Научная статья на тему 'Теоретические аспекты инфраструктурного обеспечения мировой экономики'

Теоретические аспекты инфраструктурного обеспечения мировой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
658
128
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
инфраструктура мировой экономики / международная инфраструктура / инфраструктура внешнеэкономической деятельности страны / инфраструктура внешнеэкономической деятельности национального региона / подсистемы инфраструктуры мировой экономики / infrastructure of country's foreign economic activity / infrastructure of national region's foreign economic activity / world economy infrastructure / international infrastructure / subsystem of world economy infrastructure

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Малахова Татьяна Петровна

Представлена авторская трактовка инфраструктуры мировой экономики как особой подсистемы мировой экономики. Рассмотрены состав и функции инфраструктуры мировой экономики. Осуществлена классификация подсистем инфраструктуры мировой экономики, выделены ее иерархические уровни.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Малахова Татьяна Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper contains the author"s interpretation of the world economy infrastructure as a special subsystem of the world economy. The author studies the components and functions of the world economy infrastructure and classifies its subsystems and its hierarchical levels.

Текст научной работы на тему «Теоретические аспекты инфраструктурного обеспечения мировой экономики»

УДК 339.9 Т.п. МАЛАХОВА

ББК 65.5 старший преподаватель Читинского института

Байкальского государственного университета экономики и права

e-mail: ulybka_tasha@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНФРАСТРУКТУРНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ

Представлена авторская трактовка инфраструктуры мировой экономики как особой подсистемы мировой экономики. Рассмотрены состав и функции инфраструктуры мировой экономики. Осуществлена классификация подсистем инфраструктуры мировой экономики, выделены ее иерархические уровни.

Ключевые слова: инфраструктура мировой экономики, международная

инфраструктура, инфраструктура внешнеэкономической деятельности страны, инфраструктура внешнеэкономической деятельности национального региона, подсистемы инфраструктуры мировой экономики.

T.P. MALAKHOVA

Senior Instructor, Chita Institute of Baikal State University of Economics and Law e-mail: ulybka_tasha@mail.ru

THEORETICAL ASPECTS OF WORLD ECONOMY INFRASTRUCTURE

The paper contains the author's interpretation of the world economy infrastructure as a special subsystem of the world economy. The author studies the components and functions of the world economy infrastructure and classifies its subsystems and its hierarchical levels.

Keywords: world economy infrastructure, international infrastructure, infrastructure of country's foreign economic activity, infrastructure of national region's foreign economic activity, subsystem of world economy infrastructure.

Многообразные международные экономические отношения, связывающие между собой национальные экономики и приводящие в движение всю мировую экономику как единое целое, осуществляются с использованием разнообразных инфраструктурных отраслей.

Развитие инфраструктуры мировой экономики является одной из предпосылок глобализации мировой экономики, и она сама развивается в результате глобализации экономического пространства, превращаясь в глобальную инфраструктуру. Изменения, происходящие в инфраструктурных отраслях, отражаются на технологиях осуществления внешнеэкономических операций, ведут к трансформации важнейших подсистем мировой экономики. Развитие процессов интернационализации и глобализации требует совершенствования существующих и по-

явления новых элементов инфраструктуры, обеспечивающих растущие разнообразные потребности субъектов мирохозяйственных связей.

Подключение различных объектов инфраструктурных подсистем национальной экономики к объектам глобальной инфраструктуры, повышение роли инфраструктуры страны в осуществлении различных форм международного экономического сотрудничества, создание на ее территории международных элементов инфраструктуры мировой экономики являются важнейшими задачами внешнеэкономической политики многих государств мира. При этом необходимо отметить, что содействие развитию экономической инфраструктуры является одним из инструментов государственной поддержки внешнеэкономической деятельности.

© Т.П. Малахова, 2011

Несмотря на большое количество работ, посвященных различным аспектам функционирования инфраструктуры в мировой экономике [1, с. 21; 2; 3; 4, с. 152-177; 5; 6], в экономической науке пока еще не сложилось понимания инфраструктуры мировой экономики как системы взаимосвязанных и взаимодействующих элементов различных уровней и разной отраслевой принадлежности. В связи с этим необходимо уточнить ее понятие, состав, структуру и функции.

Обзор зарубежной и отечественной литературы, в различной степени связанной с исследованием особенностей функционирования различных подсистем и элементов инфраструктуры мировой экономики (ИМЭ), позволяет нам определить ее как систему различных механизмов, институтов, видов деятельности и материально-технических объектов, обеспечивающих развитие мировой экономики как единого целого, как ее главный коммуникационный механизм. Результат функционирования ИМЭ — обеспечение реализации различных международных экономических отношений — проявляется в форме производства каких-либо услуг, возможность которого обусловливается

состоянием необходимой для этого материально-технической базы, уровнем доступности технологий, либерализацией мирового

рынка услуг, объемом и источниками финансирования, стремлением отдельных стран и корпораций к закреплению своих позиций в глобальной инфраструктуре.

Определение состава ИМЭ, по нашему мнению, должно базироваться на следующих принципах:

1. Составные элементы должны относиться к инфраструктурному сектору экономики.

2. Компоненты ИМЭ должны участвовать в обеспечении реализации различных форм международных экономических отношений.

3. Элементы ИМЭ должны отвечать интересам всех основных субъектов мировой экономики.

Авторская классификация подсистем ИМЭ представлена на рис. 1.

По признаку отраслевой принадлежности пояснения требует институциональная подсистема ИМЭ, которая состоит из двух блоков:

1. Контролирующий блок, представленный системой контроля за соблюдением законодательства во внешнеэкономической сфере.

2. Блок некоммерческих партнерств, представленный различными видами некоммерческих партнерств, ассоциаций, негосударственных международных объединений.

Классификация подсистем инфраструктуры мировой экономики

По отраслевой принадлежности

Транспортная

Телекоммуникационная

Финансово-кредитная

Торгово-посредническая

Информационно-консуль-

тационная

Институциональная

По формам международных экономических отношений

Инфраструктура международной торговли товарами и производства услуг

Инфраструктура международных производственных и кооперационных связей

Инфраструктура, обеспечивающая международное движение капитала

Инфраструктура, обеспечивающая международные валютные и кредитно-финансовые отношения Инфраструктура международного научно-технического сотрудничества

Инфраструктура международного информационного обмена

Инфраструктура, обеспечивающая международное движение рабочей силы

По национальной принадлежности

Национальная

Международная

Рис. 1. Подсистемы инфраструктуры мировой экономики

Среди основных функций таких организаций — содействие проведению внешнеэкономических операций, его упрощение, разработка и унификация правил делового оборота, формирование необходимой методической базы, защита интересов бизнеса, оказание информационно-консультационных и других услуг.

Универсальной подсистемой ИМЭ для всех форм международных экономических отношений является телекоммуникационная, глобальным элементом которой является Интернет. Интернет сегодня используется как средство деловой коммуникации, а также для осуществления валютно-финансовых операций, маркетинговых исследований рынка, электронной рекламной и иной коммерческой деятельности.

По национальной принадлежности ИМЭ подразделяется на две взаимодействующие подсистемы — международную инфраструктуру и инфраструктуру внешнеэкономической деятельности (ВЭД) стран мира.

Инфраструктура ВЭД страны есть подсистема национальной экономики, обеспечивающая налаживание и развитие мирохозяйственных связей. Причем ее объекты могут быть в собственности резидентов, нерезидентов, а также в совместной собственности.

К международной инфраструктуре относится та часть ИМЭ, услугами которой пользуются представители разных стран, причем доля клиентов-нерезидентов у провайдеров международных инфраструктурных услуг должна быть существенной. Кроме того, необходимо обеспечить высокую степень доступности таких услуг для нерезидентов страны, на территории которой расположен соответствующий инфраструктурный объект. Доступность в данном случае предполагает отсутствие серьезных ограничений на предоставление инфраструктурных услуг нерезидентам и понятный порядок доступа к соответствующим услугам. Что касается институциональной подсистемы ИМЭ, то ее элементам можно присваивать международный статус, если в их составе представлены индивидуальные или коллективные участники из разных стран.

Некоторые элементы международной инфраструктуры располагаются на территории одной страны, чаще в рамках ее административно-территориальной единицы. К

ним относятся международные финансовые центры; транспортно-логистические центры; международные товарные, фондовые биржи и аукционы; евробанки и финансовые оффшоры; международные информационные и рейтинговые агентства; международные торговые дома и выставочные центры; международные финансовые посредники и т.п.

Другие элементы международной инфраструктуры географически, по признаку владения и управления, охватывают, как минимум, несколько стран. В их числе международные транспортные коридоры; международные магистральные трубопроводы; международные телекоммуникационные сети; специализированные системы телекоммуникаций, такие как СВИФТ; и др.

И наконец, в системе международной ИМЭ присутствуют элементы, практически не имеющие физического местоположения, так как их пользователи получают доступ к инфраструктурным услугам через киберпространство. Такими виртуальными элементами являются онлайновые вендоры (интернет-торговцы информацией); онлайновые брокеры рынка Форекс; интернет-биржи и интернет-аукционы; системы оптовой электронной торговли и др.

К основным функциям инфраструктуры мировой экономики мы относим:

1. Обеспечение взаимосвязей и взаимодействия между субъектами мировой экономики.

2. Обеспечение реализации всех форм международных экономических отношений.

3. Обеспечение интеграции экономик отдельных стран в систему мировой экономики.

Предлагаемое нами строение инфраструктуры мировой экономики, отражающее соотношение разноуровневых инфраструктур, обеспечивающих осуществление внешнеэкономических операций, представлено на рис. 2.

ИМЭ функционирует, обеспечивая всю совокупность разнообразных форм международного экономического сотрудничества. Международная составляющая ИМЭ взаимодействует с национальными инфраструктурами ВЭД, которые также взаимодействуют друг с другом, обеспечивая соблюдение инфраструктурных интересов участников ВЭД своих стран.

Рис. 2. Иерархия подсистем инфраструктуры мировой экономики

Так как в различных странах мира национальные регионы имеют право осуществлять внешнеэкономические связи, то, соответственно, в рамках инфраструктуры ВЭД страны функционируют инфраструктуры ВЭД субнационального уровня, обеспечивающие ВЭД хозяйствующих субъектов регионов (областей, провинций, штатов, автономных округов). Инфраструктуры ВЭД регионов взаимодействуют друг с другом в рамках одной страны, совместно создавая инфраструктурные условия реализации внешнеэкономического потенциала регионов

страны. А также взаимодействуют между собой региональные инфраструктуры ВЭД двух и более стран, обеспечивая внешнеэкономические связи регионов разных государств.

Каждый иерархический уровень и функциональная подсистема инфраструктуры мировой экономики заслуживает отдельного исследовательского внимания. Нашей же задачей было показать ИМЭ как сложную многокомпонентную систему, которая, в свою очередь, является подсистемой мировой экономики.

Список использованной литературы

1. Комаров М.П. Инфраструктура регионов мира. СПб., 2000.

2. Могилевкин И.М. Глобальная инфраструктура: механизм движения в будущее. М., 2010.

3. Улин Б. Межрегиональная и международная торговля: пер. с англ. М., 2004.

4. Услуги в современной экономике / отв. ред. Л.С. Демидова, В.Б. Кондратьев. М., 2010.

5. Федько В.П., Бондаренко В.А., Бондаренко Е.А. Экономика мирохозяйственных связей и их инфраструктурное обеспечение / М-во образования и науки Рос. Федерации; Рост. гос. экон. ун-т «РИНХ». Ростов н/Д, 2004.

6. Ягодкина В.М. Институты мировой экономики: проблемные аспекты. Иркутск, 2004.

Bibliography (transliterated)

1. Komarov M.P. Infrastruktura regionov mira. SPb., 2000.

2. Mogilevkin I.M. Global'naya infrastruktura: mekhanizm dvizheniya v budushchee. M., 2010.

3. Ulin B. Mezhregional'naya i mezhdunarodnaya torgovlya: per. s angl. M., 2004.

4. Uslugi v sovremennoi ekonomike / otv. red. L.S. Demidova, V.B. Kondrat'ev. M., 2010.

5. Fed'ko V.P., Bondarenko V.A., Bondarenko E.A. Ekonomika mirokhozyaistvennykh svyazei i ikh infrastrukturnoe obespechenie / M-vo obrazovaniya i nauki Ros. Federatsii; Rost. gos. ekon. un-t «RINKh». Rostov n/D, 2004.

6. Yagodkina V.M. Instituty mirovoi ekonomiki: problemnye aspekty. Irkutsk, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.