Научная статья на тему 'Моральные механизмы противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации'

Моральные механизмы противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
862
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИЯ / CORRUPTION / МОРАЛЬ / MORALITY / ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ANTI-CORRUPTION POLICY / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ГРАЖДАНСКАЯ СЛУЖБА / STATE CIVIL SERVICE / ЭТИКА / ETHICS / ВЛАСТНЫЕ СТРУКТУРЫ / POWER STRUCTURES / МОРАЛЬНЫЕ МЕРЫ / МОРАЛЬНЫЕ ПОСТУПКИ / МОРАЛЬНЫЕ КАЧЕСТВА / MORAL QUALITIES / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / PROFESSIONAL ACTIVITY / ДОЛЖНОСТНОЕ ЛИЦО / OFFICIAL / МЕРЫ ВОЗДЕЙСТВИЯ / COUNTERACTION TO CORRUPTION / MORAL MEASURES / MORAL DEEDS / MEASURES OF INFLUENCE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Королева Эльвира Владимировна, Волынчук Яна Александровна, Бакунова Алина Георгиевна

Проблема масштабной коррупции как «социальной болезни», характеризующаяся многообразием и высокой организованностью таких ее форм как подкуп, лоббизм, повальное мздоимство, олигополия, политическая и транснациональная коррупция, завуалированные хищения и злоупотребления, совершаемые чиновниками не стало исключением для России. В нашей стране противодействие коррупции на современном этапе является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности правоохранительных органов, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. Как показала зарубежная и отечественная практика, ставка на исключительно силовые методы воздействия на какие-либо червоточины в социально-политическом пространстве государства, не всегда имеет долгосрочный положительный эффект. Площадка органов государственной власти не является исключением. Развернувшаяся в последние годы, на территории российского государства, антикоррупционная политика в отношении представителей всех уровней власти, имеет как свои недочеты, так и конкретные действенные результаты. Авторы статьи не ставят своей целью оценить коэффициент полезного действия мер антикоррупционной политики, проводимой Президентом РФ. Целью данной работы является разработка дополнительных рекомендаций, касающихся антикоррупционных механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Королева Эльвира Владимировна, Волынчук Яна Александровна, Бакунова Алина Георгиевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MORAL MECHANISMS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE STATE AUTHORITIES BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

The problem of large-scale corruption as a «social disease», characterized by the diversity and high degree of organization of such forms as bribery, lobbyism, general bribery, oligopoly, political and transnational corruption, veiled embezzlement and abuses committed by officials was no exception for Russia. In our country, counteracting corruption at the present stage is one of the priority tasks of state policy and the most important direction of activity of law enforcement bodies, which are the central place in the implementation of anti-corruption legislation and ensuring its strict observance. As shown by foreign and domestic practice, the rate on exclusively force methods of influence on any wormholes in the social and political space of the state does not always have a long-term positive effect. The platform of public authorities is no exception. Developed in recent years, on the territory of the Russian state, anti-corruption policy against representatives of all levels of government has its own shortcomings and concrete effective results. The authors of the article do not set out to assess the efficiency of anti-corruption policies pursued by the President of the Russian Federation. The purpose of this work is the development of additional recommendations on anti-corruption mechanisms to counter corruption in the government authorities of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Моральные механизмы противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации»

Koroleva Elvira Vladimirovna, Volynchuk Yana Alexandrovna, Bakunova Alina Georgievna MORAL MECHANISMS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE STATE ...

political sciences

УДК 32.019.5

МОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ В ОРГАНАХ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

© 2017

Королева Эльвира Владимировна, кандидат социологических наук, доцент кафедры «Управления» Волынчук Яна Александровна, кандидат политических наук, доцент кафедры «Управления» Бакунова Алина Георгиевна, магистрант, 2 курс, направление подготовки «Государственное и муниципальное управление» профиль «Государственный и муниципальный аудит» Владивостокский государственный университет экономики и сервиса (690014, Россия, Владивосток, улица Гоголя, 41, e-mail: Alinochka.b@mail.ru)

Аннотация. Проблема масштабной коррупции как «социальной болезни», характеризующаяся многообразием и высокой организованностью таких ее форм как подкуп, лоббизм, повальное мздоимство, олигополия, политическая и транснациональная коррупция, завуалированные хищения и злоупотребления, совершаемые чиновниками не стало исключением для России. В нашей стране противодействие коррупции на современном этапе является одной из приоритетных задач государственной политики и важнейшим направлением деятельности правоохранительных органов, которым отводится центральное место в реализации антикоррупционного законодательства и обеспечении его неукоснительного соблюдения. Как показала зарубежная и отечественная практика, ставка на исключительно силовые методы воздействия на какие-либо червоточины в социально-политическом пространстве государства, не всегда имеет долгосрочный положительный эффект. Площадка органов государственной власти не является исключением. Развернувшаяся в последние годы, на территории российского государства, антикоррупционная политика в отношении представителей всех уровней власти, имеет как свои недочеты, так и конкретные действенные результаты. Авторы статьи не ставят своей целью оценить коэффициент полезного действия мер антикоррупционной политики, проводимой Президентом РФ. Целью данной работы является разработка дополнительных рекомендаций, касающихся антикоррупционных механизмов противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации.

Ключевые слова: коррупция, мораль, противодействие коррупция, антикоррупционная политика, государственная гражданская служба, этика, властные структуры, моральные меры, моральные поступки, моральные качества, профессиональная деятельность, должностное лицо, меры воздействия

MORAL MECHANISMS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE STATE AUTHORITIES

BODIES OF THE RUSSIAN FEDERATION

© 2017

Koroleva Elvira Vladimirovna, candidate of sociological sciences, assistant professor of the department of management Volynchuk Yana Alexandrovna, candidate of political science, assistant professor

of the department of management Bakunova Alina Georgievna, graduate student, 2 course, direction of preparation «State and municipal management» section «State and municipal audit» Vladivostok State University of Economics and Service (690014, Russia, Vladivostok, Gogolya St., Building 41, e-mail: Alinochka.b@mail.ru)

Abstract. The problem of large-scale corruption as a «social disease», characterized by the diversity and high degree of organization of such forms as bribery, lobbyism, general bribery, oligopoly, political and transnational corruption, veiled embezzlement and abuses committed by officials was no exception for Russia. In our country, counteracting corruption at the present stage is one of the priority tasks of state policy and the most important direction of activity of law enforcement bodies, which are the central place in the implementation of anti-corruption legislation and ensuring its strict observance. As shown by foreign and domestic practice, the rate on exclusively force methods of influence on any wormholes in the social and political space of the state does not always have a long-term positive effect. The platform of public authorities is no exception. Developed in recent years, on the territory of the Russian state, anti-corruption policy against representatives of all levels of government has its own shortcomings and concrete effective results. The authors of the article do not set out to assess the efficiency of anti-corruption policies pursued by the President of the Russian Federation. The purpose of this work is the development of additional recommendations on anti-corruption mechanisms to counter corruption in the government authorities of the Russian Federation.

Keywords: corruption, morality, counteraction to corruption, anti-corruption policy, state civil service, ethics, power structures, moral measures, moral deeds, moral qualities, professional activity, official, measures of influence

Отправной точкой антикоррупционной политики в Российской Федерации стало принятие в 2008 году Федерального закона «О противодействии коррупции» [1]. В последующем был принят целый ряд нормативно-правовых документов в контексте реализации закона «О противодействии коррупции».

Классическими методами воздействия на любого гражданина или должностное лицо, в контексте противодействия коррупции, являются: уголовные, административные, экономические, моральные и психологические меры. Оценить их степень эффективности с позиции «сильнее или слабее» достаточно сложно, т.к. мировой и отечественный опыт демонстрирует целый спектр как действенных, так и безрезультативных примеров использования вышеперечисленных мер [2; 3]. В доказательство приведем несколько примеров.

В своей работе «Коррупция как нарушение прав человека» З. Кокорина отмечает, что «несмотря на то, что коррупция вызывает поистине разрушающий эффект

проведение негуманной внутренней политики, например, в Китае, Северной Корее и Вьетнаме, где за совершение данного преступления применяется смертная казнь, является неоправданной в связи с тем, что уровень коррупционных практик в этих странах остается высоким» [4].

Достижения Сингапура в сфере борьбы с коррупцией впечатляют. Авторитарными методами правительство держит под контролем бюрократию, успешно справляется с задачей предупреждения коррупции [5]. Гонконг тоже может похвастаться заслугами в области борьбы с коррупцией. Победить взяточничество гонконгским властям удалось благодаря нескольким эффективным мерам: во-первых, госслужащим пришлось доказывать, что вся недвижимость, роскошные автомобили и остальные дорогостоящие предметы были куплены на честно заработанные средства. Если чиновник оказывался нечистым на руку, его ждала тюрьма и конфискация имущества. Во-вторых, в государстве создали независимую

304

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

политические науки

Королева Эльвира Владимировна, Волынчук Яна Александровна, Бакунова Алина Георгиевна МОРАЛЬНЫЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ ...

комиссию по борьбе с коррупцией, работникам которой изначально установили высокие зарплаты, чтобы у них не было соблазнов брать взятки [6;7].

В зарубежных странах существуют и оригинальные приемы в борьбе с коррупцией. В Индии в оборот ввели денежную купюру с надписью «взяточничество преследуется законом». Подобный опыт переняли Мексика, Гана и Непал [8]. В Чехии организован «Коррупционный тур» во время которого посетителям показывают роскошные особняки, дома и участки чиновников и других представителей власти, имеющих связь с нашумевшими политическими делами о взятках [9].

Как видно из примеров, атака на коррупцию идет со всех сторон и разными методами, существует бесчисленное количество теоретических разработок в этой области. В контексте заявленной темы, остановимся на моральном способе противодействия коррупции в органах государственной власти Российской Федерации. Базовым нормативно-правовым документом, касающимся морально-этической стороны вопроса противодействия коррупции является одобренный решением президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции «Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих» [10].

В данной статье авторы не стали опираться на традиционные определения, принципы, цели и задачи морали. Об этом исследовано достаточно много материала, в контексте коррупционной политики, в частности. Фундаментальной основой изучения, заявленной темой послужила работа крупного гуманиста современности «Мораль XXI века» Соммэр Дарио Саласа. В отличие от привычного понимания значения морали, в поле социальных практик, вышеназванный автор постигает смысл морали, не с привычных позиций «плохо или хорошо», «одобряемо социумом или неодобряемо», «можно или нельзя», он идет глубже и рассматривает мораль, как нечто органическое, живое.

Своеобразная проработка и зондирование морали, под таким углом зрения, представляет собой попытку привнести новые инструменты по искоренению злокачественной социальной проблемы, как коррупция.

Дарио Салас Соммэр дает следующие определение морали и физики морали. Мораль - понятие более тонкое, чем нравственность, связанное не только с системой нравов, но и с духовным миром человека, его ориентацией на внутренние ценности. Физика морали наука, позволяющая сознательно и добровольно взаимодействовать с Природой повсюду во Вселенной во имя достижения высшего блага, включающего в себя этическое и человеческое совершенство каждого. В отличие от традиционной морали, требует рационального, осмысленного и сознательного усвоения [11].

Сразу хотелось бы сделать акцент, что авторы никоим образом не умоляют многовековые постулаты морали, нами делается попытка выйти за привычные рамки назидательности, а порой и бездумной навязанности морали. Когда добродетельность и мораль внушается индивиду, то со стороны принимающего возникает либо сопротивление или полное безразличие. Сегодня сила психологии такова, что внушить человеку любую информацию не составляет особого труда, тем более, что профессионалов в этой области бесчисленное количество, но никто не отвечает за последствия воздействия.

Массовая атака на сознание представителей власти, с целью искоренения коррупции, вызывает обратную реакцию. В данном случае речь идет не о резком скачке противоправных действий, здесь скорее происходит эмоциональное сопротивление, которое может и вылиться в конкретные действия. К сожалению, мораль преподносится как нравоучение, нотация от которого хочется дистанцироваться. Игра «вы плохие дети и вам нужно становиться высокоморальными людьми» недее-

способна и непродуктивна.

В каждом из нас присутствует врожденное чувство опасности [12]. В случае проявления даже незначительной угрозы, индивид приостановит свои действия. Кроме того, абсолютно все государственные служащие хорошо осведомлены о возможных тяжелых последствиях их противоправных поступках [13]. И очередная лекция об аморальном поведении, в контексте антикоррупционной политики не принесет ожидаемых результатов, а только вызовет иронию. Данное обстоятельство может возникнуть не потому, что государственные служащие не осознают или отвергают моральные принципы и нормы, наоборот, среди представителей власти высокий процент морально устойчивых индивидов, проблема здесь заключается в самой форме преподнесения смысла моральных качеств [14].

По мнению Дарио Салас Соммэр традиционная мораль имеет исключительно репрессивный характер. И с этим вполне можно согласиться. Если обратиться внимание, то многочисленные аспекты морали сводятся к угрозам и наказаниям, что крайне негативно сказывается на отношении индивида к труду.

Еще Конфуций отмечал, если управлять народом при помощи законов и вносить в народ порядок с помощью наказаний, то народ обязательно будет стремиться избежать наказания, и не будет испытывать стыда [15]. С Конфуцием здесь можно не согласиться исключительно в части запрета на управления при помощи законов. Без них цивилизации были бы обречены на уничтожение.

Мораль всегда идет рука об руку с культурой профессиональной деятельности, которая основывается на трех компонентах:

1) представление о ценностях профессии: представитель профессии определенным образом видит ее цели и обладает собственной шкалой ценностей, в соответствии с которой он судит о потребителях, клиентах, потребностях в его товаре или услугах, качестве товара или услуг, ожидаемых результатах труда и вознаграждении за свой труд;

2) правила и нормы поведения при планировании и осуществлении профессиональной деятельности;

3) конкретное поведение профессионала, в процессе которого он на практике реализует выработанные правила и нормы профессионального поведения [16].

На основании вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы и сформулировать некоторые рекомендации:

1.В сознании государственного служащего, в случае возникновения коррупционной ситуации, должен срабатывать не страх от возможных последствий злодеяний, а осознанность своих действий. Подобную осознанность можно и нужно взращивать, и культивировать в своем сознании, посредством различных психологических практик, изучением научно-популярной, а также художественной литературы. Развитие осознанных действий можно обучаться как в группе, так и самостоятельно. Российская и зарубежная литература предлагает читателям бесчисленное количество глубоких произведений, фундаментом которых является, осознание героями своих поступков и ответственность за последствия принятых решений. Что же касается научных источников, то они также обладают многочисленной палитрой красок, на базе которых можно развить в себе осознанность действий.

2.Гражданин решивший поступить на государственную службу должен развивать или совершенствовать в себе психологию целостного индивида, имеющего личный кодекс чести. Данное положение вполне коррели-руется с интервенционной теорией. В основе, которой теории лежит этика достоинства и самоуважения, т. е. тот внутренний моральный стержень каждого человека, который определяет меру морального здоровья общества и власти, а также задает нравственный стандарт для государственных гражданских служащих [17].

Азимут научных исследований: экономика и управление. 2017. Т. 6. № 4(21)

305

Koroleva Elvira Vladimirovna, Volynchuk Yana Alexandrovna, Bakunova Alina Georgievna MORAL MECHANISMS OF COUNTERING CORRUPTION IN THE STATE ...

political sciences

З.Экология поступков. Как отмечает Вязовский А.В. человек — это то, что он делает. Нас формируют наши дела, слова и мысли. Совершая поступок, мы создаем самих себя. А значит, говоря о морали, мы поднимаем разговор не об «общественном договоре», а о самих себя. О своем долге перед собственным существованием [18]. Экологичное отношение к себе и другим, относится к умению управлять своими эмоциями и инстинктами. На государственной службе, высокой ценностью являются именно те сотрудники, которые при любых ситуациях способны совладать с собой.

4.Моральные ценности должны преподноситься как государственным служащим, так и представителям других сфер, очень деликатно, чтобы не деформировать вековые постулаты морали и этики. Тотальное возведение моральных требований в статус правовых норм разрушает духовную мотивацию к общественно полезной деятельности, внутреннюю потребность человека в самосовершенствовании ради достижения общественного и личного блага [19; 20].

Бесспорно, формирование сегодня высокоморальной касты, в лице государственных служащих, является одной из генеральных задач власти, но при всей значимости данного вопроса не стоит ограничиваться исключительно мерами навязывания и принуждения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Федеральный закон «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 N 273-Ф3 (в ред. Федеральных законов от 11.07.2011 N 200-ФЗ,от 21.11.2011 N 329-ФЗ, от 03.12.2012 N 231-Ф3, от 29.12.2012 N 280-ФЗ, от 07.05.2013 N 102-ФЗ, от 30.09.2013 N 261-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 22.12.2014 N 431-ФЗ, от 05.10.2015 N 285-ФЗ, от 03.11.2015 N 303-ФЗ, от 28.11.2015 N 354-ФЗ, от 15.02.2016 N 24-ФЗ, от 03.07.2016 N 236-ФЗ, от 28.12.2016 N 505-ФЗ, от 03.04.2017 N 64-ФЗ) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www. consultant.rU/document/cons_doc_LAW_82959/.

2. Мхитарян А.Ю. Антикоррупционная деятельность - основа эффективного государства и организации // Век качества. 2016. № 1. С. 38-47.

3. Орлов А.А. Мораль в международной политике // Международная жизнь. 2015. № 4. С. 52-61.

4. Кокорина З. Коррупция как нарушение прав человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// alleuropaiux.org/?p=10831.

5. Сиротин А. Лечение «заразной жадности» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://sudanet.ru/ borba_s_corrupciei_v_singapure.

6. Трегубова Е. От смертной казни до поощрения. Как в странах мира борются с коррупцией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.aif.ru/money/44975.

7. БукрееваТ.Н., КостылёваА.В. Антикоррупционная деятельность в Китае / Глобализация - путь к объединению. Сборник научных статей Международной научно-практической конференции под редакцией: Бычковой Л.В., Кузьминой В.М. Курск: ЗАО «Университетская книга», 2015. С. 50-54.

8. 7 оригинальных методов борьбы с коррупцией, которые Беларусь может позаимствовать из-за границы [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://finance.tut. by/news411136.html.

9. 10 самых оригинальных методов борьбы с коррупцией [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// svpressa.ru/society/news/78747.

10. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих (одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://legalacts. ru/doc/tipovoi-kodeks-etiki-i-sluzhebnogo-povedenija-gosudarstvennykh.

11. Соммэр Дарио Сала Мораль XXI века. М.: Кодекс; 2013. 268 с. 306

12. Виды психологического давления и способы борьбы с ними [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.iarltula.ru/psihdavlenie.html.

13. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. 19.12.2016) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_48601.

14. Потомский В.В. Антикоррупционная политика России: тенденции формирования и реализации // Среднерусский вестник общественных наук. 2017. Т. 12. № 1. С. 130-136.

15. Всемирная галерея. Древний Восток / Под обш. ред. А.Л. Мясникова. Изд-во: «Терция», Санкт-Петербург [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// china-history.limarevvn.ru/k-z.htm

16. Хаджимуратова Т.Х. Мораль как неотъемлемая часть социальной работы //Новая наука: Стратегия и векторы развития. 2016. №118 (3). С.244-247.

17. Погребная М.А. Этика ответственности государственных гражданских служащих. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vestnik-mgou.ru/ Articles/Doc/3765

18. Вязовский А.В. Что такое мораль? [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://scisne.net/c-67

19. Богатырев Е. Нужен ли для государственной гражданской службы моральный кодекс? [Электронный ресурс]. Режим доступа: journal.ranera.ru/artical

20. Симанович Л.Н. Политика, право и мораль - соотношение понятий в современном мире / Профессионал года 2016 сборник статей победителей II Международного научно-практического конкурса, 2016. Пенза: Изд-во: «Наука и Просвещение». С. 160-162.

Статья поступила в редакцию 25.10.2017

Статья принята к публикации 24.12.2017

Azimuth of Scientific Research: Economics and Administration. 2017. Т. 6. № 4(21)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.