Научная статья на тему 'Консалтинг НИИ и вузов в государственном секторе'

Консалтинг НИИ и вузов в государственном секторе Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
246
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСКОНСАЛТИНГ / МАЛЫЕ И СРЕДНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ / ОПЕРАТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / MES / ERP-СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шестоперов С. А.

С.А. Шестоперов Консалтинг НИИ и вузов в государственном секторе Госконсалтинг, малые и средние предприятия, государственный сектор экономики, территориальное самоуправление, оперативное планирование, MES, ERP-система Статья посвящена вопросам организации консалтинга сотрудниками НИИ и вузов в госсекторе, целью которого является информационная и консультационная поддержка специфических вопросов развития общества.S.A.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Chestoperov Сonsulting, research institutes and universities in the public sector Public Consulting, small and medium enterprises, the public sector, the territorial government, operational planning, MES, ERP-system The article is devoted to the organization of the consulting staff of research institutes and Universities in the public sector, the purpose of which is informational and consulting support specific aspects of the development of society.

Текст научной работы на тему «Консалтинг НИИ и вузов в государственном секторе»

В 2015 г. только 1 сельскохозяйственное предприятие, из зарегистрированных в Великолукском районе и г. Великие Луки, выполняет эти условия и получает субсидию - это ООО «Слактис», в рамках которого реализовывался крупный инвестиционный проект строительства 4 мегаферм в 4 районах области. Остальные сельскохозяйственные товаропроизводители лишены возможности получать хоть какую-то ценовую поддержку. ООО «Слактис», несмотря на то, что имеет свои производственные мощности на территории 4 районных муниципальных образований области, зарегистрировано в г. Великие Луки и вносит налоговые платежи в бюджет данного муниципального образования. Такая ситуация, когда крупные инвестиционные проекты в сельском хозяйстве реализуются предприятиями, зарегистрированными в городских муниципальных образованиях, не способствует развитию сельских территорий, а приводит к обратному результату.

Кроме того, следует отметить, что формально субсидии в определенном размере полагаются и личным подсобным хозяйствам, но фактически они их не получают. Причина такой ситуации состоит в том, что для того, чтобы получить субсидию, необходимо сдать молоко на приемный пункт или молочный комбинат. Личные подсобные хозяйства и фермерские хозяйства ввиду относительно небольших объемов производства могут реализовывать свою продукцию на рынке по цене, которая выше цены, предлагаемой перерабатывающими предприятиями даже с учетом субсидий.

Еще одной извечной проблемой рынка молока является монополизм перерабатывающих предприятий, которые ориентируются на то, что оно является скоропортящимся продуктом и сельхозтоваропроизводители не могут изменять предложение не только в мгновенном, но даже в коротком периоде. Исходя из этого переработчики летом, когда сезонно растет производство молока, ввиду неэластичности предложения, снижают закупочные цены.

Вышеперечисленные проблемы говорят о несовершенстве аграрной политики не только в отдельном регионе, но и в России в целом. Необходима переориентация государственной поддержки с субсидирования процентных ставок на ценовую поддержку, не привязанную к динамике производства, а обеспечивающую определенную доходность сельскохозяйственного производства. Для борьбы с монополизмом перерабатывающих предприятий необходимы централизованные закупки сельскохозяйственной продукции, или покупка контрактов на ее поставку, а затем уже их продажа переработчикам, что позволит противостоять их монополизму.

Литература

1. Агропромышленный комплекс России в 2013 году. - М.: Министерство сельского хозяйства России, 2014. - 667.

2. Псковская область в цифрах 2015: Крат.стат.сб. - Псков: Псковстат-П. - 2015. - 150 с.

УДК 352

Канд. техн. наук С.А. ШЕСТОПЕРОВ

(СПбГАУ, [email protected])

КОНСАЛТИНГ НИИ И ВУЗОВ В ГОСУДАРСТВЕННОМ СЕКТОРЕ

Госконсалтинг, малые и средние предприятия, государственный сектор экономики, территориальное самоуправление, оперативное планирование, MES, ERP-система

Рукотворность современного экономического кризиса в России не вызывает сомнений. Ввод в марте 2014 года Соединенными Штатами точечных санкций и последующий, согласованный США и ЕС, переход от точечных санкций к секторальным, подтверждают это. Также не вызывает сомнений, что арсенал средств «западной демократии» не исчерпан и едва ли в ближайшее время попытки дестабилизировать и изолировать Россию будут прекращены.

Многие ученые и исследователи считают, что лучшим выходом из ситуации, в подобном положении, является использование нестандартных экономических и политических решений. При этом праволиберальная парадигма, уверяющая, что действия государства в экономике - это «вмешательство», а вмешательство государства заведомо неэффективно - является ошибочной [1].

Согласно результатам исследований, по крайней мере, в Северо-Западном регионе РФ, санкции и иные «достижения» западной демократии сказались скорее на ожиданиях и степени уверенности представителей реального сектора экономики, чем на ухудшении результатов деятельности компаний [2]. Вопрос спорный, однако, очевидно, что в первую очередь пострадали компании, связанные с государственным сектором экономики.

Рынок консалтинговых услуг лучшее тому подтверждение: в период с 2010 по 2014 года повышенный интерес госсектора к услугам в области стратегического планирования обеспечивал опережающее развитие данного сегмента. Госсектор сформировал третью по объему нишу консалтинговых услуг - госконсалтинг. Темпы роста в сегменте госконсалтинга в 1,5 раза опережали темпы роста рынка. Однако уже к концу 2015 года рынок консалтинга, достигнув оборота в 116,4 млрд. руб., 11-12% которого приходится на сектор госконсалтинга, оказался на грани между стагнацией и умеренной рецессии [3]. Опросы сообщества показывают, что поддержку своему бизнесу консультанты ждут в основном от проектов, реализуемых государством, и в меньшей степени от бизнеса, стремящегося в кризис снизить издержки. Оправданы ли эти ожидания - покажет время, но нельзя отрицать тенденцию на снижение общей деловой активности. И если раньше коммерческий и государственный сектор могли показывать разнонаправленные тенденции, то сейчас сокращения бюджетов характерны для всех. И это, как ни странно, является положительным знаком, так как дает возможность переформатировать рынок консалтинга, предоставить возможность новым, менее амбициозным, но не менее подготовленным игрокам войти в рынок. Речь идет о государственных бюджетных и автономных организациях, вузах и НИИ не только Москвы и Санкт-Петербурга, где как показывает практика сосредоточено до 50% рынка консалтинговых услуг, но и региональных учебных и научных заведениях.

Для данного утверждения есть серьезные предпосылки. Известно, что 67% консультантов за рубежом - это работники малых предприятий с численностью работающих до 50-ти человек. Консультанты в малых консультационных фирмах старше и опытнее своих коллег, занятых в крупных организациях подобного рода. Малые предприятия в 40% случаев обслуживаются всего лишь одним консультантом, часто работающим как "доктор по вызову" для клиентской организации. Еще одна особенность небольших консалтинговых фирм состоит в том, что их клиентами зачастую являются такие же малые предприятия, как правило, расположенные в непосредственной близости. При этом на регулярной основе услугами консультантов пользуются 15% компаний, 35% - прибегают к помощи консультантов по мере необходимости [4].

Именно этот принцип «доктор по вызову» позволил бы решить еще одну задачу, длительное время не имеющую решения, - задачу повышения экономической эффективности малых и средних муниципальных предприятий. Практически 100% крупных государственных корпораций используют технологии управления проектами и уникальные системы сбалансированных (ключевых) показателей. Для малых и средних государственных и муниципальных предприятий, не столько капиталоемких, сколько трудоемких производств, решающих проблему занятости и обеспечения текущих нужд населения, данные решения остаются недоступными.

Причин много, большинство из них хорошо известны: закрытость результатов практик отраслевого применения, отсутствие квалифицированного персонала, высокая стоимость информационных технологий и их разовых внедрений, уникальность условий каждого предприятия не зависимо от масштаба, необходимость внесения корректив на всем

жизненном цикле проекта, сложность в разработке КР1 при использовании системы сбалансированных показателей и экономических критериев эффективности и т.д.

Мы сознательно допустили неточность, выделив малые и средние муниципальные предприятия из общего списка хозяйствующих субъектов государственного сектора. С июля 2015 года к малым и средним предприятиям относятся предприятия с годовым оборотом 800 млн. и 2 млрд. руб. соответственно (Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации"). Ранее для критериев отнесения существовал срок - «мораторий», в течение которого размеры предельного годового оборота оставались неизменными. Сегодня этого нет. Периодичность установления критериев отменяется в полном соответствии с традициями российского парламента, где, как известно, нет ничего более постоянного, чем перемены. 80 законов -именно столько было издано за всю историю советской власти и около 200 в наше время рассматривается Госдумой за одну только сессию. В соответствии с «антикризисным планом» это позволит расширить круг предприятий, имеющих право принимать участие в государственных и муниципальных программах поддержки малого и среднего предпринимательства (распоряжение Правительства РФ от 27 января 2015 г. № 98-р). Из вышесказанного следует вывод: количество малых и средних предприятий, вовлеченных в оборот государственного сектора экономики, в соответствии с «антикризисным планом» и под действием отрицательных тенденций в российской экономике будет только возрастать.

Но не зависимо от того, какие мотивы являются определяющими, какие цели обозначаются и какие доводы приводятся, можно сказать одно: причиной является исключительная роль малых и средних предприятий (малого и среднего бизнеса) в вопросах обеспечения занятости населения и их вкладе в развитие экономики.

В открытой печати приводятся данные о том, что вклад малых и средних предприятий составляет половину всего бюджета США, на этих предприятиях трудятся более 50% всех занятых в Америке, Германии и Великобритании; более 70 % занятых в таких странах, как Италия и Япония. В Европе на малые и средние предприятия приходится до 50% от общего объема экспорта. В России этот показатель в десятки раз меньше. Общепризнанно, что представители малого и среднего бизнеса составляют основу среднего класса в обществе, содействие развитию малых и средних предприятий со стороны государства повышает стабильность экономического строя, обеспечивает занятость, увеличивает разнообразие товаров и услуг.

В России, начиная с 1991 г., разрабатываются программы развития малых и средних предприятий, принят Федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации". Однако ни одна из программ, в том числе и закон, не содержат положений о необходимости создания специфических форм консультирования малых и средних предприятий. Преимущественно рассматриваются меры административного и экономического характера. А ведь по мнению западных и отечественных экономистов, сегодня компании конкурируют не столько продуктом, сколько системой управления.

И если со времен Ф. Тейлора западная школа консалтинга приобретала опыт, то в российской практике, в том числе и под влиянием исторической ретроспективы советского периода, когда предпринимательство и индивидуальная инициатива не приветствовались, такой опыт отсутствует.

Но повышение эффективности хозяйствующих субъектов государственного сектора, возможно, не самая актуальная задача. Тенденция последних лет - последовательное снижение управленческой роли государства; передача части контрольных функций экспертному сообществу; усиление, а точнее, возрождение контроля над административными органами со стороны общественности; развитие такой формы правления, как «электронное правительство»; развитие общественного самоуправления по территориям, как непосредственной формы демократии - для государства становится

приоритетной. На наш взгляд, именно эти два понятия могут стать драйверами роста консалтинга в новом для России формате - «G2G».

G2G (government to government) - взаимодействие государственных органов различного уровня, предполагающее обеспечение совместимости стандартов хранения информации и документооборота; подключение к единым компьютерным сетям органов государственной власти и управления разного уровня; реализация программ по информатизации различных отраслей; создание межведомственных, региональных и местных информационных систем и баз данных [5].

В данной трактовке сегмент G2G ближе к понятию «электронное управление», нежели к понятию «электронное правительство». В этом смысле, электронное управление представляется как множество различных административных схем, предполагающих использование партиями, госструктурами и гражданскими ассоциациями возможностей Интернета и других сетевых ресурсов в целях координации действий управляющих и управляемых, корректировки намеченных целей и т.д. Нам же в целях развития госконсалтинга более интересным представляется именно «электронное правительство».

В отличие от административно-иерархического подхода к государственному управлению, в иерархиях которого выделяется институт власти как центральный проектировщик решений, в «электронном правительстве» место проектировщика решений занимает относительно автономный актор - общественный и/или институциональный, например, общественное самоуправление.

Общественное самоуправление как воплощение территориальной демократии, по определению, должно быть людям особенно близко - не в понимании термина «шаговой доступности» подобно магазину, а по необходимости решения многочисленных вопросов ежедневного быта, которые в соответствии с принципом субсидиарности должны быть успешно реализованы в конкретном городском или сельском поселении. И если необходимость существования верховной власти - государства время от времени подвергается сомнению, то «право на жизнь» общественного самоуправления по территориальному принципу никто и никогда не оспаривал.

В современной России, начиная с 90-х годов, территориальное общественное самоуправление рассматривалось как возможность «выживания населения в период экономических реформ». Причиной тому была принятая модель приватизации с её последствиями в виде демографических проблем, обнищания и имущественного расслоения населения. Сегодня эти проблемы уже не так остры, однако новые времена порождают новые вызовы. Расширение контроля со стороны общественности за внутрифирменными процессами общинных и муниципальных предприятий, например, в сфере ЖКХ, требуют применения новых, высокоэффективных технологий, обеспечивающих прозрачность принимаемых решений, осуществляемых вложений и достигаемых результатов.

Во всем мире, равно как и в России, для обеспечения «прозрачности» предприятия используются технологии, основанные на управлении проектами и системы класса ERP [6]. Для обеспечения общественного контроля в России существуют такие организации, как НКО (здесь и далее некоммерческая организация) и правозащитные организации. Следует заметить, что НКО - основная форма организации, реализуемая при создании TOC (здесь и далее территориальное общественное самоуправление).

Целью организации TOC в соответствии с федеральным законом №131-Ф3 "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» является «...самоорганизация граждан ... для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения». К таковым, по мнению граждан, относятся: благоустройство — 77% опрошенных (здесь и далее использованы данные сайта «Левада-Центр»); местный общественный транспорт — 61%; культура и досуг — 56%; работа школ и детских садов — 49%; физкультура и массовый спорт — 48%.

Введенный в 2014 году Федеральный закон №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» позволяет расширить функции TOC, добавив к ним функцию контроля «...за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций».

Все вышесказанное подчеркивает значимость существования института общественного самоуправления по территориальному признаку. Однако на деле организация TOC сталкивается с многочисленными проблемами. В качестве главных можно выделить: отсутствие в органах местного самоуправления грамотных социальных менеджеров и организаторов, способных содействовать самоорганизации жителей; недостаток локальных, региональных и федеральных инвестиций в сферу развития TOC. И здесь ещё раз необходимо вспомнить о функциональных возможностях ERP-систем с возможностью оперативного управления (MES) организацией TOC, в том числе её финансами.

Сложно в рамках данной статьи отразить всю многогранность использования ERP-системы в управлении организацией. Однако попробуем показать, каким образом функциональные возможности систем класса MES в составе ERP-систем способствуют выполнению задач оперативного управления организацией TOC (табл.).

Таблица. Функциональные возможности систем класса MES и задачи оперативного

управления организацией TOC

Функциональные возможности МЕБ Задачи оперативного управления организацией TOC

Управление производством Определения целей деятельности и задач TOC: физические (материальные), социальные, личностные, финансовые и т.д.

Управление производственным процессом Определение приоритетов деятельности

Управление материальным потоком производства Выявление реальных ресурсов для решения проблем

Управлять себестоимостью производства Финансовое планирование, определение источников и порядка финансирования, работа над снижением издержек

Сквозной вертикальный контроль Управление персоналом и ведение необходимой отчетности по суммам доходов и расходов в соответствии с требованиями

Следующими важными функциями систем класса MES является использование диаграммы Ганта в планировании процессов и стадий проекта. Использование диаграммы Ганта в управлении организацией TOC, как показывает практика, предоставляет возможность стратегического планирования деятельности, а в сочетании с финансовым планированием денежных потоков (составление плана движения денежных средств -функциональная возможность ERP-системы) позволяет получать прогнозные характеристики по многим аспектам деятельности, например, эффективности достижения поставленного результата.

Таким образом, создание национальной ассоциации консультантов в сфере госконсалтинга; выработка технического регламента как основы для саморегулирования в сфере госконсалтинга; узаконивание в штате муниципальных и государственных предприятий должности консультанта; узаконивание возможности одномоментно и на ограниченный срок привлекать консультанта необходимого профиля и уровня подготовки; протекционистские меры в системе государственных закупок, подобные мерам по обеспечению участия малых предприятий и предприятий социальной направленности; изменение системы мотивации топ-менеджеров вузов и НИИ, где главным фактором является административный ресурс, а не количество принимаемых управленческих рисков, в том числе, за развитие новых направлений; привлечение в деятельность вузов и НИИ социальных технологий развития местного самоуправления, когда администрация обязана

содействовать развитию малых предприятий при вузе или НИИ не на словах, а на деле, это только краткий перечень мер, необходимых для создания нового, а вернее, хорошо забытого с советских времен сектора государственного консалтинга, основой которого является не коммерциализация и поддержка частного сектора, а взаимное сотрудничество предприятий одинаковой (государственной) формы собственности.

Литература

1. Эпштейн Д.Б. Изменение в экономической политике - минимально необходимые шаги // Экономическое возрождение России. - 2015. - №2 (44). - С. 43-48.

2. Ткаченко Е.А. Влияние санкций на функционирование предприятий и организаций Северо-Западного федерального округа // Международные санкции: угрозы, вызовы и возможности для модернизации экономики России: Сб. научн. тр. / Под общ. ред. д-ра экон. наук, проф. С.Д. Бодрунова ; Науч. ред. д-р экон. наук, проф. Е.М. Рогова и д-р экон. наук., проф. Е.А. Ткаченко. - СПб. : Изд-во Политехи. Ун-та, 2014. - С. 20-25.

3. Российский консалтинг, 2014 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// raexpert.ru/ ratings/ consulting/2014/, свободный.

4. FEACO (Европейская Федерация Ассоциаций Управленческого Консультирования)

[Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.feaco.org/, свободный.

5. Соловьев А.И. Принятие и исполнение государственных решений: Учеб. пособие для студентов вузов. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство «Аспект Пресс», 2015. — 496 с.

6. Шестоперов С.А. Современные подходы к построению модели управления финансами в ERP-системе сельскохозяйственного предприятия // Научное обеспечение развития АПК в условиях реформирования: Сб. науч. трудов СПбГАУ. - СПб, 2011. - №23. - С. 284-288.

УДК 334.021

Соискатель С.С. ШИБАЕВА

(НГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук Ю.А. МАКУРИНА (НГАУ, [email protected]) Канд. экон. наук С.С. ЦУКАРЕВ (НГАУ, [email protected])

АКТИВИЗАЦИЯ УЧАСТИЯ СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫХ НКО НА СЕЛЕ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Механизмы государственного регулирования инвестиционной политики АПК, «третий сектор» экономики, активизация участия социально ориентированных некоммерческих организаций в развитии сельского хозяйства, бюджетирование, гранты, субсидии, мероприятия федеральной и региональной целевых программ

Как экономическая подсистема государства агропромышленный комплекс является важнейшей составной частью экономики России, которая посредством использования огромного ресурсно-экономического потенциала производит жизненно важную для общества продукцию. В свою очередь сельское хозяйство, являясь одной из подсистем агропромышленного комплекса, занимает особое место как в агропромышленном комплексе, так и во всем народном хозяйстве страны. В период реформирования в обеих подсистемах возникло множество проблем, часть из которых (в том числе и социально ориентированных) преодолевается за счет государственной поддержки отрасли. Как правило, в любой стране эта важнейшая стратегическая отрасль экономики является дотируемой, поэтому ее эффективное развитие невозможно без постоянной помощи со стороны государства. Кроме этого, в сельскохозяйственном производстве работают люди, которые постоянно нуждаются в социальной защите, повышении качества жизни, обеспечении достойных условий труда и т.д. Авторы считают, что решение этих проблем можно обеспечить тремя путями:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.