Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право
УДК 347 ББК 67.404
DOI 10.24412/2073-3313-2021-6-65-69
К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И БАГАЖА
Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право
Аннотация. В данном исследовании авторы рассматривают деятельность железнодорожных транспортных компаний. В статье анализируются нормы отечественного законодательства в сфере перевозок пассажиров и багажа в связи с рисками и чрезвычайными ситуациями либо в условиях невозможности выполнения обязательств, вытекающих из транспортных договоров.
В связи с изменениями, планируемыми к введению в сфере услуг, предоставляемых на железнодорожном транспорте, авторы предлагают пересмотреть отдельные нормы гражданско-правовой ответственности со стороны пассажиров. Предлагается привести к единообразию нормы законодательного регулирования перевозок пассажиров поездов дальнего следования, постоянно совершающих правонарушения в состоянии алкогольного опьянения, а также решить вопрос с ответственностью перевозчиков за опоздание рейсов либо их задержкой с учетом изменений, произошедших в России с 1 января 2021 года.
Ключевые слова: перевозки, железнодорожный транспорт, пассажиры, багаж, гражданско-правовая ответственность, правонарушения.
Annotation. In this study, the authors consider the activities of railway transport companies. The article analyzes the norms of domestic legislation in the field of passenger and baggage transportation in connection with risks and emergencies or under conditions of impossibility to fulfill obligations from transport contracts. In connection with the changes planned to be introduced in the sphere of services provided by rail transport, the authors propose to revise certain norms of civil liability on the part of passengers. It is proposed to bring into uniformity the norms of legislative regulation of transportation of long-distance train passengers who constantly commit offenses under the influence of alcohol, as well as to resolve the issue of liability of carriers for late flights or their delay, taking into account the changes that have occurred in Russia since January 1, 2021.
Keywords: transportation, railway transport, passengers, baggage, civil liability, offenses.
Екатерина Олеговна АНАНЬЕВА, кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса [email protected]
кандидат юридических наук, доцент Института Академии ФСИН России по кафедре гражданского права и процесса
Максим Николаевич МАХИБОРОДА,
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
Железнодорожный транспорт. Летопись.
воцировать крупную железнодорожную аварию.
В конце 2019 — начале 2020 г. произошло не менее 100 случаев нападений пассажиров с кулаками, ножами, маникюрными ножницами, в нетрезвом состоянии на проводников, попутчиков-пассажиров, начальников
] | остаточно часто в средствах массовой ин-I I формации транслируются сообщения о У 1 нарушениях пассажирами правил перевозки пассажиров и багажа, а также правил поведения на транспорте. Однако в основном это касается авиаперелетов. Знаменитыми скандалистами стали не только медийные личности — граждане России, но и их родственники, пороча таким поведением имена своих известных близких.
Ничем не отличаются от российских и зарубежные дебоширы, известные не только своим провокационным поведением, но и другой стороной своей жизни: режиссеры, музыканты, спортсмены. Несмотря на такие, будоражащие умы простых граждан антипримеры поведения, подобные случаи на других видах транспорта не афишируются. Например, хулиганские действия в состоянии алкогольного или наркотического опьянения на железнодорожном транспорте, избиения проводников, а порой и убийства в экспрессах, сопровождающиеся причинением вреда окружающим и порчей имущества, являющегося собственностью предприятий железнодорожного транспорта.
В состоянии алкогольного опьянения такие пассажиры самостоятельно открывают двери экспрессов, идущих на достаточно высокой скорости, для решения собственных конфликтных ситуаций нажимают на стоп-кран, разбивают стекла и лампы освещения, ломают поручни, столики и т.д. Хулиганы не обращают внимания ни на уговоры персонала и иных пассажиров, ни на свои действия, причиняющие ущерб. Наличие в замкнутом пространстве движущегося поезда агрессивно настроенного либо совершенно непредсказуемого в своем поведении пассажира может создать угрозу как для попутчиков, так и для поездной бригады в целом, а также спро-
поездов1.
Осложняются данные обстоятельства и тем, что профессию проводника выбирают в основном представительницы прекрасного пола, в обязанности которых входит круглосуточное обслуживание клиентов, поддержание чистоты в вагоне. В зимнее время проводнику приходится чистить снег около своего вагона и откалывать лед для безопасности пассажиров. Ведь в случае падений, ушибов и других повреждений ответственность несет кампания-перевозчик.
Наряду с внутренними нарушениями, ведущими к порче имущества и причинению как фактического, так и морального ущерба, а, следовательно, к возникновению гражданско-правовой ответственности, существуют и внешние факторы. Например, хулиганские действия подростков, портящих как само железнодорожное полотно, так и поездные составы. Поймать таких правонарушителей практически невозможно, а, соответственно, восстановление причиненного хулиганскими действиями ущерба, происходит за счет ОАО «РЖД» и кампаний-перевозчиков.
Гражданско-правовая ответственность на железнодорожном транспорте — это достаточно сложная и многосторонняя тема. К ней можно отнести как проблемы исполнения или ненадлежащего исполнения условий по договорам перевозки пассажиров и их багажа, так и причинение ущерба самими пассажирами при совершении противоправных действий в поездке.
И третья сторона рассматриваемого вопроса — причинение ущерба имуществу транспортной кампании, осуществляющей перевозки на железнодорожном транспорте во время осуществления перевозки.
Что касается гражданско-правовой ответственности на железнодорожном транспорте, то
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
основные нормы, регулирующие ее, сформулированы в Федеральном законе «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» (УЖТ) от 10 января 2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 23.11.2020) .
Рассматривая множество вопросов, связанных с законодательным регулированием их действия в ограниченных условиях, к которым можно отнести условия введения локдаунов при пандемии коронавирусной инфекции, стоит обратить внимание на то, что все эти договоры имеют разный предмет. Если по условиям договора транспортная компания доставляет пассажиров и багаж, то независимо от терминов следует говорить о перевозке. Иные транспортные договоры рассматриваются в связи с оказанием услуг.
Часто на практике можно встретить смешанные типы договоров, что осложняет их квалификацию и решение о наличии либо отсутствии ответственности сторон при невозможности выполнения условий договора. Кроме того, вспомним о безопасности и надежности перевозочного процесса, которые также входят в состав правонарушений, являющихся юридическими фактами возникновения гражданско-правовой ответственности. Подобная стратегия гарантированной безопасности в холдинге «РЖД» формируется на основе общеприменяемых принципов на основе культуры безопасности движения и менеджмента безопасности.
Исследуя проблемы гражданско-правовой ответственности на транспорте, невозможно обойти тему, связанную с появлением новых рисков в жизни мирового сообщества, которые неизменно влияют практически на все сферы жизнедеятельности гражданского общества. В условиях введения локдаунов и ограничений в передвижениях тяжелым оказалось положение транспортных компаний, осуществляющих перевозки товаров, грузов и пассажиров.
В ситуации, когда региональное, межрегиональное и межгосударственное сообщение практически было прекращено, а для деятельности таких компаний затрачено немало средств, многомиллионные убытки грозили прекращением их деятельности. Такое положение приводит к постановке вопросов о том, кто должен нести гражданско-правовую ответственность за убытки и наступает ли она в сфере транспортных обязательств по заключенным договорам.
Пожалуй, самые большие убытки при ограничении перевозок пассажиров и багажа претер-
пели авиакомпании. Они были вынуждены отменять рейсы, переносить их на неопределенные даты и т.д. Кроме того, не был отработан вопрос, связанный с возвратом денежных средств. Ведь никаких фондов денежных средств для покрытия подобного рода расходов предусмотрено не было.
Иначе обстоят дела при перевозках пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте. На официальном сайте ОАО «РЖД» была размещена информация, согласно которой граждане могут возвращать билеты без уплаты сбора, независимо от групповой или индивидуальной поездки.
Данная мера была введена руководством Рос -сийских железных дорог в связи с неблагоприятной эпидемиологической обстановкой, поскольку многие граждане покупали билеты заблаговременно, но в связи со сложившимися обстоятельствам решили отложить путешествие. При этом сумма денежных средств к возврату зависела от времени обращения к перевозчику2. Да и поскольку большая часть населения чаще пользуется услугами железнодорожного транспорта, «РЖД» постоянно сталкивается с вопросами отказа от поездок, а, значит, возвратом денежных средств. Иными словами, подобные вопросы уже урегулированы и отработаны.
Общие нормы о гражданско-правовой ответственности отечественного гражданского законодательства достаточно своеобразны. Рассматривая их, можно увидеть, например, норму, регулирующую ответственность перевозчиков за задержку отправки транспортного средства, перевозящего пассажиров, или опоздание его прибытия в пункт назначения. В этом случае согласно ст. 795 ГК РФ виновное лицо обязано уплатить пассажиру штраф в размере, который указан в соответствующем транспортном кодексе или уставе.
Обратим внимание на суммы, которые указаны в данных нормативно-правовых актах. Так, за задержку, произошедшую на железнодорожном транспорте, если пассажир потребует, а это является основным условием выплаты, штраф будет уплачен в размере 3% от стоимости проезда за каждый час задержки или опоздания (ст. 110 УЖТ РФ).
На воздушном транспорте подобный штраф рассчитывается из 25% от установленного минимального размера оплаты труда (МРОТ) за каждый час просрочки, но не более 50% от провозной платы (ст. 120 ВК РФ). Значит, при стоимо-
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
сти проезда расстояния Москва — Владивосток на самолете можно заплатить 8502 руб.3, а на поезде — 9993 руб.4.
При этом время в пути на железнодорожном транспорте шесть дней, а на самолете — 8 часов 15 минут.
Однако с 1 января 2021 г. в России существует два вида минимального размера оплаты труда: федеральный, который, который составляет 12 792 руб., и региональный, который, в свою очередь, подразделяется на МРОТ для бюджетников — 12 792 руб. и коммерсантов — 13 200 руб.
Это цифры для Рязанской области в соответствии с региональным соглашением о минимальной заработной плате в Рязанской области от 21 декабря 2020 г. № 124-1. Для других регионов Российской Федерации МРОТ может быть иным5.
По какому же из МРОТ следует рассчитывать штраф? По тому, в каком регионе зарегистрирована компания-перевозчик или где зарегистрирован пассажир, а, может быть, будет учитываться федеральный размер?
Уставом железнодорожного транспорта предусмотрено, что предприятия железнодорожного транспорта не вправе отказать пассажиру в перевозках, если он оплатил и правильно оформил проездные документы на проезд и перевозку багажа. Кроме того, предприятия, осуществляющие перевозочный процесс, несут ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью как пассажира, так и другого лица, воспользовавшегося услугами такого транспорта, и лицам, являющимся пострадавшими в результате деятельности железнодорожного транспорта (ст. 113 УЖТ). Это уже можно отнести к нормам, не вызывающим никаких вопросов, так как гражданско-правовая ответственность в таких случаях — уже выработанные комплексы мероприятий по восстановлению причиненного ущерба.
Но вернемся к пассажирам поездов, особенно дальнего следования. Вопросы их поведения в настоящее время так и не урегулированы. Законодательная инициатива о введении «черных списков» авиадебоширов появилась в 2014 г. в законопроекте депутата от ЛДПР Ярослава Нилова.
В 2017 г. Президент Российской Федерации В.В. Путин подписал Закон «О внесении изменений в Воздушный кодекс Российской Федерации» № 376-ФЗ, в котором было решено вес-
ти реестр лиц, воздушная перевозка которых может быть ограничена самим перевозчиком сроком на один год в отношении тех лиц, которые были привлечены к административной ответственности за невыполнение законных требований командира воздушного судна, либо которые были привлечены к уголовной ответственности за хулиганство на воздушном транспорте.
В качестве общей нормы, однако касающейся только авиаперевозок пассажиров, в ГК РФ в ст. 786 «Договор перевозки пассажира» введена часть 4, закрепляющая, что «перевозчик вправе отказать в заключении договора воздушной перевозки пассажира, если тот внесен в реестр лиц, воздушная перевозка которых ограничена перевозчиком».
Такая же инициатива от граждан6 о введении «черных списков» пассажиров в поездах дальнего следования в качестве ужесточения ответственности за правонарушения в поездах пока не нашла отклика у законодателя, хотя имеет право на существование, причем на равных с ограничениями, введенными на иных видах транспорта при осуществлении перевозок пассажиров и багажа.
«Включать в «черные списки» можно было бы тех пассажиров поездов дальнего следования, которые имеют более одного административного или уголовного дела за правонарушения, совершенные в вагонах», — сообщил в интервью «РИА Новости» генеральный директор «Федеральной пассажирской компании» (ФПК, «дочка» РЖД по перевозкам пассажиров в дальнем следовании) Петр Иванов7.
Транспортные кампании, осуществляющие перевозки, все же стараются улучшить условия пассажиров. Так, Роспотребнадзор издал постановление «О дополнительных мерах по снижению рисков распространения соу1^19» для железнодорожных перевозок.
Кроме того, РЖД планирует до 2025 г. ввести четыре новых продукта для пассажиров. Эта линейка теперь вместо понятных обывателям плацкартов и купе будет иметь новый вид. В них будет входить базовый принцип с ориентацией на предложения клиента.
Дневной экспресс — передвижение до пункта назначения в течение дня.
Ночной экспресс — поездка ночью с прибытием в нужный пункт утром.
Традиционный поезд — время в пути более 12 часов и туристический поезд с повышенными требованиями к ассортименту услуг на борту.
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021
Во всех этих продуктах планируется разделение по классам8. Вероятно, что вопросы гражданско-правовой ответственности на этих новых продуктах не останутся в старом виде и можно будет наблюдать изменения как в ГК РФ, так и в УЖТ.
Следовательно, в период вводимых ограничений и появления новых рисков направление организации перевозок железнодорожным транспортом в последнее время пострадало незначительно. В основном это коснулось перевозок пассажиров в связи с введенными ограничениями в свете коронавирусной инфекции. Заключение договоров перевозки пассажиров и багажа на железнодорожном транспорте осуществляется по общим основаниям гражданского законодательства, а именно, так называемого договорного права. Поэтому неисполнение перевозчиком своих обязательств либо их ненадлежащее исполнение регулируется положениями заключаемых договоров с учетом имеющихся форс-мажоров и далеко не всегда подобные обстоятельства могут в практике применения считаться непредотвратимыми.
Для стабилизации ситуации в железнодорожной отрасли целесообразно привести к единообразию форму оплаты штрафов и пеней за задержку отправки транспортного средства, перевозящего пассажиров, или опоздание его прибытия в пункт назначения исходя из единых тарифов либо процентных ставок. Следует также
привести к единообразию наличие списков так называемых «черных пассажиров» и внести эту норму в ч. 4 ст.786 ГК РФ.
1 Общество: введение официальных «черных» списков пассажиров в поездах дальнего следования // URL: https://www.9111.ru/questions/777777777794889/ (Дата обращения: 27.01.2021)
2 Железнодорожные билеты можно вернуть до 1 июня без комиссии // URL: https://socprav.ru/vozvrat-zhd-biletov-v-kasse-rzhd-s- 1-aprelya-po-1-iyunya-2020-goda (Дата обращения: 27.01.2021)
3 Дешевые авиабилеты Москва — Владивосток // URL: https://travel.yandex.ru/avia/routes/moscow-vladivostok/ ?utm (Дата обращения: 27.01.2021)
4 Яндекс. Путешествия // URL: https://travel.yandex.ru/ trains/moscow-vladivostok/?when = 2021-01-28&wizardReqId= (Дата обращения: 27.01.2021)
5 Таблица МРОТ с 1 января 2021 г. по всем регионам России // URL: https://zen.yandex.ru/media/id/ 5baf7ac02119b800acc02ec0/tablica-mrot-s-1-ianvaria-2021-goda-po-vsem-regionam-rossii-5ff0c8c1d1a9 0641caca5bd4 (Дата обращения: 27.01.2021)
6 Российская общественная инициатива // URL: https:// www.roi.ru/57245/ (Дата обращения: 27.01.2021)
7 «Дочка» РЖД назвала возможных претендентов в «черные списки» пассажиров // URL: https://ria.ru/20190607/ 1555360699.html (Дата обращения: 27.01.2021)
8 Что планирует РЖД до 2025 года // URL: https://ria.ru/ 20190606/1555334032.html (Дата обращения: 27.01.2021)
ЗАКОН И ПРАВО • 06-2021