Научная статья на тему 'Консалтинг в механизме аграрных преобразований'

Консалтинг в механизме аграрных преобразований Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
81
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / КОНСАЛТИНГ / КОНЦЕПЦИЯ / ИННОВАЦИОННОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ / АГРАРНАЯ ПОЛИТИКА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ломаченко Т.И.

Разработка обоснованной теории консультировання включая сущность, тенденции и перспективы развития консалтинга является обязательным условием успеха в проведениив в нашем государстве аграрных реформ.Разработка обоснованной теории консультировання включая сущность, тенденции и перспективы развития консалтинга является обязательным условием успеха в проведениив в нашем государстве аграрных реформ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The preparation of rural commodity production in the present time is lags behind from modern tempo of development science and technics, in consequence of this gets up very sharp question about forming the servise of consulting. The essence of consulting and the definition the objective conditions its function in the modern market economy is definits the part and place of consulting in the system of agrarian transformation in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Консалтинг в механизме аграрных преобразований»

ЛНУВМБТ iменi С.З. Гжицького Том 10 №1(36) частина 1,2008 2 5 9

УДК 631.115 (075.8)

Ломаченко Т.И., к.э.н., доцент © 1нститут шновацшного провайдингу, м. Киг'в, Украгна

КОНСАЛТИНГ В МЕХАНИЗМЕ АГРАРНЫХ ПРЕОБРАЗОВАНИЙ

Разработка обоснованной теории консультировання включая сущность, тенденции и перспективы развития консалтинга является обязательным условием успеха в проведениив в нашем государстве аграрных реформ.

Ключевые слова: консультирование, консалтинг, концепция, инновационное предпринимательство, конкурентоспособность, аграрная политика.

Постановка проблемы. До недавнего времени категория "консультирование" не пользовалась должным вниманием отечественной экономической науки и по существу отождествлялась с внедрением науки в производство. Однако, консультирование - это понятие рыночной экономики. Консультирование, как новый вид деятельности, требует разъяснений и популяризации.

Анал1з останшх дослщжень. Можно констатировать, что до середины 90-х годов изучение проблем консультирования ограничивалось анализом работы зарубежных консультационных фирм. Этому вопросу были посвящены труды В.М. Баутина, Л.К. Красногира, А.Е. Лузина, В.Ю. Озира, А.И. Абрамовой и др.

Однако, отдельные стороны консультационного процесса рассматривались в рамках изучения информационных ресурсов - труды Д. Плахотной, Е. Майминаса, Б. Немковского, А. Моля, Ф. Махлупа, Дж. Стиглера, Д. Белла, разработке концепции трансакционных издержек - К. Эрроу, Р. Коуза -и других направлений экономической теории. Однако, как в зарубежной, так и в отечественной научной литературе не завершено создание целостной теории консультирования, что и обусловило выбор темы исследования.

Цель работы. На основе раскрытия сущности консалтинга и определения объективных условий его функционирования в современной рыночной экономике определить роль и место консультирования в системе аграрных преобразований Украины.

Важнейшим фактором эффективного функционирования современного рынка является становление адекватной ему экономической среды, активно способствующей воспроизводству рыночных отношений. Существенную роль здесь играет развитие управленческой инфраструктуры, основу которой составляют консультационные фирмы и организации. Именно поэтому крайне важной в нынешней ситуации является разработка теории консалтинга,

©

© Ломаченко Т.И., 2008

ЛНУВМБТ iменi С.З. Гжицького Том 10 №1(36) частина 1,2008 260

выявления его особенностей, обусловленных спецификой функционирования при переходе к рынку в нашей стране, а также анализ его потенциальных возможностей и роли в процессе возрождения сельского хозяйства Украины.

В течение нескольких десятилетий, когда в Украине превалировала идея обобществления сельскохозяйственного производства и государственная форма собственности признавалась наиболее эффективной в консалтинге не было необходимости, поскольку поставленные задачи решались специалистами коллективов. Ситуация резко обострилась в процессе реформирования и проведения новой аграрной политики, опирающейся на инициативу и предприимчивость производителей сельскохозяйственной продукции. В силу чего у товаропроизводителей появляется масса проблем по технологическим, юридическим, экологическим, экономическим и социальным вопросам, а, следовательно, необходимы знания на уровне современных требований. Однако подготовка сельских товаропроизводителей в Украине в настоящее время значительно отстает от современного темпа развития науки и техники, вследствие этого наиболее остро встает вопрос формирования службы консультирования.

Актуальность данной проблемы заключается также и в том, что, во-первых, изменившиеся социально-экономические условия требуют разработки обоснованной концепции и отлаженного механизма перевода экономической системы общества и, в особенности, подсистемы управления производством из сложившегося состояния в кардинально новое. Во-вторых, в условиях изобилия информации, отсутствия четко разработанной системы ее доведения до конечного пользователя, затруднен выбор альтернативы дальнейшего развития и поиска средств выхода из кризисного состояния, что предполагает функционирование соответствующих структур. В-третьих, усиление конкуренции, интернационализация и глобализация бизнеса стимулируют поиск дополнительных путей повышения эффективности производства. В-четвертых, в современной экономике, в силу наличия релевантных знаний, а также их непрерывного обновления и роста решающее значение приобретают образование и наука, что в свою очередь формирует спрос на консультационные услуги.Таким образом, включение консалтинга в единый рыночный механизм является непременным условием успеха проводимых в нашем государстве реформ.

Консалтинг в сфере инновационного предпринимательства формирует относительно самостоятельную область приложения управленческого труда. Он строится на обосновании и предложении новых маркетинговых решений в сочетании с научно-техническими и (или) организационно-экономическими решениями такого же новаторского характера.

По оценкам специалистов, в Украине консалтинг обещает в ближайшее время стать одним из наиболее перспективных видов деятельности. В услугах профессиональных управленческих консультантов нуждаются многие предприниматели, особенно начинающие, которые, "как правило не имеют не

ЛНУВМБТ iменi С.З. Гжицького Том 10 №1(36) частина 1,2008 261

только опыта работы в рыночных условиях, но и необходимых знаний в области менеджмента, управления инновациями, маркетинга. Многие из них весьма поверхностно разбираются даже в специальном законодательстве".

Можно утверждать, что в отечественной практике инновационный консалтинг может возникнуть из противоречия между широким осознанием того, что инновация есть основное средство экономического развития, повышения конкурентоспособности, с одной стороны, и низкой инновационной активностью предприятий (фирм, компаний), - с другой.

Аграрный сектор экономики занимает одно из ведущих мест в развитии народнохозяйственного комплекса Крыма. На протяжении ряда лет экономика республики развивалась по индустриально-аграрному пути. Географическое положение полуострова, его почвенно-климатические условия и ресурсы определили индустриально-аграрный путь развития экономики республики. В отраслях проммышленности и сельского хозяйства создается около трети валовой добавленной стоимости (в 2005 г. соответственно 19,5% и 11,5%); на их долю приходится более 43,0% общего объема валового выпуска товаров и услуг хозяйственым комплексом АРК (в 2005г. соответственно 30,5% и 12,7%).

Хозяйствами всех категорий в 2006 г. произведено сельскохозяйственной продукции на сумму 3154,8 млн.грн. (в сопоставимых ценах 2005 г.), в т.ч. продукции растениеводства - 1255,5 млн.грн., животноводства - 1899,3 млн.грн. В сравнении с 2005 г. производство растениеводческой продукции возрасло на 0,7%, животноводческой - на 4,4%.

По итогам 2006 года в Автономной Республике Крым функционировало 15612 малых предприятий, что на 7,2 % больше, чем в предыдущем году и в 1,4 раза больше количества предприятий, которые действовали в 2001 году. Часть малых предприятий республики в общем их количестве в Украине составляет 5,1% (в 2002 г. - 4,9%, в 2003 г. - 5,1%, в 2004 г. - 5,0%, в 2005 г . - 4,9%). Этот показатель превышает аналогичный показатель Николаевской области на 2,4

в.п., Херсонской - на 3,1 в.п., и ниже Одесской области на 0,1 в.п.

В 2006 году прирост количества малых предприятий имел место в шестнадцати регионах республики, причем высший чем средний по АРК в

г.Евпатория (8,8%), г.Керчь (16,2%), г.Судак (24,3%), Ленинском (22,6%), Симферопольском (12,0%), Черноморском (16,9%) районах.

Следует отметить, что в 2006 году количество малых предприятий увеличилось в сельской местности - на 6,1%.

Процессы реформирования аграрного сектора экономики оказали существенное влияние на структуру валовой продукции сельского хозяйства по категориям товаропроизводителей. На фоне снижения роли сельскохозяйственных предприятий укреплялись позиции хозяйств населения. За период с 1990г. по 2000 г. удельный вес хозяйств населения в производстве продукции сельского хозяйства увеличился на 30,1 процентного пункта и к 2002 г. он достиг 53,4%. Однако в 2003 - 2006 гг. прослеживается обратная тенденция - возрастает роль сельскохозяйственных предприятий. С середины 90- х годов в республике отмечался значительный прирост числа фермерских хозяйств. В

ЛНУВМБТ iменi С.З. Гжицького Том 10 №1(36) частина 1,2008 262

течение 1996 - 2000 гг. их количество увеличилось более чем на четверть, в 2001 -2005 гг. - почти на треть, и к началу 2007 г. в Крыму насчитывалось 1977 фермеров.

Консалтинг потерял бы свое значение, если бы не отражал изменения в агротехнологии, рынке, финансовом положении, национальной и международной политике в области сельского хозяйства, а также других областях, влияющих на бизнес клиентов. Заметим, что стратегический выбор -это решение, рассчитанное на долгую реализацию. Связь между долговременным стратегическим выбором и необходимостью быть гибкими, быстро воспринимать нововведения может быть весьма хрупкой, трудно контролируемой, однако ни один консультант не может позволить себе игнорировать ее.

Консалтинговые фирмы способны менять и совершенствовать свою продукцию и рынки более гибко, чем агропромышленные и другие предприятия, где выбор продукции и технологии подразумевает долгосрочные инвестиции и основной капитал. В консалтинге образование, опыт и выработанная методология позволяют консультантам быть достаточно гибкими, чтобы не только решать новые задачи, но и проникать в новые области знаний. Это возможно также благодаря структуре персонала и способности ее перестраивать.

Высокая скорость изменений в окружающей среде рассматривается как основной фактор сохранения спроса на консалтинговые услуги. Службы, помогающие клиентам не отставать от изменений окружающей обстановки и адаптирующие к ним организационные стратегии и действия клиентов, будут всегда иметь буквально неограниченные возможности для своей работы.

Следует отметить, что методы и способы консультирования становятся все более прикладными при особом внимании к активному участию клиента на всех стадиях выполнения задания и выработки у последнего навыков диагностирования и решения проблем. Растет число клиентов, обладающих достаточными деловыми навыками и заинтересованных в основном в новой информации, идеях и предложениях для повышения конкурентоспособности своего предприятия. Помощь клиентам в условиях информационного взрыва становится особенно важной, а во многих случаях даже главной задачей консалтинга.

На наш взгляд, квалифицированная, имеющая рыночный успех консалтинговая фирма - это такая фирма, которая способна к нововведениям и гибкости в выборе и адаптации набора услуг, в изыскании новых возможностей, поиске новых продуктов и рынков, в применении инновационных методов, отвечает высоким профессиональным стандартам в отношении качества услуг, характерна честностью сотрудников и обеспечивает такое положение, когда клиент всегда получает то, за что заплатит.

Таким образом:

1) Консультирование рассматривается как совокупность отношений, возникающих между двумя независимыми экономическими субъектами -клиентом и консультантом, складывающаяся в процессе достижения ими

ЛНУВМБТ iменi С.З. Гжицького Том 10 №1(36) частина 1,2008 263

индивидуальной экономической выгоды. Это - не только механизм, используемый для выработки и осуществления желаемых изменений в организации клиента с целью повышения эффективности его производственного процесса, но и целесообразная творческая деятельность, связанная с научным поиском, проведением исследований в целях расширения имеющихся и получения новых знаний.

2) Ключевым моментом процесса консультирования является формирование соответствующей ситуационной структуры, состоящей из двух противоположных подсистем: первая - консультант - способствует изменениям, а вторая - клиент - принимает решения. В связи с этим, важным моментом является создание условий для компромисса и принятия правильных решений.

3) Консультирование - это отношение человека к информации, знанию с точки зрения его потребностей. Консультационная услуга, как предмет труда, не содержащий в себе ни грамма вещества природы, имеет специфическую полезность для потребителя - способность к преобразованию. Процесс превращения полезности консультационного продукта в потребительную стоимость содержит в себе промежуточные ступени, которые выступают формами движения данной полезности к потребителю.

4) Зрелость условий, в которых находятся субъекты консультирования, а также задачи, стоящие перед ними, обусловливают следующие способы консультирования: консультирование проекта, сопровождение, консультационное курирование, экспертное консультирование, разработка инструментария и внутреннее консультирование.

5) Для индивидуальных консультантов и консультационных фирм присуща не отраслевая, а размерная специализация. В связи с этим, мы рекомендуем при консультировании крестьянских (фермерских) хозяйств использовать консультантов-универсалов, а для помощи крупным товаропроизводителям прибегать к услугам узко-профильных специалистов.

6) Дифференциация консультантов на универсалов и специалистов узкого профиля не исключает возможность выработки универсального алгоритма процесса консультирования сельских товаропроизводителей. Данный алгоритм целесообразно использовать для оценки стоимости консультационных разработок и определения оплаты труда консультанта при заключении договора по оказанию консультационных услуг.

7) Для обеспечения эффективной консультационной деятельности в период аграрных преобразований необходимо выполнение ряда мероприятий. На микроуровне они должны быть направлены на изменение системы трудовых отношений, мотивации труда и усиление заинтересованности хозяйственных субъектов во внедрении научных новшеств и изменении сложившихся технологий.

Литература

1. Государственный комитет статистики. Главное статуправление в АРК. '^яльншсть малого бiзнесу АРК у 2006 р."

ЛНУВМБТ iMeHi С.З. Гжицького Том 10 №1(36) частина 1,2008 264

2. Гринева В.М. Предпринимательская деятельность: проблемы, пути решения. - Симферополь: Акаюрт,1996 . - 304 с.

3. Цыпкин Ю.А., Люкшинов А.Н. Агромаркетинг. - М.: Колос, 1998.

Summary Lomachenko T.I.

CONSULTING IN THE MECHANISM OF AGRARIAN TRANSFORMATION

The preparation of rural commodity production in the present time is lags behind from modern tempo of development science and technics, in consequence of this gets up very sharp question about forming the servise of consulting. The essence of consulting and the definition the objective conditions its function in the modern market economy is defnits the part and place of consulting in the system of agrarian transformation in Ukraine.

Стаття надтшла до редакцИ 14.04.2008

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.