лизация партий», которые принимают форму «проектов», ориентированных на эксплуатацию массовых настроений «здесь и сейчас». Политика превращается в символический набор идентично-стей, а выбор заключается в присвоении символов той или иной идентичности. «Проектные партии» не выражают социальные интересы, а осуществляют «символический захват», паразитируя на актуальной повестке дня.
Постмодернизм в России: сформировавшаяся многопартийность в третьем тысячелетии, отсутствие навязывания коммунистических идеалов, отрицание социалистически-революционного способа модернизации России, создание и использование различных форм собственности, в качестве цели общества - не предполагается создание в России социально-экономического рая, использование цивилизационных норм социальной справедливости, борьба с бедностью и олигархами.
В отличие от Модерна, обещавшего обществу качественное обновление и техническую модернизацию, Постмодерн связан лишь с количественной интенсификацией информационных потоков и общественных процессов. В его дискурсе уже нет «социально-утопических проектов», идей построения «нового общества» и рождения «нового человека» [3]. Выводы:
1. Общее политических партий - политическое основных субъектов политики в России приобретает постмодернистские черты культуры.
2. Особенное политических партий - политический постмодерн в современной России, в отличие от западного политического постмодерна - революция в цивилизационной демократической форме, способствующая кризисно-эволюционному развитию.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анищенко, В. А. Ментальность политического субъекта // Политический менталитет: тез. науч. конф. -Ростов н/Д.: Изд-во Ростов. гос. ун-та, 1996. - С. 63.
2. Егоров, В. Г. Партийный «Постмодерн» // МИР и политика. - 2012. - № 06 (69).
3. Мартьянов, В. С. Постмодерн - реванш «Проклятой стороны модерна» // Полис. - 2005. - № 2. - С. 157.
УДК 330 ББК 65.262.2
А. П. Белобородов
ВСТУПЛЕНИЕ РОССИИ В ВТО: ПОЗИТИВНЫЕ И НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Аннотация. В статье рассматривается история создания ВТО, условия вступления России в ВТО: позитивные и негативные последствия.
Ключевые слова: ВТО, ГАТТ, конкуренция, импортная пошлина, импортная квота.
A. P. Beloborodov
RUSSIA'S JOINING THE WTO (WORLD TRADE ORGANIZATION): POSITIVE AND NEGATIVE AFTER-EFFECT
Abstract. The article deals with the history of WTO creation and the conditions of Russia's joining the organization. It considers its positive and negative after-effect.
Key words: WTO (World Trade Organization), SACT (State Accreditation of Customs Tariffs) in trade, competition, import duty, import quota.
Вопрос вступления России в ВТО, как в политическом, так и теоретическом и практическом аспектах, является дискуссионным.
Имеют место различные мнения относительно этого вопроса, его целесообразности и своевременности. Некоторые исследователи считают, что этот шаг сулит выгоду России (А. П. Пор-танский, В. П. Оболенский и др.), другие полагают, что такое решение принесет России больше вреда, чем пользы (Н. П. Шмелев, М. Г. Делягин, Е. М. Графова и др.).
Вопрос о присоединении России к ВТО и реализации российских национальных интересов в рамках данной организации широко освещен в разнообразной научной литературе и рассматривается в ряде исследований. «В работах Г. М. Быстрова, Е. В. Вавиловой, Е. М. Графовой, И. И. Дюмулена, Б. Р. Каллагова, В. В. Перской, А. П. Портанского, С. Н. Трунина, Е. Д. Халевин-ской и др. подробно описаны механизмы ВТО, имеющиеся у Организации сильные и слабые стороны, отдельные аспекты присоединения России к ВТО. В работах указанных и других авторов
представлены различные взгляды на перспективы нашей страны в Организации и рассматриваются различные варианты (сценарии) российской политики на этом направлении. В литературе рассматриваются вопросы взаимосвязи вступления России в ВТО и ее безопасности, соответствия этого процесса национальным интересам нашей страны. В работах А. Г. Арбатова, В. К. Белозеро-ва, М. И. Данилова, В. Л. Манилова, В. Ф. Ницевича, А. И. Позднякова, В. С. Хижняка и др. поднимаются теоретические вопросы сущности безопасности, угроз и вызовов ей, возможностей и шансов реализации национальных интересов» [3, 4-5]
Предшественником ВТО является Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ -многостороннее межправительственное соглашение о снижении ограничений в международной торговле, заключенное ведущими торговыми странами мира. После переговоров между 23 государствами в 1947 в Женеве соглашение вступило в силу 1 января 1948. К 1994 году 111 государств были полными членами ГАТТ и 22 страны - ассоциированными членами. В число стран, подписавших соглашение, а также членов, имеющих особый или временный статус, входили США, страны британского Содружества, большинство государств Европы и многие страны Латинской Америки, Африки и Азии, включая Японию, Индию и Пакистан. На эти страны в совокупности приходилось свыше 80 % международной торговли. Соглашения в рамках ГАТТ не затрагивали политические взаимоотношения стран и не защищали их от эмбарго или неблагоприятного торгового режима со стороны других стран-участниц. Торговые соглашения, достигнутые министрами на конференциях ГАТТ, подлежали окончательному утверждению правительствами [12].
Важная особенность, заложенная в «конструкцию» ГАТТ, - это возможность его совершенствования, развития правовых норм Соглашения и его организационных форм в соответствии с изменяющимися условиями внешнеэкономических связей. Поэтому ГАТТ целиком (но в пересмотренном виде) преобразован в механизм созданной на его основе Всемирной торговой организации (ВТО) [9].
ВТО начала действовать с 1 января 1995 г. Ее правовой основой являются: ГАТТ в редакции 1994 г., Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС); Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС), а так же некоторые соглашения, договоренности, решения, протоколы и декларации.
Организационная структура ВТО.
Местонахождение ВТО - Женева (Швейцария).
На данный момент в организацию входят 158 государств, еще 26 готовятся к вступлению.
Главная цель ВТО заключается в совершенствовании торговых правил для дальнейшей либерализации торговли товарами и услугами.
Органы управления ВТО имеют три иерархических уровня (рис. 1).
Рис. 1. Организационная структура ВТО
Министерская конференция принимает стратегические решения на высшем уровне.
Генеральный совет отвечает за выполнение текущей работы, ему подотчетны специальные комитеты: по торговле и развитию; по ограничениям, связанным с торговым балансом; по бюджету, финансам и административным вопросам; в его компетенцию входит разрешение споров и урегулирования конфликтов, возникающих при выполнении базовых соглашений.
Совет по торговле товарами координирует деятельность специализированных комитетов, контролирующих соблюдение принципов ВТО и выполнение соглашений ГАТТ-1994 в сфере торговли товарами.
Совет по торговле услугами контролирует выполнение соглашения ГАТС, состоит из Комитета по торговле финансовыми услугами и Рабочей группы по профессиональным услугам.
Совет по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности следит за выполнением соглашения ТРИПС проблемами, связанными с международной торговлей поддельными товарами.
Секретариат ВТО не принимает самостоятельных решений, его основными обязанностями являются: обеспечение технической поддержки структурным элементам ВТО; оказание технического содействия развивающимся странам, проведение анализа мировой торговли и разъяснения положения ВТО общественности и средствам массовой информации; обеспечение некоторыми формами правовой помощи в процессе разрешения споров; консультирование правительств стран, желающих стать членами ВТО.
Направления и содержание работы ВТО во многом определяются постоянными представителями при ВТО стран-членов.
Конкретными целями присоединения России к ВТО являются следующие:
• получение лучших в сравнении с существующими и недискриминационных условий для доступа российской продукции на иностранные рынки;
• доступ к международному механизму разрешения торговых споров;
• создание более благоприятного климата для иностранных инвестиций в результате приведения законодательной системы в соответствие с нормами ВТО;
• расширение возможностей для российских инвесторов в странах-членах ВТО, в частности, в банковской сфере;
• создание условий для повышения качества и конкурентоспособности отечественной продукции в результате увеличения потока иностранных товаров, услуг и инвестиций на российский рынок;
• участие в выработке правил между народно й торговли с учетом своих национальных интересов;
• улучшение имиджа России в мире как полноправного участника международной торговли» [16].
Для вступления России в ВТО необходимо соблюдение ряда условий. При этом «обязательства, которые взяла на себя Россия в связи с вступлением в ВТО, можно разделить на 4 группы:
1. Снижение ставок импортных пошлин и импортных квот. Согласно отчету Рабочей Группы по вступлению России в ВТО средневзвешенная импортная ставка сократится с 10 % до 7.8 %. При этом по данным Минэкономразвития России, снижение среднеарифметического значения импортной ставки составит 3,6 процентных пункта (с 12,9 до 9,2 %), а средневзвешенной ставки -4,7 процентных пункта (с 11,9 до 7,1 %). В любом случае оно составит около 30 % и коснется всех отраслей экономики, кроме добычи топливно-энергетического природного сырья, где конкуренция с импортом России не грозит.
2. Снятие административных барьеров на допуск иностранных компаний к отечественным рынкам. Количественные ограничения на импорт такие, как квоты, запреты, разрешения, предварительные санкции, лицензирование или же другие требования или ограничения, которые не подтверждены ВТО и не проводятся под ее провизией, должны быть исключены без возможности введения повторно. Кроме этого, Россия принимает на себя обязательства по облегчению допуска иностранных компаний на рынок по 116 из 155 секторов услуг.
3. Сокращение экспортных пошлин. Россия обязалась снизить ставки примерно на 700 товарных позиций. Нефтегазовый экспорт при этом не будет затронут, а максимальный эффект будет достигнут для черных и цветных металлов, где экспортные ставки снизятся до 0 %.
4. Обязательства по реформированию законодательства и системы государственного управления» [1, 14-15].
Большинство аналитиков при анализе возможных позитивных и негативных последствий вступления России в ВТО выделяют ряд возможных исходов.
«Всемирный банк пророчит нам выгоду в размере 49 млрд. долл. в течение 3 лет после вступления в ВТО и 162 млрд. долл. в течение 10 лет»1. Профессор МГУ, директор Евразийского центра по продовольственной безопасности Сергей Киселев считает, что «никакого апокалипсиса в сельском хозяйстве после вступления России в ВТО не будет. На Украине, которая стала членом ВТО в 2008 г., его не случилось. Наоборот, экспорт сельхозпродукции подскочил до 12 млрд. долл. в год, доля сельхозтоваров в общем экспорте увеличилась с 12 до 23 %. Правда, из-за резко возросшего импорта пострадали производители свинины и птицы. Но Россия может учесть этот опыт и защитить своего производителя. Кроме того, изначально мы входим в режим поддержки аграрно-промышленного комплекса (АПК) в виде так называемой оранжевой корзины. Этот механизм сохраняет все существующие сегодня меры господдержки (льготные субсидированные кредиты, разовые субсидии, льготное налогообложение и т.д.) и позволяет поднять её размер с нынешних 4,5 млрд. долл. до 9 млрд. долл. Но только до 2017 г. После этого срока он должен быть снижен до 4,5 млрд. долл. ...»2. Кроме того, участие России в ВТО, по мнению С. Киселева, поможет продвижению нашей сельхозпродукции на внешние рынки.
1 Аргументы и факты. 2012. № 28. С. 11.
2 Аргументы и факты. 2012. № 28. 2012. С. 11.
На мой взгляд, точка зрения С. Киселева относительно позитивной оценки вступления России в ВТО, во-первых, недостаточно глубоко учитывает политическую сторону этого вопроса, во-вторых, психологическую.
Ряд аналитиков считают, что членство России поспособствует развитию конкуренции и снижению стоимости импортируемых товаров, а это, несомненно, будет выгодно для российского потребителя и должно стимулировать модернизацию промышленности, «... способствовать улучшению работы российских институтов; в частности, это касается таможенного регулирования и госпоставок. Более прозрачные инвестиционные правила и процедуры разрешения торговых споров должны стимулировать инвестиции в среднесрочной перспективе», что «согласно оценкам Всемирного банка, вступление в ВТО обеспечит прибавку российскому ВВП примерно на 2.8% в краткосрочной перспективе, 3.3 % - в среднесрочной и 11 % - в долгосрочной. Это означает дополнительный прирост ВВП на уровне 0.4-0.5 п.п. в год в течение следующих 7 лет» [15]. Кроме этого, членство в ВТО должно внести значительный вклад в борьбу с инфляцией за счет усиления конкуренции и прямого снижения тарифов на импорт.
Что касается последствий вступления для отдельных секторов, большинство аналитиков склоняется к нижесказанному:
В сфере нефтегазовой промышленности не ожидается существенных изменений, но возможно ускорение процесса «повышения внутренних тарифов на газ до уровня паритета с экспортными ценами» [15]. Сталелитейные компании сразу же получают такой же доступ на рынки стран-членов ВТО, как и другие производители. Но в данных условиях это мало повлияет на объем экспорта, поскольку качество продукции этой отрасли не всегда позволяет ей успешно конкурировать на мировых рынках. «В более отдаленной перспективе смягчение условий торговли может способствовать развитию сталепрокатных мощностей на территории России» [15]. В сфере автомобилестроения условия вступления России в ВТО предполагают, что после завершения процесса снижения тарифов средний размер ввозных пошлин на автомобили составит 12 % против нынешних 15.5 %. Для отрасли предусмотрен 7-летний переходный период. Таможенная пошлина на новые автомобили после вступления в ВТО снижается с 30 % до 25 %, а затем в течение 7 лет - с 25 % до 15 %. В качестве защитной меры «с 1 сентября 2012 года в России введен утилизационный сбор. Правила его взимания, исчисления и уплаты в отношении всех колесных транспортных средств утверждены Правительством РФ. Сбор касается новых и подержанных автомобилей всех категорий: легковых, коммерческих, грузовых. Его обязаны будут платить компании-импортеры и граждане, ввозящие иномарки. Размер сбора рассчитывается путем умножения базовой ставки на коэффициент утилизационной трудоемкости и объема двигателя автомобиля. Базовая ставка для легкового автомобиля установлена в размере 20000 рублей, для грузового - 150000 рублей» [14].
На мой взгляд, пребывание России в ВТО не очень существенно отразится на ситуации в российском автомобилестроительном секторе в среднесрочной перспективе и, особенно, на желании многих не высокодоходных покупателей нашей страны приобретать импортные автомобили.
Вступление нашей страны в ВТО вызывало и вызывает большие опасения не только у ряда экспертов, но и у работников российских отраслей производства. Что нас ждет дальше? «Потери экономики за счет вытеснения импортом отечественных производителей к 2020 г. составят 4 трлн. руб., на 2,2 млн. сократится число рабочих мест»1. Больше всех, по мнению экспертов, пострадаю сельское хозяйство и пищевая промышленность. «К 2020 г. 1,6 млн. работников этих отраслей будут вынуждены поменять специальности. За это же время объемы производства данных отраслей сократятся на 40 % . Выстоят крупные предприятия, ориентированные на экспорт, - им будет даже выгодно вывозить зерно на внешние рынки с учетом снижения пошлин. Основной массе компаний, работающих на внутренний рынок, придется туго»2. Вследствие этого сложится весьма противоречивая ситуация: одни фирмы будут вывозить сельхозсырье за рубеж, а другие завозить в Россию импортное. «Для экспортеров и импортеров это выгодно, а для российских потребителей -нет».
Размеры госдотаций на поддержку сельского хозяйства Правительство РФ теперь будет согласовывать с ВТО. «Разрешенные нашими соглашениями размеры дотирования станут громадной нагрузкой для бюджета. Но их все равно не хватит, чтобы на равных конкурировать с дешёвым импортом. Страна только потратит деньги впустую»3. «По данным ВТО дотирование молочной промышленности должно быть снижено. А строгие требования к качеству заставят тех, кто хочет конкурировать с европейской продукцией (особенно на внешнем рынке), задирать цены: у нас только 10-15% молока соответствует западным стандартам»4.
На мясном и рыбном внутренних рынках России обстановка тоже очень сложная. «Например, на импорт живых свиней пошлина снизится в 8 раз (с 40 % до 5 %). Пошлина на ввоз свинины в рамках квоты будет снижена с 15 % до 0 %. Пошлина на импорт свинины вне квоты снизится
1 Аргументы и факты. 2012. № 42. С. 14.
2 Аргументы и факты. 2012. № 42. С. 14.
3 Аргументы и факты. 2012. № 42. С. 14.
4 Аргументы и факты. 2012. № 42. С. 14.
с 75 % до 65 % ... объем производства сельхозпродукции после вступления в ВТО может снизиться на 1 %. При этом в выигрыше, по идее, должны оказаться переработчики мяса. Вступление в ВТО, возможно даст снижение стоимости сырья, - говорит совладелец и генеральный директор производителя колбас «Окраина» Виталий Деледивка. - Но это маловероятно при таком дефиците». По его словам, импортные квоты планируется отменить только в 2019 году [14; 9].
Откуда к нам мясо поступает? Доля крупнейших поставщиков в общем объеме импорта за январь - сентябрь 2012 г. такова:
■ Бразилия
■ Парагвай
■ Уругвай
■ США
■ Австралия
■ Другие страны
Рис. 2
■ Канада
■ Бразилия
■ Германия
■ США
■ Испания
■ Дания
■ Другие страны
Рис. 3
В целом, доля импорта говядины составляет 32,9 %, а доля импорта свинины составляет
33,1 %.
На рыбном рынке пошлина на минтай, лосось, сельдь снижена в 3-4 раза, хотя этих рыбок разводят и на территории нашей страны.
Прямым следствием вступления России в ВТО будет рост цен на минеральные удобрения. С 1 января 2013 г. российские сельхозпроизводители будут вынуждены покупать их по мировым ценам, что приведет к повышению цен на 35-40 % [13].
«Негативно оценивают присоединение к ВТО и производители сельхозтехники. По их данным, продажи, скажем, комбайнов уже упали в 20 раз по сравнению с прошлым годом (статистика на май) - от одного только ожидания присоединения. Уже сейчас крестьяне понимают, что их интересами пожертвовали, а значит развиваться прежними темпами не получится. Они сокращают закупки техники, а банкиры и инвесторы отказываются от вложений в аграрный сектор и всем ясно, что вступление в ВТО обесценит эти инвестиции». 1
Где же спасение от негативных последствий вступления в ВТО?
Во-первых, необходимо нашим министрам внимательно изучить правила ВТО, придать им деловую практическую значимость и осуществлять строгий контроль за их реализацией в экономике нашей страны. К сожалению, как сказал «АИФ» Константин Бабкин, сопредседатель Московского экономического форума: «Боюсь, что людей, читавших этот пятисотстраничный прото-
Говядина
1 Аргументы и факты. 2012. № 28. С. 11. 180
кол, в нашей стране можно пересчитать по пальцам одной руки. - Более того, когда Госдума его принимала, не было даже официального перевода документа!»1.
Во-вторых, «. селу нужны не столько дотации, сколько стабильные рынки сбыта внутри страны. Сейчас, даже являясь сельскохозяйственной державой, мы не можем перерабатывать сырье, которое производим. Именно в этом направлении должно двигаться сельское хозяйство»2.
В третьих, для поддержки отечественной экономики надо снизить налоговую нагрузку на малый бизнес, создать предприятия-локомотивы, которые будут обеспечивать заказами малые и средние фирмы, пытаться включить наши предприятия в мировую цепочку. И за это должны взяться, в первую очередь, Президент и Правительство РФ. Надо не допустить ситуации, когда после снижения пошлин и открытия границ в страну хлынет волна «китайского ширпотреба».
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации / К. А. Бабкин и др. - М.: ООО «Центр полиграфических услуг «Радуга», 2012.
2. Буравчикова, Д. Вторжение чужих // Аргументы и факты. - 2012. - № 42. - С. 14.
3. Груздов, С. В. Основные направления реализации национальных интересов России в условиях присоединения в ВТО: автореф. дис. ... канд. экон. наук / С. В. Груздов. - М., 2011.
4. Гудкова, В. Свинье не товарищ. Что ждет сельское хозяйство после вступления в ВТО? / В. Гудкова, Д. Буравчикова // Аргументы и факты. - 2012. - № 28. - С. 11.
5. Зенкин, И. В. Всемирная торговая организация в схемах / И. В. Зенкин. - М.: Центральный издательский дом, 2003.
6. Зенкин, И. В. Право Всемирной торговой организации: учеб. пособие / И. В. Зенкин. - М.: Международные отношения, 2003.
7. Захаров, А. А. Страны СНГ в системе Всемирной торговой организации: автореф. дис. ... канд. экон. наук / А. А. Захаров. - М., 2010.
8. Проблемы участия России в ВТО. Заседание Меркурий-клуба от 11.10.2012 г. Стенограмма.
9. Рубинштейн, Т. Б. ВТО: практический курс / Т. Б. Рубинштейн. - М.: Гелиос АРВ, 2004.
10. Трунин, С. Н. Перспективы развития экономики России в связи с вступлением во Всемирную торговую организацию // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. - 2009. - № 1.
11. Халевинская, Е. Д. Всемирная торговая организация и российские интересы / Е. Д. Халевинская, Е. В. Вавилова. - М., 2009.
12. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_colier/469/%D0%93%D0%90%D0%A2%D0%A2.
13. Режим доступа: http://www.forbes.ru/svoi-biznes-slideshow/biznes-i-vlast/92428-pervve-posledstviva-vstupleniva-ossii-v-vto/slide/4.
14. Режим доступа: http://www.rg.ru/sujet/4664/.
15. Режим доступа: http://www.vtb.ru/group/press/news/expert/151183/.
16. Режим доступа: http://www.wto.ru/russia.asp?f=target&t=9.
УДК 330 ББК 65.497
А. А. Веселая
К ВОПРОСУ О СУЩНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ
Аннотация. В статье рассматривается основной вид деятельности учреждений образования - образовательные услуги. Указаны современные проблемы ценообразования в отрасли образования, которые являются одними из наиболее тяжелых для разрешения.
Ключевые слова: сфера образования, образовательная услуга, экономическое благо.
А. A. Veselaya
TO A QUESTION ABOUT THE NATURE OF EDUCATIONAL SERVICES
Abstract. The article considers the basic kind of activity of educational establishments - educational services. Modern problems of pricing in the sphere of education are pointed out which is one of the most difficult to resolve.
Key words: the sphere of education, educational services, economic weal.
Существенные изменения в регулировании сферы образования произошли с принятием в 1992 г. Закона об образовании. Важнейшая область социальной сферы общества получила новый
1 Аргументы и факты. 2013. № 4. С. 4.
2 Аргументы и факты. 2012. № 42. С. 14.