи) неравномерен по степени сформированности невербальных психических функций. Прослеживается взаимосвязь степени выраженности речевого недоразвития детей и уровня развития у них невербальных психических функций. Так, у детей с более выраженным недоразвитием речи, осложненным клинической симптоматикой, более выражено и недоразвитие неречевых психических функций. Результаты исследования свидетельствуют о том, что недоразвитие речевых и неречевых психических функций взаимосвязано и часто недостаточное развитие речи усугубляет недостатки внимания, памяти и мышления, а недостаточное развитие невербальных психических функций, в свою очередь, отрицательно сказывается на развитии всех сторон речи.

Логопедическая работа по развитию речевых функций детей с ОНР должна осуществляться параллельно с совершенствованием у них неречевых психических функций. Коррекция речевого недоразвития должна основываться на системном подходе и учитывать связи развития речи детей со становлением у них психических функций, а также особенности раннего развития таких детей.

Список литературы

1. Волковская Т.Н. Сравнительное изучение нарушений мыслительной и речевой деятельности у дошкольников с ЗПР и ОНР. - М., 1999.

2. Воронова А. П. Логопедическая работа по профилактике дисграфии в условиях детского сада для детей с нарушениями речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. П. Воронова. - СПб., 1993.

3. Выготский Л.С. Мышление и речь. - М., 1971.

4. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. - М., 1959.

5. Нестерова Т.В. Коррекционно-педагогическая работа по формированию наглядно-образного мышления у дошкольников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.

211

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.