5. Белянин В.П. Основы психолингвистической диагностики: модели мира в литературе. - М., 2000. - 248 с.
6. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. - Т. 2. Проблемы общей психологии / под ред. В.В. Давыдова. - М., 1982. - С. 297-346.
7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М., 2009.
- 144 с.
8. Гузий Ю.А. Нарушения формирования чтения «про себя» и их коррекция у учащихся младших классов общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 22 с.
9. Зимняя И.А. Смысловое восприятие речевого сообщения // Теория речевой деятельности. - СПб., 2000. - С. 111-120.
10. Зорькина О.С. О психолингвистическом подходе к изучению текста // Язык и культура. - Новосибирск, 2003. - С. 205-210.
11. Карачевцева И.Н. Формирование смыслового компонента читательской деятельности младших школьников с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2012. - 26 с.
12. Лурия А.Р. Речь и мышление. - М., 1975. - 120 с.
13. Лурия А.Р. Язык и сознание. - М., 1979. - 319 с.
14. Мочалова Л.Н. Диагностика сформированности анализа текста у школьников с недоразвитием речи посредством стандартизированной методики: дис. . канд. пед. наук. - М., 2011. - 168 с.
15. Мыркин В.Я. Текст, подтекст, контекст // Вопр. языкознания. - 1976. - № 2.
- С. 87.
А. В. Москалец
Особенности развития слухоречевой и зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Актуальной проблемой в логопедии является всестороннее изучение общего недоразвития речи, которое характеризуется несформиро-ванностью всех средств языка и является наиболее распространенным речевым нарушением у детей дошкольного возраста.
На фоне системных речевых нарушений у детей с ОНР задерживается развитие психических процессов и не формируются коммуникативные навыки. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование сенсорной, интеллектуальной и аффективно-волевой сфер: при относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания, в частности, они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий, что значительно осложняет полноценное общение и дальнейшее обучение детей с речевой патологией [2; 5; 6].
Рассматривая речевые нарушения у детей, многие ученые отмечают их взаимосвязь с состоянием других высших психических функций, в том числе с памятью [1; 2; 3; 4; 7]. Исследования мнестической деятельности у детей с общим недоразвитием речи обнаруживают ее качественное своеобразие.
Выбор зрительной и слухоречевой видов памяти в качестве объекта исследования не случаен, так как небольшое количество специальных исследований, посвященных анализу особенностей памяти и условиям ее развития у детей с недоразвитием речи, не обеспечивает потребности коррекционно-педагогического процесса.
В констатирующем эксперименте принимали участие двенадцать дошкольников 5,5-6 лет с логопедическим заключением ОНР (III уровень речевого развития) и двенадцать детей того же возраста с нормальным речевым развитием. Исследование проводилось на базе ГБДОУ компенсирующего вида № 90 г. Норильска.
При выполнении заданий на исследование памяти поведение детей с ОНР характеризовалось рядом особенностей: отвлекаемостью при прослушивании инструкции, повышенной истощаемостью внимания в процессе деятельности, быстрой утомляемостью, что во многом обусловливало появление различного рода ошибок. Задания дети выполняли медленно. Им было необходимо повторное предъявление инструкции, показ образца выполнения задания или конкретные указания к действиям. При выполнении заданий у детей с ОНР прослеживалась тенденция к повторному называнию запомнившихся слов, картинок, фигур или воспроизведение несуществующего в задании материала.
У детей с ОНР в большей мере, чем у дошкольников контрольной группы обнаруживались различия уровня развития произвольной памяти в зависимости от модальности раздражителя (зрительного или слухового). Так, детям с патологией речи было гораздо труднее выполнить задания в условиях восприятия слухового материала, чем в условиях восприятия зрительного. При этом у некоторых детей с ОНР наблюдались затруднения зрительного соотнесения необходимой картинки с услышанным словом, что связано с недостаточной сформированностью значений слов.
Результаты исследования показали, что общие групповые показатели состояния слухоречевой и зрительной памяти у детей с ОНР значительно ниже аналогичных показателей дошкольников без речевых нарушений, а процесс мнестической деятельности у дошкольников с ОНР имеет специфические особенности. Данные особенности проявлялись в нарушении основных процессов памяти - запоминания, сохранения, воспроизведения информации.
Так, исследование позволило сделать вывод о том, что у детей с ОНР существенно снижена продуктивность запоминания, по сравнению с детьми контрольной группы. У испытуемых с ОНР запоминание не являлось целенаправленным процессом, у них отмечалась недостаточная сформированность преимущественных стратегий запоминания.
В ходе выполнения диагностических заданий дошкольники с ОНР испытывали выраженные затруднения удержания в памяти предъявля-
емых слов-стимулов, заменяли слова, воспроизводили лишь часть предъявленных слов. Особенно ярко это было выражено у детей, ОНР которых сопровождалось неврологической симптоматикой.
Показатели объема кратковременной памяти, динамики и скорости запоминания у испытуемых с ОНР и нормальным речевым развитием также были разными. Большинство детей с ОНР не удерживали зрительные и словесные стимулы, допускали многочисленные ошибки (замены, пропуски, привнесения слов из других заданий, контаминации). При отсроченном воспроизведении информации у детей с ОНР наблюдались трудности актуализации слов из долговременной памяти.
Результаты экспериментального исследования, сопоставительный анализ развития памяти детей без нарушений речи и детей с ОНР показали, что у испытуемых с ОНР отмечались следующие особенности памяти: недостаточный объем запоминаемого материала; трудности в припоминании слов; быстрое забывание воспринятого материала; качество запоминания слухового материала зависело от частоты употребления слов в быту и сложности их произношения.
В целом результаты исследования позволяют сделать следующие выводы:
- дошкольники с ОНР имеют более низкий уровень развития памяти по сравнению с детьми с нормальным речевым развитием;
- для выполнения заданий детям с ОНР требуется не только больше времени, чем детям без нарушений речи, но и неоднократное повторение инструкции;
- при воспроизведении воспринятого материала дети с ОНР допускают больше ошибок, чем дети с нормальным речевым развитием;
- типичные ошибки при воспроизведении речевого материала характеризуются тем, что запоминается не слово полностью (смысл + форма), а только смысл, что в свою очередь приводит к заменам слов другими, из одного семантического поля с исходными;
- самые низкие показатели состояния памяти выявлены у детей, ОНР которых сопровождалось неврологической симптоматикой.
Анализ результатов выполнения детьми экспериментальных заданий позволил выделить три группы детей с разными уровнями развития слухоречевой и зрительной видов памяти.
Первую группу составили дети с высоким (на фоне всех результатов данного исследования) уровнем развития слухоречевой и зрительной памяти. Эти дети справлялись с заданиями, демонстрируя высокие результаты. В эту группу вошли десять детей из контрольной группы и два участника из экспериментальной группы с логопедическим заключением общее недоразвитие речи.
Вторую группу составили дети со средним уровнем развития слухоречевой и зрительной памяти. В эту группу вошли два ребенка из контрольной группы и восемь дошкольников с общим недоразвитием речи в
V « \ /
сочетании со стертой дизартрией. У данных испытуемых отмечались
низкая динамика запоминания, недостаточный объем слухоречевой и зрительной памяти. Дети второй группы продемонстрировали при выполнении заданий повышенную отвлекаемость, затруднения в концентрации внимания при выполнении заданий.
Третью группу составили двое дошкольников с ОНР в сочетании со стертой дизартрией с низким уровнем развития слухоречевой и зрительной памяти. Испытуемые этой группы с трудом запоминали инструкции к тестам. В ходе выполнения заданий дошкольники допускали много ошибок, испытывали значительные затруднения в удержании в памяти материала, особенно воспринимаемого на слух. Память детей характеризовалась низким объёмом запоминаемого материала, малой продолжительностью сохранения информации, неточностью воспроизведения. На момент исследования у этих испытуемых отмечались проблемы неврологического характера, слабость соматического здоровья.
В исследовании было установлено несколько корреляций. Так, выявлена взаимосвязь степени выраженности недоразвития речи с уровнем развитием памяти: чем более выражено у детей недоразвитие речи, тем ниже показатели развития памяти.
В процессе выполнения детьми диагностических заданий у большинства детей с ОНР наблюдались нарушения устойчивости, распределения, переключаемости и концентрации внимания. При этом, у детей с неполноценным вниманием показатели развития памяти были значительно ниже, чем у дошкольников, способных к концентрации и переключению внимания. Это позволяет сделать вывод о том, что недостаточность памяти усугубляется недоразвитием у детей произвольного внимания.
Результаты исследования позволяют сказать о том, что в систему коррекционной логопедической работы с детьми с ОНР должна быть включена и целенаправленная работа по развитию у них слухоречевой и зрительной памяти.
Список литературы
1. Власенко И.Т. Особенности словесного мышления взрослых и детей с нарушениями речи. - М.: Педагогика, 1990. - 184 с.
2. Калягин В.А., Овчинникова Т.С. Психология лиц с нарушениями речи. - СПб.: КАРО, 2007. - 544 с.
3. Лалаева Р.И. Взаимосвязь в развитии интеллекта и языковой способности у детей при нормальном и нарушенном онтогенезе // Логопедия. - 2005. - № 1. - C. 7.
4. Лагутина A.B. Логопедическая работа по формированию функционального базиса чтения у детей 4-5 лет с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2007. - 24 с.
5. Мастюкова Е.М. О расстройствах памяти у детей с недоразвитием речи // Дефектология. - 1972. - № 5. С. 12-17.
6. Чурсина Н.П. Особенности формирования памяти у детей шести лет с общим недоразвитием речи: автореф. дис. ... канд. псих. наук. - М., 2005. - 24 с.
7. Филичева Т.Б., Чевелева H.A., Чиркина Г.В. Нарушение речи у детей. - М.: Профессиональное образование, 1993. - 50 с.