Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
27
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОРРУПЦИОННЫЕ ПРЕСТУПЛЕНИЯ / ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / МЕРЫ СПЕЦИАЛЬНОГО КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / АНТИКОРРУПЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОФИЛАКТИКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халезов Николай Львович

Рассматривая природу коррупционных преступлений, субъектами которых выступают должностные лица органов государственной власти, необходимо отметить, что чаще всего она воплощается в отступлении от требований законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию указанными должностными лицами своих правоохранительных и распорядительных полномочий, реализуемых для незаконного получения материальных и иного рода желаемых преференций. Учитывая сформированную и подтвержденную практикой действенную модель сочетания общесоциальных и специальных криминологических мер предупреждения коррупционных преступлений, делается вывод о целесообразности использования и в дальнейшем действующей в современной России системы предупреждения коррупционных уголовно наказуемых деяний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE ISSUE OF ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVEMENT SPECIAL CRIMINOLOGICAL MEASURES TO PREVENT CORRUPTION CRIMES IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES

Considering the nature of corruption crimes, the subjects of which are officials of public authorities, it should be noted that most often it is embodied in a deviation from the requirements of legislative and subordinate regulatory legal acts regulating the implementation by these officials of their law enforcement and administrative powers, implemented to illegally obtain material and other kinds of desired preferences. Taking into account the effective model of combination of general social and special criminological measures of prevention of corruption crimes formed and confirmed by practice, the conclusion is made about the expediency of using the system of prevention of corruption criminally punishable acts in modern Russia in the future.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ»

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

DOI 10.47643/1815-1337_2022_5_121 УДК 351.74

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННЫХ АСПЕКТАХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ КРИМИНОЛОГИЧЕСКИХ МЕР ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ КОРРУПЦИОННЫМ ПРЕСТУПЛЕНИЯМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ TO THE QUESTION OF ORGANIZATIONAL ASPECTS OF IMPROVING SPECIAL CRIMINOLOGICAL MEASURES TO PREVENT CORRUPTION CRIMES IN THE ACTIVITIES OF PUBLIC AUTHORITIES

ХАЛЕЗОВ Николай Львович Халезов,

адъюнкт, Академии управления МВД России.

125171, Россия, г. Москва, ул. Зои и Александра Космодемьянских, 8. E-mail: n_khalezov@mail.ru;

KHALEZOV Nikolay Lvovich,

post-graduate student, Academy of Management of the Interior Ministry of the Russian Federation. 8, Zoya and Alexander Kosmodemyanskikh str., Moscow, 125171, Russia. E-mail: n_khalezov@mail.ru

Краткая аннотация. Рассматривая природу коррупционных преступлений, субъектами которых выступают должностные лица органов государственной власти, необходимо отметить, что чаще всего она воплощается в отступлении от требований законодательных и подзаконных нормативных правовых актов, регламентирующих реализацию указанными должностными лицами своих правоохранительных и распорядительных полномочий, реализуемых для незаконного получения материальных и иного рода желаемых преференций. Учитывая сформированную и подтвержденную практикой действенную модель сочетания общесоциальных и специальных криминологических мер предупреждения коррупционных преступлений, делается вывод о целесообразности использования и в дальнейшем действующей в современной России системы предупреждения коррупционных уголовно наказуемых деяний.

Abstract. Considering the nature of corruption crimes, the subjects of which are officials of public authorities, it should be noted that most often it is embodied in a deviation from the requirements of legislative and subordinate regulatory legal acts regulating the implementation by these officials of their law enforcement and administrative powers, implemented to illegally obtain material and other kinds of desired preferences. Taking into account the effective model of combination of general social and special criminological measures of prevention of corruption crimes formed and confirmed by practice, the conclusion is made about the expediency of using the system of prevention of corruption criminally punishable acts in modern Russia in the future.

Ключевые слова: коррупционные преступления, организация противодействия, меры специального криминологического предупреждения, антикоррупционная политика, профилактика.

Keywords: corruption crimes, organization of counteraction, measures of special criminological prevention, anti-corruption policy, prevention.

Для цитирования: Халезов Н.Л. К вопросу об организационных аспектах совершенствования специальных криминологических мер предупреждения коррупционным преступлениям в деятельности органов государственной власти // Право и государство: теория и практика. 2022. № 5(209). С. 121-124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_121.

For citation: Khalezov N.L. To the question of organizational aspects of improving special criminological measures to prevent corruption crimes in the activities of public authorities // Law and state: theory and practice. 2022. No. 5(209). pp. 121-124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2022_5_121.

Статья поступила в редакцию: 29.01.2022

Постановка проблемы: Создание в федеральных органах государственной власти полноценной, качественно функционирующей системы противодействия коррупционным преступлениям и правонарушениям остается как для высшего руководства страны, так и для руководителей федеральных органов государственной власти проблемным и не до конца решенным вопросом. Несмотря на все усилия и предпринимаемые шаги уполномоченными должностными лицами, реализацию государственной политики по противодействию коррупционным преступлениям в системе государственных органов, злободневность предупреждения и пресечения коррупционных уголовно-правовых деликтов, в качестве субъектов, которых, выступают должностные лица органов государственной власти, не уменьшается. Реализуемая в настоящее время государственная политика противодействия коррупционным преступлениям тесно связана не только с совершенствованием антикоррупционной нормативно-правовой базы, но и с усилением контроля за коррупционноемкими направлениями деятельности должностных лиц органов государственной и муниципальной власти.

В условиях, незаконно вводимых недружественными странами экономических и политических санкций в отношении Российской Федерации, ее граждан и юридических лиц, все значительней становится проблема суверенитета России, независимости от международных потрясений ее чиновников различного звена.

Важность проводимой государством при поддержке общества, общественных объединений, граждан антикоррупционной политики в части противодействия коррупционным преступлениям, трудно переоценить. Особое значение противодействие коррупционным преступлениям приобретает при предупреждении взяточничества и иных коррупционных правонарушений среди сотрудников федеральных органов государственной власти России. Противодействие коррупционным преступлениям, осуществляемое должностными лицами, замешанными в коррупционной деятельности, не только утрачивает смысл, но дискредитирует реализуемую государственную антикоррупционную политику и в глазах российского общества и мирового сообщества.

Рассматривая вопросы профилактики коррупционных правонарушений, отметим, что в традиционном понимании предупреждение всяких преступных деяний, включая и те, которые подпадают под категорию «коррупционные преступления», представляет собой единство общего (чаще называемого общесоциальным) и специального (в нашем случае - специального криминологического) предупреждения [1]. Общесоциальные меры предупреждения коррупционных преступлений являются в значительной степени отражением проводимой государством антикоррупционной политики, ее социально-правовой и экономической составляющих. В свою очередь, специальные криминологические меры предупреждения коррупционных уголовных деликтов являются практическим воплощением реализуемой государством антикоррупционной политики. Эти специальные криминологические меры реализуются системой федеральных органов власти, наделенных полномочиями профилактики и активного противодействия как коррупционным, так и иным нарушениям действующего российского уголовного законодательства. Составными, системообразующими элементами данной системы, помимо МВД РФ и Генеральной прокуратуры РФ, являются Следственный комитет РФ, Федеральная служба безопасности России, а также и иные федеральные органы власти, в чью компетенцию входит предупреждение и активное противодействие преступной, в частности коррупционной, уголовно-наказуемой деятельности.

Анализируя особенности мер специального криминологического предупреждения преступных деяний, укажем на их ярко выраженную целевую направленность. Данная направленность обеспечивается проведением предварительного исследования механизма преступной деятельности (в нашем случае - механизма совершения коррупционного преступления) [2]. Меры специального криминологического предупреждения коррупционных преступлений должны в определенной степени «соответствовать» специфическим особенностям механизма совершения коррупционного преступления и оказывать комплексное положительное воздействие на него в целях его максимального купирования и нивелирования. Такого рода специфические особенности механизма совершения коррупционного деликта усматриваются и в особенностях субъекта РФ, на территории которого превалируют те или иные разновидности нарушений антикоррупционного законодательства, в специфических особенностях государственной или муниципальной службы, должностные лица которых чаще всего становятся субъектами получения взяток, сферами экономика, наиболее глубоко пораженными коррупционными деликтами и пр. Если рассматривать специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений, применяемые к сотрудникам федеральных органов государственной власти, подпадающих под категорию «правоохранительные», то к таковым относится меры специальной профилактики взяточничества и иных коррупционных деликтов, применяемые руководством данных властных органов в отношении своих подчиненных сотрудников в рамках внутриорганизационной управленческой деятельности.

Можно выделить ряд мер специального криминологического предупреждения коррупционных преступлений, задействованных руководством федеральных органов государственной власти в отношении нижестоящих сотрудников, должностных лиц данных органов.

1) Непосредственная, плановая деятельность прямых и непосредственных руководителей центрального аппарата и территориальных представительств федеральных органов власти, руководителей муниципальных органов, ФГУП/МУП и пр., осуществляемая в отношении подчиненных им должностных лиц по соблюдению ими требований законодательных и подзаконных нормативных правовых актов в рамках профилактики коррупционных проявлений в служебном поведении.

2) Учреждение и обеспечение как плановой, так и инициативной деятельности в органах государственной и муниципальной власти, предприятиях и учреждениях, создаваемых для обеспечения деятельности данных органов, специальных ко-

Судебная деятельность; прокурорская деятельность; правозащитная и правоохранительная деятельность

миссий по разрешению конфликта интересов, аттестационных комиссий по рассмотрению имеющихся случаев нарушения требований антикоррупционных нормативных правовых актов. По результатам деятельности таких комиссий могут приниматься юридически обязывающие решения, вплоть до передачи материалов в соответствующие правоохранительные органы для принятия процессуальных решений о возможности привлечения лица к юридической ответственности.

3) Проведение служебных проверок по заявлениям (сообщениям) о фактах поведения сотрудников государственных/муниципальных органов, предприятий, учреждений, в которых усматриваются признаки коррупционного проступка. В случае подтверждения полученной информации и отсутствии в действиях сотрудника состава уголовно наказуемого коррупционного правонарушения (проступка), в отношении данного должностного лица применяется такая мера, как увольнение со службы в связи с утратой доверия.

4) Проведение руководящим составом государственных/муниципальных органов, предприятий, учреждений, постоянного контроля исполнения подчиненными сотрудниками обязанностей по предоставлению сведений о своих (супруга, несовершеннолетних детей) доходах, расходах, имуществе и обязательствах имущественного характера. Проведение контроля достоверности предоставленных должностными лицами сведений с последующим принятием мер дисциплинарного реагирования, вплоть до увольнения со службы и передачи результатов проверки в правоохранительные органы для принятия процессуальных решений в соответствии с УПК РФ.

5) Проведение руководящим составом государственных/муниципальных органов, предприятий, учреждений, постоянного контроля исполнения подчиненными сотрудниками обязанностей по незамедлительному информированию непосредственного и прямого руководителя о возникновении ситуации конфликта интересов в ходе исполнения сотрудником своих профессиональных обязанностей.

Исследователи вопросов применения мер специального криминологического предупреждения коррупционных преступлений в территориальных органах МВД России указывают, что к числу наиболее типичных ситуаций конфликта интересов в правоохранительной деятельности сотрудников ОВД можно причислить наличие у должностного лица во владении различного рода ценных бумаг, факты непередачи таких активов в доверительное управление, наличие родственных связей между сотрудниками, находящимися в отношении непосредственной подчиненности, а равно подконтрольности [3,4].

6) Проведение руководящим составом государственных/муниципальных органов, предприятий, учреждений, постоянного контроля исполнения подчиненными сотрудниками обязанностей по незамедлительному уведомлению непосредственного и прямого руководителя обо всех фактах поступления ему предложений коррупционного характера и склонения к взяточничеству.

7) Проведение руководящим составом государственных/муниципальных органов, предприятий, учреждений, постоянного контроля исполнения подчиненными сотрудниками обязанностей по незамедлительному уведомлению непосредственного и прямого руководителя о фактах получения подарков, явившихся результатом его участия в служебных мероприятиях протокольного характера, нахождения в командировке по служебным обязанностям, равно как и в связи с иными мероприятиями, относимыми к категории «служебные».

Применение специальных криминологических мер предупреждения коррупционных преступлений специально уполномоченными субъектами, несомненно, не только способствует превенции и недопущению совершения коррупционных уголовно-правовых деликтов среди должностных лиц государственных/муниципальных органов, предприятий, учреждений, но и повышает степень доверия населения к деятельности данных государственных и муниципальных структур.

Резюмируя изложенное, подчеркнем, что в настоящее время предупреждение коррупционных преступлений являет собой сложный, многоаспектный процесс, демонстрирующий наличие признаков целостности и являющийся «единством в различиях» [5]. Задействование общесоциальных мер предупреждения коррупционных преступлений реализует антикриминогенный потенциал общества в целом, всех его институтов.

Специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений ориентированы на недопущение коррупционных уголовно наказуемых деяний. Главная особенность таких специальных криминологических мер - специальная предназначенность для выявления и устранения причин, условий, иных детерминант коррупционной преступности. Дополнительно специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений включают предупреждение действий по приготовлению к совершению коррупционных действий, а также, пресечение уже начатых преступлений.

Специальные криминологические меры предупреждения коррупционных преступлений разнообразны по своей при-

роде и дифференцируются по различным основаниям.

Учитывая сформированную и подтвержденную практикой действенную модель сочетания общесоциальных и специальных криминологических методов предупреждения коррупционных преступлений, мы делаем вывод о целесообразности использования и в дальнейшем действующей в современной России системы предупреждения коррупционных уголовно наказуемых деяний.

Библиография:

1. Козлов Т.Л. Проблемы профилактики коррупционных правонарушений в государственных и муниципальных органах / Т.Л. Козлов. - М. : Юрлитинформ, - 2012. - 192 с.

2. Клейменов М.П. Криминология : учеб. - М. : Норма. - 2018, - с. 217.

3. Скобелина А. В. Организационно-правовые формы противодействия формированию негативного образа сотрудника полиции в контексте борьбы с коррупцией. Тюмень. - 2013. - 36 с.

4. Ревягин А. В., Бабурин В. В. Предупреждение коррупции в органах внутренних дел. - Омск. - 2016. - 317 с.

5. Долгов Д.А. Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания при расследовании должностных преступлений // Прокурорский надзор за исполнением законов органами предварительного следствия и дознания при расследовании должностных преступлений. Сборник материалов семинара / Под общ. ред. О.С. Капинус. М.: Изд-во: ФГКОУ ВО "Университет прокуратуры Российской Федерации"- 2020. - С.69-71.

References:

1. Kozlov T.L. Problems of prevention of corruption offenses in state and municipal bodies / T.L. Kozlov. - M. : Yurlitinform, - 2012. - 192 p.

2. Kleimenov M.P. Criminology : textbook - M. : Norm. - 2018, - p. 217.

3. Skobelina A.V. Organizational and legal forms of countering the formation of a negative image of a police officer in the context of the fight against corruption. Tyumen. - 2013. - 36 p.

4. Revyagin A.V., Baburin V. V. Prevention of corruption in internal affairs bodies. - Omsk. - 2016. - 317 p.

5. Dolgov D.A. Prosecutor's supervision over the execution of laws by the bodies of preliminary investigation and inquiry in the investigation of official crimes / Prosecutor's supervision over the execution of laws by the bodies of preliminary investigation and inquiry in the investigation of official crimes. Collection of materials of the seminar / Under the general editorship of O.S. Kapinus. M., Publishing House: FGKOU HE "University of the Prosecutor's Office of the Russian Federation"- 2020. - pp.69-71.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.