Сигналы БОС видны на экране компьютера наподобие зрительных образов, меняющихся в зависимости от вдоха и выдоха (чередования слайдов, постепенного появления текста и т. п.), в виде звуковых сигналов (пороговых включений и выключений, модификаций направленности и т. д.).
Комплекс предоставляет тотальный контроль преобразований функционального состояния человека в состоянии покоя и при речевых заданиях, в свою очередь, делает возможным постепенное повышение качества речи методом БОС.
Программа проводит синхронную переработку ЧСС и ЧД с методическим заданием необходимых характеристик по длительности вдоха/выдоха, постепенностью появления текстовых данных на выдохе и распознаванием по каналам мультимедийной БОС отклонений полученных данных от заданных. Конструкция программы на модульной основе даёт возможность беспрепятственно планировать сеанс и осуществлять руководство над его проведением.
Таким образом, используя в своей работе весь комплекс образовательных технологий, с учетом индивидуального своеобразия детей можно не только лишь развивать устно-речевую основу у дошкольников, но и заметно сократить время коррекции речевых недостатков.
Список литературы
1. Сметанкин А. Открытый урок здоровья. - СПб.: Питер, 2005.
2. Об оценке эффективности лечения методом БОС: информ. письмо.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия,
2003.
Е. И. Редозубова, Л. Р. Лизунова
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией
Состояние фонетико-фонематических компонентов является одной из важнейших предпосылок овладения ребенком коммуникативной культурой. Указанной проблематикой занимались В.М. Мессина, Г.В. Кручин-ский, Ю.М. Вернадский, Н.И. Каспарова, Б.Я. Булатовская и др. Исследования Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чир-киной и Т.А. Ткаченко, посвященные изучению фонетико-фонематического недоразвития речи, показали, что его основным признаком является незаконченность процессов становления и дифференциации звуков. В своих трудах ученые отмечали, что полноценное восприятие и воспроизведение фонем имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма [5].
Дети, которые имеют в структуре речевого дефекта нарушения зву-копроизношения, сопровождающиеся нарушениями или искажениями процессов фонемообразования, оказываются неподготовленными к качественному освоению языковых и речевых компонентов как устной, так и письменной речи. Помимо других к данной категории относятся дети с нарушениями речи в структуре ринолалии.
Специфика речевых расстройств при данном виде речевого нарушения определяет вторичное патогенетическое недоразвитие фонематических процессов детей, что затрудняет процесс овладения грамотой и в большинстве случаев в школьном возрасте ведет к нарушениям письменной речи.
Именно поэтому коррекция нарушений речи у детей с ринолалией требует организации специальной логопедической работы, что, в свою очередь, обусловливает необходимость совершенствования средств и содержания коррекционно-развивающего воздействия.
Выбор путей коррекции определяется состоянием фонетико-фонематических процессов, которое необходимо осуществлять на основе применения адекватных диагностических приемов. С целью исследования специфики фонетико-фонематических нарушений речи у детей с ринолалией, а также определения методов преодоления указанных отклонений нами проведено обследование 10 детей 5-6 лет с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (по заключениям ПМПК). Констатирующий эксперимент проходил на базе лечебно-консультационного центра по лечению и диспансеризации детей с врожденной патологией челюстно-лицевой области г. Перми. В ходе исследования мы ориентировались на следующие методы:
- теоретический анализ педагогической, логопедической и медицинской литературы по теме исследования;
- констатирующий эксперимент;
- количественную и качественную обработку полученных данных экспериментального исследования.
Экспериментальное исследование состояния речевых средств у детей дошкольного возраста с ринолалией проводилось по 5 методикам, а именно: методика сбора общих и анамнестических данных, функций моторного праксиса, просодических компонентов речи, состояния фонетической стороны речи и состояния фонематических процессов.
В основу данных методик положены методики Л.А. Зайцевой [4], Т.В. Волосовец [3], Е.Ф. Архиповой [1], Е.А. Соболевой [6], Л.С. Волковой [2].
Анализ результатов исследования показал, что состояние общих и анамнестических данных этих детей характеризуется следующими особенностями. Анамнез отягощен: в 100 % случаев встречаются простудные заболевания I, II половины беременности; в 80 % - угроза выкидыша на ранних и более поздних сроках гестации; в 90 % случаев -хронические эндокринные заболевания у будущих матерей; в 100 %
случаев встречаются заболевания детей до года (отиты, бронхиты, риниты, ОРВИ).
Состояние моторного праксиса этих детей характеризуется следующими особенностями: у 80 % движения языка неточные, нет полного объема, язык находится в гипертонусе. У 70 % детей слабо развита артикуляционная моторика, у них затруднено поднимание языка вверх. У 10 % детей дошкольного возраста наблюдается гиперсаливация.
Состояние просодических компонентов речи этих детей характеризуется следующими показателями: просодические компоненты речи у старших дошкольников с ринолалией не сформированы. 100 % испытуемых не смогли правильно выполнить задание на повышение и понижение голоса даже в замедленном темпе. При воспроизведении одинаковых предложений с различным логическим ударением 40 % детей допускали такие ошибки, как неточность, слабость ударения в выделении главного слова в предложении, 50 % детей нуждались в активной помощи взрослого, а 10 % дошкольников не справились с заданием, при этом повторные инструкции были не эффективны.
Состояние фонетической стороны детей с ринолалией характеризуется следующими показателями. У 10 % детей тотальное поражение звукопроизношения, а у 90 % звукопроизношение нарушено частично. Акустическая характеристика гласных искажается за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка.
В 100 % случаев имеются антропофонические дефекты, которые проявляются в искажении фонем. Например: в 80 % случаев у детей искажены свистящие звуки, в 60 % - шипящие звуки, в 30 % - соноры.
У 90 % обследованных дошкольников были выявлены ошибки воспроизведения слов различной слоговой сложности. При этом дети сталкивались с трудностями при воспроизведении слов со стечением согласных и многосложных слов. При их проговаривании часто отмечались пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога. При воспроизведении слов сложной слоговой структуры у 30 % детей наблюдаются пропуски, замены звуков. Только 10 % детей полностью справились с этой частью диагностических проб.
Обследование фонематического слуха и фонематического восприятия показало, что у 60 % детей фонематический слух снижен или значительно нарушен. Навыки звукового анализа и синтеза обследованных дошкольников находятся на начальной стадии формирования. При этом исследование показало, что дети лучше справляются с пробами на исследование произносительной дифференциации звуков по сравнению со слуховой. Это обусловлено ранним патогенетическим влиянием нарушений анатомического строения речевого аппарата на процесс становления неречевого гнозиса и формирования акустических эталонов
звуков. Привлечение проговаривания улучшало условия дифференциации звуков, что нашло свое отражение в результатах исследования.
Помимо выраженных нарушений фонетико-фонематических компонентов речи, нами были выявлены специфические отклонения в состоянии грамматического строя дошкольников с ринолалией. В процессе составления связного монологического высказывания у детей отмечались ошибки согласования слов в предложениях. Исследование фонетических условий слухового восприятия морфологических частей слова показало, что при восприятии и различении корневых частей слов ошибки практически не наблюдались. Наибольшие трудности представляла дифференциация и звуковой анализ закорневой части слов: суффиксов и окончаний. Данные нарушения наблюдались у 60 % детей. По-видимому, данные нарушения обусловлены акустической и артикуляционной трудностью слухового восприятия и воспроизведения закорневых частей слов. Данный факт подтверждает положение о первичности фо-нетико-фонематических нарушений в структуре речевого дефекта у детей с ринолалией.
Выявленные в ходе эксперимента речевые нарушения будут положены в основу разработки содержания системы логопедической работы по преодолению фонетико-фонематического недоразвития речи у детей дошкольного возраста с ринолалией.
Список литературы
1. Архипова Е.Ф. Стертая дизартрия у детей / Е.Ф. Архипова. - М.: Астрель,
2007.
2. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушениями речи / Г.А. Волкова. - М.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.
3. Волосовец Т.В. Организация педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении компенсирующего вида: практ. пособие для педагогов и воспитателей / Т.В. Волосовец, С.Н. Сазонова. - М.: Владос, 2004.
4. Зайцева Л.А., Зайцев И.С., Левяш С.Ф. и др. Нарушения произносительной стороны речи и их коррекция / Л.А. Зайцева, И.С. Зайцев, С.Ф. Левяш и др. - Мн.: БГПУ им. М. Танка, 2001.
5. Левина Р.Е., Никашина Н.А., Спирова Л.Ф. и др. Основы теории и практики логопедии / под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1989.
6. Соболева Е.А. Ринолалия / Е.А. Соболева. - М.: ACT; Астрель, 2006.
А. В. Рябева
Результаты исследования произвольного внимания у дошкольников с общим недоразвитием речи
Дети с общим недоразвитием речи отличаются от своих сверстников не только уровнем речевого развития, но и отклонением от нормы в состоянии нервно-психической сферы [4]. В исследованиях, посвящен-