Научная статья на тему 'Перспективы развития «Зелёной» экономики в Украине и России'

Перспективы развития «Зелёной» экономики в Украине и России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
590
249
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"ЗЕЛЁНАЯ" ЭКОНОМИКА / ЭКОЛОГИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / "ОЗЕЛЕНЕНИЕ" ЭКОНОМИКИ / ЧЕРНОМОРСКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Яковенко Е. В.

В статье представлены теоретические аспекты формирования экономической политики в условиях развития концепции «зеленого» роста; также рассматриваются некоторые механизмы, направленные на «озеленение» экономики, роль и участие в них государственных институций. В работе использовались принципы концепции устойчивого развития, объединяющие экономическую, социальную и экологическую сферы жизни общества. Автором рассмотрено стратегическое направление развития «зеленой» экономики в Украине и России в рамках черноморского экономического сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Перспективы развития «Зелёной» экономики в Украине и России»

УДК [33:502](477+470)

Яковенко Е.В.,

Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, аспирант кафедры европейской интеграции (Украина, г. Одесса)1

Научный руководитель — Харичков С.К., Одесский национальный политехнический университет, заведующий кафедрой менеджмента им. И.П. Продиуса, доктор экономических наук, профессор (Украина, г. Одесса)

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ «ЗЕЛЁНОЙ» ЭКОНОМИКИ В УКРАИНЕ И РОССИИ

В статье представлены теоретические аспекты формирования экономической политики в условиях развития концепции «зеленого» роста; также рассматриваются некоторые механизмы, направленные на «озеленение» экономики, роль и участие в них государственных институций. В работе использовались принципы концепции устойчивого развития, объединяющие экономическую, социальную и экологическую сферы жизни общества. Автором рассмотрено стратегическое направление развития «зеленой» экономики в Украине и России в рамках черноморского экономического сотрудничества.

Ключевые слова: «зелёная» экономика, экологизация экономики, экологическое управление, «озеленение» экономики, черноморское экономическое сотрудничество.

Антропогенное и техногенное влияние на окружающую природную среду в мире привело к необходимости изменения принципов и технологий современного этапа экономического развития, который получил название «коричневая экономика».

Новый глобальный курс экономики среди ученых получил название «зеленая экономика». Созданная в рамках системы ООН программа, способствующая координации охраны природы (ЮНЕП), определяет «зеленую» экономику как такую экономику, которая повышает благосостояние людей и обеспечивает социальную справедливость, при этом существенно снижает риски для окружающей среды и ее обеднение. В самом простом понимании «зеленая» экономика — это экономика с низкими выбросами углеродных соединений, эффективно использующая ресурсы и отвечающая интересам всего общества [5].

Современные концепции мировой экономической теории исходят из принципа: «экономически выгодным может быть только то, что является экологически безопасным

и социально справедливым». Именно на этих основах развивается «зеленая» экономика как новое направление позитивного способа решения экологических проблем [2].

В науке все чаще стало использоваться понятие «зеленый» рост», которое в теории рассматривается как основа экономической и экологической политики государства, объединяя в данном контексте экологическую и экономическую сферы посредством природных ресурсов, которые используются в производстве.

Трансформации в экономической сфере невозможно осуществить без государственного воздействия. В первую очередь это происходит путем нормотворческой деятельности, а также за счет организационного и финансового участия. Переход к «зеленой» экономике предполагает прежде всего переход к экологическому управлению с высоким уровнем координации между министерствами и другими органами публичной власти на разных уровнях, а также с другими субъектами, не входящими в структуру государственного управления. Такая система управления поможет определить верный вектор политических действий, направленных на «зеленый» рост, в том числе в экономической сфере.

Не менее важной задачей «озеленения» экономики наряду с переходом к экологически ориентированному управлению является разработка инновационных технологий.

Как указывает Центр экологической политики России Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации, обеспечение экономического роста сегодня связано с ростом загрязнения и деградации среды, исчерпанием природных ресурсов, нарушением баланса биосферы, изменением климата, что ведет к ухудшению здоровья человека и ограничивает возможности дальнейшего развития. Это означает, что решение крайне важной задачи повышения благосостояния населения не обеспечивает необходимого качества жизни. Все это и определяет суть модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной окружающей природной среды (экологической безопасности, которая становится определяющей для эко-

номического роста и самого существования человека). Эта задача в мире озвучена как реализация принципа «декаплинга» (удовлетворение растущих потребностей при минимизации обеднения природного капитала), что предполагает снижение энергоемкости и природоемкости в экономическом росте, широкое использование возобновляемых источников энергии, модернизацию производства на основе инноваций. Именно это направление определяет сегодня приоритеты развития экономики страны. Для перехода к «зеленой» экономике России понадобится долгий период трансформации и модернизации экономики, структурно-технологических изменений, формирования новой экономической модели [6].

Инициатива «зеленой» экономики основана на трех главных принципах:

— оценка и выдвижение на первый план экосистемных услуг как на национальном, так и международном уровнях;

— обеспечение занятости населения за счет создания «зеленых» рабочих мест и разработка соответствующей политики;

— использование рыночных механизмов для достижения устойчивого развития и повышения экономической конкурентоспособности [3, с. 4].

Международный опыт свидетельствует, что страны мира используют разные инструменты «зеленой» экономики в своей национальной политике и стратегиях развития [4, с. 20]. Современная интеграция Украины в международное сообщество, безусловно, требует соответствующей адаптации и имплементации новых подходов к устойчивому развитию в экономику Украины [8, с. 21]. В этом смысле ученые по этой проблематике считают, что одним из важнейших инструментов и подходов к реализации и развитию «зеленой» экономики является «зеленое» инвестирование.

В последние годы в России и Украине были приняты стратегические документы, направленные на «зеленый» рост в странах. Так, 21 декабря 2010 года в Украине был принят Закон «Об основных принципах (стратегии) государственной экологической политики на период до 2020 г.». Главным механизмом реализации стратегии является Национальный план дей-

ствий по охране окружающей среды на 2011—2015 гг., который был принят 25 мая 2011 года распоряжением КМУ Украины. Подготавливается проект «Национальной концепции развития экологически чистого производства и технологий до 2020 года».

Национальный институт стратегических исследований Украины в своем аналитическом докладе указал, что мониторинг продвижения к «зеленому» росту должен опираться на группы показателей, которые описывают и отслеживают изменения в следующих группах: [2]

— продуктивность использования экологических активов и природных ресурсов;

— база природных активов;

— экологические аспекты качества жизни;

— политические ответы и экономические возможности.

Для каждой из этих групп предлагается список показателей в докладе «На пути к «зеленому» росту: мониторинг прогресса — показатели ОЭСР». Чтобы достичь успеха, необходимо включить стратегии «зеленого» роста в государственную политику [2].

В Российской Федерации разработаны Экологическая доктрина (одобрена распоряжением Правительства РФ от 31 августа 2002 г. № 1225-р), Климатическая доктрина Российской Федерации (утверждена распоряжением Президента РФ 17 декабря 2009 г. № 861-рп), Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года (утверждена Указом Президента РФ 12 мая 2009 г. № 5370, Экологическая стратегия — Основы государственной политики в области экологического развития Российской Федерации на период до 2030 года.

Большое внимание в рамках основных государственных программ Министерства природы РФ уделяется научным исследованиям, направленным на создание инновационных «зеленых» технологий.

В итоговом документе конференции ООН по устойчивому развитию РИО + 20 страны-участницы рассматривают «зеленую» экономику в контексте устойчивого развития и ликвидации нищеты в качестве одного из важных инструментов обеспечения устойчивого развития, они также посчитали, что она может обеспечить различные варианты формирования политики, но не

должна быть жестким набором правил [1].

Одной из форм международного сотрудничества является участие в программах, направленных на формирование и развитие «зеленой» экономики стран.

В рамках совместного проекта «Правовые основы развития «зеленой» экономики в странах — членах Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС): региональный обзор и диалог о системах и перспективах» (декабрь, 2012 г.), куда входят и Украина, и Россия, развитие «зеленой» экономики включает следующие декларативные положения:

1. «Зеленая» экономика — это не просто возможность, а обязательный путь развития для всех стран и государств, которые хотят обеспечить надежное будущее для своих граждан.

2. Для продвижения ресурсоэффектив-ного и низкоуглеродосодержащего экономического развития, а также для контроля за процессом перехода имеются три вида инструментариев:

— административно-командные инструменты («жесткое право») типа приказов и директив, запрещения, ограничения по объему выбросов в атмосферу или процедуры лицензирования;

— экономические инструменты (ориентированные на рынок законы) типа «зеленого» налогообложения и реформа экологических платежей, сертификатов (торговых разрешений) или правил ответственности, «зеленых» субсидий и схем продвижения, а также отказа от тех субсидий, которые наносят ущерб окружающей среде (т.е. дотирование цен на ископаемые виды топлива);

— добровольные инструменты («мягкое право») типа информации, систем управления, периодического обмена опытом или добровольных соглашений между государственными структурами и ассоциациями частных предпринимателей («зеленые» договоры или союзы) [7].

В указанном проекте Украиной и Россией предоставлено аналитическое обозрение развития «зеленой» экономики как существующий фундамент для дальнейшего развития заданного курса и партнерства между странами. Выводы по проекту указаны в таблице № 1 (Украина) и в таблице № 2 (Россия).

Таблица № 1 — Выводы и рекомендации по развитию курса «зеленой» экономики в

Украине [7]

Барьеры и препятствия по внедрению и продвижению концепции «зеленой» экономики:

1. малопривлекательный инвестиционный климат в Украине;

2. недостаток собственных финансовых ресурсов;

3. наличие экологически «вредных» субсидий;

4. отсутствие необходимой инфраструктуры для широкого внедрения современных технологий;

5. отсутствие современной законодательной базы, ориентированной на «экологизацию» экономики Украины.

Рекомендации по продвижению «зеленой» экономики:

1. внедрение концепции «зеленой» экономики в долгосрочные государственные стратегии и создание соответствующей нормативно-правовой базы;

2. создание национальной инфраструктуры экологического аудита и усовершенствование контроля природопользования;

3. внедрение передовых экологически чистых технологий в государственном и частном секторе экономики;

4. поэтапная ликвидация экологически «вредных» субсидий;

5. внедрение системы экологической маркировки;

6. усовершенствование системы управления отходами, включая их повторное использование;

7. усовершенствование государственных систем контроля над состоянием окружающей среды и экологической статистики.

Таблица № 2 — Выводы и предложения по формированию институциональной, нормативной и правовой основы «зеленой» экономики в Российской Федерации [7]

Факторы, тормозящие развитие «зеленой» экономики:

преобладание ресурсодобывающих и ресурсоемких секторов в структуре экономики; низкая эффективность механизмов природопользования и охраны окружающей среды; резкое ослабление управленческих функций государства в области природопользования и охраны окружающей среды;

высокая доля теневой экономики в использовании природных ресурсов; низкий технологический и организационный уровень экономики, высокая степень изношенности основных фондов;

последствия экономического кризиса и невысокий уровень жизни населения; низкий уровень экологического сознания и экологической культуры населения страны; наличие несвязанных, зачастую противоречащих друг другу законов и актов, регулирующих природоохранные отношения и экологическую деятельность; отсутствие комплексной системы государственного экологического мониторинга.

Задачи на ближайшую и среднесрочную перспективу:

1. кодификация законодательства об охране окружающей среды и его усовершенствование;

2. разработка плана конкретных действий с подготовкой проектов соответствующих нормативных актов;

3. создание специальных реестров и методик, которые утверждают порядки, регламенты, обеспечивающие эффективные решения разных задач;

4. усовершенствование системы нормирования негативного воздействия на окружающую среду, переход на принципы наилучших существующих технологий (НСТ);

5. внедрение необходимых систем поощрения соблюдения экологических норм и разумное усиление ответственности за экологические правонарушения;

6. разработка более реальных механизмов возмещения вреда окружающей среде;

7. четкое разделение функций в сфере государственного контроля между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ;

8. разделение полномочий по экологическому контролю между федеральными и региональными органами исполнительной власти (наиболее крупные предприятия природопользо-вателей закрепить за органами федерального контроля, остальные объекты передать на местный, региональный уровень с соответствующим финансированием);

9. повышение эффективности осуществления государственного экологического контроля и минимизация нанесения ущерба окружающей среде в результате хозяйственной деятельности;

10. определение места и роли экологической милиции в системе органов государственной власти.

С развитием научно-технического прогресса, истощением природных ресурсов, увеличением загрязнения окружающей среды переход к качественно новой экономике является видимой возможностью для решения сложных задач, в том числе связанных с экономическим ростом и достижением социальной справедливости в обществе людей.

«Зеленая» экономика как механизм экологической безопасности требует основательного подхода, координированных действий как со стороны государства, так и общественных структур с целью выработки согласованной политики действий. И Украина, и Российская Федерация идут по направлению «зеленого» роста как основы экологической и экономической политики, о чем свидетельствуют их мероприятия, в том числе касаемые правотворческой деятельности, и участие в международных программах.

Стратегический план развития экономики по заданному «зеленому» курсу в Украине и России должен включать действия как внутригосударственного, так и межгосударственного значения, направленные на поэтапное развитие «зеленой» экономики. Одной из форм сотрудничества Украины и России по вопросу развития курса «зеленой» экономики на основании уже проведенного обзорного исследования учеными представляется дальнейшее партнерство в рамках черноморского экономического сотрудничества.

Библиографический список

1. Будущее, которого мы хотим — итоговый документ конференции по устойчивому развитию РИО + 20 // ООН. - 2012. — 66 с. URL: https://rio20.un.org/sites/ rio20.un.org/files/a-conf.216-l-1_russian. pdf.pdf (дата обращения: 20.11.2013).

2. Вщ практики реалiзацп природоо-хоронних заходiв до еколопчно! полгтики в Укра!ш: шляхи i проблеми: аналогична доповщь / В.Г. Потапенко, А.Б. Качинсь-кий [та ш.]; за ред. Ю.М. Скалецького, В.Г. Потапенко. — 2011. — 40 с. URL: http://www.niss.gov.ua/content/articles/ files/ekolog_polit-a2271 .pdf (дата обращения: 20.11.2013).

3. Галушюна Т. «Зелений» вектор роз-витку економжи Украши / Т. Галушюна // Економют. - 2011. - № 11. - С. 4-7.

4. 1ванов О. Мгжнародний досвщ «зеленого» розвитку економжи / О. 1ванов // Зовнш-m справи. - 2010. - № 7-8. - С. 20-23.

5. Навстречу «зеленой» экономике: пути к устойчивому развитию и искоренению бедности - обобщающий доклад для представителей властных структур // ЮНЕП. - 2011. - 52 с. URL: http://www. unep.org/greeneconomy/portals/88/docu-ments/ger/ger_synthesis_ru.pdf (дата обращения: 20.11.2013).

6. Навстречу «зеленой» экономике России (обзор) // Центр экологической политики России Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации. - 2012. - 82 с. URL: http:// sustainabledevelopment.ru/upload/File/Re-ports/ISD_UNEP_GE_Rus.pdf (дата обращения: 20.11.2013).

7. Правовые основы развития «зеленой» экономики в странах - членах Организации черноморского экономического сотрудничества: региональный обзор и диалог о системах и перспективах. - 2012.

- 135 с. URL: http://www.bsec-organization. org/aoc/environprotect/Pages/130129%20 MEM0%20014%20-%20%20Website_Attach-ment%202%20reduced%20format%20Rus.pdf (дата обращения: 20.11.2013).

8. Харiчков С. «Зелет швестицн» як каталiзатор переходу до нового курсу розвитку економжи: мiжнароднi орieнтири i перспективи впровадження / С. Харiчков, Н. Андреева // Економют. - 2010. - № 12.

- С. 16-21.

Reference

1. The future we want - outcome document of the conference on Sustainable development RIO + 20 // UN. - 2012. - 66 p. URL: https://rio20.un.org/sites/rio20. un.org/files/a-conf.216-l-1_russian.pdf.pdf

2. From the practice of environmental protection to environmental policy in Ukraine: problems and ways: analytical report / V.G. Potapenko, A.B. Kachinskiy [and others]; ed. Y.M. Skalenkogo, V.G. - 2011. - 40 p. / http://www.niss.gov.ua/content/articles/ files/ekolog_polit-a2271.pdf

3. Galushkina T. "Green" vector of development of economy of Ukraine / T. Galushkina // Economist. - 2011. - № 11. - P. 4-7.

4. Ivanov O. International experience of "green" economic development / O. Ivanov // Foreign affairs. - 2010. - № 7-8. - P. 20-23.

5. Towards a «green» economy: pathways to sustainable development and poverty eradication - A synthesis for policy makers // UNEP. - 2011. - 52 p. URL: http://www. unep.org/greeneconomy/portals/88/docu-ments/ger/ger_synthesis_ru.pdf

6. Towards a «green» Russian economy (review) // Center of Russian environmental policy Institute of Sustainable development of the Public chamber of the Russian Federation. - 2012. - 82 p. URL: http://sustain-

abledevelopment.ru/upload/File/Reports/ ISD_UNEP_GE_Rus.pdf

7. The legal basis for the development of «green» economy in the countries — members of the Organization of Black Sea Economic Cooperation: Regional review and dialogue about the systems and the prospects for. - 2012. - 135 p. URL: http://www.bsec-organization.org/aoc/environprotect/Pag-es/130129%20MEMO%20014%20-%20%20 Website_Attachment%202%20reduced%20 format%20Rus.pdf

8. Harichkov S. "Green investments" as a catalyst for transition to the new course of economic development: international guidelines and prospects / S. Harichkov, N. Andreeva // Economist. - 2010. - № 12. - P. 16-21.

1 Яковенко Екатерина Владимировна, Одесский региональный институт государственного управления Национальной академии государственного управления при Президенте Украины, аспирант кафедры европейской интеграции, 65009, Украина, г. Одесса, ул. Генуэзская, 22, к. 805а, моб. тел. +380660840340

Iakovenko E.V., e-mail: [email protected]

Odessa regional institute of public administration of the National academy of public administration under the President of Ukraine, PhD student of chair of European integration (Ukraine, Odessa)

Scientific adviser Harichkov S. K. Odessa national polytechnic university, head of the managment chair named after I. P. Prodius, doctor of economics, professor (Ukraine, Odessa) PROSPECTS OF DEVELOPMENT OF "GREEN" ECONOMY IN UKRAINE AND RUSSIA

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

In the article the author has investigated the theoretical aspects of economic policy according to the concept of "green growth", also the author elaborated some of the mechanisms aimed for "greening" of economy, the role and participation of state institutions in them. The principles of sustainable development were using in the article, combining economic, social and environmental aspects of society. The author discussed the strategic direction of "green" economy in Ukraine and Russia within the framework of the Black sea economic cooperation.

Key words: "green" economy, ecologization of economy, ecological administration, "greening" of economy, Black sea economic cooperation

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.