РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
ЗЕЛЕНЫЙ РОСТ КАК НОВЫЙ ВЕКТОР РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ
Н.А. ХУТОРОВА, доц., вед. науч. сотрудник Института системных исследований леса МГУЛ, канд. экон. наук
[email protected] ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет» 141005, Московская обл., г. Мытищи-5, 1-я Институтская, д.1, МГУЛ
Рассматривается проблема поиска новых основ хозяйствования, ориентированных на создание низкоуглеродной экономики, формирование предпосылок и точек роста в процессе перехода к зеленой экономике. Для катализации зеленого роста необходима комплексная экологическая модернизация национальной экономики, что, безусловно, требует инвестиции в инновационные проекты, способные создать новые экономические возможности. Представлены основные индикаторы зеленого роста, разработанные международным сообществом. Индикаторы зеленогороста ОЭСР сгруппированы по стратегическим направлениям: переход к низкоуглеродной ресурсосберегающей экономике, сохранение природного капитала, повышение качества жизни людей, а также проведение политики стимулирования экономических возможностей, предоставляемых зеленым ростом. Объективная оценка прогресса зеленого роста производится на основании шести главных индикаторов: углеродоемкость, ресурсоемкость (материалоемкость), производительность с учетом потребностей окружающей среды, индекс природных ресурсов, изменения в землепользовании и растительном покрове и воздействие загрязнения воздуха на здоровье населения. При использовании модели зеленого роста важная роль отводится формированию моделей устойчивого производства и потребления. Отражены основные принципы зеленой экономики и зеленого роста, отмечена возрастающая роль экологического фактора при построении инновационной экономики, а также возможности формирования нового вектора развития российской экономики. В статье отмечено, что переход к «зеленой экономике» связан с многочисленными трудностями и проблемами.
Ключевые понятия: зеленый рост, зеленая экономика, зеленые финансы, экологическая модернизация, устойчивое развитие, экономический рост.
Сегодня перед человечеством стоят новые вызовы. Усугубляющиеся проблемы экологии и угрожающий рост антропогенной нагрузки на экосистему заставляют нас переосмыслить традиционные основы хозяйствования и начать переход к экологически ориентированной экономике. Такой тип экономики уже получил название «зеленой экономики»
(greeneconomy), а комплексную стратегию трансформации в зеленую экономику стали называть «зеленым ростом» (greengrowth).
Зеленая экономика уже не новый термин и широко используется для трактовки особого типа развития экономики, при котором основной целью остается повышение благосостояния людей при соблюдении социальной справедливости в условиях снижения антропогенной нагрузки на экосистему. Зеленую экономику необходимо рассматривать в неразрывной связи с концепцией устойчивого развития как национальной, так и глобальной экономики.
Основы зеленой экономики можно выразить в трех главных принципах:
- приоритет природных услуг на национальном и международном уровнях,
- рост занятости населения за счет создания «зеленых» рабочих мест и создание социальной практики,
- использование рыночных механизмов для достижения устойчивого развития.
Зеленый же рост подразумевает комплексную программу стимулирования экономического роста, нацеленную на снижение антропогенного воздействия путем перехода к экологически безопасному, низкоуглеродному и климатически устойчивому развитию путем проведения экологической модернизации экономики, а также социальную практику, от которой зависит благополучие общества.
Зеленый рост должен стать активатором инвестиционных проектов и инновационных открытий, которые лягут в основу устойчивого роста и, несомненно, приведут к возникновению новых экономических возможностей. Фактически зеленый рост можно определить как универсальную стратегию развития, адаптированную к конкретной стране или хозяйствующему субъекту с учетом конкретных различий в природных, человеческих и экономических ресурсах, ориентированную, в первую очередь, на повышение
190
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
ресурсоэффективности. В то же время зеленый рост - это фактически комплекс стимулирующих мер, направленных на формирование нового вектора развития отечественной экономики, приоритетами которой являются:
- рост доходов и занятости,
- сокращение выбросов парниковых
газов,
- снижение энергоемкости и повышение энергоэффективности,
- повышение эффективности использования природных ресурсов,
- развитие рынка экологических (зеленых) инвестиций в чистые технологии и «природную» инфраструктуру,
- сохранение биоразнообразия и природного богатства,
- развитие рынка экологических товаров и услуг,
- развитие института социальной и экологической ответственности^].
Для катализации зеленого роста необходима комплексная экологическая модернизация национальной экономики, что, безусловно, требует инвестиций в инновационные проекты, способные создать новые экономические возможности. Экологическая модернизация - это специально разработанная программа проведения технической и технологической модернизации производства товаров и услуг, а также социальная практика, способствующая снижению антропогенной нагрузки на окружающую среду, реализуемая на международном, национальном и корпоративном уровнях [2].
Концепция «зеленого роста», нацеленная на обеспечение баланса эколого-экономического развития, впервые была представлена в 2005 г. в Сеуле на Конференции министров охраны окружающей среды Азиатско-Тихоокеанского региона[3]. Впоследствии, в разгар мирового экономического кризиса в 2009 г., эта идея нашла продолжение в концепции «Глобальный зеленый новый курс», предложенной Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП)[4]. Практическим результатом применения данной концепции должен стать переход к низкоуглеродной экономике, основанной на социально ответственном ведении
бизнеса и, что особенно важно отметить, на социально ответственном потреблении.
Постепенно концепция зеленого роста стала активно использоваться при формировании национальных программ развития различных стран и поддержана рядом организаций системы ООН, которые также выступили с новыми инициативами, основанными на «зеленом» росте и переходе к «зеленому рос-ту»[5].
Инициативы зеленой экономики (GEI) (GreenEconomyReport. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности), проводимые Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) с 2008 г., объединяют больше 20 учреждений ООН для продвижения инвестиций в зеленых секторах и реализуются почти в 30 странах. С 2011 г. ЮНЕП на регулярной основе готовит и выпускает доклад «Зеленая экономика: пути, ведущие к устойчивому развитию и искоренению нищеты» [6, 7]. Аналитические отчеты еще раз доказывают, что принципы зеленой экономики находят свое применение в развитых странах, а также могут служить катализатором роста и борьбы с бедностью в развивающихся странах. Международное экспертное сообщество в лице Статистического подразделение ООН (UNSD), Всемирного банка (WB), Европейского статистического агентства (EUROSTAT), Европейского агентства по окружающей среде (EEA), Международного энергетического агентства уже разработали общий набор ключевых индикаторов для оценки состояния зеленой экономики, что позволяет объективно оценить прогресс зеленых инициатив и проектов в различных странах. [9].
Первой страной, которая объявила реализацию концепции «зеленого» роста в качестве национальной стратегии, стала Республика Корея. Основное внимание уделено трем элементам: промышленности, энергетике и инвестициям. Стратегия нацелена:
- на сохранение масштабов экономической деятельности в условиях тотального ресурсо- и энергосбережения;
- снижение нагрузки на окружающую
среду;
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
191
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
- стимулирования инвестиции в природоохранную деятельность как движущую силу экономического роста.
Роль и место Республики Корея в современной мировой экономике весьма внушительно и почетно, особенно поражают темпы экономического роста последних лет и упрочение позиций мирового высокотехнологичного лидера даже в условиях стагнации мировой экономики. Несомненно, успех был обеспечен в том числе и за счет использования механизмов и инструментов зеленого роста. Корея, как и многие страны, в период кризиса приняла государственные программы поддержки и стимулирования экономики, рассчитанные до 2012 г., по которым было выделено 38,1 млрд долл. США и 80,5 % от этой суммы было направленно на проекты зеленого роста[10]. Сегодня список стран, проводящих политику зеленого роста, активно растет, задействованы страны со всех континентов разного уровня развития и благосостояния (Report Global Green Growth Forum 21-22 October 2013, Copenhagen Improving Resource Efficiencies in the Value Chain). Многие страны используют различные инструменты «зеленого роста» в своей национальной политике и стратегиях развития.
Отрадно отметить, что о необходимости «зеленого» роста все чаще говорят и в России, в том числе на высоком политическом уровне, что приобретает все большую актуальность в условиях усиления политики изоляции и ограничительных санкций против Российской Федерации. Одним из важных шагов на пути к построению зеленой экономики стало подписание в 2012 г. «Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г.» [11]. Стратегия содержит четко прописанную стратегическую цель и принципы государственной политики в области экологического развития, а также формулировку задач, направленных на обеспечение экологически ориентированного роста экономики и внедрение экологически эффективных инновационных технологий, предотвращение и снижение текущего негативного воздействия на ок-
ружающую среду, сохранение природной среды, в том числе естественных экологических систем, развитие экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, формирование экологической культуры, развитие экологического образования и воспитания.
При решении задачи развития экономического регулирования и рыночных инструментов охраны окружающей среды используются разнообразные механизмы, особо выделить необходимо следующие:
а) установление платы за негативное воздействие на окружающую среду с учетом затрат, связанных с осуществлением природоохранных мероприятий;
б) замена практики взимания платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды на практику возмещения вреда, причиненного окружающей среде;
в) стимулирование предприятий, осуществляющих программы экологической модернизации производства и экологической реабилитации соответствующих территорий, а также обеспечение широкого применения государственно-частного партнерства по оздоровлению экологически неблагополучных территорий, ликвидации экологического ущерба;
г) формирование рынка экологичной продукции, технологий и оборудования, а также природоохранных услуг;
д) осуществление поддержки технологической модернизации, обеспечивающей уменьшение антропогенной нагрузки на окружающую среду, неистощительное использование возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов;
е) развитие рыночных инструментов охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
з) стимулирование привлечения инвестиций для обеспечения рационального и эффективного использования природных ресурсов, уменьшения негативного воздействия на окружающую среду, производства экологически чистой продукции, внедрения ресур-
192
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
сосберегающих технологий; проведения экологического аудита;
к) повышение экологической и социальной ответственности бизнеса;
л) стимулирование деятельности по использованию отходов в качестве вторичного сырья и энергоносителей;
м) государственное регулирование ввоза в РФ оборудования и технологий, не соответствующих экологическим требованиям, в том числе международным [11].
При решении задачи научного и информационно-аналитического обеспечения охраны окружающей среды и экологической безопасности используются следующие механизмы:
а) расширение комплексных фундаментальных и прикладных исследований в области прогнозирования угроз экологического характера, а также негативных последствий, связанных с изменением климата;
в) стимулирование проведения НИОКР в области охраны окружающей среды, ресурсосбережения и обеспечения экологической безопасности [11].
Еще одним важным документом в ходе разработки стратегии зеленого роста российской экономики стал доклад «Стратегия-2020: Новая модель роста — новая социальная политика», который был подготовлен группой высококомпетентных экспертов и опубликован в марте 2012 г. Там подчеркивается, что содержание федеральной политики в области экологического развития страны должна составить стратегия «зеленого» роста, предусматривающая интеграцию социально-экономического и экологического развития в виде «зеленой» экономики [12].
Аналогичные программы и концепции уже разработаны и предложены к реализации участниками Таможенного союза, особо стоит отметить комплексную программу «Зеленый мост» в Казахстане (http:// gbpp.org/wp-content/uploads/2014/04/Green_ Concept_En.pdf) и ряд программных документов в Беларуси (http://www.uncsd2012. org/content/documents/793Belarus %-0National %20Report %20on %20SD %20_ Rus.pdf), что позволяет разрабатывать совмес-
тные индикаторы и требования для товаров и услуг, реализуемых в рамках этого объединения [13, 14]. Вообще стоит отметить, что во всех странах-участницах Евразийской экономической комиссии (Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК), постоянно действующий регулирующий орган Таможенного союза и Единого экономического пространства, начала функционировать со 2 февраля 2012 г.) (ЕЭК) большое внимание уделяется продвижению инструментария зеленого роста, что приобретает особую значимость в современных реалиях.
Современное состояние российской экономики, фактическая рецессия и нарастающие санкции западных стран вынуждают искать новые схемы привлечения финансовых ресурсов и построения производственных цепочек, что открывает новые возможности для стимулирования экономического роста путем использования инструментов зеленого роста. В этом контексте речь, в первую очередь, идет о программах развития агропромышленного комплекса для обеспечения продовольственной и в целом национальной безопасности России. Сегодня для российских аграриев создана уникальная возможность ускоренного роста за счет снижения давления американских и европейских экспортеров, а удовлетворение потребностей в техническом перевооружении также должно отразиться синергетическим эффектом на отечественных предприятиях машиностроения и металлургии. Огромное позитивное значение в этом процессе играет создание новых зеленых рабочих мест в результате проведения экологической модернизации предприятий промышленности и сельского хозяйства и подготовки высококвалифицированных рабочих кадров, способных вести «зеленый бизнес».
Оценить процесс «озеленения» экономики возможно посредством состояния зеленых индикаторов или отдельных показателей. Так, например, в России выбросы загрязняющих веществ в атмосферу, отходящих от стационарных источников, в I полугодии 2014 г. составили 8,7 млн т, что на 6,8 % меньше, чем в I полугодии 2013 г. [14]. Это положительный момент, причем, лидером по
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
193
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
снижению выбросов загрязняющих веществ в атмосферу стали традиционно нефтяные регионы России. Наибольшее снижение объема выбросов загрязняющих атмосферу веществ отмечено в Тюменской области на 20,3 % от уровня I полугодия 2013 г., в том числе в Югре - на 23,2 %. Всего в I полугодии 2014 г. отмечено снижение выбросов загрязняющих атмосферу веществ в 57 субъектах Российской Федерации, на долю которых приходится
79,7 % общего объема выбросов [16]. Такие изменения вполне можно рассматривать как результат проведения мероприятий по модернизации технологических производств и внедрения инноваций, но также может свидетельствовать о простом снижении добычи углеводородов и других видов активности в связи с замедлением темпов роста экономики. Качественную оценку зеленого роста следует базировать на показателях развития инновационных секторов и темпах внедрения зеленых инноваций в производство. Так, стоимостная оценка инновационных това-
Таблица
Страны-лидеры по количеству запатентованных открытий в области охраны окружающей среды [18] Leading countries in the number of patented inventions in the field of environment [18]
Место Страна Доля страны в общем количестве запатентованных открытий в области охраны окружающей страны (2007-2009)*, %
1 США 19,0
2 Германия 18,7
3 Япония 17,5
4 Южная Корея 5,6
5 Франция 4,8
6 Великобритания 3,6
7 Италия 3,4
8 Канада 2,7
9 Китай 1,7
10 Нидерланды 1,6
Всего первые 10 стран 78.6
18 Тайвань 0,9
21 Индия 0,7
22 РОССИЯ 0,5
25 Бразилия 0,4
31 ЮАР 0,2
ров, работ, услуг, вновь внедренных или подвергавшихся значительным технологическим изменениям в течение последних трех лет, в целом по РФ по видам экономической деятельности выросла почти в три раза с 778 млрд руб. в 2010 г. до 2,007 трлн руб. в 2012 г., причем основная доля пришлась на обрабатывающие производства (1,44 трлн руб.) [17]. Удельный вес инновационных товаров, работ, услуг в общем объеме отгруженных товаров, выполненных работ, услуг вырос с 4,8 % в 2010 г. до 8 % в 2012 г., и также наблюдается стремительный рост этого показателя на обрабатывающих производствах [16].
В таблице представлен список стран-лидеров по количеству запатентованных открытий в области охраны окружающей среды в период 2007-2009 гг. Как видно, Россия пока еще занимает достаточно скромное 22-е место в этом списке, а также важно отметить, что на долю первой десятки приходится 78,6 % всех инновационных открытий. Именно эти страны и лидируют в процессах построения зеленой экономики [18].
Еще одним интересным показателем зеленого роста является доля зеленых инноваций в общем количестве инноваций. Так, среди европейских стран несомненным лидером является Швеция с долей 75 %, далее следуют Нидерланды и Эстония с долей 50 % [9]. В среднем в странах ОЭСР в период с 2008 по 2012 г. около 7 % всех научных исследований и разработок было профинансировано государством [9].
В вопросах развития международного сотрудничества в области коммерциализации квот на выбросы и других единиц экономических механизмов Киотского протокола Россия имеет только 10 %-ю долю соглашений, в то время как доля Китая составила 25 %, Индии и Бразилии по 17 % [19]. Важное место в концепции зеленого роста отведено финансовым механизмам и инструментам формирования ресурсной базы, список которых постоянно расширяется. Большинство респондентов из всех стран мира отмечают, что основным барьером интенсификации зеленого роста остается нехватка финансовых ресурсов и слабый уровень развития сектора зеленых финансов.
194
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство
Добыча полезных ископаемых
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
Производство кокса и нефтепродуктов
Химическое производство
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды
Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг
Рис. 1. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, по отдельным видам экономической деятельности в 2012 г. (млрд руб.) [16]
Fig. 1. Fixed capital investments aimed at environmental protection and rational use of natural resources by economic activity in 2012 (billion rubles). [16]
Добыча топливно-энергетических полезных
ископаемых
Добыча полезных ископаемых, кроме топливноэнергетических
Целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность
Производство кокса и нефтепродуктов
Химическое производство
Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий
Производство и распределение электроэнергии,
газа и воды
47,4
Рис. 2. Текущие затраты на охрану окружающей среды по отдельным видам экономической деятельности в 2012 г. (млрд руб.) [16]
Fig. 2. Current costs for environmental protection for certain types of economic activity in 2012 (billion rubles). [16]
Для России эта проблема также является основной. Так, инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, в 2012 г. составили около 80 млрд руб., распределение по отдельным видам эконо-
мической деятельности представлено на диаграмме рис. 1 [16].
В тот же период текущие затраты на охрану окружающей среды по направлениям природоохранной деятельности в 2012 г. составили 248 млрд руб., причем на охрану
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
195
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
атмосферного воздуха и предотвращение изменения климата, сбор и очистку сточных вод и на обращение с отходами было направлено 47,1 млрд руб., 131,0 млрд руб. и 45,3 млрд руб. соответственно. Распределение текущих затрат на охрану окружающей среды по отдельным видам экономической деятельности в 2012 г. представлено на рис. 2 [16].
При использовании модели зеленого роста важная роль отводится формированию моделей устойчивого производства и потребления. Сегодня менеджмент промышленных и производственных компаний придает огромное значение усовершенствованию производственных процессов и формированию модели ответственного потребителя. Под ответственным потреблением стоит понимать широкий набор поведенческих особенностей простых граждан: это сортировка мусора, обязательная утилизация особых видов отходов, следование концепции «умный дом», «умный офис», «умный транспорт», энергосбережение и ресурсосбережение на всех этапах потребления и много другого.
Переход на зеленый путь развития требует особого внимания к инфраструктуре, и, как показывает практика, именно инфраструктурные проекты должны осуществляться с использованием самых передовых инновационных технологий и материалов, создавая при этом новую среду и социальную практику для граждан. Таким образом, формируется социально ответственный «зеленый бизнес», ориентированный на использование возобновляемых природных ресурсов, выпуск экологически чистой продукции, использование малоотходных и ресурсосберегающих технологий.
Как правило, компании, реализующие политику «зеленого бизнеса», имеют положительный имидж на национальных и мировых рынках, их продукция отличается высокой технологичностью и, следовательно, конкурентоспособностью.
Развитию зеленого бизнеса способствуют также разнообразные формы государственно-частного партнерства, в т.ч. «экологического партнерства», которые в настоящее время активно развиваются и находят подде-
ржку у частных и общественных институтов. В целом можно утверждать, что зеленый бизнес и ответственное потребление являются основополагающими элементами в повышении благосостояния населения и защиты окружающей среды.
Таким образом, основной задачей проведения политики «зеленого роста» является подготовка национальной экономики к переходу на траекторию устойчивого развития, достижение которого требует в современных условиях незамедлительного отказа от экстенсивного использования природных ресурсов и поиска более прогрессивных и инновационных моделей хозяйствования.
В то же время нельзя утверждать, что переход к зеленому росту будет легким и быстрым. Стратегия зеленого роста признает, что положительные результаты могут быть достигнуты только в определенных пределах при существующих технологиях производства и поведении потребителей. Сегодня достаточно сложно провести количественную и качественную оценку стоимости перехода на зеленую экономику, но однозначно можно утверждать, что, помимо финансовых вложений, требуется перестройка сознания и мышления как производителей, так и потребителей.
Не существует какого-либо универсального плана или программы для перехода к «зеленой экономике». Программы должны быть разработаны в соответствии с индивидуальными характеристиками национальной экономики, приоритетами ее развития, конкурентными преимуществами, природным капиталом, уровнем экономического развития и эффективностью деятельности национальной, политической и социальной сферы. При этом необходимо принимать во внимание и адаптировать уже наработанную международным сообществом методологическую базу оценки степени «озеленения» экономики в виде индикаторов состояния всех сфер национальной экономики и перспективных направлений развития. В этом случае инновации, безусловно, играют ведущую роль в процессе трансформации к зеленому росту, поскольку прерывают зави-
196
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
симость экономического роста и истощения природного капитала.
Уже не вызывает сомнений, что за счет активного использования механизмов и инструментов зеленого роста возможно ускорить темпы экономического роста и создать основы для формирования нового вектора развития российской экономики в целом.
Работа выполнена в рамках государственного задания Министерства образования и науки РФ.
Библиографический список
1. Стратегия перехода к зеленой экономике. http://gbpp. org/wp-content/uploads/2014/04/Green_Concept_En.pdf
2. Хуторова Н.А. Экологическая модернизация - от теории к практике / Н.А. Хуторова // Вестник МГУЛ - Лесной Вестник, 2013. - № 7.
3. A Guidebook to the Green Economy.Issue 4: A guide to
international green economy initiatives.United Nations Division for Sustainable Development, UNDESA. 2013. Режимдоступа: http://sustainabledevelopment.un.org/
index.php?menu=1516.
4. Глобальный зеленый новый курс. Доклад Программы ООН по окружающей среде 2009 г Режим доступа: http://www.uncclearn.org/sites/www.unccleam.org/files/ inventory/UNEP90_RUS.pdf.
5. ESCAP Energy Resources Development Series No. 41 Low-carbon Development Path for Asia and the Pacific: Challenges and Opportunities to the Energy Sector United Nations publication Copyright © United Nations 2010 http:// www.unescap.org/sites/default/files/Series-No-41.pdf.
6. GreenEconomyReport. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности 739с. ЮНЕП, 2011 г Режим доступа: http://www.unep. org/greeneconomy/GreenEconomyReport.
7. Курс на зеленый рост. Резюме для лиц, принимающих решения. http://www.oecd.org/greengrowth/48634082.pdf.
8. Green growth indicators: A practical approach for Asia and the Pacific 26p. http://www.unescap.org/sites/default/files/ GGI_2014.pdf.
9. OECD Green Growth Studies Green Growth Indicators
2014 p.147 http://www.enviroportal.sk/uploads/files/
Zeleny %20rast/OECDGG.pdf.
10. Бобылев, Н. Переход к зеленой экономике в контексте устойчивого развития. 2010 г. / Н. Бобылев. Access mode: http://rnei.ru/wp-content/uploads/2013/10/ SustainableRussia-WEB11.pdf.
11. Основы государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 г. http:// kremlin.ru/acts/15177.
12. Стратегия 2020: Новая модель роста - новая социальная политика. Итоговый доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 г. 864с. http://strategy2020.rian.ru/.
13. Программа «Зеленый мост». http://strategy2050.kz/ru/ news/1158/
14. Устойчивое развитие республики Беларусь на принципах «зеленой» экономики. http://www.uncsd2012. org/content/documents/793Belarus %20National %-0Report %20on %20SD %20_Rus.pdf.
15. Федеральная служба государственной статистики. Основные показатели охраны окружающей среды - 2013 г. http://www.gks.ru/bgd/regl/b_oxr13/Main.htm.
16. Федеральная служба государственной статистики. Технологическое развитие отраслей экономики - 2013 г. http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ ru/statistics/economydevelopment/#.
17. MatthieuGlachant Greening Global Value Chains: Innovation and the International Diffusion of Technologies and Knowledge. May 2013г. наука, инновации http://www. greengrowthknowledge.org/node/4860/.
18. Patents and clean energy: bridging the gap between
evidence and policy. Final report UNEP, EPO and ICTSD 2010. http://www. greengrowthknowledge.org/resource/
patents-and-clean-energy-bridging-gap-between-evidence-and-policy.
19. Доклад о развитии человеческого капитала в РФ 2011г. 150 с. http://www.undp.ru/documents/nhdr2011rus. pdf.
20. Порфирьев, Б. «Зеленая» экономика: реалии, перспективы и пределы роста / Б. Порфирьев. http:// carnegieendowment.org/files/WP_Porfiriev_web.pdf.
21. Навстречу «зеленой» экономике России (Обзор) 2012г. http://www.sustainabledevelopment.ru/upload/File/ Reports/ISD_UNEP_GE_Rus.pdf.
GREEN GROWTH AS A NEW POLICY DIRECTION FOR RUSSIAN ECONOMIC DEVELOPMENT
Khutorova N.A., Assoc. Prof. MSFU, Ph.D (Economic)
Moscow State Forest University (MSFU), 1stInstituskayast., 1, 141005, Mytishchi, Moscow region, Russia
The paper discusses the issue of a search for the new development direction, which should be focused on the creation of low-carbon economy, formation of prerequisites and growth points in the course of transition to the green economy. The green growth is about fostering economic growth and development while ensuring that the natural assets continue to provide the resources and environmental services on which our well-being relies. To do this it must catalyze investment and innovation, which will underpin the sustained growth and give rise to the new economic opportunities. The main indicators of the green
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015
197
РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЛЕСНЫХ РЕСУРСОВ И ДРЕВЕСНЫХ ПРОДУКТОВ
growth developed by the international community are provided in the article. The indicators of the green growth of OECD are grouped in the strategic directions: the transition to the low-carbon and resource-saving productivity, the increase in economic and environmental assets, environmental quality of life, economic opportunities and policy responses. The objective assessment of the green growth progress can be made on the basis of the main indicators describing the socio-economic context and the characteristics of the growth. A few headline indicators have been selected to facilitate communication with policy makers, the media and citizens. The basic principles of the green economy and the green growth are reflected in the article. The article shows the increasing role of an ecological factor in the process of creating the innovative economy. It is important to note that the green growth is a new political direction for the Russian economic development. To show the rating of the green growth we should use the indicators of innovative sectors development and green innovations introduction rates in production. The article notes that the transition to the «green economy» has numerous difficulties and problems.
Keywords: green growth, green economy, green finance instruments, ecological modernization, sustainable development, low-carbon economy.
References
1. Strategiyaperekhoda k zelenoyekonomike [The strategy of transition to the green economy]Available at: http://gbpp.org/wp-content/uploads/2014/04/Green_Concept_En.pdf
2. Khutorova N.A. Ekologicheskaya modernizatsiya - ot teorii kpraktike [Ecological modernization - from theory to practice]. Moscow state forest university bulletin - Lesnoy vestnik. № 7. 2013.
3. A Guidebook to the Green Economy.Issue 4: A guide to international green economy initiatives.United Nations Division for Sustainable Development, UNDESA. 2013Available at: http://sustainabledevelopment.un.org/index.php?menu=1516
4. Global’nyy zelenyy novyy kurs. Doklad Programmy OONpo okruzhayushchey srede 2009 g [Global green trend UN’s report] Available at: http://www.uncclearn.org/sites/www.uncclearn.org/files/inventory/UNEP90_RUS.pdf
5. ESCAP Energy Resources Development Series No. 41 Low-carbon Development Path for Asia and the Pacific:Challenges and Opportunities to the Energy Sector United Nations publication Copyright © United Nations 2010. Available at:http://www. unescap.org/sites/default/files/Series-No-41.pdf
6. Green Economy Report. Navstrechu «zelenoy» ekonomike: puti k ustoychivomurazvitiyuiiskoreneniyubednosti 739 p. UNEP, 2011 [GreenEconomyReport]Available at:http://www. unep.org/greeneconomy/
7. Kurs na zelenyy rost. Rezyume dlya lits, prinimayushchikh resheniya [Green growth trend]Available at:http://www.oecd.org/ greengrowth/48634082.pdf
8. Green growth indicators: A practical approach for Asia and the Pacific 26p. Available at: http://www.unescap.org/sites/default/ files/GGI_2014.pdf
9. OECD Green Growth Studies Green Growth Indicators 2014 p. 147 Available at:http://www.enviroportal.sk/uploads/files/ Zeleny %20rast/OECDGG.pdf
10. N. Bobylev Perekhod k zelenoyekonomike v konteksteustoychivogorazvitiya. 2010. [Transition to the green economy in the terms of sustainable development].Available at:http://rnei.ru/wp-content/uploads/2013/10/SustainableRussia-WEB11.pdf
11. Osnovy gosudarstvennoy politiki v oblasti ekologicheskogo razvitiya Rossii na period do 2030 goda [The base of governmental policy in the field of ecological development] Available at:http://kremlin.ru/acts/15177
12. Strategiya 2020: Novaya model’ rosta - novaya sotsial’naya politika. Itogovyy doklad o rezul’tatakh ekspertnoy raboty po aktual’nym problemam sotsial’no-ekonomicheskoy strategii Rossii na period do2020 . 864 p. [Strategy 2020 New model for growth]. Available at:http://strategy2020.rian.ru/
13. Programma «Zelenyy most» [Green Bridge. Strategy for Kazakstan]Available at:http://strategy2050.kz/ru/news/1158/
14. Ustoychivoe razvitie respubliki Belarus’ na printsipakh «zelenoy» ekonomiki. [Sustainable development in terms of green economy for Belorussia]Available at:http://www.uncsd2012.org/content/documents/793Belarus %20National %-0Report %20on %20SD %20_Rus.pdf
15. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Osnovnye pokazateli okhrany okruzhayushchey sredy - 2013. [Federal State Statistics Service Environment indicators 2013]Available at:http://www.gks.ru/bgd/regl/b_oxr13/Main.htm
16. Federal’naya sluzhba gosudarstvennoy statistiki. Tekhnologicheskoe razvitie otrasley ekonomiki - 2013 [Federal State Statistics Service Production indicesby economic activity 2013]Available at:http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/ statistics/economydevelopment/#
17. MatthieuGlachant Greening Global Value Chains: Innovation and the International Diffusion of Technologies and Knowledge. May 2013 Available at:http://www-wds.worldbank.org/external/default/WDSContentServer/IW3P/IB/2013/05/30/000158349_ 20130530083155/Rendered/PDF/WPS6467.pdf
18. Patents and clean energy: bridging the gap between evidence and policy. Final report UNEP, EPO and ICTSD 2010 Available at: http://www.greengrowthknowledge.org/resource/patents-and-clean-energy-bridging-gap-between-evidence-and-policy.
19. Doklad o razvitii chelovecheskogo kapitala v RF 2011. 150p. [Human resources report in Russia ]Available at:http://www.undp. ru/documents/nhdr2011rus.pdf
20. B. Porfir ’ev, «Zelenaya» ekonomika: realii, perspektivy i predely rosta [green economy:realty, perspectives, growth limits]Available at:http://carnegieendowment.org/files/WP_Porfiriev_web.pdf
21. Navstrechu «zelenoy» ekonomike Rossii (Obzor) 2012g. [To the Russian green economy. Review]Available at:http://www. sustainabledevelopment.ru/upload/File/Reports/ISD_UNEP_GE_Rus.pdf.
198
ЛЕСНОЙ ВЕСТНИК 1/2015