основе нарушения фонемного распознавания и аграмматическая дис-графия. Учитывая результаты исследования, можно сказать, что недоразвитие навыков языкового анализа и синтеза наблюдается у всех школьников с дисграфией.
Результаты исследования позволяют предположить, что основными причинами неполноценности навыков языкового анализа и синтеза у школьников с дисграфией могут быть парциальное недоразвитие высших психических функций и недоразвитие устной речи (нарушения зву-копроизношения, звукослоговой структуры слов, низкий уровень сформированности фонематического восприятия).
Список литературы
1. Логинова Е.А. Нарушения письма. Особенности их проявления и коррекции у младших школьников с задержкой психического развития. - СПб.: Детство-Пресс, 2004.
2. Лурия А.Р. Очерки психофизиологии письма. - М., 1950.
3. Цветкова Л.С. Афазия и восстановительное обучение. - М., 1988.
С. Г. Прокопенко, Н. Н. Сафронова, А. В. Сапежко
Новый взгляд на коррекционно-образовательный процесс через призму инновационных технологий
На сегодняшний день перемены в образовании определили новый социальный заказ общества. Теперь детский сад - это первая ступень образовательного процесса и его работу регламентирует федеральный государственный образовательный стандарт. Его целью является обеспечение полноценного развития учащихся во всех основных образовательных областях на фоне их эмоционального и морально-нравственного благополучия, положительного отношения к миру, себе и другим людям. Достигая данную цель, мы можем подвести дошкольников к тем целевым ориентирам, которые просматриваются мотивацией преемственности дошкольного и начального общего образования.
Еще Ушинский давал важные рекомендации по развитию речи и мышления воспитанников. Он обосновал тот факт, что развитие речи у детей непосредственно взаимосвязано с развитостью мышления, и обращал внимание на то, что мысль и язык пребывают в прочной консолидации. Ведущее в развитии речи детей - развитие мыслительных операций, вырабатывание навыка правильно конструировать свои суждения.
Детям, не владеющим речью, тяжело вступать в диалог, они не стремятся к взаимодействию с другими детьми, чаще всего не уверены в своих силах, у них не сформированы предпосылки к учебной деятельности.
Для того чтобы устранить речевые нарушения и сформировать устно-речевую базу у дошкольников, необходимо найти такие технологии, которые помогут в устранении этих недостатков.
Образовательные технологии - это система деятельности педагога и учащегося, основанная на определённой идее, принципах организации и взаимосвязи целей, содержания и методов образования.
В нашей статье мы предлагаем отразить применение в практической деятельности учителя-логопеда таких образовательных технологий, как информационные компьютерные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Введение компьютерных технологий сегодня является новым этапом в образовательном процессе. Информационные компьютерные технологии положительно влияют на разные стороны речи, психическое развитие детей, расширяют уровень образовательных возможностей с поддержкой современных мультимедийных средств. При реализации этой технологии используются компьютерные презентации на всех этапах обучения в индивидуальной работе, подгрупповой и выступает в качестве наглядного дидактического материала, а также как средство представления и непосредственного произношения.
Компьютерные средства выступают для специалиста как вспомогательный набор возможностей коррекции отклонений в развитии ребёнка.
При применении данной технологии у детей наблюдается усиление мотивации к обучению, увеличение сосредоточения внимания, развитие творческих способностей, формирование навыка самоконтроля, умения самостоятельно получать новые знания.
Также хотелось бы сказать про такую инновационную технологию, как интерактивная программа М^ю. М^ю-игра несёт в себе выразительный тип информации, понятный дошкольникам. Она позволяет смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или трудно увидеть в повседневной жизни; приумножить объем предлагаемого материала и реализовать полисенсорное овладение материалом. М^ю дает возможность неоднократно возвращаться к изучаемому материалу, усложнять и изменять задачи, добавляя задания.
С помощью программных средств среды М^ю допустима разработка в домашних условиях без использования аппаратуры полноценной базы интерактивных занятий по разным направленностям, позволяющим ускорить процесс восприятия детьми сложного учебного материала. Среда МИМИО позволяет осуществлять данные образовательные области: познавательное развитие; речевое развитие; социально-коммуникативное развитие; физическое развитие.
Дети могут принимать более деятельное участие в занятиях и увеличивать свой уровень знаний. М^ю позволяет усовершенствовать качество учебного процесса. Каждый проект М^ю определяет ребёнку центральное место в образовательном процессе, чтобы они были ини-
циативнее, с большей готовностью общались друг с другом и имели больше мотивации. Но регулирует всё это по-прежнему взрослый. С нашей помощью развивать детей становится проще и эффективнее, а учиться - интереснее. Если технологии оптимальны, то они прокладывают путь вперед, а не мешают движению. Педагоги приобретают возможность делать то, что у них получается лучше всего - просто обучать.
Здоровьесберегающие технологии охватывают целый комплекс мер по сохранению здоровья воспитанников.
Одной из современных здоровьесберегающих технологий является инновационная технология «БОС-здоровье». Биологическая обратная связь - технология, представляющая собой совокупность экспериментаторских, немедицинских, физических, предупреждающих и лечебных мероприятий, в процессе которых человеку при помощи формального ряда обратной связи, подготовленной главным образом при помощи компьютерных приборов, изображается информация о положении и изменении разных физических операций. Эта технология:
• даёт возможность понять положение здоровья человека исходя из количественных показателей степени согласования качества действия дыхания и сердца;
• позволяет получить паспорт здоровья с анализом по пятибалльной сенситограмме;
• достаточно 10-15 интерактивных сеансов, чтобы усовершенствовать гармоничность дыхания и сердца и улучшить особенности здоровья человека.
Здоровьеразвивающая технология «БОС-здоровье» в дошкольном учреждении даёт шанс всем детям и педагогам сформировать умение безукоризненного диафрагмально-релаксационного дыхания с предельным объёмом ДАС. Для осуществления технологии применяются современные достижения мультимедийного компьютерного оснащения, аппаратуры БОС и программные средства.
Технология «Бос-здоровье» предоставляет возможность: 1) улучшить продуктивность образовательных занятий; 2) рационализировать поступки; 3) быть сосредоточенным; 4) знакомит с правильной и красивой речью; 5) налаживает функциональное положение; 6) регулирует психоэмоциональную обстановку; 7) понижает количество заболеваний ОРЗ и гриппом в несколько раз.
Логопедический комплекс БОС рассчитан для логопедической коррекции (исправления речи, заикания). Программно-индикаторный комплекс БОС записывает и подвергает обработке команды частоты сердечных сокращений (ЧСС) и частоты дыхания (ЧД) с изолированием вдоха и выдоха. Комплекс использует речевой набор (стихи, рассказы), который может непрерывно расширяться. Используя первоначальные сведения редактированных сигналов ЧСС, ЧД и речевого набора, программа ритмично распределяет речевую копию для чтения на выдохе.
Сигналы БОС видны на экране компьютера наподобие зрительных образов, меняющихся в зависимости от вдоха и выдоха (чередования слайдов, постепенного появления текста и т. п.), в виде звуковых сигналов (пороговых включений и выключений, модификаций направленности и т. д.).
Комплекс предоставляет тотальный контроль преобразований функционального состояния человека в состоянии покоя и при речевых заданиях, в свою очередь, делает возможным постепенное повышение качества речи методом БОС.
Программа проводит синхронную переработку ЧСС и ЧД с методическим заданием необходимых характеристик по длительности вдоха/выдоха, постепенностью появления текстовых данных на выдохе и распознаванием по каналам мультимедийной БОС отклонений полученных данных от заданных. Конструкция программы на модульной основе даёт возможность беспрепятственно планировать сеанс и осуществлять руководство над его проведением.
Таким образом, используя в своей работе весь комплекс образовательных технологий, с учетом индивидуального своеобразия детей можно не только лишь развивать устно-речевую основу у дошкольников, но и заметно сократить время коррекции речевых недостатков.
Список литературы
1. Сметанкин А. Открытый урок здоровья. - СПб.: Питер, 2005.
2. Об оценке эффективности лечения методом БОС: информ. письмо.
3. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. - М.: Академия,
2003.
Е. И. Редозубова, Л. Р. Лизунова
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей дошкольного возраста с ринолалией
Состояние фонетико-фонематических компонентов является одной из важнейших предпосылок овладения ребенком коммуникативной культурой. Указанной проблематикой занимались В.М. Мессина, Г.В. Кручин-ский, Ю.М. Вернадский, Н.И. Каспарова, Б.Я. Булатовская и др. Исследования Р.Е. Левиной, В.К. Орфинской, Т.Б. Филичевой, Г.В. Чир-киной и Т.А. Ткаченко, посвященные изучению фонетико-фонематического недоразвития речи, показали, что его основным признаком является незаконченность процессов становления и дифференциации звуков. В своих трудах ученые отмечали, что полноценное восприятие и воспроизведение фонем имеет важнейшее значение для полноценного усвоения звуковой стороны речи, а впоследствии и для формирования навыков письма [5].