ИНФРАСТРУКТУРА
УДК 338
Д.Л. Раенок
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
В статье рассмотрена эволюция взглядов на экономическое содержание и роль инфраструктуры в зависимости от системы хозяйствования и уровня развития общественного производства; предложен методологический подход, рассматривающий инфраструктуру с точки зрения функционирования факторов производства и воспроизводственного процесса; выявлены закономерности и направления эволюции инфраструктуры от системы обеспечения производства товаров до самостоятельного, самодостаточного сегмента национальной и мировой экономики.
Ключевые слова: инфраструктура, экономика, история, развитие, инновации, системный подход.
Инфраструктура является базовой составляющей и важнейшим условием эффективного функционирования и развития любой целостной экономической системы. Обеспечивая единство производства и потребления, она выступает фактором экономического роста, участвует в создании необходимых условий для функционирования и обслуживания основного производства. Возникновение инфраструктуры в качестве самостоятельного элемента экономики обусловлено произошедшими процессами углубления общественного разделения труда, специализацией производственно-хозяйственной деятельности, развитием товарного производства.
Анализ экономической литературы свидетельствует о достаточно длительной истории исследований в области теории инфраструктуры. Первые представления об инфраструктуре как необходимом условии обеспечения производства материальных благ нашли свое отражение еще в XVIII — начале XIX века в трудах А. Смита и Д. Рикардо [8,9].
При этом сам термин «инфраструктура» получил распространение в военном лексиконе НАТО в 1951 году для обозначения объектов и сооружений, необходимых для обеспечения деятельности вооруженных сил (штаб-квартиры, трубопроводы, аэродромы, информационные и сигнальные системы, склады боеприпасов, базы технического обслуживания и т.п.).
© Раенок Д.Л., 2013
92
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
Появление термина «инфраструктура» в экономической литературе в середине 50-х годов XX века связывают с именем австрийского экономиста П. Розенштейна-Родана, который под инфраструктурой понимал «комплекс общих условий, обеспечивающих благоприятное развитие частного предпринимательства в основных отраслях экономики и удовлетворяющих потребности всего населения»[11].
В этот же период появилась подавляющая часть работ, посвященных исследованию сущности инфраструктуры, ее содержания, функций и роли. К их числу относятся работы таких зарубежных экономистов, как Дж. Кларк, А. Хиршман, Р. Нурксе, Р. Иохимсен, Е. Симонис, А. Янгсон и др., в которых представлены различные трактовки понятия «инфраструктура» в зависимости от ее роли и выполняемых функций в системе общественного воспроизводства^].
Обобщая основные результаты исследований, можно выделить несколько общих подходов к определению понятия «инфраструктура»: понимание инфраструктуры и как комплекса условий, необходимых для обеспечения экономического роста и развития всех видов производства, и как совокупность отраслей, обеспечивающих производство товаров и услуг, и разнообразных общественных институтов, необходимых для обслуживания и обеспечения функционирования и развития экономики в целом. По мере углубления исследований в области теории инфраструктуры важными стали вопросы определения оптимальной роли государства в регулировании функционирования инфраструктуры, изучения факторов ее роста и развития, в том числе с позиции региональных и международных аспектов.
В отечественной литературе исследование инфраструктурной проблематики осуществлялось в зависимости от преобладающей в тот период системы хозяйствования с учетом наиболее актуальных для данного периода проблем функционирования инфраструктуры. Для большинства исследований советского периода (В.А. Жамин, А.Ю. Шарипов, В.П. Красовский, И.Ф. Чернявский, С.С. Носова, В.Г. Терентьев, В.Н. Стаханов и др.) был характерен функционально-отраслевой подход к определению понятия «инфраструктура», в рамках которого инфраструктура понималась как комплекс отраслей, видов деятельности и вспомогательных производств, обеспечивающих создание необходимых условий для функционирования экономики и жизнедеятельности людей [2]. Инфраструктура рассматривалась прежде всего как экономическая категория, отражающая систему производственных отношений и оказывающая влияние на общественное производство, воспроизводственный процесс.
Характерной особенностью этого периода является рассмотрение в качестве элемента инфраструктуры не только производственной инфраструктуры и, соответственно, условий для обеспечения материального производства, но и непроизводственной сферы, социальных услуг: здравоохранения, образования, бытовых услуг, науки, культуры, рекреации, спорта и т.п.
93
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
С развитием рыночной экономики акцент в исследованиях сущности инфраструктуры сместился в сторону ее рассмотрения как структурного элемента экономики: сложноорганизованной системы, имеющей определенную структуру и свойства, обеспечивающей эффективное социально-экономическое функционирование и развитие экономики, организацию экономического оборота в условиях рынка (В.П. Федько, Н.Г. Федь-ко, А.У. Альбеков, А.М. Комарова, В.А. Шумаев, А.З. Селезнев и др.)[10].
В качестве новых элементов инфраструктуры в рамках рыночной экономики стали выделять финансово-кредитные институты (банки, инвестиционные и венчурные фонды, факторинговые, финансовые брокерские и дилерские компании), торгово-посреднические организации (товарные биржи, брокерские компании, посреднические торгово-закупочные организации, торговые дома), институты страхования, организационно-институциональные организации (аудиторские, консалтинговые, юридические, рекламные, маркетинговые, инжиниринговые компании и т.п.), экономико-правовую инфраструктуру (законодательная, нормативно-правовая и институциональная среда экономики, суды и арбитражи, адвокатские и нотариальные конторы).
В начале XXI века широкое распространение получают исследования в области информационной инфраструктуры (информационные сети, средства массовой информации, системы связи, телекоммуникации, интернет-услуги, спутниковая навигация) и инновационной инфраструктуры, обеспечивающей реализацию инновационных процессов (технопарки, технополисы, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, специализированные организации, оказывающие услуги инновационному бизнесу) [1,3].
Оценивая перспективы развития инфраструктуры, можно прогнозировать ее дальнейшую эволюцию с учетом внедряемых нанотехнологий и биоинженерии, информационных, коммуникационных, медицинских и когнитивных технологий на базе создаваемых инновационных центров по приоритетным отраслям современной науки при тесном сотрудничестве с международными и зарубежными организациями.
Если в качестве постулата предмета исследования принять тезис классической и марксистской школ политической экономии о том, что основа жизни человеческого общества — производство материальных благ, то инфраструктура являет собой комплекс секторов экономики и условия функционирования общественного производства.
Человеческое общество за 40 тысяч лет своей истории, начав в условиях ограниченности ресурсов с примитивного производства небольшого количества товаров, сегодня создает огромное многообразие благ в форме вещей и услуг. Факторами производства, как известно, выступают труд, капитал, земля, информация, а элементами воспроизводства — производство, обмен, распределение и потребление. Их эволюция проявилась не только в содержании, формах, но и появлении подле них (рядом с ними)
94
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
сопутствующих производств товаров и услуг, которые обеспечивали их эффективное функционирование.
Мы пологаем, что факторы производства и процесс воспроизводства имеют свою инфраструктуру. Она развивалась качественно, охватывая различные виды производств, затем отрасли, первоначально опираясь на частное производство и собственность, затем на государственные предприятия и бюджет, ныне — частно-государственное партнерство.
Труд, квалификация работающего (раба, крестьянина, рабочего, инженера, служащего) качественно менялись как непременное условие прогресса технологий производства благ. В этом процессе в Средние века произошло осознание необходимости подготовки кадров: возникла многоуровневая система образования, которая сочетала государственные и частные университеты, лицеи, школы. Яркий пример создания инфраструктурного обеспечения — подготовка кадров (труда) как фактора общественного производства, которая осуществляется в рамках как государственных образовательных программ, так и профессиональной переподготовки персонала (новое явление — Human Resources) компаний.
Трудовые ресурсы («синие», «белые», во второй половине XX века «золотые воротнички») с середины XIX века стали рассматриваться не только с точки зрения способности к простому и/или сложному труду, производительности труда, но и здоровья нации, долголетия рабочей силы. Система здравоохранения стала делом как компаний, так и государства. Ее доступный средний уровень в странах, входящих в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), чрезвычайно высок, что стало составляющим признаком качества жизни, сегментом рынка. Из инфраструктурного элемента материального производства воспроизводство здоровой рабочей силы стало фактором не только производства, но и благосостояния нации.
Капитал. До перехода к капиталистическому способу производства и создания единого национального рынка в европейских странах (XVII век) производство носило преимущественно натуральный характер с небольшими объемами обмена (торговли). Производственный капитал выполнял три функции (производственную, товарную, денежную) и выступал, соответственно, в трех функциональных формах. Такая универсальность была неэффективна и привела к специализации капитала, его делению на промышленный, товарный и ссудный. Если первые две формы капитала были связаны с реальным производством и перемещением товаров, то последняя — с услугой по их финансированию. Но в любом случае товарный и ссудный капиталы обслуживали производство материальных благ, и их потребление посредством рынка являлось инфраструктурным обеспечением производства реальных активов.
Торговля предполагает торговые помещения, организованные рынки, биржи, информационное обеспечение производителя и потребителя, рекламу, каналы дистрибьюции, транспортные системы.
95
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
Ссудный капитал в форме банков, финансовых компаний, фондов — институты системы национальных и международных финансов. Его эволюция затронула не только формы проявления, функции, но и нашла выражение в трех уровнях: частном, государственном и международном. Ссудный капитал, начав свое саморазвитие как инфраструктура производственного (промышленного) капитала, в конце XX века «научился» вне связи с реальным производством (воспроизводством реальных активов) извлекать прибыль, процентные и непроцентные доходы, быть привлекательным для инвесторов.
Обратимся к воспроизводственному процессу. Движение капитала осуществляется в разных формах с выполнением различных функций. Процесс производства невозможен не только без труда, капитала, но и важнейшей составляющей себестоимости — энергоресурсов (уголь, нефть, газ, вода, электричество), систем и каналов их доставки.
За 300 лет саморазвития капитализма возникло противоречие между ценностями (принципами) и интересами. Первое отражается в ценностях капитализма как системы (частная собственность на средства производства, свободная конкуренция, свободная торговля, свобода рабочей силы как товар, свобода выбора, свободное движение капитала, товаров, рабочей силы). Второе проявляет себя в конфликте интересов между частной собственностью, частным предприятием (включая акционерное общество) и общественными (публичными, государственными) интересами.
В каждом данном конкретно-историческом отрезке времени технологического этапа развития производства, цикла, геополитики и геоэкономики данное противоречие воспроизводится и разрешается.
Если свободная конкуренция частных товаропроизводителей в производстве товаров и услуг наводит порядок в системе, очищает ее от недееспособных деловых единиц, то инфраструктурное обеспечение производства переходит то от частных предприятий к государству, то наоборот. Критерий перехода — социально-экономическая эффективность и рентабельность. Если значения ROE, ROTA невыгодны частному бизнесу, то активы либо продаются государству, либо финансируются из государственного бюджета. Производство электроэнергии, фундаментальные исследования, автомобильные и железные дороги и т.д. не раз прошли этот путь. Распределение и перераспределение благ — государственно-частная система, также являет собой сложную инфраструктуру.
Современная структура национальной экономики развитых и развивающихся стран отражает значительную долю сектора услуг. Так, во Франции и США, например, в 2011 году доля сектора услуг составила около 80%, в Китае — 43% (рисунок 1).
В целом в структуре мирового ВВП, по данным ЦРУ США (Central Intelligence Agency, CIA), в 2012 году доля услуг составила 63,6%, доля промышленности — 30,5%.
96
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
Рисунок 1. Доля секторов экономики в ВВП стран мира в 2011 году, % (см. коммент.1) Составлено по данным Росстата: Россия и страны мира. 2012.: Стат.сб. / Росстат. M., 2012
Таким образом, «дымная экономика» производства вещей, товаров уступает с середины 70-х годов XX века производству услуг, что свидетельствует, с одной стороны, о достигнутом высоком уровне технологий, производительности труда и менеджмента, с другой — насыщении потребления в странах ОЭСР. При этом экономический рост за счет потребления средних слоев Запада уже затруднен, а рост мировой экономики на базе этого фактора возможен главным образом на развивающихся рынках.
При этом то, что раньше исключительно составляло инфраструктурный комплекс при реальном секторе экономики (образование, здравоохранение, финансы, услуги), сегодня является самостоятельными сегментами национальной и глобальной экономики, которые доминируют в производстве ВВП, воспроизводстве рабочей силы, качества жизни.
Таким образом, инфраструктура в своем развитии прошла путь длиной в тысячи лет от системы обеспечения производства товаров (вещей) до самостоятельного, самодостаточного сегмента национальной и мировой экономики. Инфраструктура при частном бизнесе (как «Support Team» «команда поддержки» частных предприятий) была поднята до уровня и масштабов государства. Ресурсы, транспортные системы, фундаментальная наука, образование, здравоохранение, жилье и т.д. за счет госзаказов, государственного бюджета стали работать не только в интересах конкурентоспособности
97
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
национального бизнеса, но и на все общество. Именно это обстоятельство выводит из действия антимонопольного законодательства естественные монополии инфраструктурного комплекса национального масштаба.
Характеризуя современную инфраструктуру, следует отметить многоплановость элементов, входящих в ее структуру и выполняющих определенные, присущие этим элементам функции, обеспечивающие в совокупности реализацию целевой функции инфраструктуры. При этом особенно важным представляется необходимость обеспечения целенаправленности функционирования инфраструктуры и тесной взаимосвязи входящих в нее элементов, выполняющих разномасштабные функции, что является неотъемлемым условием ее эффективного функционирования и реализации социально-экономических и инновационных процессов в масштабах страны.
Сложность организации инфраструктуры и ее комплексный характер обусловливают многообразие критериев ее классификации, позволяющих определить роль и место инфраструктуры в системе общественного воспроизводства и создании общих условий для эффективного функционирования рынка (таблица 1).
Классификация видов инфраструктуры
Таблица 1
Признак классификации Виды инфраструктуры
Функциональный Производственная, социальная, финансово-кредитная, коммерческая, институциональная, информационная, инновационная, экологическая
Отраслевой Инфраструктура промышленности, инфраструктура сельского хозяйства, транспортная инфраструктура, инфраструктура торговли, инфраструктура туризма и т.п.
Форма собственности Частная, кооперативная, корпоративная, государственная, концессионная, общественная, иностранная, смешанная
Иерархический (пространственный) Международная, национальная, межрегиональная, региональная, местная
Этапы возникновения Формирующаяся, развитая, регрессирующая
Фактор времени в развитии Опережающая, своевременная, запаздывающая
Степень интеграции Автономная, интегрированная
Степень информатизации Имеющая физическое месторасположение, виртуальная
В качестве основных системных признаков и свойств инфраструктуры в экономической литературе выделяют ее целостность, комплексность, иерархичность и структурированность. При этом в качестве основных прин-
98
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
ципов ее функционирования определены принцип преемственности ее элементов, регулируемости и управляемости формирования и развития. Таким образом, инфраструктура является сложноорганизованной системой с присущими ей признаками и свойствами, принципами формирования и закономерностями развития.
Рассматривая инфраструктуру с точки зрения системного подхода, можно выделить три основных уровня ее функционирования.
1. Мезоуровень — инфраструктура глобальной экономики, обеспечивающая движение мирового капитала и включающая международные экономические и финансовые организации, международные аудиторские компании и рейтинговые агентства, транснациональные корпорации и банки, платежные системы.
2. Макроуровень — инфраструктура национальной экономики, обеспечивающая процесс общественного воспроизводства внутри страны (энергетика, транспорт, связь, научные и фундаментальные исследования, образование, здравоохранение и т.п.). Эволюция взглядов на эффективность управления инфраструктурными отраслями и видами деятельности привела к перераспределению роли государства и частного бизнеса в данной сфере. При этом основным критерием такого перераспределения стал показатель социально-экономической эффективности и рентабельности, то есть тот уровень выгоды, который может быть получен от участия в той или иной деятельности. В результате с середины XX века существенно возросла роль государства в поддержке и развитии низкорентабельных отраслей экономики, в частности имеющих высокую социальную и стратегическую значимость, что повышает конкурентоспособность частного бизнеса и обеспечивает конкурентоспособность всей национальной экономики, ее финансовую и экономическую безопасность.
3. Микроуровень — инфраструктура компаний национального масштаба, обеспечивающая общие условия, необходимые для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг компанией. Включает в себя процессы управления инфраструктурой, ее развитием и модернизацией в соответствии с потребностями рынка и государства.
Ведущая роль инфраструктуры в обеспечении общих условий для эффективного функционирования общественного производства, обращения товаров и услуг и жизнедеятельности людей, социально-экономического роста и развития страны обусловливает необходимость проведения дальнейших исследований в области теории инфраструктуры, в частности направленных на исследование системообразующей роли инфраструктурных составляющих и связи производственной и социальной инфраструктуры; оптимальных и эффективных систем управления инфраструктурными отраслями и объектами инфраструктуры; роли долгосрочного планирования инновационно-технологического развития инфраструктуры с учетом соци-
99
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
ально-демографических факторов и стратегических направлений развития страны; совокупных, мультипликационных эффектов от функционирования, создания и развития инфраструктурных элементов.
Комментарии
1. Раздел «Сельское хозяйство» также включает в себя лесное хозяйство, рыболовство и охоту; раздел «Услуги» включает в себя транспорт, связь, торговлю, гостиницы и рестораны, финансовую деятельность, операции с недвижимостью, аренду и предоставление услуг, образование, здравоохранение, социальные и прочие услуги.
Литература:
1. Бойченко А.В., Филинов Е.Н. Нормативно-техническая база информационной инфраструктуры // Информационное общество. 2000. № 6.
2. Жамин В.А. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. 1977. № 2. С. 14—34.
3. Иванов В.В. Территории инновационного развития и наукограды // Инновации. 2002. № 9—10. С. 33—39.
4. Иванов О.Б. Экономико-теоретические основания структурных трансформаций инфрасистем в рыночной экономике России. М.: ВНИИЖТ, 2007.
5. Иванов О.Б. Концептуальные вопросы стратегического развития инфраструктуры в начале XXI века // Экономические науки. 2006. № 9.
6. Иванов О.Б. Теоретико-методологические положения деятельности объектов рыночной инфраструктуры в условиях интеграции капиталов // Экономические науки. 2006. № 10.
7. Кларк Дж. Бейтс. Распределение богатства. Москва: Гелиос АРВ, 2000.
8. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное. М.: Эксмо, 2007.
9. Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. М.: Эксмо, 2007.
10. Федько В.П., Федько Н.Г. Инфраструктура товарного рынка. Р. н/Д: Феникс, 2000.
11. Rosenstein-Rodan P. Notes in the Theory of the «Big Push». // P. Rosenstein-Rodan// Economic Development of Latin America. New York, 1961. P 60.
References
1. Boitchenko A.V., Filinov E.N. Regulatory and technical basis of the information infrastructure // Information Society. 2000. № 6.
2. Jamin V.A. Infrastructure under socialism // Problems of Economics. 1977. № 6. P. 14—34.
3. Ivanov V.V. Territory of the innovation and development of science cities / / Innovations. 2002. № 9—10. P. 33—39.
100
Генезис теории инфраструктуры в экономической науке
4. Ivanov O.B. Economic-theoretical basis of structural transformations infrasistem in a market economy in Russia. M.: VNIIZhT, 2007.
5. Ivanov O.B. Conceptual issues of strategic infrastructure development at the beginning of the XXI century // Economics. 2006. № 9.
6. Ivanov O.B. Teoretiko-methodological positions of objects of market infrastructure in terms of integration of capital. // Economics. 2006. № 10.
7. John Bates Clark. The distribution of wealth. Moscow: Helios ARVs, 2000.
8. Ricardo D. Principles of Political Economy and Taxation. Favorites. M.: Penguin Books, 2007.
9. Smit A. Inquiry into the Nature and Causes of the Wealth of Nations. M.: Penguin Books, 2007.
10. Fedko V.P., Fedko N.G. The infrastructure of the commodity market. Rostov-on-Don: Phoenix, 2000.
11. Rosenstein-Rodan, P. Notes in the Theory of the «Big Push» // P. Rosenstein-Rodan // Economic Development of Latin America. New York, 1961, P 60.
101