Научная статья на тему 'Сущность и соотношение понятий сферы консультирования'

Сущность и соотношение понятий сферы консультирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
880
165
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОНСУЛЬТАЦИОННАЯ УСЛУГА / КОНСАЛТИНГ / CONSULTATION / CONSULTING SERVICE / CONSULTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожкова Екатерина Владимировна, Толузаров Станислав Владимирович

В статье рассматриваются основные понятия сферы консультирования. Авторы проводят сравнительный анализ понятийного аппарата и выделяют специфику каждого термина. Отражены сущностные характеристики и соотношения понятий «консультирование», «консультационная услуга» и «консалтинг».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESSENCE AND RATIO OF CONCEPTS OF CONSULTATION SPHERE

The main distinctions of the consulting sphere definitions are considered in the article. Authors carry out the comparative analysis of the conceptual device and allocate specifics of each term. The essential characteristics and relations of the concepts "consultation", "consulting services" and "consulting" reflects.

Текст научной работы на тему «Сущность и соотношение понятий сферы консультирования»

УДК 005.572 СУЩНОСТЬ И СООТНОШЕНИЕ ПОНЯТИЙ СФЕРЫ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

Рожкова Е.В., Толузаров С.В.

В статье рассматриваются основные понятия сферы консультирования. Авторы проводят сравнительный анализ понятийного аппарата и выделяют специфику каждого термина. Отражены сущностные характеристики и соотношения понятий «консультирование», «консультационная услуга» и «консалтинг».

Ключевые слова: Консультирование, консультационная услуга,

консалтинг.

ESSENCE AND RATIO OF CONCEPTS OF CONSULTATION SPHERE

Rozhkova E.V., Toluzarov S.V.

The main distinctions of the consulting sphere definitions are considered in the article. Authors carry out the comparative analysis of the conceptual device and allocate specifics of each term. The essential characteristics and relations of the concepts "consultation", "consulting services" and "consulting" reflects.

Keywords: Consultation, consulting service, consulting.

В условиях становления экономики знаний, где важнейшим ресурсом является информация, физические и юридические лица все более остро нуждаются в притоке дополнительных сведений по вопросам функционирования и развития. В результате формируется и усиливается по

степени значимости такой элемент рыночной инфраструктуры, как консультирование.

Вместе с тем, следует отметить, что в настоящее время отсутствует однозначная трактовка термина «консультирование». Эту проблему отмечают различные исследователи. Так, профессор А.Блюмин приводит 18 различных определений консультирования, обобщая которые, консультированием предлагает считать согласованный процесс передачи необходимых и востребованных знаний (информации) в определенной предметной области от консультанта клиенту с целью решения экономических, финансовых, юридических, организационных, производственных и других задач клиента. [1, ^ 14-17]

Обратим внимание, что автор анализирует лишь те определения, которые относятся к консультированию по тем или иным бизнес-задачам. Однако нельзя не отметить то, что термин «консультирование» широко используется и в других сферах: в медицине, психологии, технике и т.д. Соответственно, вряд ли можно считать предлагаемое автором определение достаточно полным.

Подобная проблема прослеживается и в трудах других авторов. Так, А.Саврука и Р.Красюк называют консультированием сервисную услугу, которая обеспечивает клиента независимым и объективным советом, предоставляется специализированной компанией или специалистом для идентификации и анализа управленческих проблем и возможностей компании-клиента.[9]

На наш взгляд, в некоторой степени снимает проблему определение, предлагаемое проф. М.Кнышем, согласно которому консультированием является деятельность, осуществляемая профессиональными консультантами и направленная на обслуживание потребностей коммерческих и некоммерческих организаций, физических лиц в консультациях, обучении, а также в исследовательских работах по проблемам их функционирования и развития.[5, ^ 16] Это определение интересно еще и тем, что в нем отмечается

профессиональный характер консультационного обслуживания. При этом, однако, отметим, что автор отождествляет понятия консультирования и обучения. Кроме того, профессионализм в данном случае не обязательно означает наличие соответствующей должности консультанта (врач, вышедший на пенсию, может продолжать консультировать близких в силу наличия у него соответствующих знаний и опыта). Скорее, речь идет о компетентности консультанта в той или иной области.

Подобный подход прослеживается и в определении часто цитируемого исследователя Ф.Стееле, который под процессом консультирования предлагает понимать любую форму оказания помощи в отношении содержания, процесса или структуры задачи (либо серии задач), при которой консультант сам не отвечает за выполнение задачи, но помогает тем, кто за это ответственен. [10] На наш взгляд, особо примечательно в данном определении то, что автор подчеркивает независимость субъекта, оказывающего подобную помощь. Отметим, что данную черту выделяют и другие авторы. Например, М.Кубр выделяет четыре аспекта независимости консультанта [8]:

- финансовая (объективность совета не должна зависеть от размера финансового вознаграждения консультанта);

- административная (консультант не должен административно зависеть от клиента, даже если речь идет о внутренних консультантах);

- политическая (заказчик не может неофициально влиять на консультанта, используя свою политическую власть и аналогичные способы воздействия);

- эмоциональная (консультант должен сохранять непредвзятость, несмотря на наличие или отсутствие дружеских отношений с клиентом).

На наш взгляд, автор достаточно полно охарактеризовал основные аспекты независимости консультанта от заказчика, иными словами - внешней независимости. Отметим при этом, что можно говорить и о существовании внутренней независимости - отсутствия конфликта интересов у самого

консультанта (так, юрист, взяв заказ у истца, не должен браться за обслуживание и ответчика по тому же делу)

Таким образом, в трудах исследователей прослеживается наличие нескольких содержательных характеристик понятия «консультирование»:

• Процессуальный характер консультирования;

• Компетентный характер консультирования;

• Независимый характер консультирования.

Выделим еще одну черту, на которую обращает внимание А.Забродин. [3, с. 177] Несмотря на то, что автор сужает определение консультирования до управленческого (профессиональная помощь со стороны специалистов по управлению хозяйственным руководителям и управленческому персоналу компаний в анализе и решении проблем их функционирования и развития, осуществляемая в форме советов, рекомендаций и совместно с клиентом вырабатываемых решений), он подчеркивает, что консультирование - важный сегмент интеллектуальных услуг в современном бизнесе.

Действительно, отечественные и зарубежные исследователи активно используют понятие интеллектуальной услуги [7], к которой относят и консультирование.

Таким образом, консультирование обладает еще одной характерной чертой:

• Интеллектуальный характер деятельности.

Данная характеристика предопределяет, по нашему мнению, еще одну содержательную особенность: консультирование предполагает подготовку, получение и предоставление в распоряжение пользователя некоего информационного ресурса. Иными словами:

• Продуктом консультирования является особое знание -информация, получаемая консультируемым субъектом.

Именно такую особенность консультирования имеет в виду А.Блюмин, говоря об информационном консалтинге. [1, с. 18, 21]

Вместе с тем, на наш взгляд, следует уточнить, различаются ли понятия «консультирование», «консалтинг» и «консультационная услуга».

Указанные исследователи не проводят различие между этими терминами. Более того, А.Блюмин, например, говорит о «надуманном» характере подобных различий. [1, с.14] Однако мы считаем, что различия все же существуют.

В проведенных нами ранее исследованиях отмечалось, что услугу необходимо рассматривать не только как социальный феномен (действие, приносящее пользу другому), но и как феномен экономический (благо в форме действия, удовлетворяющего потребности потребителя по заказу на возмездной основе).[6, с.66-68] Это утверждение основано на мнении Н.Ватолкиной, весьма основательно исследовавшей феномен услуги.[2, с. 106-107] Следуя данному умозаключению, можно констатировать, что, в отличие от консультирования, которое может носить альтруистический, безвозмездный характер, консультационная услуга предоставляется по заказу и на возмездной основе. Соответственно, не всегда консультирование может иметь форму консультационной услуги.

Подчеркнем, что речь не идет о противопоставлении коммерческой и некоммерческой услуги. На наш взгляд, любую услугу можно считать возмездной, поскольку исполнитель, так или иначе, получает оплату (без существенной разницы, из каких источников: от самого клиента, от его представителей, из государственного бюджета, определенных фондов и т.д.).

Если же речь идет о консалтинге, то нельзя не обратить внимания на то, что термин этот используется исключительно при обозначении сферы профессиональной деятельности. Отметим, что ранее нами также устанавливалось различие между услугой и обслуживанием.[6, с.80-82]

Услуга, по нашему мнению, означает собственно действие, и это действие может быть, в частности, разовым, не характерным для субъекта в остальное время его функционирования. Обслуживание же предполагает деятельность субъекта, то есть совокупность действий по удовлетворению чьих-либо нужд.

Соответственно, обслуживание предполагает некоторое постоянство, выраженную специализацию субъекта, оказывающего определенные услуги.

С учетом вышеизложенного, можно утверждать, что в отношении консалтинга данное различие предопределяет характерную только для консалтинга (в сравнении с консультированием и консультационной услугой) черту: специализацию субъекта на данном виде деятельности.

Таким образом, проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы:

Консультирование - это процесс оказания помощи в отношении решения проблем либо задач субъекта, продуктом которого является информация, а сама деятельность носит компетентный, независимый, интеллектуальный характер.

Консультационная услуга - это консультирование, осуществляемое по заказу на возмездной основе.

Консалтинг - это вид специализированной деятельности по предоставлению консультационных услуг.

Характерные черты данных явлений демонстрирует таблица 1.

Таблица 1

Характеристики понятий в сфере консультирования

Характеристика Консультирование Консультационная услуга Консалтинг

продукт - информация + + +

Компетентный характер + + +

независимый характер + + +

интеллектуальный характер + + +

возмездная основа + +

специализированная деятельность +

Примечание: «+» - наличие характеристики

Наглядно соотношение данных понятий представлено на рис.1.

Рис. 1. Соотношение понятий в сфере консультирования

Таблица 1 и рисунок 1 показывают, что далеко не в каждом случае консультирование будет являться консультационной услугой, и не каждая консультационная услуга, в свою очередь, оказывается в рамках консалтинга.

Считаем, что подобные уточнения позволят повысить корректность суждений о состоянии, тенденциях и перспективах развития консалтинговой сферы, рынка консультационных услуг и консультационной деятельности в целом.

Список литературы

1. Блюмин А.М. Информационный консалтинг: теория и практика консультирования. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2012. 364 с.

2. Ватолкина Н. Услуга как экономический феномен и объект управления // Проблемы теории и практики управления. 2011. №3. С.106-107.

3. Забродин А.Ю. Интеллектуальные услуги в бизнесе: справ.

Пособие. М.: ЗАО «Экономика», 2008. 635 с.

4. Игнатьев А.В., Тихонов Е.Н. Консалтинг и аутсорсинг как факторы повышения конкурентоспособности предприятия в условиях экономики знаний

// Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). 2012. N6(14). URL: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/ignatyev.pdf (дата обращения: 20.08.2012).

5. Консалтинговые услуги в условиях реформирования экономики России / Под ред. проф. М.И. Кныша. Спб., 2003.

6. Рожкова Е.В. Разработка инновационных услуг: методология подхода: монография. Ульяновск, УлГУ, 2011. 184 с.

7. См., напр.: Дорошенко М. Интеллектуальные услуги сегодня и завтра // Форсайт. 2007. № 2. С. 37-45. Кузьминов Я. и др. Россия: формирование институтов новой экономики. Тезисы. М.: Изд-во ГУ-ВШЭ. 2003. С. 6. Koch А. & Stahlecker Т. Regional Innovation Systems and the Foundation of Knowledge Intensive Business Services. A Comparative Study in Bremen, Munich and Stuttgart, Germany. European Planning Studies. 2006, vol.14, № 2, p. 131.

8. Управленческое консультирование. В 2 т. Т.1 / Пер. с англ. Под ред. М.Кубра. 2-е изд. М.: СП Интерэксперт, 1992.

9. Цит. по: Ситдикова Л.Б. К вопросу о соотношении понятий

«информационная услуга» и «консультационная услуга». Юрист, 2009. http://www.juristlib.ru/book_5793.html 12/07/2012

10. Steele F. Consulting for organizational change. Amherst, MA:

University of Massachusetts Press, 1975.

References

1. Bljumin A.M. Informacionnyj konsalting: teorija i praktika

konsul'tirovanija [Information consulting: theory and practice counseling]. M., 2012. 364 p.

2. Vatolkina N. Problemy teorii i praktiki upravlenija, no. 3 (2011):106-

3. Zabrodin A.Ju. Intellektual'nye uslugi v biznese [Intelligence services in business]. M.: ZAO «Jekonomika», 2008. 635 p.

4. Ignat'ev A.V., Tihonov E.N. Sovremennye issledovanija social'nyh problem 14, no. 6 (2012). http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2012/6/ignatyev.pdf (accessed 20.08.2012).

5. Konsaltingovye uslugi v uslovijah reformirovanija jekonomiki Rossii [Consulting services in terms of reforming the Russian economy]/ Pod red. prof. M.I. Knysha. Spb., 2003.

6. Rozhkova E.V. Razrabotka innovacionnyh uslug: metodologijapodhoda [Development of innovative services: methodology approach]. Ul'janovsk, UlGU, 2011. 184 p.

7. Sm., napr.: Doroshenko M. Forsajt, no. 2 (2007): 37-45. Kuzminov Ja. et al. Rossija: formirovanie institutov novoj jekonomiki [Russia: building institutions of the new economy]. M.: Izd-vo GU-VShJe. 2003. - p. 6. Koch A. & Stahlecker T. Regional Innovation Systems and the Foundation of Knowledge Intensive Business Services. A Comparative Study in Bremen, Munich and Stuttgart, Germany. European Planning Studies. 2006, vol.14, № 2, p. 131.

8. Upravlencheskoe konsul'tirovanie [Management consulting]. Vol.1. M.: SP Interjekspert, 1992.

9. Sitdikova L.B. K voprosu o sootnoshenii ponjatij «informacionnaja usluga» i «konsul'tacionnaja usluga» [On the relationship between the concepts of "information services" and "Consulting Services"]. Jurist, 2009. http://www.juristlib.ru/book_5793.html 12/07/2012

10. Steele F. Consulting for organizational change. Amherst, MA: University of Massachusetts Press, 1975.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРАХ

Рожкова Екатерина Владимировна, кандидат экономических наук, доцент кафедры управления

Ульяновский государственный университет улица Льва Толстого, д. 42, г. Ульяновск, Россия erozhkova@mail. ru

Толузаров Станислав Владимирович, менеджер по проектам, аспирант

ЗАО «Авиастар-СП», г. Ульяновск, Россия toluzarov_s@mail. ru

DATA ABOUT THE AUTHORS

Rozhkova Ekaterina Vladimirovna, candidate of economic science associate, professor of management department

Ulyanovsk State University

42, L'va Tolstogo str., Ulyanovsk, Russia

erozhkova@mail. ru

Toluzarov Stanislav Vladimirovich, manager according to projects, post-graduate student

Aviastar-SP, Ulyanovsk, Russia toluzarov_s@mail. ru

Рецензент:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Романова И.Б., Заместитель директора ИЭиБ Ульяновского государственного университета, доктор экономических наук, профессор, Ульяновский государственный университет

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.