Научная статья на тему 'Экономическая сущность консалтинговых услуг в условиях глобализации экономики economic essence of consulting services in the conditions of economy globalization'

Экономическая сущность консалтинговых услуг в условиях глобализации экономики economic essence of consulting services in the conditions of economy globalization Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
321
289
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСАЛТИНГ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ / CONSULTING / ECONOMIC ESSENCE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Исраилова З. Р.

Современный консалтинг отличается рядом специфических черт, обусловленных объективным социально-экономическим развитием общества: развитие науки и техники, широкое применение новейших технологий, процессы интеграции и глобализации с одной стороны, а с другой стороны - развитие рыночных отношений и ужесточение конкуренции, возрастание интенсивности нововведений, динамичности внешней среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Abstract Modern consulting differs a number of the peculiar features caused by objective social and economic development of a society: development of a science and technics, wide application of the newest technologies, integration and globalization processes on the one hand, and on the other hand - development of market relations and competition toughening, increase of intensity of innovations, dynamism of environment.

Текст научной работы на тему «Экономическая сущность консалтинговых услуг в условиях глобализации экономики economic essence of consulting services in the conditions of economy globalization»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ КОНСАЛТИНГОВЫХ

УСЛУГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

ECONOMIC ESSENCE OF CONSULTING SERVICES IN THE

CONDITIONS OF ECONOMY GLOBALIZATION

З.Р. Исраилова аспирант

Кисловодский институт экономики и права

e-mail:[email protected] Z.R.Israilova, graduate student, Kislovodsk institute of Economiks And Low

Аннотация

Современный консалтинг отличается рядом специфических черт, обусловленных объективным социально-экономическим развитием общества: развитие науки и техники, широкое

применение новейших технологий, процессы интеграции и глобализации с одной стороны, а с другой стороны - развитие рыночных отношений и ужесточение конкуренции, возрастание интенсивности нововведений, динамичности внешней среды.

Ключевые слова: консалтинг; экономическая сущность

Abstract

Modern consulting differs a number of the peculiar features caused by objective social and economic development of a society: development of a science and technics, wide application of the newest technologies, integration and globalization processes on the one hand, and on the other hand -development of market relations and competition toughening, increase of intensity of innovations, dynamism of environment.

Keywords: consulting; economic essence

Среди широкого спектра предлагаемого рынку специфического товара -услуга, особое место принадлежит консалтингу. Буквальный перевод английского слова "consulting" означает «консультирование», «советование», «оказание помощи», и даже «лечение». Но консалтинговые компании не только консультируют, но и выполняют другую многообразную работу по заказу клиента. Также, современное консультирование не сводится к предоставлению советов, а включает в себя ряд процессов, от сбора и анализа информации до внедрения. Поэтому определение консалтинга как совета искажает понимание его сущности.

Существует множество определений консалтинга в отечественной и западной литературе, но общепринятое отсутствует, в связи с чем возникает необходимость уточнить его определение.

М.Кубр выделяет два аспекта консультирования:

- первый - консультирование - метод усовершенствования практики. Данный

аспект рассматривается с позиции практических действий, сформированных в виде метода и направленного на усовершенствования сложившейся практики ведения дел;

- второй - профессиональное консультирование как служба, или как метод, обеспечивающий практические советы и помощь. Данный аспект характеризует консалтинг в виде самостоятельной сферы профессиональной деятельности, обеспечивающей практические советы и помощь клиенту (1).

Посадский А.П. определяет консалтинг как предпринимательскую деятельность, осуществляемую профессиональными консультантами и направленную на обслуживание потребностей экономики и управления в консультациях и других видах профессиональных услуг (2 ).

Уткин Э.А. определяет консалтинг как «профессиональное содействие, оказываемое специалистами по управлению руководителям и управленческому персоналу различных предприятий и организаций в решении проблем их функционирования и развития, оказываемое в форме рекомендаций и совместно выработанных решений» (3). В определении консалтинга необходимо объединить два подхода: консалтинг это и метод и профессия. Консультирование — это не только выработка советов, рекомендаций, составление отчетов с целью улучшить сложившуюся ситуацию, но и совокупность мер, методов, знаний и навыков, которыми должен обладать консультант, чтобы быть специалистом, то есть консалтинг представляет собой профессиональный вид деятельности.

В соответствии с международной практикой, профессиональная деятельность консультантов должна соответствовать двум группам нормативных документов: -законодательные акты государства;

-специальные стандарты, выработанные как самими консалтинговыми компаниями, так и объединениями профессиональных консультантов.

Консалтинговые услуги обладают следующими свойствами, отличающими их от материальных благ:

-неосязаемость;

-одновременность производства и потребления;

-сложность стандартизации;

-участие потребителя в процессе реализации услуги;

-комплексность.

На сегодняшний день главная проблема функционирования рынка консалтинговых услуг состоит в том, что российские консалтинговые компании не лицензируются, не имеют стандартов качества и не регулируются законодательно. Данное обстоятельство создает немалые трудности как для самих консультантов, так и для потенциальных клиентов. Ненакапливаемость, невозможность стандартизации консалтинговых услуг, связаны как с природой услуги, так и с объектом консультирования. Спрос на консалтинговые услуги имеет сложную структуру. Различные исследователи сходятся во мнении, что спрос на услуги вообще, и консалтинговые в частности, обладает высокой степенью диверсификации, персонификации и индивидуализации. Что же касается объекта консультирования, то в этой связи необходимо отметить, что каждый хозяйствующий субъект уникален, и, следовательно, простое тиражирование консалтинговых схем неспособно качественно отвечать потребностям клиента. Бесспорно, существуют методики, типовые решения для отдельных отраслей, определенные нормы и нормативы, существует преемственность разработок (консалтинговые компании сформировали банки данных, которые постоянно пополняются новыми практическими ситуациями и решениями), что в значительной степени облегчает процесс принятия решения консультантами. Однако, в силу того, что сущность каждого отдельного проекта в его уникальности, один проект всегда отличен от другого, существует необходимость индивидуального подхода к конкретной проблеме каждого отдельного предприятия. В подобной двойственности заключается сложность, многомерность процесса консультирования.

Ограничения информационными или временными рамками не могут не отразиться в работе консультантов, что влияет на глубину проработки проблем, на рассмотрение всех возможных вариантов.

Консалтинговый проект условно можно разделить на следующие этапы:

-подготовка (предварительные контакты, предварительный диагноз, заключение контракта);

-диагноз (анализ существующего положения дел на предприятии);

- планирование действий (разработка плана необходимых мер, возможных альтернатив);

-внедрение (мониторинг процесса внедрения, корректировка результатов). Внедрение информационных технологий придает консалтинговым услугам в этой области более осязаемый характер, связанный с материализацией услуг из-за практического внедрения информационных продуктов и систем. Большинство управленческих решений закрепляется на довольно длительный срок после выполнения заказа консультантами и их ухода с предприятия, а в качестве способа закрепления выступает программный продукт, обеспечивающий какой-либо отдельный бизнес-процесс или связывающий несколько бизнес-процессов компании.

Консалтинговые услуги комплексны по своей природе. Современное консультирование носит многофункциональный и междисциплинарный характер, включающее в себя взаимодействие различных сфер - технологические, экономические, организационные, финансовые и другие аспекты деятельности предприятия. Если возникнет ошибка в одной из составляющей проекта, это может привести к снижению эффективности, а то и провалу консалтингового проекта в целом.

Консалтинговые фирмы должны обладать следующими свойствами: -независимость;

-объективность;

-знания и информация;

-опыт персонала, приобретаемый годами и десятилетиями при работе над конкретными проектами;

-овладение методологиями системного анализа и реорганизации. Главной задачей консультантов является оказание помощи клиентам в решении

их проблем, связанных с функционированием предприятия, и существует несколько способов такой помощи:

-найти проблему и предложить пути решения. Клиент может осознавать, что у него есть проблема, но он не в состоянии собственными силами определить, в чем именно она заключается, каковы источники происхождения проблемы. В данной ситуации консультанты могут проанализировать сложившиеся обстоятельства и выявить проблему, причины ее возникновения, а также разработать и предложить клиенту пути ее решения. Данный процесс получил название экспертное консультирование, имеющее место в случае, когда консультанты сами выполняют всю работу по обнаружению и решению проблемы;

-оказать помощь клиенту в самостоятельном обнаружении причин своей проблемы, а затем определить пути ее решения. Данный подход применяется в ситуациях, когда клиент готов определить проблему и решить ее, но ему не хватает некоторой методологической поддержки для успешного осуществления своих намерений. В этом случае консультанты могут оказать клиенту эту методологическую поддержку и пройти вместе с ним весь путь от обнаружения проблемы до ее решения. Такой подход называется процессным консультированием, т.е. консультированием в процессе управленческой деятельности клиента;

-научить клиента, как находить и решать проблемы, что предполагает создание у клиента комплексной системы практических знаний, механизма, позволяющего ему находить, а также решать свои проблемы самостоятельно. Потребность в консалтинге возникает в случае необходимости изменений в деятельности организаций, ухудшения результатов, возникновения кризисных ситуаций, неясности перспектив дальнейшего существования. Для западных компаний консалтинг уже давно стал внутренней функцией управления. Большинство крупнейших компаний мира являются клиентами консультантов: 87 из 100 крупнейших компаний по рейтингу Fortune 100 -клиенты McKinsey&Company, 84 компании из того же списка являются

клиентами Accenture, более 20 % компаний из рейтинга FT 500 - клиенты KPMG8.

По опросам российских владельцев и топ-менеджеров компаний относительно причин обращения к консультантам были обозначены следующие основания:

-нехватка различных ресурсов (это могут быть человеческие ресурсы, знания, навыки, время в условиях стремительных изменений в макро- и микроокружении и т.п.) для решения управленческих проблем;

-необходимость интенсивной помощи на временной основе;

-необходимость в независимом взгляде со стороны;

-необходимость в обосновании управленческих решений, принятых руководством;

-необходимость в обучении организации через консультирование. Современный консалтинг отличается рядом специфических черт, обусловленных объективным социально-экономическим развитием общества. Это развитие науки и техники, широкое применение новейших технологий, процессы интеграции и глобализации, с другой стороны, развитие рыночных отношений в ряде стран, в том числе и в России, и ужесточение конкуренции, возрастание интенсивности нововведений, динамичности внешней среды.

Для идентификации информации, необходимой для решения конкретной задачи, требуется обработка огромного количества данных. Существует различия между понятиями «данные» и «информация». Данные - это сырье, разрозненный, неупорядоченный набор цифр, фактов, характеристик. Для адекватной оценки ситуации, выработки оптимального решения необходимо определенным образом классифицировать и систематизировать данные, отсеять не представляющие значения данные и спроецировать имеющиеся факты на конкретную задачу. Информация - преобразованные в определенном контексте данные, представляющиеся содержательными и полезными для конкретных пользователей. Таким образом, для эффективного управления информация должна соответствовать следующим условиям:

-ориентированность на цели предприятия;

-актуальность, то есть соответствие текущему состоянию предприятия; -доступность для сотрудников в любое время, в удобной форме и объеме, соответствующему должностным обязанностям;

-достоверность,

-корректность;

-полнота.

Преобразование данных в информацию возможно благодаря применению информационных технологий. Информационные технологии сегодня -инструмент количественной и, что более значимо, качественной обработки информационных потоков, а, следовательно, путь к конкурентоспособности предприятия и национальной экономики в целом.

Такое явление, как экономическая глобализация, привело к тому, что компаниям, действующим в условиях мирового экономического пространства, необходим соответствующий комплекс консалтингового сопровождения, опыт функционирования на международных рынках, что способствовало укрупнению (через процессы слияний и приобретений) консалтинговых компаний, выделению группы международных диверсифицированных консалтинговых компаний, обособлению консалтинговых подразделений от материнских аудиторско-консалтинговых групп.

Также специфической чертой современного консалтинга является изменение культуры потребления консалтинговых услуг: клиент стал более требователен и разборчив, изменилось отношение клиентов к продуктам работы консультантов, нашедшем свое выражение в ориентации на результат, что в свою очередь определило сдвиги в деловой практике лидеров мирового консалтинга в последние годы. Если ранее итогом найма консультантов считался отчет по проекту с выводами и рекомендациями, то теперь от них ждут внедрения рекомендуемых решений, доведения их до осязаемых результатов.

Ориентация на результат меняет основы консультационного бизнеса от организации работ консультантов до схем выплаты вознаграждения. В организационном плане наиболее очевидным стало распространение команд

(командная организационная структура) в качестве основной рабочей единицы. Значимым следствием ориентации на осязаемый результат становится более активное стремление консультантов к тесному сотрудничеству с сотрудниками клиента, которые часто входят в консультационную команду. Наконец, предпринимаются попытки увязать гонорар за консалтинговые услуги с осязаемым эффектом

Таким образом, необходимо выделить некоторые специфические черты современного консалтинга во взаимодействии с информационными технологиями, как то: перевод из неосязаемых услуг в осязаемые из-за внедрения информационных технологий, ориентация консалтинговых проектов на конкретный результат. Распространение информационных технологий привело к тому, что современный консалтинг вобрал в себя и концепции реинжиниринга, аутсорсинга, что позволяют нам сделать вывод о некотором изменении содержания консалтинговых услуг в сторону их большей практической значимости и целевой направленности.

В качестве факторов, влияющих на формирование современного рынка консалтинговых услуг, представляется необходимым выделить сдедующие: -информационное обеспечение;

-глобализация и интеграция социально-экономического пространства и процессов.

С 90-х годов XX века получили распространение термины «новая экономика», «глобальная экономика», «информационная экономика», связанные с постиндустриальной фазой общественного развития, усилением нематериальных факторов экономического развития.

Уже в середине XX века учеными было установлено, что производство и распространение знаний, информации является самой динамично развивающейся отраслью, притягивающей к себе все большее количество человеческих ресурсов и инвестиций. Стало ясно, что происходит не просто изменение пропорций между отдельными сферами и отраслями общественного производства, а возникает качественно иной тип социально-экономического устройства, - и это осознание

нашло свое отражение во все большем количестве философских, социологических и экономических работ. Современная экономика коренным образом

отличается от экономики в привычном понимании, основанной на преобладающей роли материального производства. На данном этапе развития общества экономическая сфера охватывает больший по объему и значению спектр социально-экономических явлений. Современная экономика - сложное, динамичное и многомерное образование. На данный момент все большую долю в экономике занимает сфера услуг. Иными словами современная экономика - это в значительной степени экономика деловых услуг, что определяется усилением таких ее составляющих, как использование достижений науки и техники, развитие.

информационных технологий, повышение роли образования и квалификации человеческих ресурсов общества, разработок, связанных с продвижением товара на рынок - маркетингом и рекламой, брэндингом. Меняется концепция самой организации. Организация имеет глобальное видение, глобальную ментальность и ставит общие цели перед всеми своими подразделениями, причем товары и услуги видоизменяются и предлагаются в зависимости от параметров спроса на том или ином рынке. Глобализация имеет огромный потенциал с точки зрения конкурентоспособности крупных организаций. Есть несколько характеристик глобальной организации:

-происходит свободный и эффективный обмен знаниями между всеми глобальными подразделениями;

-накопленный опыт используется совместно, несмотря на географические и культурные границы;

-ресурсы подвижны, взаимозаменяемы и распределяются по мере необходимости; -организация готова к конкуренции, как на местном рынке, так и в другой части планеты.

Начало глобальной деятельности представляет собой задачу, для решения которой большинству организаций требуется внешняя помощь буквально во всем

- от разработки стратегии, связанной с выходом на новые рынки, до внедрения

систем, что часто подразумевает аутсорсинг бизнес-процессов и информационных систем. Данное обстоятельство имеет важнейшее следствие для консалтинговых компаний, нашедшем свое выражение в росте спроса на консультационные услуги.

Основная задача консалтинга как вида деятельности видится в анализе, обозначении перспектив развития компании клиента с учетом научнотехнических, управленческих и экономических инноваций. Консалтинг направлен на решение широкого спектра задач, связанных с отдельными сторонами функционирования предприятия. Г енеральная цель консалтинга - повышение качества управления, рост эффективности функционирования хозяйствующего субъекта в целом.

Наиболее полным представляется определение консалтинга как составной части деловых услуг, являющейся результатом деятельности профессионалов-консультантов, направленной на решение задач, поставленных клиентом. Представляется необходимым дополнить данное определение консалтинга как профессионального вида деятельности, направленного на достижение конкретных результатов, связанных с характером и особенностями данного вида деятельности. Ориентация на осязаемый результат является важной чертой современных консалтинговых проектов.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1.Кубр М. Управленческое консультирование. - М.: 1992, т. 1, с. 9-17.

2.Посадский А.П. Основы консалтинга. - М: ГУ ВШЭ, 1999, с.16.

3.Уткин Э.А. Консалтинг: Учебник. -М: ЭКМОСБ, 1998, с. 13.

4. Песоцкая ЕВ. Маркетинг услуг. - СПб.: ПИТЕР, 2000.

5.Майкл Хаммер. Реинжиниринг: не автоматизируйте - уничтожайте//шт*лсйп.ги

6 Махлуп Ф. Производство и распространение знаний в США. - М., 1966, с. 15.

THE LIST OF REFERENCES:

1. Кубр M. Administrative consultation. - М: 1992, т. 1, with. 9-17.

2. Posadsky A.P.bas of Consulting. - m: GU ВШЭ, 1999, с.16.

3. Utkin E.A.consulting: the Textbook. - TH: ЭКМОСБ, 1998, with. 13.

4. Pesotsky EVES. Marketing of services. - SPb.: PETER, 2000.

5. Michael Hammer. Reengineering: don't automate - destroy//шт*лсйп.ги

6 Mahlup F.Proizvodstvo and spread of knowledge in the USA. - М, 1966, with. 15.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.