Научная статья на тему 'К вопросу об организационном обеспечении государственной политики развития зеленой экономики'

К вопросу об организационном обеспечении государственной политики развития зеленой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
125
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Beneficium
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УПРАВЛЕНИЯ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / ПУБЛИЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / PUBLIC POLICY / GREEN ECONOMY / ORGANIZATIONAL STRUCTURE OF GOVERNMENT / GOVERNING BODIES / PUBLIC ADMINISTRATION / SUSTAINABLE DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Плотников В.А., Халил М.Р.А.

Реализация государственной политики развития зеленой экономики как сравнительно нового для России явления требует адекватной перестройки системы государственного управления. В этой связи целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организационного обеспечения государственной политики развития зеленой экономики. Объектом изучения является российская экономика и структура системы управления ее функционированием, закрепленная в системе органов публичного управления. Организационной основой разработки и реализации государственной политики во всех сферах, в том числе в сфере регулирования зеленой экономики и содействия устойчивому развитию, выступает соответствующая структура органов публичного управления. Через деятельность различных государственных министерств, комитетов, служб, агентств и т.д. осуществляется реализация государственной политики. Анализ показал, что организационная структура управления, посредством которой осуществляется реализация государственной политики в России, весьма «неканонична» и противоречива. При формировании структуры современного российского правительства, по мнению авторов, научный подход к организационному проектированию не использовался, что порождает предпосылки для неэффективной реализации государственной политики. В статье изучены функции и задачи органов публичного управления федерального уровня на предмет отражения в них элементов политики устойчивого развития и формирования в России зеленой экономики. На основе этого сделан вывод, что данное направление государственной политики не имеет адекватного организационно-институционального закрепления. Поэтому представляется целесообразным создание на федеральном уровне специального органа с консультативным статусом, ответственного за выработку рекомендаций по регулированию устойчивого развития и формированию зеленой экономики, а также осуществляющего информационно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений. Предложено развитие системы управления и реализации государственной политики на основе внедрения элементов проектного и матричного подхода к организационному проектированию. В частности, предлагается создание межведомственной комиссии при Правительстве Российской Федерации по реализации политики устойчивого развития и формирования зеленой экономики. В состав этой комиссии должны войти не только представители всех министерств, но также представители бизнеса, научно-образовательного сообщества, некоммерческих экологических и «зеленых» организаций. Реализация авторских предложений создаст предпосылки для улучшения организационного обеспечения государственной политики развития зеленой экономики в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STATE POLICY OF THE GREEN ECONOMY DEVELOPMENT (ISSUES OF ORGANIZATIONAL SUPPORT)

The implementation of the state policy for the development of the green economy is a new phenomenon for Russia. This requires an adequate restructuring of the public administration system. In this regard, the aim of the study is to come up with recommendations for improving the organizational support of the state policy for the development of the green economy. The object of study is the Russian economy and the structure of the system for managing its functioning, fixed in the system of public administration bodies. The organizational basis for the development and implementation of public policy in all areas, including in the field of regulating the green economy and promoting sustainable development, is the structure of public administration bodies. Through the activities of various government ministries, committees, services, agencies, etc. the implementation of public policy is being done. The analysis showed that the organizational structure of management, through which the implementation of state policy in Russia is implemented, is very ‘non-canonical' and contradictory. When forming the structure of the modern Russian government, according to the authors, a scientific approach to organizational design was not used, which creates the prerequisites for the ineffective implementation of public policy. The authors conducted a study of the functions and tasks of public authorities at the federal level, with a view to reflecting in them elements of a sustainable development policy and the formation of a green economy in Russia. Based on this, it was concluded that this direction of state policy does not have adequate organizational and institutional consolidation. Therefore, it seems appropriate to create at the federal level a special body with consultative status, responsible for developing recommendations on regulating sustainable development and supporting the green economy, as well as providing information and analytical support for the adoption of relevant decisions. The authors propose the development of a management system and the implementation of public policy based on the introduction of elements of a project and matrix approach to organizational design. In particular, it is proposed to create an interdepartmental commission under the Government of the Russian Federation to implement a policy of sustainable development and the formation of a green economy. This commission should include not only representatives of all ministries, but also representatives of business, the scientific, and educational community, non-profit environmental and green organizations. The implementation of the authors' proposals will create prerequisites for improving the organizational support of the state policy for the development of the green economy in Russia.

Текст научной работы на тему «К вопросу об организационном обеспечении государственной политики развития зеленой экономики»

УДК 33S.2

DOI: 1Q.346SQ/BENEFICIUM.2Q2Q.1(34).46-56

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИОННОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РАЗВИТИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ

Плотников В.А.

Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия Халил М.Р.А.

Юго-Западный государственный университет, Курск, Россия

Реализация государственной политики развития зеленой экономики как сравнительно нового для России явления требует адекватной перестройки системы государственного управления. В этой связи целью исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организационного

обеспечения государственной политики развития зеленой экономики. Объектом изучения является российская экономика и структура системы управления ее функционированием, закрепленная в системе органов публичного управления. Организационной основой разработки и реализации государственной политики во всех сферах, в том числе в сфере регулирования зеленой экономики и содействия устойчивому развитию, выступает соответствующая структура органов публичного управления. Через деятельность различных государственных министерств, комитетов, служб, агентств и т.д. осуществляется реализация государственной политики. Анализ показал, что организационная структура управления, посредством которой осуществляется реализация государственной политики в России, весьма «неканонична» и противоречива. При формировании структуры современного российского правительства, по мнению авторов, научный подход к организационному проектированию не использовался, что порождает предпосылки для неэффективной реализации государственной политики. В статье изучены функции и задачи органов публичного управления федерального уровня на предмет отражения в них элементов политики устойчивого развития и формирования в России зеленой эко-

STATE POLICY OF THE GREEN ECONOMY DEVELOPMENT (ISSUES OF ORGANIZATIONAL SUPPORT)

Plotnikov V.A.

Southwest State University, Kursk, Russia Khalil M.R.A.

Southwest State University, Kursk, Russia

The implementation of the state policy for the development of the green economy is a new phenomenon for Russia. This requires an adequate restructuring of the public administration system. In this regard, the aim of the study is to come up with recommendations for improving the organizational support of the state policy for the development of the green economy. The object of study is the Russian economy and the structure of the system for managing its functioning, fixed in the system of public administration bodies. The organizational basis for the development and implementation of public policy in all areas, including in the field of regulating the green economy and promoting sustainable development, is the structure of public administration bodies. Through the activities of various government ministries, committees, services, agencies, etc. the implementation of public policy is being done. The analysis showed that the organizational structure of management, through which the implementation of state poLicy in Russia is implemented, is very 'non-canonical' and contradictory. When forming the structure of the modern Russian government, according to the authors, a scientific approach to organizational design was not used, which creates the prerequisites for the ineffective implementation of public policy. The authors conducted a study of the functions and tasks of public authorities at the federal level, with a view to reflecting in them elements of a sustainable development policy and the formation of a green economy in Russia. Based on this, it was concluded that this direction of state policy does not have ade-

номики. На основе этого сделан вывод, что данное направление государственной политики не имеет адекватного организационно-институционального закрепления. Поэтому представляется целесообразным создание на федеральном уровне специального органа с консультативным статусом, ответственного за выработку рекомендаций по регулированию устойчивого развития и формированию зеленой экономики, а также осуществляющего информационно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений. Предложено развитие системы управления и реализации государственной политики на основе внедрения элементов проектного и матричного подхода к организационному проектированию. В частности, предлагается создание межведомственной комиссии при Правительстве Российской Федерации по реализации политики устойчивого развития и формирования зеленой экономики. В состав этой комиссии должны войти не только представители всех министерств, но также представители бизнеса, научно-образовательного сообщества, некоммерческих экологических и «зеленых» организаций. Реализация авторских предложений создаст предпосылки для улучшения организационного обеспечения государственной политики развития зеленой экономики в России.

Ключевые слова: государственная политика; зеленая экономика; организационная структура управления; органы управления; публичное управление; устойчивое развитие.

quate organizational and institutional consolidation. Therefore, it seems appropriate to create at the federal level a special body with consultative status, responsible for developing recommendations on regulating sustainable development and supporting the green economy, as well as providing information and analytical support for the adoption of relevant decisions. The authors propose the development of a management system and the implementation of public policy based on the introduction of elements of a project and matrix approach to organizational design. In particular, it is proposed to create an interdepartmental commission under the Government of the Russian Federation to implement a policy of sustainable development and the formation of a green economy. This commission should include not only representatives of all ministries, but also representatives of business, the scientific, and educational community, nonprofit environmental and green organizations. The implementation of the authors' proposals will create prerequisites for improving the organizational support of the state policy for the development of the green economy in Russia.

Keywords: public policy; green economy; organizational structure of government; governing bodies; public administration; sustainable development.

Успешное и устойчивое социально-экономическое развитие в современных условиях невозможно без активного государственного регулирования, осуществляемого посредством реализации соответствующей политики [Вертакова, Симоненко, 2009; Плотников, Федотова, 2015; Полянин, 2017; Пролубников, 2019; Dubovik, 2019]. Господствовавшая в течение последних десятилетий неолиберальная экономическая доктрина, подразумевающая «уход» государства из экономики и превращение его в «ночного сторожа», в последние годы интенсивно теряет своих сторонников, по крайней мере, в практической политике. По мере развития кризисных явлений в экономике все чаще используется государственный протекционизм, а также кейнси-анский и дирижистский инструментарий управления экономическими процессами [Боркова, 2020; Вертакова, Плотников, 2010].

Образец цитирования:

Плотников В.А., Халил М.Р.А. К вопросу об организационном обеспечении государственной политики развития зеленой экономики // BENEFICIUM. 2020. № 1 (34). С. 46-56. DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).46-56.

For citation:

PLotnikov V.A., KhaLiL M.R.A. State Policy of the Green Economy Development (Issues of Organizational Support) // BENEFICIUM. 2020. No. 1 (34). pp. 46-56. (In Russ.). DOI: 10.34680/BENEFICIUM.2020.1(34).46-56.

Особенно важную роль активная государственная политика играет в тех сферах функционирования социально-экономической системы, которые еще только формируются или находятся на начальных стадиях своего развития. В частности, это справедливо по отношению к переводу национальной экономической системы на траекторию устойчивого развития и формированию в ее составе т.н. «зеленого» сектора, включающего виды экономической деятельности, которые отличаются щадящим использованием природных ресурсов и снижением вредного воздействия на экологию [Багиев, Черенков, Черенкова, 2018; Казанцева, 2018; Курбанов, 2017; Халил, 2019; McAfee, 2012; Tcvetkov, Cherepovitsyn & Fedoseev, 2019].

Реализация государственной политики развития зеленой экономики как сравнительно нового явления требует адекватной перестройки системы государственного управления [Сигова, Круглова, 2016]. В этой связи целью данного исследования является разработка рекомендаций по совершенствованию организационного обеспечения государственной политики развития зеленой экономики.

Объектом изучения является российская экономика и структура системы управления ее функционированием, закрепленная в системе органов публичного управления. В качестве исходных данных при проведении исследования использованы нормативно-правовые акты (федеральные законы, указы президента, постановления и распоряжения правительства) Российской Федерации, а также данные, приведенные на официальных сайтах в сети Интернет Правительства Российской Федерации, а также федеральных министерств.

Методической основой исследования послужили системный анализ, экспертно-аналитический метод, сравнительный и ретроспективный подходы, методы организационного проектирования, а также специальные методы экономических и управленческих исследований. При проведении исследования учитывались научные наработки в сфере устойчивого развития, а также развития зеленой экономики, нашедшие отражение в трудах российских и зарубежных ученых.

Организационной основой разработки и реализации государственной политики во всех сферах, в том числе в сфере регулирования зеленой экономики и содействия устойчивому развитию, выступает соответствующая структура органов публичного управления. Через деятельность различных государственных министерств, комитетов, служб, агентств и т.д. осуществляется реализация государственной политики.

Заметим, что определяющая роль организационной структуры управления проявляется не только в публичном управлении, но и в менеджменте разнообразных организаций. Неслучайно в этой связи, что авторы известного, ставшего классическим и выдержавшего множество переизданий в России учебника «Основы менеджмента» [Мескон, Альберт, Хедоури, 2019] указывают на то, что обязательным этапом менеджмента, непосредственно следующим после разработки стратегии развития организации, является корректировка ее организационной структуры. Если этот этап не отрабатывается с достаточной полнотой и тщательностью, то стратегические цели, скорее всего, достигнуты не будут. Этот теоретический вывод неоднократно подтверждался на практике.

С учетом сравнительной новизны феномена государственной политики регулирования зеленой экономики в России следует изучить степень соответствия решаемым в ее рамках задачам и используемым при ее осуществлении инструментам той структуры органов публичного управления, что сформировалась в стране. Следует отметить, что в последнее время структура правительства России претерпела изменения, его современный состав действует с 21 января 2020 г. Рассмотрим его более детально.

Анализ показывает, что организационная структура управления, посредством которой осуществляется реализация государственной политики в России, весьма «неканонична». Назовем некоторые, наиболее очевидные признаки этого.

1) Области ответственности отдельных подразделений существенно различаются. Например, у одного из вице-премьеров (М. Хуснуллин) в подчинении находится лишь одно министерство (Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства), а у другого (Т. Голикова) - четыре (Министерство просвещения, Министерство науки и высшего образования, Министерство здравоохранения, Министерство труда и социальной защиты).

2) Длина цепи команд для различных министерств различна. Если в качестве вершины управленческой пирамиды рассматривать Президента Российской Федерации, то длина цепи команд, например, для МЧС составляет «1» (нет промежуточных управленческих инстанций), а, например, для Министерства спорта - «3» (в качестве промежуточных управленческих инстанций выступают председатель правительства и вице-премьер).

3) В состав правительства (по сути) входят ряд министерств, которые не подчинены председателю правительства, имея прямое подчинение президенту страны. Т.е., формально находясь на 4-м уровне управленческой иерархии (президент -председатель правительства - вице-премьеры - министры), возглавляющие их министры имеют равный с председателем правительства статус как управленцы. Но этот фактический статус не подкреплен некоторыми важными, например, распорядительными и финансовыми, полномочиями.

4) В состав правительства входит девять вице-премьеров (один из них - «первый»). Помимо существенно различающейся нагрузки и ответственности, возложенной на них (два вице-премьера не имеют подчиненных управленческих подразделений), на них возложены специфические функции. Первый из них (А. Оверчук) курирует взаимодействие российского правительства в рамках Евразийского экономического союза, а второй (Д. Григоренко) является руководителем аппарата правительства), их, с позиций нормы управляемости, чересчур много. Если бы речь шла о руководителе низового производственного подразделения компании, сотрудники которого выполняют однородные простые трудовые функции, то, как указывается в трудах приверженцев административной школы менеджмента, такое число подчиненных (9) являлось бы вполне приемлемым. Но с учетом существенного разнообразия функций вице-премьеров и курируемых ими министерств, нам представляется, что их количество чересчур высоко, что блокирует возможности для председателя правительства эффективно выполнять свои управленческие обязанности.

5) Достаточно произвольным (с позиций предназначения и решаемых задач) нам представляется распределение курируемых министерств между вице-премьерами.

6) Помимо министерств на правительство непосредственно «замыкается» ряд других органов управления (Федеральная налоговая служба, Росимущество, Федеральное казначейство, Росавиация, Росавтодор, Федеральная таможенная служба, Росздравнадзор, Роструд, Федеральное медико-биологическое агентство, Роском-надзор, Роспечать, Россвязь, Росприроднадзор, Россельхознадзор, Росрыболовство, Росводресурсы, Росгидромет), а также учебные, научные и аналитические организации (МГУ им. М.В. Ломоносова, Высшая школа экономики, РАНХиГС, Финансовый университет, Санкт-Петербургский государственный университет, Аналитический центр, Институт законодательства и сравнительного правоведения). Это еще более усложняет и запутывает процессы разработки и реализации государственной политики, в

частности, связанной с обеспечением устойчивости развития и формированием зеленой экономики.

Мы не предполагаем в рамках данной статьи обсуждать или оценивать политические решения, связанные с формированием структуры и состава ныне действующего российского правительства. Эти вопросы не входят в задачи нашего исследования. Вероятно, при решении этих задач (что естественно, с учетом важности и сложности управленческих задач, решаемых на национальном уровне, а также, в целом, соответствует международной практике) значительную роль сыграли субъективные факторы, деловые и личностные качества соответствующих специалистов. Но, по нашему мнению, организационное проектирование должно все же в большей части учитывать формальные, научно проработанные аспекты и подходы, а не опираться на индивидуальные особенности отдельных лиц.

При реализации нашего подхода к реализации организационного проектирования на практике можно обеспечить необходимые организационные и технические предпосылки для эффективного менеджмента и избежать субъективизма и тенденциозности, нейтрализовать возможность появления систематических ошибок в управлении, обусловленных нерациональной организационной структурой управления.

Далее нами выполнено изучение функций и задач соответствующих органов публичного управления федерального уровня (на основе анализа сведений, представленных на их официальных интернет-сайтах) на предмет отражения в них необходимости реализации политики устойчивого развития и формирования в России зеленой экономики, ее поддержки и стимулирования. На основе этого мы пришли к выводу, что это направление государственной политики не имеет адекватного организационно-институционального закрепления.

В этой связи представляется целесообразным создание на федеральном уровне специального органа с консультативным статусом (в формате комиссии при правительстве, межведомственной комиссии, совета при президенте и др.), ответственного за выработку рекомендаций по регулированию устойчивого развития и формированию зеленой экономики, а также осуществляющего информационно-аналитическое обеспечение принятия соответствующих решений. Как вариант, этот орган может быть создан на базе профильного министерства - Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, но в этом случае, по нашему мнению, более низкий статус этого органа может привести к низкой результативности его деятельности вследствие фактического пренебрежения его решениями со стороны других министерств и ведомств [Халил, 2020].

Далее рассмотрим этот вопрос более детально. При этом мы полагаем, что на рассматриваемый вопрос следует смотреть более широко, не ограничиваясь лишь разработкой организационного обеспечения политики в области устойчивого развития и зеленой экономики.

Будем исходить из методологической позиции Ю.И. Грибанова, который полагает, что «организационно-институциональная среда страны в виде комплекса министерств является одним из определяющих факторов конкурентоспособности страны ... На уровне каждой страны эффективность государственного управления отражает важность системных механизмов для повышения производительности элементов инфраструктуры, что свидетельствует о фундаментальной роли министерств, которая заключается в установлении правильных стимулов и снижении неопределенности, с тем чтобы граждане могли быть уверены в участии в экономической деятельности. Ни одно государство не может иметь сильную рыночную экономику без адекватного

участия органов государственного управления ... государства обеспечивают разумные рамки для формальных ограничений, их осуществление зависит от качества выполнения функций каждого отдельного министерства» [Грибанов, 2019; 242-243].

Возможным вариантом консолидации управления в сфере устойчивого развития и формирования зеленой экономики могло бы быть создание специализированного министерства или федерального агентства (службы, комитета и т.п.). По такому пути, в частности, предлагает идти уже упомянутый нами Ю.И. Грибанов, который рекомендует создание в России «министерства инфраструктуры», в ведение которого предлагает передать вопросы цифрового развития российской экономики. Мы считаем такую позицию недостаточно проработанной по ряду причин.

Во-первых, возникнут сложности в разделении функций между существующими министерствами и вновь создаваемым. В частности, в существующей структуре российского правительства имеется Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций. Неясно: как оно будет соотноситься по своему месту и роли в системе правительственных органов с министерством инфраструктуры. Аналогичные вопросы неизбежно возникнут и при формировании (условно назовем его так) «министерства устойчивого развития и зеленой экономики». Очевидно, что у него будет «пересечение функций» с Министерством промышленности и торговли, Министерством природных ресурсов и экологии, Министерством экономического развития и др.

Во-вторых, и это вытекает из предыдущего замечания, неясно: как данное министерство будет реализовывать свой, по сути, кросс-функциональный потенциал. Ведь и в случае министерства инфраструктуры, и министерства устойчивого развития и зеленой экономики, мы столкнемся с тем, что область его компетенции будет затрагивать различные сферы социальной и экономической активности (сельское хозяйство, энергетика, промышленность, здравоохранение, образование и др.), которые в настоящее время регулируются специализированными органами управления.

В-третьих, следует учитывать описанную выше «неканоничность» российской системы федеральных органов публичного управления. Мы полагаем, что создание еще одного министерства, пусть даже очень важного, может еще больше усугубить сложившуюся противоречивую структурную ситуацию, что может негативно повлиять на разработку и реализацию государственной политики, как в рассматриваемой сфере, так и в целом в государстве.

С учетом вышеизложенного, нам представляется, что потенциал структурного совершенствования системы органов публичного управления на основе дальнейшего применения принципов рациональной бюрократии во многом исчерпан. Как известно из литературы по менеджменту, в этом случае требуется привнесение в структуру элементов, выстраиваемых не на бюрократической механистической основе, но на адаптивной, органистической. Мы предлагаем развитие системы управления и реализации государственной политики на основе внедрения элементов проектного и даже матричного подхода к организационному проектированию.

В частности, нами предлагается создание межведомственной комиссии под руководством Председателя Правительства Российской Федерации или одного из вице-премьеров (исходя из распределения между ними функций и фактического возложения ответственности за «экономический блок» на Первого вице-премьера А. Белоусова, нам представляется целесообразным создание этого органа именно под его руководством) по реализации политики устойчивого развития и формирования зеленой экономики (в дальнейшем изложении для краткости мы будем именовать этот орган «Комиссия по зеленой экономике»).

«Комиссионный подход» к координации и управлению в областях реализации государственной политики, требующих межведомственного регулирования и рабочего согласования порядка ее осуществления, широко используется во многих странах. В частности, анализ нормативно-правовых актов, касающихся организации работы различных комиссий, коллегий и т.д. при Правительстве Российской Федерации показал, что в России их насчитывается 43.

В состав Комиссии по зеленой экономике должны войти не только представители всех министерств, но также представители бизнеса, научно-образовательного сообщества, некоммерческих экологических и «зеленых» организаций. По своему составу она может быть аналогична действующей в настоящее время Правительственной Комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды (состав этого органа утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2020 г. № 277-р).

В то же время, предлагаемая нами к созданию Комиссия по зеленой экономике не может быть сформирована на основе указанной Комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, т.к. их функции различаются. Если первая из них в большей степени ориентирована на решение вопросов развития, то вторая - на реализацию контрольных, защитных и иных аналогичных функций.

Действительно, как указано на официальном сайте Правительства России Правительственная Комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды ориентирована на «координацию действий федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций, в том числе по вопросам: государственной политики в области геологического изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы; государственной политики в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, нормирования вредных воздействий на окружающую среду; государственного управления водохозяйственным комплексом Российской Федерации; сохранения и эффективного использования лесных ресурсов и развития лесопромышленного комплекса; управления особо охраняемыми природными территориями; правового регулирования предоставления недропользователям права пользования участками недр, обеспечения рационального использования и охраны недр».1

По существу, данная комиссия ориентирована на привлечение федеральных органов государственной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и иных органов и организаций к решению задач, которые возложены на Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Действительно, как следует из п. 1 Положения об этом министерстве (утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2015 г. № 1219), оно «является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, объекты животного мира и среду их обитания, земельных отношений, связанных с переводом земель водного фонда, лесного фонда и земель особо охраняемых территорий и объектов (в части, касающейся земель особо охраняемых природных территорий) в земли другой категории, в области лесных отношений, в области охоты, в сфере гидрометеорологии и смежных с ней обла-

1 Правительственная комиссия по вопросам природопользования и охраны окружающей среды (2020) [Электронный ресурс]. URL: http://government.ru/department/536/about (дата обращения: 03.03.2020).

стях, государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), включающего в себя государственный мониторинг радиационной обстановки на территории Российской Федерации, а также по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды, включая вопросы, касающиеся обращения с отходами производства и потребления, охраны атмосферного воздуха, государственного экологического надзора, особо охраняемых природных территорий и государственной экологической экспертизы».

Как мы видим, в Положениях ни о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, ни о Правительственной комиссии по вопросам природопользования и охраны окружающей среды, вопросы устойчивого развития в широкой постановке не ставятся, а о зеленой экономике и мерах по ее формированию, функционированию и дальнейшему развитию речь вообще не идет. Это предопределяет и необходимость, и содержательное наполнение функционала предлагаемой нами Комиссии.

Рекомендуемая к созданию Комиссия по зеленой экономике (далее - Комиссия) должна обеспечить согласованное взаимодействие государственных и негосударственных институтов, которые обеспечивают условия и формируют стимулы для развития зеленого сектора в национальной экономике, а также для устойчивого его функционирования и расширения. Следует предусмотреть участие в ее работе представителей Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации, в котором в интересах работы этой Комиссии следует, по нашему мнению, сформировать специализированный центр анализа и прогнозирования развития зеленой экономики.

Важным аспектом нам также видится создание специализированного официального сайта в сети Интернет, отражающего работу Комиссии, который призван не только информировать всех заинтересованных лиц и управленческие инстанции о работе Комиссии, но и выполнять функции «зеленого» просвещения и образования, популяризации зеленых инноваций, формирования новых культурных стереотипов как у населения, так и в бизнес-среде. Также на базе сетевых ресурсов может быть сформирована специализированная цифровая платформа для организации биржи контактов и проектов, дискуссионной площадки по проблемам внедрения зеленых технологий в России.

Инициация работы Комиссии создаст предпосылки для разработки национальной стратегии (доктрины, программы или иного документа аналогичного уровня и масштаба) развития зеленой экономики, что позволит планомерно реализовывать политику в этой сфере, придать ей не разрозненный, как это наблюдается сегодня, а системный, сбалансированный характер, а также консолидировать выделяемые на эти цели ресурсы (кадровые, технологические, материально-технические, природные, финансовые и информационные).

Поскольку источником ресурсов могут являться как государственные структуры, так и частнопредпринимательские, по существу речь идет о формировании системы государственно-частного партнерства в сфере развития зеленой экономики. При этом государственно-частное партнерство понимается нами в данном случае не в узком смысле, который предусмотрен в соответствующем федеральном законе, а в широком - как совместная деятельность органов публичного управления и частного бизнеса по достижению общественно значимых целей, в данном случае, связанных с развитием зеленой экономики.

Как показало проведенное исследование, государственная политика развития зеленой экономики в России не имеет должного организационного закрепления. Произошедшее в начале 2020 г. изменение состава и структуры российского правительства не привело к формированию специализированных органов по осуществлению государственного регулирования в сфере развития зеленой экономики. Это приводит к распылению усилий и низкой результативности деятельности органов публичного управления в этой сфере. Проведенный анализ показал, что наиболее рациональный способ решения указанной проблемы состоит в создании на федеральном уровне специального органа с консультативным статусом (в формате комиссии при правительстве), ответственного за выработку рекомендаций по регулированию устойчивого развития и формированию зеленой экономики, а также осуществляющего информационно-аналитическое обеспечения принятия соответствующих решений.

Исследование выполнено при поддержке гранта Президента Российской Федерации по государственной поддержке ведущих научных школ Российской Федерации НШ-2702.2020.6 «Концептуальные основы новой парадигмы экономического развития в эпоху технологической и социальной трансформации».

Библиография

Багиев Г.Л., Черенков В.И., Черенкова Н.И. Маркетинг для реализации концепции устойчивого развития: сущность и терминологическая парадигма // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2018. № 4 (112). С. 139-152.

Боркова Е.А. Политика устойчивого развития и управление «зеленым» ростом // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1 (121). С. 16-22. Вертакова Ю.В., Плотников В.А. Управление воспроизводственным процессом региона на основе гармонической пропорции // Известия Иркутской государственной экономической академии. 2010. № 5. С. 89-93. Вертакова Ю.В., Симоненко Е.С. Проблемы становления и развития методологии индикативного управления: монография / Курский гос. технический ун-т. Курск, 2009. 349 с.

Грибанов Ю.И. Цифровая трансформация социально-экономических систем на основе развития института сервисной интеграции: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук. СПб., 2019. 321 с. Казанцева А.Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 16-20. Курбанов Т.Х. Методика эколого-экономического обоснования создания современной системы переработки отходов на стационарных складских объектах военной организации государства // Управленческое консультирование. 2017. № 4 (100). С. 108-120. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М.: Вильямс, 2019. 672 с. Плотников В.А., Федотова Г.В. Государственная бюджетная политика в условиях кризиса: региональный аспект // Управленческое консультирование. 2015. № 4 (76). С. 59-69.

Полянин А.В. Приоритеты публичного управления в развитии экономической активности региона / Государственная политика: методология, практика, направления совершенствования: материалы II Международной научно-практической кон-

ференции, Орёл, 25 мая 2017. Орёл: Среднерусский институт управления - филиал РАНХиГС, 2017. С. 28-31.

Пролубников А.В. К вопросу о факторах экономического развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 3 (41). С. 5-8.

Сигова М.В., Круглова И.А. «Зеленая» экономика как фактор экономической безопасности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 3 (99). С. 47-53.

Халил М.Р.А. Приоритеты государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2020. № 1. С. 176-182.

Халил М.Р.А. Строительство экологически чистых зданий как одно из направлений реализации государственной политики стимулирования «зеленой» экономики // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2019. Т. 9. № 2. С. 223-230.

Dubovik M.V. Model of smart, sustainable, inclusive economic growth in the context of inequality in Russia // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. No. 2. pp. 1704-1711. (На англ.).

McAfee K. The Contradictory Logic of Global Ecosystem - Services Markets // Development and Change. 2012. Vol. 43. P. 1. (На англ.).

Tcvetkov P., Cherepovitsyn A. & Fedoseev S. The changing role of CO2 in the transition to a circular economy: review of carbon sequestration projects // Sustainability. 2019. Vol. 11. No. 20. Art. 5834. (На англ.).

References

Bagiev G.L., Cherenkov V.I. & Cherenkova N.I. Marketing for implementing the concept of sustainable development: essence and terminological paradigm // Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomiceskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg State University of Economics]. 2018. No. 4 (112). pp. 139-152. (In Russ.).

Borkova E.A. Sustainable policy and green growth management // Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomiceskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg State University of Economics]. 2020. No. 1 (121). pp. 16-22. (In Russ.).

Vertakova Yu.V. & Plotnikov V.A. Management of region's reproduction process on basis of harmonic proportion // Bulletin of Irkutsk State Economic Academy. 2010. No. 5. pp. 89-93. (In Russ.).

Vertakova Yu.V. & Simonenko E.S. Problems of formation and development of the methodology of indicative management. Kursk: Kursk State Technical University, 2009. 349 p. (In Russ.).

Gribanov Yu.I. Tsifrovaya transformatsiya sotsial'no-ekonomicheskikh sistem na osnove razvitiya instituta servisnoi integratsii [Digital Transformation of Socio-Economic Systems Based on the Development of the Service Integration Institute]: The thesis for the degree of Doctor of Economics. St. Petersburg, 2019. 321 p. (In Russ.).

Kazantseva A.N. Issues of development and implementation of state policies in the sphere of production and applying environmentally pure products // Teoriya i praktika servisa: ehkonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies]. 2018. No. 2 (36). pp. 16-20. (In Russ.).

Kurbanov T.H. Methods of Eco-Economic Feasibility Study of Modern Waste-Treatment System on the Stationary Storage Facilities of the Military Organization of the State // Administrative Consulting. 2017. No. 4 (100). pp. 108-120. (In Russ.).

Mescon M., Albert M. & Hedouri F. Fundamentals of management. Moscow: Williams, 2019. 672 p. (In Russ.).

Plotnikov V.A. & Fedotova G.V. The State Budgetary Policy in the Conditions of Crisis: Regional Aspect // Administrative Consulting. 2015. No. 4 (76). pp. 59-69. (In Russ.)

Polyanin A.V. Prioritety publichnogo upravleniya v razvitii ekonomicheskoi aktivnosti re-giona [Priorities of public administration in the development of economic activity in the region] / Gosudarstvennaya politika: metodologiya, praktika, napravleniya sovershenstvovaniya [State policy: methodology, practice, areas of improvement]: materials of the II International scientific-practical conference, Orel, May 25, 2017. Orel: Central Russian Institute of Management, Branch of RANEPA, 2017. pp. 28-31. (In Russ.).

Prolubnikov A.V. Question of economic development factors // Teoriya i praktika servisa: ehkonomika, sotsial'naya sfera, tekhnologii [Theory and practice of service: economics, social sphere, technologies]. 2019. No. 3 (41). pp. 5-8. (In Russ.).

Sigova M.V. & Kruglova I.A. «Green» economy as a factor of economic security // Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomiceskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg State University of Economics]. 2016. No. 3 (99). pp. 47-53. (In Russ.).

Khalil M.R.A. Priorities of sustainable development and green economy formation in the state regulation // Izvestia Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo ekonomiceskogo universiteta [Bulletin of St. Petersburg State University of Economics]. 2020. No. 1. pp. 176-182. (In Russ.).

Khalil M.R.A. The construction of environmentally friendly buildings as part of the implementation of the state policy of stimulation of «green» economy // Proceedings of South-West State University. Series: Economy. Sociology. Management. 2019. Vol. 9. No. 2. pp. 223-230. (In Russ.).

Dubovik M.V. Model of smart, sustainable, inclusive economic growth in the context of inequality in Russia // International Journal of Civil Engineering and Technology. 2019. Vol. 10. No. 2. pp. 1704-1711.

McAfee K. The Contradictory Logic of Global Ecosystem - Services Markets // Development and Change. 2012. Vol. 43. P. 1.

Tcvetkov P., Cherepovitsyn A. & Fedoseev S. The changing role of CO2 in the transition to a circular economy: review of carbon sequestration projects // Sustainability. 2019. Vol. 11. No. 20. Art. 5834.

Об авторах / Authors

Владимир Александрович Плотников - доктор экономических наук, профессор; профессор, кафедра региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия У Vladimir A. Plotnikov - Doctor of Economics, Professor; Professor, Department of Regional Economics and Management, Southwest State University, Kursk, Russia. E-mail: Plotnikov_2QQQ@mail.ru. ORdD QQQQ-QQQ2-3784-6195. SPIN РИНЦ 4Q75-8257.

Мусаб Рушади Ахмад Халил - аспирант, кафедра региональной экономики и менеджмента, Юго-Западный государственный университет, г. Курск, Россия У Musab R.A. Khalil - Graduate Student, Department of Regional Economics and Management, Southwest State University, Kursk, Russia.

E-mail: dr.musab1999@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.