педагогические науки
Дроздова Ирина Леонидовна РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ...
УДК 378.167:004.9
РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ УЧЕБНЫХ ПОСОБИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ КУРСА БОТАНИКИ
© 2018
Дроздова Ирина Леонидовна, доктор фармацевтических наук, профессор кафедры «Фармакогнозии и ботаники» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, улица К. Маркса, 3, e-mail: irina-drozdova@yandex.ru) Аннотация. Современное высшее фармацевтическое образование невозможно представить без инновационных методов обучения. Инновационные технологии способствуют повышению познавательной активности студентов, развитию самостоятельного поиска, деятельности и мышления. Значительная роль в этом процессе отводится электронным учебным пособиям. Наиболее эффективным является использование электронных учебных пособий для организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов. Специфика дисциплины «Ботаника» заключается в том, что она предполагает значительный объем работы с наглядным материалом. Электронные учебные пособия помогают студентам работать с теоретическим текстовым и наглядным материалом самостоятельно вне аудитории. Сотрудниками кафедры фармакогнозии и ботаники разработаны электронные учебные пособия по различным разделам ботаники. Содержание пособий полностью соответствует рабочей программе по дисциплине «Ботаника» и федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности 33.05.01 «Фармация». Основными разделами пособий являются: требования к результатам освоения дисциплины, блок информации, вопросы для самоконтроля, ситуационные задачи, интерактивный тест, список литературы. Использование электронных учебных пособий признается студентами и преподавателями современной формой самостоятельной работы, повышающей познавательную активность и освоение учебного материала. Однако, использование электронных учебных пособий в современной системе фармацевтического образования возможно только наряду с классическими, традиционными формами образовательных технологий.
Ключевые слова: ботаника, образовательный процесс, электронные учебные пособия, самостоятельная работа, самоконтроль, самокоррекция.
ROLE OF ELECTRONIC TEXTBOOKS IN THE EDUCATIONAL PROCESS OF THE COURSE OF BOTANY
© 2018
Drozdova Irina Leonidovna, doctor of pharmaceutical sciences, professor of Department «Pharmacognosy and Botany» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, K. Marx street, 3, e-mail: irina-drozdova@yandex.ru) Abstract. Modern higher pharmaceutical education is impossible to imagine without innovative teaching methods. Innovative technologies contribute to the increase of cognitive activity of students, the development of independent search, activity and thinking. A significant role in this process is given to electronic textbooks. The most effective is the use of electronic textbooks for the organization of extracurricular independent work of students. The specificity of the discipline «Botany» is that it involves a significant amount of work with visual material. Electronic textbooks help students to work with theoretical text and visual material independently outside the classroom. Employees of the Department of Pharmacognosy and Botany developed electronic textbooks on various sections of botany. The content of the benefits is fully consistent with the work program in the discipline «Botany» and the Federal state educational standard of higher education in the specialty 33.05.01 «Pharmacy». The main sections of the manuals are: requirements for the results of the development of the discipline, block of information, questions for self-control, situational tasks, interactive test, references. The use of electronic textbooks is recognized by students and teachers as a modern form of independent work that increases cognitive activity and mastering of educational material. However, the use of electronic textbooks in the modern system of pharmaceutical education is possible only along with the classical, traditional forms of educational technologies.
Keywords: botany, educational process, electronic textbooks, individual work, self-control, self-correction
Фармацевтическая отрасль в настоящее время является высокотехнологичной и динамично развивающейся. Это, безусловно, отражается и в подготовке высококвалифицированных кадров для фармации. Поэтому современное высшее фармацевтическое образование невозможно представить без инновационных методов и новых технологий, мотивирующих обучающихся к самостоятельному поиску и познанию.
Инновационные технологии способствуют повышению познавательной активности студентов, а также развитию самостоятельного поиска, деятельности и мышления. Поэтому, необходимо применять такие методы и способы организации педагогического процесса, которые бы активизировали самостоятельную познавательную деятельность обучающихся [1]. Кроме того, использование новых информационно-образовательных технологий обусловлено исследовательским и практи-ко-ориентированным характером образовательного процесса [2].
Современные технологии базируются на применении огромных возможностей компьютерной техники с использованием активных методов обучения, направленных на формирование компетенций, владений и умений, которые максимально приближены к предстоящей практической профессиональной деятельности.
Сегодня компьютерные информационные технологии считаются современным способом освоения знаний, соответствуют качественно новому содержанию развития и обучения. Современная тенденция индивидуализации образовательного процесса направлена на увеличение времени для самоподготовки обучающихся. Значительная роль в этом процессе отводится использованию постоянно совершенствующихся средств обучения, основанных на компьютерных технологиях (в т.ч. электронные учебные пособия) [3].
Электронные учебные пособия представляют собой программную систему для автоматизированного обучения, которая полностью или частично охватывает объем и содержание учебной дисциплины [4]. Данные издания предоставляют теоретический материал, обеспечивают учебную деятельность путем тренировки и контроля уровня полученных знаний [5], являются не только способом визуализации учебной информации в компьютерной форме, но и хорошим средством освоения современных технологий в условиях информационно-образовательной среды вуза [6], а также формируют навыки самообразования [7]. В целом это позволяет значительно сократить время, которое тратит обучающийся на поиск необходимого учебного материала.
Электронные учебные пособия от их аналогичных
печатных изданий отличает возможность включения в них материала разного уровня сложности, повышенная степень наглядности, наличие проверочных заданий и тестов, использование гиперссылок [8,9], а также более низкая себестоимость [10,11]. Несомненными достоинствами электронных пособий является их доступность, мобильность, а также соответствие уровню развития современных научных знаний. В них, как правило, включается значительное количество упражнений и примеров. Кроме того, с их помощью осуществляется один из видов контроля - компьютерное тестирование [12].
Электронные учебные пособия позволяют дополнить традиционные образовательные средства различными возможностями современных компьютерных технологий, делая образовательный процесс освоения учебных дисциплин наиболее успешным. На наш взгляд, наиболее эффективным является использование электронных учебных пособий при организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов.
В высшей школе самостоятельная работа является важнейшей составляющей частью процесса обучения, обязательным компонентом учебной, учебно-исследовательской и научно-исследовательской деятельности студентов (УИРС, НИРС). Ее эффективность в значительной степени определяет качество профессиональной подготовки будущего специалиста [13-23]. Самостоятельная работа студентов формирует познавательную деятельность, раскрывает способности и реализует творческий потенциал, расширяет способности к осознанному использованию полученных знаний на практике [24].
Самостоятельная познавательная деятельность формирует знания, владения и умения без участия (или с частичным участием) педагога с самостоятельно подобранными средствами и приемами. Данный вид деятельности планируется в вузе преподавателем в сочетании с другими формами обучения и предусматривает формирование у студентов таких качеств, как инициативность, ответственность, самостоятельность и предполагает готовность к самообразованию личности. Кроме того, самостоятельная работа предполагает осуществление познавательной, обучающей и воспитательной функции, т.е. позволяет расширить знания, полученные на занятиях, формирует способность к саморазвитию, умение учиться и творчески применять полученные навыки в профессиональной деятельности [25].
Основными задачами самостоятельной работы являются: овладение студентами профессиональными компетенциями, систематизация и углубление теоретических знаний, формирование необходимых практических умений, осуществление самооценки и самокоррекции [26,27].
Самостоятельная работа с использованием компьютера создает оптимальные (прежде всего психологически комфортные, адаптируемые к индивидуальным особенностям студентов) условия для эффективного усвоения учебного материала [13]. Таким образом, использование электронных образовательных пособий дает возможность индивидуализировать учебный процесс [28].
Ботаника является базовой дисциплиной учебного плана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по специальности 33.05.01 «Фармация» [29]. Дисциплина «Ботаника» изучается студентами фармацевтического факультета на 1-2 курсе (3 и 4 семестр) в объеме 7 зачетных единиц. Кроме этого, в соответствии с ФГОС ВО, предусмотрена «Учебная практика по получению первичных профессиональных умений и навыков, в том числе первичных умений и навыков научно-исследовательской деятельности - полевая практика по ботанике», которая проходит по окончании 2 семестра 1 курса [30].
Специфика дисциплины «Ботаника» состоит в том, что она предполагает значительный объем работы с наглядным материалом. При реализации учебной програм-14
мы используются различные визуальные средства, такие как:
- реальные растительные объекты (образцы гербария, муляжи реальных растительных объектов, фиксированный спиртовой материал, наборы постоянных микропрепаратов);
- изображения растений (рисунки, цветные таблицы, а также иллюстрации учебника и учебно-методических пособий);
- модели и муляжи изучаемых объектов (учебные объемные модели цветков различных семейств, модель строения корня, муляжи различных плодов, грибов, модели циклов развития растений и др.).
С помощью различных наглядных средств преподаватель имеет возможность индивидуально и творчески подойти к решению поставленной дидактической задачи, с учетом особенностей и специфики учебного материала. Это позволяет с использованием различных визуальных средств сделать для обучающихся более понятными те явления и процессы, которые не доступны непосредственно наблюдению.
Кафедра фармакогнозии и ботаники имеет значительную материальную базу (в т.ч. наглядных средств) для учебного процесса, а именно: гербарий, коллекции (соцветий, листьев, плодов), муляжи, спиртовой материал вегетативных и репродуктивных органов растений, цветные таблицы. Однако, с большинством из вышеперечисленных наглядных средств обучающиеся работают только в аудиторное время на лабораторных занятиях.
Создание электронных учебных пособий призвано помочь обучающемуся работать с теоретическим текстовым и наглядным материалом самостоятельно вне аудитории. Для самостоятельной подготовки к лабораторным занятиям успешно используются электронные учебные пособия, которые позволяют объединить теоретический материал с подробной иллюстрацией растительных объектов.
Разрабатывая электронные учебные пособия по ботанике, мы ставили перед собой цель - обеспечить возможность самостоятельно изучить определенные разделы дисциплины, а также осуществлять самоконтроль и самокоррекцию. Все пособия ориентированы на будущую профессиональную фармацевтическую деятельность выпускников и отражают межпредметные связи ботаники с профильными дисциплинами. Кроме того, материал пособий способствует формированию бережного отношения к природе, экологическому воспитанию и экологической культуре в целом [31].
По дисциплине «Ботаника» и по учебной полевой практике по ботанике в Курском государственным медицинском университете разработаны и используются следующие электронные учебные пособия:
- Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки к практическим навыкам по ботанике для студентов фармацевтического факультета «Морфология и систематика растений» (Автор: Дроздова И.Л.). -КГМУ, 2013.
- Сборник мультимедийных тестовых заданий к аттестации по учебной полевой практике по ботанике. (Авторы: Дроздова И.Л., Трембаля Я.С.). - КГМУ, 2014.
- Царство Протоктисты. Протоктисты водоросли. Мультимедийное учебное пособие для студентов фармацевтического факультета (Авторы: Трембаля Я.С., Дроздова И.Л.). - КГМУ, 2016.
- Царство Грибы. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета (Авторы: Трембаля Я.С., Дроздова И.Л.). - КГМУ, 2017.
- Царство Растения. Высшие споровые растения. Учебное пособие для студентов фармацевтического факультета (Авторы: Трембаля Я.С., Дроздова И.Л.). -КГМУ, 2018.
Работа по созданию электронных учебных пособий по ботанике постоянно продолжается и совершенствуется. Все разработанные пособия находятся в электронной Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
педагогические науки
Дроздова Ирина Леонидовна РОЛЬ ЭЛЕКТРОННЫХ ...
библиотеке КГМУ и доступны обучающимся по индивидуальному авторизованному доступу.
Разработанные электронные учебные пособия созданы по общей схеме и содержат, как правило, следующие разделы:
- Требования к результатам освоения раздела дисциплины (практики).
- Блок информации по данному разделу дисциплины.
- Вопросы для самоконтроля по данному разделу дисциплины (практики).
- Образцы ситуационных задач по данному разделу дисциплины.
- Тест по данному разделу дисциплины (практики), на который необходимо ответить.
- Образцы оформления дневника, отчета, выполнения индивидуальных заданий, образцы монтировки и оформления гербария (для практики).
- Литература.
Содержание данных пособий полностью соответствует рабочей программе по дисциплине «Ботаника», которая разработана на основе ФГОС ВО по специальности [29].
Каждое электронное учебное пособие имеет «Содержание» с активными гиперссылками. Основным элементом навигации является горизонтальное навигационное меню. Оно предназначено для выбора разделов и перехода к конкретному пункту из открывающегося списка. Также всегда есть возможность вернуться к началу любой страницы. Использование гиперссылок позволяет обучающемуся быстро и удобно работать с учебным материалом, дает возможность переходить и неоднократно возвращаться к любым разделам, подбирать для себя необходимый индивидуальный темп изучения дисциплины.
Требования к результатам освоения раздела дисциплины (практики) отражают содержание компетенций, а также перечень знаний, умений и владений, которые должен освоить обучающийся в процессе изучения данного раздела дисциплины в соответствии с ФГОС ВО.
Блок информации по данному разделу дисциплины содержит систематизированный, структурированный материал в удобной для изучения форме (с рубрикацией и выделением основных понятий, определений, классификаций и др.). В электронных пособиях используется, кроме текстового теоретического материала по соответствующему разделу, большое количество иллюстративного графического материала (фотографии и рисунки растений, схемы, таблицы, алгоритмы), отражающие внешний вид растений в природе, особенности строения различных органов растения, особенности фитоценозов, циклы развития растений, схемы описания растений и многое другое. Большое внимание уделяется офици-нальным видам, применяющимся в научной медицине и входящим в Государственную фармакопею Российской Федерации [32], которые будут изучаться в дальнейшем в курсе фармакогнозии.
Особую роль при разработке мультимедийных пособий мы отводили не только материалам для самостоятельного изучения и запоминания, но и материалам для самоконтроля, а именно: вопросам для самоконтроля, образцам ситуационных задач по теме, тестовым заданиям, образцам гербария.
Вопросы для самоконтроля помогают обучающемуся самостоятельно проверить свой уровень освоения данного раздела (темы).
Образцы ситуационных задач отражают основной материал данного раздела в виде ситуаций, максимально приближенных к будущей профессиональной деятельности. Здесь активно используется методика проблемного изучения материала. Данный раздел также необходим для контроля (в т.ч. самоконтроля) освоения материала.
Тестовые задания включены в учебные пособия в интерактивной форме, которая предусматривает возможность ответа на тест с выставлением оценки. Такая система интерактивного тестирования позволяет обуча-
ющемуся самостоятельно адекватно проверить уровень освоения теоретического материала, выявить «слабые места» и, в конечном итоге, более продуктивно подготовиться к занятиям и экзаменам.
В учебные пособия по практике внесены образцы оформления отчетной документации (форма и правила оформления дневника, форма отчета о прохождении практики, а также требования к индивидуальным заданиям).
Особенностью мультимедийных пособий является оцифрованный гербарий («Атлас гербарных образцов растений, обязательных для запоминания»), используемый на текущих лабораторных и итоговых занятиях по ботанике, который студенты имеют возможность изучать во внеаудиторное время при самостоятельной подготовке. По мнению преподавателей, данный электронный ресурс оптимизирует процесс подготовки к занятиям и усиливает элемент самостоятельной работы обучающихся при освоении практических владений и умений. По мнению обучающихся, наличие электронного атласа растений значительно облегчило подготовку к занятиям, т.к. работа с гербарием стала возможной вне аудитории, в удобное для студента время, а также не ограничивало время работы с наглядным материалом. Кроме того, в электронные учебные пособия включены фото гербарных образцов различных типов листьев, соцветий, плодов (Коллекции «Многообразие листьев», «Многообразие соцветий», «Многообразие плодов») для самостоятельного описания. Все гербарные образцы и коллекции уникальны, взяты из собственного фонда кафедры фармакогнозии и ботаники.
На странице Литература представлен перечень основной и дополнительной учебной литературы по дисциплине и практике.
Опрос показал, что практически все обучающиеся используют электронные учебные пособия для самоподготовки к лабораторным и итоговым занятиям по ботанике, считают их современной и удобной формой подачи учебного материала, помогающей усвоить теорию и провести самоконтроль.
По мнению преподавателей, использование обучающимися учебных пособий для подготовки к занятиям помогает в решении следующих педагогических задач: предоставляет необходимую учебную информацию в современной, наглядной и доступной форме; облегчает усвоение материала обучающимися; способствует развитию навыков самообучения и формированию ответственности за результаты своего труда, а также мотивирует к дальнейшей учебной деятельности [33].
Таким образом, использование электронных учебных пособий признается и обучающимися, и преподавателями современной эффективной составляющей самостоятельной работы, позволяющей повысить познавательную активность и, в конечном итоге, улучшить освоение учебного материала.
Однако, несмотря на ряд преимуществ, которые, безусловно, вносит в образовательный процесс использование электронных учебных пособий, следует признать, что электронные пособия являются только вспомогательным инструментом, дополняющим, но не заменяющим «живого» общения с талантливым преподавателем, способным заинтересовать, увлечь, просто и понятно объяснить сложные разделы темы, ответить на возникающие вопросы. Поэтому использование электронных учебных пособий в современной системе фармацевтического образования возможно только наряду с классическими, традиционными формами образовательных технологий.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Шарипов Ф.Ф., Рахманова Н.Ш. Электронно-образовательные ресурсы как средство диверсификации подготовки специалистов культуры // Балтийский гуманитарный журнал. 2018. Т. 7. № 1(22). С. 321-326.
2. Камаев И.А., Леванов В.М., Паламарчук С.И., Гурьянов М.С., Гурвич Н.И. Использование современ-
ных информационно-образовательных технологий в учебном процессе // Медицинский альманах. 2008. № 1. С. 17-19.
3. Ермолаева О.Ю. Применение компьютерных технологий в учебном процессе на кафедре ботаники ЮФУ // Электронный журнал «Вестник Новосибирского государственного педагогического университета». 2013. № 3(13). С. 59-64.
4. Трайнев В.А., Трайнев И.В. Информационные коммуникационные педагогические технологии. Изд.3-е. М.: Дашков и К, 2007. 279 с.
5. Винник Ю.С., Дунаевская С.С., Васильева М.Р. Возможности использования электронного образовательного пособия для освоения практических навыков по дисциплине «общая хирургия» // Земский Врач. 2015. № 2 (26). С. 13-15.
6. Лопанова Е.В., Лалов Ю.В. Электронные учебные пособия как элемент информационно-образовательной среды кафедры медицинского вуза // Ученые записки ИУО РАО. 2017. № 1-2 (61). С. 69-72.
7. Павлюкевич Л.В., Поздеева М.В. Электронные учебные пособия как средство организации самостоятельной работы учащихся при обучении иностранному языку // Проблемы романо-германской филологии, педагогики и методики преподавания иностранных языков. 2016. № 12. С. 212-216.
8. Останин О.В., Останина Е.А. Методика разработки электронных учебников и учебных пособий // Гуманитарный вестник Военной академии ракетных войск стратегического назначения. 2017. № 2 (6). С. 131-135.
9. Магомадова З.С., Магомадов С.Р. Роль электронных учебных пособий в процессе организации и проведении самостоятельной работы студентов вуза // Инновационные технологии в науке и образовании. 2016. № 4 (8). С. 228-231.
10. Васильев Н.П. Внедрение электронных учебных пособий // Вестник северо-восточного федерального университета им. М.К. Аммосова. Серия: История. Политология. Право. 2017. № 1(05). С. 82-84.
11. Вансванов М.И., Менчишева Ю.А., Ильясова Э.К., Менжанова Д.Д. Опыт создания и применения электронных учебных пособий в медицинском образовании // Наука и Мир. 2016. Т. 3. № 12 (40). С. 85-88.
12. Отекина Н.Е. Использование электронного учебного пособия в образовательном процессе // Международный научный журнал «Инновационная наука». 2016. №11-2. С. 185-187.
13. Кандалова Г.А., Майорова Ю.А. Роль электронных учебных пособий в организации самостоятельной работы студентов при модульном подходе в обучении грамматике // Поволжский педагогический вестник. 2016. №4(13). С. 51-55.
14. Бакленева С.А. Модель повышения качества самостоятельной деятельности курсантов посредством электронного учебника контекстного типа // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2017. Т. 6. № 4 (21). С. 30-33.
15. Кутепова Л.И., Никишина О.А., Алешугина Е.А., Лошкарева Д.А., Костылев Д.С. Организация самостоятельной работы студентов в условиях информационно-образовательной среды вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. 3 (16). С. 68-71.
16. Колодезникова С.И., Тарасов А.Е. Организация самостоятельной работы студентов в контексте реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 122-124.
17. Есаулова И.В., Ягова Е.Ю. Информационно-коммуникационные технологии в процессе организации самостоятельной работы студентов при изучении математических дисциплин // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2013. Т. 2. № 11 (15). С. 66-71.
18. Железнякова Г.А. Особенности самостоятельной работы студентов при обучении иностранным языкам в неязыковом вузе // Балтийский гуманитарный журнал. 16
2015. № 3 (12). С. 41-44.
19. Саглам Ф.А. Способы мотивирования и оценка результативности самостоятельной работы студентов-психологов в вузе // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 1 (6). С. 66-68.
20. Морозова И.М. Методика реализации самостоятельной работы по изучению теоретического модуля «Профессиональная педагогика» // XXI век: итоги прошлого и проблемы настоящего плюс. 2014. № 4 (20). С. 209-215.
21. Джусоева К.Г. Организация самостоятельной работы студентов по осетинскому языку на неязыковых факультетах // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2 (15). С. 155-157.
22. Любушкина Л.А. Организация самостоятельной работы студентов по дисциплинам психологического цикла // Поволжский педагогический вестник. 2014. № 4 (5). С. 62-64.
23. Третьякова Е.М. Пути повышения эффективности творческой самостоятельной работы студентов // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 4 (9). С. 111-113.
24. Зюзина Н.Н. Возможности электронного учебного пособия в организации самостоятельной работы // Среднее профессиональное образование. 2007. № 12. С. 20-22.
25. Рашидова З.Д. Мультимедийная образовательная среда как условие активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов бакалавриата // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2018. Т. 7. № 2(23) С. 225-228.
26. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Басарева О.И., Удалова С.Н. Роль самостоятельной работы в реализации непрерывного фармацевтического образования - приоритетного направления подготовки современных специалистов. «Фармацевтическая наука и практика: достижения, инновации, перспективы». Материалы научно-практической конференции с международным участием. - Пермь, 25-27 ноября 2015 г. // Вестник Пермской государственной фармацевтической академии. 2015. № 16. С. 130.
27. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Басарева О.И., Удалова С.Н. Пути совершенствования форм и видов самостоятельной работы, используемых для формирования профессиональных компетенций обучающихся // Коллекция гуманитарных исследований. 2016. № 2 (2). С. 23-28.
28. Винник Ю.С., Кочетова Л.В., Дунаевская С.С., Кичигина Е.И., Мягкова Е.Г. Возможности индивидуализации учебного процесса при использовании электронного образовательного пособия // Сибирское медицинское обозрение. 2012. № 5 (77). С. 85-88.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 33.05.01 (уровень специалитета). Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 11.08.2016 г. № 1037 [Электронный ресурс] // http://fgosvo.ru/330501
30. Дроздова И.Л. Роль учебной полевой практики по ботанике в современной системе подготовки провизоров // Карельский научный журнал. 2018. Т. 7. №2 (23). С. 13-16.
31. Дроздова И.Л., Зубкова И.В., Гордиенко Л.А. Экологическое образование на фармацевтическом факультете Курского государственного медицинского университета // Вопросы биологической, медицинской и фармацевтической химии. 2014. №5. С. 61-63.
32. Государственная фармакопея Российской Федерации XIII издания. М.: МЗ РФ, 2016.
33. Сергеева Н.М., Зюкин Д.А. Использование электронных учебных пособий в образовательном процессе // Современная педагогика. 2016. № 8 [Электронный ресурс] // http://pedagogika.snauka.ru/2016/08/5929
Статья поступила в редакцию 11.07.2018
Статья принята к публикации 27.08.2018
Karelian Scientific Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)