Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БОТАНИКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 06.03.01 БИОЛОГИЯ'

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БОТАНИКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 06.03.01 БИОЛОГИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
87
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОТАНИКА / САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА / УСТНЫЕ / ПИСЬМЕННЫЕ / ГРАФИЧЕСКИЕ / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Державина Н.М.

В статье рассмотрены разнообразные виды самостоятельной работы, предлагаемые бакалаврам-биологам (06.03.01) по дисциплине «Ботаника» на кафедре ботаники, физиологии и биохимии растений ОГУ имени И.С. Тургенева. Система компетентностно-ориентированных задач и заданий разработана на основе многолетнего опыта организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Включены задания, направленные на овладение знаниями, на их закрепление и систематизацию, на формирование умений и исследовательских навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TO THE QUESTION OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN BOTANY FOR STUDENTS OF THE DIRECTION 06.03.01 BIOLOGY

The article discusses various types of independent work offered to bachelor-biologists (06.03.01) in the discipline «Botany» at the Department of Botany, Physiology and Biochemistry of Plants OSU named after I.S. Turgenev. The system of competence-oriented tasks and assignments was developed on the basis of many years of experience in organizing classroom and extracurricular work of students. Included are tasks aimed at mastering knowledge, at consolidating and systematizing them, at developing skills and research skills.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БОТАНИКЕ СТУДЕНТОВ НАПРАВЛЕНИЯ 06.03.01 БИОЛОГИЯ»

УДК 378

ДЕРЖАВИНА Н.М.

доктор биологических наук, профессор, кафедра ботаники, физиологи и биохимии растений, Орловский государственный университет имени И.С. Тургенева E-mail: d-nm@mail.ru

UDC378

DERZHAVINA N.M.

Doctor of Biology, Professor at the Department of Botany, Physiology and Biochemistry of plants, Orel State University

named after I.S. Turgenev E-mail: d-nm@mail.ru

К ВОПРОСУ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ПО БОТАНИКЕ СТУДЕНТОВ

НАПРАВЛЕНИЯ 06.03.01 БИОЛОГИЯ

TO THE QUESTION OF ORGANIZATION OF INDEPENDENT WORK IN BOTANY FOR STUDENTS

OF THE DIRECTION 06.03.01 BIOLOGY

В статье рассмотрены разнообразные виды самостоятельной работы, предлагаемые бакалаврам-биологам (06.03.01) по дисциплине «Ботаника» на кафедре ботаники, физиологии и биохимии растений ОГУ имени И. С. Тургенева. Система компетентностно-ориентированных задач и заданий разработана на основе многолетнего опыта организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов. Включены задания, направленные на овладение знаниями, на их закрепление и систематизацию, на формирование умений и исследовательских навыков.

Ключевые слова: ботаника, самостоятельная работа, устные, письменные, графические, практические задания/

The article discusses various types of independent work offered to bachelor-biologists (06.03.01) in the discipline «Botany» at the Department of Botany, Physiology and Biochemistry of Plants OSU named after I.S. Turgenev. The system of competence-oriented tasks and assignments was developed on the basis of many years of experience in organizing classroom and extracurricular work of students. Included are tasks aimed at mastering knowledge, at consolidating and systematizing them, at developing skills and research skills.

Keywords: botany, independent work, oral, written, graphic, practical tasks.

В контексте Болонского процесса и в рамках модернизации высшего профессионального образования основной его целью становится подготовка не просто знающего специалиста, а профессионала, готового к самообразованию, саморазвитию, способного критически мыслить. В таком образовательном пространстве особую значимость приобретает организация самостоятельной познавательной деятельности студентов и переход от парадигмы преподавания, к парадигме научения [1].

В Орловском государственном университете им. И.Г. Тургенева самостоятельная работа студентов-биологов организована в нескольких направлениях. Она заключается в выполнении устных, письменных, графических и практических заданий с внедрением информационных технологий. Для её проведения преподаватель должен накопить банк разнообразных компетентностно-ориентированных задач и заданий, ориентированных на внешние источники информации и повышение продуктивности образования.

Самостоятельная работа студентов по ботанике складывается, прежде всего, из аудиторной работы в вузе под руководством преподавателя. Внеаудиторная работа заключается в выполнении системы домашних заданий. При этом она может включать работу в библиотеках, сети Интернет, гербариях, сбор материала

и наблюдения за растениями на практике в природе, в экспедициях и т.д. [2, 3, 4, 5]. На неё в учебном плане с учётом требований Федерального государственного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) предусмотрено не менее 50% часов из общей трудоемкости дисциплины, что позволяет существенно снизить аудиторную загрузку студентов и преподавателей, а каждому студенту двигаться по собственной образовательной траектории.

В частности, по дисциплине «Ботаника», как правило, используются следующие виды самостоятельной работы студентов.

I. Направленные на овладение знаниями 1. Устные задания, рассчитанные на долговременное запоминание материала, позволяющие отобрать нужную информацию и структурировать её. Причем по мере изучения материала по морфологии и анатомии растений возрастают интеллектуальная нагрузка, краткость и разнообразие заданий. К ним относятся: а) текущая подготовка:

к занятиям по заданиям в методических указаниях и пособиях [6, 7], например:

по учебникам и практикумам подготовьте темы:

«Пластиды и вакуоли»; «Семена и проростки однодольных и двудольных растений», при этом,

© Державина Н.М. © Derzhavina N.M.

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

используя дополнительную литературу (Чубатова Н.В. Морфология вегетативных органов цветковых растений /Летняя учебно-производственная практика по ботанике. Часть 3. под ред. А.К. Тимонина. М.: Изд. каф. высш. раст. биол. ф-та Моск. ун-та, 2006. 114 с.), познакомьтесь с типами прорастания семян и структурой проростков, всходов и ювенильных растений;

б) по вопросам, присланным в личные кабинеты, например, к теме «Проводящие ткани»:

Какие проводящие элементы оказывают большее сопротивление видному току - сосуды или трахеиды? Почему?

По каким признакам можно судить о том, что трахеальные элементы (сосуды и трахеиды) имеют неравномерное утолщение оболочек, а склеренхимные волокна - равномерное?

Какие типы сосудов полнее совмещают выполнение проводящей функции с механической? В каких чертах их строения это выражено?

в) по вопросам к «круглым столам», например, на темы:

«История ботаники как науки», «История и традиции чаепития»;

г) по заданиям к сезонным экскурсиям на практике [7], например, готовясь к весенней экскурсии, студенты самостоятельно ищут ответы на вопросы:

Каковы правила поведения в природе? Какие требования предъявляются к сбору и гербаризации растений?

Назовите редкие и исчезающие растения Орловской области, цветущие весной.

Какие вам известны типы побегов, различающиеся: по выполняемой функции, по длине междоузлий, по положению в пространстве и направлению роста, по способу нарастания?

д) при подготовке к отчёту по модулю по видеофрагментам, присланным в личные кабинеты, например, по темам: «Покровные ткани», Корни и корневые системы», «Семена и проростки», «Способы опыления растений» и др.

II. Направленные на закрепление и систематизацию знаний

1. Письменные задания, позволяющие не просто аккумулировать факты и данные, а поразмышлять над ними, сопоставить, организовать в целостную систему. В их числе система заданий, способствующих формированию терминологического аппарата дисциплины, развитию критического мышления:

а) группировка терминов по разным критериям, например, задание: сгруппируйте предложенные термины, объяснив принцип группировки:

алейроновое зерно, рафиды, этиолированный, хро-матофоры, хлорофилл, каротиноиды, тилакоид, танины, лейкопласт, гликозиды, плазмолиз, запасной крахмал, флавоны, грана, алкалоиды, амилопласт, тургор, ассимиляционный крахмал, сферосомы, строма.

б) оформление словаря (глоссария) ботанических терминов, например:

Проламеллярное тело - предшественник ламел-лярной системы в пропластидах.

Пропластиды - недифференцированные предшественники пластид (встречающиеся в меристемати-ческих и эмбриональных тканях).

Протеинопласты (протеопласты) - лейкопласты, в которых откладывается запасной белок.

Строма - состоящий из белковых коллоидов ма-трикс пластид.

Тилакоиды (ламеллы) - внутренние мембраны, улавливающие свет и имеющие форму плоских мешков, в строме пластид.

Тонопласт - мембрана вакуоли, отделяющая клеточный сок от гиалоплазмы........

г) заполнение при подготовке к занятиям концептуальных таблиц, позволяющих систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия между различными объектами, например:

Сопоставьте покровные ткани, заполнив таблицу

Название ткани Из какой меристемы образуется Какие органы покрывает Утолщение клеточных оболочек Какими веществами пропитаны клеточные оболочки Проницаемость для света

Равномерное Неравномерное

Эпидерма

Перидерма

Корка

д) решение тестовых заданий закрытой формы: с выбором одного правильного ответа из предложенных (повествовательное, с рисунком, с пропуском слова, на отрицание) с выбором нескольких правильных ответов из предложенных (по форме «два из пяти», «три из шести», на установление последовательности и соответствия); заданий открытой формы (с кратким ответом, на завершение утверждения, на заполнение пропущенного слова и др.), например:

Составьте эволюционный ряд члеников сосудов от примитивных до продвинутых:

1. короткий бочонковидный членик с простой перфорацией на поперечной конечной стенке и очередной поровостью,

2. веретеновидной формы членик с сетчатой перфорацией и лестничной поровостью,

3. короткий бочонковидный членик с простой перфорацией на поперечной конечной стенке и очередной поровостью,

4. короткий членик с косой конечной стенкой, с простой перфорацией и супротивной поровостью,

5. веретеновидной формы членик с лестничной перфорацией и лестничной поровостью

познавательных задач и их составление, например,

решите познавательную задачу: если поздней осенью рассмотреть почки липы, то зачатки соцветий в них мы не обнаружим. В тоже время у многих других древесных растений нашей флоры уже с середины лета в почках сформирован и вегетативный и генеративный побеги. В какое же время года нужно анализировать почки липы, чтобы увидеть в них соцветия, и почему?

е) написание эссе, доклада-презентации, проекта, курсовой, выпускной классификационной работы

2. Графические задания как специфическая форма ментальных (интеллектуальных) карт:

а) выполнение рисунков органов и их частей, например,

нарисуйте:

по памяти апекс побега и обозначьте его части; схемы закрытого коллатерального армированного пучка и неармированного биколлатерального, сделайте подписи;

волокна склеренхимы в поперечном и продольном разрезах, сделайте подписи;

б) составление немых рисунков или их подписывание, изготовление таблиц, схем, кластеров, графиков, диаграмм, фотографий по темам курса, к курсовым и выпускным квалификационным работам, например:

Составьте:

таблицу, отражающую многообразие метаморфозов побегов (листьев, корней);

диаграмму листорасположения по формуле 1/2, 1/3,2/5;

кластер по темам «Клетка», «Способы опыления цветков», «Способыраспространения плодов и семян»;

в) выполнение этюдов по морфологии растений на практике в природе

III. Направленные на формирование умений и исследовательских навыков

Практические задания, предусматривающие самостоятельную работу, как на репродуктивном, так и на творческом уровнях. Такие задания позволяют сделать процесс обучения более активным и повысить интерес студентов к изучению природы. Они способствуют развитию их познавательных способностей, творческой инициативы, самостоятельности, ответственности и организованности.

К ним относится изготовление:

а) моделей разных органов растений, органелл клетки, гистологических элементов и др., например:

сопоставьте строение хлоропласта и митохондрии, вылепив их в объеме из пластилина или любой массы для лепки (или сделав из папье-маше);

сделайте наглядные пособия, демонстрирующие разнообразие типов проводящих пучков: на куске пластика или фанеры вылепите из массы для лепки поперечные срезы пучков, раскрасьте их и покройте лаком;

б) гербария, временных, постоянных, влажных препаратов, например:

составьте гербарную коллекцию по разнообразию: соцветий-тирсов (гвоздичные, норичниковые, губоцветные, конскокаштановые, зверобойные, буковые, маревые и др.); наземноползучих трав и структуры их соцветий (вербейник монетчатый, клевер ползучий, лапчатка гусиная);

с внутренней (вогнутой стороны) мясистой чешуи лука снимите иглой небольшой кусочек прозрачной пленки (эпидермы). Поместите его в каплю воды. При малом увеличении найдите удачное место. Рассмотрите одну клетку при большом увеличении. Не допускайте попадания воды и растворов на линзу объектива. Зарисуйте клетку, отметив: оболочку с порами, постенный слой цитоплазмы, ядро с ядрышками, вакуоль с клеточным соком, оболочки соседних клеток;

в) дидактических или определительных карточек, например:

это растение выходит из-под снега с зелёными листьями. Они крупные, плотные, почковидной формы. Разотрите свежий лист в руках и ощутите запах, похожий на запах черного перца (помните! растение ядовито!). Побег у этого растения ползучий. Между черешками двух листьев прошлого года располагается крупная почка или появившиеся из неё 2 молоденьких, опушенных белыми волосками, сложенных пополам листка и коротенький участок стебля.

г) создание для практических занятий коллекций из растений, высушенных плоскостным способом, например:

по темам «Лист» (простые, сложные листья, листья особой формы), «Корневые системы», «Метаморфозы побегов», «Соцветия» (простые, сложные), «Цветок» и др.;

эстетических заданий; открыток; флористических коллажей; панно; тематических композиций и др., например:

13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)

д) проведение наблюдений за развитием растений и их органов, как в лаборатории, так и в природе, например, проведите наблюдения за:

прорастанием семян с надземным и подземным прорастанием, сделав фотографии разных этапов прорастания;

основными опылителями древесных и травянистых растений, цветущих весной, выявив адаптации цветков к энтомофилии, в том числе - основные аттрактанты;

е) составление иконотек пищевых, лекарственных, эфиромасличных и др. растений;

ж) создание электронной базы растений разных таксонов Гербария им. В.Н. Хитрово Орловского государственного университета им. И.С. Тургенева.

Таким образом, отвечая обязательным требованиям к организации образовательного процесса в вузе и тре-

бованиям времени в рамках компетентностной парадигмы, самостоятельная работа студентов-биологов делает процесс обучения более динамичным, оптимизирует его, ориентируя студентов на «процесс обучения в течение всей жизни», позволяя при этом сохранить фундаментальность образования.

Она направлена на развитие творческого потенциала личности, формирование у обучающихся навыков самоорганизации, самообразования, обеспечение возможности непрерывного личностного и профессионального роста.

Однако, ставя задачу развития у будущего специалиста навыков самостоятельного приобретения знаний и применения этих знаний на практике, следует помнить о разумном сочетании традиционного обучения и инновационных аспектов самостоятельной работы по дисциплине.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Библиографический список

1. Левина Л.М. Инновационные аспекты самостоятельной работы студентов в контексте Болонского процесса и модернизации высшей школы // Вест. Нижегор. ун-та им. Н.И. Лобачевского, 2010, № 6, С. 17-22.

2. Бруновт Е.П. Самостоятельные работы учащихся по биологии. М., 1984. 160 с.

3. Якушкина Л.П. Технология организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов в вузе: дис. канд. пед. наук. Орел, 2007. 210 с.

4. Федорова М.А. Теория и методическое обеспечение формирование учебной самостоятельной деятельности студентов в вузе: дис. докт. пед. наук. Орел, 2011. 437 с.

5. Трущенко Е.Н. Организация самостоятельной работы студентов вуза на основе компетентност-ного подхода к профессиональной подготовке специалистов: дис. канд. пед. наук: Москва, 2009. 168 с.

6. Державина Н.М. «Ботаника (Анатомия и морфология растений)» Методические указания по выполнению лабораторных работ. Орел, 2020. 134 с.

7. Анатомия и морфология растений (в помощь самостоятельной работе студентов): учебно-методическое пособие / Н.М. Державина. Орёл: ОГУ имени И.С. Тургенева, 2018. 109 с.

References

1. Levina L.M. Innovative aspects of independent work of students in the context of the Bologna process and modernization of higher education // Vest. Nizhegor. University named after N.I. Lobachevsky, 2010, No. 6, Pp.17-22.

2. BrunovtE.P. Students' independent work in biology. M., 1984. 160 p.

3. Yakushkina L.P. Technology of organization of out-of-class independent work of students at the university: dis. of the cand. of ped. sciences: Orel, 2007. 210 p.

4. Fedorova M.A. Theory and methodological support for the formation of educational independent activity of students in the university: dis. of the doct. ped. sciences: Orel, 2011. 437 p.

5. Truschenko E.N. Organization of independent work of university students on the basis of a competency-based approach to professional training of specialists: dis. of the cand. of ped. sciences: Moscow, 2009. 168 p.

6. Derzhavina N.M. «Botany (Anatomy and Morphology of Plants)» Methodical instructions for laboratory work. Orel, 2020.134 p.

7. Anatomy and morphology of plants (to help the independent work of students): teaching aid / N.M. Derzhavin. Oryol: OSU named after I.S. Turgenev, 2018.109 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.