JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
4
СЛОВО РЕДАКТОРА
ЧТО ДАСТ ВТО И КАКОВА ЦЕНА БИЛЕТА ЗА ВХОД?
БЕЛОКРЫЛОВА ОЛЬГА СПИРИДОНОВНА,
Заслуженный деятель науки Рф, доктор экономических наук, профессор, Южный федеральный университет, e-mail: [email protected]
Главным предметом научных дискуссий и обострившихся политических дебатов периода между подписанием Протокола о присоединении России к ВТО (16 декабря 2011 г.) и его ратификацией, институционализирующей его окончательно, стало сравнение выгод и рисков, которое разделило общество на положительно оценивающих эффекты членства в ВТО с, безусловно, объективным пониманием его высокой цены и категорически отрицающих необходимость этого шага. 10 июля 2012 г. Государственной Думой РФ принят федеральный закон, ратифицирующий Протокол о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (ВТО), интегрирующей 80% стран мира и 97% всего международного торгового оборота1. С 22 августа 2012 г. Россия стала полноправным 156-м членом ВТО.
Не осталась эта остро дискуссионная проблематика вне поля зрения и авторов данного номера нашего журнала. В статье Пугачевой Л.В. подробно анализируется динамика конкурентоспособности российских промышленных предприятий в рамках вступления в ВТО.
Действительно, членство в ВТО снижает конкурентоспособность российских промышленных предприятий в условиях открытия национальных рынков, поскольку ВТО - это институт, синтезирующий комплекс норм многостороннего контракта, базирующегося на двух принципах2:
- запрет дискриминации;
- рыночная эффективность, т.е. предсказуемый, взаимно открытый доступ на рынки.
Однако за это необходимо заплатить уступками по доступу на свой рынок, что, безусловно, повышает уровень конкурентности отечественных рынков. Цена этой сделки определяется в ходе переговоров индивидуально для каждой страны. С одной стороны, членство в ВТО обеспечивает ряд преимуществ российскому бизнесу:
- более благоприятные условия доступа на мировые рынки на основе предсказуемости и стабильности торговых отношений с др. членами ВТО;
1 См.: Структура ВТО. (http://www.wto.ru).
2 Проблематика социального контракта проанализирована Сурцевой А.А. в статье Методология анализа и региональные аспекты формирования социального контракта в современной России.
© О.С. Белокрылова, 2012
- устранение дискриминации в торговле путем доступа к механизму ВТО по разрешению споров, обеспечивающему защиту национальных интересов;
- реализация текущих и стратегических торговых интересов путем эффективного участия в выработке новых правил международной торговли.
За эти возможности необходимо заплатить снижением импортных пошлины, которые были согласованы на докризисном уровне. В среднем их ставки снижаются на 3,6% по промтоварам (с 11,2% до 7,6%) и на 4% по сельхозпродукции (с 18,6% до 14,6%)3. Максимальное снижение установлено для мяса и субпродуктов (с 29% до 22%), рыбу (с 10% до 4%), хлебные злаки (с 28% до 8%), алкогольные и безалкогольные напитки (с 39% до 22%), фармацевтику (с 9% до 3%), косметику и парфюмерию (с 13% до 6%), пластмассы (с 11% до 6%), изделия из кожи (с 18% до 13%), из древесины (с 16% до 8%), печатную продукцию (с 4% до 1%)4.
Существенно осложняется состояние конкурентоспособности российских промышленных предприятий, поскольку в промышленности также значительно снижены импортные пошлины (см. рис. 1):
- для продукции химической промышленности - с 10% до 5%;
- на новые легковые автомобили - с 25% до 15% в течение 7 лет;
- через 3 года исчезнут ввозные пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу;
- с 15% до 7-9% снизятся ставки на бытовую электротехнику и электронику;
- нулевая пошлина устанавливается на продукцию информационных технологий, высокотехнологичное оборудование;
- снимаются ограничения на импорт криптографической (шифровальной) техники, не придется лицензировать ряд продуктов с криптографией - устройства беспроводной связи, электронно-цифровой подписи и смарт-карты).
Рис. 1. Снижение импортных пошлин после вступления России в ВТО в
течение 5-7лет Источник: (Ъир://ммм/.ггргта. ги/7809.html).
Однако таможенные платежи составляют более трети федерального бюдже-
3 См.: Россия взяла на себя обязательства в рамках вступления в ВТО. (http://www.vesti.ru).
4 См.: (http://www.erpenza.ru/7809.html).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
та, поэтому снижение импортного тарифа, например, с 10% до 7,8% на наш прошлогодний объем импорта - это 5 млрд долл. потерь поступлений в бюджет5.
Сейчас против многих российских экспортных товаров действуют антидемпинговые (70) и компенсационные пошлины - в США, ЕС, Украине (19 стран), а также используются методики расчета цен, которые применяются для стран с нерыночной экономикой. Вследствие этого Россия теряет 2-3 млрд. долл. ежегодно. Всего таких ограничений около 100. Теперь часть из них будет отменена автоматически.
Но в тоже время членство в ВТО обостряет проблемы в разных регионах в связи с высокой степенью региональной дифференциации. Пострадают районы локализации легкой промышленности: Ивановская, Костромская, Курская, Московская, Тульская и Владимирская области. В Волгоградской области - в числе проблемных производство тракторов и шин, в Самарской — производство легковых автомобилей, в Пермской области - химическая промышленность. Поэтому вступление в ВТО может усилить межрегиональную дифференциацию.
Наиболее чувствительной сферой международной торговли является торговля сельскохозяйственными товарами, которая регулируется особым Соглашением ВТО по сельскому хозяйству (Agreement on agriculture)6. Треть импортных тарифов на продовольственные товары будет снижена с момента присоединения, еще четверть - через 3 года. Наиболее длительный 8-летний переходный период установлен для мяса птицы. Но при этом сохраняются тарифные квоты для говядины, свинины, мяса птицы: для говядины импортная пошлина внутри квоты - 15%, вне квоты - 55%, для свинины - 0% и 65% (с 2020 г. - 25%), для мяса птицы - 25% и 80%7.
В целом Россия взяла обязательство вдвое снизить субсидии сельхозпредприятиям: с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4,4 млрд. долл. к 2018 г.8 (см. рис. 2). Но в настоящее время общая государственная поддержка сельского хозяйства (« желтая корзина») существенно ниже установленного предела и составляет лишь 5,6 млрд. долл.
Экспортных субсидий российские сельхозпредприятия получать не будут, отменяются и льготы по НДС для отдельных категорий импортируемой продукции. Но для поддержки агроэкспорта создан новый институт - Агентство по страхованию экспортных кредитов и инвестиций, что является формой господдержки, входящей «зеленую корзину». 3,3 тыс. российских экспортеров, в т.ч. и агропродукции будут страховать контракты от политических и экономических рисков9. Этот институт стал результатом анализа последствий введенного в 2010 г. эмбарго на вывоз зерна за границу, которое привело с существенным убыткам
5 См.: От россиян скрывают последствия вступления РФ в ВТО. (http://www.samru.ru/society/novosti_ samara/14921.html).
6 См.: Соглашение по сельскому хозяйству. (http://www.wto.ru).
7 См.: Россия взяла на себя обязательства в рамках вступления в ВТО. (http://www.vesti.ru).
8 См.: Условия вступления в ВТО. (http://www.wto.ru).
9 См.: Фомченков Т. (2012). «Малышам» дадут гарантии // Российская газета. 25 апреля. 5.
зерновых компаний-экспортеров и скоплению масштабных объемов зерна в хозяйствах Юга России.
Рис. 2. Сокращение объемов государственной поддержки сельского хозяйства
Что касается экспорта, то Россия согласилась на ограничение экспортных пошлин на 700 товаров: продукцию рыбной и кожевенной отрасли, минеральное топливо и масла, древесина, целлюлоза, цветные металлы. Экспортные пошлины на природный газ, нефть и нефтепродукты не изменятся.
Наиболее рисковыми сегментами отечественного сельскохозяйственного производства в условиях членства в ВТО являются производство молока, мяса, птицы, сахара. На адаптацию к новым условиям им надо 96-107 млрд. руб.: производители молока недосчитаются 29 млрд. руб., сахара - 25 млрд. руб., птицы - 22 млрд. руб., свинины - 20 млрд. руб., говядины - 17 млрд. руб.10 Заложенная в госбюджет на 2013 г. поддержка (136 млрд. руб.) превышает эти потери, но большая ее часть (76 млрд. руб.) - это компенсация по кредитным ставкам для сельхозпроизводителей. Вырастут также сроки окупаемости проектов в аграрном секторе: в свиноводстве - с 8 до 12 лет, в производстве говядины - с 11 до 15 лет11.
В 2000-е гг. 50% потребности в сельхозтехнике покрывалось отечественными производителями, что было возможно за счет высоких таможенных пошлин и программ субсидирования кредитов на ее покупку. Но уже в 2013 г. пошлины на большую часть техники снизятся до 5-10%. В результате к 2020 г. доля российских производителей на рынке сельхозтехники может сократиться до 15%12. Выжить российские производители могут за счет кооперации с крупными зарубежными компаниями, предоставляя им мощности в обмен на технологии и дистрибьюторскую сеть.
Таким образом, в результате членства в ВТО:
- получим доступ на мировые рынки, избежим дискриминации наших то-
10 См.: Сельское хозяйство. (http://www.mcx.ru).
11 См.: Попов Е. (2011). Российские комбайны встретятся с иностранными // Коммерсантъ. 25 ноября.
12 Там же.
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
варов, не утратим права защищать внутренний рынок, но обязаны это осуществлять цивилизованными методами;
- Всемирный банк оценивает финансовые выгоды от вступления России в ВТО в среднесрочной перспективе на уровне 19 млрд долл., а в долгосрочной -64 млрд долл. в год13;
- быстрее приобщимся к достижениям мировой науки и техники, перейдем к более эффективному использованию трудовых и материальных ресурсов.
Обеспечение более свободного доступа на мировые рынки к 2020 г. увеличит экспорт российского зерна до 40 млн. т ежегодно, экспорт мяса птицы - до 170 тыс. т, свинины - до 200 тыс. т (1 млрд. долл.)14. В результате Россия станет значимым участником мирового рынка продовольствия.
Однако рост степени конкуренции на рынках приведет к обострению конфликтных ситуаций в сфере выпуска и реализации промышленной продукции вплоть до судебных тяжб, разорения, разрушения бизнеса и его ликвидации. Западные конкуренты, имеющие многолетний опыт защиты прав интеллектуальной собственности по нормам ВТО, целеориентированы на скрупулезный патентный поиск неоформленных, плохо оформленных или спорных технологий, авторских прав. Это является основанием дл судебных исков. Поэтому производители высококачественной высокотехнологичной продукции в ближайшее время должны провести ее инвентаризацию на патентную чистоту и в перспективе систематически повторять ее каждые 2-3 года. В зоне патентного риска окажутся практически все компании приборостроения, ядерных технологий, электроники и электротехники, радиофизики, машиностроения, авиастроения, биотехнологий, химической промышленности, судо- и в целом транспортострое-ния, вооружений, фармацевтики.
Оценка рисков должна включать как специфику территории нарушений (в РФ штрафы за использование программных продуктов составляют 100-10000 тыс. руб., а в США - столько же долларов), так и расходы на адвокатов, экспертов, составляющие в РФ 1-2 млн. руб., а в США - долларов. Поскольку суды длятся годами, то 90% споров разрешаются до суда и в пользу истцов.
Для предотвращения этих исков производителям высококачественных товаров необходимо:
- включить в штат юристов по защите прав интеллектуальной собственности;
- включить в обязанности технических директоров создание, оформление и охрану прав интеллектуальной собственности, учет нематериальных активов, их оценку и коммерциализацию;
- оформить заявки на объекты интеллектуальной собственности - изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки - при участии патентных поверенных и с государственной регистрацией.
13 См.: Сельское хозяйство. (http://worldbank.org.ru),
14 См.: Сельское хозяйство. (http://www.mcx.ru),
Открытие российских рынков в соответствии с императивами ВТО распространяется и на рынки рабочей силы, что, безусловно, усилит миграцию в обе стороны. Эти вопросы стали объектом исследования профессора Нуреева Р.М. и Манукяна А.Г. в статье «Факторный анализ причин миграции населения Республики Армения в начале XXI века», доцента Фурсы Е.В. и Роговой Т.М. в статье «Международная учебная миграция: тенденции и особенности современного развития», а также Захариадис Э.Ю. «Институциональные детерминанты развития внутреннего рынка труда университета».
Действительно, оценка возможностей российского бизнеса включает сравнение конкурентоспособности занятой в нем рабочей силы. В России в среднем стоимость рабочей силы в производственной сфере - 10 долл. в день, в Мексике - 8 долл., в Индии - 6, в Китае еще меньше, но «белые воротнички» в России на порядок дешевле. Поэтому в перспективе бизнесу целесообразно развивать не трудоемкие, в знаниеемкие производства. Это повышает риски развития существующих промышленных производств и нацеливает иностранных инвесторов на развитие более конкурентоспособных с позиций стоимости человеческого капитала интеллектуальных отраслей. Для трудоемких отраслей экономики дополнительным императивом становится повышение эффективности производства и качества продукции.
Достаточно подробно в данном номере журнала представлена проблематика привлечения прямых иностранных инвестиций (Голева Г. А. Формы взаимодействия в бизнес-структурах с участием прямых иностранных инвестиций (ПИИ)), поскольку главными положительными последствиями вступления в ВТО станут либерализация экономики и улучшение бизнес-климата15, что стимулирует приток дополнительных инвестиций для проведения модернизации1! К 2015 г. будут сняты все ограничения на участие иностранного капитала в телекоммуникационном секторе. Это стратегическая отрасль, и получение контроля над предприятиями - операторами сотовой «большой тройки», а также «Ростелекомом» должно согласовываться с правительством. По опыту Саудовской Аравии, где разрешенная доля иностранного капитала в предприятиях сферы телекоммуникаций была увеличена максимум до 70% за 3 года, в России в течение 4 лет доля иностранного капитала повысится до 49% в уставных капиталах телекоммуникационных компаний.
Действующий режим промсборки автомобилей продлевается до 2020 г., новых «квот» по ее объему не будет, что соответствует нормам ВТО. Протекционистский режим сборки иномарок в России обязывает производителей выпускать не менее 300 тыс. единиц в год при уровне локализации производства не менее 60%, а квота по льготным пошлинам на импорт комплектующих - 5%. В таком режиме работают 5 консорциумов, в числе которых «АвтоВАЗ» - КепаиИ
15 См.: Дробинина Е. 18 лет переговоров о ВТО: стоила ли игра свеч? (http://www.bbc.co.uk/russian/ business/2011/11/111114_wto_russia_consequences.shtml).
16 См.: Лами П. Присоединение к ВТО принесет выгоду России, ВТО, глобальной экономике. (http://www, agronews.ru/news/detaiI/116375/).
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
JOURNAL OF ECONOMIC REGULATION (Вопросы регулирования экономики) • Том 3, № 3. 2012
- Nissan - Daimler - «КамАЗ», «Ford-Соллерс», Volkswagen и др., а также около 200 автокомпонентных компаний. Льготная квота на импорт комплектующих может быть расширена, если новый режим промсборки приведет к снижению экспорта автокомпонентов из ЕС. Производство автокомпонентов может развиваться, если на территории РФ будут большие объемы сборки готовой продукции - не менее 300 тыс. автомобилей в год. В этом случае производство автокомпонентов в РФ становится рентабельным.
По оценке Всемирного банка, выигрывают от вступления России в ВТО около трети отраслей российской экономики (транспортная отрасль (кроме авиации, которая ВТО не регулируется), связь, металлургические компании), а проигрывают 4%, в т.ч. создатели компьютеров и их комплектующих.
Наконец, поскольку Россия - член Совета Безопасности ООН, «Группы двадцати» и «Большой восьмерки», 12-я самая крупная торговая нация в мире (400 млрд долл. экспорта и 200 млрд долл. импорта), то ее вступление в ВТО превратит эту организацию действительно во всемирный институт. Число стран СНГ в ВТО увеличивается до 6. По опыту государств аравийской шестерки, выступающих в рамках ВТО в качестве интеграционного объединения, это позволит отстаивать коллективные интересы СНГ более эффективно.