Научная статья на тему 'К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ'

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
161
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНСУЛЬТАЦИОННЫЕ УСЛУГИ / КОНСАЛТИНГ / КОНСУЛЬТАЦИЯ / КОНСАЛТИНГОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КОНСУЛЬТАНТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелентьева Оксана Владимировна

Статья посвящена проблемам определения понятия и правовой сущности консультационных услуг. При этом консультирование различных видов (бухгалтерское, налоговое, маркетинговое, управленческое, юридическое) занимает значительное место в предпринимательской практике, так как успешность бизнеса напрямую зависит от принятия правильных решений по вопросам продвижения товаров и документального оформления деятельности предпринимателя. Однако отсутствие юридического определения понятия «консалтинг» и фрагментарное правовое регулирование консультационных услуг в целом в настоящий период порождают проблемы в правоприменении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE QUESTION OF DEFINING THE CONCEPT OF THE LEGAL ESSENCE OF CONSULTING SERVICES

The article is devoted to the problems of defining the concept and legal essence of consulting services. At the same time, consulting of various types (accounting, tax, marketing, management, legal) occupies a significant place in business practice, since the success of a business directly depends on making the right decisions on the promotion of goods and documenting the entrepreneur's activities. However, the lack of a legal definition of the concept of "consulting" and the fragmentary legal regulation of consulting services in general at the present time give rise to problems in law enforcement.

Текст научной работы на тему «К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ»

DOI 10.47643/1815-1337_2022_3_88 УДК 347.4

К ВОПРОСУ ОБ ОПРЕДЕЛЕНИИ ПОНЯТИЯ И ПРАВОВОЙ СУЩНОСТИ КОНСУЛЬТАЦИОННЫХ УСЛУГ ON THE QUESTION OF DEFINING THE CONCEPT AND LEGAL ESSENCE OF CONSULTING SERVICES

МЕЛЕНТЬЕВА Оксана Владимировна,

аспирант кафедры гражданского права и процесса ФГБОУ ВО «Оренбургский государственный университет». 460018, Россия, Оренбургская обл., г. Оренбург, пр. Победы, 13. E-mail: melenteva.advo2012@yandex.ru;

Melentieva Oksana Vladimirovna,

postgraduate student of the Department of Civil Law and Procedure Orenburg State University. 13 Pobedy Ave., Orenburg, Orenburg Region, 460018, Russia. E-mail: melenteva.advo2012@yandex.ru

Краткая аннотация. Статья посвящена проблемам определения понятия и правовой сущности консультационных услуг. При этом консультирование различных видов (бухгалтерское, налоговое, маркетинговое, управленческое, юридическое) занимает значительное место в предпринимательской практике, так как успешность бизнеса напрямую зависит от принятия правильных решений по вопросам продвижения товаров и документального оформления деятельности предпринимателя. Однако отсутствие юридического определения понятия «консалтинг» и фрагментарное правовое регулирование консультационных услуг в целом в настоящий период порождают проблемы в правоприменении.

Abstract. The article is devoted to the problems of defining the concept and legal essence of consulting services. At the same time, consulting of various types (accounting, tax, marketing, management, legal) occupies a significant place in business practice, since the success of a business directly depends on making the right decisions on the promotion of goods and documenting the entrepreneur's activities. However, the lack of a legal definition of the concept of "consulting" and the fragmentary legal regulation of consulting services in general at the present time give rise to problems in law enforcement.

Ключевые слова: предпринимательская деятельность, консультационные услуги, консалтинг, консультация, консалтинговая организация, консультант.

Keywords: entrepreneurial activity, consulting services, consulting, consulting, consulting organization, consultant.

Дата направления статьи в редакцию: 03.03.2022

Дата публикации: 31.03.2022

В современных условиях важное значение приобретает проблема всестороннего изучения особенностей возмездного оказания консультационных услуг или консалтинга. Консалтинг состоит в предоставлении интеллектуальной помощи в различных сферах жизнедеятельности человека. Консалтинг как форма передачи советов в обыденной практике существует столько же, сколько существует само человечество. В качестве бизнеса консалтинг возник в США, а затем получил развитие и в европейских странах. Одними из первых видов консультационных услуг были юридические, так как предприниматели не могли обойтись без услуг адвокатов и нотариусов.

Как отмечали Х.М. Беркс и Б. Стеффлре, «назначение консалтинга заключается в том, чтобы помочь клиентам понять и прояснить собственные взгляды на их жизненное пространство и научить их достигать собственных, самостоятельно определяемых целей посредством осуществления сознательных выборов и решения проблем эмоциональной и межличностной природы» [1].

Консалтинг получил столь широкое распространение, что в США в 70-е годы ХХ века на каждые сто управляющих в промышленности приходился один консультант. В настоящее время консультирование по вопросам экономики и управления в большинстве стран мира выступает отдельным сектором услуг. В США оборот этого сектора составляет 14 млрд. дол. в год, в Европе - 8 млрд. дол. в год, в Японии - 2,5 млрд. дол. в год, а в остальных странах мира в целом он оценивается в 2 млрд. дол. в год [6].

Что же касается консалтинга в России, то он возник сравнительно недавно, в 1990-х годах, причем изначально консультационные услуги касались только налоговой и юридической областей. В настоящее время рынок консалтинговых услуг значительно вырос, поскольку всем участникам стало очевидно, что консультационные услуги помогают улучшить ведение бизнеса. Так, по оценкам РБК и центра исследований «IPT Group», за последние 10 лет рынок консультационных услуг в нашей стране вырос на 73%1.

В период пандемии многие компании перешли на дистанционный (удаленный) режим работы, в связи с чем возникла необходимость в цифровизации и автоматизации бизнеса, и поэтому резко возрос спрос на консультационные услуги в сфере информационных технологий (например, на решения для онлайн-коммуникаций, на системы электронного документооборота, на обеспечение информационной безопасности, на вычислительные мощности для работы с большими данными).

С точки зрения этимологии термин «консалтинг» может иметь различное происхождение: от латинского слова «consultare» («давать советы, просить, обсуждать»), от английского слова «consulting» («советоваться, совещаться»), от немецкого слова (konsultieren), («советоваться с кем-либо, консультироваться»). В этой связи можно предположить, что данный термин произошел из латинского языка, но современное значе-

1 Обзор рынка консалтинговых услуг в России 2019-2020. [Электронный ресурс] https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/obzor-rynka-konsaltingovykh-uslug-v-rossii-2019-2020 (дата обращения: 01.03.2022).

ние приобрел при его переходе в английский язык. В целом консалтинг определяется как деятельность по консультированию физических и юридических лиц по вопросам, возникающим в финансовой, коммерческой, юридической, технологической, технической, управленческой и других сферах. Консалтинг охватывает довольно широкую область и обычно призван решать вопросы экономического либо финансового характера, но вместе с тем консалтинг может касаться и других узких направлений деятельности (например, экологический консалтинг, судебный консалтинг и т.д.).

При этом нужно заметить, что консалтинг представляет собой экономико-правовую категорию, и поэтому определения консалтинга можно встретить, как в экономической, так и в юридической литературе. Сначала обратимся к экономическому определению понятия «консалтинг». Так, С. Бисвас и Д. Твитчелл полагают, что консалтинг - «выявление, диагностика и разрешение проблем бизнеса» [2, с. 151]. Данное определение раскрывает суть консалтинга, однако в нем ничего не говорится о субъектах, объектах и способах предоставления консалтинговых услуг. В своей работе А.П. Посадский под консалтингом понимает «профессиональную помощь хозяйственным руководителям и управленческому персоналу различных организаций (клиенту) со стороны специалистов по управлению в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно вырабатываемых с клиентом решений» [6, с. 16]. В этом определении подчеркивается квалифицированность оказываемых консультационных услуг, но не указано, на кого направлены такие услуги.

В свою очередь А.В. Громов определяет консультирование в качестве «деятельности, осуществляемой профессиональными консультантами и направленной на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития» [3, с. 21]. Э.А. Уткин понимает под консалтингом профессиональное содействие специалистов по управлению, оказываемое руководителям и управленческому персоналу различных организаций в решении проблем их функционирования и развития в форме рекомендаций и совместно выработанных решений [11, с. 61].

З.Н. Козенко полагает, что консалтинг представляет собой оказание услуг, способствующих повышению экономической эффективности производства и социальной устойчивости организации [4]. Данная формулировка понятия «консалтинг» указывает на повышение эффективности ведения деятельности как основной результат полученной консультационной услуги, но не раскрывает, кому и кем предоставляется эта услуга.

Другие же авторы считают, что консалтинг является деятельностью, направленной на выявление и разработку предложений и программ с целью рационализации и оптимизации функционирования организации, помощи руководящему составу и управленцам в процессе принятия грамотных решений [9, с. 90].

К. Чакыров в своем учебном пособии определяет консалтинг как высококвалифицированную помощь руководителям, направленную на повышение работы организаций, которая оказывается независимыми (не входящими в состав организации) экспертами, специализировавшимися в определенной области [12, с. 25].

И.А. Прокопенко дает следующее определение понятия «консалтинг»: «консультационные услуги, оказываемые независимыми и профессионально подготовленными специалистами (консультантом или их группой) с целью помочь руководителю организации в диагностике, анализе и практическом решении управленческих и производственных проблемах» [7]. Здесь важно отметить, что автор признает консалтинг консультационными услугами.

В то же время зарубежные авторы дают следующее определение консалтинга, которое представляется очень узким: «Консалтинг -служба, работающая по контракту и оказывающая услуги организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, которые помогают организации-клиенту выявить управленческие проблемы, проанализировать их, дают рекомендации по их решению и содействуют при необходимости выполнению этих решений» [10, с. 18].

Исходя из приведенных определений понятия «консалтинг», можно сделать вывод, что в экономической теории нет единого поним а-ния рассматриваемого термина, а различные авторы обращают внимание на отдельные признаки консалтинга.

При этом задачи консалтинга могут быть разными, например: помощь в составлении бизнес-плана, разработка маркетинговой стратегии, анализ бизнеса и (или) продукта компании, сопровождение сложных сделок, сокращение издержек, повышение качества управления организацией, составление финансового прогноза для компании.

Субъектами консалтинга являются специалисты, оказывающие профессиональную помощь, которые называются консультантами. Различают внешних и внутренних консультантов. Внешние - это независимые консультационные фирмы или индивидуальные консультанты, оказывающие услуги клиентам на основе соответствующего договора, а внутренние - это специалисты, состоящие в штате организации (аналитический отдел). Иными словами, консультантами могут быть, как организации (консалтинговые, аудиторские, кредитные, страховые, образовательные), так и физические лица. По общему правилу, консультант - физическое лицо, осуществляющее профессиональную деятельность в конкретной области консультационных услуг, обладающее специальными знаниями, умениями, навыками и отвечающее квалификационным требованиям профессии.

Непосредственными объектами консультационных услуг являются различные сферы деятельности организаций или частных лиц, которые консультанты исследуют, составляют отчеты, а затем выдают своим клиентам (директорам, предпринимателям, работодателям) информацию, которая помогает им представить полную картину положения на современном рынке в интересующей их сфере. В дальнейшем, опираясь на данного рода информацию, клиенты консалтинговых организаций способны принимать мотивированные верные решения, которые будут способствовать достижению поставленных целей. Получается, что целью оказания консультационных услуг является информация, предоставляемая в виде разъяснений или рекомендаций.

В то же время в российском законодательстве отсутствуют легальные определения таких понятий, как: «консультация», «консалтинг»,

«консультационные услуги», «консультационная деятельность», «возмездное оказание консалтинговых услуг». В связи с этим можно привести только общие трактовки данных понятий. Так, консультация - это такой вид информации, которая предоставляется лицами, имеющими специальные познания в той или иной области, в форме дачи советов, рекомендаций и экспертиз клиентам в различных сферах деятельности.

Консультационные (консалтинговые) услуги - это деятельность по предоставлению услуг в виде советов, рекомендаций и экспертиз в различных сферах деятельности. Консультационная деятельность представляет собой совокупность услуг, связанных с интеллектуальной профессиональной деятельностью консультантов, в процессе которой консультант дает объективные и независимые советы и рекомендации, направленные на обслуживание потребностей клиентов.

Консалтинг в широком смысле означает вид интеллектуальной деятельности, основная задача которой заключается в анализе, обосновании перспектив развития и использования научно-технических и организационно-экономических новаций с учетом предметной области и проблем клиента. Европейская федерация ассоциаций консультантов по экономике и управлению (FEACO) определяет консалтинг как предоставление независимых советов и помощи по вопросам управления, включая определение и оценку проблем и/или возможностей, рекомендации соответствующих мер и помощь в их реализации1. Такого же мнения придерживаются Американская Ассоциация консультантов по экономике и управлению (ACME) и Институт менеджмент-консультантов (IMC).

Гражданский кодекс Российской Федерации относит консультационные услуги к возмездным услугам и распространяет на них нормы главы 39, но не дает четкого легального определения данных услуг. Так, согласно статье 779 ГК РФ по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

В ряде нормативных правовых актов законодатель использует термин «консультация», также не раскрывая самого определения данного понятия. Так, Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»2 проводит разграничение адвокатской деятельности и иных правовых услуг, оказываемых в форме консультаций. Согласно пункту 2 статьи 1 названного Федерального закона адвокатская деятельность не является предпринимательской, но вместе с тем является профессиональной, и поэтому услуги адвоката могут быть оказаны на основании договора возмездного оказания услуг, хотя в Федеральном законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» речь идет о соглашении об оказании юридической помощи (ст. 25). Кроме того, пункт 7 статьи 1 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-Ф3 «Об аудиторской деятельности»3 перечисляет прочие связанные с аудиторской деятельностью услуги, которые могут оказывать аудиторские организации, индивидуальные аудиторы наряду с аудиторскими услугами.

Кроме того, важно отметить, что в законодательстве не проводится четкого разграничения, какие виды услуг нужно относить к консультационным, а какие услуги таковыми не являются. В частности, на это обратил внимание суд: исследовав представленные в материалы дела документы и учитывая, что в ходе судебного разбирательства не представилось возможным определить налоговую базу по причине того, что налоговым органом не представлено доказательств, какова стоимость услуг, не являющихся и являющихся консультационными, суд обоснованно признал недействительным решение налогового органа в части доначисления НДС, пени и применения штрафа в оспариваемой части (постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2010 по делу № А36-3591/20094).

А. Саврук и Р. Красюк рассматривают консультирование как «сервисную услугу, обеспечивающую клиента независимым и объективным советом, предоставляемую специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента» [8, с. 27-28]. А другие авторы утверждают, что большинством ученых консультирование определяется как деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития [5, с. 16].

По нашему мнению, отечественные ученые наиболее точно раскрывают именно правовую сущность консультационных услуг. При этом первые два автора отмечают главную характеристику консультанта - его независимость, а второй - указывает на профессионализм при оказании услуг.

Итак, следует заключить, что все изложенные выше подходы к определению понятия «консалтинг» отражают простейшую модель процесса решения задач консультирования, ключевым же моментом здесь выступает информация, на которую ссылается консультант (исполнитель услуги), и на основании имеющихся у него данных консультант делает различные заключения с использованием логических выводов. Результатом же консультации выступает переработанная (интерпретированная) информация - знание, получаемое заказчиком.

Библиогра фия:

1. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling / H.M. Burks, B Stefflre. -3- d Ed. - New York, 1979.

2. Бисвас С., Твитчелл Д. Руководство по управленческому консалтингу: [пер. с англ. С. В. Гавриленко]. - 2-е изд. - М. [и др.]: Диалектика, 2004 (ГПП Печ. Двор). - 273 с.

3. Громов А.В. Развитие рынка консалтинговых услуг в условиях реформирования экономики России: дис. ... д-ра экон. наук / А.В. Громов. - СПб., 2002. - 210

с.

1 FEACO Information Document. - Bruxelles, 1994. - P. 2.

2 Федеральный закон от 31.05.2002 № 63-Ф3 (в ред. от 31.07.2020) «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 23. - Ст. 2102.

3 Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «Об аудиторской деятельности в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2022) // Собрание законодательства РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15.

4 Постановление ФАС Центрального округа от 19.02.2010 по делу № А36-3591/2009 // СПС «КонсультантПлюс».

4. Козенко З.Н. Сельская кредитная потребительская кооперация: теория, опыт, тенденции развития: Mонография / З.Н. Козенко; M-во сел. хоз-ва РФ. Департамент кадровой политики и образования. Волгогр. гос. с.-х. акад. (ВГСХА). - Волгоград: Изд-во Волгогр. гос. с.-х. акад., 2001. - 119 с.

5. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России [Текст] / [Кныш M.K, Громов А.В., Белявский А.Д. и др.]; под. ред. M.K Кныша; Санкт-Петербургский регион. обществ. фонд «Центр исслед. и содействия развитию лесного комплекса». - Санкт-Петербург: Дмитрий Буланин, 2003 (Акад. тип. Наука РАН). - 191 с.

6. Посадский А.П. Основы консалтинга: Пособие для преподавателей экон. и бизнес-дисциплин / А.П. Посадский. - M.: ГУ ВШЭ, 1999. - 238 с.

7. Прокопенко И.А. Управленческое консультирование как услуга / Проблемы теории управления. - M., 1988.

8. Саврук А., Красюк Р. Готовых решений не бывает // Рынок капитала. - 1998. - № 23-24. [Электронный ресурс] URL: http://www.management.com.ua/consulting/cons005.html (дата обращения: 01.03.2022).

9. Ситуационный анализ бизнеса и практика принятия решений: Учеб. для студентов ВУЗов / [ВМ Попов, С.И. Ляпунов, В.В. Филиппов, Г.В. Mедведев; Под ред. ВМ Попова, С.И. Ляпунова; Рос. акад. наук им. Г.В. Плеханова. - M.: КноРус, 2001. - 382 с.

10. Управленческое консультирование / Mеждународная академия менеджмента; под редакцией Mилана Кубра; перевод с английского M.K Бабунаш. - 2-е изд. (перераб.). - Mосква: Интерэксперт, 1992. - 318 с.

11. Уткин Э.А. Консалтинг: учебник / Э.А. Уткин; Ассоц. авт. и изд. «Тандем». - Mосква, 1998. - 253 с.

12. Чакыров К.И. Управленческое консультирование - организация процесса. - София, 1986.

References (transliterated):

1. Burks H.M., Stefflre B. Theories of Counseling / H.M. Burks, B Stefflre. -3- d Ed. - New York, 1979.

2. Bisvas S., Tvitchell D. Rukovodstvo po upravlencheskomu konsaltingu: [per. s angl. S. V. Gavrilenko]. - 2-e izd. - M. [i dr.]: Dialektika, 2004 (GPP Pech. Dvor). - 273

s.

3. Gromov A.V. Razvitie rynka konsaltingovyh uslug v usloviyah reformirovaniya ekonomiki Rossii: dis. ... d-ra ekon. nauk / A.V. Gromov. - SPb., 2002. - 210 s.

4. Kozenko Z.N. Sel'skaya kreditnaya potrebitel'skaya kooperaciya: teoriya, opyt, tendencii razvitiya: Monografiya / Z.N. Kozenko; M-vo sel. hoz-va RF. Depar-tament kadrovoj politiki i obrazovaniya. Volgogr. gos. s.-h. akad. (VGSKHA). - Volgograd: Izd-vo Volgogr. gos. s.-h. akad., 2001. - 119 s.

5. Konsaltingovye uslugi v usloviyah reformirovaniya ekonomiki Rossii [Tekst] / [Knysh M.I., Gromov A.V., Belyavskij A.D. i dr.]; pod. red. M.I. Knysha; Sankt-Peterburgskij region. obshchestv. fond «Centr issled. i sodejstviya razvitiyu lesnogo kompleksa». - Sankt-Peterburg: Dmitrij Bulanin, 2003 (Akad. tip. Nauka RAN). - 191 s.

6. Posadskij A.P. Osnovy konsaltinga: Posobie dlya prepodavatelej ekon. i biznes-disciplin / A.P. Posadskij. - M.: GU VSHE, 1999. - 238 s.

7. Prokopenko I.A. Upravlencheskoe konsul'tirovanie kak usluga / Problemy teorii upravleniya. - M., 1988.

8. Savruk A., Krasyuk R. Gotovyh reshenij ne byvaet // Rynok kapitala. - 1998. - № 23-24. [Elektronnyj resurs] URL: http://www.management.com.ua/consulting/cons005.html (data obrashcheniya: 01.03.2022).

9. Situacionnyj analiz biznesa i praktika prinyatiya reshenij: Ucheb. dlya studentov VUZov / [V.M. Popov, S.I. Lyapunov, V.V. Filippov, G.V. Medvedev; Pod red. V.M. Popova, S.I. Lyapunova; Ros. akad. nauk im. G.V. Plekhanova. - M.: KnoRus, 2001. - 382 s.

10. Upravlencheskoe konsul'tirovanie / Mezhdunarodnaya akademiya menedzhmenta; pod redakciej Milana Kubra; perevod s anglijskogo M.K. Babunash. - 2-e izd. (pererab.). - Moskva: Interekspert, 1992. - 318 s.

11. Utkin E.A. Konsalting: uchebnik / E.A. Utkin; Assoc. avt. i izd. «Tandem». - Moskva, 1998. - 253 s.

12. CHakyrov K.I. Upravlencheskoe konsul'tirovanie - organizaciya processa. - Sofiya, 1986.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.