Научная статья на тему 'К вопросу об особенностях антикоррупционной политики'

К вопросу об особенностях антикоррупционной политики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1205
313
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
коррупция / антикоррупционная политика / государственные служащие / civil servants. / corruption / anti-corruption policy

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Исупов Андрей Михайлович, Сарксян Лианна Давитовна

Рассмотрена проблема борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Проанализирован наиболее успешный опыт проведения антикоррупционной политики за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по политологическим наукам , автор научной работы — Исупов Андрей Михайлович, Сарксян Лианна Давитовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To the question about the features of anti-corruption policy

The problem of combating corruption is considered. The most successful experience of anti-corruption policy abroad is analyzed.

Текст научной работы на тему «К вопросу об особенностях антикоррупционной политики»

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

«Региональное развитие: электронный научно-практический журнал» Е-ISSN 2410-1672 http ://re grazvitie.ru Выпуск № 2(6), 2015 http://regrazvitie.ru/2015/05/

URL статьи: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-26121/

УДК 351

К вопросу об особенностях антикоррупционной политики

© 2015 Исупов Андрей Михайлович

кандидат экономических наук, старший преподаватель Самарский государственный университет E-mail: a-isupov@vandex. ru

© 2015 Сарксян Лианна Давитовна

студент

E-mail: [email protected]

Ключевые слова: коррупция, антикоррупционная политика, государственные служащие.

Аннотация. Рассмотрена проблема борьбы с коррупцией в Российской Федерации. Проанализирован наиболее успешный опыт проведения антикоррупционной политики за рубежом.

To the question about the features of anti-corruption policy

© 2015 Isupov Andrey Michaylovich

Candidate of Economics, senior lecturer Samara State University E-mail: a-isupov@vandex. ru

© 2015 Sarksyan Lianna Davitovna

Student

E-mail: [email protected]

Key words: corruption, anti-corruption policv, civil servants.

Abstract. The problem of combating corruption is considered. The most successful experience of anti-corruption policv abroad is anafyzed.

Выходные сведения статьи:

Исупов А.М., Сарксян Л.Д. К вопросу об особенностях антикоррупционной политики // Региональное развитие: электронный научно-практический журнал. 2015. № 2(6). URL: http://regrazvitie.ru/gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-26121/ (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

26121

[email protected]

Г осударственное и муниципальное управление

Не вызывает сомнения, что коррупция - это чрезвычайно опасное социально-правовое явление, которое подрывает основы государственной власти и управления, дискредитирует авторитет власти в глазах населения, ущемляет законные права и интересы граждан.

Проблема России в борьбе с коррупцией заключается в том, что соответствующие органы власти и должностные лица осуществляют борьбу не с причинами коррупции, а с ее следствиями. Проблема не решается системно, тотально, повсеместно, хотя только такой подход может принести положительный результат [1].

Стандартные средства борьбы против коррупции бессильны, так как коррупция - это в своем роде извращенное предпринимательство, на уровне организации проституции или продажи наркотиков. Одними законодательными и правовыми мерами победить коррупцию невозможно, необходима всеобъемлющая поддержка общества (именно общества, а не общественных объединений новой формации деятельность которых ангажирована в пользу различных правящих кругов или групп).

Стоит только пресечь саму возможность получения какой-либо прибыли от коррупционных взаимоотношений, как коррупция сама собой исчезнет. При выявлении фактов коррупции, как правило, прослеживается связь с предоставлением режима наибольшего благоприятствования нелегального рынка товаров и услуг. Поэтому важна координация усилий общества и государства в данном вопросе, принятие новых законодательных актов, а также изменение уже действующих, ограничение государственных служащих в принятии неподконтрольных решений.

Активное реформирование уголовного судопроизводства, масштабная реформа МВД, создание Следственного Комитета существенным образом отразились на деятельности прокурора в досудебном производстве по уголовным делам. Стало очевидно, что существующая схема правового регулирования деятельности прокурора в досудебном производстве не соответствует современной правовой действительности [2].

В России многие из принятых в мире элементов организационно-правового механизма противодействия коррупции взяты на вооружение, но, к сожалению, в ряде случаев действуют они слабо, нередко, если даже и предусмотрены нормативно, реализуются малоэффективно. Об этом свидетельствует динамика роста объемов отечественного коррупционного рынка, который, по оценкам Международного центра «Transparency International», превысил 300 млрд. долл., а суммарный объем взяток едва не сравнялся с ВВП страны.

Полагаем, что успех в борьбе с коррупцией в первую очередь зависит от активного участия представителей гражданского общества в этом процессе. Очень важно подчеркнуть, что государственный или муниципальный чиновник - наемный работник, это недостаточно только декларировать, но важно внедрить в сознание людей, чтобы они почувствовали себя полноправными и ответственными хозяевами страны [2].

26121

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

Как отмечают исследователи, наибольших успехов в преодолении коррупции добились страны, отличающиеся следующими особенностями:

- небольшой размер территории;

- четкое разделение распорядительной, законодательной и контрольной функций чиновников;

- создание в стране условий для свободной деятельности средств массовой информации;

- создание условий для развития свободной экономической деятельности.

Основой для борьбы с коррупцией являются эффективные судебные и правоохранительные органы, а также расширенное международно-правовое сотрудничество в борьбе с коррупцией.

Более двух третей из 175 стран набрали менее 50 баллов в Индексе восприятия коррупции (ИВК) 2014 г. по шкале от 0 (крайне высокий уровень восприятия коррупции) до 100 (низкий уровень восприятия коррупции). Лидером индекса 2014 г. стала Дания, набрав 92 балла, в то время как Северная Корея и Сомали поделили последнее место индекса, набрав всего лишь восемь баллов. В 2014 году Россия ухудшила своё положение в рейтинге на 9 позиций и заняла 136 место, набрав 27 баллов. Такой же результат показали Камерун, Иран, Кыргызстан, Ливан и Нигерия. Если сравнивать показатель России с результатом предыдущих лет, то общий показатель страны изменился в худшую строну лишь на один балл, а значительное понижение места в рейтинге связано с положительной динамикой ряда других стран.

Самыми коррумпированными странами в мире являются Северная Корея и Сомали, которые разделили последнее, 174 место в рейтинге [3].

Формы, методы и способы борьбы с коррупцией в разных странах весьма разнообразны: от создания эффективного антикоррупционного законодательства, отладки мониторингового научного анализа и обобщения тенденций в сфере коррупционной преступности до пропаганды законопослушного высоконравственного поведения государственных служащих и формирования здоровой нравственной атмосферы общественных отношений. Коррупция отслеживается тотально, причем на всех уровнях и во всех ее аспектах, антикоррупционная практика носит одновременно и глобальный, и «заземленный» характер, ориентирована на укрепление правопорядка и оздоровление моральнопсихологического климата в обществе.

Далее мы рассмотрим особенности антикоррупционной политики в Финляндии, Германии и Сингапуре, привлекающих последние годы всеобщее внимание внедренными социальными механизмами и эффективными результатами.

Дания в 2014 году, как и в предыдущие годы, стала наименее коррумпированным государством в мире, набрав по рейтингу ИВК Transparancy International 92 балла из 100 возможных. В Дании применяется широкий спектр разнообразных антикоррупционных инициатив. Например, функционируют такие институты, как Датское агентство международного развития; Датское агентство по кредитованию экспортных операций; Торговый совет Дании; Фонд индустриализации для развивающихся стран; Конфедерация датской

26121

[email protected]

Г осударственное и муниципальное управление

промышленности. Компании, входящие в ассоциацию «Датское агентство международного развития», априори включают в свои контракты антикоррупционные положения, поскольку как члены ассоциации подписали декларацию о неприменении взяточничества. Несоблюдение данных положений может привести к расторжению контракта и отказу вести дела с ними как с ненадежными партнерами в будущем. Поэтому политика Датского агентства международного развития активно способствует здоровым бизнес-отношениям [3].

Подобные антикоррупционные регуляции закладываются и в других крупных организациях Дании. Так, торговый совет Дании (TCD) разработал обширную антикоррупционную стратегию, нацеленную на помощь датским компаниям, сталкивающимся с угрозой коррупции. TCD предоставляет национальным компаниям, работающим на внешних рынках, разнообразные консультативные антикоррупционные услуги, которые облегчают проведение деловых операций на внешних рынках и помогают поддерживать хорошую международную репутацию датских компаний.

Следует отметить, что в стране широко применяются различные профессиональные этические кодексы, в том числе и кодекс чести чиновников. Существует гласность и открытость на уровне правительства, специальных кон-трольно-надзирающих органов. Весьма развита гражданская инициатива, что облегчает создание комфортных социальных условий и взаимоотношений в маленькой стране.

Эффективность борьбы с коррупцией в Г ермании в последние годы, действительно, заметно возросла. Этому способствовали и увеличение штатов в полиции и прокуратуре, и создание телефонных «горячих линий» для анонимных сообщений, и более тесное взаимодействие криминальной и налоговой полиции, и расширение сотрудничества в рамках всего Евросоюза. Большую помощь оказала и наука: ученые теперь намного больше знают об условиях, порождающих коррупцию, и методах тех, кто подкупает и кого подкупают.

Выяснилось, например, что готовность чиновника принять взятку начинает возрастать после двух лет пребывания на данной должности. Поэтому теперь во многих городских и коммунальных органах власти стремятся чаще менять работников, отвечающих за распределение крупных заказов или выдачу важных разрешений.

В Германии участники коррупционных сделок, как правило, давно и хорошо знают друг друга, спонтанные решения «сунуть взятку» возникают крайне редко. Так, например, надо еще поискать того автомобилиста, который попытается предложить деньги немецкому полицейскому, составляющему протокол о превышении скорости [4].

В Германии случаев коррупции в органах государственного и местного управления (35 % от общего числа) значительно меньше, чем в частном бизнесе (56 %). На правоохранительные и судебные органы приходятся всего 8 %, на политиков разных уровней - лишь 1 %.

Низкий уровень коррупционной активности абсолютного большинства немецких чиновников объясняется, среди прочего, угрозой потерять разнообраз-

26121

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

ные льготы, в том числе полностью лишиться пенсии. А вот бизнесмены, дающие взятки, часто даже не воспринимают свои действия как противоправные.

По словам следователя, пойманные с поличным бизнесмены нередко оправдываются тем, что «всего лишь» хотели обеспечить заказы фирме и работу сотрудникам. А те в свою очередь нередко покрывают начальников. Во всяком случае, сигналы от инсайдеров реже всего поступают из самых подверженных коррупции отраслей экономики - строительной и фармацевтической [4].

В Швеции стратегия борьбы с коррупцией основана на результатах модернизации страны, одновременно включавшей и комплекс мер, нацеленных на устранение коррупции. Открытость государственных документов, независимая система правосудия, эффективный шведский парламент и правительство способствовали установлению профессиональной ответственности и высоких этических стандартов. Зарплаты высокопоставленных чиновников поначалу превышали заработки рабочих в 12 - 15 раз, однако с течением времени эта разница снизилась до двукратной [5].

Этот факт представляется особенно интересным для России, также являющейся социально ориентированной страной, но до недавних пор проводящей политику повышения вознаграждений государственным служащим в целях повышения их производительности труда, честности и патриотичности. Социальный идеал чиновника-патриота, готового служить стране и её народу за среднерегиональное вознаграждение в России, увы, не обсуждается. Естественно, чиновники, как и парламентарии, будут сопротивляться отмене своих льгот, высоких зарплат, пенсий. Однако именно так можно будет очистить ряды государственных служащих от корыстных и меркантильных людей, заменив их на преданных делу и не обремененных заботами о демонстрации и поддержании своего элитного имиджа. Освобождение представителей власти от проблем управления своей дорогостоящей собственностью, укрытии или приумножении её, позволит им, не отвлекаясь, руководить страной, не колеблясь, принимать законопроекты и проводить последовательную политику их реализации. Полагаем, что избирателям необходимо ставить эту проблему перед выборной властью разных уровней - депутатами и Президентом страны.

В Сингапуре, напротив, повышение зарплат чиновников стало основным инструментом повышения к ним требований, как этических, так и квалификационных.

Антикоррупционная стратегия Сингапура, так же как и в скандинавских странах, ориентирована на три главные задачи: упрощение бюрократических процедур; жесткую регламентацию полномочий чиновников; контроль соблюдения этических стандартов [6].

Противодействие коррупции в Сингапуре, одной из самых благополучных с точки зрения развития этого явления страны, может быть ценным и в плане сильного антикоррупционного законодательства, и эффективного функционирования Бюро по расследованию случаев коррупции (национальное агентство по борьбе с коррупцией).

26121

[email protected]

Г осударственное и муниципальное управление

Независимое автономное Бюро по расследованию случаев коррупции (CPIB) наделено следующими функциями:

- получение и расследование жалоб, содержащих обвинения в коррупции в общественной и частной сферах;

- расследование случаев халатности и небрежности, допущенных государственными служащими;

- проверка деятельности и операций, проводимых государственными служащими с целью минимизации возможности совершения коррумпированных действий [6].

К сожалению, в России подобное агентство - открытое публичной общественности и СМИ - так и не возникло. Органы ФСБ, прокуратуры и разнообразные общественные организации не выполняют эти функции в полной мере.

Граждане нашей страны пока не склонны, как в Сингапуре, активно участвовать в антикоррупционном противостоянии и сотрудничать в расследованиях. Не доверяют и существующим, созданным порой очень формально, инструментам обратной связи, которые за рубежом более гибки и соответствуют ментальным традициям населения.

Литература:

1. Макаров, А.А. Административно-правовое регулирование противодействия коррупции в полиции зарубежных стран / А.А. Макаров, В.М. Чупров // Административное и муниципальное право. - 2010. - № 3.

2. Опыт борьбы с коррупцией в Сингапуре. URL: http://sudanet.ru/borba s corrupciei v singapure. Дата обращения: 2.05.2015.

3. Сарксян, Л.Д. Методы и механизмы борьбы с коррупцией на примере РФ и Грузии. Сравнительный анализ / Л.Д. Сарксян, Д.Г. Слатов // Экономика, управление и право в современных условиях. Межвузовский сборник статей / Под общ. ред. В.Б. Тасеева. Выпуск 4 (25). - Самара: Институт анализа экономики города и региона, 2014. - С. 94 - 102.

4. Шведская стратегия борьбы с коррупцией. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki. Дата обращения: 2.05.2015.

5. Коррупция в Германии: успехи в борьбе с неистребимым злом. URL: http://www.dw.de. Дата обращения: 2.05.2015.

6. Transparency International: Индекс восприятия коррупции 2014 года // Центр гуманитарных технологий. URL: http: //gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004. Дата обращения: 2.05.2015.

References:

1. Makarov, A.A. Administrative-legal Regulation of Counteraction of Corruption in the Police of Foreign Countries / A.A. Makarov, V.M. Chuprov // Administra-tivnoe I Municipalnoe Pravo. - 2010. - No 3.

26121

Региональное развитие • № 2(6) • 2015

http://regrazvitie.ru

2. The Experience of Combating Corruption in Singapore. URL: http://sudanet.ru/borba s corrupciei v singapure. Date of access: 2.05.2015.

3. Sarksyan, L.D. Methods and Mechanisms to Combat Corruption in the Example of the Russian Federation and Georgia. Comparative Analysis / L.D. Sarksyan, D.G. Slatov // Economics, Management and Law in Modern Conditions. Inter-University Collection of Papers / ed. by V.B. Taseev. Issue 4 (25). - Samara: The Institute for the Analysis of the Economy of the City and Region, 2014. -P. 94 - 102.

4. Swedish Strategy in the Fight against Corruption. URL: https://ru.wikipedia.org/wiki. Date of access: 2.05.2015.

5. Corruption in Germany: Progress in the Fight against the Ineradicable Evil. URL: http://www.dw.de. Date of access: 2.05.2015.

6. Transparency International: Corruption Perception Index 2014 // Center of Humanitarian Technologies. URL: http://gtmarket.ru/news/2014/12/03/7004. Date of access: 2.05.2015.

26121

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.