Научная статья на тему 'К вопросу об определении термина «Инфраструктура»'

К вопросу об определении термина «Инфраструктура» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
336
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ГОСУДАРСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гокжаева Е.Б.

Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению категории «инфраструктура». Дано теоретическое обоснование участия государства в сфере инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу об определении термина «Инфраструктура»»

УДК 332.1:338.2

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНА «ИНФРАСТРУКТУРА»

Е. Б. ГОКЖАЕВА, кандидат экономических наук, старший преподаватель кафедры экономики E-mail: egokzhaeva@mail.ru Московская государственная юридическая академия

Рассмотрены теоретико-методологические подходы к определению категории «инфраструктура». Дано теоретическое обоснование участия государства в сфере инфраструктуры.

Ключевые слова: инфраструктура, государство, экономика.

В связи со сменой экономической парадигмы, переходом крыночным принципам хозяйствования и кардинальными преобразованиями в системе государственного управления региональным развитием в РФ подходы к исследованию состояния и развития инфраструктуры в значительной степени изменились. В централизованной экономике строительство и ремонт объектов инфраструктуры обеспечивались в основном за счет бюджетных средств, что считалось одной из функций хозяйственного управления государства. В современных условиях, когда бюджетное финансирование многих инфраструктурных объектов значительно сократилось, задачи по развитию инфраструктуры перенесены на региональный уровень, требуется выработка новых рыночно ориентированных концепций и стратегий.

Необходимо определиться с содержанием, особенностями и ролью инфраструктуры как объекта регионального управления.

Инфраструктура классически считается обязательным компонентом любой целостной экономической системы, в том числе региональной. С одной стороны, она представляет собой составную часть общего устройства экономической жизни, носящую подчиненный, вспомогательный характер, и обеспечивает устойчивое социально-экономическое развитие региона, а с другой, — определяет

тактические и стратегические ориентиры развития различных видов экономической деятельности.

Составляющие инфраструктуру подсистемы характеризуются наличием ряда общих специфических свойств и признаков, вытекающих из цели и задач, стоящих перед ними:

• высокая фондо- и капиталоемкость объектов инфраструктуры, длительные сроки их создания и функционирования;

• достижение эффекта от функционирования производственной инфраструктуры вне ее самой — в производственно-хозяйственных сферах деятельности всего комплекса страны и регионов;

• опережающий по сравнению с основным производством эффект развития производственного сектора инфраструктуры;

• неотделимость процессов производства и потребления «продукции» инфраструктуры, невещественный ее характер — невозможность ее накопления, хранения, складирования, что требует значительных резервных мощностей;

• пространственная региональная невзаимозаменяемость объектов инфраструктуры, т.е. необходимость ее повсеместного развития;

• территориальная концентрация элементов производственной инфраструктуры соответствует концентрации производства и населения;

• возможна функциональная взаимозаменяемость элементов производственной инфраструктуры: видов транспорта, транспорта и складов, транспорта и связи.

В связи с этим развитие инфраструктуры в условиях мирового финансового кризиса приобретает особую актуальность и требует дополни-

тельного государственного участия, в том числе на региональном уровне.

Термин «инфраструктура» был введен в научный оборот западными экономистами и в настоящее время не имеет однозначной трактовки своего содержания. Содержание понятия и объектно-элементный состав инфраструктуры предопределяются эволюцией подходов к определению ее роли в развитии социально-экономических систем. Сравнительная характеристика основных подходов к содержанию понятия «инфраструктура» представлена в таблице.

Основные подходы к определению сущное

Анализ приведенных подходов к определению сущности и содержания инфраструктуры и ее роли в общественном воспроизводстве позволяет говорить о произошедших изменениях в данных вопросах. Если ученые второй половины XXв. придерживались мнения о вторичности и вспомогательной роли инфраструктуры в развитии общества, то современные подходы отводят инфраструктуре одну из ведущих ролей в определении возможного вектора развития тех или иных территориальных сообществ. При этом от степени развитости и интеграции >го содержания понятия «инфраструктура»

Автор (источник) Содержание понятия «инфраструктура» Сущностные признаки,свойства Виды инфраструктуры, субъектно-объектный состав

Иохимсен Р.[7] Совокупность материальных, институциональных и персональных видов деятельности и их организаций, способствующихсозда-нию хозяйственного единства на территории и обеспечивающих полную интеграцию и высокий уровень хозяйственной деятельности Создание материальных предпосылок хозяйственного развития; интегрирующая функция Материальная инфраструктура (создает материальные предпосылки хозяйственного развития): все виды строительства, связь, энергетика. Институциональная инфраструктура — совокупность выполняемых и узаконенных норм и способов поведения различных субъектов, вступающих в хозяйственное взаимодействие; все затраты, связанные с деятельностью кредитно-финансовой системы. Персональная инфраструктура (прототип — «человеческий капитал») охватывает сферы образования, здравоохранения, культуры, спорта и другие, т.е., деятельностьлюдей, способствующих повышению степени интеграции общей хозяйственной деятельности

Жамин В. А.[1] Интегральный элемент производительных сил, включающий вспомогательные дополнительные отрасли, виды производства и видыдеятельности, обслуживающие непосредственно основное производство (производственная инфраструктура), а также такие отрасли и подотрасли непроизводственной сферы, которые косвенно связаны с процессом производства и выполняют многочисленные функции обслуживания всего хозяйственного процесса Характеризует целостность современной структуры всего народного хозяйства Производственная инфраструктура, социальная инфраструктура. Наряду с традиционными инфраструктурными отраслями, в состав инфраструктуры включены подготовка кадров, производственное и научное обеспечение, информационное обеспечение экономики, охрана труда на производстве

Красовский В. П.[2] Инфраструктура — не просто накопленное материальное богатство, а сферадеятельности человека, «совокупность отраслей» предприятий, обеспечивающих выполнение определенных функций в процессе общественного производства Акцентирование внимания на человеческом факторе, гибкости человеческой деятельности и функциональной роли в процессе общественного производства Круг отраслей и объектов, включаемых в состав инфраструктуры, характеризуется определенной гибкостью, в связи с чем автор считает нецелесообразным предлагать строгую и жесткую классификацию инфраструктурных объектов

Стаханов В. Н.[6] Комплекс специфических трудовых процессов по производству услуг, обеспечивающих обмен деятельностью в общественном производстве и жизни человека Услуговый характер, способствование обмену в процессе общественного производства

Окончание таблицы

Автор (источник) Содержание понятия «инфраструктура» Сущностные признаки,свойства Виды инфраструктуры, субъектно-объектный состав

Семенкова Т Г. Условием существования всех инфраструктурных объектов является объективная необходимость в них для нормального осуществления процесса расширенного воспроизводства, причем производительный характер отраслей предприятий и учреждений, включенных в инфраструктуру, определяется не созданием прибавочного продукта на предприятиях, а связью с народным хозяйством в деле увеличения национального дохода в целом Политико-экономическое содержание категории инфраструктуры, ее связь с воспроизводственными процессами в регионе В инфраструктуру включаются практически все отрасли народного хозяйства за исключением промышленности и сельского хозяйства

Терентьев В. Г. Комплекс, создающий общие условия, обеспечивающиетранс-портировку, аккумуляцию и распределение различных факторов и результатов производства Непосредственное обеспечение развития форм организации общественного производства, прямая связь с углублением разделения труда

Орешин В. П., Зотова Т. Г., Блохин В.Ю., Федько В. П. Обособленные по отношению к основным структурообразующим отраслям народного хозяйства (промышленности, сельскому хозяйству, строительству и непроизводственной сфере) отрасли, деятельность которых, в основном, состоит в оказании услуг, а не в производстве продукции, в ее материально-вещественном составе. Эти отрасли образуют общие условия эффективного функционирования хозяйства Вспомогательный, обслуживающий характер инфраструктурных отраслей

Сиваев С. Б., Трут-нев Э. К., Прокофьев В. Ю.[5] Любая инфраструктура, в том числе, коммунальная, создается не ради самой себя, а с целью обеспечения потребностей соответствующей территории в необходимых ресурсах Планирование развития инфраструктурных объектов носит вторичный, зависимый характер. Необходимость согласованности развития территории и ее инфраструктурного обеспечения

Могилевкин И.М.[3] Инфраструктура как основная несущая конструкция в социально-экономической сфере, выполняет важнейшую роль в жизни человеческого общества, обеспечивая его существование и развитие. Инфраструктура важна с точки зрения ее использования для целенаправленного воздействия на ход развития экономики, социальной сферы и других областей жизни Передвижение людей, материальных ценностей, передача информации. Функция определения вектора социально-экономического развития на перспективу

территориальной инфраструктуры в общемировое пространство во многом зависят и темпы роста и развития данной территории. В этом смысле, на взгляд автора, есть целесообразность говорить и об опережающих темпах развития инфраструктуры как локомотива территориального развития.

Интересно также проанализировать экономическую природу кластеров и инфраструктуры. Функционально они объединены как поддерживающие и обслуживающие структуры, однако по содержанию и структуре представляются различными формированиями.

Кластеры, согласно Портеру, представляют собой сконцентрированные по географическому признаку группы промышленных компаний и связанных с ними организаций (финансовых, торговых, исследовательских и т. д.), характеризующихся общностью экономических интересов и взаимодополняющих друг друга [4]. Для развитых кластеров характерно наличие и вертикальных (покупатель-продавец), и горизонтальных (общие потребители, технологии производства, каналы распределения товаров) связей.

Формирование конкурентоспособных кластеров способствует развитию тех территорий (регионов), где они расположены, углублению межрегиональной экономической интеграции и является катализатором размещения тех производств и объектов инфраструктуры, которые содействуют развитию кластера. В этом смысле инфраструктура может являться лишь одной из составляющих кластера, поскольку, помимо инфраструктурных объектов, кластер включает в себя и объекты основного производства, и структуры государственного управления и др.

В кластере, по мнению Э. Фиякселя, президента Ассоциации бизнес-ангелов Приволжского федерального округа «Стартовые инвестиции», должны быть национальные исследовательские центры и университеты, крупные исследовательские компании; в то время как инфраструктура может не являться структурированным объектом, представлять собой единичный обособленный механизм создания продукта.

Общим также является то, что и кластер, и инфраструктура определяют инновационность всей экономики. Представляется, что в данном случае кластерам принадлежит ведущая роль: в экономике давно устоялось выражение «инновационная инфраструктура», которую, собственно, и создают кластеры. Перспективным представляется взгляд на кластеры как на собственно продукт, а не «создание качества продукта». В то же время возможность создания «продукта» для инфраструктуры — необходимое

требование. Таким образом, можно сделать вывод о том, что инфраструктура вторична по отношению к кластерам, воплощая созданное кластерами, хотя и сходна по своим функциям в экономике.

Обобщая сказанное, следует отметить, что возникновение инфраструктуры есть результат развития производительных сил общества, а ее содержание определяется внутренним экономическим единством входящих в нее отраслей и определенным функциональным назначением в системе общественного воспроизводства. Большинство отраслей и подотраслей, входящих в производственную инфраструктуру, принимает непосредственное или опосредованное участие в общественном производстве, хотя конечного продукта и не производит. Их функциональное назначение в системе общественного воспроизводства состоит в том, что в них продолжается процесс материального производства, а живой труд в виде услуги, расходуемый здесь, увеличивает стоимость совокупного продукта, при этом материально-вещественная форма потребительной стоимости остается неизменной.

Приведенные взгляды ряда ведущих специалистов страны, а также точки зрения наиболее известных зарубежных специалистов свидетельствуют о достаточно серьезных разногласиях по сущности, составу, отраслевой и региональной принадлежности отдельных элементов инфраструктуры. Анализируя приведенные подходы к определению содержания понятия «инфраструктура», следует отметить, что они в большей степени ориентированы на выявление ее элементного или отраслевого состава или обоснования ее основной и вспомогательной роли в организации производственного процесса, что справедливо и обоснованно в централизованной экономике, ориентированной на непосредственное строительство инфраструктурных объектов на основе бюджетного финансирования.

В рыночных условиях большинство инфраструктурных сфер и видов деятельности более подвержено различным кризисным явлениям и дестабилизаци-онным процессам в силу высокой функциональной значимости для развития воспроизводственных социально-экономических систем и отсутствия конечного производимого продукта. Большинство инфраструктурных сфер и видов деятельности требует значительной государственной поддержки в различных формах, как в виде прямого финансирования строительства и ремонта объектов инфраструктуры, так и в форме создания предприятий с различной долей участия государственного капитала. В условиях ускоренных темпов развития научно-технического прогресса

и смены рыночной конъюнктуры требуются более гибкие подходы к определению содержания и состава инфраструктуры, обеспечивающие концептуальную основу тактических и стратегических управленческих решений на предмет активизации государственного предпринимательского потенциала в инфраструктурных секторах экономики, как на макро- так и на мезоуровнях.

Классификация инфраструктурных секторов и соответствующих им видов деятельности в экономике региона, обеспечивающая ее гибкий поэлементный состав, представленанарисунке.

Такой подход позволяет систематизировать современные направления экономической деятельности, определяющие ускоренные темпы устойчивого социально-экономического развития региона. При этом инфраструктура может и должна рассматриваться как социально-экономический базис развития потенциала региональной экономики. В силу ряда специфических особенностей инфраструктурных объектов (высокая капиталоемкость и низкая окупаемость капиталовложений) и в создавшихся условиях сокращения бюджетных расходов на инфраструктуру, обусловленных кардинальными изменениями в системах финансирования инфраструктурных секторов, необходимо привлечение частных и иностранных инвесторов к ее модернизации. В связи с этим для решения проблем опережающего развития инфраструктурных секторов в регионе необходим комплекс инструментов, способствующих притоку инвестиций в инфраструктуру. Наиболее эффектив-

ным инструментом привлечения частного сектора к решению проблем инфраструктуры являются государственно-частные партнерства (и их различные модификации, наиболее развитой формой которых являются концессионные соглашения), а также осуществление соглашений о разделе продукции. Однако, помимо названных, требует дальнейшего развития использование таких инструментов, как лизинг, страхование, франчайзинг, венчурное финансирование, практическое применение которых в настоящее время ограничено в силу несовершенства российского рынка и системы его регулирования.

Список литературы

1. Жамин В. А. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. 1977. № 2. С. 15—16.

2. Красовский В. ^.Современные проблемы инфраструктуры в СССР. (Тезисы доклада на советско-венгерском симпозиуме). М.: ИЭАН СССР, 1976.

3. Могилевкин И.М. Глобальная инфраструктура: механизм движения в будущее / ИМЭМО РАН. М.: Магистр, 2010. С. 9-12.

4. Портер М.Э. Конкуренция: пер. с англ. М.: ИД «Вильяме», 2005.

5. Сиваев С. Б., Трутнев Э.К., Прокофьев В.Ю. Государственная поддержка жилищного строительства и развития коммунальной инфраструктуры. М.: Дело, 2009. С. 93.

6. Стаханов В.Н. Экономика инфраструктуры общественного производства: учебн. пособие. Ростов н/Д, 1989. С. 6.

7. Фияксель Э. Далеко от Москвы // Российская бизнес-газета. 26.10.2010. № 40 (773).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.