Научная статья на тему 'Приоритеты государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики'

Приоритеты государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
307
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / ЗЕЛЕНАЯ ЭКОНОМИКА / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / СБАЛАНСИРОВАННОСТЬ РАЗВИТИЯ / ЭКОНОМИКА ПАЛЕСТИНЫ / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / GREEN ECONOMY / PUBLIC POLICY / BALANCED DEVELOPMENT / PALESTINIAN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Халил Мусаб Рушади Ахмад

В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием модели устойчивого развития на национальном уровне. Изучена взаимосвязь и взаимообусловленность концепции устойчивого развития и зеленой экономики. Показана определяющая роль зеленой экономики в достижении целей устойчивого развития. На примере Палестины автор рассмотрел институциональные особенности разработки и реализации государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики. Были выделены направления этой политики и проблемы ее реализации. Автором предложена методика расчета приоритетов указанной политики. Ее применение позволяет осуществить рациональное распределение ограниченных бюджетных ресурсов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND GREEN ECONOMY FORMATION IN THE STATE REGULATION

This article discusses the problems associated with the formation of a model of sustainable development at the national level. The relationship and interdependence of the concept of sustainable development and the green economy is studied. The decisive role of the green economy in achieving sustainable development goals is shown. On the example of Palestine, the author considered the institutional features of the development and implementation of state policies to regulate sustainable development and stimulate a green economy. The directions of this policy and the problems of its implementation were highlighted. The author proposed a methodology for calculating the priorities of this policy. Its application allows for the rational distribution of limited budget resources.

Текст научной работы на тему «Приоритеты государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики»

ПРИОРИТЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГУЛИРОВАНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ЗЕЛЕНОЙ ЭКОНОМИКИ

Аннотация. В данной статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием модели устойчивого развития на национальном уровне. Изучена взаимосвязь и взаимообусловленность концепции устойчивого развития и зеленой экономики. Показана определяющая роль зеленой экономики в достижении целей устойчивого развития. На примере Палестины автор рассмотрел институциональные особенности разработки и реализации государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики. Были выделены направления этой политики и проблемы ее реализации. Автором предложена методика расчета приоритетов указанной политики. Ее применение позволяет осуществить рациональное распределение ограниченных бюджетных ресурсов.

Ключевые слова. Устойчивое развитие, зеленая экономика, государственная политика, сбалансированность развития, экономика Палестины.

Khalil M.R.A.

PRIORITIES OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT AND GREEN ECONOMY FORMATION IN THE STATE REGULATION

Abstract. This article discusses the problems associated with the formation of a model of sustainable development at the national level. The relationship and interdependence of the concept of sustainable development and the green economy is studied. The decisive role of the green economy in achieving sustainable development goals is shown. On the example of Palestine, the author considered the institutional features of the development and implementation of state policies to regulate sustainable development and stimulate a green economy. The directions of this policy and the problems of its implementation were highlighted. The author proposed a methodology for calculating the priorities of this policy. Its application allows for the rational distribution of limited budget resources.

Keywords. Sustainable development, green economy, public policy, balanced development, Palestinian economy.

Введение

Устойчивое развитие (sustainable development) является одной из базовых концепций современной экономической политики. По мере роста масштабов хозяйственной деятельности и увеличения численности населения, возрастает антропогенная нагрузка на окружающую природную среду. Это требует адекватной реакции со стороны публичной власти, противодействия нарастающим и все более углубляющимся экологическим вызовам [1-7 и др.].

Следует отметить двойственность политики регулирования устойчивого развития, под которым понимается такой тип развития, при котором достигается сбалансированность экономических, соци-

ГРНТИ 06.52.17 © Халил М.Р.А., 2020

Мусаб Рушади Ахмад Халил - преподаватель-исследователь департамента экономики и менеджмента университета Аль Истиклал (г. Иерихон, Палестина).

Контактные данные для связи с автором: Палестина, г. Иерихон, ул. Хишам Палас (Palestine, Jericho, Hisham Palace str., University Al Istiqlal). E-mail: dr.musab1999@gmail.com. Статья поступила в редакцию 24.12.2019.

альных и экологических подсистем, создание таких условия жизнедеятельность социума и ведения хозяйственной деятельности, которые не только благоприятны для ныне живущего поколения людей, но и создают предпосылки для воспроизводства и благоприятного существования будущих поколений. Эта двойственность состоит в том, что основные документы регулирования устойчивого развития приняты на международном уровне, под эгидой ООН. С другой стороны, без имплементации принципов устойчивого развития на национальном и региональном уровнях, успех в реализации этой концепции невозможен. Таким образом, складывается определенное противоречие между глобальными и национальными (региональными) интересами в рассматриваемой предметной области.

При этом политика устойчивого развития не сводится к экологической политике, проведению различных природоохранных мероприятий. Она гораздо шире. Хотя в ней обращается внимание на важность решения вопросов охраны окружающей среды, но основной акцент все же делается не на них, а на развитие в целях обеспечения будущего человечества (или какого-либо сообщества - населения страны, региона, коммуны и т.д.), т.е. на согласованность и сбалансированность мер регулирования в социальной, экономической и экологической областях. В этой связи, по нашему мнению, международные требования должны рассматриваться в качестве некоторых рамочных условий и требований для реализации государственной политики регулирования устойчивого развития на национальном и региональном уровнях.

Предметом рассмотрения и научного анализа в данной статье является изучение такого рода политики, особенностей ее осуществления и приоритетов реализации. Механизм устойчивого развития и зеленая экономика

В рамках концепции устойчивого развития, как мы указывали ранее, развитие рассматривается в совокупности его социальных, экономических и экологических компонент. При этом, несмотря на многообразие и сложный характер взаимосвязей между ними, условно (упрощенно) эту систему взаимосвязей, по мнению автора, можно представить следующим образом:

• социальная компонента является исходным началом всего процесса развития. Количественное возрастание и структурное многообразие потребностей людей вызывают необходимость их удовлетворения;

• это удовлетворение потребностей осуществляется за счет наращивания объемов и структурного развития экономической компоненты. Она реализуется через воспроизводственный процесс, объединяющий закономерно следующие друг за другом стадии производства, распределения, обмена и потребления продукта. При этом, как справедливо принято считать в современной экономической науке, наиболее важной является стадия производства, которая, собственно, и инициирует воспроизводственный процесс. Производство, в свою очередь, в общетеоретическом смысле, принято определять как «воздействие человека на вещество природы с целью получения экономических благ»;

• таким образом, развитие экономической компоненты базируется, в конечном счете, на эксплуатации природных ресурсов, то есть на экологической компоненте, на ее возможностях, которые, в рамках естественно-природных процессов, возникают, развиваются и трансформируются без участия человека. В то же время, изъятие природных ресурсов и их использование могут нарушить, изменить ход течения этих естественно-природных процессов;

• изменения в экологической компоненте, вызванные компонентой экономической, ее нарастающей динамикой, могут оказывать негативное влияние на общество, т.е. на социальную компоненту, вызывая неблагоприятные изменения в ней (деградация ландшафтов, загрязнение атмосферного воздуха, шумовые загрязнений, снижение качества питьевой воды и т.д. снижают качество жизни населения). Эти негативные эффекты требуют преодоления. Если этого не сделать, качество жизни людей может существенно снизиться, да и сам факт существования человека как биологического существа (по крайней мере, в некоторых регионах земного шара) может быть поставлен под угрозу.

Для «разрыва» описанного выше цикла развития требуется внесение корректив на некоторых из его этапов. И, по большому счету, это может быть сделано двумя способами. Первый из них - разумное ограничение потребностей. Отказ от т.н. «симулякров» в потреблении [8]. Но реализация этого способа, несмотря на активное обсуждение его в научной литературе (например, в рамках концепции

т.н. «ноономики» [9]), нам представляется весьма проблематичной. В рамках этого же подхода в научной литературе ведется активная дискуссия относительно необходимости отказа от концепции экономического роста, замещения ее концепцией экономического развития, как более комплексной и адекватной современным реалиям. Но нам представляется, что в условиях, когда мир разделен на «золотой миллиард» и «периферию», а большинство человечества живет в весьма стеснённых материальных условиях, массовое самоограничение потребностей в современных условиях является утопией.

Второй способ является менее радикальным. Он основан на пересмотре организационных и технологических основ ведения хозяйственной деятельности, придание ей экологически ориентированного (в англоязычных источниках используется термин есо-йлепШу, т.е. буквально - «экологически дружественный») характера. Такая модель экономики получила название «зеленая экономика» [1]. Развитие зеленой экономики, как нам представляется - более предпочтительный способ обеспечения устойчивости развития, т.к. он более реалистичный (не требует изменения сознания и поведения миллиардов людей).

Программа ООН по охране окружающей среды (ЦКЕР) выделяет следующие принципы зеленой экономики: «справедливость и объективность, как в рамках одного поколения, так и между поколениями; согласованность с принципами устойчивого развития; превентивный подход к социальным воздействиям и воздействиям на окружающую среду; оценка природного и социального капитала, например, интернационализации внешних расходов, зеленого учета, расходов на протяжении всего срока эксплуатации и совершенствования управления; устойчивое и эффективное использование ресурсов, потребление и производство; потребность в достижении существующих макроэкономических целей посредством создания «зеленых» рабочих мест, искоренения нищеты, повышения конкурентоспособности и роста в ключевых секторах» (цит. по: http://greeneconomy.minpriroda.gov.by/ru/ zelenaya-economika).

Из приведенного перечня принципов, которые довольно хорошо характеризуют сущность зеленой экономики, можно сделать вывод о ее тесной связи с концепцией устойчивого развития. По сути, если обратиться к марксистскому пониманию организации социально-экономической системы, зеленая экономика представляет собой «базис» для «надстройки» современного общества, ориентированного на устойчивое развитие. Как указывал К Маркс, «в общественном производстве своей жизни люди вступают в определённые, необходимые, от их воли не зависящие отношения - производственные отношения, которые соответствуют определённой ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определённые формы общественного сознания» (цит. по: Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч., 2-е изд. Т. 13. С. 6-7).

Таким образом, можно сделать вывод, что стимулирование создания и опережающего развития зеленого сектора в национальной экономике является важной компонентой государственной политики государств, принявших ориентир на обеспечение устойчивого развития. В то же время, в современном мире, где имеется почти две сотни независимых государств и территорий (государственных и квазигосударственных образований), подходить к реализации подобной политики на некой универсальной основе будет не вполне правильно, т.к. не позволит учесть особенности конкретной ситуации. Итогом такого неучета может оказаться низкая результативность проводимой политики. Следовательно, необходим учет в государственной политике регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики имеющейся институциональной специфики.

Институциональная специфика реализации концепции устойчивого развития на национальном уровне (на примере Палестины)

Безусловно, каждая страна мира имеет собственные особенности институционального устройства. Поэтому, для придания содержательного характера дальнейшему изложению, мы рассмотри конкретное государственное образование - Палестину. Это де-юре независимое и частично признанное государство. Его суверенитет (данные на август 2018 г.) признают 137 из 193 государств-членов ООН.

Если обратиться к историческому аспекту, то это - сравнительно молодое государство, юридически созданное после Второй Мировой войны. В 1947 г. был принят план раздела Палестины (резолюция Генеральной ассамблеи ООН № 181), который предполагал разделение этой исторической области на ближнем Востоке Палестины на два государства - арабское и еврейское. Но в дальнейшем, вследствие конфликтов,

в том числе военных, сопровождавших реализацию этого решения, палестинское государство создано не было. Лишь с формированием Палестинской национальной администрации в 1994 году, она взяла на себя обязательство создать государственные институты на территориях в границах 1967 года.

Определенная неполнота палестинской государственности, определяемая тем обстоятельством, что процесс создания данного государства все еще продолжается, определяет приоритеты проводимой им экономической политики. В частности, Палестине требуется ускорение экономического развития для устранения экономической зависимости от Израиля, отношения с которым остаются весьма напряженными. Процесс развития в Палестине сталкивается со многими трудностями и препятствиями, имеющиеся административно-политические ограничения негативно влияют на уровень жизни большинства населения из-за нестабильности и прямых вмешательств израильских оккупационных властей и систематически наносимого инфраструктуре и общественным объектам ущерба.

Одним из наиболее важных препятствий на пути развития палестинской государственности и арабского палестинского народа является то, что израильские власти вели непрерывные войны против всех институтов государства Палестины, в частности в секторе Газа в 2008, 2012 и 2014 годах, причем агрессивные действия были направлены не только против сугубо военных объектов и группировок, но и на правительственные, гражданские и институты безопасности, в том числе университеты, школы, больницы, международный аэропорт Газа и т. д.

Тем не менее, несмотря на имеющиеся трудности государственного строительства и социально-экономического развития, сохраняющийся высокий конфликтный потенциал, власти и экспертное сообщество Палестины поддерживают концепцию устойчивого развития и прилагают усилия для формирования и развития элементов зеленой экономики на территории этого государственного образования. При этом, проводимая политика должна учитывать институциональную специфику Палестины, которая выражается, главным образом, в незавершённости процесса создания суверенного Палестинского арабского государства.

Показатели развития зеленой экономики и устойчивого развития в Палестине

Анализ проводимой Палестинской национальной администрацией политики позволил установить, что она проводится в отношении следующих элементов: контроль загрязнения атмосферного воздуха; ведение экологичного сельского хозяйства; охрана природных комплексов прибрежной и морской среды, водных ресурсов; поддержание биоразнообразия. Рассмотрим ситуацию в этих областях.

1. Контроль загрязнения атмосферного воздуха.

Загрязнение воздуха является одной из самых старых экологических проблем, известных людям. Загрязнение воздуха отличается от других видов загрязнения. Оно не ограничивается только исходной областью, но также распространяется на соседние и отдаленные районы. Загрязнение воздуха не может контролироваться после совершения выхода в атмосферу загрязняющих веществ из источника, поэтому его необходимо контролировать перед выбросом в атмосферу. Хотя Палестина не является индустриальной страной, малая территория с ограниченными природными ресурсами, высокая плотность населения ставит проблему загрязнения воздуха очень остро (см. табл. 1).

Таблица 1

Загрязнение атмосферного воздуха в Палестине

Год Выбросы, тонн / год

Двуокись углерода Метан Закись азота Оксиды азота Угарный газ Органические соединения Диоксид серы

2009 2,991,694 15,115 814 26,881 213,567 35,867 3,278

2010 2,463,168 13,943 760 29,800 213,513 37,187 3,533

2011 2,401,835 13,584 706 26,815 137,805 37,019 1,722

2012 2,260,916 13,198 689 29,229 242,765 36,200 3,903

2013 2,643,222 13,119 682 28,223 152,276 38,171 1,966

2014 3,271,227 13,983 712 31,412 158,158 44,123 1,515

2015 3,100,538 14,853 782 40,112 283,19 46,552 4,480

Составлено автором по данным Центрального статистического бюро Палестины.

В качестве мер регулирования в рассматриваемой области предлагается проведение инспекций и периодического мониторинга, а также принятие ограничивающего выбросы законодательства. Также мы полагаем, что требуется реализация информационного сопровождения указанных мероприятий, для чего необходимо использование ресурсов средств массовой информации. Также необходимо усиление межгосударственного взаимодействия, т.к. большое количество токсичных и вредных газов, эмитируемых заводами в Израиле, попадает в воздушное пространство Палестины из-за близости географического положения этих стран.

2. Ведение экологичного сельского хозяйства.

Сельское хозяйство играет жизненно важную роль в экономике развивающихся стран, в том числе Палестины, и является основным источником продовольствия, доходов и занятости для сельского населения. Развитие сельского хозяйства и землепользования имеет важное значение для обеспечения продовольственной безопасности и борьбы с нищетой. Устойчивое развитие сельского хозяйства является важной формой устойчивого развития и означает способность поддерживать производство при сохранении природных ресурсов. Устойчивое и ориентированное на использование зеленых технологий развитие сельского хозяйства особенно важно в Палестине из-за отсутствия национального и регионального планирования в палестинских районах, а также, вследствие израильской оккупации, конфискации земли и запрета доступа к земле, конфискации земель для строительства израильских поселений и строительства дорог. В настоящее время, к сожалению, в проводимой государственной политике меры стимулирования использования зеленых технологий не предусмотрены.

3. Охрана природных комплексов прибрежной и морской среды, водных ресурсов.

Разработка программ, связанных с устойчивым использованием морских и прибрежных районов, требует учета экологических, социальных и экономических аспектов и постоянного взаимодействия между ними. Одной из проблем, с которыми сталкивается Палестина в районах побережья в секторе Газа, является добыча песка и неизбирательное строительство на палестинском побережье. Пляж Газы загрязнен из-за потока сточных вод и сброса отходов. В исследовании Helles (2012) «Загрязнение окружающей среды, вызванное перекачиванием сточных вод в район пляжного района Газы» было обнаружено, что он заражен инфекционными кишечными паразитами. Биологические загрязнения были обнаружены в образцах морской воды (21,6%) и в образцах песка (21,2%).

Восточный водоносный горизонт, часть бассейна реки Иордан, является самым важным источником возобновляемой, в том числе питьевой, воды в Палестине. Около 80% этой зоны находится на Западном берегу. При этом более 90% объемов перекачивания воды осуществляется на израильской территории. В этой связи, большая часть воды не используется палестинцами. Одной из причин этого являются строгие меры израильские оккупационных властей по количеству и глубине колодцев. Доля воды, получаемой палестинцами из подземных вод, оценивается в 15%, а израильтяне получают 85% воды из рассмотренного бассейна.

Еще одной проблемой является неразвитость в Палестине инженерных канализационных сетей. Согласно имеющимся официальным оценкам, лишь 40,6% домохозяйств на Западном берегу подключены к канализационной сети. Палестинцы в секторе Газа находятся в несколько лучшем положении, здесь 83,1% домохозяйств подключены к канализационной сети. Естественно, что неочищенные стоки загрязняют и без того скудные ресурсы пресной питьевой воды. Для решения этой проблемы требуется привлечение инвестиций (в том числе - по линии Всемирного банка) для реализации инвестиционных проектов, связанных с созданием и модернизацией коммунальной инфраструктуры.

4. Поддержание биоразнообразия.

Поддержание биоразнообразия является важным компонентом устойчивого развития, а его сохранение является не только моральным и экологическим обязательством, но и ключом к обеспечению устойчивого развития. Биоразнообразие, в реализуемой государственной политике, можно количественно измерять двумя основными показателями: площадью охраняемых районов относительно общей площади страны (региона); доле находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений [10].

Несмотря на сложности с государственным строительством, которые наличествуют в Палестине, вопросам поддержания биоразнообразия уделяется значительное внимание. Так, на Западном берегу насчитывается более 20 заповедников, среди которых: Умм-эль-Райхан, Дженин, Вади-эль-Каф в Хевроне, Вади-аль-Зарка аль-Алави в Сальфите, Салман аль-Фарси в Тулькарме и Джабаль-эль-

Кабьер в Наблусе. По официальным данным, в Палестине площадь заповедников в 2011 году составляла 514,7 км2, а площадь лесов - 101,4 км2.

Около 2 750 видов диких растений в Палестине были идентифицированы и разделены на 138 семейств. В Палестине насчитывается 2076 видов растений, из которых 91 вид угрожает исчезновением, а 626 видов были зарегистрированы как очень редкие [11]. Необходимо, по мнению автора, принятие срочных мер по охране исчезающих видов. Решить эти задачи Палестинская национальная администрация в полном объеме не в состоянии, поэтому здесь необходимо привлечение ресурсов международных организаций, так как Всемирный фонд дикой природы и др.

Итак, требования устойчивого развития и формирования зеленой экономики направлены на улучшение качества жизни населения. В Палестине необходимы инвестиции в сельское хозяйство, жилищно-коммунальное хозяйство, энергетику, рыболовство, лесное хозяйство, промышленность, туризм, транспорт, утилизацию и переработку отходов, управление водными ресурсами и другие отрасли экономики для более полного и своевременного выполнения мероприятий, связанных с устойчивым развитием [12].

Одновременно с этим, требуется активизация государственной политики, в том числе определение ее приоритетов, т.к. ресурсная недостаточность, наблюдаемая в системе госуправления Палестины, требует четкого и точного распределения скудных имеющихся ресурсов между направлениями госполитики.

Определение приоритетов государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики

Для определения приоритетов мы воспользуемся методом анализа иерархий Т. Саати (см., например: https://axd.semestr.ru/upr/hierarchies.php), при этом, в качестве основания для их назначения, мы используем те направления рассматриваемой политики, которые де-факто сложились в стране и рассмотрены ранее. Примем обозначения для этих направлений: Н1 - контроль загрязнения атмосферного воздуха; Н2 - ведение экологичного сельского хозяйства; Н3 - охрана природных комплексов прибрежной и морской среды, водных ресурсов; Н4 - поддержание биоразнообразия.

В таблице 2 приведена матрица попарных сравнений для рассмотренных направлений. Ее анализ позволяет определить предпочтительность элементов (направлений).

Таблица 2

Матрица предпочтений

Н1 Н2 Н3 Н4

Н1 1 3 2 3

Н2 1/3 1 1/4 4

Н3 1/2 4 1 5

Н4 1/3 1/4 1/5 1

Составлено автором.

Стандартные преобразования позволили нам получить вектор приоритетов (при этом, отношение согласованности составило 0,24, что является удовлетворительным значением данного показателя):

= (0,335; 0,208; 0,391; 0,066).

Экономический смысл полученного вектора состоит в том, что он численно определяет приоритетность каждого из направлений государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики в Палестине (Н1-Н4). Исходя из численных значений приоритетов, могут быть рационально распределены объемы бюджетных ресурсов между соответствующими направлениями государственной политики. Безусловно, и перечень предложенных направлений, и численные показатели их приоритетности отражают текущую ситуацию, при изменении которой указанные параметры предложенной нами модели могут быть скорректированы. Заключение

Дебаты об окружающей среде и устойчивом развитии не должны ограничиваться экологическими показателями, а должны осуществляться в комплексных рамках, включающих показатели социального,

экономического и экологического измерения устойчивого развития. Достижение устойчивого развития требует глубоких изменений в системах государственного управления, в механизмах, методах и инструментах соответствующей политики. При этом , надо понимать, что эти изменения происходят не только в управленческой системе общества, но также реализуются через неправительственные организации, корректировку общественных стереотипов, изменение поведения населения.

Устойчивое развития и формирование зеленой экономики имеет ярко выраженную страновую, институциональную специфику. В статье эти процессы рассмотрены на примере Палестины. Институциональная особенность этой страны состоит в том, что процесс создания суверенного палестинского государства пока не завершен, что накладывает существенные ресурсные и управленческие ограничения на проводимую Палестинской национальной администрацией политику. Планы устойчивого развития и формирования зеленой экономики Палестина вынуждена осуществлять в условиях политических препятствий, наложенных израильской оккупацией. Поэтому для данного государства непременными условиями реализации успешной политики в рассмотренной области является скорейшее разрешения арабо-израильского конфликта, а также помощь международного сообщества.

Для достижения целей государственной политики регулирования устойчивого развития и стимулирования зеленой экономики в Палестине выделены ее основные направления, к которым отнесены: контроль загрязнения атмосферного воздуха; ведение экологичного сельского хозяйства; охрана природных комплексов прибрежной и морской среды, водных ресурсов; поддержание биоразнообразия. В статье предложена и апробирована методика определения приоритетности этих направлений. Исходя из полученных численных значений приоритетов, могут быть рационально распределены объемы бюджетных ресурсов между соответствующими направлениями государственной политики.

ЛИТЕРАТУРА

1. Зеленая экономика и зеленые финансы / под ред. Б.Н. Порфирьева. СПб.: Изд-во «МБИ», 2018. 327 с.

2. Казанцева А.Н., Плотников В.А. Политика регулирования рынков экопродукции и специфика её осуществления // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 1 (39). С. 11-15.

3. Казанцева А.Н. Вопросы разработки и реализации государственной политики в сфере производства и обращения экологически чистой продукции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2018. № 2 (36). С. 16-20.

4. Пролубников А.В. К вопросу о факторах экономического развития // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2019. № 3 (41). С. 5-8.

5. Положенцева Ю.С., Вертакова Ю.В. Направления формирования парадигмы устойчивого регионального развития // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2008. Т. 4. № 1. С. 12-17.

6. Vertakova Y.V., Plotnikov V.A. The Integrated Approach to Sustainable Development: The Case of Energy Efficiency and Solid Waste Management // International Journal of Energy Economics and Policy. 2019. Vol. 9 (4). P. 194-201.

7. Vertakova Y., Plotnikov V. Problems of sustainable development worldwide and public policies for green economy // Economic Annals XXI. 2017. Vol. 166 (78). P. 4-10.

8. БодрийярЖ. Симулякры и симуляция. М.: Рипол-классик, 2015.

9. Бодрунов С.Д. Ноономика / ИНИР им. С.Ю. Витте. М., 2018.

10. Health conditions in the occupied Palestinian territory, including east Jerusalem, and in the occupied Syrian Golan. World Health Organization, 2010.

11. Palestinian Economic Prospects: Aid, Access and Reform. World Bank, Sep. 2008.

12. Халил М.Р.А. Влияние устойчивого экономического развития на государственную и экономическую политику в Палестине // Экономика и управление народным хозяйством: генезис, современное состояние и перспективы развития: материалы II Международной научно-практической конференции / Воронежский экономико-правовой институт. Воронеж, 2018. С. 230-238.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.