Научная статья на тему 'Экологическое инвестирование в российской Федерации: теоретико-правовой подход'

Экологическое инвестирование в российской Федерации: теоретико-правовой подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1409
181
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНВЕСТИЦИИ / ЭКОЛОГИЯ / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ / "ЗЕЛЕНЫЕ" ИНВЕСТИЦИИ / "ЗЕЛЕНАЯ" ЭКОНОМИКА / INVESTMENTS / ECOLOGY / ENVIRONMENTAL INVESTMENTS / GREEN INVESTMENTS / GREEN ECONOMY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Спиридонова Алена Вячеславовна

Целью статьи является рассмотрение вопроса о значении и характеристике правового института экологического инвестирования для реализации концепции устойчивого развития и улучшения экологической ситуации в России. В работе уделяется внимание выработанным в международном праве концепциям устойчивого развития и «зеленой» экономики. Автор анализирует институт экологического или «зеленого» инвестирования через призму стратегических направлений государственной политики России в области экологии. В работе исследуются сущность экологических инвестиций и отражение данного понятия в российском законодательстве, предложено определение экологических инвестиций. Автором рассматриваются отдельные меры государственной поддержки экологических инвестиций, механизмы привлечения частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, которые получили широкое распространение в зарубежных странах, а именно «зеленые» облигации и гринбанкинг. Автором затрагиваются проблемы, связанные с отсутствием в российском законодательстве единого подхода к определению понятия «экологические инвестиции», разрозненностью механизмов и направлений государственной поддержки экологического инвестирования, отсутствием единого координационного органа государственной власти, осуществляющего выработку политики в области экологического инвестирования. На основании проведенного исследования автором обосновывается вывод о необходимости взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, научного сообщества с целью дальнейшей разработки и совершенствования правового механизма обеспечения экологического инвестирования устойчивого развития экономики Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ENVIRONMENTAL INVESTMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: A THEORETICAL AND LEGAL APPROACH

The purpose of the article is to consider the importance and characterization of the legal institution of environmental investment for the implementation of the concept of sustainable development and improve the environmental situation in Russia. The work focuses on the concepts of sustainable development and the green economy developed in international law. The author analyzes the institute of environmental or "green" investment through the prism of strategic directions of the state policy of Russia in the field of ecology. The paper examines the nature of environmental investments and the reflection of this concept in Russian legislation, and the definition of environmental investments is proposed. The author considers certain measures of state support for environmental investments, mechanisms for attracting private investment for the implementation of investment projects that are widely used in foreign countries, namely “green” bonds and green banking. The author addresses the problems associated with the lack of a unified approach to the definition of “environmental investments” in Russian legislation, the fragmentation of the mechanisms and directions of state support for environmental investments, and the absence of a single coordinating body of state power that is developing environmental investment policies. Based on the study, the author substantiates the conclusion about the need for interaction between the state, economic entities, public organizations, the scientific community in order to further develop and improve the legal mechanism for ensuring environmental investment in sustainable economic development of the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «Экологическое инвестирование в российской Федерации: теоретико-правовой подход»

УДК 349.6+502.34 ББК Х407.6

DOI: 10.14529/law200111

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ИНВЕСТИРОВАНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ: ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВОЙ ПОДХОД

А. В. Спиридонова

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск

Целью статьи является рассмотрение вопроса о значении и характеристике правового института экологического инвестирования для реализации концепции устойчивого развития и улучшения экологической ситуации в России. В работе уделяется внимание выработанным в международном праве концепциям устойчивого развития и «зеленой» экономики. Автор анализирует институт экологического или «зеленого» инвестирования через призму стратегических направлений государственной политики России в области экологии. В работе исследуются сущность экологических инвестиций и отражение данного понятия в российском законодательстве, предложено определение экологических инвестиций. Автором рассматриваются отдельные меры государственной поддержки экологических инвестиций, механизмы привлечения частных инвестиций для реализации инвестиционных проектов, которые получили широкое распространение в зарубежных странах, а именно «зеленые» облигации и гринбанкинг. Автором затрагиваются проблемы, связанные с отсутствием в российском законодательстве единого подхода к определению понятия «экологические инвестиции», разрозненностью механизмов и направлений государственной поддержки экологического инвестирования, отсутствием единого координационного органа государственной власти, осуществляющего выработку политики в области экологического инвестирования. На основании проведенного исследования автором обосновывается вывод о необходимости взаимодействия государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, научного сообщества с целью дальнейшей разработки и совершенствования правового механизма обеспечения экологического инвестирования устойчивого развития экономики Российской Федерации.

Ключевые слова: инвестиции, экология, экологическое инвестирование, «зеленые» инвестиции, «зеленая» экономика.

Вопросы экологической безопасности сегодня стоят на повестке дня всех государств мира. Наша страна в этом плане не является исключением, поскольку экологические проблемы угрожают как здоровью граждан России, так и ее экономике. В аналитической записке Всемирного банка «Зеленое финансирование» в России отмечается, что экономические потери, обусловленные ухудшением состояния и загрязнением окружающей среды, составляют от 1 % до 6 % от ВВП - этот показатель значительно выше, чем в развитых странах. В Стратегии экологической и экономической безопасности на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176, указано, что состояние окружающей среды на территории РФ, где сосредоточены большая часть населения страны, производственных мощностей и наиболее продуктивные сельскохозяйственные угодья, оценивается как неблагополучное по

экологическим параметрам. В этих условиях российское общество и власть уже не могут не задумываться над решением вопросов обеспечения экологической безопасности нынешних и грядущих поколений.

На «экологизацию» российской экономики безусловное влияние оказывают тенденции, складывающиеся по вопросам экологического развития в рамках международного сообщества. Так, согласно концепции «устойчивого развития», которая была официально сформулирована в докладе Международной комиссии ООН по окружающей среде и развитию «Наше общее будущее», устойчивое развитие является таким гармоничным социально-экономическим развитием, которое удовлетворяет потребностям настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности. Россия приняла на себя обязательства по Повестке дня в области

устойчивого развития на период до 2030 года, где экология выступает одним из главных приоритетов.

В качестве базовой идеи, которая напрямую обусловлена целями и задачами концепции устойчивого развития, выступает идея «зеленой экономики». В аналитической записке Всемирного банка «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвестиций» отмечается, что термин «зеленый» может иметь различные толкования в зависимости от ряда факторов, однако его широкое распространение в документах и литературе обусловлено выразительностью и яркостью. До настоящего времени не сложилось общепринятое определение «зеленой» экономики, но согласно толкованию, сформулированному ЮНЕП, под «зеленой» экономикой подразумевают хозяйственную деятельность, повышающую благосостояние людей, обеспечивающую социальную справедливость и при этом существенно снижающую риски для окружающей среды и обеднение природы. Среди стран, которые наиболее активно декларируют переход к модели «зеленой» экономики, - США, государства Евросоюза, Япония, Бразилия, Аргентина, Коста-Рика, Эфиопия, Гана, Индонезия, Филиппины, Нигерия, Казахстан и др.

Одним из важнейших направлений развития «зеленой» экономики выступает «зеленое» (или экологическое) инвестирование как необходимый фактор финансирования экологических проектов и программ, характеризующийся ответственным отношением к окружающей среде и большим вниманием к вопросам экологической безопасности. В ГОСТ Р 14.01-2005 «Экологический менеджмент. Общие положения и объекты регулирования» подчеркивается, что мировая практика свидетельствует о большой отдаче природоохранных инвестиций, дающих эффект (предотвращенный ущерб) в целом в экономике, в 10-15 раз превышающий такие вложения.

Термины «зеленое» финансирование» и «зеленое» инвестирование» не имеют четкого закрепления и разграничения. Рабочая группа по изучению вопросов «зеленого» финансирования «Большой двадцатки» определяет «зеленое» финансирование как «финансирование инвестиций, обеспечивающих экологические выгоды в более широком контексте экологически устойчивого развития». «Зеленое» или экологическое инвестирование сле-

дует рассматривать как разновидность ответственного инвестирования. Целями такого инвестирования являются не только получение дохода инвестором, но и создание позитивных социальных изменений, снижение негативного воздействия на природную среду, в том числе смягчение последствий изменения климата, снижение вредных выбросов в атмосферу, повышение эффективности использования топлива, энергоэффективности, производство энергии из возобновляемых источников.

Проблемы перехода к «зеленой» экономике и роль «зеленого» инвестирования как механизма решения задач, стоящих перед государством и обществом, при переходе к «зеленой» экономике рассматриваются преимущественно в работах ученых-экономистов [2, 3, 5, 6, 11], однако вопросы правового обеспечения «зеленого» или экологического инвестирования в РФ остаются малоизученными.

В России вопросам устойчивого развитии и экологии уделяется значительное внимание, что находит свое отражение в ряде программных документов и стратегий, например, в Стратегии экологической и экономической безопасности на период до 2025 года, утвержденной Указом Президента РФ от 19 апреля 2017 г. № 176, Основах государственной политики в области экологического развития РФ на период до 2030 года, утвержденных Президентом РФ 30 апреля 2012 г., Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года, утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. В соответствии с Указом Президента РФ «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ на период до 2024 года» от 7 мая 2018 г. был разработан Национальный проект «Экология», направленный на улучшение экологической обстановки в РФ, который включает 11 федеральных проектов.

Решение столь масштабных задач, безусловно, требует привлечения инвестиций. В зависимости от источников таких инвестиций можно выделить бюджетное, кредитное, самофинансирование инвестиций, а также комбинированное инвестирование [12, с. 71]. Например, реализация национального проекта «Экология» потребует 4 041 042,0 млн руб., причем большую часть из них составляют внебюджетные средства (3 206 126,2 млн руб.). В соответствии с Паспортом федераль-

ного проекта «Внедрение наилучших доступных технологий» (далее - НДТ), который является частью национального проекта «Экология» и предусматривает обеспечение ускоренного роста инвестиций в основной капитал за счет масштабной программы технологического перевооружения, вложения за счет средств хозяйствующих субъектов, должны будут составлять 2 400 000,00 млн руб.

Вместе с тем в законодательстве РФ отсутствует системный подход к регулированию «зеленого» или экологического инвестирования. Прежде всего в российском законодательстве не урегулирован однозначно вопрос о понятии «экологических» или «зеленых» инвестиций. Определение инвестиций содержится в ст. 1 Федерального закона «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25 февраля 1999 г. № 39-Ф3, под которыми понимаются денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта. Понятие иностранных инвестиций закреплено в ст. 2 Федерального закона «Об иностранных инвестициях» от 9 июля 1999 г. № 160-ФЗ. Однако в этих нормативных правовых актах не выделяется отдельная правовая категория «инвестиции в экологию», экологические инвестиции, «зеленые» инвестиции, также четко не определена и цель вложения инвестиций, на что обращают внимание отдельные исследователи [11, с. 73].

Исходя из содержания статьи Конституции РФ, закрепляющей право на свободу экономической деятельности, вложение инвестиций, то есть использование своего имущества, может осуществляться для достижения различных целей, не обусловленных исключительно извлечением прибыли (дохода), в том числе и для достижения полезного экологического эффекта, в связи с чем на понятие экологические «зеленые» инвестиции в полной мере распространяются требования инвестиционного законодательства РФ. В проекте Федерального закона «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации» № 828237-7 в качестве целей инвестиционного проекта определено, что помимо извлече-

ния прибыли реализация такого инвестиционного проекта может быть направлена на достижение иного полезного эффекта, в том числе предотвращение или минимизацию негативного влияния на окружающую среду. Прямое закрепление в российском законодательстве экологических целей инвестирования и тем самым признание особой категории экологических или «зеленых» инвестиций будет, на наш взгляд, способствовать дальнейшему внедрению и поддержке экологически-ориентированных инвестиционных проектов.

В приказе Росстата «Об утверждении Методических указаний по расчету индекса физического объема природоохранных расходов» от 21 ноября 2018 г. № 682 дается определение инвестиций в основной капитал, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, например, на охрану атмосферного воздуха, водных ресурсов, охрану окружающей среды от загрязнения отходами производства и потребления и др. От инвестиций в основной капитал следует отличать текущие затраты, в которых отражаются преимущественно издержки по содержанию и эксплуатации природоохранных и природосберегающих объектов (сооружений, установок, машин, оборудования и др.), расходы предприятий на соответствующий мониторинг и контроль и др.

Согласно ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ введена обязательность финансирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и иную деятельность, которая приводит или может привести к загрязнению окружающей среды, мер по предотвращению и (или) уменьшению негативного воздействия на окружающую среду, устранению последствий этого воздействия. Таким образом, в данном случае можно говорить о необходимости или даже обязательности вложения инвестиций с целью предотвращения или минимизации негативного эффекта на окружающую среду. С другой стороны, инвестиции могут иметь косвенный полезный экологический эффект даже в том случае, если основной их целью является извлечение прибыли, посредством внедрения энергоэффективных и отвечающих современным экологическим требованиям производств [4]. Кроме того, можно выделить и

«целевые» экологические инвестиции (на реализацию проектов экологической направленности). Таким образом, к экологическим инвестициям можно отнести денежные средства, ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права, иные права, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, заключающегося в сохранении и восстановлении природной среды, рациональном использовании и воспроизводстве природных ресурсов, предотвращении негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий.

В российском законодательстве предусматриваются меры государственной поддержки инвестиционной деятельности, направленной на внедрение мер по снижению негативного воздействия на окружающую среду. Так, в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» определены направления государственной поддержки следующих мероприятий (в виде предоставления налоговых льгот, льгот в отношении платы за негативное воздействие на окружающую среду и выделения средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ).

1. НДТ, под которыми понимаются технологии производства продукции (товаров), выполнения работ, оказания услуг, определяемые на основе современных достижений науки и техники и наилучшего сочетания критериев достижения целей охраны окружающей среды при условии наличия технической возможности их применения. По оценкам Министерства промышленности и торговли РФ внедрение НДТ требует 8,2 трлн руб. инвестиций, при общей оценке затрат на переоснащение наиболее изношенных фондов до уровня современных технологий 13,6 трлн рублей.

2. Проектирование, строительство и реконструкция систем оборотного и бессточного водоснабжения, систем водоотведения, устройств по очистке сточных вод, переработке жидких бытовых отходов; установок по утилизации выбрасываемых загрязняющих веществ, обработке и очистке газов перед их выбросом в атмосферу, использованию попутного нефтяного газа.

3. Установка оборудования по улучшению режимов сжигания топлива, по обезвреживанию отходов, систем контроля сточных вод, состава загрязняющих веществ и объемов их выбросов в атмосферу, систем наблюдения за состоянием окружающей среды и др. Для поддержки привлечения инвестиций по внедрению НДТ в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2019 г. № 541 предусмотрен механизм возмещения части затрат на выплату купонного дохода по облигациям, выпущенным в рамках реализации инвестиционных проектов по внедрению природоохранного оборудования на объектах, оказывающих значительное негативное воздействие на окружающую среду и относящихся к областям применения НДТ. Полагаем, что данный механизм финансовой поддержки должен найти широкое применение на практике. В Федеральном законе «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ предусмотрены расходы на финансирование программы «Охрана окружающей среды», в том числе в отношении субсидий и бюджетных инвестиций как форм государственной поддержки, предоставляемых в соответствии с Бюджетным Кодексом РФ. Отдельные меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства предусмотрены в Федеральном законе «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ [10] и в целом ряде иных нормативных правовых актов.

Вместе с тем можно констатировать, что целостная система правового регулирования государственной поддержки инвестиционной деятельности в сфере охраны окружающей среды в РФ окончательно не сложилась. В этой связи в качестве положительной инициативы следует рассматривать законопроект «О защите и поощрении капиталовложений и развитии инвестиционной деятельности в Российской Федерации», который создает правовую основу для системной и комплексной работы по государственной (муниципальной) поддержке вложения инвестиций частными инвесторами, в том числе в охрану окружающей среды.

В проекте Доклада Министерства природных ресурсов и экологии РФ «О состоянии и об охране окружающей среды РФ в

2018 году» отмечается, что за период 20122018 гг. объем инвестиций, направленных на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов в РФ, увеличился с 116 543 до 157 650,75 млн руб., или на 35,3 %. Основными инвесторами и источниками финансирования в природоохранные инвестиционные мероприятия являлись предприятия-природопользователи и их собственные средства (в 2016 году - 86,9 %; в 2017 г. - 86,4 %; в 2018 году - 90,5 %). Определенная доля приходилась также на бюджеты субъектов РФ.

Однако исходя из концепции «зеленой экономики» широкое внедрение инвестиций в экологию предполагает поиск и привлечение средств внешних инвесторов, которые сами не являются субъектами природопользования, но готовы вкладывать деньги в экологические проекты. При этом возникает вопрос, а какие механизмы могут быть использованы для привлечения таких инвестиций, каким критериям должен отвечать объект экологического инвестирования, какая отчетность должна предоставляться инвесторам по результатам реализации инвестиционного проекта и т.д. Большая часть этих вопросов в настоящее время не нашла своего отражения в российском законодательстве.

О значимости разработки и внедрения механизмов привлечения инвестиций в сферу экологии свидетельствует перечень поручений Президента РФ от 23 ноября 2018 г., направленных на реализацию национального проекта «Экология», среди которых - обеспечение скорейшего запуска механизма «зеленых» облигаций, позволяющего повысить привлекательность российских и иностранных прямых инвестиций и снизить стоимость заемных средств при реализации проектов экологической направленности, и др. «Зеленые» облигации являются одними из самых популярных в настоящее время в мире экологических финансовых инструментов. Средства от продажи таких облигаций направляются на финансирование проектов по охране окружающей среды, борьбе с изменением климата и рациональному использованию природных ресурсов. Целью этого механизма является привлечение инвесторов к финансированию экологических инициатив. Как следует из аналитической записки Всемирного банка «Зеленое финансирование» в России: создание возможностей для «зеленых» инвести-

ций» быстрый рост на рынке «зеленых» облигаций отмечается с первых дней его существования, при этом в 2017 году было осуществлено 1 500 выпусков на сумму 155,5 млрд долл. В США - на 78 % больше, чем в 2016 году. Облигации выпущены в 37 странах по всему миру.

В России рынок «зеленых» облигаций только начинает формироваться. Первый выпуск таких облигаций, соответствующих международным принципам «зеленых» облигаций, был осуществлен 19 декабря 2018 г. ООО «Ресурсосбережение ХМАО». Средства от размещения облигаций будут направлены на финансирование проекта создания комплексного межмуниципального полигона для размещения, обезвреживания и обработки ТКО, объем инвестиций в создание полигона ТКО составит более 1 млрд руб., из них 876 млн руб. - это вложения частных инвестиций, а 224 млн руб. - региональные инвестиции.

В России пока нет институционального опыта размещения облигаций для решения острых экологических проблем и опыта реализации корпоративных проектов по замене устаревших и «грязных» технологий. Разработка эмиссионного механизма «зеленых» облигаций и других финансовых инструментов обеспечит процессы системной экологизации наиболее «грязных» отраслей экономики и их перехода на НДТ [1, с. 210].

Другим механизмом привлечения денежных средств для реализации «зеленых» инвестиционных проектов является гринбанкинг (от англ. greenbanking), под которым понимается долгосрочная природоохранительная банковская политика инвестирования в «зеленую» инфраструктуру посредством осуществления льготного кредитования организаций, реинвестирующих прибыль в решение экологических проблем [7, с. 7]. Например, в ряде зарубежных стран созданы «зеленые» банки, в частности в Великобритании функционирует Банк зеленых инвестиций (GIB) [6, с. 73]. Однако существует ряд проблем, которые препятствуют широкому распространению грин-банкинга в России. К ним можно отнести невысокую прибыльность, долгосрочность и рискованность экологических проектов, отсутствие необходимой законодательной базы [9]. Тем не менее ЦБ РФ уже рассматривает возможность внедрения принципов грин-банкинга в банковской системе России, что следует из основных направлений развития

финансового рынка РФ на период 20192021 гг., подготовленных Департаментом стратегического развития финансового рынка ЦБ РФ.

В качестве еще одной проблемы, которая также характерна сегодня для России, выступает то, что в настоящее время отсутствует единый координационный орган, который бы курировал экономические и правовые вопросы экологического инвестирования, поскольку отдельные компетенции в данной сфере рассредоточены между различными ведомствами - Министерством природных ресурсов и экологии РФ, Министерством финансов РФ, Министерством промышленности и торговли РФ, Министерством экономического развития РФ, Центральным Банком РФ. Как показывает международный опыт развития рынков «зеленого» инвестирования, для распространения новых инструментов или платформ требуется обеспечить скоординированность действий всех заинтересованных лиц.

Подводя итог, отметим, что на пути внедрения механизмов «зеленой» экономики в РФ институт экологического или «зеленого» инвестирования приобретает немаловажное значение. Экологическое инвестирование направлено на модернизацию и внедрение технологий, которые обеспечивают уменьшение негативного эффекта и направлены на охрану окружающей среды, то есть обладают положительным экологическим эффектом. Перспективными для РФ направлениями привлечения экологических инвестиций являются возобновляемые источники энергии и энергоэффективность, экологически чистый транспорт, сельское хозяйство и землепользование, водные ресурсы, сфера переработки производственных отходов. Инвестиции в экологию будут способствовать повышению конкурентоспособности хозяйствующих субъектов, улучшению имиджа компаний и государства в целом и служить достижению глобальной цели - охране окружающей среды. Однако в настоящее время в российском законодательстве институт экологического инвестирования является недостаточно проработанным, нормы о финансировании, инвестировании, государственной поддержке инвестиционной деятельности рассредоточены во множестве нормативных правовых актов, что негативным образом влияет на отношение частных инвесторов к реализации экологических инвестиций. В этих условиях требуется взаимодействие

государства, хозяйствующих субъектов, общественных организаций, научного сообщества для дальнейшей разработки и совершенствования правового механизма обеспечения экологического инвестирования для устойчивого развития экономики РФ.

Литература

1. Андреева, Л. Ю. Институты и инструменты «зеленого финансирования»: риски и возможности устойчивого развития российской экономики / Л. Ю. Андреева, Н. Г. Вов-ченко, Т. В. Епифанова, А. А. Полуботко // Лесотехнический журнал. - 2017. - Т. 7. -№ 2. - С. 205-214.

2. Бокарев, А. А. «Зеленые» инвестиции в России: поиск приоритетных направлений / А. А. Бокарев, И. А. Яковлев, Л. С. Кабир // Финансовый журнал. - 2017. - № 2. - С. 4049.

3. Боркова, Е. А. Инвестиции в зеленые технологии как инструмент экономического роста России / Е. А. Боркова, М. Н. Тимченко,

A. А. Маркова // Бизнес. Образование. Право. - 2019. - № 3 (48). - С. 87-91.

4. Голодникова, А. Е. Регуляторная политика в России: основные тенденции и архитектура будущего / А. Е. Голодникова, А. А. Ефремов, Д. В. Соболь, Д. Б. Цыганков, М. С. Шклярук. - М.: Центр стратегических разработок, 2018.

5. Гурова, И. П. Иностранные инвестиции в зеленой экономике / И. П. Гурова // Экономические отношения. - 2019. - Т. 9. - № 2. -С. 597-608.

6. Раков, И. Д. Механизмы поддержки финансирования «зеленых» проектов: опыт стран / И. Д. Раков // Актуальные проблемы экономики и права. - 2017. - Т. 11. - № 2. -С. 67-82.

7. Ручкина, Г. Ф. Гринбанкинг в правовой модели обеспечения экологического предпринимательства / Г. Ф. Ручкина, А. В. Барков // Банковское право. - 2018. - № 5. - С. 7-14.

8. Соколова, Н. Р. Виды государственной поддержки инвестиционной деятельности в природоохранной сфере / Н. Р. Соколова, А.

B. Кондратьев // Экология производства. АНО «Равноправие». URL: https://news.ecoindustry. ru/ 2019/08/vidy-podderzhki/.

9. Столбовская, Н. Н. Современные тенденции развития гринбанкинга в России / Н. Н. Столбовская, В. А. Максименко, Д. Г. Кулакова // Инновационные технологии в машиностроении, образовании и экономике.

- 2018. - № 1-2 (7). - С. 503-506.

10. Ткач, Е. С. Использование механизмов финансовой поддержки малых и средних предприятий, реализующих экологические проекты / Е. С. Ткач // Научный ежегодник Центра анализа и прогнозирования. - 2017. -№ 1.- С. 115-120.

11. Яковлев, И. А. «Зеленые» инвестиции в России: основные тенденции / И. А. Яков-

лев, Л. С. Кабир, И. Д. Раков // Экономика: теория и практика. - 2017. - № 3 (47). -С.66-75.

12. Яшалова, Н. Н. Достоинства и недостатки источников инвестиций в природоохранную деятельность предприятий / Н. Н. Яшалова // Вестник УГТУ-УПИ. Серия: Экономика и управление. - 2009. - № 2. -С. 71-80.

Спиридонова Алена Вячеславовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры предпринимательского, конкурентного и экологического права, Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск. E-mail: spiridonovaav@susu.ru.

Статья поступила в редакцию 10 декабря 2019 г.

DOI: 10.14529/law200111

ENVIRONMENTAL INVESTMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION: A THEORETICAL AND LEGAL APPROACH

A. V. Spiridonova

South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The purpose of the article is to consider the importance and characterization of the legal institution of environmental investment for the implementation of the concept of sustainable development and improve the environmental situation in Russia. The work focuses on the concepts of sustainable development and the green economy developed in international law. The author analyzes the institute of environmental or "green" investment through the prism of strategic directions of the state policy of Russia in the field of ecology. The paper examines the nature of environmental investments and the reflection of this concept in Russian legislation, and the definition of environmental investments is proposed. The author considers certain measures of state support for environmental investments, mechanisms for attracting private investment for the implementation of investment projects that are widely used in foreign countries, namely "green" bonds and green banking. The author addresses the problems associated with the lack of a unified approach to the definition of "environmental investments" in Russian legislation, the fragmentation of the mechanisms and directions of state support for environmental investments, and the absence of a single coordinating body of state power that is developing environmental investment policies. Based on the study, the author substantiates the conclusion about the need for interaction between the state, economic entities, public organizations, the scientific community in order to further develop and improve the legal mechanism for ensuring environmental investment in sustainable economic development of the Russian Federation.

Keywords: investments, ecology, environmental investments, green investments, green economy.

References

1. Andreeva L. Yu., Vovchenko N. G., Epifanova T. V., Polubotko A. A. [Institutions and instruments of "green financing": risks and opportunities for sustainable development of the Russian economy], Lesotekhnicheskiy zhurnal [The Forestry magazine] 2017, Vol. 7, no. 2, pp. 205-214. (in Russ.)

2. Bokarev A. A., Yakovlev I. A., Kabir L. S. ["Green" investments in Russia: search for priority areas]/ Finansovyy zhurnal [The Financial magazine] 2017, no. 2, pp. 40-49. (in Russ.)

3. Borkova E. A., Timchenko M. N., Markova A. A. [Investments in green technologies as an instrument of Russia's economic growth]. Biznes. Obrazovaniye.Pravo [Business.Education. Law] 2019, no. 3 (48), pp. 87-91. (in Russ.)

4. Golodnikova A. E., Efremov A. A., Sobol D. V., Tsygankov D. B., Shklyaruk M. S. Regulyatornaya politika v Rossii: osnovnyye tendentsii i arkhitektura budushchego [Regulatory policy in Russia: main trends and architecture of the future]. Moskow, 2018.

5. Gurova I. P. [Foreign investment in a green economy] Ekonomicheskiye otnosheniya [The Economic relations], 2019, no. 2, vol. 9, pp. 597-608. (in Russ .)

6. Rakov I. D. [Mechanisms for supporting the financing of green projects: the experience of countries]. Aktual'nyye problem ekonomiki I prava [Actual problems of economics and law], 2017, Vol . 11, no. 2, pp. 67-82. (in Russ.)

7. Ruchkina G. F., Barkov A. V. [Green banking in the legal model of environmental business] Bankovskoye pravo [The Banking law], 2018, no. 5, pp. 7-14. (in Russ.)

8. Sokolova N. R., Kondratiev A. V. Vidy gosudarstvennoy podderzhki investitsionnoy deyatel'nosti v prirodookhrannoy sfere [Types of state support of investment activity in the environmental sphere]. Ekologiya proizvodstva [Ecology of production]. Available at: https://news. ecoindustry.ru/2019/08/vidy-podderzhki/.

9. Stolbovskaya N. N., Maksimenko V. A., Kulakova D. G. [Modern trends in the development of green banking in Russia]. Innovatsionnyye tekhnologii v mashinostroyenii, obrazovanii i ekonomike [Innovative technologies in mechanical engineering, education and economics], 2018, no. 1-2 (7), pp. 503-506. (in Russ.)

10. Tkach E. S. [Using financial support mechanisms for small and medium-sized enterprises implementing environmental projects] Nauchnyy ezhegodnik TSentra analiza Iprognozirovaniya [Scientific Yearbook of the Center for Analysis and Forecasting], 2017, no. 1, pp. 115-120. (in Russ.)

11. Yakovlev I. A., Kabir L. S., Rakov I. D. [Green investments in Russia: main trends]. Ekonomika: teoriya I praktika [Economics: theory and practice], 2017, no. 3 (47), pp. 66-75. (in Rus s.)

12. Yashalova N. N. [Advantages and disadvantages of sources of investment in the environmental protection activities of enterprises] Vestnik UGTU-UPI. Seriya: Ekonomika I upravleniye [Bulletin of USTU-UPI. Series: Economics and Management], 2009, no. 2, pp. 71-80. (in Russ.)

Alena Vyacheslavovna Spiridonova - Candidate of Sciences (Law), Associate Professor of Bus iness, Competition and Environmental Law Department, South Ural State University, Chelyabinsk, Rus sian Federation. E-mail: spiridonovaav@susu.ru.

Received 10 December 2019.

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Спиридонова, А. В. Экологическое инвестирование в Российской Федерации: теоретико-правовой подход / А. В. Спиридонова // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2020. - Т. 20, № 1. - С. 72-79. Б01: 10.14529/1а^-200111

FOR CITATION

Spiridonova A. V. Environmental investment in the Russian Federation: a theoretical and legal approach. Bulletin of the South Ural State University. Ser. Law, 2020, vol. 20, no. 1, pp. 72-79. (in Russ.) DOI: 10.1 4529/law200111.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.