_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 330.1
Юдина И.С.
аспирант 1 курса по специальности «Экономика и управление народным хозяйством», Московский государственный университет дизайна и технологии,
г. Москва, Российская Федерация Антонов А.П.
Кандидат технических наук, доцент кафедры «Экономики и менеджмента» Московский государственный университет дизайна и технологии
г. Москва, Российская Федерация
К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕРМИНА «ДИВЕРСИФИКАЦИЯ»
Аннотация
В статье отражены результаты анализа и систематизации существующих взглядов на определение термина «диверсификация». Результатом исследования является универсальное определение термина «диверсификация» на основе национального стандарта РФ по терминологической работе ГОСТ Р ИСО 7042010.
Ключевые слова
диверсификация, диверсификация производства, многообразие, разнообразие
Деятельность по унификации, упорядочиванию и стандартизации терминологии имеет ряд сложностей, связанных с осмыслением сущности терминов в виду многогранности и специфичности области их применения. Понятийное поле предметной области исследования не должно быть случайным набором терминов. Предметная область исследования устанавливает границы изучения, в которых находится множество связанных и не структурированных понятий [1, с. 14], между которыми необходимо установить смысловые взаимосвязи. В различных публикациях неоднократно отмечалось отсутствие общепринятых определений терминов, в том числе возникает много вопросов о том, каков смысл термина «диверсификация».
В экономической литературе встречается множество определений термина «диверсификация». Термин «диверсификация» трактуется по-разному, исходя из различных экономических ситуаций. В табл. 1. обобщены определения термина «диверсификация», которые представлены в научных публикациях, монографиях, учебниках и других отечественных и зарубежных источниках по вопросам экономики и управления.
Таблица 1
Анализ термина «диверсификация»
П№ п/п Автор издания Содержание определения
1 2 3
1 М.В. Гуцев Стратегия, разработанная в целях уменьшения риска, распределения капиталовложений между различными парами валют [25].
2 Ю.В. Куренков Разнообразие и обогащение всех сфер хозяйственной жизни и право демократического добровольного выбора физическими и юридическими лицами любой из имеющихся форм деятельности, если это не нарушает принятых в стране законов [10, с. 9].
3 А.В. Макаров Стратегия корпоративного уровня, разрабатываемая с целью обеспечения конкурентоспособности предприятия в долгосрочной перспективе, предполагающая формирование производственных секторов и направлений в технологически новых для данного предприятия областях деятельности [11, с. 29301.
4 Р.А. Кокорев Под диверсификацией более узко подразумеваются разнообразие форм собственности и моделей управления этой собственностью; обогащение и использование многих факторов производства: капитала, труда, сырья, материалов, энергии, науки, образования; разнообразие инвестиций и разнонаправленность
финансовых потоков; обогащение продуктово-отраслевой структуры хозяйства, как страны в целом, так и отдельных регионов; многообразие размеров предприятий и т.д. [26].
5 Е.Е. Румянцева Общая деловая практика, направленная на расширение номенклатуры товаров и услуг и (или) географической территории, для того, чтобы рассосредоточить риск и снизить зависимость от циклического бизнеса [15, с. 826].
6 Н.Б. Рудык Процесс проникновения корпорации в новые отрасли производства и географические сегменты рынка с целью снижения риска операций и стабилизации потоков денежных средств, поступающих от этих операций [16].
7 Е.Г. Новицкий Проникновение фирм в отрасли, не имеющие прямой производственной связи или функциональной зависимости от основной отрасли их деятельности; в широком смысле - распространение хозяйственной деятельности на новые сферы [12].
8 А.А. Томпсон, А. Дж. Стрикленд Процесс проникновения фирмы в другие отрасли производства [19].
9 О.С. Виханский Стратегия развития фирмы, применяемая в том случае, если фирмы не могут развиваться на данном рынке с данным продуктом в рамках данной отрасли [5].
10 Ф. Котлер Возможность разработки и выпуска новой продукции для новых рынков [6, с.143-147].
11 В.Раманьям, П. Варадараджан Вхождение компании или бизнес-единицы в новые сферы деятельности посредством как внутреннего роста, так и приобретений, что влечет за собой изменения в административной структуре и других управленческих процессах [21].
12 С. Никитин, Л. Демидова Проникновение крупных компаний в другие отрасли, не находящиеся в прямой связи с их основной отраслью [13, с. 20]
13 Эдвин Г. Буз, Джеймс Л. Аллен, Карл Л. Гамильтон Способ расширения основного бизнеса с целью роста и/или снижения риска, который: 1) включает все инвестиции, за исключением тех, которые непосредственно нацелены на поддержание конкурентоспособности существующего бизнеса; 2) может принимать форму инвестиций в новые продукты, услуги, сегменты рынка и географические рынки; 3) может достигаться несколькими способами, включая внутреннее развитие, приобретения, организацию совместных предприятий, лицензионные соглашения [22].
14 Р.А. Питтс, Г.Д. Гопкинс Одновременное ведение нескольких видов бизнеса [23].
15 Д. Берри, М. Горт Диверсификация определяется с точки зрения границ рынков или отраслей, в которых ведет свою деятельность компания [24].
16 В. К. Скляренко Проникновение фирм в разнородные, технологически не связанные с собой отрасли [17].
17 Э.Р. Кокова Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства [27].
18 Словарь делового человека под ред. В.Ф. Халипова Переход от односторонней, часто базирующейся лишь на одном продукте производственной структуры, к многопрофильному производству с широкой номенклатурой выпускаемой продукции и выходом с ними на новые рынки [3, с. 79].
19 В.И. Данилов-Данильян Разнообразие, разностороннее развитие хозяйственной деятельности в целях повышения ее эффективности [7, с. 52 ].
20 М.Г. Коваленко Одновременное развитие многих не связанных друг с другом видов производства, расширение ассортимента производимых изделий и услуг [28].
21 М.В. Гуцев Расширение ассортимента, изменение вида продукции, производимой предприятием, фирмой, освоение новых видов производств с целью повышения эффективности производства, получения экономической выгоды, предотвращения банкротства.
22 Т.В. Ускова, С.С. Копасова Расширение видов экономической деятельности и вклад новых видов в социально-экономическое развитие региона с целью повышения его конкурентоспособности и улучшения в итоге благосостояния населения [20].
23 М.Г. Коваленко Процесс всестороннего развития, относительно устойчивого к экономическим кризисам многоотраслевого хозяйства.
24 С.А. Наумов Процесс, направленный на расширение производственной структуры экономики региона путем реализации стратегии замещения его монопрофильных производств предприятиями, основанными на передовых и инновационных технологиях, осуществляющими производство новых видов товаров и услуг, востребованных
нетрадиционными для региона сегментами рынка и созданных посредством рационального перераспределения инвестиционных и управленческих ресурсов с целью снижения зависимости региональной экономики от деятельности традиционной профильной отрасли хозяйствования, а социальной сферы - от финансового положения основных промышленных предприятий [14, с. 23].
25 М.А.Стрелков Процесс перераспределения ресурсов корпорации в различные сферы деятельности, существенно отличающихся от уже освоенных [18, с. 9].
26 Экономическая энциклопедия под ред. Л.И.Абалкина Увеличение количества видов товаров и услуг, предназначенных для экспорта [2, с. 161-162].
27 Ф.Е.Ляшко, В.И.Приходько, Г.С.Татюшкина Распределение инвестируемых или ссужаемых денежных капиталов между различными объектами вложений с целью снижения риска возможных потерь капитала или доходов от него [9, с. 27.].
28 М.В. Гуцев Расширение видов деятельности, переход к более разнообразным способам ведения хозяйства, объектам вложения активов и источникам привлечения ресурсов.
29 Т.Е.Кононенко Одна из форм концентрации собственного или заемного капитала в целях выполнения новых видов деятельности и проникновения на новые рынки, для которых у предприятия ранее не имелось возможностей [8, с.79].
30 Т.Е.Кононенко Проникновение в новые сектора строительного и нестроительных рынков с одновременным развитием нескольких связанных или несвязанных друг с другом видов производств или сочетание производства товаров в разнородных сферах деятельности.
Термин «диверсификация» и понимание его сущности претерпели естественные изменения в историческом процессе и продолжают оставаться неоднозначными [7, С. 143].
Термин «диверсификация» включает ряд толкований, рассматриваемых в табл. 1., которые не достаточно широко раскрывают его суть. А именно, трактовки авторов: А.В. Макарова, Н.Б. Рудык, С. Никитина и Л. Демидовой, В. К. Скляренко, М.Г. Коваленко, М.А. Стрелкова, Е.Г. Новицкого, А.А. Томпсона и А.Дж. Стрикленда, В. Раманьяма и П. Варадараджана, Ф. Котлера, Э.Р. Коковой, В.Ф. Халипова, М.В. Гуцева, Р.А. Питтса и Г.Д. Гопкинса, С.А. Наумова, О.С. Виханского и Т.Е. Кононенко в описании термина используют тип неродственной (несвязанной) диверсификации. Например, Е.Г. Новицкий, использует в определении термина «диверсификация» такие словосочетания как «зависимость от основной деятельности» и «новые сферы», что указывает на характеристику одного из типов диверсификации. А.В. Макаров предлагает трактовку термина, в которой ключевыми фразами являются «обеспечение конкурентоспособности» и «технологически новые области деятельности». Обеспечивать конкурентоспособность предприятия позволяют различные мероприятия, факторы и прочее, что не относится к конкретной характеристике диверсификации. Фраза «технологически новые области деятельности» указывает на определение термина с помощью типа несвязанной (неродственной) диверсификации.
Таким образом, определения этих авторов не в полной мере описывают термин «диверсификация». Критерием такой оценки является национальный стандарт РФ по терминологической работе ГОСТ Р ИСО 704-2010 (далее - ГОСТ Р ИСО 704-2010), в котором указано, что определение должно описывать только одно понятие и оно не должно включать скрытых определений других понятий, например таких, которые затрагивают его свойства [1, с. 34]. Необходимо избегать терминов с побочными второстепенными значениями, особенно отрицательными.
Трактовки термина «диверсификация», которые предлагают авторы: Р.А. Кокорев, М.А. Стрелков, Эдвин Г. Буз, Джеймс Л. Аллен, Карл Л. Гамильтон описывают его в широком смысле. Изложение термина является широким, если при его описании включается много различных перечислений. Определения являются неточными, если они описывают содержание термина слишком узко или слишком широко. Трактовка считается слишком узкой, если выбранные характеристики исключают объект, являющийся частью объема определения [1, с. 39]. Д. Берри и М. Горт используют узкую трактовку термина «диверсификация» с позиции изменения границ рынка, которые могут либо сужаться, либо расширяться, а также с точки зрения отрасли, которая характеризуется предложением товаров на рынке. На основании
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
вышеизложенного можно отнести данную трактовку к определению вида диверсификации как стратегии компании. Термин должен быть нейтральным настолько, насколько это возможно.
Д. Берри и М. Горт, В.Ю. Куренков, В.И. Данилов-Данильян рассматривают диверсификацию в своих работах с позиции сфер и отраслей деятельности. Диверсификацию на уровне экономики региона или страны - Р.А. Кокорев, Т.В. Ускова и С.С. Копасова, М.Г. Коваленко. Например, Р.А. Кокорев раскрывает в определении сущность термина «диверсификация» на уровне региона и в целом государства. При этом используются такие характеристики системы как «разнообразие» и «многообразие». Ю.В. Куренков объясняет термин как стратегию, связанную с диверсификацией экономической деятельности. В.И. Данилов-Данильян предлагает обобщающее определение понятия диверсификации деятельности, которое подходит для любой экономической системы различных уровней.
М.В. Гуцев, Е.Е. Румянцева, Н.Б. Рудык, Эдвин Г. Буз, Джеймс Л. Аллен, Карл Л. Гамильтон, Ф.Е. Ляшко, В.И. Приходько и Г.С. Татюшкина определяют термин «диверсификация» как стратегию с целью минимизации и рассосредоточения риска. Например, М.В. Гуцев говорит о диверсификации как о типе стратегии организации, посредством диверсификации вложений в различные валюты. Однако диверсификация сама по себе связана с определенным риском и затратами, поэтому требует тщательного предварительного анализа.
Ф.Е. Ляшко, В.И. Приходько, Г.С. Татюшкина определяют диверсификацию как диверсификацию кредитов. В этом случае, диверсификация применяется, как распределение источников заимствования.
Толкование термина, предложенное Эдвином Г. Бузом, Джеймсом Л. Алленом, Карлом Л. Гамильтоном, относится к области менеджмента производственных активов и процесса их обращения.
В трактовке, указанной в «Словаре делового человека» под редакцией В.Ф. Халипова говорится о диверсификации производства и описывается с помощью типов диверсификации, что делает определение неточным. Т.Е. Кононенко в своей работе характеризует диверсификацию производства как стратегию развития предприятия в строительстве. Автор сводит трактовку термина к пониманию диверсификации как особого случая горизонтальной интеграции, что позволяет рассматривать ее с точки зрения рыночной структуры.
В экономической энциклопедии под редакцией Л.И. Абалкина диверсификация рассматривается, как расширение номенклатуры экспорта.
Выявлено, что все определения термина «диверсификация», рассматриваемые в данной работе имеют специальный, узкоприменимый характер. Сложная типология термина — это одна из причин широкого спектра определений. В ходе анализа установлено, что существуют различные подходы к трактовке термина «диверсификация», но большинство из них описывает конкретные социально-экономические системы, односторонние процессы, явления, феномены и т.д.
Можно условно распределить трактовки термина «диверсификация» по следующим группам: диверсификация производства, диверсификация сфер и отраслей деятельности, диверсификация экономики региона или страны, диверсификация как тип стратегии, родственная (связанная) диверсификация, неродственная (несвязанная диверсификация).
Универсальное определение термина «диверсификация» необходимо сформулировать так, чтобы оно раскрывало его сущность независимо от элемента типологизации.
На основании вышеизложенного можно делать вывод о содержании процесса, независимо от масштабов системы, на основе которого предлагается универсальное определение термина диверсификация. Диверсификация - это процесс формирования многообразия состояний системы за счет перераспределения системообразующего качества между разнообразными элементами, образующими эту систему. При этом под системой понимается множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которое образует определенную целостность, единство [4, с. 162].
Важной задачей является количественная характеристика уровня диверсификации системы. Ее можно охарактеризовать с позиции распределения системообразующего качества между ее элементами с помощью показателей структурного многообразия [4, с. 164]. Их применение позволит сделать диверсификацию целенаправленной, а значит управляемой.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
Список использованной литературы:
1. ГОСТ Р ИСО 704-2010 Национальный стандарт РФ. Терминологическая работа. Принципы и методы. - М.: Стандартинформ, 2012. - 14 с., - 34 с., - 39 с.
2. Экономическая энциклопедия/ под ред. Л. И. Абалкина. - М.: ОАО «Изд- во «Экономика». - 1999. - 161162 с.
3. Словарь делового человека (для ВУЗов)/ Под ред. В.Ф.Халипова. - М.: Интерпракс. - 1994. 79 с.
4. Антонов А.П. Оценка структурного многообразия системы. / А.П. Антонов // Journal of Corporate MANegemant and ECOnomics «MANEKO». - Братислава. - 2014. - № VI. - С. 161- 170.
5. Виханский О. С. Стратегическое управление: учебник. / О.С. Виханский. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарика, 1998.
6. Войтехович Е.Н., Басков И.С. Диверсификация с позиции ресурсной теории, трансакционного и портфельного подходов / Е.Н. Войтехович, И.С. Басков // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Естественные и экономические науки. - Амурский государственный университет (Благовещенск). - 2012. - № 59. - С. 143-147.
7. Данилов-Данильян В.И. Экономико-математический энциклопедический словарь / В. И. Данилов-Данильян. - М.: Инфра-М, 2003. - 52 с.
8. Кононенко Т.Е. Методологические аспекты диверсификации производства. Особенности диверсификации в строительстве / Т.Е. Кононенко //Современные тенденции развития науки и технологий. - Белгород. - 2015. - № 4-5. - С. 77-80.
9. Ляшко Ф.Е. Стратегический менеджмент в авиастроении: учебное пособие / Ф.Е. Ляшко, В.И. Приходько, Г.С. Тютюшкина. - Ульяновск, 2003.
10. Модернизация российской экономики: структурный потенциал/ отв. ред. Н.И. Иванова // М.: ИМЭМО РАН. - 2010. - С. 9.
11. Макаров А.В., Гарифуллин А.Р. Диверсификация как инструмент развития современного предприятия / А.В. Макаров, А.Р. Гарифуллин // Известия УрГЭУ. - 2010. - № 1 (27). - С. 27-36.
12. Новицкий Е. Г. Проблемы стратегического управления диверсифицированными корпорациями / Е. Г. Новицкий. - М.: Буквица. - 2001.
13. Никитин С., Демидова Л., Степанова М. Монополия, олигополия и конкуренция / С. Никитин, Л. Демидова // Мировая экономика и международные отношения. - М.: № 3. - 1989. - С. 18-26.
14. Наумов С.А. Развитие процессов диверсификации и модернизации экономики нефтегазодобывающего региона: автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук: 08.00.05 / Наумов, Семен Александрович. - Спб. -2011. - 23 с.
15. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия / Е.Е. Румянцева. - М.: ИНФРА-М, - 2008. - 826 с.
16. Рудык Н. Б. Конгломеративные слияния и поглощения: книга о пользе и вреде непрофильных активов: учебно-практическое пособие / Н. Б. Рудык. - М.: Дело. - 2005.
17. Скляренко В. К. Экономика предприятия / В. К. Скляренко. - М.: ИНФРА-М. - 2007.
18. Стрелков М.А. Управление диверсификацией предпринимательской деятельности российских корпораций. автореф. дис. на соиск. уч. ст. канд. экон. наук: 08.00.05 / Стрелков Михаил Анатольевич.- М.: 2008. -9 с.
19. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегий: учеб. для вузов / А. А Томпсон, А. Дж. Стрикленд; пер. с англ. под ред. Л. Г. Зайцева, М. И. Соколовой. - М.: Банки и биржи; - ЮНИТИ. - 1998.
20. Ускова Т.В., Копасова С.С. Диверсификация экономики региона - важнейшее условие повышения ее конкурентоспособности / Т.В. Ускова, С. С. Копасова // Экономические и социальные перемены в регионе: факты, тенденции, прогноз. - Вып. 40. - Вологда: ВНКЦ ЦЭМИ РАН. - 2007.
21. Ramanujam, Varadarajan, 1989 Ramanujam V. Varadarajan P. Research on Corporate Diversification: A Synthesis. // Strategic Management Journal. Vol. 10, - №6, Nov. - Dec.,1989, pp. 523—551.
22. Booz, Allen, Hamilton, 1985 Booz Allen, Hamilton. Diversification. A Survey of European Chief Executives [Journal]. New York: Booz, Allen and Hamilton, 1985. - 378 p.
23. Pitts, Hopkins, 1982 Pitts R. A., Hopkins, H. D. Firm diversity: conceptualization and measurement. // Academy
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2016 ISSN 2410-6070_
of Management Review. - №7, 1982, pp. 620— 629.
24. Berry C.H. Corporate Growth and Diversification // Journal of Law and Economics. Vol. 14, № 2. October, 1971, pp. 371—383.
25. Гуцев М.В. Журнал Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Диверсификация на высокотехнологичных предприятиях. №10/2011 [Электронный ресурс]. URL: http://cyberleninka.rU/article/n/diversifikatsiya-na-vysokotehnologichnyh-predpriyatiyah (дата обращения: 06.02.2016)
26. Кокорев Р.А. Роль институтов в диверсификации экономики Российской Федерации. Департамент корпоративного управления Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации [Электронный ресурс]. Доклад на Международной конференции «Strengthening Integration of the Economics in Transition into the World Economy through Economic Diversification. - Geneva, April 2-4. 2008. С. 10. URL: http://www.un.org/en/development/desa/policy/publications/general_assembly/eitconference/2apram_report_kokor ev_rus.pdf (дата обращения: 23.02.2016).
27. Кокова Э.Р. Диверсификация производства как фактор стимулирования интеграционных процессов в АПК. [Электронный ресурс]. URL: http://www.online-science.ru/userfiles/file/2cme5staht2oqmiz3kz45fxmotbztepq.pdf (дата обращения: 07.02.2016).
28. Коваленко М.Г. Диверсификация экономики региона и ее роль в преодолении внутрирегиональных различий [Электронный ресурс]. URL: http://vestnik.adygnet.ru/files/2013.1/2418/kovalenko1_2013_1.pdf (дата обращения: 07.02.2016).
© Юдина И.С., Антонов А.П., 2016
УДК33
Г.Яппарова
Казанский национальный исследовательский технический университет
(КНИТУ-КАИ) им. А.Н.Туполева
УПРАВЛЕНИЕ ОПЛАТОЙ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ
Управление заработной платой - самый сложный и ответственный вид управления в общей системе управления трудом. В ней отражается конфликт между трудом и капиталом. Отношения труда и капитала во многом формируют современного работника. Размер заработной платы является центральным элементом условий обмена. Рынок труда как система общественных отношений согласует интересы работодателей и наемных работников. Динамика рынка труда требует учета потому, что для различных категорий работников изменения в общем уровне заработной платы происходят неравномерно, и это может привести к несоответствию размеров заработной платы внутри предприятия на рынке труда.Заработная плата перестала быть стимулирующим фактором, что затрудняет проведение мотивирующей политики. Решение этих задач особенно актуально как одно из непременных условий преодоления экономического кризиса и быстрого послекризисного развития экономики. Более того, от механизма распределения оплаты труда зависит психологический «климат» в организации, во многом формирующий отношение работников к труду, организации, к ее руководству, к выпускаемой продукции и к собственному социальному положению. Важность этих факторов высока для организаций, преследующих цель длительной устойчивости на рынке, максимального повышения конкурентоспособности. Использование при этом адекватных математических моделей, статистических и эконометрических методов помогает находить лучшие управленческие решения, существенно повышающие эффективность деятельности предприятий и организаций [1-4].
Цель данной работы - изучить управление оплатой труда на предприятии. Для реализации поставленной цели решались следующие задачи: рассмотреть особенности деятельности предприятия ООО