Научная статья на тему 'Государственно-частное партнерство как инструмент формирования инновационной модели инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в Южном федеральном округе'

Государственно-частное партнерство как инструмент формирования инновационной модели инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в Южном федеральном округе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
74
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФРАСТРУК-ТУРА ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНО-СТИ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ЮФО / МОДЕРНИЗАЦИЯ / ИННОВАЦИИ / КООРДИНАЦИЯ / РАЗРАБОТКА / АССОЦИАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Таракановская Е. А.

На современном этапе формиро-вания инфраструктуры ВЭД в ЮФО существует необходимость государст-венно-частного партнерства не только в финансировании качественно новых изменений, но и в разработке нововве-дений. В статье автор предлагает форму такого взаимодействия: путем создания организации, регулирующей все инновации в инфраструктуре ВЭД региона от разработки до внедрения. Кроме того, это предложение основано на современных тенденциях развития инфраструктуры ВЭД.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Государственно-частное партнерство как инструмент формирования инновационной модели инфраструктуры внешнеэкономической деятельности в Южном федеральном округе»

Таракановская Е.А

аспирант кафедры «Международной торговли и таможенного дела Ростовского государственного экономического университета (РИНХ)

Эл.почта: ekaterina tag@rambler.ru

ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ИНСТРУМЕНТ ФОРМИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ МОДЕЛИ ИНФРАСТРУКТУРЫ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЮЖНОМ

ФЕДЕРАЛЬНОМ ОКРУГЕ

На современном этапе формирования инфраструктуры ВЭД в ЮФО существует необходимость государственно-частного партнерства не только в финансировании качественно новых изменений, но и в разработке нововведений. В статье автор предлагает форму такого взаимодействия: путем создания организации, регулирующей все инновации в инфраструктуре ВЭД региона от разработки до внедрения. Кроме того, это предложение основано на современных тенденциях развития инфраструктуры ВЭД.

Ключевые слова: инфраструктура внешнеэкономической деятельности, государственно-частное партнерство, ЮФО, модернизация, инновации, координация, разработка, ассоциации.

Процесс рыночной интеграции России в мировую торговлю и систему международного разделения труда сформировал мощный вектор развития национальной экономики, который с учетом товарной структуры экспорта РФ и его вкладом в доходную часть федерального бюджета соизмерим с внутренними факторами развития [2].

Другой важной особенностью развития ВЭД России является трансформация ее модели в рамках отмены государственной монополии на внешнюю торговлю на базе включения регионального уровня управления в систему внешнеэкономических связей. Модернизация двухуровневого взаимодействия «государство-предприятие» задействовала третий элемент управления - регионы РФ, что привело к повышению роли институциональных механизмов системы управления регионом, одним элементом которой выступает инфраструктура ВЭД [3].

В условиях глобализации и повышения уровня конкуренции на мировых рынках на этапе восстановительного роста мировой экономики совершенствование организационно-институциональной базы

внешнеэкономической деятельности регионов РФ становится особенно необходимым. Развитие и внедрение инноваций во внешнеэкономическом

комплексе страны на региональном уровне являются одним из основных стратегических направлений развития.

В частности, развитие инфраструктуры ВЭД ЮФО становится важнейшим фактором расширения внешнеэкономического потенциала в воспроизводственной системе хозяйственного комплекса каждого из его регионов. Низкий уровень институционализации и технического оснащения ВЭД ЮФО формирует дополнительные риски, которые не могут быть редуцированы в условиях сохраняющейся тенденции дальнейшего износа материальнотехнической базы инфраструктуры ВЭД округа.

Качественное развитие инфраструктуры ВЭД в интересах частных

инвесторов и государства будет способствовать улучшению экономического климата в ЮФО. Современная и технически оснащенная инфраструктура ВЭД позволит повысить и инвестиционную привлекательность региона, а также приведет к более стабильной и экономически эффективной работе участников ВЭД.

«Субъекты РФ, за незначительным исключением, пока не нацелены на формирование системы регионального уровня поддержки, стимулирования экспортной активности, формирования инфраструктуры для субъектов предпринимательства и эффективного инвестиционного поля для привлечения иностранных инвесторов» [1].

Таким образом, современная политика и региональная практика фрагментарного развития инфраструктурного компонента ВЭД существенным образом ограничивают возможности использования международного фактора развития территорий, что становится особенно важным в процессе восстановительного развития экономики РФ в ближайшие годы.

Развитие данного вывода применительно к ЮФО является более чем актуальным, что подтверждается геостратегическим положением ЮФО. Из всех федеральных округов РФ ЮФО имеет наибольшую долю сухопутных и морских внешних границ по отношению к границам внутренним. Этот фактор предопределяет значимость его логистической внешнеторговой инфраструктуры,

закрепляя за ЮФО специализацию национального транзитера внешнеторговых грузов для России и других государств.

Анализ товарной структуры внешнеторгового оборота ЮФО позволяет заключить, что стратегическое развитие округа в среднесрочной перспективе связано с транспортировкой энергоносителей, металлов, зерновых культур, с контейнерными перевозками товаров как собственного производства, так и сопредельных регионов.

Таким образом, инфраструктура ВЭД ЮФО в ближайшие годы будет выступать в качестве институционального ресурса, уровень развития которого будет определять реальные перспективы дальнейшего использования конкурентных преимуществ товарно-ресурсной базы региона с учетом сформировавшихся наднациональных трендов развития рынков базовых товаров в мировой экономике. Это определяет актуальность научного исследования возможностей и направлений развития инфраструктуры ВЭД ЮФО, ее влияния на международную конкурентоспособность хозяйственного комплекса округа в целом.

Говоря о возможностях современной проблематизации данного направления и отыскании возможных путей решения, весьма важно учитывать ту платформу научно-практических разработок, которая сформировалась на сегодняшний день.

Теоретическим и практическим проблемам совершенствования управления внешнеэкономической деятельностью России, использованию инструментов и механизмов государственного и регионального управления ВЭД, включая взаимодействие подсистем ВЭК регионов, посвящены научные работы Акоповой Е., Балабанова И., Барковского А., Борисовой В., Вардомского Л., Гранберга А., Давыдова О., Евченко Н., Ломакина В., Овчинникова В., Оболенского В., Покровской В., Прокушева Е., Рубинской Э., Семенова К., Солодкова Г., Смитиенко Б., Стровского Л., Шевченко И. и др.

Комплексное исследование инфраструктуры товарного рынка составляет важный фрагмент теоретического багажа современной экономической науки, который формирует современную систему знаний о взаимодействии различных

функциональных составляющих экономики, оптимальность которого становится важнейшим условием сохранения устойчивости и эффективности обменнораспределительных механизмов современного рынка. В этой связи необходимо отметить работы таких отечественных ученых, как Альбеков А., Блохин Ю., Жамин В., Зотова Т., Комаров М., Костоглодов Д., Красовский В., Новоселов А., Орешин В., Сергеев В., Стаханов В., Федько В., Шарипов А. Среди зарубежных ученых рассмотрение данной проблематики представлено в работах Брю С., Иохимсена Р., Линдерта П., Макконела К., Маркса К., Розенштейна-Родана П., Самуэльсона П.

Научную платформу теоретического анализа и эмпирических оценок функциональной роли инфраструктурного обеспечения мирохозяйственных связей составляют работы таких отечественных и зарубежных ученых, как Ансоффа И.. Акопова Е., Басенко А., Бондаренко А., Рулина Е., Смитиенко Б., Таранов П., Федько В, Шевченко И. и др.

Тем не менее, несмотря на расширенную теоретико-методологическую базу анализа современного развития инфраструктуры, не все вопросы и аспекты ее современной институционализации получили должный уровень разрешения. Кроме того, важно отметить, что трансформация организационноинституциональной базы внешнеэкономической деятельности России и ЮФО, в частности, стимулирует постоянное обновление системы стратегических и тактических задач, лежащих в плоскости развития инфраструктурной составляющей ВЭД.

Одним из примеров важности данного посыла является формирование Таможенного союза (ТС) между Россией, Белоруссией и Казахстаном, результатом которого стал интенсифицировавшийся в современный момент процесс реформирования инфраструктуры ВЭД РФ стран, входящих в ТС, их транспортных комплексов, унификация тарифной политики и создание системы единого и полноценного информационного взаимодействия между таможенными органами РФ и Республики Казахстан.

Все это позволяет говорить о научно-практической важности современного исследования условий функционирования инфраструктуры ВЭД ЮФО и

выявления возможностей и путей усиления внешнеэкономического потенциала округа на основе развития инфраструктуры ВЭД как фактора эффективного использования конкурентных преимуществ товарно-ресурсной базы региона.

При решении данной задачи особенности и условия современного развития инфраструктуры внешнеэкономического комплекса ЮФО должны рассматриваться в рамках комплексного синтеза направлений стратегического развития инфраструктуры как базового компонента организационноинституциональной базы внешнеэкономической деятельности ЮФО.

В качестве релевантного априорного допущения, которое можно сформулировать для решения данной задачи, в качестве ее искомого решения можно обозначить следующий посыл.

В современный момент, динамика интеграции РФ в систему международной торговли формирует дополнительный импульс к трансформации инфраструктуры ВЭД России. Инструментом повышения уровня реализации потенциала взаимной торговли ЮФО в системе межстранового взаимодействия выступает модернизация инфраструктуры ВЭД региона. Последняя должна базироваться на создании в региональной транспортно-логистической системе ЮФО сети терминально-логистических комплексов и межотраслевых информационных логистических порталов; консолидации основных элементов транспортной системы перевозки внешнеторговых грузов с целью создания в крупных транспортных узлах современных интермодальных логистических центров; формировании «Лаборатории инноваций инфраструктуры ВЭД» как эффективной организационной формы управления развитием инновационной инфраструктуры международного сотрудничества в ЮФО.

Системное доказательство данной рабочей гипотезы может быть сведено к следующей системе научных положений, которые были разработаны на основе комплексного изучения инфраструктуры ВЭД ЮФО, специфики ее современной институционализации, возможностей модернизации с учетом того актуального тренда, который формируется в контексте общего развития внешнеэкономической деятельности России и ее инфраструктурного обеспечения.

Развитие внешнеэкономических связей России на базе расширения ее рыночного присутствия в глобализирующемся пространстве мировой экономики, усиление интеграционной перспективы дальнейшей экономической консолидации РФ и стран СНГ формируют дополнительный импульс к трансформации инфраструктуры ВЭД России. Инструментом повышения уровня реализации потенциала взаимной торговли России, Республики Белоруссии и Казахстана в рамках Таможенного союза (ТС) должна выступить модернизация инфраструктуры ВЭД стран-участниц ТС. Для ЮФО важным направлением такой модернизации является обеспечение информационного взаимодействия между таможенными органами округа и Республики Казахстан, что на региональном уровне будет содействовать дальнейшей отмене таможенного контроля на внутренних границах РФ и Республики Казахстан в 2011 г.

Изменение системы таможенного регулирования в рамках функционирования ТС в современный момент формирует магистральный вектор реформирования транспортных комплексов стран-участниц ТС, унификации тарифной политики и способствует переходу к реализации совместных проектов в области скоординированной модернизации инфраструктуры ВЭД. Для России данный комплекс мер должен быть использован как фактор увеличения ее транзитного потенциала. Применительно к ЮФО увеличение транзитного потока грузов должно опираться, прежде всего, на модернизацию инфраструктуры ВЭД: создание в региональной транспортно-логистической системе сети терминальнологистических комплексов и межотраслевых информационных логистических порталов.

Как показало исследование, в структуре организационноинституциональной базы внешнеэкономической деятельности ЮФО инфраструктура выступает в качестве ее базового компонента. Индикатором этого является тот факт, что принятие Таможенного кодекса ТС резко обострило необходимость решения задачи обеспечения свободного прохода товаров через границу ЮФО. Для повышения эффективности работы транспорта в сфере ВЭД ЮФО и сокращения сроков доставки грузов необходимо, в частности,

активизировать работу по обустройству пунктов пропуска через государственную границу РФ, большая часть которых в ЮФО работает по временной схеме.

Превышение времени задержки грузов в российских портах по сравнению со среднеевропейскими нормами, увеличение общего времени пребывания товара в пути являются общим местом в работе транспортного комплекса РФ, что снижает объем экспорта страны. Как показал анализ, формирование ТС не привело к возникновению системных проблем в работе транспортного комплекса ЮФО, но выступило индикатором низкой эффективности его работы. Это позволяет обосновать необходимость модернизации инфраструктуры ВЭД в ЮФО, которая должна производиться на основе функциональной консолидации основных элементов транспортной цепи движения внешнеторговых грузов -автомобильных перевозчиков, портов и железнодорожного транспорта - с целью создания в крупных транспортных узлах (г. Новороссийск, Ростов-на-Дону, Астрахань) современных интермодальных логистических центров. Условием эффективной институционализации последних должно стать обеспечение возможности аккумулирования в режиме реального времени информационного массива данных об основных составляющих транспортного процесса, а также формирование соответствующей инфраструктурной базы: накопительных

терминалов, резервных площадок, подвижного состава и др.

На современном этапе развития ЮФО в качестве значимого институционального элемента стратегии реализации его внешнеэкономического потенциала должна рассматриваться инновационная инфраструктура международного сотрудничества. В связи с этим была произведена разработка и обоснование создания и функционирования «Лаборатории инноваций инфраструктуры ВЭД» (Лаборатории ИИВЭД), которые позволят координировать и модернизировать работу инфраструктуры ВЭД в ЮФО, а также предложена организационная структура лаборатории ИИВЭД в ЮФО, определены ее базовые функции, источники финансирования, кроме того, схема регионального развития инфраструктуры ВЭД в ЮФО, а также алгоритм, в рамках которого реализация схемы регионального развития будет осуществляется посредством лаборатории ИИВЭД.

Обобщая данные положения, можно резюмировать, что их научная новизна в целом заключается в теоретико-методическом обобщении и выработке научнопрактических рекомендаций по развитию инфраструктуры ВЭД ЮФО, ее дальнейшей институционализации как важного фактора использования конкурентных преимуществ товарно-ресурсной базы региона с учетом глобализационных процессов и среднесрочной конъюнктуры развития мировых рынков.

Теоретическая значимость тезисно приведенного выше доказательства или обоснования рабочей гипотезы определяется изначально раскрытой в настоящей статье актуальностью рассматриваемой проблемы, реализацией комплексного подхода к идентификации особенностей и условий развития инфраструктуры ВЭД ЮФО и состоит в дальнейшем развитии теоретико-методологических представлений о стратегическом программировании развития инфраструктуры как центрального элемента организационно-институциональной базы внешнеэкономической деятельности ЮФО.

Выводы и положения, вытекающие из проведенного комплексного анализа особенностей современного развития инфраструктуры внешнеэкономического комплекса ЮФО могут быть использованы при разработке и обосновании направлений и методических подходов к управлению процессом развития инфраструктуры ВЭД как фактора повышения эффективности интеграции хозяйственных комплексов регионов ЮФО в систему мирохозяйственных связей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК:

1.Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р;

2. Закон о государственно-частном партнерстве: необходимость принятия и предмет регулирования. Май 2009, Журнал "Корпоративный юрист" № 5. Евгений Глумов, менеджер проектов Департамента ГЧП и инфраструктуры;

3. Стратегия экономического развития ЮФО до 2025 г.;

4. Ведута Е.Н. Стратегия и экономическая политика государства. - М.:

Академический проспект, 2004;

5. Шарингер Л. Новая модель инвестиционного партнерства государства и частного сектора // Мир перемен. 2004. №2. С.13.

6. Частно-государственное партнерство: состояние и перспективы развития в России: Аналитический доклад. М.: Институт экономики РАН, Национальный инвестиционный совет, 2006. С. 14.

7. М. Дерябина Государственно-частное партнерство: теория и практика. institutiones.com

8. Методические рекомендации по реализации кластерной политики в субъектах Российской Федерации. www.economy.gov.ru

9. www.stplan.ru Понятие и этапы стратегического планирования;

10. Ориентированное на рынок стратегическое планирование. www.studfiles.ru

11. Public-Private Partnerships: Financing a Common Wealth. Wash., 1985. P. G7.

12. Gerrard M. B. What Are Public-Private Partnerships, and How Do They Differ from Privatizations? // Finance & Development. 2001. Vol. 38, N 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.