Научная статья на тему 'Компаративный анализ теоретико-методологических подходов к изучению экономической сущности инфраструктуры ВЭД'

Компаративный анализ теоретико-методологических подходов к изучению экономической сущности инфраструктуры ВЭД Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
122
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ИНФРАСТРУКТУРА / ИНФРАСТРУКТУРА ВЭД / ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ / ТРАНСПОРТ / СВЯЗЬ / ФИНАНСЫ / МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО / СТРАХОВАНИЕ / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таракановская Екатерина Алексеевна

В данной статье анализируются различные подходы к изучению инфраструктуры как экономического явления, которое занимает важное место в экономике, как отдельных отраслей народного хозяйства, так и страны в целом. На основе изучения различных походов к определению инфраструктуры, автором предложена модель применения этих исследований во внешнеэкономической деятельности. На основе, проведенного изучения, автор подходит к определению инфраструктуры ВЭД. Так же дана оценка роли и места, которое занимает инфраструктура ВЭД в экономике государства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Компаративный анализ теоретико-методологических подходов к изучению экономической сущности инфраструктуры ВЭД»

Е.А. Таракановская

КОМПАРАТИВНЫЙ АНАЛИЗ ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИХ ПОХОДОВ К ИЗУЧЕНИЮ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУЩНОСТИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВЭД

Аннотация

В данной статье анализируются различные подходы к изучению инфраструктуры как экономического явления, которое занимает важное место в экономике, как отдельных отраслей народного хозяйства, так и страны в целом. На основе изучения различных походов к определению инфраструктуры, автором предложена модель применения этих исследований во внешнеэкономической деятельности. На основе, проведенного изучения, автор подходит к определению инфраструктуры ВЭД. Так же дана оценка роли и места, которое занимает инфраструктура ВЭД в экономике государства.

Annotation

In given article various approaches to studying an infrastructure as economic event which takes the important place in economy, both separate branches of a national economy, and country as a whole are analyzed. On the basis of studying various campaigns to definition of an infrastructure, the author offers model of application of these researches in foreign trade activities. On a basis, the lead studying, the author approaches to definition to an infrastructure of foreign trade activities. As the estimation of a role and a place which is take place with an infrastructure of foreign trade activities in economy of the state is given.

Ключевые слова

Внешнеэкономическая деятельность, инфраструктура, инфраструктура ВЭД, теоретико-методологические подходы, транспорт, связь, финансы, международное право, страхование, международная торговля.

Key words

Foreign trade activities, infrastructure, infrastructure of foreign trade activities, theoretic-methodological approaches, transport, connection, finance, international law, insurance, international trade.

С появлением первых транспортных средств и разделении труда возникла необходимость в обмене, потом торговле. С развитием торговых отношений их география начинает расширяться. Торговля представляла собой не только способ получить выгоду, но и культурного обмена между странами, способствовала укреплению их политических связей.

Поэтапное развитие международной торговли привело к усложне-

нию и увеличению её форм, торгового оборота, а соответственно и наличию отрасли обслуживающей этот вид деятельности. Каждый этап развития экономики на территории современной России влиял и на развитие и эволюцию внешнеэкономических отношений, соответственно и на её инфраструктуру.

Термин инфраструктуры ВЭД является комплексным, в связи, с чем возникает необходимость исследова-

ния особых факторов, влияющих на обслуживающие отрасли в сфере ВЭД. В связи с чем, на наш взгляд, важно проанализировать и сравнить подходы к изучению термина инфраструктуры.

Определение инфраструктуры происходит от латинских слов infra -ниже и structura - строение. Одна из интерпретаций, которых - "нижнее

строение" или "фундамент". В начале XX века этим словом обозначается комплекс тыловых сооружений, обеспечивающих действия вооруженных сил (склады материальных средств, военные базы, полигоны и т.п.). С середины 40-х годов данное понятие проникло в экономику, начиная с западной экономической науки. Им обозначают комплекс отраслей хозяйства, которые обслуживают промышленное и сельскохозяйственное производство.

[3]

В дальнейшем объем понятия расширялся и охватил обслуживающие системы не только производства, но и социальной сферы. К отраслям инфраструктуры стали относить строительство дорог, каналов, портов, мостов, аэродромов, складов; энергетическое хозяйство; транспорт; связь; водоснабжение; канализацию; общее профессиональное образование; здравоохранение и т.д.

Основоположником введения данного понятия считается американский ученый П. Розенштейн-Родан.

П. Розенштейн-Родан понимал инфраструктуру как «базовые отрасли экономики (энергетика, транспорт, связь), развитие которых предшеству-

ет более быстро окупаемым и прямо производительным инвестициям».[6]

В свою очередь П. Самуэльсон, в продолжение исследований Розен-штейн-Родана, указывал на то, что государство сознательно идет на инвестиции в инфраструктуру, так как это создает «неосязаемые выгоды».

Важность инвестиции в инфраструктуру доказывал, У. Ростоу, утверждавший, что в результате расходов в этой сфере появляется возможность тройного эффекта: сокращение издержек обращения, быстрый рост внешней торговли и экспортных отраслей и создание капиталов для развития промышленности.[3]

В отечественной науке инфраструктура начинает исследоваться с 1960 года. Так, В.А. Жамин понимает под инфраструктурой интегральный элемент производительных сил, включающий вспомогательные и дополнительные отрасли, виды производств или виды деятельности, обслуживающие непосредственно основное производство (производственная инфраструктура), а также такие отрасли и подотрасли непроизводственной сферы, которые косвенно связаны с процессом производства и выполняют многочисленные функции обслуживания всего процесса хозяйствования[4].

В таблице, указанной ниже, проведен анализ теоретикометодологических подходов к изучению экономической сущности инфраструктуры, на основе чего, выведено соответствующее определение инфраструктуры ВЭД.

Таблица 1.Комплекс теоретико-методологических подходов к изучению инфраструктуры.1

Авторы Определение инфраструктуры Возможные трактовки инфраструктуры ВЭД

С. Яно [S] Инфраструктура - совокупность отраслей : 1. Торговли 2. Транспорта 3. Индустрии информации и знаний 4. Связи 5. Управления 6. Индустрии развлечений 7. Юриспруденции 8. Медицины 9. Финансов 10. Страхования 1. Внешняя торговля 2. Международный транспорт 3. Международный обмен технологиями и информацией 4. Международная связь 5. Управление и государственный контроль в сфере ВЭД 6. Международное право 7. Финансы, обеспечивающие международный обмен 8. Страхование сделок, доставки товара

Р.Иохимсен [б] Инфраструктура представляет собой следующий ряд отраслей, подразделяющихся на: 1. материальную (строительство, связь энергетику) 2. институциональную (затраты, связанные с кредитнофинансовой системой) 3. персональную (образование, здравоохранение, обслуживание населения, культуру, спорт) 1.Материальная (строительство СВХ, дорог, пограничных терминалов и др., международная связь, энергетика позволяющая функционировать объектам ВЭД) 2.Институциональная (затраты связанные с международной кредитно-финансовой системой) 3. Персональная (образование в сфере ВЭД)

П. Розенштейн-Родан, Х. Зингер, П. Самуэльсон.[б] Инфраструктура - это базовые отрасли экономики: энергетика, транспорт, связь. Базовые отрасли во Внешнеэкономической деятельности: международный транспорт, международная связь, международная энергетика.

А. Пизетти [S] Инфраструктура, представляет собой систему следующих, взаимосвязанных отраслей: 1. Дорожную сеть 2. Транспортные средства 3. Землеустройство 4. Мелиорацию, агрегацию 5. Водо-,электро-,энерго-снабжение 1. Международные дорожные сети 2. Транспортные средства для международных перевозок 3. Электро-,энерго-снабжение объектов ВЭД.

1 Составлена автором.

Продолжение таблицы 1.

Немецкие исследователи [8] Инфраструктура - это институт, включающий в себя: установки, сети, мощности энергетики, водного хозяйства и транспорта, почта; жилищное хозяйство, торговые и коммунальные службы, учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта; региональные управленческие структуры. 1. Установки, сети, мощности энергетики, транспорта, почта. 2. Торговые службы, учреждения образования в сфере ВЭД.

К. Кларк [8] Инфраструктура - это следующие секторы, обслуживания народного хозяйства: 1.Оптовая и розничная торговля. 2.Государственные предприятия и учреждения. 3.Финансы и недвижимость. 4. Транспорт и связь. 5.Коммунальное хозяйство. 1.Международная оптовая и розничная торговля. 2. Государственные предприятия и учреждения (таможня, торговая палата, налоговая и т.д.) 3. Финансовые организации, обеспечивающие денежные потоки в ВЭД. 4. Международные транспорт и связь.

Д.Т. Новиков, Н.А. Нестеров, В.П. Федько[8] Инфраструктура - отрасли народного хозяйства, подразделяющиеся на: 1. Обслуживающие системы, создающие условия для движения материальных и энергетических потоков 2. Обслуживающие системы для передачи информации, обеспечивающие распределение и обращение средств производства Все отрасли ВЭД можно разделить на: 1. Обслуживающие системы, создающие условия для движения материальных и энергетических потоков между странами. 2. Обслуживающие системы для передачи информации, на международном рынке

В. А. Жамин [4] Инфраструктура - это интегральный элемент производительных сил, включающий вспомогательные и дополнительные отрасли, виды производств или виды деятельности, обслуживающие непосредственно основное производство (производственная инфраструктура), а также такие отрасли и подотрасли непроизводственной сферы, которые косвенно связаны с процессом производства и выполняют многочисленные функции обслуживания всего процесса хозяйствования Интегральный элемент производительных сил, включающий вспомогательные и дополнительные отрасли, виды деятельности обслуживающие непосредственно внешнеэкономическую деятельность экономических агентов.

Красовский В.П. [8] Инфраструктура есть: сосудистая система хозяйственного организма; сфера экономики, где происходит продолжение процесса обращения; система сооружений и коммуникаций, обслуживающая экономический оборот в народном хозяйстве «Сосудистая» система экономики, отрасль экономики, где происходит продолжение процесса обращения на международных рынках; система сооружений и коммуникаций, обслуживающая оборот в сфере ВЭД.

Продолжение таблицы 1.

Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш. и Страдоубцева [З] Инфраструктура как совокупность отраслей предприятий и организаций, входящих в эти отрасли, видов их деятельности, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования производства и обращения товаров, а также жизнедеятельности людей. Совокупность отраслей и предприятий, призванных обеспечивать, создавать условия для нормального функционирования ВЭД.

Т.Г.Зотовой [S] Инфраструктура - это отрасли, деятельность которых состоит в оказании услуг. Оказание услуг в сфере ВЭД. ( Брокерские фирмы, транспорт, связь.)

Гладких О.В.[З] Инфраструктура - это совокупность объектов и организационных структур, деятельность которых направлена на создание условий, обслуживающих процесс экономического оборота ресурсов Совокупность объектов внешнеэкономической деятельности (СВХ, международная транспортная система, брокерские и консалтинговые фирмы в сфере ВЭД), деятельность которых направлена на создание условий, обслуживающий процесс экономического оборота между странами.

Как видно из таблицы определение инфраструктуры у многих авторов сводится к определенному разбиению её на элементы и перечисление последних, в связи, с чем можно утверждать, что инфраструктура является системой. Таким образом, данный методологический подход к изучению экономической сущности инфраструктуры можно определить как системный. При помощи такого анализа автор попытался расширить круг определений инфраструктуры ВЭД.

Что касается самого термина инфраструктуры ВЭД, то здесь интересными представляются точки зрения авторов Федько В.П. и Бондаренко В.А..

Федько В.П. предлагает следующий перечень политических институтов, экономических мехаизмов и сопряженных с ними структур, составляющих в совокупности инфраструктуру ВЭД[8]:

- блок нормативно-правовых документов (нормативно-правовая база);

- органы государственного регулирования;

- специальные субъекты международного рынка (валютные и товарные

биржи, оптовые ярмарки, оптовые рынки, выставки-продажи);

- таможня; международный транспорт;

- банки; рособоронэкспорт;

- учебные базы по подготовке специалистов в сфере ВЭД;

- «Челноки».

Таким образом, Федько В.П. перечисляет основные составляющие инфраструктуры ВЭД, и исследует их как во взаимосвязи, так и как комплекс. На наш взгляд, в современных условиях, значительно ослабла роль «челноков». Так же среди элементов, необходимо добавить электронный обмен данными. Электронный обмен данными интенсивно развивающаяся часть всего комплекса обслуживающих отраслей, с развитием которых становится возможным обеспечить качественную и быструю передачу документов и сведений на расстоянии.

Бондаренко В.А. выделяет четыре укрупненных инфраструктурных бло-ка[2]:

- инфраструктура международных финансовых операций;

- инфраструктура технологического международного сотрудничества и НИОКР;

- инфраструктура сектора услуг, в т.ч. международных;

- инфраструктура торговли товарными массами.

Бондаренко В. А. акцентирует маркетинговую составляющую экономии-ческой сущности инфраструктуры ВЭД, инструмента продвижения товара на рынки сбыта.

Рассмотрение, изучаемого термина невозможно без учета

специфики сферы «деятельности» -внешнеэкономической деятельности, которая характеризуется как предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами,

информацией, результатами интеллектуальной деятельности, в том числе исключительными правами на них (интеллектуальная собственность).

Таким образом, инфраструктуру внешнеэкономической

деятельности можно определить как систему отраслей экономики,

обслуживающих взаимодействие

между удаленными экономическими

агентами, разделенными между собой государственными границами.

Основными отраслями,

входящими в инфраструктуру

внешнеэкономической деятельности являются:

- Транспорт в сфере международных перевозок;

- Консалтинговые услуги в сфере внешнеэкономической деятельности;

- Страхование международных

контрактов;

- Склады временного хранения товаров;

- Финансово-кредитные учреждения, участвующие в международной торговле;

- Образование в сфере внешней торговли.

Однако сама внешнеэкономическая деятельность часто направлена на обслуживание производственных и других отраслей народного хозяйства.

Место инфраструктуры ВЭД в системе народного хозяйства страны можно увидеть на рис.1.

Рис.1. Место обслуживающих отраслей ВЭД в системе отраслей народного хозяйства.2

2 Составлена автором.

Где А1, А2, А3, Ах - отрасли производственные отрасли;

Б1, Б2, Б3, Бх - отрасли обеспечивающие функционирование ВЭД.

Несмотря на то что, инфраструктура ВЭД как термин стала рассматриваться сравнительно недавно, это не означает, что фактически отраслей, обслуживающих ВЭД не существовало. Система данных отраслей эволюционировала, реагируя на экономические и политические изменения в странах. Система инфраструктуры ВЭД продолжает эволюционировать и на современном этапе, усложняется. Появляются дополнительные элементы, такие как электронный обмен данными. Инфраструктура является одним из условий обеспечения доставки товаров и услуг на удаленные расстояния, в связи с этим возникает еще одна особенность - это разные правовые и транспортные условия на разных территориях. Не смотря на наличие достаточного количества международных соглашений регулирующих вопросы, как ввоза, вывоза, так и транзита товаров и услуг, эта проблема остается актуальной. Однако проблемы инфраструктуры являются еще и направлениями её развития. Построение логистических систем, обеспечивающих наиболее эффективную взаимосвязь между агентами внешней торговли так же является актуальным направлениям исследования в рамках изучения инфраструктуры ВЭД в целом.

Библиографический список

1.Федеральный закон от 13 июля 2003

года. «О государственном регу-

лировании внешнеторговой деятельности»;

2. Бондаренко В. А. Маркетинг территорий: аспекты финансовой привлекательности в территориальную инфраструктуру// Практический маркетинг -№121(3)- 2007- с.38-44.

3.Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. Изд. Михайлова,2000 г..

4.Жамин В. А. Инфраструктура при социализме // Вопросы экономики. 1977. №2. С.16

5. Лозовский Л.Ш., Райзберг Б. А.,

Стародубцева Е.Б Современный экономический словарь. М:"Инфра-

М"2008 г. , 512 с.

6.Критика современных буржуазных теорий финансов, денег и кредита, под ред. проф. Г.П.Солюса. Москва, "Финансы", 1978 г

7.Одесс В. Рыночная инфраструктура./ РИСК -1997, №3-4-с.120-123

8.В.П. Федько "Инфраструктура ВЭД", монография, 2004 г., с.30.;

9.Хасбулатов Р.И. Мировая экономика и международные экономические отношения. Изд. ИНСАН. М:2007.

Bibliographical list

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.The federal law from July, 13, 2003. « About state regulation of the foreign trade activity » (from amendment and addition. From February, 10 1999). The Russian Federation.

2.Bondarenko V.A. Marketing territories: aspects of financial appeal in a territorial infrastructure // Practical marketing -N121 (3) - 2007-p. 38-44.

3.Komarov M.P. Infrastructure of regions of the world. Publishing house of Mikhailova, 2000.

4.Gamin V.A. Infrastruktura at socialism // Questions of economy. 1977.№2. p. 16

5.Lozovskij L.S., Rajzberg B.A., the Modern economic dictionary. M: «Infra-M», 2008, 512 p.

6.Criticism of modern bourgeois theories of the finance, money and the credit, under edition. G.P.Soljusa, Moscow, "Finance", 1978

7.Odessas V. Market infrastructure./Risk-1997, №3-4-с.120-123

8.V.P. Fedko "The Infrastructure of foreign trade activities ", the monography, 2004, p. 30.;

9.Hasbulatov R.I. economic and the international economic relations. Publish-

ing house. INSAN. M:2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.