Научная статья на тему 'Перспективы развития отечественного сельского хозяйства после вступления в ВТО: пессимистический прогноз'

Перспективы развития отечественного сельского хозяйства после вступления в ВТО: пессимистический прогноз Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малоземов Сергей Иванович

В статье анализируются тенденции развития отечественного сельского хозяйства в целом и по отдельным отраслям в рамках Всемирной торговой организации. Пессимистический прогноз основан на оценках отечественных экспертов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития отечественного сельского хозяйства после вступления в ВТО: пессимистический прогноз»

УДК 338.433:005.21

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА ПОСЛЕ ВСТУПЛЕНИЯ В ВТО: ПЕССИМИСТИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ

С. И. Малоземов

В статье анализируются тенденции развития отечественного сельского хозяйства в целом и по отдельным отраслям в рамках Всемирной торговой организации. Пессимистический прогноз основан на оценках отечественных экспертов.

Россия поставила абсолютный рекорд длительности переговоров по присоединению к Всемирной торговой организации (ВТО) — переговорный процесс «за закрытыми дверями» продолжался почти два десятилетия. Отечественное сельское хозяйство вступает в ВТО абсолютно неподготовленным. Ожидается, что самые большие ценовые проблемы возникнут у производителей.

Еще в конце января 2012 г. прежний министр сельского хозяйства Е. Скрынник выступала с инициативой продления до 2020 г. действия нулевой ставки по налогу на прибыль для сельскохозяйственных производителей. Согласно действующему законодательству с 2013 г. данная ставка должна вырасти до 18, а с 2016 г. — до 20 % [3]. Снижение пошлины на импортную сельскохозяйственную продукцию обусловило необходимость срочного усиления государственной поддержки агропромышленного комплекса. В противном случае, по убеждению Е. Скрынник, может рухнуть вся система продовольственной безопасности и социальная стабильность страны. Эта уверенность подкрепляется конкретными данными Министерства сельского хозяйства России. Так, за 2006—2011 гг. на поддержку сельского хозяйства в России было потрачено 563,5 млрд руб., т. е. примерно по 94 млрд руб. в год. Одновременно государство активно использовало тарифные меры, ставя всевозможные преграды импортному продовольствию, что позволило увеличить объем производства мяса и зерна. Однако в новых условиях перед государством встала дилемма: либо поддерживать конкурентоспособность отечественной продукции, ежегодно тратя на поддержку сельского хозяйства больше прежнего уровня — от 96 до 111 млрд руб. вплоть до 2020 г., либо смириться с тем, что стра-

ну «заполонит импортное продовольствие» [1].

Сельскохозяйственные производители, по крайней мере те из них, чьи интересы представлены в Российском союзе промышленников и предпринимателей, предлагают пойти еще дальше и вспомнить практику 1990-х гг., когда государство для стабилизации финансового состояния сельского хозяйства шло на списание части долгов. Подобные меры предпринимались в 1990, 1993 и 1995 гг., однако с 2000 г. списания прекратились. В начале февраля 2012 г. глава Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) А. Шохин направил первому вице-премьеру И. Шувалову письмо, в котором прописал целый комплекс мер поддержки АПК [4, с. 1]. Немаловажно, что эти предложения были согласованы с основными кредиторами сельскохозяйственных производителей — Сбербанком и Россельхозбанком. Как пишет А. Шохин, все достижения аграрного сектора в 2011 г.:

93,9 млн т зерна, 46,3 млн т сахарной свеклы, 1,54 млн т рапса, 1,75 млн т сои и 9,6 млн т подсолнечника — в основном следствие государственной поддержки (125 млрд руб.). Однако рентабельность бизнеса так и не выросла: если в 2009 г. она составила 9,4 %, то в 2010 г. упала до 8,3 %. Без субсидий рентабельность составляет —5,4 %. В связи с этим ситуация при вступлении России в ВТО только ухудшится. Агропромышленный комплекс станет неконкурентоспособным на внутреннем рынке по следующим причинам. Сельскохозяйственные предприятия не могут перенести на закупочные цены непрерывно растущие издержки на строительство и инфраструктуру, потому что выпускают социально значимую продукцию, а 25 — 30 %-я маржа остается в торговых сетях. Низкие закупочные цены, устаревшие

© Малоземов С. И., 2012

технологии, высокая и постоянно растущая стоимость практически всех необходимых для сельскохозяйственного производства ресурсов, низкая платежеспособность населения даже в условиях выделения АПК государственными банками субсидированных кредитов не способны улучшить финансовое состояние сельскохозяйственных предприятий. Их совокупная ссудная задолженность сопоставима с годовой валовой выручкой, из-за чего практически невозможно привлекать дополнительные займы. Более того, в письме отмечается, что кредитная задолженность сельскохозяйственных предприятий даже больше их совокупной валовой выручки и составляет 1,575 трлн руб. По справедливому замечанию А. Шохина, гигантская ссудная задолженность препятствует развитию АПК, став серьезной проблемой для банков-кредиторов. Пролонгированные и в основном проблемные кредиты сельскохозяйственных предприятий заставляют банки формировать значительные резервы, что сокращает их прибыль. Автор письма полагает, что государству нужно максимально смягчить трудности переходного периода и придать агропромышленному комплексу модерниза-ционный толчок, основываясь на консолидированном мнении представителей экспертного сообщества и банков-кредиторов — Россельхозбанка и Сбербанка.

РСПП предложил с 1 июля принять ряд мер:

— продлить до 2020 г. нулевую ставку налога на прибыль для сельскохозяйственных производителей, действующую до 2013 г. Кстати, это предложение поддерживает и Министерство сельского хозяйства, о чем сказано выше;

— списать за счет государства ранее не списанную задолженность по кредитам, а также пени и штрафы по просроченным договорам лизинга;

— компенсировать некоторым сельскохозяйственным предприятиям, получающим субсидии из федерального бюджета, до 100 % фактически произведенных ими капитальных затрат на строительство, реконструкцию и модернизацию капитальных объектов, сельскохозяйственной техники, оборудования, животных, земель сельскохозяйственного назначения, приобретение материальных ресурсов на проведение сезонных полевых работ, а также затраты на газ, электричество и воду. Компенсация должна коснуться кредитных договоров, заключенных с 1 января 2006 г. по национальному проекту «Развитие АПК» и государственной программе развития сельского хозяйства [4]. Весь комп-

лекс мер обойдется государству в 400 млрд руб. до 2018 г., что соответствует уровню государственной поддержки, разрешенному ВТО.

Однако эксперты информационного агентства «Финмаркет» отмечают, что такая компенсация потерь российского сельского хозяйства от вступления во Всемирную торговую организацию будет явно недостаточной [1]. Вот лишь некоторые выкладки по отдельным отраслям сельского хозяйства. Так, России придется снизить пошлины на импорт живых свиней в восемь раз — до 5 %. В результате цена на живых свиней на внутреннем рынке резко снизится. Предприятия, работающие сейчас на грани рентабельности, станут убыточными, а высокоэффективные станут вдвое менее рентабельными. Снижение пошлины на субпродукты с 25 до 15 % может привести к потере доходности первичной переработки свиней, которая зависит от возможности реализовывать не только мясо, но и сопутствующую продукцию. Таким образом, требуемая помощь в 2012— 2015 гг. должна составлять по 20 млрд руб. ежегодно, в 2016—2020 гг. — по 10 млрд руб. Лишь в этом случае инвестиционная привлекательность свиноводства будет сохранена, угроза продовольственной безопасности страны ликвидирована и даже появится возможность экспорта. Из-за отмены ценового критерия в 8 тыс. евро за тонну говядины, которая поставляется из Канады, США и Аргентины сверх квоты, появится канал для неконтролируемого ввоза импортного мяса. Оптовые цены на данный вид продукции снизятся, что приведет к потерям отрасли в размере 17 млрд руб. в год и увеличению сроков окупаемости проектов с 11 до 14 — 15 лет. В результате потребуется 17 млрд руб. ежегодно в течение 10 лет на компенсацию потерь и сохранение инвестиционной привлекательности. Снизив стоимость мяса птицы лишь на 5—7 руб. за килограмм, производители потеряют 22 млрд руб. в год. При этом следует учесть тенденцию последних шести лет, когда объемы производства увеличились в 2,3 раза. Поэтому эксперты убеждены в необходимости создания возможности для экспорта отечественной продукции, на что потребуется 20 млрд руб. ежегодно.

Прежняя гибкая протекционистская политика в отношении российского свекловичного сахара, который был защищен от импортного сахара-сырца плавающей пошлиной, по договоренностям с ВТО заменяется введением плоской шкалы: импортная пошлина на сахар-сырец будет постоянной —

на уровне 140 долл. за тонну, что снижает тарифную защиту отечественных производителей на 25 %. К тому же снизятся пошлины на сахаросодержащие сиропы, которые и ранее создавали конкуренцию российскому сырью. В результате общие потери отрасли могут составить до 25 млрд руб. в год, что должно быть эквивалентно субсидированию государством затрат на посевы сахарной свеклы.

Молочная промышленность в России до сих пор сохраняет отрицательную рентабельность из-за высоких затрат на содержание коров и выращивание молодняка. Климатические условия и изношенность оборудования не позволяют российским производителям продавать молоко по ценам Европейского союза, США или Новой Зеландии. Из-за снижения импортных пошлин поставки всех видов молочной продукции увеличатся в ущерб внутреннему производству. Наиболее критична ситуация с сухим молоком: импорт вырастет на 60 %, отечественное производство сократится вдвое. Объем переработки сырого молока уменьшится более чем на 2 млн т. По прогнозам, в течение 3 — 5 лет разорятся до 200 региональных заводов, из них 65 — 70 сыродельных, что обострит социальную напряженность на селе. Для сохранения поголовья скота потребуется 26 — 29 млрд руб. ежегодно. В этом случае рост импортных поставок удастся сдержать, сохранив отечественное производство.

Схожая ситуация и в масложировой промышленности. При снижении импортных пошлин на жиры и маргарин российские производители за три года потеряют

13,9 млрд руб. Сокращение экспортных пошлин на семена подсолнечника приведет к увеличению объемов их вывоза и падению производства подсолнечного масла внутри страны. Кроме того, сокращение объемов производства или, в худшем случае, закрытие масложировых предприятий, многие из которых градообразующие, спровоцирует рост безработицы и социальной напряженности. Как считают эксперты, в течение как минимум пяти лет необходимы субсидии на производство продуктов глубокой переработки растительного масла, объем которых уточняется [1].

Следовательно, компенсация потерь от вступления в ВТО в ближайшие 6 — 8 лет только для сельскохозяйственных производителей обойдется правительству в сумму около 1 трлн руб., что значительно выше уровня государственной поддержки, допустимого ВТО. Окончательные цифры, к которым стороны пришли на сегодняшний

день, — это 9,0 млрд долл. в 2012—2013 гг. с последующим равномерным снижением до 4,4 млрд долл. в 2018 г. Заметим, что эксперты «Финмаркета» далеко не единственные, кто обещает разорение отечественного АПК и упадок от собственной неспособности конкурировать с импортом.

Подобный пессимистический прогноз разделяют и непосредственные сельскохозяйственные производители. Так, свиноводы и производители риса отмечают, что достигнутые договоренности оказались не в их пользу. Участников рынка особенно удивило, что при согласовании ряда компромиссов переговорщики умалчивали об уже сделанных уступках. «Нас фактически вводили в заблуждение», — признался руководитель исполкома Национальной мясной ассоциации С. Юшин. Так, в рамках договоренностей объем квот на ввоз свинины, которые облагаются пошлиной, сократился незначительно — на 70 тыс. т (до 430 тыс. т), при этом внутриквотную пошлину в 15 % обнулили. Представители рынка, участвовавшие в обсуждении размеров квот, согласились пойти на компромисс (изначально свиноводы настаивали на сокращении квоты до 300 тыс. т), не зная, что с даты присоединения к ВТО уровень пошлины на живых свиней, ввозимых в Россию, снизится одномоментно восьмикратно — с 40 до 5 %. Кроме того, с 25 до 15 % снижается пошлина на ввоз мясопродуктов: свиного шпика, субпродуктов и т. п. Вместе с импортом свинины в рамках квоты 430 тыс. т и сверх квот общий объем ввоза мяса свинины, включая субпродукты, по прогнозам, будет сохраняться на уровне 1 млн т в год. С учетом мяса птицы и говядины Россия преодолеет планку в 2 млн т — примерно столько мяса было импортировано на российский рынок в 2010 г. Фактически Россия согласилась на сохранение тех объемов импорта мясных продуктов, что были ранее, но по ценам существенно ниже, вплоть до отмены всех квот в 2019 г.

С. Юшин считает, что в таких условиях дальнейшее развитие свиноводства как наиболее быстрорастущей сейчас отрасли окажется под угрозой: «Для производителей очевидно, что условия, на которых Россия договорилась вступить в ВТО, приведут к снижению доходов в свиноводстве у наиболее эффективных предприятий как минимум вдвое. Соответственно, сроки окупаемости большинства построенных в последние годы свинокомплексов превысят восемь лет, а нередко поднимутся и до десяти и более лет. Бизнес-планы придется пересматривать, ведь

они готовились в иных условиях ведения бизнеса» [2].

Сильно озабочены ситуацией отечественные рисоводы: «К нам хлынет более дешевый и менее качественный рис, — прогнозирует президент Зернового союза А. Злочев-ский. — Достижения отрасли, которая благодаря государственной защите выросла с 300 тысяч тонн риса в год до 1,2 миллиона (урожай этого года) (2011-го. — С. М.) и покрыла полностью свои внутренние потребности в круглозерновом рисе плюс даже начала что-то экспортировать, пойдут на спад. Государству понадобится включаться в решение социальных проблем полумиллиона жителей Краснодарского края, которые живут на землях, не приспособленных ни для чего, кроме риса. Что касается остальных зерновых культур, то никаких преференций по поставкам их на мировой рынок членство в ВТО нам не дает. Единственная гипотетическая возможность... о которой можно говорить, это, будучи уже членом ВТО, поднять вопрос об упразднении европейских квот на пшеницу Черноморского региона (в рамках этих квот мы вынуждены конкурировать с Казахстаном и Украиной) и введении для нас отдельной страновой квоты, как это сделано для Канады. Впрочем, Евросоюз может и не пойти на это — общая региональная квота вполне легитимна» [2].

Таким образом, с точки зрения долгосрочного прогноза вхождение в ВТО ока-

жется тяжелым, и в какой-то период напряженность будет лишь нарастать. Дальше все будет зависеть от мер, принятых государством. Принятые условия ставят отечественных сельскохозяйственных производителей в заведомо неравное положение перед зарубежными конкурентами. Очевидно, что сельское хозяйство в рыночных условиях неконкурентоспособно, а потому по-прежнему будет нуждаться в государственной поддержке. Государство должно поддерживать сельское хозяйство как из социальных, так и из стратегических соображений. Здесь показателен опыт Европы, где после Второй мировой войны доля государственных субсидий в каждом заработанном рубле аграриев только росла и достигала 20 % и более, тогда как в России эта доля никогда не превышала 5 %. Ожидаемое незначительное снижение цен на продовольствие в таких условиях приведет к усилению убыточности сельскохозяйственного производителя. В первую очередь рухнут слабые предприятия, которых насчитывается примерно три четверти. Занявшие их место более крупные производители в перспективе также почувствуют уменьшение «подушки рентабельности». Рынки заполнит иностранная продукция, после чего цены начнут вновь повышаться, а разговоры об импортозамещении и продовольственной безопасности, ведущиеся правительством последние годы, станут, увы, неуместными.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. ВТО дорогого стоит [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.finmarket.ru/z/ nws/hotnews.asp?id=2743464. Загл. с экрана.

2. Достаточно сильны для ВТО [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://

www.expert.ru/expert/2011/46/dostatochno-silnyi-dlya-vto. Загл. с экрана.

3. Кузьменко А. Спасательный круг для АПК / А. Кузьменко // РБК Daily. 2012.

17 февр.

4. Письменная Е. Давайте списывать / Е. Письменная, Е. Никитина, А. Крекнина // Ведомости. 2012. 17 февр.

Поступила 13.09.2012.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.