Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях экономического развития России и ее регионов в новых условиях многосторонних торговых переговоров'

К вопросу об особенностях экономического развития России и ее регионов в новых условиях многосторонних торговых переговоров Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
52
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ВСЕМИРНАЯ ТОРГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ / РЕГИОНАЛЬНЫЕ И ОТРАСЛЕВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАМКАХ ВТО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях экономического развития России и ее регионов в новых условиях многосторонних торговых переговоров»

В качестве второго аспекта назовем научно-технический прогресс, позволивший создать массовую аудиторию потребителей информационных услуг путем использования современных научно-технических и управленческих достижений человечества, а также современных технологий обращения к массовой аудитории. Это позволило оказывать непосредственное влияние на формирование общественного мнения и индивидуальных взглядов потребителей информационных услуг, использовать эффект масштаба в достижении экономических, политических и культурных целей и минимизировать затраты при дальнейшем расширении числа потребителей.

Третий аспект - тенденция резкого сокращения объемов аудитории потребителей информационных услуг в зависимости от увеличения числа телеканалов и прогресса развития сегмента цифрового телевидения. Это может привести к существенному снижению эффекта, получаемого от масштаба аудитории информационных услуг, к необходимости трансформации финансирования телерадиовещания и изменения его экономических основ. Зрители во все возрастающей степени сами будут стремиться оплачивать потребление только выбранных ими информационных услуг, а телерадиокомпании вынуждены будут переходить на платные формы доставки программ потребителям, используя различные технологии распространения телесигнала: эфирную, кабельную, спутниковую. В связи с этим возможны и такие риски, минимизация которых снизит угрозу экономической безопасности РТРС, как потеря клиентов, недостаточная окупаемость окупаемости инвестиций в технологии и инфраструктуру, недостаточное пополнение системы интеллектуальными ресурсами и невысокая эффективность управляемости ими, недостаточная способность сдерживать и снижать затраты.

Библиографический список

1. Бенуа А.Е., Наумов Е.А. Устойчивое развитие в теории институционального конструктивизма // Вестник Университета. - 2012. - № 20. - С. 33.

2. Прайс М. Телевидение, телекоммуникации и переходный период: право, общество и национальная идентичность / М. Прайс. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2000. - С. 42.

И.Б. Тесленко С.Ю. Коваленко

К ВОПРОСУ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГИОНОВ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ МНОГОСТОРОННИХ ТОРГОВЫХ ПЕРЕГОВОРОВ

Ключевые слова: Всемирная торговая организация, государственные, региональные и отраслевые проблемы деятельности в рамках ВТО.

В современном мире глобальные проблемы развития мировой торговли снимаются путем многосторонних торговых переговоров (МТП) в рамках Всемирной торговой организации (ВТО). В настоящее время полноправными участниками ВТО являются 154

© Тесленко И.Б., Коваленко С.Ю., 2013

государства. В начале XXI в. к ВТО присоединились Иордания, Грузия, Албания, Оман, Хорватия (2000), Литва, Молдова (2001), Китай (2001), Тайвань (2002) и Армения (2003), Македония (2003), Непал (2004), Камбоджа (2004), Саудовская Аравия (2005), Вьетнам (2007), Тонга (2007), Украина (2008), Кабо-Верде (2008), Россия (2012) [8]. Как показывает опыт других стран, процесс присоединения к ВТО занимает в среднем 5-7 лет. У России этот процесс занял более 18 лет. Долго не удавалось договориться с США, странами Европы и Грузией. Знаменательное для России событие произошло 22 августа 2012 г.

Еще в 1993 г. Россия обратилась с официальной заявкой о присоединении к Генеральному соглашению по тарифам и торговле (ГАТТ), преемницей которой стала ВТО. Переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 г. С 2000 г. переговоры носили полномасштабный характер, охватывая все стороны процесса присоединения: тарифные вопросы, сельскохозяйственные проблемы, доступ на рынок услуг, российские меры в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО.

Членства в ВТО Россия добивалась с целью:

- обеспечить благоприятные условия доступа на мировые рынки товаров и услуг на основе стабильности развития и прозрачности торговых отношений со странами-членами ВТО;

- устранить дискриминацию в торговле (на 1 июля 2012 г. защитные меры (всего 73 меры, в т.ч. 40 антидемпинговых пошлин) в отношении российских товаров применяют 19 стран - США, Таиланд, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, ЕС).

- получить возможность реализации своих текущих и стратегических торгово-экономических интересов путем эффективного участия в МТП при выработке новых правил международной торговли;

- создать благоприятный климат для иностранных инвестиций и расширение возможностей для российских инвесторов за рубежом;

- сформировать условия для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок.

На подготовительном этапе присоединения к ВТО России пришлось редактировать, вносить изменения в законодательство и правоприменительную практику, чтобы согласовать их с нормами и правилами ВТО. В России были приняты и вступили в силу: новая редакция Таможенного кодекса Российской Федерации (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ); законы «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» (от 28 мая 2003 г. № 61-ФЗ), «О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров» (от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ), «О валютном регулировании и валютном контроле» (от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ), «О техническом регулировании» (от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ);. «О внесении изменений в Таможенный кодекс Российской Федерации» в части таможенных сборов (от 11 ноября 2004 г. № 139-ФЗ); «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О таможенном тарифе» в части таможенной оценки товаров (от 8 ноября 2005 г. № 144-ФЗ); пакет законов по охране прав интеллектуальной собственности и т.д.

Дискуссии по поводу последствий присоединения России к ВТО в научной среде и широкой общественности продолжаются и сейчас. Высказываются противоположные точки зрения. Оптимистично настроенная часть экспертов ожидает:

- понижение стоимости жизни потребителей за счет снижения протекционистских торговых барьеров, и, как следствие, повышение государственных и личных дохо-

- расширение ассортимента товаров и услуг;

- повышение занятости в долгосрочной перспективе, особенно в экспортных отраслях экономики (в краткосрочной перспективе потери рабочих мест в результате конкуренции отечественных предприятий с импортными производителями, видимо, будут неизбежны).

- повышение эффективности внешнеэкономической деятельности государства за счет упрощения системы таможенных пошлин и других торговых барьеров, предсказуемости и прозрачности экономических отношений;

- снижение масштабов коррупционности благодаря сокращению и устранению многих существующих квот;

- устранение возможного давления партнеров при двусторонних переговорах;

- использование эффективного механизма ВТО для разрешения торговых споров, что укрепляет международную стабильность и сотрудничество.

Пессимистичная группа исследователей считает, что членство в ВТО - больше негативное, чем позитивное явление, поскольку:

- ВТО диктует государственную политику правительствам стран-членов, что ведет к потере суверенитета участников;

- участие в ВТО - это всего лишь либерализация доступа на рынок и свободная торговля любой ценой;

- ВТО ставит коммерческие интересы выше интересов развития мирового сообщества (это проявляется в игнорировании вопросов защиты окружающей среды, здоровья, безопасности человека и т.п.);

- ВТО лишает людей работы и увеличивает разрыв между богатыми и бедными;

- ВТО - недемократичная организация, маленькие страны в ней бессильны.

Известный западный экономист Фридрих Лист писал, что повсеместное и тотальное установление принципа свободной торговли, максимальное снижение пошлин и способствование предельной рыночной либерализации на практике усиливает то общество, которое давно и успешно идет по рыночному пути, но при этом ослабляет, экономически и политически подрывает то общество, которое имело иную хозяйственную историю и вступает в рыночные отношения с другими более развитыми странами тогда, когда внутренний рынок находится еще в зачаточном состоянии» [6]. Исследования ООН показывают, что выигрыш при вступлении в ВТО получают только те страны, которые провели основную часть модернизации своей экономики (включая импортзамещение и создание конкурентоспособных отраслей высокого передела) до вступления в ВТО.

Действительно, для России существуют серьезные риски и угрозы, связанные с вступлением в ВТО, поскольку могут усугубиться уже и без того серьезные проблемы, сложившиеся в экономике до этого. Обратимся к некоторым показателям экономического развития страны. За последние несколько лет темпы роста экономики стагнировали на отметке в 4,3 %, а темпы роста промышленного производства обвалились с 8,2 % в 2010 г. до 4,7 % в 2011 г. и менее 1,3 и 1,9 % в апреле и мае 2012 г. соответственно [4].

Еще до вступления в ВТО Россия утратила контроль над целыми сегментами экономики - на долю продукции иностранных корпораций приходилось 60-70 % рынка продовольственных товаров, 80 % медикаментов и свыше 90-95 % рынка бытовой техники,

электроники. Соковая и молочная промышленность на 75 % находится в руках транснациональных корпораций Pepsi, Coca-Cola и Danone, пивной рынок практически целиком контролировался иностранными гигантами Heineken, Sun-Interbrew, Anheuser-Busch, SAB-Miller и Carlsberg [5]. Доля наукоемких производств, отвечающих за развитие научно-технического потенциала и возрождение вертикально интегрированных межотраслевых цепочек создания добавленной стоимости, находится в многолетнем глубоком инвестиционном кризисе. До сих пор объемы выпуска наукоемкой продукции в 3-5 раз ниже отметок двадцатилетней давности, уровень загрузки мощностей не поднимается выше 35-40 %, а износ основных фондов перевалил за 65-70 % [4]. Российские предприниматели продолжают выводить активы и средства за рубеж. Подготовка и вступление в ВТО еще больше подстегнули этот процесс. Только за период с 2008 г. по июнь 2012 г. совокупное чистое бегство капитала превысило 348,1 млрд долл., из которых 144,7 млрд составил незаконный вывоз капитала в рамках фиктивной внешнеэкономической деятельности, а 44,4 млрд долл. - зафиксированный Банком России вывоз криминальных активов по статье «чистые пропуски и ошибки» платежного баланса [5].

Порядка 89,9 % всего притока капитала в Россию - это кредиты и займы отечественным компаниям и банкам со стороны иностранных кредиторов и зарегистрированных в оффшорных юрисдикциях материнских компаний. Еще 805 млн составил приток портфельных инвестиций, а на долю прямых иностранных инвестиций пришлось менее 18,4 млрд долл. - 9,6 % всего притока иностранного капитала или 5,6 % совокупных капитальных вложений в экономике России по итогам 2011 г. И даже в составе этих прямых инвестиций всего лишь 9 млрд долл. (49 % ПИИ) пришлись на взносы в капитал компаний, тогда как 7,4 млрд составили кредиты материнских компаний контролируемым подразделениям и «дочерним» организациям. Еще 1,8 млрд составили прочие прямые инвестиции, связанные с внутрифирменным движением денежных потоков. Конкурентоспособность отечественной экономики, в которой средние ставки по кредитам коммерческих банков (18-25 %) в 2-3 раза превышают среднюю норму рентабельности в обрабатывающей промышленности, основные фонды и инфраструктура находятся в аварийном состоянии (износ свыше 75 и 85 % соответственно), масштабы финансирования науки и экономики (1 и 4 % ВВП) со стороны государства в 3-5 раз ниже аналогичных отметок в США, ЕС и Японии, соответственно, ниже, чем конкурентоспособность многих стран-участниц ВТО [1].

Рейтинговое агентство Moody's уверено, что вступление России в ВТО способно создать для страны прозрачные и предсказуемые условия торговли, а также открыть новые возможности, как для российских, так и иностранных инвесторов. Согласно оценке главы Минэкономразвития А. Белоусова, прямые бюджетные потери от присоединения РФ к ВТО в 2013 г. могут составить 188 млрд руб. и 257 млрд руб. в 2014 г. [9]. Потери могут быть меньше из-за роста объемов внешней торговли. Однако, учитывая, что мировая экономика, и, прежде всего, экономика стран Евросоюза, являющихся основными импортерами российской продукции, находится в состоянии рецессии, ожидать сколько-нибудь существенного увеличения товарооборота в этот период не приходится.

Потери отрасли легкой промышленности в результате вступления в ВТО прогнозируются в размере не менее 2,7 млрд руб. в год, а компенсация потерь за счет господдержки не превысит 600 млн руб. в год. Экономисты оценивают потери бюджета России от вступления в ВТО на первом этапе в 250-300 млрд руб. в год (более 2 % доходов бюджета в 2012 г.) и уверены, что далее потери будут только нарастать. Даже по самым оптимистично-консервативным оценкам, в результате вступления России в ВТО сокра-

щение трудовой занятости в стране к 2020 г. составит 2,2 млн чел. Темпы роста ВВП к 2020 г. потеряют 2,5 % в год. Прямые потери бюджета от снижения импортных пошлин составят к тому же сроку 300 млрд руб. в год. А консолидированный бюджет РФ (в итоге всех потерь) будет терять 500 млрд руб. в год [1].

По прогнозам экспертов, большие проблемы могут возникнуть в автомобильной отрасли, так как легковые автомобили в России стоят гораздо дороже, чем в богатых странах (хотя ничто не мешает правительству, понизив размер пошлины, увеличить акциз на легковые машины). Сложнее с грузовыми машинами и автобусами. Дело в том, что пошлины на новые самосвалы (массой от 20 т) сразу после вступления в ВТО должны снизиться с нынешних 25 до 10 %, а через три года и вовсе опуститься до 5 %. Кардинально понизится и пошлина на подержанные самосвалы: на эти машины возрастом от трех до пяти лет пошлина с 30 % упадет до 15 %, а через три года - до 10 %. А для самосвалов возрастом от пяти до семи лет нынешняя пошлина (4,4 евро за 1 куб. см) будет заменена ставкой в размере 15 %, которая через три года превратится в 10 % [3]. Снизятся и пошлины на новые седельные тягачи. Отечественные производители грузовиков, прежде всего «КамАЗа», «ГАЗа» и «Урала», опасаются, что из-за рубежа на рынок хлынут не только новые автомобили от ведущих западных компаний, но и подержанные, в частности из Китая, который активно наращивает объемы выпуска грузовиков.

Сложнее будет работать в сфере услуг, в банковском секторе, страховым компаниям из-за более мощных денежных оборотов.

Снижение пошлин должно привести к тому, что продукты питания в России подешевеют, а их ассортимент расширится. Но эксперты полагают, что надеяться на это потребителям не стоит: розничная торговля в стране слишком монополизирована, и продавцы просто не допустят снижения цен. В России 90 % импортных молочных продуктов - это товары из Белоруссии и Украины, и лишь 10 % - продукция производителей из дальнего зарубежья. После вступления России в ВТО на российском рынке может увеличиться доля молочных товаров из дальнего зарубежья - в основном это будут дорогие молочные продукты премиум-класса.

Россия согласилась на ограничение импортных пошлин по более чем 700 товарным позициям: по итогам переходного периода средневзвешенная ставка импортного тарифа на товары снизится до 7,8 с 10 % в 2011 г. Средний сельскохозяйственный тариф будет снижен до 10,8 % с нынешних 13,2 %, средневзвешенная импортная пошлина на промышленные товары - с 9,5 до 7,3 %. Более трети импортных тарифов будет снижено с момента присоединения, еще четверть - спустя три года после него. При этом суммарная господдержка экспорта в России не превышает 600 млн долл. в год. В мире господдержка в млрд долл. только по линии страхования экспорта в 2011 г. составила: Китай - 60; Франция - 30; США - 17; Индия - 15; Германия - 13; Италия - 10; Бразилия - 10; Япония - 5; Канада - 5; Великобритания - 3 [1]. Россия не сможет требовать от зарубежных корпораций использования продуктов, сырья и материалов, произведенных в стране, найма в качестве части работников население страны, а также выдвижение в качестве инвестиционного условия требования передачи технологий.

В итоге переговоров на момент вступления России в ВТО уровень допустимых субсидий сельскому хозяйству определен в 9 млрд долл. (ранее - 89 млрд долл. ), а к 2017 г. должен быть снижен до 4,4 млрд долл. В 2011 г., по официальным данным, в России на поддержку сельского хозяйства из бюджета выделено 125 млрд руб. (чуть более 4 млрд долл.) [1]. При этом, по данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), государственные субсидии сельскому хозяйству в США возросли со 100 млрд

долл. в 2007 г. до 120 млрд долл. в 2009 г., в Японии - с 55 до 57 млрд долл., а в странах Европейского союза (27 государств) несколько понизились - с 160 до 140 млрд долл. [7]. В итоге на 1 га пашни в России выделяется средств в 40 раз меньше, чем в Евросоюзе, и в 15-17 раз меньше, чем в США. Специалисты признают, что на таких условиях российская сельскохозяйственная конкуренция на открытом рынке невозможна.

Прогнозируется снижение доли отечественной сельхозтехники в России с 52 % в 2011 г. до 12 % в 2015 г. и до 3 % к 2020 г. Будет потеряно около 100 предприятий, сокращено более 50 тыс. рабочих мест. В условиях режима ВТО не смогут выжить более 600 предприятий оборонно-промышленного комплекса, будут потеряны до 700 тыс. рабочих мест, а также критическая для обеспечения работы и развития отрасли часть высококвалифицированного кадрового потенциала. Самые тяжелые потери ждут пищевую индустрию, сельское хозяйство, машиностроение, авиапром. В целом прогнозные накопленные потери ВВП РФ к 2020 г. составят до 3,5 %, потери промышленного производства - 20 %, а ожидаемый спад в обрабатывающей промышленности составит более 30 %.

Экономика практически всех регионов страны имеет достаточно уязвимых мест. Не является исключением и Владимирская область.

Проблемами Владимирской области являются:

- ограниченность деловой активности и зависимость от бизнеса такого мегаполиса, как Москва;

- отсутствие своих крупных инвесторов;

- недостаток собственных источников сырьевых и энергетических ресурсов;

- отсутствие значимых наукоемких и инновационных центров;

- ориентация абсолютного большинства предприятий (кроме предприятий с иностранным участием) на внутренний рынок;

- кадровый голод на многих предприятиях.

В то же время экономика области достаточно диверсифицирована: она имеет развитое сельское хозяйство и многоотраслевую промышленность. 31,9 % составляет производство пищевых продуктов, включая напитки; 15,1 % - производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования; 11,1 % - производство машин и оборудования; 7,4 % - производство прочих неметаллических минеральных продуктов; 5, % - металлургическое производство и производство готовых металлических изделий; 5,6 % - химическое производство; 5,2 % - производство стекла и изделий из стекла; 4,0 % - производство резиновых и пластмассовых изделий; 3,3 % - текстильное и швейное производство; 2,8 % - производство транспортных средств и оборудования; 2,2 % - обработка древесины и производство изделий из дерева; менее чем по 1 % на каждую приходится на такие отрасли, как целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви [2].

В процессе присоединения России к ВТО наибольшее беспокойство вызывает рынок товаров народного потребления (продукты питания, обувь, одежда, мебель, бытовые товары и т.п.), то есть на этот рынок практически работает все сельское хозяйство области и 50 % промышленности. В итоге большинство предприятий Владимирской области, ориентированные на потребительский рынок, не смогут обеспечить достаточный рост основных экономических показателей, что приведет к убыткам (следует учитывать, что в 2011 г. 32,7 % средних и крупных предприятий Владимирской области являлись убыточными).

Вместе с тем даже в таких условиях отдельные предприятия получат возможность повысить конкурентоспособность и обеспечить устойчивое финансовое благополучие, так как снижение ввозных пошлин произойдет не сразу, а поэтапно в течение четырех лет. Это станет возможным, если предприятия внесут коррективы в свою стратегию и тактику действий. Потребуется пересмотреть практически все: ассортиментную, ценовую, сбытовую и коммуникационную политику, организационное построение и принципы работы с персоналом и клиентами, бизнес-процессы и т.п. Изменение внешней среды потребует изменений и во внутренней среде, включая производство и закупки, маркетинг и продажи, финансы и управление издержками, штатное расписание и мотивацию персонала и т.д. Предприятия должны стать мобильными, «гибкими».

В целом готовыми успешно конкурировать на отечественном рынке считают себя лишь 1/4 российских транспортных компаний, к конкуренции на рынках СНГ - 18 %, в дальнем зарубежье - 9 %. Большинство отечественных компаний считают неизбежным свое поглощение зарубежными конкурентами.

Вступление в ВТО положительно скажется на бизнесе большинства игроков ИТ-рынка. Членство в ВТО принесет российскому хайтеку снижение или отмену пошлин на технологическое, строительное, научное и измерительное оборудование. В течение трех лет после присоединения к ВТО будут отменены пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику снизятся с 15 до 7-9 %.

Если действующая экспортная пошлина на нефть и нефтепродукты меняться не будет, то для нефтяных гигантов все останется по-прежнему.

Снижение пошлин на импортное оборудование будет выгодно многим российским компаниям, проводящим модернизацию. Под влиянием усилившейся конкуренции и закрытия неконкурентоспособных предприятий, ориентированных на внутренний рынок, дефицитные трудовые и иные ресурсы смогут переместиться в новые сектора, в том числе ориентированные на экспорт.

Членство в ВТО дает право прямого участия России в работе одного из органов нового «мирового правительства». На фоне продолжающейся глобализации мировой экономики роль международных регуляторов разного рода будет усиливаться (пока мировое правительство не столь глобально как сама мировая экономика). И Россия, чтобы не оказаться в числе проигравших, должна участвовать в разработке новых правил игры на мировом рынке, в частности на энергетическом рынке и на рынке промышленных загрязнений. Пока не существует отдельного соглашения ни по энергетическим товарам, ни по применению экологически чистых и энергосберегающих технологий, но их разработка уже в ближайшее время весьма вероятна, и Россия как член ВТО сможет непосредственно участвовать в этом процессе с целью защиты своих национальных интересов.

Россия приняла на себя обязательства более чем по 100 видам услуг из 155, предусмотренных классификацией ВТО, то есть сумела оговорить минимум особых условий. Россия без ограничений открывает допуск иностранных лиц к оказанию консультационных и связанных с ними услуг в сфере управления. В сфере доступа к природным ресурсам Россия взяла на себя обязательства повышения цены на природные ресурсы для производства внутри страны до уровня экспортных цен на ресурсы, но цены для граждан оговорено временно регулировать.

В сфере здравоохранения будет осуществляться допуск зарубежных компаний и лиц к оказанию коммерческих медицинских и стоматологических услуг без ограничений, а услуг больниц (стационаров) - с правом России ограничивать учреждение нерезиден-

тами коммерческих стационаров на российской территории. В области образования зарубежным организациям в сфере начального, среднего и высшего образования дается право деятельности на российской территории на условиях российского «национального режима».

Подводя общий итог, следует признать, что все-таки большинство экспертов сходятся в том, что в долгосрочной перспективе фактор участия России в ВТО будет оказывать безусловное положительное воздействие на экономический рост в России, содействуя развитию торговли и инвестиций, стимулируя конкуренцию на внутреннем рынке, создавая четкие международно-правовые рамки для проведения внутренней политики в сфере регулирования внешней торговли.

Библиографический список

1. Аналитический доклад Международного общественного фонда «Экспериментальный творческий центр» (Центр Кургиняна) «Условия и риски присоединения России к ВТО» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.stop-vto.ru/2012/07/16

2. Булгаевский Г.Ф. Владимирская область в ВТО - что ожидает наши предприятия? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.vib33.ru

3. Грамматчиков А. Достаточно сильны для ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //expert.ru/expert/2011/46

4. Жуковский В. Вступление России в ВТО уже столкнуло отечественную экономику в рецессию [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // stop-vto.ru/category/other-news/

5. Жуковский В. Данные статистики экономического развития России оказались хуже самых пессиместических ожиданий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // kprf-saratov. ru/2012/06/

6. Лист Ф. Национальная система политической экономии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.samoderjavie.ru/book/export/html/489

7. OECD. Stat [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // stats.oecd.org

8. Россия и ВТО [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp

9. Чекина В. Долгожданное вступление в ВТО: выиграют не все и не сразу. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.finam.ru/analysis

Р.М. Хаджироков

ПРИНЯТИЕ РЕШЕНИЙ И ТОПОЛОГИЯ ПРОСТРАНСТВЕННО-ОТРАСЛЕВОЙ СТРУКТУРЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

Ключевые слова: пространственно-отраслевая структура региональной экономики, управление, модели разработки и принятия решений.

Разнородность задач, сложности построения формализованных описаний и, как следствие, получения надежных аналитических обоснований и прогнозных оценок требуют уточнения роли и места отдельных процедур в решении конкретных задач разработки управленческих решений, для чего рассмотрим существующие представления об

© Хаджироков Р.М., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.