Научная статья на тему 'Об общих понятиях «Инфраструктура»'

Об общих понятиях «Инфраструктура» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
3226
339
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУКТУРА / ПРОИЗВОДСТВО / ОБРАЩЕНИЕ / ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВО / ЭКОНОМИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Сафронов Александр Дмитриевич

Автором представлено исследование определения дефиниции «инфраструктура». По результатам проведенного исследования отмечено, что главным во всех определениях инфраструктуры является то, что инфраструктура призвана обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. При этом все разногласия в определениях связаны со смешением уровней рассмотрения инфраструктуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Об общих понятиях «Инфраструктура»»

Об общих понятиях «инфраструктура» About the general concepts of «infrastructure»

Сафронов Александр Дмитриевич Safronov Alexander Dmitrievich

Аспирант РЭУ им. Г.В. Плеханова

a-saf@mail.ru

Аннотация: Автором представлено исследование определения дефиниции «инфраструктура». По результатам проведенного исследования отмечено, что главным во всех определениях инфраструктуры является то, что инфраструктура призвана обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. При этом все разногласия в определениях связаны со смешением уровней рассмотрения инфраструктуры.

Abstract: The author presents a study of the definition of the definition of «infrastructure». The results of the study noted that the key in all definitions of infrastructure is that infrastructure is designed to provide, to create conditions for the normal functioning of production and circulation of goods as well as people's livelihoods. With all the differences in the definitions associated with mixing levels of review infrastructure.

Ключевые слова: инфраструктура, производство, обращение, жизнедеятельность, общество, экономика.

Keywords: infrastructure, production, treatment, livelihoods, society, economy.

Введение

На современном этапе развития финансово-экономических, социальных, производственно-технических и иных связей, как на локально-государственном так и на глобальном уровнях мировой экономики выступают качественные условия функционирования отраслей инфраструктуры. Это обусловлено тем, что современной экономике свойственно совокупность форм движения в виде потоков товаров, капиталов, информации, энергии и миграционных перемещений, а, следовательно, основой такого движения всегда выступает фактор инфраструктуры.

Традиционно считалось, что процесс производства, составляющий основу общества, осуществляется в двух сферах: производственной и непроизводственной, производство материальных благ и не материальных благ.

Сущность и Специфика Термина «Инфраструктура»

В процессе исследования сущности и специфики функционирования транспортной инфраструктуры рассмотрим ее как сложную, многофакторную экономическую категорию. Термин «инфраструктура» берет свое начало от лингвистического содержания латинских слов «infra» - ниже и «strnctura» - строение, взаиморасположение, что возможно интерпретировать как фундамент. Он заимствован из военного лексикона, где в начале ХХ века этим словом определяли комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действие вооруженных сил (склады материальных средств, военные базы, полигоны).

Некоторые источники указывают на взаимосвязь термина со строительством, отождествляя его с фундаментом сооружения, которое строится. Структура - это взаиморасположение и определенная взаимосвязь составных частей целого, внутреннее строение. Структура также может относиться к устройству, организации чего-либо.

Инфраструктура - комплекс отраслей экономики (сферы материального и нематериального производства), которые обслуживают промышленность и сельское хозяйство.

Таким образом, впервые использованный в начале ХХ века для обозначения объектов и сооружений военного назначения, термин «инфраструктура» в 40-х годах на Западе начал применяться как совокупность отраслей, обслуживающих нормальное функционирование материального производства уже в мирное время.

Существуют различные подходы к толкованию этимологии слова. Применительно к экономике - основание, фундамент, внутреннее строение экономической системы. Изучение вопросов, посвященных сущности инфраструктуры в трудах западных ученых-экономистов [1; 2; 14] приводит к выводу, что они определяют инфраструктуру как комплекс общих условий, обеспечивающих развитие частного предпринимательства в отраслях экономики и удовлетворяют основные потребности населения.

Существует множество определений для таких отраслей и видов деятельности. Как правило, рассматривают глобальный уровень экономики (международный, национальный, региональный), хотя, пусть и в менее явном виде, эффект инфраструктуры проявляется и на локальном уровне.

Толковый словарь дает определение: «Инфраструктура, -ы, жен. (спец.). Отрасли экономики, научно-технических знаний, социальной жизни, которые непосредственно обеспечивают производственные процессы и условия жизнедеятельности общества, инфраструктуру общества, инфраструктуру города» [10]. Шире это понятие раскрывается так: «Инфраструктура (от лат. infra - под) - совокупность отраслей, предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для

нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей.

Различают производственную и социальную инфраструктуру. Так, в «инфраструктуру» включают: дороги, связь, транспорт, складское хозяйство, внешнее энергоснабжение, водоснабжение, спортивные сооружения, озеленение, предприятия по обслуживанию населения. Иногда к инфраструктуре относят науку, образование, здравоохранение» [12].

Как мы видим, главным в этом определении является то, что инфраструктура призвана «обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей». Вместе с тем, в этом определении эклектично соединены сооружения (спортивные сооружения) виды деятельности (озеленение) и отрасли (образование, здравоохранение). А вот различным органам власти, охранным структурам и др. места в этом определении не нашлось.

Некоторые авторы сужают границы инфраструктуры. Так, в словаре финансовых терминов инфраструктура - это комплекс производственных и непроизводственных отраслей и сфер деятельности, обеспечивающих процесс и условия воспроизводства. В словаре бизнестерминов инфраструктура - комплекс отраслей экономики, обеспечивающих условия для производства товаров: энергетика, связь, транспорт, образование, здравоохранение [13]. В этом случае предназначение даже образования и здравоохранения сводится к производству товаров.

Другие авторы уточняют, что это комплекс отраслей национальной экономики, обеспечивающий общие условия функционирования экономики: дороги, связь, транспорт, образование и т. п. При этом все авторы различают производственную и социальную

инфраструктуры. И очень редко вспоминают об институциональной инфраструктуре.

Существует и такое представление, что инфраструктура - это комплекс взаимосвязанных обслуживающих структур, составляющих и/или обеспечивающих основу для решения проблемы (задачи). Т.е. инфраструктура это комплекс, а не отдельные отрасли, виды деятельности, сооружения.

В попытке дать всеобъемлющее и самое общее определение инфраструктура представлена как «инфраструктура [англ. Infrastructure: лат. infra - под, ниже + structura - строение, сооружение] - составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие вспомогательный характер, но обеспечивающие нормальную деятельность системы в целом [5].

При этом не учитывается социальная сфера. Правда, на основании другого определения можно предположить, что авторы социальную сферу включили в «экономическую жизнь». «Инфраструктура (лат. infra под + структура) составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер в обеспечивающие нормальную деятельность экономической или политической системы в целом; напр., в экономическую инфраструктуру входят транспорт и связь, образование и профессиональное обучение, жилье и коммунальное хозяйство, от состояния которых зависит общественное производство» [9].

Еще одно определение представляет инфраструктуру как элементы материально - технического обеспечения производства и социальной сферы. «Инфраструктура - совокупность зданий, сооружений, систем, служб, необходимых для функционирования процесса материального производства и обеспечения повседневной жизни населения.

Элементы производственной инфраструктуры представлены в таких отраслях, как транспорт, связь, энергетическое хозяйство, коммунальное хозяйство, оптовая торговля, складское хозяйство и материально-техническое снабжение, наука, информация (в т. ч. наземные пути сообщения, трубопроводы, каналы, портовые сооружения, аэропорты, вокзалы, склады, линии электропередач, системы водоснабжения и канализации, связи и т. д.).

Элементы социальной инфраструктуры составляют материально -техническую основу просвещения, здравоохранения, занятий спортом, культуры, бытового обслуживания и розничной торговли, общественной безопасности. К ним относятся школы, больницы, театры, стадионы, ателье и т. п. Уровень развития инфраструктуры отражает степень освоенности (обустроенности) данной территории. Иногда термин «инфраструктура» применяют для обозначения всего комплекса отраслей и служб, обслуживающих материальное производство и удовлетворяющих повседневные потребности населения» [4; 11].

Авторы оговариваются, что «иногда термин «инфраструктура» применяют для обозначения всего комплекса отраслей и служб, обслуживающих материальное производство и удовлетворяющих повседневные потребности населения», но сами не разделяют этой точки зрения.

Противоположную позицию занимают те, кто считает, что «инфраструктура - (инфраструктурный комплекс), объединяет отрасли хозяйства, производящие различные услуги - особый вид продукции. Услуги делятся на материальные (торговля, общественное питание, жилищно-коммунальные, бытовое обслуживание, транспорт и связь) и нематериальные (образование, культура, здравоохранение, спорт, государственное управление, оборона, охрана порядка). Важное значение имеет коммуникационная система инфраструктуры, в которую

входит транспорт и связь. Основная задача связи - передача информации, осуществляемая с помощью телефона, радио, телевидения, компьютерных сетей, почты и пр.» [6].

Еще уже инфраструктура (infrastructure) представляется как только «капитальное оборудование, используемое для предоставления общественно доступных услуг, включая транспорт и телекоммуникации, газо-, электро- и водоснабжение. Они создают необходимую основу для других видов экономической деятельности в современных странах; их отсутствие или ненадежность характерны для развивающихся стран (less developed countries, LDC) и являются помехой для их развития. Услуги инфраструктуры обычно либо предоставляются, либо регулируются государством» [15].

Еще более запутанным является такое определение: «Инфраструктура - ы, ж. (нем. Infrastruktur, англ. Infrastructure: лат. infra под, ниже + structura строение, порядок). Составные части общего устройства экономической или политической жизни, носящие подчиненный, вспомогательный характер и обеспечивающие нормальную деятельность экономической (политической) системы в целом. Производственная и Социальная, Транспорт и Связь -компоненты инфраструктуры общества. Инфраструктурный -относящийся к инфраструктуре» [7]. В этом определении кроме уже отмеченного выделения только экономической и политической жизни, выделяются производственная инфраструктура, социальная инфраструктура и транспорт, и связь как компоненты инфраструктуры общества.

Важным, хотя не очень толковым является определение, приведенное в Большом толковом словаре русского языка. «Инфраструктура -ы; ж. Совокупность предприятий, учреждений, систем управления, связи и т.п., обеспечивающая деятельность общества

или какой-л. его сферы. инфраструктура общества. инфраструктура транспорта. инфраструктура энергоснабжения. / О такой совокупности, обеспечивающей деятельность отдельного предприятия, населённого пункта и т.п. инфраструктура города. инфраструктура завода» [8]. Это определение содержит все противоречия, рассмотренные ранее, но оно заставляет нас обратить внимание на необходимость учета свойства иерархичности систем. В данном случае важно понимать, что может быть инфраструктура разного уровня. И инфраструктурные объекты могут сами содержать инфраструктуру.

Важным свойством инфраструктуры признается ее двойственный характер. «С одной стороны, без развития этих отраслей невозможно существование промышленности и с.-х. предприятий, где производятся товары и создаётся прибавочная стоимость. В условиях научно-технической революции четко обнаружилась прямая зависимость темпов роста производства и его эффективности от развития отраслей инфраструктура. С другой стороны, создание этих отраслей и их функционирование не приносят прибыли тому, кто осуществляет капиталовложения в эти отрасли, но увеличивает прибыли промышленных и с.-х. компаний. Чем выше развитие производительных сил, тем больших капиталовложений требуют отрасли инфраструктура»

[3].

«Существуют определенные виды товаров и услуг - называемых государственными, или общественными, благами, - которые рыночная система вообще не намерена производить, поскольку их особенности резко противоположны особенностям товаров индивидуального потребления. Общественные блага неделимы, они состоят из таких крупных единиц, что не могут быть проданы индивидуальным покупателям. Еще важнее то обстоятельство, что на них не распространяется принцип исключения, то есть не существует

эффективных способов отстранения индивидов от пользования выгодами общественных благ, как только эти блага возникают. Получение выгод от товаров индивидуального потребления основывается на их покупке, выгоды от общественных благ достаются обществу в результате производства таких благ.

Двойственный характер инфраструктуры дает почву критикам рыночной экономики утверждать, что «Двойственный характер инфраструктура превратил проблему её создания из технической в социальную, а развитие государственно-монополистического капитализма сделало возможным переложение всех тягот по финансированию и развитию инфраструктурных отраслей на государственный бюджет, т. е. на плечи народных масс.

В современных империалистических государствах произошло чёткое размежевание хозяйственных функций: частный капитал владеет предприятиями, где создаётся прибавочная стоимость, на государство возложены функции финансирования и развития отраслей инфраструктура, способствующих увеличению прибылей частных компаний. Однако стремление монополистического капитала снять с себя бремя расходов по финансированию мало прибыльных или убыточных отраслей и переложить его на государство способствовало переходу этих отраслей инфраструктура в собственность империалистических государств при сохранении монополиями права контроля над ними» [3].

Учитывая отмеченные особенности инфраструктуры, ее стали рассматриваться как средство регулирования экономики. Хотя в отраслях инфраструктуры не создаются материальные продукты, но лица, занятые в них, получают заработную плату, что способствует увеличению платёжеспособного спроса населения.

Экономисты развитых стран, в поисках средств, ослабляющих действие экономических кризисов, склонны рассматривать отрасли инфраструктуры как одно из важнейших средств приведения в соответствие объёма производства и платёжеспособного спроса [3].

Заключение

Главным во всех определениях инфраструктуры является то, что инфраструктура призвана «обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей». При этом все разногласия в определениях связаны со смешением уровней рассмотрения инфраструктуры. Видимо первый уровень - институциональный, создающий условия для существования государства, общества и экономики в целом.

Далее можно рассматривать отрасли инфраструктуры, службы, сооружения, здания и т.д. Здесь применим системный подход, использование свойства иерархичности систем. Чем выше уровень инфраструктуры и длительнее период оценки, тем понятнее ее значение. Только «долгосрочные расчеты экономического роста макрорегионов и стран мира показали: экономический прогресс развитых стран определяется не столько инвестициями в основные фонды, сколько долговременными вложениями в «человеческий капитал», совершенствованием социальных институтов, способных стимулировать повышение квалификации и производительности труда».

Тяжелее оценить инфраструктурный эффект видов деятельности или сооружений на местном уровне или на уровне малых и средних предприятий за короткий промежуток времени.

^исок Литературы

1. Rosenstain - Rodan P. N. The Notes of the Theory of the «Big Bush» in Economic Development for Latin America / P. N. Rosenstain-Rodan. -London. - New York, 1961.

2. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования [пер. с англ.] / Д. Белл. - Под ред. В. Л. Иноземцева. - Изд. 2-ое, испр. и доп. - М.: Academia, 2004. - 940 с.

3. Большая советская энциклопедия. Инфраструктура. Яндекс. Словари. http : //slovari .yandex .ru.

4. География. Энциклопедия. Под редакцией проф. А. П. Горкина. Серия: Современная иллюстрированная энциклопедия. Инфраструктура.- М.: Росмэн - Прэсс, 2006. - 624 с.

5. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. Инфраструктура.- 2006. - http : //dic.academic. ru/contents .nsf/dic_fwords/

6. Краткий географический словарь. Инфраструктура. EdwART. 2008. - http://www.erudition.ru/.

7. Крысин Л. П. Толковый словарь иноязычных слов. Инфраструктура..- М: Эксмо, 2008. - 944 с.

8. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка. Инфраструктура. - 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 1998. - http://kuznetsov-dictionary.info/

9. Новый словарь иностранных слов. Инфраструктура.- by EdwART, 2009, - http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords/.

10. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь Ожегова, 19491992. - http://dic.academic.ru/contents.nsf/ogegova/

11. Политическая наука: Словарь-справочник. сост. Санжаревский инфраструктура^, Инфраструктура, 2010. - http://www.school.edu.ru/.

12. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М.: ИНФРА-М, 1999. - 479 с

13. Словарь бизнес-терминов. Инфраструктура. Академик.ру. 2001. - http://dic.academic.ru/contents.nsf/business/

14. Шумпетер Й. А. Теория экономического развития. Капитализм, социализм и демократия; [пред. В. С. Автономова] / Й. А. Шумпетер. -М.: ЭКСМО, 2007. - 864 с.

15. Экономика. Толковый словарь. Инфраструктура. Общая редакция: д.э.н. Осадчая инфраструктурам. - М.: Издательство «Весь Мир», 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.